ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
И. С. Шапиро, одного из физиков, строивших модели дис
кретного пространства и времениП.), |
: «Несмотря на богатство |
|||
и разнообразие |
экспериментальных фактов |
в этой |
области |
|
(элементарных |
частиц. — Л. |
никаких |
прямых |
противо |
речий с обычной локальной квантовой теорией поля усмот
реть пока нельзя. Поэтому до сих пор пока неясно, необхо дим ли вообще пересмотр наших пространственно-временных представлений в малом или искомая полнота и логическая
непротиворечивость теории могут быть достигнуты без ко
ренного изменения основ» [14, с. 92]. На основании послед них экспериментальных данных по рассеянию элементарных
частиц можно также сказать, что, по крайней мере, для интервалов порядка IO-15—10-lβ см пространство является
непрерывным [см. 5].
Описанная выше двойственная ситуация, создавшаяся в
современной квантовой физике, свидетельствует о необходи
мости методологического анализа устоявшихся физических
представлений о структуре пространства и времени. Трудно
сти развития физики элементарных частиц говорят, по-види мому, о том, что модель континуального пространства-време
ни является идеализацией структуры реального пространства-
времени. Она определенно недостаточна для полноты описа ния объектов микромира. Вместе с тем и гипотеза только дис кретного пространства и времени не приводит к желанной
полноте. Модель дискретного пространства-времени также является идеализацией.
Как нам представляется, решение проблемы может бытъ
получено на основании утверждения о необходимой взаимо
связи непрерывного и дискретного. Впервые это утвержде
ние, как известно, высказал Гегель. Но если у Гегеля оно
являлось лишь следствием его диалектики понятий, то клас
сики диалектического материализма доказывали, что это
утверждение имеет под собой объективную основу в реаль
ном мире. Так, В. И. Ленин, признавая важными рассужде
ния Гегеля о единстве непрерывного и прерывного, указал,
кроме того (по |
отношению к |
пространству |
и времени), на |
|||
материальное основание этого |
единства. |
«Движение есть |
||||
единство непрерывности (времени и пространства) |
и прерыв |
|||||
ности |
(времени |
и пространства)», — писал |
В. |
И. |
Ленин |
|
[1, с. |
231]. |
|
|
|
|
|
Выдвинув общее положение о единстве прерывного и не |
||||||
прерывного, классики диалектического материализма |
счита |
ли одной из задач философского анализа выяснение и иссле-
Í35
дование различных конкретных форм этого единства. Сле
дует отметить, что, решая эту задачу, советские философы
добились определенных успехов [см. 11, 6, 2].
Мы попытаемся осветить один из аспектов взаимосвязи
непрерывного и дискретного. По нашему мнению, познание
внутреннего механизма этой взаимосвязи может увенчаться
успехом, если исходить из утверждения об относитель
ности непрерывности и дискретности. «В кван
товой механике, — замечает Μ. |
Э. Омельяновский, — разли |
|
чие между частицей и волной |
становится |
относительным; |
эти понятия в квантовой механике теряют |
свою абстракт |
ную противоположность и соответственно понятие частицы
изменяется и получает новое определение, поскольку в кван
товой механике понятия частицы и волны имеют смысл
только в своем взаимоотношении» [11, с. 157]. Точно также,
по-видимому, имеет место относительность и в случае поня
тий непрерывности и дискретности.
В отличие от понятия дискретности, для понятия непре
рывности, которым пользуется теоретическая физика, суще
ствует точное и единственное определение, построенное на
основе теории множеств. Понятие непрерывности опреде
ляется для линейно упорядоченных множеств мощности кон
тинуума [см. 9, с. 2171. Представление, о континууме (в смыс ле непрерывного множества) можно получить из рассмотре
ния линейно упорядоченной совокупности всех действитель
ных чисел, заключенных, например, между 0 и 1 (или на всей числовой оси).
Модель континуального пространства и времени возни
кает на основании процедуры взаимно-однозначного соответ
ствия, устанавливаемого между элементами теоретико-мно
жественного (числового) континуума и непротяженными точ
ками физического пространства и времени. Это соответствие
переносит свойство математической непрерывности теорети
ко-множественного континуума на физическую модель про
странства н времени.
Отметим следующие свойства модели континуального про
странства-времени.
Бесконечная делимость. Например, отрезок [0,1] непре рывной линии можно неограниченно долго делить по закону дихотомии, образуя следующую последовательность полу
интервалов:
[0,1∕2 ), [½, 1A),...' [i1∕2n, 1∕2n+1,),∙. (п=1, 2, 3,...).
136
Получающиеся при этом части вновь представляют собой
континуальные множества, которые вновь можно подразде
лять на |
части. |
|
, |
континуум |
является |
образо |
|
Метрическая Такимаморфностьобразом. |
|
|
|||||
ванием, |
инвариантным относительно операции деления. |
|
|||||
отрезок |
|
Континуум, например, тот же |
|||||
[0,1], можно делить не только произвольно долго, |
|||||||
но и по |
произвольному |
закону. Описанное |
выше |
деление |
|||
отрезка’ |
по закону дихотомии — это лишь одна из возможно |
стей, множество которых неограниченно. Указанное свойство
является следствием отсутствия в континууме внутренних
метрических масштабов. В модель непрерывного простран ства-времени метрика вносится извне, посредством процеду ры однозначного соответствия, устанавливаемого между эле
ментами числового континуума и точками физического про странства и времени.
Связность. Это главное свойство непрерывных множеств
задается с помощью топологического отношения линейного
порядка [см. 9, с. 212]. Как писал Б. Рассел, непрерывность
множества «не принадлежит множеству элементов самому
по себе, но только с определенным порядком..., множество
элементов, которое может быть расположено в непрерывном
порядке, может быть также всегда расположено в порядке,
который не является непрерывным. Таким образом, суть не прерывности следует искать не в природе элементов множе
ства, но в порядке их организации |
в последовательности» |
||
[20, с. 105]. |
Для |
любого |
элемента непрерывного |
Неразличимость. |
|
|
множества нельзя указать элемент, следующий непосредст
венно за данным. Так, |
на отрезке [0,1] для |
любой |
точки |
с координатой 0≤x≤l |
не существует соседней |
с ней |
точки |
ни справа, ни слева. Это свойство континуального множест
ва можно охарактеризовать как неразличимость его элемен
тов. Ему обязаны своим происхождением ряд логических и
гносеологических затруднений и, в частности, трудности, свя
занные со знаменитыми апориями Зенона. Это свойство кон
тинуума служит также препятствием для четкого и строгого определения отношения «раньше—позже» в рамках непре рывной геометрической модели времени [см. 13].
Несчетность. Наконец, непрерывные множества несчетно
бесконечны, их мощность равна 2n , где N — мощность счет но-бесконечного множества. Несчетность множества означает,
что в рамках определенной аксиоматической теории мно
жеств не существует средств пересчета элементов ЭТОГО MHO-
137
жества, т. е. способов установления взаимно-однозначного
соответствия между его элементами и элементами счетно бесконечного множества, под которым обычно понимается множество чисел натурального ряда.
Перечисленные свойства континуального пространства-
времени имеет смысл разбить на две группы: бесконечная
делимость и единство, связность и неразличимость эле
ментов.
Хотя континуум представляет собой прежде всего мате
матическую модель, его использование в теоретической фи зике имеет эмпирическое обоснование. Не вдаваясь в под
робное обсуждение этого обоснования, укажем на те эмпи
рические моменты, которые ответственны за выявленные нами
свойства математической модели непрерывности.
Очевидно, первой группе свойств соответствует реальная
делимость макроскопических тел и процессов без изменения свойств целого в его частях, причем эта делимость возможна
в достаточно широких пределах. Поскольку классические физические теории не занимались исследованием атомного строения вещества, постольку возможность неограниченного
подразделения была возведена в ранг физического закона.
Классическая физика, по существу, разделяла древнее мне
ние Анаксагора о том, что «в малом не существует наимень
шего, но всегда имеется еще меньшее». В приложении к про
странству и времени свойство делимости непрерывных мак
роскопических тел и процессов было абсолютизировано,
в результате чего и возникло представление о бесконечной делимости. Логическое развитие этого представления в рам
ках математики привело к построению конструкции конти
нуума.
Свойство единства и связности непрерывных множеств имеет еще более очевидные эмпирические основания. Непре
рывные процессы и явления воспринимаются человеком
именно так, что прежде всего бросается в глаза их единство и связность. Перед этой эмпирической характеристикой не прерывного свойство его делимости даже отступает на задний план.
Известно, что Т. Гоббс и Д. Локк пытались определить
понятие непрерывности, исходя единственно из человеческого
восприятия непрерывных процессов и явлений. В последнее
время ряд ученых предприняли также конструктивные по
пытки анализа и разработки понятия «эмпирической (физи
ческой или чувственной) непрерывности» [см. 12, 19].
138
Общей характеристикой взглядов сторонников «эмпириче
ского» подхода к определению непрерывности является, во-
первых, стремление отказаться от использования понятия
бесконечности (причем не только актуальной бесконечности,
но и потенциальной) для описания непрерывных процессов и
явлений и, во-вторых, стремление к наиболее полному вос
произведению в физическом описании человеческих восприя
тий непрерывного как связного и неразличимого. Эмпирическая неразличимость частей непрерывных про
цессов и явлений, как физический аналог математической
неразличимости, тесно примыкает к свойству единства и свя
зности непрерывного. Однако обычно она объясняется огра
ниченностью наших чувственных восприятий (или соответст вующих возможностей технических устройств). Предметы и
процессы, физические характеристики которых лежат вне
границ разрешения воспринимающей способности человека
или технических устройств, воспринимаются как неразличи
мые.
Описанный вид эмпирической неразличимости обусловли вается субъективными причинами. Вместе с тем для понятия неразличимости можно указать и другую область приложе
ния, где неразличимость имеет место вследствие тождествен ности физических характеристик. Такого рода неразличи
мость имеет объективные основания: чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о принципе тождественности элемен
тарных частиц.
В связи с обсуждением эмпирических моментов понятия
неразличимости проиллюстрируем недопустимость абсолю тизации субъективных оснований этого понятия. Для этого
напомним, что такая абсолютизация привела Б. Рассела к утверждению конвенционального статуса топологической структуры пространства и времени. Он писал, в частности:
«...гипотеза непрерывности вполне совместима и с фактами,
и с логикой, и она технически проще, чем любая другая гипо теза. Но поскольку наша различающая способность не беско
нечно точна, совершенно невозможно осуществить выбор
между различными теориями, которые различаются только
в отношении того, что лежит ниже этой границы различимо
сти» [20, с. 117—118].
Наконец, что касается последней характеристики непре рывных множеств — несчетности их элементов, то здесь воз
никают затруднения при попытке сопоставить этой характе ристике непосредственный эмпирический аналог. Очевидно,
139