ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
этому рассмотрение особенностей обобщенных форм выраже
ния знаний в физике опирается главным образом на анализ
взаимоотношения теорий классической if современной физики.
Выработка более обобщенных форм прежде всего озна
чает расширение освоенной области действительности: новые идеи и понятия опираются на более широкую сферу матери
альной практики. Вместе с тем основу содержания новых
форм составляет новая область материальной действитель
ности. Несмотря на практически универсальный характер
квантовых идей в современных физических исследованиях,
специфику этих идей определяют главным образом явления
атомного масштаба. К разработке новых форм приводят но вые исследовательские задачи, решение которых возможно
лишь на базе выработки этих форм. При этом особенность
обобщенных форм такова, что они ведут к более глубокому
пониманию ранее познанных явлений. Происходит своеобраз
ный синтез нового знания со старым, благодаря которому
вскрывается наличие -внутреннего единства в системе, знаний
и внутренней закономерности ее развития.
Для анализа основных форм выражения знания и их раз вития важнейшее значение имеет анализ математических форм выражения знаний, особенностей взаимодействия соб
ственно физических и математических |
представлений. В раз |
||||||||||
витии |
математических форм отображения, |
моделирования |
|||||||||
действительности |
прежде |
всего |
и |
находит |
свое |
выра |
|||||
жение |
развитие |
теории |
в |
самом |
широком |
смысле |
|||||
этого |
слова. |
Основное |
|
направление |
роста теоретиче |
||||||
ских |
представлеий в |
естествознании |
неотделимо |
от |
его |
||||||
математизации. Уровень |
развития |
теоретического |
|
есте |
|||||||
ствознания |
неразрывно |
связан с глубиной проникнове |
|||||||||
ния в |
него математики. |
В |
развитии фундаментальных |
идей |
в физике математические формы становятся все более и бо
лее абстрактными, представлены более развитыми математи
ческими дисциплинами. Это возрастание абстрактности вы ражается в переходе от использования обычного математиче
ского анализа—дифференциального и интегрального исчисле ний, что характерно для выражения законов классической механики, к применениям теории групп и обобщенных функ
ций, которые являются ведущими для выражения закономер ностей в физике элементарных частиц.
Абстрактные формы более емки по своему содержанию, характеризуются богатством внутренних возможностей. Па
их основе исследуется более широкий класс задач. Процессы
29
обобщения не обедняют, а, наоборот, обогащают соответст вующие формы выражения знаний. Это связано с природой
общего: общие понятия в науке разрабатываются не на осно
ве объединения различных классов единичных явлений путем
выделения у них некоторого общего признака, а главным об
разом на основе раскрытия той структурной организации,
через которую каждое отдельное соотносится с другими от
дельными. Последнее особенно ясно видно в свете современ ного развития системно-структурного подхода к анализу дей ствительности. C точки зрения этого подхода каждый эле
мент, входящий в развитые системы, характеризуется не на
основе простого выделения его свойств и сопоставления с дру
гими элементами, а на основе анализа тех структурных свя
зей и отношений, которые и определяют существование и раз
витие этих систем.
Астрактные формы характеризуются и более опосредован
ной связью с «непосредственно данным» в научном экспери
менте. Цепи умозаключений от наблюдаемых и регистрируе мых явлений до основных абстрактных понятий становятся весьма длинными, состоят из значительного числа элементар
ных логических «шагов». Соответственно этому развитие теоретического мышления характеризуется мощными внут
ренними импульсами, когда не требуются непрерывная кор
рекция, соотнесение каждого шага в теории с непосредствен
ными чувственными данными. Движение теоретического
мышления здесь соответствует как бы длительным слепым
полетам самолетов, когда их экипажи более ориентируются
по показаниям приборов, нежели по прямым визуальным на
блюдениям местности. «...По мере углубления во все более
сложную физику, — заостряется внимание на этих момен
тах в фейнмановских лекциях по физике, — многие простые вещи легче вывести математически, чем действительно по
нять их фундаментальный или простой смысл. По мере того как вы будете переходить ко все более и более современным работам по физике, то обнаружите одно странное обстоятель ство: математика дает результаты, которые никто не может
понять непосредственно» [8, с. 92].
Разработка обобщенных теорий предполагает такие фор
мы преемственности, которые основываются на внутренней
перестройке логической структуры теоретических систем. Со держание предшествующего уровня знаний включается в но
вые представления не как отдельный самостоятельный эле
мент, не просто суммируется; оно входит в новое знание как
W
некоторый предельный или особый случай. В математическом
отношении процесс становления новой фундаментальной тео рии в общем случае неравносилен простым попыткам вклю чить некоторый добавочный член в то математическое урав
нение, которое соответствует ранее сложившейся теории. Анализ становления теории относительности и квантовых
идей наглядно показывает, что эти физические теории, явля ясь фундаментальными обобщениями в физических представ лениях о движении и строении материи, были разработаны
не как уточнение или дополнение к теоретическим моделям классической физики, а как внутреннее преобразование всего
теоретического каркаса физики.
Новые формы определяются, повторим, новым, ранее нау ке неизвестным содержанием. Включение нового содержания в эти обобщенные формы происходит весьма противоречивым
образом, включает в себя и прямое отрицание старого содер
жания. К таким выводам нас приводит опять-таки развитие
современной физики. Классический урок тому дает исследо
вание задачи об ускоренном движении электрически заря женных тел в связи с проблемой устойчивости атома. В на чале нашего века физика пришла к твердому выводу, что
атом имеет ядерно-планетарное строение. Согласно разраба
тывающейся модели атома, электроны в нем двигались во
круг ядра по замкнутым орбитам. C точки зрения представ лений классической физики в этом случае, как и при всяком ускоренном движении заряженных тел, электроны должны
были бы непрерывно излучать электромагнитные волны, что,
в свою очередь, должно было бы привести к потере электро
нами энергии и их падению на ядро. Тем самым, исходя из представлений классической физики, атом был бы неустой
чив, что не соответствует действительности. Квантовая меха
ника как обобщение учения о физическом движении на об
ласть атомных масштабов в самих своих основах отрицает
указанные представления классической физики о движении.
Аналогичным образом и другие процессы обобщения в раз
витии естествознания включают определенные черты диалек
тического отрицания старого содержания.
При рассмотрении природы процессов обобщения важней
шее значение имеет вопрос, как совершается тот «шаг в сто рону», который и определяет, обусловливает собою любое
конкретное обобщение. Если при ответе на этот вопрос иметь
в виду психологию творчества, то современные ответы науки
•будут весьма скудны. Если же ограничиться феноменологи-
31
ческим описанием законов развития познания, то необходи
мо признать, что основой для «шага в сторону» является непосредственная деятельность — практика постановки и ре шения новых классов исследовательских задач. Только по
грузившись в сферу новых проблем, проанализировав осо бенности постановки и методы решения новых классов задач,
можно выработать новые концепции и осознать их существо.
Недаром в раскрытии принципиального содержания кванто
вой механики, в выработке ее истолкования важную роль сыграл анализ новых экспериментальных ситуаций, особен
ностей взаимодействий микрообъектов с приборами. Прак
тические действия порождают новое видение мира. Вместе
с тем необходимо отметить, что указанный «шаг в сторону»
не определен однозначно. Какие задачи исследования, какие
исследовательские факты лягут в основу разработки более обобщенных идей, заранее сказать более чем трудно, эти
процессы во многом и существенном своеобразны. Различные «частные» могут лечь в основу разработки соответствующего
им «общего». Например, теория информации, как она сло
жилась в 40-х годах нашего века, представляет собой важ нейшее современное обобщение . вероятностных концепций.
Она возникла из решения практических задач по теории свя
зи. Решение этих, казалось бы, частных задач привело к разработке таких новых понятий и представлений, которые вышли далеко за рамки исходной задачи и приобрели в сов
ременном естествознании общетеоретическое значение.
Рассмотрение процесса развития теоретических представ
лений как процесса выработки более обобщенных систем знаний имеет прямое отношение к достаточно освещенной в
нашей литературе теоретико-познавательной закономерно
сти— к принципу соответствия. Исследование этой законо
мерности с позиций диалектического материализма сущест венно продвинулось благодаря работам И. В. Кузнецова
[11, 12]. Подчеркивая, что новые идеи являются результатом
процесса диалектического обобщения, мы тем самым ориен тируемся на раскрытие природы этих идей.
Рассматривая процессы обобщения как закономерность
развития познания, следует также отметить, что они внут ренне связаны с материалистически переосмысленной и сфор
мулированной К. Марксом закономерностью развития теоре
тического мышления, известной под названием процесса вос
хождения от абстрактного к конкретному. В обоих случаях
мы имеем дело с фундаментальными логическими формами,
32