ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Дело в том, что квантовая механика вносила изменения радикального характера не просто в систему физических
представлений, а в систему основных исходных понятий,
основных исходных идеализаций, лежавших на самом фун
даменте физической науки, в том числе и тех исходных идеа лизаций, которые были общими для классической и реляти
вистской физики.
Концептуальной основой классической физики выступа
ли такие понятия, как понятие материальной точки, движу
щейся по определенной траектории, обладающей в каждый момент времени строго определенными (в принципе) значе
ниями всех сопоставляемых с нею физических величин. Разу
меется, введение понятия материальной точки, приписывание
ей абсолютно определенного (в принципе), точечного, так
сказать, положения в пространстве в любой определенный (точечный) момент времени и т. д. — все это были идеали
зации. Но это были как раз того рода идеализации, которые,
как это подчеркивал В. И. Ленин, позволяют понимать при
роду глубже, вернее, полнее [см. 2, с. 152]. Важнейший прин
цип физического описания в классической релятивистской
физике А. Эйнштейн охарактеризовал как «прямое изобра
жение физической реальности в пространстве и времени»
средствами теории. Другими словами, физическая теория
отражала действительные процессы, и если даже пред
сказание относилось к будущему, рассматривались будущие
действительные процессы.
А. Эйнштейн, как это с полной очевидностью следует из
анализа его работ [см., напр., 5], исходил из фундаменталь
ной для всей классической физики методологической и миро воззренческой предпосылки — идеализации, в соответствии с которой любому объекту постоянно присущ набор качествен
но и количественно определенных (абсолютно определенных)
свойств, отражаемых полным набором физических величин.
Мы можем не знать, импульс или координату частицы, можем
измерять их с той или иной степенью точности, но опреде
ленные значения всех физических величин всегда присущи
объекту.
В силу этого А. Эйнштейн считал программным принцип,
гласящий, что «существует нечто вроде «реального состоя ния» физической системы, существующего объективно, неза
висимо от какого бы то ни было наблюдения или измерения,
которое в |
принципе можно описать с помощью имеющихся |
в физике |
средств (т. е., как следует из контекста, системы |
73
основных исходных идеализаций — понятий. — Б. П.). <...>.
Никто, например, не сомневается в том, что центр тяжести
Луны в некоторый наперед заданный момент времени зани мает вполне определенное положение даже в том случае,
если нет никакого (реального или потенциального) наблюда
теля» [6, с. 624]. Отказ от этого общего принципа, как счи
тал А. Эйнштейн, неотвратимо ведет к солипсизму Ісм.. там же], т. е. к мировоззренческим и методологическим уста
новкам, несовместимым с естествознанием.
Сколь ни было диковинным и непривычным, что масса
тела, интервал длины и времени в теории А. Эйнштейна ока
зались относительными величинами, само понятие относи
тельности к системе отсчета не было чуждым классической физике. Сколь ни было бы революционным изменение пред
ставлений о пространстве и времени в специальной, а затем
и в общей теории относительности, по-прежнему сохраняли
силу идеализации материальной точки, ее движения по опре
деленной траектории, вполне определенных значений всех
физических величин (хотя бы и относительных к системе отсчета). В классической физике, равно как и в релятивист ской, неизвестно такое положение вещей, когда объекту
невозможно приписать определенные значения ряда физиче ских величин (т. е. определенные физические свойства), если
фактически не было осуществлено соответствующее измере
ние. Причем нельзя приписать, даже гипотетически — как не известные нам, но реально присущие объекту значения.
Вспомним в этой связи полное глубокого драматизма
возражение А. Эйнштейна в адрес копенгагенской интерпре
тации, которое В. Гейзенберг передает следующими слова
ми: «...даже если ее утверждения относительно вероятностей атомных процессов вполне правильны, эта интерпретация все-
таки не дает никакого описания того, что происходит на σaмом деле, независимо от наблюдений или между нашими на блюдениями. Что-нибудь должно ведь, однако, происхо
дить— в этом мы можем не сомневаться. <...> Нельзя до
пустить, что квантовая физика относится к акту наблюде
ния» [9, с. 116].
Сама такая постановка вопроса исходит из фундамен тальной для классической физики методологической предпо
сылки, что любому объекту постоянно присущ определенный
набор качественно и количественно вполне определенных
свойств. Мы можем не знать некоторые из них, но они всегда
присущи объекту. Эта предпосылка выступает и лейтмотивом
74
известной статьи А. Эйнштейна, Б. Подольского и Н. Розена
о полноте квантовомеханического описания |
[см. 7]. |
В рамках классических представлений идеализация абсо |
|
лютной определенности всех свойств была |
концептуальной |
основой всякого физического знания, всякой физической тео рии [см. также 10]. Можно было спорить о чем угодно дру
гом, но казалось немыслимым представить себе объект без
определенных значений всех присущих ему физических вели
чин в любой момент времени, т. е. без определенных свойств.
Естественно, это представлялось обязательным и для кван
товых процессов, тем более, что в рамках квантовой механи
ки измерение все же дает определенные (в принципе абсо лютно определенные) значения соответствующих физических
величин. Если измерение позволяет эти значения получить, то кажется парадоксальным утверждение, что частица ими не обладала до измерения.
Осознание ограниченности системы фундаментальных идеа лизаций, лежавших в основе самого способа описания физи ческих процессов в классической науке и отражавших весьма
общие особенности реальной действительности на макроско
пическом уровне, оказалось делом нелегким. Здесь оправда лись слова одного известного физика: «Гораздо легче изме
рять, чем понимать, что измеряется». В данном случае их
можно перефразировать и так: «Гораздо легче вычислять/^
чем понимать, что вычисляется». Проблема истолкования, /
интерпретации математического формализма квантовой ме- у ханики, т. е. выявления его физического содержания, стала у
ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ методологических проблем современной
физики, породившей острые дискуссии на протяжении почти Д
полувека. ---------
Сила, устойчивость классической системы идеализации
оказалась столь большой, что надолго ведущими направле
ниями интерпретации квантовой механики стали те направ
ления, в которых отход от классической системы идеа
лизаций, их неприменимость или ограниченная применимость
стали объясняться различного рода неудачными совпадения
ми обстоятельств — техническими, психологическими, гносео
логическими, даже лингвистическими трудностями, а вовсе не
тем, что сама классическая система идеализаций нуждалась
в пересмотре по объективным основаниям — в силу специфи ки микромира. В известной мере положение вещей напоми нало то положение, которое имело место в электродинамике
движущихся сред до появления работ А. Эйнштейна: отри-
75
цательный результат опыта Майкельсона — Морли объяснял ся различного рода случайным стечением обстоятельств, но не тем, что некоторые фундаментальные представления клас
сической физики необходимо было пересмотреть в принципе.
В качестве примера |
можно напомнить здесь |
некоторые |
|
варианты объяснения |
необычных |
особенностей |
квантово |
механического описания: |
|
|
объекта |
1. Имеет место неконтролируемое возмущение |
|||
со стороны измерительных приборов. |
координата и др.) не |
||
2. Классические понятия (импульс, |
пригодны в новой области явлений, но мы все же должны
ими пользоваться и поэтому возникает несоответствие кван
товой механики традициям классической физики. На вопрос
о том, почему же физики должны пользоваться не совсем
подходящими понятиями, имелось богатое разнообразие от
ветов:
а) приборы являются классическими, и поэтому мы не можем расстаться с применением классических понятий;
б) мы должны применять классические понятия потому,
что таков наш язык, мы не сможем иначе понимать друг
друга и т. п.
3. Мы не знаем и не можем знать, что происходит в про
межутке между наблюдениями, ибо наше знание представ ляет собой всегда лишь описание непосредственно наблюдае
мого (аргумент из области гносеологии позитивистского
толка).
4. Квантовомеханическое состояние не есть отражение состояния самого микрообъекта, оно представляет собой только (!?) запись состояния знаний наблюдателя (не ме
нее сомнительное с точки зрения принципов теории познания
утверждение).
Имели место и отдельные высказывания об ограниченно
сти самого классического стиля мышления; но первоначаль
но они не были должным образом выделены и конкретизиро
ваны.
Естественно возникал вопрос о том, сколько таких пред
положений необходимо принять, чтобы достаточно полно
охарактеризовать происхождение необычных особенностей
квантовомеханического способа описания физических про цессов.
В работах Н. Бора и В. Гейзенберга можно найти весьма
широкий спектр различных предположений относительно
происхождения особенностей квантовомеханического способа
76
описания. |
|
Уже из соображений, вытекающих |
из |
принципа |
|
|
|||||||||
простоты |
|
(не изобретать многих причин для объяснения то |
|
|
|||||||||||
го, что можно объяснить одной или немногими причинами), |
|
|
|||||||||||||
исследователи |
проблемы |
интерпретации |
квантовой |
механи |
|
|
|||||||||
ки |
предпринимали |
многочисленные попытки |
найти мини |
|
|
||||||||||
мальное число таких допущений, которые были бы доста |
|
|
|||||||||||||
точны для объяснения особенностей квантовой механики и |
|
|
|||||||||||||
для |
построения |
логичной |
и естественной |
интерпретации ее |
|
|
|||||||||
математического формализма. |
|
исследования |
является |
|
|
||||||||||
Необходимым моментом такого |
|
|
|||||||||||||
решение проблемы выбора между различными |
вариантами |
|
|
||||||||||||
интерпретации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Понятно, что для выбора интерпретации квантовой ме |
|
|
|||||||||||||
ханики необходимы осознанные и обоснованные |
критерии. |
|
|
||||||||||||
Анализ проблемы выбора интерпретации и проблемы обосно |
|
|
|||||||||||||
вания критериев такого выбора и будет основной нашей за |
|
|
|||||||||||||
дачей [см. |
также 11 —13], |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
О понятии выбора между интерпретациями. Под интер- , |
|
У |
|||||||||||||
претацией |
мы |
здесь понимаем |
(в |
соответствии |
с |
общепри- Ч |
|||||||||
нятым толкованием) соотнесение символов формализован- |
/ |
|
|||||||||||||
ной теории и отношений 'междУ’"й11мТі с идеализированными |
1\ |
|
|||||||||||||
θ6pa5⅛Mli' |
|
объектив ∙∏--QT4fCTgeΠTrtΠTieK0Tθpθli предметной об- |
/ |
|
|||||||||||
ласти. |
Как известии" kʃ бї |
развития геометрии, а также |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
іьіта |
I |
|
||||||||
фбрмйльной логики, одна и та же формализованная система |
( |
|
|||||||||||||
может быть интерпретирована различными способами и при- |
|
||||||||||||||
менена |
|
к |
существенно |
различным предметным |
областям. |
I| |
|
||||||||
Интерпретации, |
удовлетворяющие |
естественному |
условию, |
( |
|
||||||||||
что отношения между идеализированными образами объек- |
|
||||||||||||||
тов некоторой предметной области изоморфны отношениям |
|
|
|||||||||||||
между соотнесенными с этими объектами символами фор |
|
|
|||||||||||||
мализованной теории, будем называть правильными |
(фор |
|
|
||||||||||||
мально правильными) интерпретациями. C общей точки |
зрения |
|
|
||||||||||||
все правильные интерпретации равноправны, и вопрос о вы |
|
|
|||||||||||||
боре между ними не имеет определенного смысла до тех пор, |
|
|
|||||||||||||
пока не указаны какие-то дополнительные условия. |
|
; |
|
||||||||||||
Говоря |
о |
выборе |
между различными интерпретациями |
|
|||||||||||
квантовой механики, необходимо подчеркнуть, что эта про- |
4 |
|
|||||||||||||
блема имеет специфический смысл. |
Речь вовсе не идет о том, |
р |
|
||||||||||||
чтобы теорию, развитую для объектов одной предметной об |
|
|
|||||||||||||
ласти, формализовать и затем посредством новой интерпре |
|
|
|||||||||||||
тации перенести на объекты совершенно |
иной предметной |
|
|
||||||||||||
области |
(хотя |
такая задача могла бы иметь смысл |
и ока |
|
|
||||||||||
заться полезной для |
познания |
других объектов). |
В |
данном |
|
|
77