Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

баний на всех рабочих диапазонах чисел оборотов особо благо­ приятное влияние оказывает короткий и жесткий коленчатый вал. В модификациях силовых агрегатов с длинными промежуточ­ ными валами между собственно двигателями и приводными ме­ ханизмами возникновение первой формы крутильных колебаний возможно, но запретная зона чисел оборотов будет значительно меньшей, чем у обычных рядных двигателей.

Для рассматриваемого двигателя фирма «Нордберг» приме­ няет два вида оригинальных кривошипно-шатунных механизма.У

Рис. 9. Схема планетарного синхронизирующего механизма двига­ теля «Нордберг»

У обоих видов механизмов все шатуны прицепные, одинаковой конструкции, но у одного из них обойма нижних головок шатунов удерживается от проворачивания на шейке кривошипа при помощи планетарного синхронизирующего механизма; у второго вида — рычажного—.обойма удерживается от поворачивания двумя шатунами диаметрально-противоположных рабочих цилиндров. Оба вида синхронизирующих механизмов обеспечивают обойме поступательное движение. Рассмотрим планетарный синхрони­ зирующий механизм, схема которого представлена на рис. 9 и 10. Неподвижная шестерня 3, жестко связанная с корпусом двигателя, имеет окружность зацепления радиуса г3. Обкатываю­ щая ее сателлитная шестерня 4 имеет окружность радиуса г4. Жестко связанная с шестерней 4, вторая сателлитная шестерня 2 имеет окружность радиуса г2. Шестерня 1, принадлежащая обойме главного шатунного подшипника, имеет окружность радиуса гх. Сателлитные шестерни 4 и 2 вместе с соединяющим их валом вмон-

25

тированы в противовес верхней шеки кривошипа. Если передаточ­ ные отношения между шестерням 1 и 2, с одной стороны, и шесстерням 3 и 4, с другой стороны, будут одинаковыми, то при вра­ щении коленчатого вала шестерня 1, а вместе с ней и обойма 1 подшипников нижних головок шатунов, перемещаясь в плоскости кривошипно-шатунного механизма, не будут вращаться относи-

Рнс. 10. Расчетные схемы кривошипно-шатунного механизма дви­ гателя «Нордберг»: а — для 0 = 0 ; б — для 0 =f=0

тельно их оси О'. Это может быть достигнуто, следовательно, при соблюдении следующих условий;

и_[±_ __

 

 

.

(15)

гг

г,

rf2

<Ѵ>

 

у1 -|г у2 1 з -}- ^4 ~|_ R

или

di

d2 d$ -|- di -|—2R, (15)

где R = 5/2 и k — коэффициент, который может быть принят равным 2,0—2,5.

Задаваясь значением /г, диаметром окружности зацепления одной из шестерен планетарного механизма и зная величину R, можно определить диаметры зацепления остальных шестерен механизма, которые удовлетворяли бы условиям (15) и (16), .по формуле

k = A

= ÉL =

Ä = Ä ;

(17)

d2

di

z4m2

■' '

где тх и т-2— модули зацеплений для парных шестерен; zx

числа зубьев у соответственных

шестерен.

 

26


Определим dxdA, пользуясь равенствами (16) п (17). Из вы­

ражения

(17)

имеем

dA = kd2 и d3 =

kd,u

или

 

 

 

 

m1z1 =

kmxz2 II m2z3 — кт2гА.

 

 

Подставим

значения

dx н d3 в

равенство

(15)

 

 

или

 

kmxz2 —j—ітіAz 2 km2zA —j—//z2.~4

—|—2Rt

 

 

 

тхг2 (к + 1)

= т 2z4 (/г

+

1)

+2R,

 

 

пли

 

 

 

 

+

1) (тхг 2 — tfz2z4) = 2R,

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2R

 

 

 

 

/ю\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

mxz2пигА= -q -y .

 

 

 

(18)

Положим

dx = /nxZ! =

Л, тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d2 = /nxz2 = -j-•

 

 

 

 

(19)

Подставив

значение

d2 в равенство

(18),.получим

 

 

 

 

 

 

А

 

_

2R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

nhzi — Т +

Т

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

А_ _

2R

 

 

 

(20)

 

 

 

 

dA= m2zA

 

 

 

 

 

 

 

к

 

к + 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И, следовательно,

 

 

 

 

 

к2R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d3А

 

 

 

 

 

( 21)

 

 

 

 

 

к+

1'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величину А следует принимать в зависимости от R,

а

именно,

А = (3,0ч-4,0) R,

при

этом m ^z0,01A.

А = 3R ='720;

k — 2;

П р и м е р

3.

Положим

R = 240;

тг — т 2 = 0,01Л =

8.

Из

равенства

(19)

d2 = —^—790

- - 360; из

равенства (20) dA= —? - — -^— - =

200;

из

равенства

(21) d3 =

= 720— 2'-2g2-° = 400. Число зубьев

шестерен: гх= 90; z2= 45;

z3 = 50; z4 =

25. Проверка по формуле (16)

 

 

 

 

 

гі + г 2

= гз + гі +

R> или 360 -ф 180 =

 

 

 

 

 

=

200 +

100 4- 240 =

540.

 

 

 

П р и м ер

4.

Положим

R — 350;

А = 4 R — 1400;

к = 2,5;

тх = 14;

т2 =. 15.

Пользуясь

теми

же формулами,

находим:

 

,

А

 

ii^ - =

560;

dt = 560 —

= 360;

 

d* ~ ~ K ~

 

 

 

dg =

1400

2,5.2-350 = 900.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,5 .

 

 

 

 

 

27


Число

зубьев

шестерен:

zx = 100; z2 =

40 при mx — 14;

z« = 60;

z, = 24

при m, =

15. Проверка:

700 4- 280 = 450 4-

+180 + 350 = 980 Равенство передаточных отношений шестерен планетарного

механизма попарно и их межцентровые расстояния могут быть обеспечены и при других соотношениях его элементов. У выпол­ ненных двигателей осуществлены следующие передаточные от­ ношения в зубчатых парах: гх : z2 = 96 : 42 = 16 : 7 и z3 : z4 = = 64 : 28 = 16 : 7.

Шестерни синхронизирующего механизма могут быть' сцеп­ лены между собой так, что верхние мертвые точки нижних голо­ вок шатунов будут совпадать с мертвыми точками кривошипа при совмещениях его радиуса R с осями соответствующих рабо­ чих цилиндров, как это показано на левой схеме рис. 10, на ко­ торой палец нижней головки шатуна цилиндра III и радиус R кривошипа лежат иа оси этого цилиндра.

Как показывает силовой, расчет этого двигателя, введение угла запаздывания Ѳ при взаимном сцеплении шестерен синхро­

низирующего

механизма

уменьшает силы Ріа и Р/а, действую­

щие

в зубцах

шестерен

при работе двигателя. На правой схеме

рис.

10 показано такое

сцепление.

Рассмотрим силы, возникающие в кривошипно-шатунном ме­ ханизме от действия одного рабочего поршня при сцеплении ме­ ханизма с углом запаздывания ѲSs 0°. Действие сил от криво­ шипно-шатунных механизмов других поршней легко учесть пу­ тем смещения их фаз на угол между вспышками, что достигается простым сдвигом одноименных фаз в графах расчетной таблицы.

Результирующая сила Ра = Рга Pja, действующая на па­ лец верхней головки шатуна и определяемая при помощи совме­ щенной диаграммы на рис. 11 (индикаторной — Брикса—Толле), может быть разложена на две силы: нормальную Рпа— действую­ щую через поршень на стенку гильзы (втулки) рабочего цилиндра, и Дшаі действующую вдоль шатуна, которые определяются по формулам:

Рпа = Ра tg ß';

(22)

Рша — Ра C0S ß' >

(23)

где угол ß' будет меньше.угла ß, который отвечает условию вклю­ чения механизма при Ѳ= 0°, на величину Aßx, значение которой может быть найдено с достаточной для практической цели точ­ ностью из условия

откуда Aß =

Ѳ•£-.

Следовательно,

 

 

 

ß' = ß — Ѳ

(24)

28 -


Угол ß определяется при помощи вспомогательных таблиц, приводимых в курсах конструирования и расчета ДВС по вели-

D

чине отношения А = -j-, или по формуле

 

 

sin ß =

А sin а.

 

 

(25)

Для исполненных двигателей

L = 800

мм;

R = 203,5

мм; А =

-j- = 0,254; г — 305 мм; отношение

=

0,382. В

точке О"'

сила Рща может быть разложена на две силы:

Pta — касательную

к окружности радиуса г, которая стремится

повернуть обойму

Рис. 11. Совмещенная диаграмма индикаторная — Брикса — Толле

нижних головок шатунов в направлении ее действия, т. е. в сто­ рону вращения коленчатого вала, и Рга — действующую вдоль радиуса г. Эти силы определяются по формулам:

Р г а

=

Л и « COS (ß' - Ѳ ) =

Р и

C0SJ

sß'ß~ 9)-;

(26)

 

P /а =

Р т а COS [90° —

(ß' — Ѳ)] =

 

=

Р

ш а

Sin (ß' — Ѳ) =

P a

Sin^

9 j -

(27)

В точке 0' сила Рга может быть разложена на две силы: ка­ сательную Р(а к окружности радиуса R lt которая при умножении на радиус R дает крутящий момент, создаваемый кривошипношатунным механизмом рассматриваемого рабочего цилиндра,

29