Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значения

сил

 

инерции

для

в. м. т.

и

и. м. т., отнесенных

к единице площади поршня F = 0,785D2 =

0,099 м2, по формулам

(64) и {65):

 

 

 

 

 

 

 

'

_

'

рі,п

 

142 000

_

~ ,

 

 

Д9.8Ы 0 1 ~

0,099-9,81 ІО4

0ар;

 

"

 

84 000

а

п

к

 

Р и

п

~~ 0,099-9,81 -Ю-і 8,7

бар'

Примем среднее индикаторное давление равным р(- = 9,0 бар (дизельный вариант с газотурбонаддувом); давление в конце сжа­ тия рс = 40 бар; давление в конце сгорания топлива рг = 70 бар. Индикаторная мощность, развиваемая двигателем при числе ра­ бочих цилиндров і = 12, по формуле (53)

N ,= 12,5D % Swi= 12,5-0,3552-9,0-0,407.41,8-12 = 2900 кВт.

Эксцентриситет диаграммы Брикса 00'

=

п 2

=

203 52

 

2 8'00 =

= 26 ммНа основании принятых и найденных расчетом величин построена совмещенная диаграмма на рис. 11. Пользуясь форму­ лами (22)—(32) составляем расчетную табл17 с расчетным ин­ тервалом Да, = 10° для углов запаздывания 0 = 0, 2 и 4°.

В табл. 17 графы 1—37 представляют собой часть расчета для определения значения угла Ѳ, при котором сила

P'ta = Ра-Sin^ 7 Ѳ) = (34) F (22) [или (23) или (24)]

от действия поршня одного рабочего цилиндра [формула (27)] будет признана оптимальной с точки зрения расчетных усилий в зубчатых передачах планетарного и в деталях рычажного син­ хронизирующих механизмов.

Чтобы оценить влияние угла Ѳна изменение силы Pta, доста­ точно построить, руководствуясь цифрами граф 35—37, кривые 1 на рис. 32 изменения этой силы в зависимости от а для Ѳ = 0, 2 и 4°.

Для определения оптимального значения угла 0 необходимо построить график 2 на рис. 32 разностей сумм положительных и

отрицательных ординат для

Ѳ = 0,

2 и 4°:

 

 

 

Суммы положительных

ординат . . .

410,6

309,6

225,4

 

+Ѳ = 0°

+Ѳ = 2°

+Ѳ = 4°

 

»

отрицательных

»

. . .

164,8

224,3

300,9 .

 

Разности сумм ............................... + 245,8 + 85,3

75,5

 

Из графика 2 видно, что нулевое значение разности сумм соот­

ветствует

ѲÄ* 3°.

 

 

 

 

 

 

Из литературных источников известно, что фирма «Нордберг»

вводит угол запаздывания

0 = 2°. Вводить

угол

запаздывания

0

3° опасно, так как это может привести к перекладке зазоров

84


 

С

 

_ Cf

 

с

«Нордберг:

«8.

 

двигателя

 

радиальногорасчет

Öв

 

Силовой

 

17.

 

л и ц а

cg

б

а

Т а

 

 

о.

 

- «3

 

с а

 

О и

 

h- —• О

ОО О О

О) О) О) со

оо о о

оа) сп

оо

W "Ч* ю

іл со іл о со о ь- со

осз сэ іл

« О С1

О(N О) СО

см сп со со ю

со ю

- и со

л и н д р а

г р а д

и

в

ц

0

д л я

при

/

Р

 

С? Й со ^ ю

'—0•

СЗ5

с

 

с

я

о

 

 

 

1

• а

со. ё

с

СЛ и

 

о

 

 

и

 

 

ш

 

+

 

 

8.

5

 

=

Z

0)

0

я

 

о

' —

 

51 £

сл Е

О с

s

и

 

c o

 

 

— 0 )

ß' г р а д

(ß '

c o s Ѳ в

c o s

 

ір и

0

 

при

 

т

 

tt

 

я

«а^

а

Смв

ас.

сл

 

О

 

с

О

 

СО

 

 

Ѳ

 

п ри

 

*— Ѳ ) г р а д

' в

( ß

 

c o s

 

IN

37

 

36

О

35

 

34

т#<

33

еч

32

осо

о

со

ОЗ

29

о

28

 

!I 1

 

27

03

26

о

25

 

24

03

23

о

22

 

03

03

20

оа>

— 14,9

5 ,0

2 2 ,2

2 4 ,8

— 2 9 ,9

— 14,5

7 ,2

15,8

0

4 ,4

7 ,0

4 ,2

 

2

3

3

4 3 .0

5 6 .0

4 3 .0

2 7 .0

0,9 9 5

0 ,9 7 0

0 ,9 1 4

0 ,8 2 9

0 ,9 9 8

0 ,9 7 8

0 ,9 2 7

0 ,8 4 8

 

.

 

 

 

ю

о

со

о

со

т}*

оз

о>

оо

о

о

о

0 ,0 7 0

0,2 4 2

0 ,4 0 7

0 ,5 5 9

,35

,2 0 8

,3 7 5

,5 3 0

0

0

0

0

0

0 ,1 7 4

0,3 4 2

0 ,5 0 0

0 ,9 9 8

1,0

1,0

1,0

0 ,9 9 9 .

1,0

1,0

1,0

О

О

О

О

0 ,0 7 0

0 ,0 2 6

0 ,0 1 7

0 ,0 5 9

0,0 3 5

0 ,0 0 9

0 ,0 5 2

0 ,0 9 3

0

0,0 4 4

0 ,0 8 7

0 ,1 2 8 '

0 ,9 9 8

1,0

1,0

0 ,9 9 8

 

 

0,9 9 9

1,0

0,9 9 9

0,9 9 6

 

 

 

1,0

0 ,9 9 9

0 ,9 9 6

0,9 9 2

85


П р о д о л ж е н и е т а б л . 17

X

X

а

С

t t c d J а »

ю ю ю ю

 

I

!

1

I

I

I

 

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

’T i l l

И я а ( 0 8 ) - ( iE )

=

Ead W d

 

t ( 6 i )

+

 

(82.)]

Y

 

эимэьснЕasHtfsapI dViiiiinifi

я

 

/ dtfinimipi

(OS) 7 =

,0 soo 7

НЯ a

ь

=

»

/ ,

I .

Г 7

Л

(6І>)

 

 

.

I

 

Н я

а

 

 

^

 

 

 

 

 

 

SI

Нм а

z\

а

• С

X

ь,

I I I I X

 

 

 

 

a

 

 

 

 

 

о?

 

 

1

I

1

о.

 

 

 

 

!

I

1

I

 

 

 

 

О

СЛ

 

 

 

 

I

со

 

 

 

 

1'

5

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

G.

X

I

I

I

I

3M-«

I со ~

*СО Г -

о> СП

со" со’ іо

q С) Ol lNt

со* со ю" со*

<NО) СЛCJ

со со іо со”

<М СО ІО

СО

со

со

о)

(N

*4*

to

со

сч

I

СО

I

 

I

 

I

О

 

Ю

н

 

СО

Г -

СО

О)

I

I

I

I

-

 

*

N

СО

*-•

0 0

о

о

О

О

I

1-1

н

I

I

 

I

 

со

со

іо

 

 

о

о

 

 

7

7

I

 

 

Ю

О

Ю

(N

N

П

N

О

 

со

г-

ю

со

I

 

I

I

 

I

I

 

I

I

 

 

тГ ?-< ю_ <N_

т-Г

ю’

іо

ю"

OJ

Ю

ІО

ю

со

ю

т—<

ю

со

 

 

 

 

t--

 

 

 

ю

оі

оо

г»

86


в синхронизирующих механизмах и вызвать стук в кривошипно­ шатунном механизме двигателя.

Кривые 1 сил Р'іа (рис. 32) есть в то же время и кривые сил Рпа для заданных значений угла Ѳ.

Останавливаясь на значении Ѳ = 2°, производим дальнейший

расчет в графах 38—49 по определению суммарной результиру-

12

ющей силы 21 Ріа при одновременном действии 12 рабочих ци- 1

линдров.

Для удобства последующего расчета в нарушение принятого ранее порядка расчетные величины графы 37 вписаны в графу 36, и наоборот.

87

12

Для определения результирующей силы S Р'іа цифры графы 37 1

смещаются следующим образом: для второго рабочего цилиндра (графа 38) цифры графы 37 смещаются по вертикали на 30° отно­ сительно одноименных фаз; для третьего цилиндра (графа 39) цифры графы 37 смещаются по вертикали на 60° и т. д.

В графах 38—48 показано смещение ординат сил из графы 37 для всех рабочих цилиндров, но подсчет результирующих сил произведен только для углов а = 0, 10, 20 и 30°, так как при даль­ нейшем расчете цифры, найденные для указанных выше углов а, повторяются. На рис. 32 приведена кривая 3 изменения резуль-

12

тирующей силы 21 Pta’ в зависимости от а.

В результате этой части расчета (графы 37—49) и на основании кривой 3 на рис. 32 находим, что максимальное значение резуль-

12

тирующей силы 21 P 'ta ^ 42,5 кН. Величина этой силы допустима как для планетарного, так и для рычажного синхронизирующих

механизмов.

12 Зная наибольшую силу 21 Р 'Іа>по формуле (30) находим макси-

мальные усилия, действующие в зубьях шестерен, а именно:

сила Ptaj действующая в зацеплении между шестернями 1 и 2 (см. рис. 10)

 

12

 

 

 

 

 

# * = £

^ = * 4 2 , 5 1 1 =

31,7 кН.

 

 

1

 

 

 

 

Сила Р]а, действующая в зацеплении

между

шестернями 3

и 4, по

формуле (32)

 

 

 

 

 

12

, 0 е 305-178,5

 

 

 

р tа

= 45 кН.

 

,0 408-126

Если

1

 

колес эти

усилия

окажутся за­

при расчете зубчатых

вышенными, можно увеличить угол Ѳдо 2,5°, при котором разность сумм ординат будет еще положительной и равной 50,0 кН (кривая 2 на рис. 32), а ожидаемое значение наибольшей резуль-

12

Р'ш «« 25,0

 

тирующей силы 2

кН. Пользуясь формулой (29),

производим табличный расчет для определения касательных сил

р іа = PaF СОЗс(0^ 9)- Sin (а + 0) = (34) F (29)

от действия поршня одного рабочего цилиндра (графа 50) и ре-

 

1 2

зультирующих касательных сил

РІ(Х от действия поршней

 

г

88


всех рабочих цилиндров (графы 50—62). Используя формулу (28), производим табличный расчет'для определения радиальных сил

PR* = Paß

У- cos +

Ѳ) = (34) F (32)

 

от действия одного рабочего цилиндра

(графа 63) и результиру-

 

12

 

 

ющих радиальных сил

PR* от действия всех рабочих цилиндров

(графы 63—75).

 

 

Рісс

По данным граф 50 и 63, строим кривые 5 касательных

и радиальных PRa сил для одного рабочего цилиндра (рис.

32),

а по данным граф 62 и 75 — кривые 4 результирующих касатель-

12

-

12

 

ных

Ріа и радиальных

2 PRa сил от действия всех

рабочих

1

 

1

сил Р'па

цилиндров. Пользуясь формулой (36), найдем значения

в зависимости от а.

 

 

Так

как угол 0 принят в расчете равным 2°, то г cos Ѳ«=* /-;

значения величин cos ß' берем из графы 20 и, производя расчеты величин L cos ß', вписываем результаты в графу 77.

Значения величин Р'па, подсчитанные по формуле (36) для пер­ вого рабочего цилиндра, вписываем в графу 78, а для седьмого (противоположного первому) цилиндра, связанного с первым ярмом синхронизирующего механизма, цифры графы 78 вписы­ ваем в графу 79 со сдвигом по вертикали вниз на угол сдвига фаз его рабочего процесса, т. е. на 180°.

По данным граф 78 и 79 находим средние значения величин Р'па, которые вписываем в графу 80. Это и будут истинные значения дополнительных сил Р’па, действующих одновременно в двух диа­ метрально противоположных рабочих цилиндрах 1 и 7-

Через рабочие поршни цилиндров 1 и 7 стенкам их втулок передаются нормальные силы Рп* = Pta (графа 37) от действия газовых сил этих цилиндров. Кроме этого, поршни цилиндров 1 и 7 передают дополнительные нормальные силы Р‘па (графа 80) от рычажного синхронизирующего механизма. Сила Рпа меняет знак два раза за оборот; сила Р'па знака не меняет. Выполняя действие,'указанное в графе 81, и вписывая в нее результаты расчетов, получим ординаты суммарной нормальной силы (Рпа)рез для цилиндров 1 и 7, которая представлена кривой 6 на рис. 32.

Сила Ря будет всегда стремиться

разорвать

ярмо

синхро­

низирующего механизма, а ее величина, определяемая

по фор­

муле (37), будет колебаться в пределах

 

 

Рп = Р'п* Ф- = (3,2 -н 5,9) 4,55 =

14,6 -г- 26,8

кН.

 

Цифры графы 62 представляют собой данные для определения индикаторной мощности, развиваемой двигателем.

89