ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
Несомненно, критерий простоты интерпретации подчинен в первую очередь истинности интерпретации [см. 1, с. 176].
Ведь интерпретация, более сложная, чем истинная, будет столь же неприемлемой, как и интерпретация более простая,
чем истинная. Из сказанного видно, что критерий простоты
хотя и важен, но подчинен другим критериям и выступает как вспомогательный. Тем не менее именно в процессе поиска истинной интерпретации целесообразно следовать диалектиче
скому принципу движения мысли от простого к сложному и
переходить к испытанию более сложной интерпретации лишь
после того, как будет выявлена неистинность более простой
интерпретации.
Критерий соответствия практике применения теории. Об
щеизвестно, что квантовомеханическая теория применяется для анализа тех или иных процессов реальной действитель
ности, для расчета технических устройств и т. п. При этом
ясно, что без определенной интерпретации, т. е. без соотнесе
ния ее формализма с реальной действительностью, применять
ее невозможно. Это означает, что есть фактически используе
мая (иногда более или менее интуитивно) интерпретация,
которая, однако, непосредственно проходит практическую
проверку по результатам применения. Интерпретация, пред
лагаемая специалистами по вопросам методологии, не долж на быть искусственной, надуманной, не соответствующей той фактически используемой учеными интерпретации, которая
служит основой практического применения научного знания.
Между тем в отношении некоторых предложенных интер
претаций может быть высказан упрек в искусственности, в
несоответствии способам практического применения кванто
вой механики.
Именно практика применения квантовой механики долж
на, на наш взгляд, служить критерием истинности теорети
чески разрабатываемой интерпретации.
Применение изложенной системы критериев к решению проблемы выбора между интерпретациями. Как уже говори
лось, при поиске адекватной интерпретации имеет смысл в
качестве методического приема руководствоваться принципом
движения мысли от простого к сложному, т. е. последова
тельно переходить от более простых вариантов интерпрета
ции к более сложным, если более простые не удовлетворяют
тем или иным критериям. При этом из указанных выше трех
разных аспектов понимания простоты мы будем для начала
руководствоваться первым (число дополнительных допу-
83
їдений, выражающих отход от классической системы идеали
заций). Таким путем мы получим основание определенной
классификации интерпретаций. Применяя затем другие кри
терии (в том числе и |
остальные аспекты критерия простоты), |
мы попытаемся — по |
необходимости очень конспективно — |
обрисовать результаты применения указанных критериев к
решению проблемы выбора между различными интерпрета
циями квантовой механики. Заметим, однако, что считать число допущений, используемых в той или иной интерпрета
ции, весьма трудно, поскольку никто из авторов интерпрета
ций не ставил, к сожалению, своей задачей достаточно стро го сформулировать все те допущения, которые им использу ются в интерпретации, а также различить среди них класси
ческие и неклассические. В связи с этим не исключено, что
классификация интерпретаций может потребовать уточнения. Сопоставив возможности статьи с необыкновенно богатым
разнообразием интерпретаций, приходится ограничиться
лишь кратким анализом наиболее характерных из них [см.
также 16].
Интерпретации без дополнительных допущений. К их чис
лу должно быть отнесено большинство интерпретаций с раз
личными вариантами введения «скрытых параметров», пони маемых в духе классической идеализации абсолютной опре
деленности всех свойств объекта. Конечно, каждая такая
интерпретация включает в себя определенные допущения, но эти допущения не выходят за рамки классической системы
идеализаций и вводятся именно с целью построения класси
ческой модели квантовых процессов.
Поскольку идеализация абсолютной определенности всех
свойств (и, следовательно, физических величин) является
необходимым элементом классического способа описания фи зических процессов, всякая классическая интерпретация
квантовой механики обязательно предполагает существова
ние «скрытых параметров». (Обратное утверждение не всег
да верно: «скрытые параметры» могут быть введены неклас сическим образом и тогда это не будет классическая интер
претация, примером чего могут служить интерпретации
Р. Фейнмана [17] и Г. В. Рязанова [181. Впрочем, в послед
нем случае «скрытые параметры» уже и не являются «скры тыми параметрами» в точном смысле этого понятия, посколь ку они не позволяют восстановить классический способ опи
сания физических процессов.)
6' |
Как свидетельствует полувековой опыт исследования про- |
|
83 |
блёмы интерпретации квантовой механики, чисто классиче
ская интерпретация квантовой механики должна быть при знана невозможной. Большинство из предложенных вариан
тов таких интерпретаций не соответствует математическому формализму квантовой механики (иначе говоря, их принятие
потребовало бы коренной переработки математического фор мализма квантовой теории, т. е., по существу, замены суще
ствующей теории |
совершенно иной), другие — если и |
соот |
|
ветствуют формализму, оказываются |
парадоксальными |
||
[см. 19]. Понятно, |
что рано или поздно |
будет создана |
более |
глубокая теория, которая позволит объяснить многое из того, что в известной ныне квантовой механике представлено, по
видимому, еще феноменологически. Разработка такой более
глубокой теории, без сомнения, повлияет в той или иной сте
пени и на интерпретацию сегодняшней теории. То, что сегод ня можно относительно уверенно утверждать, состоит в сле
дующем:
а) в силу принципа соответствия новая теория не будет отменять существующую теорию в той области, где эта пос
ледняя себя уже достаточно оправдала и подтвердила свою
относительную истинность; б) более глубокое понимание квантовых процессов уже
никогда не приведет к восстановлению в своих правах клас
сической системы идеализаций и, следовательно, никогда не
приведет к появлению классической интерпретации извест ной ныне квантовой механики, равно как и этой новой, более
глубокой теории.
} Интерпретации с одним дополнительным допущением.
Вполне понятно, что число дополнительных допущений долж
но зависеть от числа необычных, неклассических особенно стей квантовомеханического сиособа описания физических
процессов. Представляется, однако, весьма заманчивой
мысль, в методологии науки хорошо себя зарекомендовав
шая, попытаться многое объяснить, исходя из небольшого числа допущений. Идеальным случаем было бы одно допу щение, объясняющее все.
Первый шаг в отходе от классической системы идеализа
ций — и это характерно для всех интерпретаций с одним и многими допущениями, быть может, за очень редким исклю
чением,— состоит в констатации того, что микрообъект или
взаимодействие двух микрообъектов не могут, в отличие от
классической физики, рассматриваться как таковые, сами по себе, непосредственно. Различие между интерпретациями за-
84
ключается в том, как понимается и чем объясняется невоз можность описания микрообъекта самого по себе.
C известным приближением интерпретации с одним не
классическим допущением могут быть разбиты на две груп
пы — весьма богатую оттенками группу |
интерпретаций |
с неклассическим допущением нефизического |
характера и |
группу интерпретаций с допущением физического характера.
Интерпретации с допущением нефизического характера.
В этих интерпретациях опосредованность отражения физиче
ской реальности формализмом теории истолковывается с
привлечением допущений гносеологического или психологи ческого характера. C точки зрения философии или психоло
гии содержание этих допущений отнюдь не является новым.
Неклассичность таких допущений состоит только в |
том, что |
в классической физике они не фигурировали, хотя |
предло |
жения построить классическую физику на основе аналогич
ных допущений в истории науки имели место. Из числа по добных допущений рассмотрим несколько конкретнее так
называемую информационную интерпретацию. Опосредован ность отражения атомных процессов формализмом кванто
вой механики в этой интерпретации объясняется предполо жением, что .формализм отражает не сами процессы, а толь
ко знание наблюдателя об этих процессах (говоря более сов
ременно, отражают информацию наблюдателя об объекте). Старый вариант этой интерпретации — волновая функция (функция состояния) есть «записная книжка наблюдателя». В таком случае уравнение Шредингера должно рассматри
ваться как уравнение, описывающее изменение состояния
знаний наблюдателя.
Казалось бы, эта интерпретация позволяет логично объ яснить все особенности квантовомеханического способа опи сания: квантовая механика не отражает объект сам по себе,
она отражает лишь наше знание об объекте; неопределенно
сти, фигурирующие в квантовой механике, отражают неиз
бежную неполноту знания состояния микрообъекта; кванто
вые скачки, которые нельзя интерпретировать как мгновен
ное изменение физического состояния поля, можно интерпре
тировать как скачкообразное изменение состояния знаний
наблюдателя при восприятии результата очередного изме
рения.
Несомненно, изменение состояния знаний исследователя можно с пользой исследовать и находить для этого процесса известные закономерности. Однако в классической физике
85
считалось, что подобная задача относится не к физике, а к
психологии научного творчества. Подмена предметной обла
сти, превращение физики в раздел психологии является фи
лософски неудовлетворительным моментом такой интерпре
тации. Поскольку эта интерпретация основана не на физиче
ском, а на философском допущении, неизбежно возникает вопрос: каковы философские основания для противопостав
ления понятий «состояние электрона» и «состояние знаний
наблюдателя об электроне»? То обстоятельство, что наши
знания лишь приблизительно верно отражают объект, не яв
ляется с точки зрения диалектического материализма осно
ванием для изменения интерпретации науки о природе и для
подчеркивания того, что мы знаем не сам объект, а лишь
наши знания об этом объекте. Подобное противопоставление
логично и оправдано с точки зрения философских аргументов лишь при условии, что мы исходим из тезиса о невозможно
сти достоверного знания материального мира. В философии
Юма и Канта, как известно, именно такое противопоставле
ние объекта и знания об объекте и было выражением агно стицизма. В своей крайней форме информационная интерпре
тация квантовой механики приводит к чистому солипсизму: «мы знаем лишь свое собственное знание, мы не имеем пра ва говорить, что наше знание есть знание о материальном
объекте».
Таким образом, информационная интерпретация кванто
вой механики не удовлетворяет критерию соответствия об
щим принципам диалектического материализма. Она не удов
летворяет также критерию соответствия практике примене ния квантовой механики, поскольку квантовая механика при
меняется отнюдь не для описания изменения состояния зна
ний наблюдателя.
Интерпретации с допущением физического характера. Эти интерпретации также весьма разнообразны и многочислен
ны. Характерной особенностью подавляющего их большинст
ва является введение дополнительной неустранимой физиче
ской связи, постоянно влияющей на поведение микрообъекта.
Эта связь обладает, однако, неклассическими свойствами.
Так, в интерпретации А. А. Соколова микрочастица рассмат
ривается как классический объект, подверженный, однако,
неустранимому постоянному влиянию флуктуаций «вакуума»
[см. 20]. Сходные интерпретации предлагались Д. Бомом
(введение «квантовомеханического потенциала»), Ж: Вижье
(субквантовый уровень), Е. Маделюнгом, Т. Такабаяси,
86