Файл: Туровец, О. Г. Экономические проблемы подготовки машиностроительного производства к выпуску новой продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стоев оборудования, вызванных необходимостью отладки кон­

струкций и технологических процессов и различными

орга-

низационными неполадками.

новой

Нельзя не учитывать и того, что в период освоения

техники предприятие вынуждено приобретать или изготавли­ вать новое специальное оборудование. Этот фактор влияет как на показатель фондоотдачи, так и имеет самостоятель­ ное значение. На первых этапах освоения новой продукции затраты на создание новых основных производственных фон­ дов возрастают непропорционально росту выпуска продукции. Отсюда — снижение фондоотдачи. Но приобретение новых производственных фондов увеличивает размер основных про­ изводственных фондов. В свою очередь, снижение фондоотда­ чи также способствует росту размера фондов, так как тре­ бует резервных производственных мощностей.

Таким образом, под влиянием тенденций к снижению фондоотдачи и необходимости создания новых производствен­ ных фондов при освоении новой продукции происходит возра­ стание размера основных средств предприятия.

Увеличение удельного веса новой продукции в программе завода в результате подготовки производства и освоения но­ вых видов изделий сказывается на размере оборотных средств. Анализ изменения размера оборотных средств по Болоховскому машиностроительному заводу показывает, что

при

увеличении объема производства за 1967—1969 гг. на

9%

и возрастании объема выпуска новой продукции на 57%,

размер оборотных средств предприятия увеличился на 93%. При этом возрос размер всех элементов оборотных средств. Это явление обусловлено возрастанием потребных для нор­ мального функционирования предприятий средств вследствие, необходимости накапливания производственных запасов, соз­ данием заделов, осуществлением затрат будущих периодов. Поскольку при освоении выпуска новой продукции имеют ме­ сто нарастающие темпы прироста выпуска в условиях сохра­ нения в течение определенного периода производства «ста­ рой» продукции, размеры всех видов оборотных средств воз­ растают по сравнению с периодом выпускатрадиционной продукции.

Понятно, что возрастание размеров основных и оборотных средств ведет к снижению показателя рентабельности произ­ водства.

Процесс подготовки производства и освоения новой про­ дукции оказывает существенное влияние на трудозые пока­

164


затели — численность работающих, фонд заработной платы, уровень производительности труда.

Численность работающих при освоении новой продукции возрастает за счет более высокой трудоемкости первого пе­ риода выпуска новых изделий; дополнительных затрат трудаі инженерно-технических работников, рабочих вспомогательно­ го и экспериментального производства; более низкой осна­ щенности технологических процессов и отсутствия навыков к труду при выполнении новых производственных операций, до­ полнительных и неучтенных работ.

Выпуск продукции на 1 нормо-час на Болоховском маши­ ностроительном заводе составил по освоенной продукции — 7 р. 95 к., по новой продукции — 5 р. 07 к., по Орловскому заводу нм. Медведева и Пенскому заводу им. К. Либкнехта соответственно 3 р. 38 к. и 2 р. 01 к., 9 р. 10 к. и 5 р. 34 к.

Освоение новой продукции сказывается и на размере фон­ да заработной платы. Более высокая трудоемкость новых из­ делий, применение квалифицированной рабочей силы, различ­ ного рода работы по доводке изделия — все это вызывает больший расход заработной платы при выпуске новой про­ дукции. Это положение можно проиллюстрировать анализом такого показателя, как расход заработной платы на 1 рубль товарной продукции. На Болоховском машиностроительном заводе в 1968 году на 1 рубль товарной продукции затрачи­ валось по освоенной продукции 6,6 коп. заработной платы, а по новой продукции — 8,4 коп. Это привело к тому, что около 75 000 руб. из фонда заработной платы было израсходовано на работы, связанные с освоением. Если бы завод выпускал старую, освоенную производством продукцию, такого рода дополнительного расхода фонда заработной платы не было. В 1970 г. на 1 рубль товарной продукции по новым изделиям было затрачено 7,43 коп., а по освоенной продукции — 4,28 коп. Такое же положение можно наблюдать и на заводе им. Медведева, где в среднем по заводу этот показатель со­ ставил 11,2 коп., а по новой продукции — 21,97 коп.

Рост затрат труда на выполнение производственной про­ граммы, обусловленный освоением новой продукции в сочета­ нии с изменениями в объеме реализации, ведет к снижениюдостигнутого уровня производительности труда.

Расчеты, выполненные по Болоховскому машинострои­ тельному заводу, подтверждают выдвинутое положение. Ростпроизводительности труда при освоении новой продукции за­ медлен по сравнению с темпами роста производительности

165-


труда при выпуске освоенной продукции. Так, в 1969 г. по сравнению с 1968 г. производительность труда работающих при выпуске освоенной продукции возросла на заводе на 12,7%, а по новым изделиям — на 9,5%.

В период подготовки производства и освоения выпуска но­ вой продукции ухудшаются и показатели, характеризующие уровень себестоимости новых изделий, так как фактическая себестоимость новых изделий во многих случаях значительно

превышает плановую.

Причинами повышенной себестоимости новой продукции являются.

Увеличение удельного веса заработной платы произ­ водственных рабочих.

Высокая материалоемкость новых изделий, что являет­

ся результатом недостаточной технологической проработки конструкций, слабым применением прогрессивных технологи­ ческих процессов, низким уровнем нормирования расхода ма­ териалов и т. д.

Высокий удельный вес брака и технологических отхо­

дов.

Повышенные затраты труда и материальных ресурсов

всфере управления.

Дополнительные усилия по обеспечению надлежащего

качества новых видов продукции.

— Рост амортизационных отчислений в связи с вводом в

действие новых производственных фондов.

Анализ работы предприятий различных отраслей про­ мышленности, интенсивно осваивающих выпуск новой продук­ ции, показывает, что повышенные затраты труда на произ­ водство новых изделий обусловливают собой относительное снижение объема реализации продукции по сравнению с тем объемом, который мог бы быть достигнут, если бы предприя­ тие выпускало освоенную продукцию.

Объем реализации продукции при переходе предприятия на выпуск новой техники может изменяться и под влиянием следующих факторов.

Изменения объемов производства продукции, как след­ ствия изменений структуры производственного плана.

В зависимости от складывающегося уровня цен на но­ вую продукцию.

Изменения потребности в продукции под влиянием улучшения эксплуатационных параметров новой техники по сравнению с параметрами выпускающейся продукции.

166


Происходящие под влиянием процесса освоения новой про­ дукции изменения таких показателей производственно-хозяй­ ственной деятельности предприятия, как размер производст­ венных фондов, уровень себестоимости и производительности труда, объем реализации продукции, размер фонда заработ­ ной платы и др., сказываются на уровне результативных по­ казателей деятельности предприятия, которыми являются прибыль и уровень рентабельности производства. При этом, как показывают результаты выполненного экономического анализа, уровень показателей прибыли и рентабельности складывается под влиянием факторов, действующих в про­ тивоположных направлениях.

Такие показатели, как уровень себестоимости продукции, размер производственных фондов, трудовые показатели, объ­ ективно отражают дополнительные затраты различного рода ресурсов, затрачиваемых при освоении новой продукции и, как правило, отрицательно сказываются на показателях при­ были и рентабельности производства, ухудшают их уровень.

Показатель же объема реализации, складывающийся в зависимости от объема производства продукции и уровня цен на новую продукцию, в ряде случаев положительно влияет на показатели прибыли и рентабельности. Это происходит в том случае, если цены на новые изделия полностью покрывают издержки производства, связанные с освоением, и включают в себя повышенную прибыль.

На Болоховском машиностроительном заводе в 1966 г. была получена дополнительная прибыль в размере 95,0 тыс. руб., а в 1967 г. — 62,0 тыс. руб. по сравнению с прибылью, получаемой от выпуска освоенной продукции. В 1968 г. освое­ ние новой продукции принесло предприятию убыток в сумме 441,0 тыс. руб. и в 1969 г. — 205,0 тыс. руб.

Такое же положение сложилось и на Пенском заводе им. К. Либкнехта, где осваиваемые в 1968 г. новые машины были убыточны или имели низкую рентабельность (машина МВС-4 имела рентабельность 3,9%). В 1969 г. положение из­ менилось. В структуре выпуска новых изделий стали преоб­

ладать

изделия с

высокой

рентабельностью

(изделие

ВЦПП-6,

рентабельность

к

себестоимости 22,4%,

изделие

ВЦПП-8 —- 37,4%),

что

дало существенную

прибылъ

(310,0 тыс. руб.).

 

 

 

 

В своем стремлении обеспечить выполнение плановых за­ даний по прибыли и рентабельности отдельные предприятия идѵт на превышение цен как за счет завышения плановых

167


калькуляций себестоимости, так и за счет включения з иену повышенной рентабельности.

Нарушение принципов ценообразования искажает истин­ ные тенденции, отражающие влияние процессов освоения но­ вой продукции на такие показатели производственно-хозяйст­ венной деятельности, как прибыль и рентабельность. Ухудше­ ние технико-экономических показателей работы предприятий в результате подготовки производства и освоения новой про­ дукции сказывается не только на общей оценке производст­ венно-хозяйственной деятельности предприятий, но через фондообразующие показатели — и на размерах фондов эко­ номического стимулирования. Расчеты, выполненные по дан­ ным Болоховского машиностроительного завода, показывают, что отчисления в фонд материального поощрения на каждый рубль фонда заработной платы, затраченного на выпуск но­ вой продукции, в 3—4 раза меньше, чем по освоенной про­ дукции.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности пред- . прнятнй в период освоения ими новой продукции подтверж­ дает положение о том, что процесс подготовки производства и освоения оказывает влияние практически на все техникоэкономические показатели работы предприятий. В связи с этим экономическое стимулирование предприятий, занятых освоением новой продукции, должно охватывать все стороны деятельности этих предприятий.

§ 2. Н Е К О Т О Р Ы Е В О П Р О С Ы Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О С Т И М У Л И Р О В А Н И Я П Р Е Д П Р И Я Т И Й

В П Е Р И О Д П О Д Г О Т О В К И П Р О И З В О Д С Т В А И О С В О Е Н И Я В Ы П У С К А Н О В О Й П Р О Д У К Ц И И

Решение основных задач экономического стимулирования предприятий, занятых освоением новых видов продукции, — нейтрализации отрицательного влияния процесса создания новой техники на экономику предприятия и обеспечения за­ интересованности предприятий в ускорении работ по освое­ нию новой продукции, — обусловливают необходимость изы­ скания соответствующих форм и методов стимулирования. По нашему мнению, экономическое стимулирование производст­ ва новой продукции на уровне предприятий и объединений должно идти по следующим направлениям.

— Упорядочение ценообразования на новые виды промыш­ ленной продукции.

168

Создание рациональной системы финансирования ра- ■бот по подготовке производства и освоению новой продукции.

Совершенствование .системы показателей планирова­

ния и оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятий и объединений п принципов образования поощ­ рительных фондов.

Одним из важных условий решения задач экономического ■стимулирования, .создания новых видов продукции является совершенствование ценообразования. Вопросы совершенство­ вания принципов установления цен на новую технику играют доминирующую роль в системе экономического стимулирова­ ния технического прогресса. При этом следует иметь в Епду, что цена должна решать триединую задачу: заинтересовывать предприятие-изготовитель в освоении новой продукции и за­

мене ею устаревших изделий,

создавать заинтересованность

у предприятия-потребителя в

приобретении н эксплуатации

новой техники, стимулировать снижение затрат па производ­ ство продукции на предприятии-изготовителе.

Принятый в настоящее время порядок ценообразования, несмотря на меры .по его усовершенствованию, не обеспечи­ вает в полной мере реализации охарактеризованных выше экономических задач.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности и

.практики ценообразования предприятий различных отраслей машиностроения указывает на наличие серьезных недостат­ ков в использовании цен, как средства экономического сти­ мулирования технического прогресса. Как уже говорилось, имеются факты установления завышенных цен на новую про­ дукцию, а также факты установления убыточных цен пли цен, содержащих низкую рентабельность на изделия, впервые ос­ ваиваемые производством.

Сложившееся положение обусловлено наличием опреде­ ленных недостатков в самой практике ценообразования, в организации работы по установлению цен на новую продук­ цию.

В заданиях на проектирование новых видов продукции, как правило, не устанавливается размер предельной цены с учетом требований эффективности и конкретных производст­ венных условий. Организации-разработчики и потребители новой продукции практически отстранены от участия в уста­ новлении цен на новую технику. В полной мере не использу­ ются положения методики установления цен на новую про­ дукцию в части учета в цене степени эффективности новых

169