Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П о я с к е и и я к т а б л-

19: 1) для

двигателя с криво­

шипно-шатунным механизмом по схеме рис-

25 силы Ріт и Ргт

берутся из граф

19 и 20 расчетной табл12 (см. также примеча­

ние 1

к табл-

18);

 

 

 

2)

цифры граф 6 и 7 получены из граф 4 и 5 путем сдвига по

вертикали вниз на угол 360°;

компоненты

векторов — алге­

3)

Рtmn и Ргтп — суммарные

браические суммы реакций: Ptmi$ — (4) + (6)

и

Рппп = (5) + (7);

4) в графе 10 приведены результаты геометрического сложе­ ния компонент граф 8 и 9 с учетом влияния центробежной силы. Поправка на влияние центробежной силы неуравновешенных частей двух кривошипов учитывается так же, как и для конце­

вых коренных подшипников. Истинные значения векторов qaKmn измеряются из нового центра О" диаграммы.

Для остальных коренных подшипников определение ординат векторных диаграмм требует в каждом отдельном случае про­ ведения соответствующего анализа, вытекающего из нижеследу­ ющего положения. Во всяком коренном подшипнике возникают реакции от сил, действующих одновременно на две смежные ша­ тунные шейки, и хотя для всех шатунных шеек векторные диа­ граммы одинаковы, их одновременное воздействие на смежный коренной подшипник не одинаково и зависит, во-первых, от угла взаимного расположения (заклинки) смежных кривошипов и, во-вторых, от угла сдвига фаз рабочих процессов в смежных цилиндрах главных блоковПервое учитывается введением в рас­ чет соответствующих тригонометрических функций, а второе — сдвигом ординат сил в графах расчетной таблицы отстающих по вспышкам цилиндров относительно опережающих.

Взаимное угловое расположение (заклинка) двух смежных кривошипов, ограничивающих рассматриваемый коренной под­ шипник, определяется числом рабочих цилиндров, системой коленчатого вала, тактностью рабочего процесса и . порядком работы цилиндров в главных блоках-

П р и м е р 11. Рассмотрим коренные подшипники между кри­ вошипами 3 и 4 у двух- и четырехтактного двигателей, имеющих по пять рабочих цилиндров (рис. 35). Оба двигателя имеют оди­ наковый порядок работы цилиндров 1-3-5-2-4 и одинаковые си­ стемы коленчатых валов. У двухтактного двигателя 1 (рис. 35) угол взаимного расположения смежных (3 и 4) кривошипов равен 216 или 444°; у четырехтактного двигателя 2 этот угол равен 72 или 288°.

У двухтактного угол между вспышками в цилиндрах 4 и 3 равен 216°; у четырехтактного 432° по углу поворота коленчатого вала. Для определения результирующих компонент векторов Л1(4,з) и Л-(4,з) необходимо просуммировать проекции всех реакций (Р*з, Р'г3, Р\4 и PU) на осях уу и zz■Нетрудно видеть, что у рассматриваемых двигателей суммы эти не будут одинако­ выми.

95


Из этого простого примера видно, что у рассмотренных двига­ телей при одинаковом числе рабочих цилиндров, одинаковом порядке их работы, при одинаковой системе коленчатых валов

идля одноименных коренных подшипников взаимное угловое расположение смежных кривошипов, направление действия сил

иих реакций, а также углы сдвига фаз рабочих процессов —

различны. . ' Что касается методики определения углов сдвига фаз рабочих

процессов для смежных рабочих цилиндров, то для ее уяснения рассмотрим примеры.

П р и м е р 12. Допустим, что четырехтактный двигатель имеет п блоков по шесть рабочих цилиндров в каждом блоке и

Рис. 35. Расчетные положения смежных кривошипов 3 и 4 к прн- меру 11:

1 — для двухтактного н 2 — для четырехтактного двигателей

что на каждую шатунную шейку действует по п рабочих порш­ ней. Число кривошипов у коленчатого вала будет шесть и так как двигатель четырехтактный, то коленчатый вал должен иметь три пары зеркально заклиненных кривошипов (16\ 2— 5 и 34), показанных на схеме заклинки 1 кривошипов (см. рис. 37). При­ мем порядок работы цилиндров в главном блоке (он же будет

ив остальных п — 1 блоках) 1-5-3-6-2-4; тогда углы сдвига для рабочих процессов у двух смежных цилиндров главного блока могут быть найдены по табл. 20, не требующей пояснений. Для всех смежных кривошипов угол со знаком плюс означает сдвиг фазы вверх, а со знаком минус— вниз.

Расчет компонент векторов диаграмм для всех коренных под­ шипников двух- и четырехтактных ДВС (кроме крайних у обоих типов ДВС -и средних у четырехтактных машин с четным числом цилиндров в блоках) может быть произведен с помощью табл. 21, составленной для коренного подшипника kl между кривошипами k

иI для многоцилиндрового двухили четырехтактного двигателя

(схема 1, рис. 36). Реакции Р а и Р ' а в опоре kl от сил P i k и Р Гк

96


Та б л и ц а 20. Определение угла сдвига фаз

вградусах угла поворота коленчатого вала

Углы между вспышками

 

 

в рабочих цилиндрах

Сдвиг фаз рабочих процессов для каждых двух

 

 

 

 

в порядке

в порядке

смежных рабочих цилиндров главного блока

 

 

работы

нумерации

 

 

ах = -0

ах =

0

 

 

а5 =

120

а2 =

480

а2 — ах =

+ 480 (или —240)

аз == 240

а 3 =

240

аз — а2 =

240 (или +480)

а0 =

360

- а* =

600

а4 а3 =

+ 360 (или 360)

а2 =

480

а5 =

120

а5 — а4 =

—480 (или +240)

а4 =

600

а „ =

360

а0 а6 =

+ 240 (или —480)

при симметричном кривошипе будут

Р'ік — —0,5P/fc и Р'гк —

= —0,5Ргк- Проекции реакций Р'и и Р'г[ (с учетом симметрии

кри­

вошипа) на ось уу определятся из

условий: —0,5Ри cos б и

+0,5Pr/sin б

и на ось гг. —0,5Р^ sin б и —0,5Pr /cos б,

где

6 = 180 — у';

у’ — угол сдвига фаз

рабочих процессов.

Угол

сдвига фазы рабочего процесса в цилиндре I относительно ци­

линдра k может быть установлен с помощью табл. 20.

 

Т а б л и ц а 21.

Расчет компонент векторных диаграмм при симметричных

кривошипах для всех коренных подшипников ДВС кроме крайних и средних (в кН)

 

 

 

 

 

 

 

«О

о

 

 

 

 

 

 

 

о

с

ct

 

 

 

 

 

 

СЛ

 

 

 

 

 

 

0

О.

 

 

оГ

о,1'

 

 

оГ

~К.

и

 

 

 

 

о,

а

•с-

 

ю

ю

 

 

ю

ю

о-

о

о

 

 

о*

о

і?

аГ

1

1

с

а.

1

+

1

2

3

4

5 .

G

7

8

9

0 , 5 Рц s i n б

10

Ю

+

ю ^

 

сл

т

л

 

0

w

от

 

 

О

1 +

 

ft!"

■ g

 

о

 

ІЛ

 

 

 

о

оГ+

 

 

1

 

,1

11

 

12

13

и

4

П о я с н е н и я к т а б л. 21: 1) цифры для граф 2 и 3 бе­ рутся из граф таблиц силового расчета для сил Pik и Prk, действу­ ющих на колено вала от всех поршней секции кривошипно-ша­ тунного механизма (см. также пояснения 1 к табл18 и 19);

2)в графах 2 и 3 величины получены расчетом;

3)цифры граф 6 и 7 получены из граф 2 и 3 путем сдвига по вертикали на угол между вспышками в опережающем и отста­ ющем цилиндрах главного блока;

4

Ф. Л. Лнвенцев

97


4)в графах 8—11 величины получены расчетом согласно формулам;

5)цифры граф 12 и 13 являются алгебраическими построчными

суммами цифр граф 4—5 и 8—11 в сочетаниях, соответствующих записанным формулам;

6)графа 14 — результат геометрического сложения компонент граф 12 и 13 с учетом поправки на влияние центробежных сил не­

уравновешенных частей кривошипов k и /, включая неуравнове­ шенные вращающиеся массы шатунов, отнесенные к Центрам ша­ тунных шеек кривошипов.

Если кривошипы k и I имеют неуравновешенные центробежные

Рис. 36. Расчетные положения смежных кривошипов:

/ — для коренного подшипника kl двух- и четырехтактных ДВС; 2 —для коренного подшипника 1, 2 двухтактного двигателя

силы, включая центробежные силы вращающихся частей шатунов [см. формулу (85) ]

•^CÜKA -^CÜKZ ^ пк^^ t

то каждая из них при симметричных кривошипах вызовет реакцию в смежном коренном подшипнике

Произведя их геометрическое сложение, как это показано на схеме 2 рис. 37, для кривошипов 5 и 6, находим точку О", которая будет истинным центром диаграммы и из которой производятся

измерения величин векторов qaKik-

Пр и м е р 13. Рассмотрим двухтактный двигатель, имеющий

пблоков по семь цилиндров в каждом блоке. На каждую шатун­ ную шейку будут действовать п рабочих поршней. Порядок работы цилиндров в главном блоке (и ш других) 1-5-7-2:4-б-3■ Коленча­ тый вал имеет семь кривошипов, заклиненных йод углом 51° 26' (схема 2 на рис. 36).

98

Рассмотрим коренной подшипник между первым и вторым рабочими цилиндрами главного блока. Суммы проекций реакций на осях уу и zz\

Рп ,2 = — Ра Рп sin 25° А2 4

Pi2cos 25°

42 ;

Рп, 2 = Рп + Pr2 cos 25 42 4

P<2 sin 25°

42 .

Для симметричных кривошипов будем иметь:

P t 1.2 =

- 0.5Р/1 — 0.,22Рг2

+

о А & Р п -

Pr1 ,2=

— 0,5Л-і + 0,45Рг2

+

0,22P «.

Для расчета компонент векторов можно использовать расчет­ ную табл21, Учет влияния центробежных сил неуравновешен­ ных частей кривошипов производится в таком же порядке, как это сделано в предыдущем примере. Угол сдвига фаз рабочих процессов может быть легко установлен с помощью рис. 36, для рассматриваемого подшипника он равен 154° 18'.

16. Примеры расчетов и построения векторных диаграмм шатунных и коренных подшипников

П р и м е р 14. Рассмотрим действие сил на коренной под­ шипник между рабочими цилиндрами 5 и 6' главного блока для двигателя, компоновочная схема которого представлена на рис. 25, а силовой расчет в табл. 1 2 .

Руководствуясь схемой 1 на рис. 37 и табл. 20, находим, что угол сдвига фаз рабочего процесса цилиндра 6 относительно цилиндра 5 будет (+240°) или (—480°) и что результирующие компоненты векторов для шейки коренного подшипника между кривошипами 5 и 6 будут:

Р/5,6 ———Рt5 Р'гбcos 30° -f Р\e sin 30°;

Л-5,6 = — P ’rs — РгбЭіпЗО — Л бсоз30°.

При симметричных кривошипах будем иметь:

Л 5,б = — 0,5Рі5 0,'5Л*0,866 + 0,5ЛбО,5 = — 0,5Л 5

0,43Ргб. 4 “ 0,25Р*6,

Р/-5,6 = — 0,5Р г5 — 0,5Рл60,5 — 0,5Р<бО,866 =

=- 0,5РГ5 - 0,25Ле - 0,43Рг6.

Имея эти исходные данные и пользуясь примерной табл. 21, составляем расчетную табл. 22 для определения компонент Pföi6

иРгБі<5 векторной диаграммы шатунной шейки. Если вращаю­ щиеся массы шатунов, приведенные к центрам шатунной шейки,

имассы кривошипов 5 и 6 уравновешены противовесами, то учет влияния центробежных сил на величины векторов диаграммы коренного подшипника между кривошипами 5 и 6 исключается.

4*

99


Т а б л и ц а 22. Расчет компонент векторных диаграмм коренного подшипника между кривошипами 5 и б к примеру 14

и + + = -

«С* II + +

II + + ~

С2 1 ю З ® - оГ II + +

О

й

о"

1

о

гг

О

1

•2

а.

о

о

СО

о

I

а.

о

ц.

Т

іа

**

ю

1

а.

Ö

со

(N

—4

Сз

со

кН

о

ю

со

et

и

о

СП со со СО

СТ) ю

сч

о

со

сч

Г5 о

СО со СО со П5 to сч о

 

CN

о

Ü5

со со

 

т- о

со

ф

сч

— <

СЧ О

05

ÜO

X)

1>-

 

о

•-н •"“* ’ 1

 

 

 

 

 

' 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю

СП

 

 

оо

h- to

со сч

 

 

о .

to

со

Т. ”

 

ОО

г- ІО

со сч

п-' о"

сч

СО о

00

ф

ф. со ф. CD

N-"

о

 

о

00

ф

 

СО

о

о

со"

со" ф"

сч

ф

ф

<Х)

со

и 5

о

о

СЧ

 

- п

ф

сч’

 

ОО

 

 

UJ

 

СО

UJ

UJ со

ф

 

 

4-н ю

со

 

 

LO ю

1 1 1 1 + -1- + + + + + 1 1 1 1 1 + -1- 1 + +

СЧ

 

ю

сч

о

ІО го п-

сч

to

 

іп

 

 

ю сч

о

ІП го N-

сч

со СО

о

CD

со

Ю

о

CD CD сч СО со о

 

CD со m

о

 

05 сч ІП in сч СП

о

сч о

сч

сч _<

05 СЧ to" ю

сч СП

Г) сч"

СЧ со СП 05 00 00 Ю

со

to

 

ф

—н сч СО 05 05

00

СО

ю

СО to

1 1 1 1 1 1 1 1 + + + + 1 1 1 1 1 1 1 1 +

Г4- — 4 о

Ф

со о

со

I--

CD со CD сч

t-. -

05 Ф

 

СО

о

со

 

CD

о"

сч

о

со

05 СО

СП

оо со

ф*

__

о

СЧ

О

4-4 П )

05

 

со"

СЧ

со

сч <•4

•—4

— 4 сч сч

•—<

сч

со со

сч

сч

4—4

 

сч

1 1 1 1 1 1 1 1 -1- + -I-

1 1 1 1 1 1 1 1 1 +

СО ю

о

о

СО

ф

сч ф

ю

сч to СО со to о

о

 

со

ф

сч ф

to

LO со

со

ф

о

со

CJ5 05 ю

 

05 ю

СО СО

Ф

 

Г5

го

гп

05*

СО ф

ю

Ю

ю

ф

со

сч ф

ф

 

 

со ф

ю

ю

 

U5

ф

со сч

ф

1 1 1 1 1 1 1 [ + + + 1 1 1 1 1 1 1 1 1 +

ю

ю

m

со

 

хп СП сч сч

 

 

 

іп

ю

to СО

о

ІО СП сч сч

о

о

 

со со сч С5

О

N-' сч"

ф. со_ 00

00 05

со

С-" СП

сч" t--" сч"

^

^4

со 00

00 05

СО

 

—-4

 

со

о" со" ID

ф" —*4 — 4

сч

сч

•—< —

со

о* со to* ф

4—1

+ + + + 1 1 1 1 1 + + + + + + +

 

1 1 1 1 +

СО г- го г- СО сч о

оо 00 сч о

о

со N

СО N

 

сП сч

 

со

00

СП

о

сч

СО о

со

о

ф_ ф_ о

о

оо ГТ5

О

«N ЭТ- о

со. о

ф.

ф

СЧ

сч

 

LCJ •—1 CD* *“™4 со" сч" п:

ф

С<5 сч

СЧ

'—1 ю

 

со" •—4 00

сч"

1 1 1 + + + + + 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + 1

Г-

ю ю ю

СП о

 

о о

 

 

ю

ю ю о о

сч

ф

о

оо" со" ю"

tn»" ф" сч ф.

to" ю"

со оо П- cd

со ю

— <

ф"

ю"

сч о

сч

сч

«—< о

Г"-* а"

—н о

1—1

ф" сч

о

сч сч

о

t-r nt* — 4

оо

 

—-4

•—«

г*- со

^-4 »-4

ф 00

—^

— 4

•—1

 

п-

CD

—м

1 1 1 1 1 1 1 1 + + + 1 1 1 1 1 1 1 1 1 +

сч

сч СО ІП

 

ф

со

 

со

СП о

со сч сч со ю

 

ф

гп

h-

 

со 00

00 сч" ф

ю" со" 05*

о" со" по" со" со со сч ф.

іо

СП гп со

СО

Ф

сч

•—4 сч —4 сч

—"4 ю* С"- 05

00

со

Ф

СЧ — 4 сч’

 

сч

 

ю"

+ + + + 1 1 1 1 + + + + + + + +

1 1 1 1 +

Ш

ю

 

ф

ІО ш

ю

 

 

CD сч

ю

Ю

 

Ф

іп

ІО ІП ю

о

СП

СО

сч |>- ь- to о

 

nj

сч С"» г-

to

t—" сч

сч

»-4

ф

 

сч

оо

сч

по

ф

г«- сч

 

о>і —н

ф

— ( сч

00

Ю

ю

со сч

ф

ю

со CD

to

LO со со

ю

ю

со сч

ф

ю

со •СО to

1 1 1 + + + + + + + + +

1 1 1 + + + + + +

tO

 

ю

ю о о

о

 

 

 

ш

 

 

ю о ю о

о

о

 

 

 

 

ф"

ф"

со in о о CD ш ю — . Ю 4-«

ф" ф"

со ю о

со ІО

со"

ф

ф~ сч. сч

 

s

00 CD іо cd Ф

ф"

сч сч

сч* со

ф

СО

сч

•—> CD 4—4

 

•—< С5

сч СО

Ф

Ф

со

сч

1—4 CD"

—м

1 1 1 1 1 1 1 1 + + + + 1 1 1 1 1 1 1

1 +

о о

со 00

 

1П m in о о

сч ф

о о

°° “

г-_

ю ІП ю о

 

ІО

 

оо СП in

г—1

ф

to ИЗ

оо" СП ю

т—4

W4

о

 

ф ’ сч

о

сч

С.Ч

о

t^* СП

«—< О

t-- Ф

сч

о

сч

сч

 

 

ф

со

—-4

— 4

— 4 ’—4 4—4 т- со

4—* 4-И 4_

ф

00

4—4

4—4 4—' 4—<

+ + + 1

1 1 1 1 1 1 1

1 + + + I

1 1

1 1 1

со

 

о

со сч сч со to

ф

ф

со r^-

со

со

о

со сч сч со іо

 

 

СП оо

со

со со СЧ

ю" СО 05

ö

со оо со оо оо сч ф

tO с*- 05 ос

CD

ф

сч

 

1

 

сч

 

tг.

t*- 05 00 CD ф

сч

4--*

сч"

+ + + +

+ + + +

1 1 1 1 + + + + + + + +

1

о

сч

СЧ

со

со

о

сч

Ф

-

оо

о

сч

ф

CD 00 О

сч

ф

СО со

о

 

 

со

ф

со

t "

 

а

с :

CN

сс

ф

to CD ОС

СП

о

сч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"*4

 

т—«

 

 

 

 

 

сч

 

 

100