Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Значения |
сил |
|
инерции |
для |
в. м. т. |
и |
и. м. т., отнесенных |
к единице площади поршня F = 0,785D2 = |
0,099 м2, по формулам |
||||||
(64) и {65): |
|
|
|
|
|
|
|
' |
_ |
' |
рі,п |
|
142 000 |
_ |
~ , |
|
|
Д9.8Ы 0 1 ~ |
0,099-9,81 • ІО4 |
— |
0ар; |
||
|
" |
|
— 84 000 |
а |
п |
к |
|
|
Р и |
п |
~~ 0,099-9,81 -Ю-і — 8,7 |
бар' |
Примем среднее индикаторное давление равным р(- = 9,0 бар (дизельный вариант с газотурбонаддувом); давление в конце сжа тия рс = 40 бар; давление в конце сгорания топлива рг = 70 бар. Индикаторная мощность, развиваемая двигателем при числе ра бочих цилиндров і = 12, по формуле (53)
N ,= 12,5D % Swi= 12,5-0,3552-9,0-0,407.41,8-12 = 2900 кВт.
Эксцентриситет диаграммы Брикса 00' |
= |
п 2 |
= |
203 52 |
|
2 8'00 = |
= 26 ммНа основании принятых и найденных расчетом величин построена совмещенная диаграмма на рис. 11. Пользуясь форму лами (22)—(32) составляем расчетную табл17 с расчетным ин тервалом Да, = 10° для углов запаздывания 0 = 0, 2 и 4°.
В табл. 17 графы 1—37 представляют собой часть расчета для определения значения угла Ѳ, при котором сила
P'ta = Ра-Sin^ 7 Ѳ) = (34) F (22) [или (23) или (24)]
от действия поршня одного рабочего цилиндра [формула (27)] будет признана оптимальной с точки зрения расчетных усилий в зубчатых передачах планетарного и в деталях рычажного син хронизирующих механизмов.
Чтобы оценить влияние угла Ѳна изменение силы Pta, доста точно построить, руководствуясь цифрами граф 35—37, кривые 1 на рис. 32 изменения этой силы в зависимости от а для Ѳ = 0, 2 и 4°.
Для определения оптимального значения угла 0 необходимо построить график 2 на рис. 32 разностей сумм положительных и
отрицательных ординат для |
Ѳ = 0, |
2 и 4°: |
|
|
|||
|
Суммы положительных |
ординат . . . |
410,6 |
309,6 |
225,4 |
||
|
+Ѳ = 0° |
+Ѳ = 2° |
+Ѳ = 4° |
||||
|
» |
отрицательных |
» |
. . . |
—164,8 |
—224,3 |
—300,9 . |
|
Разности сумм ............................... + 245,8 + 85,3 |
—75,5 |
|||||
|
Из графика 2 видно, что нулевое значение разности сумм соот |
||||||
ветствует |
ѲÄ* 3°. |
|
|
|
|
|
|
|
Из литературных источников известно, что фирма «Нордберг» |
||||||
вводит угол запаздывания |
0 = 2°. Вводить |
угол |
запаздывания |
||||
0 |
3° опасно, так как это может привести к перекладке зазоров |
84
|
С |
|
_ Cf |
|
с |
«Нордберг: |
«8. |
+и |
|
|
0я |
двигателя |
|
радиальногорасчет |
Öв |
|
|
Силовой |
|
17. |
|
л и ц а |
cg |
б |
а |
Т а |
|
|
о. |
|
- «3 |
|
с а |
|
О и |
|
8® |
h- —• О
ОО О О
О) О) О) со
оо о о
оа) сп
оо
W "Ч* ю
іл со іл о со о ь- со
осз сэ іл
« О С1
О(N О) СО
см сп со со ю
—-« со ю
- и со
л и н д р а |
г р а д |
и |
в |
ц |
0 |
д л я |
при |
1а |
/ |
Р |
|
С? Й со ^ ю
'—0• |
СЗ5 |
|
с |
|
|
с |
я |
|
о |
|
|
|
|
|
1 |
“ |
• а |
со. ё |
с |
|
СЛ и |
|
|
о |
|
|
и |
|
|
ш |
|
|
+ |
|
|
8. |
5 |
|
|
= |
Z |
0) |
0 |
я |
|
о |
|
' — |
|
|
51 £ |
||
(ß |
сл Е |
|
О с |
||
s |
и |
|
c o |
|
|
— 0 ) |
ß' г р а д |
|
(ß ' |
c o s Ѳ в |
|
c o s |
|
ір и |
0 |
|
|
при |
|
|
т |
|
tt |
|
я |
|
«а^ |
а |
|
Смв |
||
ас. |
сл |
|
О |
|
|
с |
О |
|
СО |
|
|
Ѳ |
|
|
п ри |
|
|
*— Ѳ ) г р а д |
||
' в |
||
( ß |
|
|
c o s |
|
IN |
37 |
|
36 |
О |
35 |
|
34 |
т#< |
33 |
еч |
32 |
осо
о
•со
ОЗ |
29 |
о |
28 |
|
!I 1 |
|
27 |
03 |
26 |
о |
25 |
|
24 |
03 |
23 |
о |
22 |
|
03 |
03 |
20 |
оа>
— 14,9 |
5 ,0 |
2 2 ,2 |
2 4 ,8 |
— 2 9 ,9 |
— 14,5 |
7 ,2 |
15,8 |
0 |
4 ,4 |
7 ,0 |
4 ,2 |
|
2 |
3 |
3 |
4 3 .0 |
5 6 .0 |
4 3 .0 |
2 7 .0 |
0,9 9 5 |
0 ,9 7 0 |
0 ,9 1 4 |
0 ,8 2 9 |
0 ,9 9 8 |
0 ,9 7 8 |
0 ,9 2 7 |
0 ,8 4 8 |
|
. |
|
|
|
ю |
о |
со |
о |
со |
т}* |
<о |
оз |
о> |
оо |
|
— |
о |
о |
о |
0 ,0 7 0 |
0,2 4 2 |
0 ,4 0 7 |
0 ,5 5 9 |
,35 |
,2 0 8 |
,3 7 5 |
,5 3 0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 ,1 7 4 |
0,3 4 2 |
0 ,5 0 0 |
0 ,9 9 8 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0 ,9 9 9 . |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
О |
О |
О |
О |
0 ,0 7 0 |
0 ,0 2 6 |
0 ,0 1 7 |
0 ,0 5 9 |
0,0 3 5 |
0 ,0 0 9 |
0 ,0 5 2 |
0 ,0 9 3 |
0 |
0,0 4 4 |
0 ,0 8 7 |
0 ,1 2 8 ' |
0 ,9 9 8 |
1,0 |
1,0 |
0 ,9 9 8 |
— |
— |
|
|
0,9 9 9 |
1,0 |
0,9 9 9 |
0,9 9 6 |
— |
|
|
|
1,0 |
0 ,9 9 9 |
0 ,9 9 6 |
0,9 9 2 |
85
П р о д о л ж е н и е т а б л . 17
X
X
а
С
t t c d J а »
ю ю ю ю
|
I |
! |
1 |
I |
I |
I |
|
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
’T i l l
И я а ( 0 8 ) - ( iE ) |
= |
Ead W d |
||||
|
t ( 6 i ) |
+ |
|
(82.)] |
Y |
|
|
эимэьснЕasHtfsapI dViiiiinifi |
|||||
я |
|
/ dtfinimipi |
||||
(OS) 7 = |
,0 soo 7 |
|||||
НЯ a |
ь |
= |
» |
/ , |
I . |
|
Г 7 |
Л |
|||||
(6І>) |
|
|
. |
6І |
I |
|
|
Н я |
а |
|
|
^ |
|
|
|
|
|
|
|
SI |
Нм а
z\
а
• С
X
ь,
I I I I X
|
|
|
|
a |
|
|
|
|
|
о? |
|
|
1 |
I |
1 |
о. |
|
|
|
|
|||
! |
I |
1 |
I |
|
|
|
|
О |
СЛ |
|
|
|
|
I |
со |
|
|
|
|
1' |
5 |
Е |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
G. |
X |
I |
I |
I |
I |
3M-« |
I со ~
*СО Г -
о> СП
со" со’ іо
q С) Ol lNt
со* со ю" со*
<NО) СЛCJ
со со іо со”
<М СО ІО
СО |
со |
со |
о) |
|||
(N |
*4* |
to |
||||
• |
||||||
со |
сч |
I |
СО |
|||
I |
|
I |
|
I |
||
(О |
О |
|
Ю |
н |
|
|
СО |
Г - |
СО |
О) |
|||
I |
I |
I |
I |
|||
- |
|
* |
N |
СО |
||
*-• |
0 0 |
о |
о |
|||
О |
О |
I |
1-1 |
н |
I |
|
I |
|
I |
|
|||
со |
со |
іо |
|
|
||
о |
о |
|
|
|||
7 |
7 |
I |
|
|
||
Ю |
О |
Ю |
(N |
|||
N |
П |
N |
О |
|
||
со |
г- |
ю |
со |
|||
I |
|
I |
I |
|
I |
|
I |
|
I |
I |
|
|
|
тГ ?-< ю_ <N_ |
||||||
т-Г |
ю’ |
іо |
ю" |
|||
OJ |
<о |
Ю |
ІО |
|||
ю |
со |
ю |
т—< |
|||
ю |
со |
|
|
|
||
|
t-- |
|
|
|
||
ю |
оі |
оо |
г» |
86
в синхронизирующих механизмах и вызвать стук в кривошипно шатунном механизме двигателя.
Кривые 1 сил Р'іа (рис. 32) есть в то же время и кривые сил Рпа для заданных значений угла Ѳ.
Останавливаясь на значении Ѳ = 2°, производим дальнейший
расчет в графах 38—49 по определению суммарной результиру-
12
ющей силы 21 Ріа при одновременном действии 12 рабочих ци- 1
линдров.
Для удобства последующего расчета в нарушение принятого ранее порядка расчетные величины графы 37 вписаны в графу 36, и наоборот.
87
12
Для определения результирующей силы S Р'іа цифры графы 37 1
смещаются следующим образом: для второго рабочего цилиндра (графа 38) цифры графы 37 смещаются по вертикали на 30° отно сительно одноименных фаз; для третьего цилиндра (графа 39) цифры графы 37 смещаются по вертикали на 60° и т. д.
В графах 38—48 показано смещение ординат сил из графы 37 для всех рабочих цилиндров, но подсчет результирующих сил произведен только для углов а = 0, 10, 20 и 30°, так как при даль нейшем расчете цифры, найденные для указанных выше углов а, повторяются. На рис. 32 приведена кривая 3 изменения резуль-
12
тирующей силы 21 Pta’ в зависимости от а.
В результате этой части расчета (графы 37—49) и на основании кривой 3 на рис. 32 находим, что максимальное значение резуль-
12
тирующей силы 21 P 'ta ^ 42,5 кН. Величина этой силы допустима как для планетарного, так и для рычажного синхронизирующих
механизмов.
12 Зная наибольшую силу 21 Р 'Іа>по формуле (30) находим макси-
мальные усилия, действующие в зубьях шестерен, а именно:
сила Ptaj действующая в зацеплении между шестернями 1 и 2 (см. рис. 10)
|
12 |
|
|
|
|
|
# * = £ |
^ = * 4 2 , 5 1 1 = |
31,7 кН. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
Сила Р]а, действующая в зацеплении |
между |
шестернями 3 |
|||
и 4, по |
формуле (32) |
|
|
|
|
|
12 |
, 0 е 305-178,5 |
|
|
|
|
р tа |
= 45 кН. |
|||
|
• |
,0 408-126 |
|||
Если |
1 |
|
колес эти |
усилия |
окажутся за |
при расчете зубчатых |
вышенными, можно увеличить угол Ѳдо 2,5°, при котором разность сумм ординат будет еще положительной и равной 50,0 кН (кривая 2 на рис. 32), а ожидаемое значение наибольшей резуль-
12 |
Р'ш «« 25,0 |
|
тирующей силы 2 |
кН. Пользуясь формулой (29), |
|
,і |
• |
• |
производим табличный расчет для определения касательных сил
р іа = PaF СОЗс(0^ 9)- Sin (а + 0) = (34) F (29)
от действия поршня одного рабочего цилиндра (графа 50) и ре-
|
1 2 |
зультирующих касательных сил |
РІ(Х от действия поршней |
|
г |
88
всех рабочих цилиндров (графы 50—62). Используя формулу (28), производим табличный расчет'для определения радиальных сил
PR* = Paß |
У- cos (а + |
Ѳ) = (34) F (32) |
|
от действия одного рабочего цилиндра |
(графа 63) и результиру- |
||
|
12 |
|
|
ющих радиальных сил |
PR* от действия всех рабочих цилиндров |
||
(графы 63—75). |
|
|
Рісс |
По данным граф 50 и 63, строим кривые 5 касательных |
|||
и радиальных PRa сил для одного рабочего цилиндра (рис. |
32), |
а по данным граф 62 и 75 — кривые 4 результирующих касатель-
12 |
- |
12 |
|
ных |
Ріа и радиальных |
2 PRa сил от действия всех |
рабочих |
1 |
|
1 |
сил Р'па |
цилиндров. Пользуясь формулой (36), найдем значения |
|||
в зависимости от а. |
|
|
|
Так |
как угол 0 принят в расчете равным 2°, то г cos Ѳ«=* /-; |
значения величин cos ß' берем из графы 20 и, производя расчеты величин L cos ß', вписываем результаты в графу 77.
Значения величин Р'па, подсчитанные по формуле (36) для пер вого рабочего цилиндра, вписываем в графу 78, а для седьмого (противоположного первому) цилиндра, связанного с первым ярмом синхронизирующего механизма, цифры графы 78 вписы ваем в графу 79 со сдвигом по вертикали вниз на угол сдвига фаз его рабочего процесса, т. е. на 180°.
По данным граф 78 и 79 находим средние значения величин Р'па, которые вписываем в графу 80. Это и будут истинные значения дополнительных сил Р’па, действующих одновременно в двух диа метрально противоположных рабочих цилиндрах 1 и 7-
Через рабочие поршни цилиндров 1 и 7 стенкам их втулок передаются нормальные силы Рп* = Pta (графа 37) от действия газовых сил этих цилиндров. Кроме этого, поршни цилиндров 1 и 7 передают дополнительные нормальные силы Р‘па (графа 80) от рычажного синхронизирующего механизма. Сила Рпа меняет знак два раза за оборот; сила Р'па знака не меняет. Выполняя действие,'указанное в графе 81, и вписывая в нее результаты расчетов, получим ординаты суммарной нормальной силы (Рпа)рез для цилиндров 1 и 7, которая представлена кривой 6 на рис. 32.
Сила Ря будет всегда стремиться |
разорвать |
ярмо |
синхро |
низирующего механизма, а ее величина, определяемая |
по фор |
||
муле (37), будет колебаться в пределах |
|
|
|
Рп = Р'п* Ф- = (3,2 -н 5,9) 4,55 = |
14,6 -г- 26,8 |
кН. |
|
Цифры графы 62 представляют собой данные для определения индикаторной мощности, развиваемой двигателем.
89