Файл: Туровец, О. Г. Экономические проблемы подготовки машиностроительного производства к выпуску новой продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
стоев оборудования, вызванных необходимостью отладки кон
струкций и технологических процессов и различными |
орга- |
низационными неполадками. |
новой |
Нельзя не учитывать и того, что в период освоения |
техники предприятие вынуждено приобретать или изготавли вать новое специальное оборудование. Этот фактор влияет как на показатель фондоотдачи, так и имеет самостоятель ное значение. На первых этапах освоения новой продукции затраты на создание новых основных производственных фон дов возрастают непропорционально росту выпуска продукции. Отсюда — снижение фондоотдачи. Но приобретение новых производственных фондов увеличивает размер основных про изводственных фондов. В свою очередь, снижение фондоотда чи также способствует росту размера фондов, так как тре бует резервных производственных мощностей.
Таким образом, под влиянием тенденций к снижению фондоотдачи и необходимости создания новых производствен ных фондов при освоении новой продукции происходит возра стание размера основных средств предприятия.
Увеличение удельного веса новой продукции в программе завода в результате подготовки производства и освоения но вых видов изделий сказывается на размере оборотных средств. Анализ изменения размера оборотных средств по Болоховскому машиностроительному заводу показывает, что
при |
увеличении объема производства за 1967—1969 гг. на |
9% |
и возрастании объема выпуска новой продукции на 57%, |
размер оборотных средств предприятия увеличился на 93%. При этом возрос размер всех элементов оборотных средств. Это явление обусловлено возрастанием потребных для нор мального функционирования предприятий средств вследствие, необходимости накапливания производственных запасов, соз данием заделов, осуществлением затрат будущих периодов. Поскольку при освоении выпуска новой продукции имеют ме сто нарастающие темпы прироста выпуска в условиях сохра нения в течение определенного периода производства «ста рой» продукции, размеры всех видов оборотных средств воз растают по сравнению с периодом выпускатрадиционной продукции.
Понятно, что возрастание размеров основных и оборотных средств ведет к снижению показателя рентабельности произ водства.
Процесс подготовки производства и освоения новой про дукции оказывает существенное влияние на трудозые пока
164
затели — численность работающих, фонд заработной платы, уровень производительности труда.
Численность работающих при освоении новой продукции возрастает за счет более высокой трудоемкости первого пе риода выпуска новых изделий; дополнительных затрат трудаі инженерно-технических работников, рабочих вспомогательно го и экспериментального производства; более низкой осна щенности технологических процессов и отсутствия навыков к труду при выполнении новых производственных операций, до полнительных и неучтенных работ.
Выпуск продукции на 1 нормо-час на Болоховском маши ностроительном заводе составил по освоенной продукции — 7 р. 95 к., по новой продукции — 5 р. 07 к., по Орловскому заводу нм. Медведева и Пенскому заводу им. К. Либкнехта соответственно 3 р. 38 к. и 2 р. 01 к., 9 р. 10 к. и 5 р. 34 к.
Освоение новой продукции сказывается и на размере фон да заработной платы. Более высокая трудоемкость новых из делий, применение квалифицированной рабочей силы, различ ного рода работы по доводке изделия — все это вызывает больший расход заработной платы при выпуске новой про дукции. Это положение можно проиллюстрировать анализом такого показателя, как расход заработной платы на 1 рубль товарной продукции. На Болоховском машиностроительном заводе в 1968 году на 1 рубль товарной продукции затрачи валось по освоенной продукции 6,6 коп. заработной платы, а по новой продукции — 8,4 коп. Это привело к тому, что около 75 000 руб. из фонда заработной платы было израсходовано на работы, связанные с освоением. Если бы завод выпускал старую, освоенную производством продукцию, такого рода дополнительного расхода фонда заработной платы не было. В 1970 г. на 1 рубль товарной продукции по новым изделиям было затрачено 7,43 коп., а по освоенной продукции — 4,28 коп. Такое же положение можно наблюдать и на заводе им. Медведева, где в среднем по заводу этот показатель со ставил 11,2 коп., а по новой продукции — 21,97 коп.
Рост затрат труда на выполнение производственной про граммы, обусловленный освоением новой продукции в сочета нии с изменениями в объеме реализации, ведет к снижениюдостигнутого уровня производительности труда.
Расчеты, выполненные по Болоховскому машинострои тельному заводу, подтверждают выдвинутое положение. Ростпроизводительности труда при освоении новой продукции за медлен по сравнению с темпами роста производительности
165-
труда при выпуске освоенной продукции. Так, в 1969 г. по сравнению с 1968 г. производительность труда работающих при выпуске освоенной продукции возросла на заводе на 12,7%, а по новым изделиям — на 9,5%.
В период подготовки производства и освоения выпуска но вой продукции ухудшаются и показатели, характеризующие уровень себестоимости новых изделий, так как фактическая себестоимость новых изделий во многих случаях значительно
превышает плановую.
Причинами повышенной себестоимости новой продукции являются.
—Увеличение удельного веса заработной платы произ водственных рабочих.
—Высокая материалоемкость новых изделий, что являет
ся результатом недостаточной технологической проработки конструкций, слабым применением прогрессивных технологи ческих процессов, низким уровнем нормирования расхода ма териалов и т. д.
—Высокий удельный вес брака и технологических отхо
дов.
—Повышенные затраты труда и материальных ресурсов
всфере управления.
—Дополнительные усилия по обеспечению надлежащего
качества новых видов продукции.
— Рост амортизационных отчислений в связи с вводом в
действие новых производственных фондов.
Анализ работы предприятий различных отраслей про мышленности, интенсивно осваивающих выпуск новой продук ции, показывает, что повышенные затраты труда на произ водство новых изделий обусловливают собой относительное снижение объема реализации продукции по сравнению с тем объемом, который мог бы быть достигнут, если бы предприя тие выпускало освоенную продукцию.
Объем реализации продукции при переходе предприятия на выпуск новой техники может изменяться и под влиянием следующих факторов.
—Изменения объемов производства продукции, как след ствия изменений структуры производственного плана.
—В зависимости от складывающегося уровня цен на но вую продукцию.
—Изменения потребности в продукции под влиянием улучшения эксплуатационных параметров новой техники по сравнению с параметрами выпускающейся продукции.
166
Происходящие под влиянием процесса освоения новой про дукции изменения таких показателей производственно-хозяй ственной деятельности предприятия, как размер производст венных фондов, уровень себестоимости и производительности труда, объем реализации продукции, размер фонда заработ ной платы и др., сказываются на уровне результативных по казателей деятельности предприятия, которыми являются прибыль и уровень рентабельности производства. При этом, как показывают результаты выполненного экономического анализа, уровень показателей прибыли и рентабельности складывается под влиянием факторов, действующих в про тивоположных направлениях.
Такие показатели, как уровень себестоимости продукции, размер производственных фондов, трудовые показатели, объ ективно отражают дополнительные затраты различного рода ресурсов, затрачиваемых при освоении новой продукции и, как правило, отрицательно сказываются на показателях при были и рентабельности производства, ухудшают их уровень.
Показатель же объема реализации, складывающийся в зависимости от объема производства продукции и уровня цен на новую продукцию, в ряде случаев положительно влияет на показатели прибыли и рентабельности. Это происходит в том случае, если цены на новые изделия полностью покрывают издержки производства, связанные с освоением, и включают в себя повышенную прибыль.
На Болоховском машиностроительном заводе в 1966 г. была получена дополнительная прибыль в размере 95,0 тыс. руб., а в 1967 г. — 62,0 тыс. руб. по сравнению с прибылью, получаемой от выпуска освоенной продукции. В 1968 г. освое ние новой продукции принесло предприятию убыток в сумме 441,0 тыс. руб. и в 1969 г. — 205,0 тыс. руб.
Такое же положение сложилось и на Пенском заводе им. К. Либкнехта, где осваиваемые в 1968 г. новые машины были убыточны или имели низкую рентабельность (машина МВС-4 имела рентабельность 3,9%). В 1969 г. положение из менилось. В структуре выпуска новых изделий стали преоб
ладать |
изделия с |
высокой |
рентабельностью |
(изделие |
|
ВЦПП-6, |
рентабельность |
к |
себестоимости 22,4%, |
изделие |
|
ВЦПП-8 —- 37,4%), |
что |
дало существенную |
прибылъ |
||
(310,0 тыс. руб.). |
|
|
|
|
В своем стремлении обеспечить выполнение плановых за даний по прибыли и рентабельности отдельные предприятия идѵт на превышение цен как за счет завышения плановых
167
калькуляций себестоимости, так и за счет включения з иену повышенной рентабельности.
Нарушение принципов ценообразования искажает истин ные тенденции, отражающие влияние процессов освоения но вой продукции на такие показатели производственно-хозяйст венной деятельности, как прибыль и рентабельность. Ухудше ние технико-экономических показателей работы предприятий в результате подготовки производства и освоения новой про дукции сказывается не только на общей оценке производст венно-хозяйственной деятельности предприятий, но через фондообразующие показатели — и на размерах фондов эко номического стимулирования. Расчеты, выполненные по дан ным Болоховского машиностроительного завода, показывают, что отчисления в фонд материального поощрения на каждый рубль фонда заработной платы, затраченного на выпуск но вой продукции, в 3—4 раза меньше, чем по освоенной про дукции.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности пред- . прнятнй в период освоения ими новой продукции подтверж дает положение о том, что процесс подготовки производства и освоения оказывает влияние практически на все техникоэкономические показатели работы предприятий. В связи с этим экономическое стимулирование предприятий, занятых освоением новой продукции, должно охватывать все стороны деятельности этих предприятий.
§ 2. Н Е К О Т О Р Ы Е В О П Р О С Ы Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О С Т И М У Л И Р О В А Н И Я П Р Е Д П Р И Я Т И Й
В П Е Р И О Д П О Д Г О Т О В К И П Р О И З В О Д С Т В А И О С В О Е Н И Я В Ы П У С К А Н О В О Й П Р О Д У К Ц И И
Решение основных задач экономического стимулирования предприятий, занятых освоением новых видов продукции, — нейтрализации отрицательного влияния процесса создания новой техники на экономику предприятия и обеспечения за интересованности предприятий в ускорении работ по освое нию новой продукции, — обусловливают необходимость изы скания соответствующих форм и методов стимулирования. По нашему мнению, экономическое стимулирование производст ва новой продукции на уровне предприятий и объединений должно идти по следующим направлениям.
— Упорядочение ценообразования на новые виды промыш ленной продукции.
168
—Создание рациональной системы финансирования ра- ■бот по подготовке производства и освоению новой продукции.
—Совершенствование .системы показателей планирова
ния и оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятий и объединений п принципов образования поощ рительных фондов.
Одним из важных условий решения задач экономического ■стимулирования, .создания новых видов продукции является совершенствование ценообразования. Вопросы совершенство вания принципов установления цен на новую технику играют доминирующую роль в системе экономического стимулирова ния технического прогресса. При этом следует иметь в Епду, что цена должна решать триединую задачу: заинтересовывать предприятие-изготовитель в освоении новой продукции и за
мене ею устаревших изделий, |
создавать заинтересованность |
у предприятия-потребителя в |
приобретении н эксплуатации |
новой техники, стимулировать снижение затрат па производ ство продукции на предприятии-изготовителе.
Принятый в настоящее время порядок ценообразования, несмотря на меры .по его усовершенствованию, не обеспечи вает в полной мере реализации охарактеризованных выше экономических задач.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности и
.практики ценообразования предприятий различных отраслей машиностроения указывает на наличие серьезных недостат ков в использовании цен, как средства экономического сти мулирования технического прогресса. Как уже говорилось, имеются факты установления завышенных цен на новую про дукцию, а также факты установления убыточных цен пли цен, содержащих низкую рентабельность на изделия, впервые ос ваиваемые производством.
Сложившееся положение обусловлено наличием опреде ленных недостатков в самой практике ценообразования, в организации работы по установлению цен на новую продук цию.
В заданиях на проектирование новых видов продукции, как правило, не устанавливается размер предельной цены с учетом требований эффективности и конкретных производст венных условий. Организации-разработчики и потребители новой продукции практически отстранены от участия в уста новлении цен на новую технику. В полной мере не использу ются положения методики установления цен на новую про дукцию в части учета в цене степени эффективности новых
169