Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
баний на всех рабочих диапазонах чисел оборотов особо благо приятное влияние оказывает короткий и жесткий коленчатый вал. В модификациях силовых агрегатов с длинными промежуточ ными валами между собственно двигателями и приводными ме ханизмами возникновение первой формы крутильных колебаний возможно, но запретная зона чисел оборотов будет значительно меньшей, чем у обычных рядных двигателей.
Для рассматриваемого двигателя фирма «Нордберг» приме няет два вида оригинальных кривошипно-шатунных механизма.У
Рис. 9. Схема планетарного синхронизирующего механизма двига теля «Нордберг»
У обоих видов механизмов все шатуны прицепные, одинаковой конструкции, но у одного из них обойма нижних головок шатунов удерживается от проворачивания на шейке кривошипа при помощи планетарного синхронизирующего механизма; у второго вида — рычажного—.обойма удерживается от поворачивания двумя шатунами диаметрально-противоположных рабочих цилиндров. Оба вида синхронизирующих механизмов обеспечивают обойме поступательное движение. Рассмотрим планетарный синхрони зирующий механизм, схема которого представлена на рис. 9 и 10. Неподвижная шестерня 3, жестко связанная с корпусом двигателя, имеет окружность зацепления радиуса г3. Обкатываю щая ее сателлитная шестерня 4 имеет окружность радиуса г4. Жестко связанная с шестерней 4, вторая сателлитная шестерня 2 имеет окружность радиуса г2. Шестерня 1, принадлежащая обойме главного шатунного подшипника, имеет окружность радиуса гх. Сателлитные шестерни 4 и 2 вместе с соединяющим их валом вмон-
25
тированы в противовес верхней шеки кривошипа. Если передаточ ные отношения между шестерням 1 и 2, с одной стороны, и шесстерням 3 и 4, с другой стороны, будут одинаковыми, то при вра щении коленчатого вала шестерня 1, а вместе с ней и обойма 1 подшипников нижних головок шатунов, перемещаясь в плоскости кривошипно-шатунного механизма, не будут вращаться относи-
Рнс. 10. Расчетные схемы кривошипно-шатунного механизма дви гателя «Нордберг»: а — для 0 = 0 ; б — для 0 =f=0
тельно их оси О'. Это может быть достигнуто, следовательно, при соблюдении следующих условий;
и_[±_ __ |
|
|
. |
(15) |
|
гг |
г, |
rf2 |
<Ѵ> |
||
|
|||||
у1 -|г у2 — 1 з -}- ^4 ~|_ R |
или |
di |
d2 — d$ -|- di -|—2R, (15) |
где R = 5/2 и k — коэффициент, который может быть принят равным 2,0—2,5.
Задаваясь значением /г, диаметром окружности зацепления одной из шестерен планетарного механизма и зная величину R, можно определить диаметры зацепления остальных шестерен механизма, которые удовлетворяли бы условиям (15) и (16), .по формуле
k = A |
= ÉL = |
Ä = Ä ; |
(17) |
d2 |
di |
z4m2 |
■' ' |
где тх и т-2— модули зацеплений для парных шестерен; zx — |
— |
||
числа зубьев у соответственных |
шестерен. |
|
26
Определим dx—dA, пользуясь равенствами (16) п (17). Из вы
ражения |
(17) |
имеем |
dA = kd2 и d3 = |
kd,u |
или |
|
|
|||||||
|
|
m1z1 = |
kmxz2 II m2z3 — кт2гА. |
|
|
|||||||||
Подставим |
значения |
dx н d3 в |
равенство |
(15) |
|
|
||||||||
или |
|
kmxz2 —j—ітіAz 2 -у km2zA —j—//z2.~4 |
—|—2Rt |
|
|
|||||||||
|
тхг2 (к + 1) |
= т 2z4 (/г |
+ |
1) |
+2R, |
|
|
|||||||
пли |
|
|
|
|||||||||||
|
(к + |
1) (тхг 2 — tfz2z4) = 2R, |
|
|
|
|||||||||
откуда |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
2R |
|
|
|
|
/ю\ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
mxz2—пигА= -q -y . |
|
|
|
(18) |
||||||
Положим |
dx = /nxZ! = |
Л, тогда |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
d2 = /nxz2 = -j-• |
|
|
|
|
(19) |
||||
Подставив |
значение |
d2 в равенство |
(18),.получим |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
А |
|
_ |
2R |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Т |
nhzi — Т + |
Т |
’ |
|
|
|
|
|||
откуда |
|
|
|
|
|
|
А_ _ |
2R |
|
|
|
(20) |
||
|
|
|
|
dA= m2zA |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
к |
|
к + 1 |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
И, следовательно, |
|
|
|
|
|
к2R |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
d3— А |
|
|
|
|
|
( 21) |
|||
|
|
|
|
|
к+ |
1' |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Величину А следует принимать в зависимости от R, |
а |
именно, |
||||||||||||
А = (3,0ч-4,0) R, |
при |
этом m ^z0,01A. |
А = 3R ='720; |
k — 2; |
||||||||||
П р и м е р |
3. |
Положим |
R = 240; |
|||||||||||
тг — т 2 = 0,01Л = |
8. |
Из |
равенства |
(19) |
d2 = —^—790 |
- - 360; из |
||||||||
равенства (20) dA= —? - — -^— - = |
200; |
из |
равенства |
(21) d3 = |
||||||||||
= 720— 2'-2g2-° = 400. Число зубьев |
шестерен: гх= 90; z2= 45; |
|||||||||||||
z3 = 50; z4 = |
25. Проверка по формуле (16) |
|
|
|
|
|||||||||
|
гі + г 2 |
= гз + гі + |
R> или 360 -ф 180 = |
|
|
|||||||||
|
|
|
= |
200 + |
100 4- 240 = |
540. |
|
|
|
|||||
П р и м ер |
4. |
Положим |
R — 350; |
А = 4 R — 1400; |
к = 2,5; |
|||||||||
тх = 14; |
т2 =. 15. |
Пользуясь |
теми |
же формулами, |
находим: |
|||||||||
|
, |
А |
|
ii^ - = |
560; |
dt = 560 — |
= 360; |
|
||||||
d* ~ ~ K ~ |
|
|||||||||||||
|
|
dg = |
1400 |
2,5.2-350 = 900. |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
3,5 . |
|
|
|
|
|
27
Число |
зубьев |
шестерен: |
zx = 100; z2 = |
40 при mx — 14; |
z« = 60; |
z, = 24 |
при m, = |
15. Проверка: |
700 4- 280 = 450 4- |
+180 + 350 = 980 Равенство передаточных отношений шестерен планетарного
механизма попарно и их межцентровые расстояния могут быть обеспечены и при других соотношениях его элементов. У выпол ненных двигателей осуществлены следующие передаточные от ношения в зубчатых парах: гх : z2 = 96 : 42 = 16 : 7 и z3 : z4 = = 64 : 28 = 16 : 7.
Шестерни синхронизирующего механизма могут быть' сцеп лены между собой так, что верхние мертвые точки нижних голо вок шатунов будут совпадать с мертвыми точками кривошипа при совмещениях его радиуса R с осями соответствующих рабо чих цилиндров, как это показано на левой схеме рис. 10, на ко торой палец нижней головки шатуна цилиндра III и радиус R кривошипа лежат иа оси этого цилиндра.
Как показывает силовой, расчет этого двигателя, введение угла запаздывания Ѳ при взаимном сцеплении шестерен синхро
низирующего |
механизма |
уменьшает силы Ріа и Р/а, действую |
|
щие |
в зубцах |
шестерен |
при работе двигателя. На правой схеме |
рис. |
10 показано такое |
сцепление. |
Рассмотрим силы, возникающие в кривошипно-шатунном ме ханизме от действия одного рабочего поршня при сцеплении ме ханизма с углом запаздывания ѲSs 0°. Действие сил от криво шипно-шатунных механизмов других поршней легко учесть пу тем смещения их фаз на угол между вспышками, что достигается простым сдвигом одноименных фаз в графах расчетной таблицы.
Результирующая сила Ра = Рга — Pja, действующая на па лец верхней головки шатуна и определяемая при помощи совме щенной диаграммы на рис. 11 (индикаторной — Брикса—Толле), может быть разложена на две силы: нормальную Рпа— действую щую через поршень на стенку гильзы (втулки) рабочего цилиндра, и Дшаі действующую вдоль шатуна, которые определяются по формулам:
Рпа = Ра tg ß'; |
(22) |
Рша — Ра C0S ß' > |
(23) |
где угол ß' будет меньше.угла ß, который отвечает условию вклю чения механизма при Ѳ= 0°, на величину Aßx, значение которой может быть найдено с достаточной для практической цели точ ностью из условия
’ |
откуда Aß = |
Ѳ•£-. |
Следовательно, |
|
|
|
ß' = ß — Ѳ |
(24) |
28 -
Угол ß определяется при помощи вспомогательных таблиц, приводимых в курсах конструирования и расчета ДВС по вели-
D
чине отношения А = -j-, или по формуле |
|
|
||
sin ß = |
А sin а. |
|
|
(25) |
Для исполненных двигателей |
L = 800 |
мм; |
R = 203,5 |
мм; А = |
— -j- = 0,254; г — 305 мм; отношение |
= |
0,382. В |
точке О"' |
сила Рща может быть разложена на две силы: |
Pta — касательную |
к окружности радиуса г, которая стремится |
повернуть обойму |
Рис. 11. Совмещенная диаграмма индикаторная — Брикса — Толле
нижних головок шатунов в направлении ее действия, т. е. в сто рону вращения коленчатого вала, и Рга — действующую вдоль радиуса г. Эти силы определяются по формулам:
Р г а |
= |
Л и « COS (ß' - Ѳ ) = |
Р и |
C0SJ |
sß'ß~ 9)-; |
(26) |
|
|
P /а = |
Р т а COS [90° — |
(ß' — Ѳ)] = |
|
|||
= |
Р |
ш а |
Sin (ß' — Ѳ) = |
P a |
Sin^ |
9 j - |
(27) |
В точке 0' сила Рга может быть разложена на две силы: ка сательную Р(а к окружности радиуса R lt которая при умножении на радиус R дает крутящий момент, создаваемый кривошипношатунным механизмом рассматриваемого рабочего цилиндра,
29