ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
ный пояс. Надо только сделать этот пояс возможно более эф фективным.
Конечно, если бы машины сталкивались, как упругие биль ярдные шары, ничто не 'Могло бы спасти сидящих в них людей. Мгновенная остановка на скорости 60 километров в час экви валентна падению с пятого этажа, — что уж там говорить о больших скоростях... Однако, как показывает опыт, столкно вения почти абсолютно неупруги: большая часть энергии тра тится на то, чтобы исковеркать кузов. В этом — спасение.
Во-первых, металл сминается постепенно, и замедление получается не мгновенным, а с некоторым растяжением во времени. Во-вторых, если сделать пассажирский салон очень прочным, а моторный отсек и багажник — сминающимися, вол на разрушений затухнет, не дойдя до салона. Стальной кор пус в этом смысле гораздо лучше пластмассового, который еще совсем недавно пропагандировался как корпус для авто мобиля будущего: металл поглощает энергию гораздо лучше, и соображения безопасности заставляют держаться за него.
Предположим, что пассажирский салон остался цел. Но ведь существует еще такая вещь, как руль. Его стальной стер жень силой удара будет вдвинут во внутреннее пространство корпуса, я водителю придется (и, к сожалению, приходится) очень туго. Поэтому на всех современных автомобилях начи нают делать рулевую колонку складывающейся. Как — это уже технические детали. Важно другое: она становится менее опасной.
А пассажиры, да и сам водитель? Куда девать кинетиче скую энергию их тел? Пусть автомобиль остановился — инер ция безжалостно бросит их вперед? Именно здесь и срабо тают ремни безопасности. Они растянутся—ровно настолько, чтобы замедление человеческого тела было плавным и не при чинило вреда внутренним органам.
ЛЮДИ, СКеПТИЧеСКИ Настроенные К реМНЯМ, ОбъЯСНЯЮТ 'СВОЄ
отношение тем, что, мол, эти «ленточки» годятся лишь на очень маленькой скорости, а дальше — все равно гибель. Но вот что сообщает книга «Проблема безопасности и рабочее •место водителя»: «Многочисленные эксперименты с фронталь ным ударом автомобилей позволили установить факт, имею щий особое значение для разработки всей системы безопасно сти... Оказалось, что замедление... практически но всей зоне пассажирского салона не зависит от начальной скорости соударения». Далее следует разъяонение: с ростом скорости увеличивается лишь область разрушения імоторного отделе ния (или багажника), а максимальная перегрузка в салоне остается неизменной во всем диапазоне скоростей от 20 до 80 километров в час. Это значит, что и ремни будут эффектив ны во всем этом диапазоне.
Теоретические соображения подтверждаются статистикой.
В Швеции изучали обстоятельства 28 тысяч катастроф, при которых погибло 52 человека. Выяснилось, что 49 человек не пользовались ремнями — и исход был для некоторых роковым при .столкновении на скорости всего 20 километров в час, а привязанные ремнями оставались живы даже при аварии на скорости 100 километров в час. Три смертельных случая про изошли в таких обстоятельствах, когда не имело никакого значения, привязан человек или нет. Исследователи пришли к убеждению, что в девяти случаях из десяти ремни спасают человеку жизнь во время лобового столкновения на скорости более 80 километров в час, а на меньших скоростях — в 99 слу чаях из 100.
И все-таки 95 процентов наос ажиров и водителей не поль зуются ремнями, даже когда они имеются. .Причины? Как правило, элементарная лень: неохота возиться с замками. Чтобы заставить пристегиваться, некоторые фирмы ставят блокировку: до тех пор пока замки не защелкнулись, вы не можете включить двигатель. Более удачна конструкция, в ко торой ремни прикреплены с одной стороны к двери, а с дру гой— к специальному рычагу. Когда пассажир открывает дверь, рычаг поднимается, и ремни открывают свободный до ступ к сиденью. После того как человек сел и закрыл дверь, рычаг опускается и ремни охватывают сто. Некоторое неудоб ство все-таки остается. Ремни стесняют, сковывают — и дабы вернуть людям в салоне свободу движений и надежно защи тить от последствий аварии, разрабатывают иные системы.
Японцы, например, запатентовали быстро опускающиеся сетки. В момент аварии датчик замедления включает автома тику и перед водителем и пассажирами натягивается прочная нейлоновая сетка. Люди, сидящие на переднем сиденье, не стукаются головами в стекло, сидящие на заднем — не ударя ются о передних пассажиров. Но что делать, если удар про изошел не спереди, а сбоку?
В этом случае (как, впрочем, и при фронтальном столкно вении) более надежны надувные мешки из прочного пла стика. Они уложены в специальных нишах и наполняются -сжатым газом примерно за 0,004 секунды, то есть несравненно
раньше, чем человек будет брошен силами |
инерции |
на сталь |
|
ной кузов автомобиля. Люди в машине оказываются как |
бы |
||
в окружении мягких подушек. Через 0,2 |
секунды, |
то |
есть |
когда автомобиль уже недвижим, воздух из мешков |
выходит, |
и люди могут вылезти из машины.
Правда, и этот, и «сеточный» способы хороши лишь при одном условии: если автоматика сработает всегда, даже че рез несколько лет после установки системы безопасности на автомобиль. А мы знаем, что даже самая надежная аппара тура— космическая!—нет-нет да и отказывает. Поэтому, как и в случае тормозов,, наилучшим решением будет использова-
ниє сразу двух систем; причем одной обязательно должны являться ремни.
Дальше всех идет в своем стремлении создать полностью безопасный автомобиль профессор фон Арденне (ГДР). Он считает, что люди должны сидеть в машине спиной по направ лению движения в этом случае, как показывают результаты исследований, можно выдержать гораздо большие замедле ния, нежели лицом вперед. Сиденья, потолок, стенки кузова — все в автомобиле фон Арденне покрыто толстым слоем пено пласта. Используются и надувные мешки, закрывающие в мо мент аварии стекла. «Но как управлять, автомобилем, сидя задом наперед?!» — воскликнете вы. Профессор предусмотрел ответ и на этот вопрос: система зеркал (типа перископа) создает иллюзию того, что вы смотрите на дорогу и едете прямо перед собой. На всякий случай предусмотрен радиоло катор для автоматического торможения. Фон Арденне утверж дает, что даже при прямом ударе в каменную стену на ско рости 120 километров їв час люди выйдут из такого автомо биля без единой царапины.
Внимание: человек за рулем!
«Всем нам знакомо изречение: «Человек знает, что он смертен, но он в это не верит». У водителя это «двурушниче ство» в сознании существует больше, чем у кого бы то ни было, когда дело идет о возможности несчастного случая. К тому же реальные динамические последствия скорости превышают то, что мы можем себе представить»,—пишет на страницах «Литературной газеты» французский романист Пьер Гаспар.
«Человеческий фактор» в дорожных происшествиях со ставляет весьма весомый процент. Я имею в виду аварии, свя занные с неправильными действиями водителей, попавших в сложную ситуацию.
Глубоко укоренилось мнение, что все беды проистекают от «превышения скорости» (подразумевается — безопасной). Журнал «'Всемирное техническое обозрение» так прямо и писал в 1910 году: «Благоразумный шофер никогда не пустит автомобиль со скоростью больше 25 километров в час, что вполне достаточно». Однако практика показала, что двигаясь медленно, водитель вертит головой но сторонам, отвлекает ся — и создает опасные ситуации. Как свидетельствует стати стика, большинство катастроф происходит не на «гоночных» скоростях, а на вполне обычных, не превышающих 50—70 ки лометров в час. Более того: там, где случилась авария, до ро кового случая прошли стой же скоростью тысячи машин, в том числе и управляемые теми же самыми водителями, которые на этот раз оказались втянутыми в дорожное происшествие'.. Стало быть, скорость сама по себе еще аиле-го. не значит, и
проявляет свой опасный характер лишь в сочетании с какимито иными обстоятельствами. Какими же? Эта проблема имеет для перспектив автотранспорта огромное значение.
Работа водителя сложна. На оживленной городской улице он в течение одной секунды встречается не менее чем с десят ком разнообразных явлений и принимает от одного до трех решений. В минуту он производит от 30 до 120 разнообразных действий. Совершает одну ошибку или более каждые две ми нуты. Оказывается втянутым в сложную уличную ситуацию каждые полтора-два часа. Близок к столкновению один — два раза в месяіц. Раз в 6 лет (в среднем) участвует в столкнове нии. Таковы статистические данные, приведенные в сборнике «Автомобильный и городской транспорт 1966 года — итоги науки и техники». Недаром существует мнение, что человек за рулем работает с тем же напряжением, что и пилот тяжелого лайнера на взлете — с той только разницей, что у летчика эта операция занимает меньше трех минут, а шофер ведет ма шину часами. ж
В свое время была распространена гипотеза, что психоло гические особенности человека — темперамент, объем внима ния, острота и легкость его переключения, скорость реакции, а также и некоторые чисто физиологические (острота зрения, например)—решающим образом влияют на «предрасполо женность» водителя к авариям. Отсюда делался вывод, что психотехническими испытаниями удастся выявить этих потен циальных носителей опасности, запретить им водить автомо биль— и на дорогах воцарится идеальный порядок. Однако никаких четких закономерностей выявить не удалось. Между тем статистика упрямо утверждала: всего каких-то 4 процен та водителей ответственны за более чем 35 процентов дорож ных происшествий; они попадают в аварии гораздо чаще остальных шоферов. И тогда кому-то пришла в голову счаст ливая мысль: изучить этих «аварийщиков» не с точки зрения, психологии и физиологии, а с точки зрения социологии. Как. ведут 'они себя в отношениях с другими людьми?
Результат превзошел все ожидания. Для хорошего води теля оказались характерны «трудолюбие, интерес к работе,, дисциплинированность, решительность, настойчивость, чув ство ответственности, самокритичность, коллективизм и това рищество, чуткость и скромность». Зато'«аварийщик» — явле ние полярно противоположное. Он «не проявляет большогоинтереса к работе, часто меняет профессию, ленив, эгоистичен,, черств, бесцеремонен, труб, кичлив, заносчив, недисциплини рован, не отличается высокими нравственными качествами,, способен лишь на слепое лихачество, а по существу труслив».. (Цитирую по книге Н. Стеблева «Методика обучения шо фера»).
Вот почему борьба с авариями — это борьба и за новую