Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где А — расстояние между осями коленчатых валов. У исполнен­ ных двигателей А <=&13,5/?, следовательно,

 

 

C°SCP —

2kR

2k

 

 

13|З Д —

із 5^

13,5 • .

Углы:

ij; = 90 — cp; y' =

60

у"

= 6 0 — 2і|).

П р и м е р

6 . Определим углы у' и у" для двух значений k =

= 0,4

и k =

0,6 при R =

1,0.

 

 

Рис. 17. Углы между осями рабочих цилиндров у-образного двигателя со смещенным кривошипно­ шатунным механизмом

Для k = 0,4

cos cp =

= 0,0592; ср = 8 6 °36'; г|> = 3° 24';

у' = 63°24' и у" = 53° 12'.

Для k = 0,6

cos cp =

= 0,0888; cp = 84° 54'; ф = 5° 06';

у '= 65°06' и у" = 49° 48'.

38

Зная углы между осями рабочих цилиндров и угол б для”рабочего поршня в в. м. т. можно определить углы сдвига фаз ра­ бочих поршней в цилиндрах, руководствуясь схемой на рис.(18, на которой штриховыми линиями изображены кривошипно-шатун­ ные механизмы одной секции двигателя с рабочими поршнями в в. м. т.

Сравнимыми начальными фазами будем считать положения одноименных поршней в их верхних мертвых точках.

Рис. 18. Схема для определения углов сдвига фаз рабочих поршней и между вспышками в рабочих цилиндрах

П р и м е р

7.

Рассмотрим схему на рис. 18

для & = 0,6;

у' = 65° 06' и

у" = 49° 48',. для вращения коленчатых

валов,

установленного на схеме рис. 15, 6 = 7° 20'.

50° 26';

у" +

Следовательно,

у' — 26

= 65° 06' — 14° 40' =

+ 26 = 49° 48'

+

14° 40' =

64° 28'.

 

 

Найдем общий для новой системы кривошипно-шатунного механизма угол сдвига фаз исходя из предположения, что разно­ именные рабочие поршни каждого рабочего цилиндра должны работать без сдвига фаз. За начальное положение примем поршни рабочего цилиндра ab в их в. м. т.

При .синхронной работе следующей пары рабочих поршней (пор­ шень стороны продувки и поршень стороны выпуска цилиндра ас)

*

39



они должны прийти в их

в. м. т. через

7 ' — 26 =

50° 26'.

Следовательно, кривошип механизма с должен

находиться за

50° 26'

от его положения,

соответствующего

в. м. т.

поршня

выпуска

цилиндра ас,- т. е.

= SO"F — 50° 26'.

 

 

Тогда угол FO"T = (7 " +

26) — 50° 26' =

64° 28' — 50° 26' =

= 14° 02'. Таким образом, угол рассогласования между поршнями продувки механизма с и выпуска механизма Ь, а следовательно, и общий угол сдвига фаз для всего кривошипно-шатунного меха­ низма одной секции двигателя будет 50° 2 6 '— 14° 02' = 36° 24' вместо 60° для системы с аксиальными механизмами.

Этот общий угол (36° 24') должен быть равномерно распределен между тремя парами кривошипно-шатунных механизмов', а именно: для цилиндра ас— поршень выпуска механизма с должен опере­ жать поршень продувки механизма а на 1 2 ° 08' и его кривошип дол­ жен занять место на 12° 08' влево от линии 0"F. Тогда угол справа от линии 0"F' будет равен 12° 08' + 14° 02'=26° 10'; для цилиндра ab — поршень продувки механизма b должен отставать от поршня выпуска механизма а на угол 1 2 ° 08'; для цилиндра Ьс— угол сдвига фаз у поршней выпуска механизма b и продувки механизма с будет 38° 18' — 26° 10' = 12° 08'. На основании проведенного расчета можно сделать вывод о том, что принятое смещение осей рабочих цилиндров на величину е = 0 , 6 R привело к изменению угла сдвига фаз у разноименных поршней с 20 до 12° 08'. Таким же образом можно установить, что смещение осей рабочих цилиндров на величину е = 0,4R приводит к изменению угла сдвига фаз разноименных поршней с 20 до 14° 44'. Введение смещенных меха­ низмов по рассмотренной выше схеме вносит изменение и в углы между вспышками в цилиндрах ab, ас и Ьс одной секции двига­ теля, т. е. угол уменьшается с 40 до 38° 18'. Это легко определить по одноименным фазам поршней выпуска или продувки, если уста­

новить кривошипы коленчатых валов а\

b и с в положения,

со­

ответствующие расчетным

углам, а именно: кривошип вала

b

в точку т (на линии О'Р),

а кривошип

вала с — в точку п (на

линии О" F'). Тогда по положениям поршней выпуска в их в. м. т. будем иметь: цилиндр Ьс— поршень выпуска находится в поло­ жении 38° 18' за в. м. т.; цилиндр ab — поршень выпуска нахо­ дится в в. м. т.; цилиндр ас — поршень выпуска прийдет в в. м. т. через 38° 18'.

Перемещение рабочих поршней смещенных механизмов в за­ висимости от угла а ' поворота кривошипа может быть определено

по формуле

 

 

s = У (L -f- R f — е2

— Rcosa — L cos ß =

 

=4 m +‘)2

3 • cos а — ^-cos ß

(46)

Л

 

Для расчетов по-этой формуле необходимо определить зна­ чения углов ß в зависимости от углов а ' поворота кривошипа

40

*


смещенного механизма для принятых значений X и k, используя зависимость

sin ß = X (k ± sin а'),

(47)

где знак минус соответствует положительному и плюс отрицатель­ ному смещениям. Значения углов ß, приводимых в курсах кон­ струирования и расчетов ДВС, не могут быть использованы при расчетах по формуле (46). Перемещения, скорости и ускорения поршней в зависимости от а' можно подсчитать по приближенным формулам:

5 = R ['K ('X + 1) 2- - <? ~ ( C0S“ ’ + T -

 

----^X k2 — i- X -f- Xk sin а' -j- -i-Лcos 2a' j ;

(48)

V — Ra (sin a' +

A,sin 2a' — Xkcosa'^j ;

(49)

/ = R a 2 (cos a '

-f- X cos 2a'

Xk sin a').

(50)

При расчетах по формулам (48)—(50) можно пользоваться табли­ цами тригонометрических функций, приводимых в курсах кон­

струирования

и расчета

ДВС

для

центральных механизмов.

П р и м е р

8 . Чтобы

судить

о

влиянии смещений криво-'

шипно-шатунного механизма на изменение роли рабочих поршней, на фазы газораспределения и на распределение мощности, разви­ ваемой рабочим цилиндром, между поршнями выпуска и про­ дувки, произведем примерный расчет ординат индикаторных диа­ грамм рабочего цилиндра двигателя «Нэпир-Дэлтик», имеющего

диаметр цилиндра 140 мм; ход рабочих поршней

140x2 мм; R =

=

70

D

 

мм; L = 260 мм; X — -j~ = 0,270; смещение осей рабочих

цилиндров относительно осей коленчатых валов

е = kR = 0,6 X

X

70

= 42 мм; шаговый угол расчетной таблицы принимаем рав­

ным углу сдвига фаз Да = ß = 12°, полученному выше для /г = 0,6. •Параметры рабочего процесса двигателя: расчетная степень сжатия ер = 11,35; температура конца сжатия Тс = 900° К; температура конца сгорания топлива Тг = 2000° К; коэффициент молекулярного изменения ß2 = 1,030; степень повышения, дав­ ления Хг == 1,75; давление начала сжатия ра = 2,0 бар. расчет перемещений рабочих поршней для этих исходных данных по

преобразованной формуле (48)

. s = R [4,67— (3,583 + 0,162 sin a +

-f cos a -j- 0,0685 cos 2a) ]

в зависимости от угла а поворота кривошипа от нулевого положе­ ния (см. рис. 16) представлен в табл. 5.

Используя результаты расчета (графа 10 табл. 5), строим графики перемещений опережающего и отстающего поршней

41


Т а б л и ц а 5. Расчет перемещений рабочих поршней смещенного механизма к примеру 8

града,

 

8

 

8

0,162X(2)

1

0,0685X(5)

+ + +

4,67—(8)

 

а

 

CS

 

 

 

СО

 

 

от

8

от

 

 

 

00 сою

 

 

с

О

о

 

 

 

ю '-'Т'

 

 

от

О

сч

и

 

 

 

СО++

 

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

0

0

1,0

0

1.0

0

 

0,068

4,651

0,019

12

0,208

0,978

24

0,914

0,034

 

0,063

4,658

0,012

24

0,407

0,914

48

0,669

0,066

 

0,046

4,695

0,061

36

0,589

0,809

72

0,309

0,095

 

0,021

4,508

0,162

48

0,743

0,669

96

—0,105

0,120

 

—0,007

4,365

0,305

60

0,866

0,500

120

—0,500

0,140

 

—0,034

4,189

0,481

72

0,951

0,309

144

—0,809

0,154

 

—0,055

3,991

0,679

84

0,995

0,105

168

—0,978

0,161

 

—0,067

3,782

0,888

96

0,995

—0,105

192

—0,978

0,161

 

—0,067

3,572

1,098

108

0,951

—0,309

216

—0,809

0,154

 

—0,055

3,373

1,297

120

0,866

—0,500

240

—0,500

0,140

 

—0,034

3,189

1,481

132

0,743

—0,669

264

—0,105

0,120

 

—0,007

3,027

1,643

144

0,589

—0,809

288

0,309

0,095

 

0,021

2,890

1,780

156

0,407

—0,914

312

0,669

0,066

 

0,046

2,781

1,889

168

0,208

—0,978

336

0,914

0,034

 

0,063

2,702

1,968

мы70X(9) 10

1,3

0,8

4,3

11,4

21,4

33,6

47,5

62,2

76,8

90,8

104,0

115,0

124,5

132,0

137,5

180

0

- 1 .0

0

1,0

0

0,068

2,651

2,019

141,0

192

—0,208

—0,978

24

0,914

—0,034

0,063

2,634

2,036

142,5

204

—0,407

—0,914

48

0,669

—0,066

0,046

2,649

2,021

 

141,5

216

—0,589

—0,809

72

0,309

—0,095

0,021

2,700

1,970

138,0

228

—0,743

—0,669

96

—0,105

—0,120

—0,007

2,787

1,883

132,0

240

—0,866

—0,500

120

—0,500

—0,140

—0,034

2,909

1,761

 

123,5

252

—0,951

—0,309

144

—0,809

-0,154

—0,055

3,065

1,605

11-2,5

261

—0,995

—0,105

168

—0,978

—0,161

—0,067

3,250

1,420

99,5

276

—0,995

0,105

192

—0,978

—0,161

—0,067

3,460

■1,210

84,8

288

—0,951

0,309

216

—0,809

—0,154

—0,055

3,683

0,987

 

69,0

300

—0,866

0,500

240

—0,500

—0,140

—0,034

3,909

0,761

 

53,3

312

—0,743

0,669

264

—0,105

—0,120

—0,007

4,125

0,545

 

38,2

324

—0,589

0,809

288

0,309

—0,095

0,021

4,318

0,352

'

24,6

336

—0,407

0,914

312

0,669

—0,066'

0,046

4,477

0,193

 

13,5

348

—0,208

0,978

336

0,914

—0,034

0,063

4,590

0,080

 

5,6

42