ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
венных аксиоматик (в силу отсутствия в таких аксиоматиках подходящих средств пересчета), могут оказаться счетными в рамках других, более богатых средствами пересчета аксио
матических |
теорий множеств. Таким |
образом, вопреки |
Г. Кантору, |
не существует абсолютно |
неисчислимых мно |
жеств. В связи с этим возникает вопрос, необходима ли вооб
ще несчетность множества для определения на нем понятия непрерывности? Если она необходима, то вместе с относи
тельностью несчетности оказывается относительной и непре
рывность.
Представляет интерес исследование физических аналогов
утверждения об относительности счетного и несчетного. На наш взгляд, такие аналоги могут быть выявлены при рас смотрении тех физических ситуаций, в которых становится
необходимым использовать понятия вероятности и статисти
ческой закономерности. Рассмотрим следующий пример.
Исходя из знания только индивидуальных характеристик квантовых объектов, нельзя ответить на вопросы, из сколь
ких фотонов состоит некоторое электромагнитное поле, на
ходящееся в тепловом равновесии с веществом в заданном объеме, и сколько фотонов излучило (поглотило) некоторое скопление вещества. Чтобы получить ответы на эти вопросы,
необходимо рассмотреть внешние условия, в которых нахо дится излучение. Само по себе фотонное поле несчетно, ибо статистика бозонов такова, что в одном и том же состоянии может находиться любое число частиц, и без знания внешних
условий нельзя а priori сказать, каким будет это число. Вме сте с тем, если мы учтем макроскопические параметры, такие как температуру и объем, характеризующие внешние по отно шению к полю условия, то появляется возможность пересче
та фотонов. Естественно, это |
делается не так, как при |
обыч |
ном счете, когда на предметы |
указывают пальцем. |
Здесь |
используются другие средства: кардинальное число фотонов
поля задается (статистическим образом) сразу внешними макроскопическими параметрами и регулируется внешними макроскопическими условиями.
Как нам представляется, описанный выше физический
пример со счетом квантов излучения моделирует (правда, на конечном множестве объектов) математико-логическую си туацию, о которой идет речь при обсуждении утверждения
теоремы Левенгейма—Сколема, когда пересчет нечетного в рамках рассматриваемой аксиоматики множества дости
гается с помощью внешних по отношению к этой аксиомати-
144
ческой системе средств. И хотя эта аналогия, в общем, носит внешний характер, она наталкивает на размышление отно сительно возможной связи понятий непрерывности и дискрет ности через понятие вероятности.
Мы обсудили некоторые теоретические и эмпирические
моменты, 9видетельствующие в пользу утверждения об отно
сительности понятий непрерывности и дискретности. Очевид но, что затронутая тема является обширной и благодатной
для философского исследования, в котором она еще очень нуждается. Вместе с тем, исходя из уже рассмотренного ма териала, можно сделать некоторые методологические выво
ды применительно к проблеме описания физического прост
ранства и времени. Представляется плодотворным подход, отвергающий абсолютизацию и онтологизацию моментов не
прерывности или дискретности в реальной структуре прост
ранства и времени. Дискретность и непрерывность простран
ства-времени, взятые сами по себе, в отрыве друг от друга,
представляют собой не более, как идеализации, хотя, быть может, и необходимые с точки зрения конкретной физиче
ской ситуации.
На основании этого подхода к решению вопроса о соот ношении представлений непрерывности и дискретности в фи
зическом описании пространства и времени могут быть под
вергнуты критике попытки решать этот вопрос в духе при
знания взаимного логического исключения обсуждаемых представлений. Суть дела заключается вовсе не в том, чтобы
отвергать представления о непрерывности в пользу пред ставлений о дискретности пространства и времени, как это имеет место у финитистов и сторонников квантования прост
ранства и времени [см. |
также 4], или |
же, напротив, чтобы |
защищать безусловную |
адекватность |
континуальной модели |
пространства и времени |
реальному пространству и времени, |
|
что делает, например, А. |
Грюнбаум [7]. Суть дела заключается |
скорее в том, что в философских дискуссиях о непрерывно
сти и дискретности необходимо четко осознавать идеализи рующий характер этих понятий, тот факт, что они являются лишь моментами, идеализациями в отражении действительной
структуры мира и форм его существования. Вместе с тем
утверждение об идеализирующем характере представлений
о непрерывности и дискретности в физическом описании то
пологической структуры пространства и времени несовмести мо также и с низведением гносеологического статуса этих
представлений до уровня конвенции [см. 16, 20], которое яв-
10. Заказ 215 |
145 |
ляется следствием игнорирования при описаний пространства и времени соответствующей этому описанию эмпирической
ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., т. 29.
2.Аронов Р. А. Непрерывность и дискретность пространства и вре мени.— В кн.: Пространство, время, движение. Μ., 1971.
3.Блохинцев Д. И. Пространство и время в микромире. Μ., 1970.
4. Вяльцев А. Н. Дискретное пространство-время. Μ., 1965.
5. Гинзбург В. Л. Какие проблемы физики и астрофизики пред ставляются сейчас особенно важными и интересными? — «Успехи физиче
ских наук», 1971, т. 103, № 1.
6. Готт В. С. Категории прерывности и непрерывности и корпуску лярно-волновой дуализм. — «Философские науки», 1969, № 4.
7. Г р ю н б а у м А. Философские проблемы пространства и времени. Μ., 1969.
8. Дыш левый П. C., Лукьянец В. С. Проблема статуса прост
ранственно-временных |
концепций |
в теоретической физике. — «Вопросы |
|
философии», 1970, № 10. |
K., Moctobckh й А. Теория множеств. Μ., |
||
9. Куратовский |
|||
1970. |
|
|
|
10. Куратовский К. Топология, т. 1. Μ., 1966. |
материализм — мето |
||
11. О м е л ь я н о в с к и й Μ. Э. |
Диалектический |
||
дологическая основа современной |
физики. — В кн.: |
Диалектика и совре |
|
менное естествознание. Μ., 1970. |
|
|
12.П у а н к а р е А. Наука и гипотеза. Μ., 1904.
13.Уитроу Дж. Естественная философия времени. Μ., 1964.
14.Шапиро И. С. О квантовании пространства и времени в теории
«элементарных» частиц. — «Вопросы философии», 1962, Ks 5.
15.Aronov R. А. On the Eotinclations of the Hypothesis of Discrete Character of Space and Time. — In: Time in Science and Philosophy. Praha,
1971.
16.Black Μ. Problem of Analysis, N. Y., 1954.
17.Chew C. F. The Dubious Role of the Space-Time Continuum in
Microscopic Physics. — «Science |
Progress», 1963, vol. 51, |
№ 204. |
18. Fisk Μ. Geometry and |
Conventions. — «Thomist», |
1969, vol. 33, |
№2.
19.Körner St. On Empirical Continuity. — «Monist», 1962, vol. 47,
№1.
20.Russell B. Our Knowledge of the External World. N. Y., 1960.
21.Zimmerman E. J. The Macroscopic Nature of Space-Time.—
«American Journal of Physics», 1962, vol. 30, № 2.
Л. Г. АНТИПЕНКО
понятия ДАЛЬНОДЕЙСТВИЯ
ИБЛИЗКОДЕЙСТВИЯ
ВСОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ
Рассмотрим, какое применение в физической тео
рии находят понятия дальнодействия и близкодействия на
примере анализа основных положений теории относительно
сти и квантовой механики. |
Предварительно, в соответствии |
с исторической постановкой |
вопроса, определим понятие |
«дальнодействие»: дальнодействием мы будем называть та
кую связь между физическими телами (в общем случае меж ду вещами), когда по изменению свойств или состояния дви
жения одного тела можно судить об изменении свойств или
состояния движения другого тела без указания на какой-ли
бо промежуточный механизм, который осуществлял бы
взаимодействие между ними.
В таком определении может заключаться два разных смысла: 1) дальнодействие в онтологическом аспекте, озна
чающее, что изменение свойств или состояния движения свя
занных тел осуществляется благодаря мгновенному
переносу действия; 2) дальнодействие в логическом аспекте,
означающее, что между связанными телами или событиями
невозможно непротиворечивым образом ввести в рассмотре ние какой-либо промежуточный механизм связи. Утверждая,
что в современной физике концепция дальнодействия сохра няет свою силу, мы будем иметь в виду логический
аспект дальнодействия.
Впервые в науку концепция дальнодействия вошла всво-
10* |
147 |
ем онтологическом обличье. Ее непосредственным воплоще
нием можно считать всемирный закон тяготения Ньютона
(1642—1727). Это легко видеть на примере формулы для
гравитационного взаимодействия между телами: сила, дей
ствующая между телами, зависит от масс тел и расстояния между ними и, в свою очередь, определяет состояние движе
ния в соответствии со вторым законом динамики; чтобы определить силу в каждый данный момент времени, необхо димо иметь принципиальную возможность определять рас стояние между телами мгновенно. Такая точка зрения под
вергалась в свое время резкой критике ученых — современ ников И. Ньютона. Еще до И. Ньютона Р. Декарт возражал против тяготения как одного из свойств материи, считая,
что если такое свойство не объясняется движением среды,
оно относится к схоластическим «скрытым качествам». Затем с известной критикой ньютоновской теории тяготения высту
пили X. Гюйгенс (1629—1697) и Г. Лейбниц (1646—1716).
В полемике с С. Кларком Г. Лейбниц развивал концепцию
близкодействия, противопоставляя ее дальнодействию. В пя
том письме к Кларку он писал, что тяготение чувственно
воспринимаемых тел друг к другу возможно не иначе, как
посредством соприкосновения с другими промежуточными телами, вынуждающими двигаться данные тела. Всякое дру гое воздействие, по его мнению, должно рассматривать ся или как чудо или как чистое воображение 1см. 2, с. 76].
На это Кларк выдвигал довольно сильный контраргумент:
если пустота заполнена невесомой материей, то непонятно,
почему эта материя не оказывает никакого сопротивления
движущимся в ней телам.
Ньютон также не допускал в принципе мысли о сущест вовании дальнодействия в самой природе. «Что тяготение,—
писал он, — должно быть врожденным, присущим и необхо димым свойством материи, так что одно тело может взаимо
действовать с другим на расстоянии, через пустоту, без уча
стия чего-то постороннего, при посредстве чего и через что их действие и сила могут быть передаваемы от одного к дру
гому— это кажется столь большим абсурдом, что я не пред
ставляю себе, чтобы кто-либо, владеющий способностью ком
петентно мыслить в области вопросов философского харак тера, мог к этому прийти» [цит. по: 3, с. 170—171].
Эти мнения великих ученых мы привели для того, чтобы показать, что концепция дальнодействия считалась в науке
некоторым феноменологическим, преходящим аксессуаром.
148
Впоследствии все более утверждалось и крепло мнение, что
идеальная научная теория должна строиться последователь
но на принципе близкодействия. Этот идеал находил свое
воплощение в развитии теории поля. Математический фор
мализм теории поля был в какой-то мере подготовлен уже
в аналитической механике, созданной трудами Ж- Д’Алам бера, Ж. Лагранжа, У. Гамильтона, Л. Эйлера и других
ученых. Но наиболее последовательное выражение принцип
близкодействия нашел в уравнениях электромагнитного поля Максвелла, когда был открыт феномен запаздывающих -по тенциалов.
Таким образом, казалось, что идеал научной теории,
предполагающий изгнание принципа дальнодействия, близок
к своему осуществлению. По мнению многих исследователей,
он нашел окончательное утверждение в теории относительно
сти. Но как иногда случается, анализ уже сложившейся го
товой теории выявляет в ней нечто такое, что казалось недо
пустимым для ее создателей и последующих сторонников.
Нет сомнений относительно того, что теория относительности
не оставляет, места концепции дальнодействия в онтологиче ском плане, как это было определено выше. Но концепция
дальнодействия в логическом аспекте входит в нее неизбеж
ным образом. Ниже мы постараемся это показать наглядно.
Как справедливо отмечает Я- И. Френкель, понятие отно
сительности пространства уже содержалось в работах Ньютона
[см. 4, с. 148]. Если совершается некоторый процесс движе ния, то он покрывает различную протяженность в зависимо сти от того, по отношению к какой системе отсчета совершает ся движение. Достаточно сравнить протяженность, которую проходит пассажир, переходя в движущемся поезде из ваго
на в вагон: относительно поезда это будет одно расстояние,
относительно железнодорожного полотна — другое.
Однако в эти рассуждения нужно внести одно уточнение:
при определении расстояния между двумя точками мы взяли
за основу два события: начало и конец ходьбы пассажира,
которые относятся к разным моментам времени, отчего рас стояние приобретает относительный характер. Но для меха
ники Ньютона важнее все-таки другое обстоятельство, а
именно имеется возможность определить абсолютное
расстояние между двумя точками. Для этого достаточно их
фиксировать в один и тот же момент времени. Здесь-то и
оказывался необходимым ньютоновский принцип дальнодей
ствия: теоретически мы могли синхронизовать двое часов,
149