Файл: Демидов, В. Е. Магистрали пяти измерений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

социальную личность. Не темперамент заставляет водителя нарушать правила поведения на дороге, а презрение .ко веем прочим, наследие принципа «человек человеку волк». Ско­ ростная машина для него — это средство вести себя по-хам­ ски, оставаясь безнаказанным. Посмотрите, как скромно он идет по улице: он ведь знает, что здесь его легко призвать к

.порядку. А на шоссе, за рулем, — ищи, мол, ветра в поле...

Бывают и такие катастрофы, причины которых к «соци­ альному портрету» шофера отношения не имеют. Скажем, малоопытный водитель за рулем — это уже потенциальная •опасность. То же самое очень молодые или очень старые по

• возрасту люди: у юношей все время какие-то житейские «взры­

вы», у пожилых — замедленная

реакция (физиологию

тоже

^нельзя сбрасывать со счета!).

 

 

Когда какой-то водитель создает на дороге критическую

ситуацию, быстрые и — самое

главное!—правильные

дейст­

вия других шоферов могут предотвратить столкновение. К со­ жалению, навыки разумного поведения в опасном положении можно получить... только попадая в опасные положения и (не­ маловажная деталь) выходя из них целым и невредимым. •Совершив ошибку один раз, водитель ее уже не повторит. Но опыт покупается зачастую слишком дорогой ценой.

Летчики оттачивают свое мастерство на тренажерах. Это

.довольно сложные устройства, в состав которых входит элек­ тронная вычислительная машина и макет кабины самолета, со всеми приборами, ручками управления и прочими вещами. Из громкоговорителей звучит гул двигателей, шевелятся стрелки приборов, вспыхивают сигнальные лампы, на телевизионных или киноэкранах перед глазами пилота разворачиваются кар­ тины, которые он должен видеть в реальном полете. Всем этим ведает ЭВМ. А инструктор устраивает внезапные «ава­ рии»—окажем, выходит из строя компас. Как теперь вер­ нуться на свой аэродром? Даже если пилот в чем и ошибает­

с я — не страшно. Ему и помогут, да

и самая

грубая ошибка

не приведет к несчастью. Современная авиация немыслима

"без тренажеров.

 

 

Точно так же немыслимой без тренажеров

окажется в бу-

.дущем и подготовка автомобилистов.

Немногочисленные об­

разцы уже существуют и в нашей стране, и за рубежом. Пока это, как правило, экспериментальное оборудование, нужное ученым, на котором они исследуют различные проблемы ра­ боты шофера. Задача же серийных тренажеров совсем иная:

.каждый начинающий водитель должен получить на них на-

.выки безопасного вождения, приобрести уверенность и легжость движения в потоке машин, а кроме того, отработать без­ ошибочность действий в аварийной обстановке. Опытным же шоферам тренировочный стенд поможет сохранить «форму», иными словами, даст возможность находиться в состоянии


постоянной готовности. Я уже не говорю, насколько важна роль тренажера в борьбе с вредными привычками и непра­ вильными навыками вождения.

Например, одна из распространенных ошибок в аварийной ситуации: выехав на нерегулируемый перекресток, водитель вдруг замечает другую машину, идущую наперерез, и ин­ стинктивно отворачивает влево. Почему именно влево — этого никто не в состоянии объяснить, в том числе и сами водители. При этом автомобили неизбежно сталкиваются. А ведь доста­ точно было бы привить на тренажере привычку поворачивать направо — и аварий можно было бы избежать.

Но вот первоначальный этап обучения позади. Пора са­ диться за руль настоящей машины. Здесь также придется со­ вершенно по-иному, нежели сейчас, организовать дело. Нуж­ ны будут — и сейчас в некоторых странах их уже начинают организовывать — особые автодромы, где начинающие води­ тели получат навыки грамотного вождения.

, Реально ли все это в массовом масштабе? Видимо, да. Если люди могут тратить ради безопасности движения колос­ сальные суммы на благоустройство дорог, на их освещение, на установку новых, более удобных для чтения дорожных зна­ ков, то почему такой важный и благоприятствующий безопас­ ности участок работы останется без внимания?

Кстати, о дорогах. Есть одна проблема, на которую мало обращают внимания, но которая все больше занимает умы специалистов.

Должна ли дорога быть красивой?

...Человек за рулем, между ним и землей — бетон.

Вмоторе — сто двадцать дьяволов, шины круглы и крепки. Шуршанье встречного воздуха переходит в протяжный стон. Воля — в комке. Прямизна в руке.

Вточку смотрят глаза из-под кожаной кепки.

Видят глаза — стрелка дальше ста. Видят глаза — поворота знак.

И летящий бетон, без конца и без края летящий. Он летит свозь глаза и сквозь мозг, который устал. Хорошо, если б мир мелькать перестал.

Но мелькают деревни, Леса мельтешат. Виадуки, Мосты, Человек, Забор, Корова,

Барак Все чаще мелькают, все чаще, все чаще, все чаще...1

Современная автострада высшего класса рассчитываетсяна максимальную скорость 160 километров в час. «Есть раз­ гуляться аде на воле!..» Правда, при одном условии: что так едет один-единственный автомобиль. Сцепление шин с доро­ гой на 160 километрах в час уменьшается в два с половиной раза по сравнению с 60 километрами в час, и даже не слиш­ ком сильный порыв ветра может внезапно бросить машину в сторону. 'Когда водитель на шоссе один, это ничем не гро­ зит: есть и время, и место, чтобы выправить положение. Но если в это время навстречу мчит с такой же скоростью дру­ гая машина...

У многих людей скорость и авария—синонимы. Они по­

нимают это в том

смысле, что

скорость

нужно

ограничивать-

елико возможно.

Продолжая

цепочку

рассуждений, прихо­

дишь к выводу, что наиболее

безопасен

стоящий

автомобиль,,

ибо смертельные случаи зарегистрированы даже при аварии на скорости 20 километров в час. А ездить тем не менее надо. Попытка остановить рост скорости противоречит законам эко­ номики: машины бегут все стремительнее не потому, что тав. хочется каким-то безумцам, а потому, что так нужно—иначе- не обеспечить потребности общества в перевозках и в их уде­ шевлении. Естественно, рост скорости каждый раз должен быть экономически оправдан. Ну, а как же тогда с безопас­ ностью движения?

Исследуя причины аварий, нетрудно подметить общуюдля -них черту: неожиданность. На дорогу перед машиной вне­ запно выбежал человек, впереди идущий автомобиль внезап­ но остановился или резко свернул в сторону, за горкой вне­ запно оказался крутой поворот или узкий мост, и так далее. Я намеренно не касаюсь аварий, вызванных плохим техниче­ ским состоянием машины (хотя они тоже, как правило, про­ исходят внезапно для водителя), — нас интересует дорога.

Вкомплексе «дорога — автомобиль — водитель» ей прихо­ дится исполнять роль информатора. Она разговаривает с че­ ловеком на своем, особом языке. И от того, насколько понятен окажется ее монолог, зависит многое, в том числе и безопас­ ность.

Влюбом разговоре скачок мыслей собеседника для нас не­ понятен. Неожиданность, подстерегающая шофера на дороге, подобна такому скачку мыслей, и потому не только непонят­ на, но и чрезвычайно опасна: человек сначала не осознает

перемены, а когда осознает — принять меры порой бывает уже поздно. Однако так же неприятно в разговоре и «переже­ вывание» одних и тех же мыслей, слушать такогосо бе-сед-

1 Стихи Вл. Солоухина.


ник а — мука (мученическая. Вот почему хороший проектиров­ щик автодороги придерживается двух правил: «минимум не­ ожиданностей» и («разнообразие впечатлений».

•С незапамятных времен идет спор между сторонниками •«прямых, как стрела», шоссе и приверженцами магистралей, плавно вписывающихся в ландшафт. Казалось бы, на пря­ мой, открытой взору граоое аварии должны быть исключены: все видно, какие же здесь неожиданности? Но в том-то и дело, что однообразная информация, сообщаемая прямой дорогой, •крутится в мозгу по одним и тем же каналам, притупляя вни­ мание, а не обостряя его. Водитель засыпает за рулем под монотонный шелест шин и гул двигателя... Еще хуже, когда ?прямая трасса идет по холмам. На подъеме водитель ничего не знает о том, что поджидает его там, на обратном скате:

.лежащее поперек бревно-, остановившийся на проезжей части •грузовик или вырытая канава? Такие дороги — самые страш­ ные, на них случается больше всего аварий.

Между тем плавно обтекающее холмы и рощи шоссе, на •каких-то два-три процента более длинное, чем стрелообраз­ ное, приятно для водителя и избавлено от опасных недостат­ ков. Такова, например, автострада Вильнюс — Каунас. За каждым поворотом открываются новые картины, но эти пово­ роты не слишком круты и хорошо просматриваются, так что <издалека заметны стоящие на обочине машины. Новые впе­ чатления исключают сонливость—-вот еще одно очко в пользу безопасности. Наконец, плавные извивы шоссе естественным образом обходят поселки и небольшие города, так что встреча с пешеходом водителю не грозит. Когда едешь по такой до­ роге, испытываешь невыразимое наслаждение, как если бы

.любовался прекрасной скульптурой или великолепным зда­ нием. Впрочем, автострада и является архитектурным соору­

жением, только немного

необычным, — и все

критерии эсте­

тики применимы к ней.

 

 

 

 

 

Красивая дорога безопасна. Может быть, этопокажется

^преувеличением, но чпрактика подтверждает

справедливость

такого подхода.

 

 

 

 

 

Что же касается «стреловидных» шоссе, то со временем их

цридется реконструировать,

как реконструируют здания,

не

-отвечающие

современным

нормам

жилищных удобств.

Вы

-скажете: но

ведь такая

переделка

дорог — это страшно

до­

рого! Верно. Однако люди несравненно ценнее. Нужно думать о них.

Одна, две или еще больше?

Приспосабливая старые дороги к появившемуся автомо- •билю, сначала поступали просто: укатывали асфальтом по­ лотно, сложившееся в эпоху безраздельного господства телег


я колясок. Дороти были узкими: как раз, чтобы разъехались два кучера. Чтобы могли разминуться два шофера, проезжую часть приходилось существенно расширять.

Когда но шоссе пошли вперемешку медлительные гру­ зовики и скоростные легковые машины, полотно пришлось расширять еще больше: нужно было дать место для об­ гона.

Следующим логическим шагом было разделение шоссе на две половинки с промежутком—зеленым газоном — между ними. Считалось, что эта двух-трехметровая полоса спасет от встречного столкновения. Увы, это была опасная иллюзия Теоретические выкладки и испытания на полигонах показали, что даже 15-метровая разделительная зона не гарантирует, что идущая с большой скоростью машина не перескочит через нее.

Поэтому дорожники все больше приходят к убеждению, что идеальной была бы дорога, состоящая из двух совершенно самостоятельных дорог: каждая для движения только в одну сторону. Они должны быть разнесены на сотни метров, даже на километры — именно в этом их главное преимущество. Полностью исключены лобовые столкновения, фары встреч­ ных машин не слепят водителя, а проложена каждая нитка может быть наиболее рациональным образом, с миниму­ мом затрат, и одновременно так, что и в том, и в другом на­ правлениях дорога будет одинаково красивой и безопасной (для обычного шоссе это требование практически невыпол­ нимо).

Наконец, вершина

мечтаний

дорожников — это

«типиза­

ция»,

то

есть

строительство шоссе, отдельных

для

каж­

дого типа

автомобилей: одни — только для легковых машин в

автобусов,

другие — исключительно

для

грузовиков.

Каза­

лось бы, это невыгодно, но более

тщательный анализ

убеж­

дает в

обратном. Главное преимущество

такого

разделения

в том, что на

трассах

собираются

автомобили

со

сходными

характеристиками: максимальной скоростью, временем разго­ на и т. п. На обычной дороге легковым машинам волей-нево­ лей приходится все время обгонять грузовики, — пустиБ ско­ ростной транспорт по отдельной магистрали, мы уменьшим ко­ личество обгонов (как известно, это наиболее сложный и рис­ кованный маневр) и повысим безопасность.

Конечно, универсального рецепта не существует. Все зави­ сит от напряженности движения, и никто никогда не посоветует прокладывать между двумя селами автостраду с раздельны­ ми нитками движения. Зато для оживленной международной магистрали, для шоссе, соединяющего крупные промышлен­ ные центры, есть смысл подумать и о специализации.


Знаки и автоматы

В правило «минимум неожиданностей на дороге» одной из* составных частей вписываются разнообразные знаки: преду­ преждающие, запрещающие, указательные. Их роль огромна,, а информация бесценна для водителя, но только в том случае;., если он ее воспринял.

Двое сотрудников Упшсальского университета (Швеция)- Г. Иотаннсои и К. Румар'провели интересный опыт. По 170-«и— лометровому участку дороги, на котором было 426 знаков^, проехали два автомобиля. В них, кроме водителей, находи­ лось по діва пассажира, единственным заданием которых было^ подсчитать дорожные знаки на этом участке: один считал поправой стороне, другой — по левой. В результате оказалось,, что пассажиры первого автомобиля заметили 408, а второго — 424 знака, а ведь им не нужно было при этом вести машину! Что же касается водителей, то здесь результаты были ещехуже: пять человек, подвергнутых испытанию, насчитали от 369 до 405 знаков. Иными словами, каждое десятое преду ­ преждение осталось незамеченным. Опасная статистика!..

Что противопоставить ей? Быть может, немалую услугу окажет дорожникам лазер. С его помощью можно создавать, голографлческие изображения — объемные картины, как бы» висящие в воздухе. По мысли изобретателей, голографическоеизображение дорожного знака, появившееся перед автомоби­ лем, уже не сможет остаться незамеченным. А сменяя пла­ стинки-голограммы в проекторе, можно с центрального пунктта управления регулировать движение на дороге в зависи ­ мости от сложившейся ситуации.

Иной проект был выдвинут несколько лет назад англий* ским отделением фирмы «Форд»: так называемые «говорящие • знаки». Каждый дорожный знак снабжается миниатюрнымтранзисторным передатчиком, подающим кодированные сиг­ налы. Их воспринимает специальный приемник автомобиля, и включает соответствующую запись на магнитофоне: «Вни­ мание, школа!» или «Снизьте скорость, ограничение до30 миль!» — всего до четырех десятков подобных предупреж­ дений.

Еще лучше, если с помощью небольшого проектора (он, естественно, стоит в автомобиле) и системы зеркал показы­ вать эти знаки на ветровом стекле. Радио ведь можно и неуслышать, а уж появившегося прямо перед носом знака нг заметить нельзя.

Другие изобретатели предлагают сделать «говорящими» не только знаки, но и каждый перекресток: пусть дорога сама указывает шоферу, куда ему нужно ехать.

Всю дорожную сеть страны разбивают на районы, каждый