Файл: Философия и физика [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

торые физики, однако, выступили против такого понимания ОТО. TIo их мнению, ковариантность не связана с требова­ нием общей теории относительности. В ковариантной форме

могут быть записаны любые физические законы. Что же ка­

 

сается ОТО, то она представляет собой не обобщение прин­

 

ципа относительности, а теорию гравитационного поля. Тако­

 

го понимания ОТО придерживается, в

частности, академик

 

В. А. Фок.

 

 

не

столько физическая

 

Операционалистов интересует

 

интерпретация ОТО, сколько философские аспекты ковари­

 

антности. Известно, что Эйнштейн связывал понятие кова­

 

риантности

физических

законов с их общезначимостью и

 

объективностью. Однако,

как полагает Бриджмен, законы

 

не могут быть общезначимыми, потому что опыт, на основе

 

которого они формулируются, индивидуален. Выступая про­

 

тив различия между общими законами природы и феномена­

 

ми, проводимого Эйнштейном,

Бриджмен замечает: «Это

 

различие является фундаментальным, потому что общие за­

 

коны могут быть представлены в ковариантном виде. Я пола­

 

гаю, однако, что анализ должен показать нам, что не суще­

 

ствует способа, который бы мог сделать понятие «общего за­

 

кона» операционально строгим» [1, с. 353]. Далее Бриджмен

 

пишет: «...наиболее радикальной особенностью мировоззре­

 

ния Эйнштейна, нашедшего свое выражение в общей теории

 

относительности, является то, что он верит в возможность

 

выхода за рамки специальной точки зрения индивидуального

 

наблюдателя и возведения ее в нечто универсальное, «обще­

 

значимое» и «реальное». Я, со своей стороны, занимаю пози­

 

цию, согласно которой тщательный анализ всего, что мы де­

 

лаем в физике, указывает на общую невозможность выхода

 

за пределы исходной точки зрения индивидуального наблю­

 

дателя» [1, с. 349]. Как мы видим, операционалистская кри­

 

тика общей теории относительности приобретает ярко выра­

 

женный философский оттенок. Она переходит в критику объ­

 

ективного содержания не только ОТО, но и всей физики.

 

Критики ОТО видят ее недостаток не только в том, что

 

она

насыщена физически

неинтерпретированными математи­

I

ческими понятиями, но и

в том, что она в большей степени,

ɔ

чем

это

допустимо для

физической теории, опирается на

 

философские постулаты.

Это, по

их мнению, придает ОТО

iабстрактный характер, отдаляет ее от опыта. Критические

замечания такого рода можно встретить в работах амери­

канского астрофизика Р. Дикки, разрабатывающего альтер68


нативную ОТО скалярно-тензорную

теорию гравитации.

Философские соображения сыграли

важную роль в трак­

товке Эйнштейном гравитации как геометрического феноме­ на. Вообще говоря, логически допустимы самые различные виды общековариантных уравнений, описывающих гравита­ цию. Можно было бы поставить вопрос так: пусть опыт ре­ шит, какие из них неверны. В противоположность этому, от­ мечает Дикки, в рамках геометрической трактовки Эйнштей­

на, альтернативные теории «устраняются философскими ар­

гументами, ---- Которых......основывается эта трактовка»

[5, с. ІД^т'і^Д’пр’йм’е'р^мётодологйпескйми недостатками ре-

лятивистских теории гравитации в плоскоім пространстве

можно считать нефизические гипотезы о принципиально не­

наблюдаемом абсолютном времени, о влиянии на все про­ цессы ненаблюдаемой величины — потенциала тяготения

[см. 6, с. 62—63]'.^ Скалярно-тензорная теория Дикки также

неудовлетворительна е точки зрения философских сообра­

жений, лежащих в основе ОТО. Она рассматривает грави­ тацию с дуалистической точки зрения, как феномен, пред­ ставляющий сочетание тензорного и скалярного полей и поэтому лишь частично связанный с геометрией пространст­

ва. Однако Дикки сознательно жертвует принципами един­ ства и простоты для того, «чтобы наблюдения имели боль­

ший вес при обосновании теории» [5, с. 1251.

Но можно ли физическую теорию обосновать лишь эмпи­

рически, не обращйясь к философским соображениям? Это,

видимо, сделать нельзя. Каждая физическая теория строится на основаниях четырех видов: физико-эмпирических (дан­

ные эксперимента и наблюдений)/^изико-теоретических (ос­

новные физические принципы и законы), логических (тип логики и вытекающие из него логические критерии) и фило­ софских. Последние три основания могут быть названы внеэмпирическими по отношению к данному конкретному опыту, потому что они однозначно не вытекают из него, хотя они

ине априорны, так как сформировались на основе практики

инаучного познания. Философские принципы и критерии, принадлежащие к области оснований физики, являются важ­

ным и неустранимым элементом физического познания. Кри­ тика этих принципов никогда не ведет к их полному аннули­ рованию, она ведет лишь к замене одних из них другими.

Так, операционализм, отвергая философские критерии смыс­

ла физических утверждений, которые принимаются ОТО, вво­ дит другие, противоположные философские критерии. В тео-

69


 

ретических построениях Дикки важную

роль играет такой

 

полуфилософский принцип, как принцип Маха.

 

Подведем итоги. Операционалистская критика ОТО на­

 

правлена не только против ОТО, но и против некоторых ха­

 

рактерных черт стиля научного мышления современной фи­

 

зики в целом. Принятие утверждений операционализма при­

I

вело бы к существенному ограничению и обеднению содер­

 

жания всей современной физики.

 

!

Итак, операциоиализм находится в оппозиции по отноше-

нию к современному стилю физического

мышления. Каково

'же его положение в современной физике? В философских

принципах, из которых исходит операциоиализм, можно най­

ти элементы эмпиризма, номинализма и даже субъективизма

(например, у Бриджмена), которые

делают его близким

в одних вопросах инструментализму,

в других — раннему

неопозитивизму. Однако все же было бы, видимо, неправиль­

но считать операциоиализм чисто философской концепцией, которая относится к физике только как некоторая ее интер­ претация. Хотя операциоиализм и связан с философией — это

прежде всего направление в основаниях физики.

Как направление в основаниях физики, операциоиализм

имеет некоторые общие черты с математическим интуицио­

низмом Л. Брауэра. Общим является не только то, что интуи­

ционизм подобно операционализму нельзя считать чисто фи­ лософским направлением, хотя его критика классической математики основывалась на некоторых философских уста­ новках. Конструктивному заданию математических объектов

у интуиционизма соответствует операциональное задание со­ держания понятий у операционализма. Ограничение интуиционистами математики только конструктивными объектами повлекло за собой отрицание значительной части классиче­

ской математики. Аналогичная картина наблюдается в фи­ зике, где операционалистский критерий осмысленности физи­ ческих понятий и утверждений приводит к исключению из

науки целого ряда важных отраслей знания — ОТО, космо­

гонии, космологии.

Однако между этими направлениями имеется и существен­

ное различие. Развитие математического интуиционизма

привело к появлению конструктивной математики, которая

добилась ряда выдающихся результатов (достаточно упомя­

нуть решение знаменитой десятой проблемы Гильберта).

Дает ли нечто подобное операциоиализм? Попытки позитив­

ного применения доктрины операционализма мы находим в

70



книге Бриллюэна «Новый взгляд на теорию относительно­ сти». Однако Бриллюэн не выходит за рамки реинтерпретации уже полученных результатов в СТО и туманных прогнозов относительно путей развития теории гравитации. Единствен­

но определенное, что несет с собой операционализм, — это

негативное отношение к некоторым разделам физики. Но без

позитивного нового

операционализм, естественно, никогда

не ожидает судьба

его математического двойника — матема­

тического интуиционизма.

В заключение следует сказать, что реабилитация ОТО перед лицом тех обвинений, которые были выдвинуты против нее операционализмом, конечно, не означает решения всех

проблем, стоящих перед ней, в частности, проблемы более полного ее эмпирического обоснования. Проблемы эти оста­

ются. Но, как показывает анализ операционализма, вряд ли они могут быть решены путем тех рецептов, которые опера­

ционализм предлагает.

ЛИТЕРАТУРА

1. P. W. Bridgman. Einstein’s Theories and the Operational Point of

View.— In: Albert

Einstein: Philosopher-scientist. London, 1970.

 

2.

Бриллюэн Л. Новый взгляд на теорию относительности. Μ., 1972.

3.

Эйнштейн А. Замечания к статьям. — Собр. науч, трудов,

т. IV.

Μ., 1967.

Физическая теория, ее цель и строение, СПб.,

1910.

4.

Дюг ем П.

5.Дикки Р. Теория гравитации и наблюдения. — Эйнштейновский

сборник, 1969—1970. Μ., 1970.

6.Зельдович Я. Б., Новиков И. Д. Релятивистская астрофизика. Μ., 1967.

Б. Я. ПАХОМОВ

О КРИТЕРИЯХ ВЫБОРА МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ

КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ

Как хорошо известно, А. Эйнштейн, будучи великим пре­

образователем естествознания XX в., в то же самое время не принял квантовую механику в ее известной ныне форме

и в ее интерпретации, данной И. Бором и В. Гейзенбергом.

«Принципиально неудовлетворительным в этой теории,—

писал А. Эйнштейн, — на мой взгляд, является ее отношение к тому, что я считаю высшей целью всей физики: полному описанию реального состояния произвольной системы (суще­

ствующего, по предположению, независимо от акта наблюде­ ния или существования наблюдателя)» [3, с. 296]. Не сомне­ ваясь в том, что в пределах своей применимости вероятност­

ные предсказания квантовой механики прекрасно согласуют­ ся с наблюдениями, А. Эйнштейн не мог поверить в то, что

физики «раз и навсегда должны отказаться от идеи прямого

изображения физической реальности в пространстве и вре­

мени» и согласиться с мнением, будто «явления в природе подобны азартным играм» [4, с. 238].

История многолетних дискуссий А. Эйнштейна с Н. Бором

по принципиальным вопросам квантовой механики весьма

поучительна [см. 8]. Принято считать, что в этой полемике

А. Эйнштейн был неправ, однако, к сожалению, далеко не всегда имеется стремление выяснить, в чем же именно и по­ чему ученый такого масштаба, как А. Эйнштейн, неправ, ка­

ким образом он мог «не понять» квантовую механику.

72