Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
и силу. PRа, действующую вдоль радиуса R кривошипа, которые могут быть найдены по формулам:
Рна = |
Pr* cos (ос + |
0) = |
Ра COS^ |
-^ g) COS (ос + |
0); |
(28) |
Pta = |
Pra Sin (а + |
0) = |
Pa |
- sin (а + |
Ѳ). |
(29) |
Сила P/а, действующая в зубчатом зацеплении между шестер нями 1 и 2, определяется из выражения (см. рис. 10)
р'іа Г = Ріа Г\, откуда Р'іа = P'ta ~г ,
или
р |
_ |
р |
Sin (ß' — В). _г_ |
(30) |
|
|
ta |
“ |
cos ß' |
гх |
|
|
|
||||
|
|
|
|
Сила Р'іа, действующая в зубчатом зацеплении между шестер нями 3 и 4, определяется из выражения
Р'іаГч = Р"'іаГь О ткуд а Р'іа = Ріа' |
(31) |
или с учетом выражения (30)
tа • |
sin (ß' — 0) |
rr2 |
(32) |
|
cos ß' |
riU |
|||
|
|
При включении синхронизирующего механизма с углом 0 = 0 ° (левая схема на рис. 10) формулы (22) — (32) примут вид:
|
Рпа = |
Р а tg ß; |
|
||
Рта — а |
cos ß 5 |
|
|||
|
ß' = |
ß; |
|
||
|
sin ß = Л,sin а |
|
|||
Pra ~ |
Pa', |
Pta = Pa lg ßi |
(33) |
||
PRa = Pa COS (X; |
|||||
|
|||||
Pta = Pa Sinai |
|
||||
P';« = P « t g ß f ; |
P]a = P"ta^-\ |
|
|||
|
'l |
ri |
|
||
P'l |
= P |
« t g ß - ^ . |
|
||
~ta |
< |
rlr4 |
|
||
|
|
|
|
Влияние угла 0 на величины сил Pta и Ріа можно определить графоаналитическим путем при силовом расчете двигателя с по мощью пробных подстановок значений 0 в расчетную таблицу.
30.
Рассмотрим схему и принцип действия рычажного синхрони зирующего механизма, представленного на рис. 12. Этот механизм также имеет неразрезную обойму 3, насаженную на шатунную шейку 1 коленчатого вала 2. В щеки обоймы 3 вмонтированы пальцы 4 нижних головок шатунов 5. Шатуны 5 крепятся к паль цам 4 жестко. Два удлиненных пальца 4 шатунов противоположно расположенных рабочих цилиндров вмонтированы в щеки обоймы 3 так, что их верхние концы выступают над верхней щекой обоймы.
Рис. 12. Схема рычажного синхронизирующего механизма двигате ля «Нордберг»
На выступающие концы удлиненных пальцев.жестко насажены коромысла 6. Оси коромысел наклонены к осям шатунов 5 под углом 55—60° (120—125°). На концы коромысел жестко насажены пальцы 9, а на'пальцы обоих коромысел свободно насажено ярмо 10. На свободных концах коромысел с помощью болтов 8 закреплены противовесы 7, роль которых рассмотрена в~разделе уравновеши вания двигателей «Нордберг». Так как верхние головки шатунов 5 имеют одну степень свободы, то рассматриваемый синхронизи рующий механизм исключает вращение обоймы 3 относительно центра О', обеспечивая ей поступательное движение, в котором центр О' описывает окружность радиуса R.
; Чтобы уяснить действие этого синхронизирующего механизма, рекомендуется изготовить его плоский макет. Приведенные ранее рассуждения относительно кинематики кривошипно-шатунного
31
механизма с планетарным синхронизирующим механизмом для одного. рабочего цилиндра и для всего двигателя, включая влия ние угла Ѳ на изменение касательного усилия Р \ а , распростра няются и на кривошипно-шатунный механизм с рычажным син хронизирующим механизмом, -исключая необходимость опреде
ления сил P t a и P t a > которые в этом механизме отсутствуют и заменяются силами, действующими в рычажном механизме.
Выше было сказано, что в рычажном синхронизирующем ме ханизме обойму <3 от ее проворачивания относительно оси О'
удерживают два шатуна 5, с помощью которых результирующая
£
сила \ i ' P ’ta от действия всех рабочих поршней вследствие осо- I
бенностей синхронизирующего механизма передается к пальцам верхних головок шатунов Цоршней противоположно расположен ных рабочих цилиндров 1 и 7 поровну. Пользуясь левой схемой на рис. -13, составим уравнения моментов относительно оси 0'
шатунной |
шейки, сил, стремящихся повернуть обойму 3 |
|||||
(рис. |
1 2 ), |
и сил, удерживающих ее от проворачивания. |
|
|||
В целях упрощения задачи рассмотрим силы и их моменты |
||||||
для |
половины |
синхронизирующего |
механизма. Тогда |
момент |
||
1 силы --7J- 2 |
Pta |
относительно |
точки |
0' будет |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
м |
= 1 £ |
P 'ta r . |
(34) |
Момент дополнительной нормальной силы, действующей через
палец поршня на |
стенку |
гильзы |
рабочего цилиндра, |
|
|
|
М ' = Р 'па (L cos ß -f г cos 0). |
- |
(35) |
||
Так как эти моменты взаимно уравновешиваются, то |
|
||||
М' = М |
= -у 2 |
Р\а Г= |
р'па (L COS ß' + |
Г COS0) > |
|
откуда |
|
|
Lcosß' -J- /• COS 0 • |
|
|
|
|
£ |
|
|
|
|
Р п а = у |
2 P t a |
|
(36) |
Сила Ря, действующая в ярме 10, может быть определена из усло вия, что моменты сил Р'па и Ря относительно оси пальца нижней головки шатуна должны быть равны между собой, а именно:
М" = М ІѴ =:Р'ПаН' = P„fi',
или
Р'па L COS ß’ = РВ1ЯCOS ß',
32
откуда
, |
L |
|
Р — Р |
-7—' |
(3 7 ) |
Гя -- ^ІКХ, |
1Я |
|
Сила Р„ должна всегда вызывать в ярме 10 напряжения растя жения. При выборе плеча Ія коромысла синхронизирующего механизма необходимо учитывать:
1) чем больше плечо /я, тем меньше усилие Рп, но тем больше ход ярма 5Я, который ограничен диаметром шатунной шейки;
Рис. 13. Плечи, силы и моменты, действующие в рычажном синхро низирующем механизме
2 ) |
в целях упрощения расчета рекомендуется размер |
плеча /я |
выбирать так, чтобы плечо момента М ІѴ определялось из |
равен |
|
ства |
|
|
|
Іг = /я cos ß', _ |
(38) |
Ф . Л . Ливенцев |
33 |
|
а это возможно в том случае, когда при положении кривошипно шатунного механизма, отвечающем условию ß' = 0 , угол между осью плеча /я и осью ярма 10 будет "равен 90°, как это показано в несколько утрированном виде на правой схеме рис. 13, на ко
торой плечи /я и /я удовлетворяют, а плечо і'я не удовлетворяет этому условию. Угол наклона оси коромысла к оси шатуна будет б + Ѳ, где угол б определяется по формуле
cos б = -у-. |
(39) |
Если /я = 162 мм; г = 305 мм и Ѳ = 2°, то б = 58° и |
б -|- Ѳ = |
= 60°. Если по каким-либо соображениям это условие невыпол нимо, то в формуле (38) необходимо учитывать влияние угла у, который может быть справа или слева от перпендикуляра р. Для случая, когда перпендикуляр р находится справа от центра с (как на рис. 13), плечо h' момента Л4ІѴ определяется по формуле
/і' |
= Ія cos (ß' — у), |
(40) |
|
а для перпендикуляра р |
слева от центра с — по формуле |
|
|
h' |
= /я cos (ß' |
-1- у). |
(41) |
Значение величины /я рекомендуется |
принимать в пределах |
/я = |
|
= (0,215 -4-0,230) L. В рассматриваемом ниже примере силового |
|||
расчета принято /я — 0,22 L и L : /я = 4,55. . |
|
||
8. Кривошипно-шатунный механизм двухтактного |
|
||
двигателя «Нэпир-Дэлтик» и значение угла сдвига |
|
||
фаз для опережающих и отстающих поршней |
|
||
Особенностью двигателей этой системы [14] является то, |
что |
одна секция их состоит из трех рабочих цилиндров, оси которых являются сторонами равностороннего треугольника (рис. 14). При диаметре рабочего цилиндра 130 мм и ходе поршней 2х 184 мм цилиндровая мощность двигателей этой системы составляет —ПО кВт при частоте вращения коленчатых валов 2000 об/мин. Рабочие цилиндры одной секции имеют шесть поршней, связан ных шатунами попарно с тремя кривошипами коленчатых валов а, Ь и с. Кривошипы валов сдвинуты по фазам следующим образом: кривошип вала Ь против кривошипа вала а на угол '20°; вала с против вала b на угол 2 0 ° и вала а "против вала с — на угол 2 0 °. Кривошипы коленчатых валов могут быть ■сдвинуты по фазе и в обратном порядке, начиная с вала а. Такой равномерный сдвиг фаз вызывается тем, что если бы он не был введен во все криво шипно-шатунные механизмы секции, то, обеспечивая синхронную работу попарно поршней цилиндров ab и ас, мы имели бы резуль тирующий сдвиг фазы на 60° только лишь у рабочих поршней цилиндра Ьс, в связи с чем этот цилиндр оказался бы неработо способным. В результате равномерного сдвига фаз все поршни 2,
34/
управляющие выпускными окнами, опережают поршни 1, управ ляющие продувочными окнами, на 20°. Однако эти неизбежные сдвиги фаз рабочих поршней, обслуживающих каждый рабочий цилиндр, на 2 0 ° и сдвиги фаз рабочих процессов у каждого после дующего рабочего цилиндра против предыдущего на 40° приводят
кследующему:
1) смещаются по углу поворота кривошипов положения не которых точек рабочего процесса по сравнению с их положениями при синхронном движении рабочих поршней;
2) происходит такое распределение мощностей между рабочими поршнями, при котором большая часть мощности каждого рабо
Рис. 14. Схема одной секции кривошипно-шатунного механизма двигателя «Нэпир-Дэлтик»
чего цилиндра передается коленчатым валам опережающими порш нями, управляющими окнами выпуска;
3) каждая секция двигателя, несмотря на значительное число рабочих поршней (шесть,) не имеет равенства углов между вспыш ками (40—40—280—40° . . .); оно может быть обеспечено: у трех секционного (девятицилиндрового) двигателя, имеющего 18 ра бочих поршней (40—40—40°. . .) и коленчатые валы е криво шипами, заклиненными под углом 1 2 0 ° ; у шестисекционного, имеющего 36 рабочих поршней (20—20—20°. . .) и коленчатые валы с кривошипами, заклиненными под углом 60°; у девяти секционного двигателя (27 рабочих цилиндров, 54 поршня), где равномерность следования вспышек (через 13° 20') обеспечи вается при системе коленчатого вала, представленного схемой заклинки кривошипов 3 (рис. 14).
2 *
Анализ показывает, что для кривошипно-шатунного механизма этой системы возможно иметь приведенную на рис. 14 схему взаим ного расположения кривошипов коленчатых валов а, b и с с «пра вым» или «левым» вращением вала с. При левом вращении вала с кривошип вала b из отстающего должен стать опережающим от носительно кривошипа вала а с сохранением прежних направле ний вращения валов а и Ь. При измененном направлении враще ния вала с положения всех кривошипов на рис. 14 показаны штри ховыми линиями.
9.Способ уменьшения угла сдвига фаз для двигателей «Нэпир-Дэлтик»
Вслучае необходимости уменьшение угла А' сдвига фаз у порш ней выпуска и продувки двигателя «Нэпир-Дэлтик» может быть достигнуто при помощи смещенных кривошипно-шатунных ме ханизмов.
Исследования |
показывают |
[41, что |
из |
возможных вариантов |
|||
взаимной связи |
смещенных |
кривошипно-шатунных |
механизмов |
||||
|
|
в числе приемлемых для рас |
|||||
|
|
сматриваемого |
двигателя |
яв |
|||
|
|
ляется |
вариант, |
скелетная |
|||
|
|
схема |
которого |
приведена |
на |
||
|
|
рис. |
15. |
|
|
|
|
|
Из приведенной |
схемы вид |
||
|
но, что, |
хотя |
оси |
коленчатых |
|
валов и лежат в:вершинах рав |
|||
|
ностороннего треугольника, уг |
|||
|
лы у' и у' не |
равны 60° из-за |
||
|
введения |
смещения |
осей рабо |
|
|
чих цилиндров |
на одинаковую |
||
|
величину е для всех кривошип |
|||
Рис. 15. Схема смещения осей рабочих |
но-шатунных механизмов сек |
|||
ции двигателя |
с соблюдением |
|||
цилиндров кривошипно-шатунного ме |
условия, что поршни 2 выпуска |
|||
ханизма для у-образного двигателя |
||||
|
(рис. 14) опережают |
поршни 1 |
продувки. Называя смещения осей цилиндров положительными,
если они сделаны |
по направлению вращения коленчатых валов, |
и отрицательными, |
если они сделаны навстречу их вращению, |
будем иметь для |
рассматриваемой схемы все элементы криво |
шипно-шатунного механизма опережающих поршней с положи тельными, а элементы отстающих — с отрицательными смеще ниями.
Благодаря принятой схеме смещений осей рабочих цилиндров весь кривошипно-шатунный механизм секции приобретает новые свойства, а именно, при е = 0 углы сдвига фаз разноименных порш ней равны 20°, при е = (0,40 ч-0,60) R углы сдвига фаз умень шаются до —15—12° соответственно; изменяются роли рабочих
36
поршней в газораспределении и мощности, передаваемые рабочими поршнями.
В этом можно убедиться, если рассмотрение вопроса проследить, начиная со схемы элементарного смещенного механизма (рис. 16), представляющего положения рабочего поршня в верхней и ниж ней мертвых точках.
Для верхней мертвой точки рабочего поршня угол поворота
кривошипа се' |
определяется |
из |
выра |
|
|||||
жения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
sin а = |
U |
|
- |
|
|
(42) |
|
|
|
|
|
1+ |
X’ |
|
|
|
|
|
то же для нижнеи мертвой точки |
|
||||||||
|
sin а" = |
---- , |
|
|
|
(43) |
|
||
где k = |
0 -1-1 |
— смещение е |
в |
долях |
|
||||
радиуса |
кривошипа |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
k = |
R ' |
|
|
|
|
|
|
П р и м е р |
5. Согласно данным вы- |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
полненных двигателей: К = -£-=0,270; |
|
||||||||
R — 1; |
L — 3,7R = |
|
3,7. |
Положим |
|
||||
k = 0,40, тогда |
|
|
|
|
|
|
|
||
sin а' = |
0’2[°270’4- = |
0,085 |
и а ' = |
4°54'; |
|
||||
sin а |
= ■ |
0,270-0,40 |
|
|
— 0,148 |
|
|||
0,730 |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
и а" =188°30' |
(8°30'). |
|
|
|
|
|
|
||
То же для k = 0,60: |
|
|
|
|
|
|
|||
since'= |
0' 2[°270,60 |
= |
0,1275 |
Рис. |
16. Элемент смещенного |
||||
механизма к схеме на рис. 15: |
|||||||||
и ce' = 7°20'; |
|
|
|
|
|
|
1 — вращение для -\-е;е 2 — вра |
||
sin а" = |
0 ,270 |
0,60 |
|
|
|
щение для — |
|||
|
■0,222 и се" = |
192° 50'(12° 50'). |
|||||||
|
0,78 |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Зная смещения осей рабочих цилиндров и расстояния между осями коленчатых валов, определим углы между осями рабочих цилиндров, а затем и углы сдвига фаз для разноименных поршней во всех цилиндрах. Из схемы на рис. 17 имеем
А |
2е |
,ір\ |
е — -у cos ф, |
или cos Ф = -д- > |
(45) |
37