ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
торые физики, однако, выступили против такого понимания ОТО. TIo их мнению, ковариантность не связана с требова нием общей теории относительности. В ковариантной форме
могут быть записаны любые физические законы. Что же ка
|
сается ОТО, то она представляет собой не обобщение прин |
|||||
|
ципа относительности, а теорию гравитационного поля. Тако |
|||||
|
го понимания ОТО придерживается, в |
частности, академик |
||||
|
В. А. Фок. |
|
|
не |
столько физическая |
|
|
Операционалистов интересует |
|||||
|
интерпретация ОТО, сколько философские аспекты ковари |
|||||
|
антности. Известно, что Эйнштейн связывал понятие кова |
|||||
|
риантности |
физических |
законов с их общезначимостью и |
|||
|
объективностью. Однако, |
как полагает Бриджмен, законы |
||||
|
не могут быть общезначимыми, потому что опыт, на основе |
|||||
|
которого они формулируются, индивидуален. Выступая про |
|||||
|
тив различия между общими законами природы и феномена |
|||||
|
ми, проводимого Эйнштейном, |
Бриджмен замечает: «Это |
||||
|
различие является фундаментальным, потому что общие за |
|||||
|
коны могут быть представлены в ковариантном виде. Я пола |
|||||
|
гаю, однако, что анализ должен показать нам, что не суще |
|||||
|
ствует способа, который бы мог сделать понятие «общего за |
|||||
|
кона» операционально строгим» [1, с. 353]. Далее Бриджмен |
|||||
|
пишет: «...наиболее радикальной особенностью мировоззре |
|||||
|
ния Эйнштейна, нашедшего свое выражение в общей теории |
|||||
|
относительности, является то, что он верит в возможность |
|||||
|
выхода за рамки специальной точки зрения индивидуального |
|||||
|
наблюдателя и возведения ее в нечто универсальное, «обще |
|||||
|
значимое» и «реальное». Я, со своей стороны, занимаю пози |
|||||
|
цию, согласно которой тщательный анализ всего, что мы де |
|||||
|
лаем в физике, указывает на общую невозможность выхода |
|||||
|
за пределы исходной точки зрения индивидуального наблю |
|||||
|
дателя» [1, с. 349]. Как мы видим, операционалистская кри |
|||||
|
тика общей теории относительности приобретает ярко выра |
|||||
|
женный философский оттенок. Она переходит в критику объ |
|||||
|
ективного содержания не только ОТО, но и всей физики. |
|||||
|
Критики ОТО видят ее недостаток не только в том, что |
|||||
|
она |
насыщена физически |
неинтерпретированными математи |
|||
I |
ческими понятиями, но и |
в том, что она в большей степени, |
||||
ɔ |
чем |
это |
допустимо для |
физической теории, опирается на |
||
|
философские постулаты. |
Это, по |
их мнению, придает ОТО |
iабстрактный характер, отдаляет ее от опыта. Критические
замечания такого рода можно встретить в работах амери
канского астрофизика Р. Дикки, разрабатывающего альтер68
нативную ОТО скалярно-тензорную |
теорию гравитации. |
Философские соображения сыграли |
важную роль в трак |
товке Эйнштейном гравитации как геометрического феноме на. Вообще говоря, логически допустимы самые различные виды общековариантных уравнений, описывающих гравита цию. Можно было бы поставить вопрос так: пусть опыт ре шит, какие из них неверны. В противоположность этому, от мечает Дикки, в рамках геометрической трактовки Эйнштей
на, альтернативные теории «устраняются философскими ар
гументами, ---- Которых......основывается эта трактовка»
[5, с. ІД^т'і^Д’пр’йм’е'р^мётодологйпескйми недостатками ре-
лятивистских теории гравитации в плоскоім пространстве
можно считать нефизические гипотезы о принципиально не
наблюдаемом абсолютном времени, о влиянии на все про цессы ненаблюдаемой величины — потенциала тяготения
[см. 6, с. 62—63]'.^ Скалярно-тензорная теория Дикки также
неудовлетворительна е точки зрения философских сообра
жений, лежащих в основе ОТО. Она рассматривает грави тацию с дуалистической точки зрения, как феномен, пред ставляющий сочетание тензорного и скалярного полей и поэтому лишь частично связанный с геометрией пространст
ва. Однако Дикки сознательно жертвует принципами един ства и простоты для того, «чтобы наблюдения имели боль
ший вес при обосновании теории» [5, с. 1251.
Но можно ли физическую теорию обосновать лишь эмпи
рически, не обращйясь к философским соображениям? Это,
видимо, сделать нельзя. Каждая физическая теория строится на основаниях четырех видов: физико-эмпирических (дан
ные эксперимента и наблюдений)/^изико-теоретических (ос
новные физические принципы и законы), логических (тип логики и вытекающие из него логические критерии) и фило софских. Последние три основания могут быть названы внеэмпирическими по отношению к данному конкретному опыту, потому что они однозначно не вытекают из него, хотя они
ине априорны, так как сформировались на основе практики
инаучного познания. Философские принципы и критерии, принадлежащие к области оснований физики, являются важ
ным и неустранимым элементом физического познания. Кри тика этих принципов никогда не ведет к их полному аннули рованию, она ведет лишь к замене одних из них другими.
Так, операционализм, отвергая философские критерии смыс
ла физических утверждений, которые принимаются ОТО, вво дит другие, противоположные философские критерии. В тео-
69
|
ретических построениях Дикки важную |
роль играет такой |
|
полуфилософский принцип, как принцип Маха. |
|
|
Подведем итоги. Операционалистская критика ОТО на |
|
|
правлена не только против ОТО, но и против некоторых ха |
|
|
рактерных черт стиля научного мышления современной фи |
|
|
зики в целом. Принятие утверждений операционализма при |
|
I |
вело бы к существенному ограничению и обеднению содер |
|
|
жания всей современной физики. |
|
! |
Итак, операциоиализм находится в оппозиции по отноше- |
|
нию к современному стилю физического |
мышления. Каково |
'же его положение в современной физике? В философских
принципах, из которых исходит операциоиализм, можно най
ти элементы эмпиризма, номинализма и даже субъективизма
(например, у Бриджмена), которые |
делают его близким |
в одних вопросах инструментализму, |
в других — раннему |
неопозитивизму. Однако все же было бы, видимо, неправиль
но считать операциоиализм чисто философской концепцией, которая относится к физике только как некоторая ее интер претация. Хотя операциоиализм и связан с философией — это
прежде всего направление в основаниях физики.
Как направление в основаниях физики, операциоиализм
имеет некоторые общие черты с математическим интуицио
низмом Л. Брауэра. Общим является не только то, что интуи
ционизм подобно операционализму нельзя считать чисто фи лософским направлением, хотя его критика классической математики основывалась на некоторых философских уста новках. Конструктивному заданию математических объектов
у интуиционизма соответствует операциональное задание со держания понятий у операционализма. Ограничение интуиционистами математики только конструктивными объектами повлекло за собой отрицание значительной части классиче
ской математики. Аналогичная картина наблюдается в фи зике, где операционалистский критерий осмысленности физи ческих понятий и утверждений приводит к исключению из
науки целого ряда важных отраслей знания — ОТО, космо
гонии, космологии.
Однако между этими направлениями имеется и существен
ное различие. Развитие математического интуиционизма
привело к появлению конструктивной математики, которая
добилась ряда выдающихся результатов (достаточно упомя
нуть решение знаменитой десятой проблемы Гильберта).
Дает ли нечто подобное операциоиализм? Попытки позитив
ного применения доктрины операционализма мы находим в
70
книге Бриллюэна «Новый взгляд на теорию относительно сти». Однако Бриллюэн не выходит за рамки реинтерпретации уже полученных результатов в СТО и туманных прогнозов относительно путей развития теории гравитации. Единствен
но определенное, что несет с собой операционализм, — это
негативное отношение к некоторым разделам физики. Но без
позитивного нового |
операционализм, естественно, никогда |
не ожидает судьба |
его математического двойника — матема |
тического интуиционизма.
В заключение следует сказать, что реабилитация ОТО перед лицом тех обвинений, которые были выдвинуты против нее операционализмом, конечно, не означает решения всех
проблем, стоящих перед ней, в частности, проблемы более полного ее эмпирического обоснования. Проблемы эти оста
ются. Но, как показывает анализ операционализма, вряд ли они могут быть решены путем тех рецептов, которые опера
ционализм предлагает.
ЛИТЕРАТУРА
1. P. W. Bridgman. Einstein’s Theories and the Operational Point of
View.— In: Albert |
Einstein: Philosopher-scientist. London, 1970. |
|
|
2. |
Бриллюэн Л. Новый взгляд на теорию относительности. Μ., 1972. |
||
3. |
Эйнштейн А. Замечания к статьям. — Собр. науч, трудов, |
т. IV. |
|
Μ., 1967. |
Физическая теория, ее цель и строение, СПб., |
1910. |
|
4. |
Дюг ем П. |
5.Дикки Р. Теория гравитации и наблюдения. — Эйнштейновский
сборник, 1969—1970. Μ., 1970.
6.Зельдович Я. Б., Новиков И. Д. Релятивистская астрофизика. Μ., 1967.
Б. Я. ПАХОМОВ
О КРИТЕРИЯХ ВЫБОРА МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ
КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ
Как хорошо известно, А. Эйнштейн, будучи великим пре
образователем естествознания XX в., в то же самое время не принял квантовую механику в ее известной ныне форме
и в ее интерпретации, данной И. Бором и В. Гейзенбергом.
«Принципиально неудовлетворительным в этой теории,—
писал А. Эйнштейн, — на мой взгляд, является ее отношение к тому, что я считаю высшей целью всей физики: полному описанию реального состояния произвольной системы (суще
ствующего, по предположению, независимо от акта наблюде ния или существования наблюдателя)» [3, с. 296]. Не сомне ваясь в том, что в пределах своей применимости вероятност
ные предсказания квантовой механики прекрасно согласуют ся с наблюдениями, А. Эйнштейн не мог поверить в то, что
физики «раз и навсегда должны отказаться от идеи прямого
изображения физической реальности в пространстве и вре
мени» и согласиться с мнением, будто «явления в природе подобны азартным играм» [4, с. 238].
История многолетних дискуссий А. Эйнштейна с Н. Бором
по принципиальным вопросам квантовой механики весьма
поучительна [см. 8]. Принято считать, что в этой полемике
А. Эйнштейн был неправ, однако, к сожалению, далеко не всегда имеется стремление выяснить, в чем же именно и по чему ученый такого масштаба, как А. Эйнштейн, неправ, ка
ким образом он мог «не понять» квантовую механику.
72