ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
Так, в процессе исследований работоспособности токарных многошпинделыіых автоматов КА-76 в автоматической линии Б цеха карданных подшипников 1 ГПЗ было зафиксировано 96 отказов автооператора позиции № 8 (станок имеет двойную индексацию). Промежутки безотказной работы (в количестве отработанных цик лов между двумя отказами) сгруппированы по интервалам (табл. 5).
|
Распределение периодов |
безотказной |
работы |
Таблица 5 |
|
|
|
||||
|
автооператора автомата КА-76 по интервалам |
|
|||
ЛЬ ин |
Граница |
Количество |
ЛІ* ин |
Граница |
Количество |
тервала |
случаев |
тервала |
случаев |
||
интервала |
ANi |
интервала |
Д/Ѵ. |
||
і |
|
і |
|
1 |
|
1 |
0—180 |
47 |
и |
1800—1980 |
1 |
2 |
180—360 |
6 |
12 |
1980—2160 |
|
3 |
360—540 |
11 |
13 |
2160—2340 |
1 |
4 |
540—720 |
9 |
14 |
2340—2520 |
— |
5 |
720—900 |
9 |
15 |
2520—2700 |
1 |
6 |
900—1080 |
2 |
16 |
2700—2880 |
— |
7 |
1080—1260 |
4 |
17 |
2880—3060 |
1 |
8 |
1260—1440 |
1 |
18 |
3060—3240 |
— |
9 |
1440—1620 |
2 |
1'9 |
3240—3420 |
— |
10 |
1620—1800 |
1 |
20 |
3420—3600 |
— |
Максимальное количество циклов, отработанных между двумя от казами, составило fmax = 3030, однако в 47 случаях из 96 авто оператор выходил из строя, не проработав и 180 циклов. Распре деление длительности бесперебойной работы наглядно выражают в виде диаграммы, которая путем «смены шкалы» может быть пере считана в диаграмму плотности вероятности безотказной работы [61.
2 этап« Расчет коэффициента безотказности — среднего коли чества рабочих циклов между двумя отказами kH и параметра по тока отказов соц:
1
|
bNtU |
|
(8) |
|
К = |
, |
|
где |
п — количество интервалов; |
|
|
|
АN t — количество случаев, попавших в данный і-й интервал; |
tt ■— середина і-го интервала;
N — общее количество зафиксированных отказов.
Все данные берутся из таблицы периодов безотказной работы. Для автооператора КА-76: N = 96; п — 20; ANt = 47,6, 11 и т. д.; tt = 90, 270, 450 и т. д. Производя необходимые вычисления, получим kH= 486. Поток отказов в рабочих циклах
соц = ~ = 0,00206 = 2,06 • ІО-3. *Н
5 4
Относя показатели безотказности к календарному времени, получим
mcp= k ttT = 486--^jr- = 32,4 мин;
СО= ^ 7 = -32Х = 0’031 1/МИН-
3 этап.. Построение функции надежности. Статистическая функция надежности также строится по данным табл. 5 распреде ления длительности безотказной работы:
|
* |
У A N , |
|
|
|
|
P*(t)i = 1 - - ^ - |
’ |
(9) |
||
где |
і — номер интервала (по табл. |
5 і |
= 1 20); |
|
|
|
АN I — количество случаев, попавших в і-й интервал (для ав |
||||
|
тооператора КА-76 АЛД = 47; |
АЛД = 6; AN a = |
11); |
||
|
TV = 96 — общее число случаев. |
|
|
|
|
|
Тогда /»(О) = 1 ,0 ; Р* (180) = |
1 — ~ |
= |
0,51; |
|
Р* (360) = 1 — - І Ш - = 0,45.
Вероятностная функция надежности
Р(/) = е -ш‘
сиспользованием таблицы показателей функции е- *. Для авто
оператора КА-76: соц = 2,06 • 10“ 3; Д = 0; соД = |
2,06 • 10“ 3-0 = 0; |
|
Р (0) = 1,0; Д = |
180; соД = 2,06-10“ 3-180 = 0,47; Р (180) = 0,58; |
|
Д = 3600; соД = |
2,06-10“ 3-З60 = 0,94; Р (360) |
= 0,38. |
Значения статистической и вероятностной функции надежности автооператора КА-76 приведены на рис. 20.
Аналогично определяются показатели безотказности kH, со и тср для любых элементов, подсистем и систем. При этом пока затели безотказности системы могут быть получены суммирова нием параметров потока отказов основных их элементов. Так, в результате исследования работоспособности линии картера сцеп ления для отдельных типов механизмов и устройств линии (в ра
бочих циклах) получено следующее: а) со = |
15,2-10“3 |
для силовых |
||
головок; б) со = |
13,7-ІО“3 для механизмов зажима и фиксации; |
|||
в) со = 3,2 |
-10'3 |
для шагового транспортера; г) со |
= 22,8-10“ 3 |
|
для прессов |
запрессовки втулки; д) со = |
10,0-10“3 |
для поворот |
|
ного стола; е) со = |
3,7 • 10"3 для поперечного транспортера и зажим |
ной станции; ж) со = 5,2-10“ 3 для кантователя удаления стружки из отверстий и сталкивателя. Тогда общая интенсивность отказов и возобновления работы линии картера сцепления будет П =
55
= 73,8 -10“ 3, коэффициент безотказности kn = 14, функция на дежности P(t) = е ~73’10~3.
Вероятность того, что линия картера сцепления проработает безотказно t = 50 рабочих циклов после включения, будет
Р (50) = е- 73'8’10“3'50 = е -3'57 = 0,028 = 2,8% •
4 этап« Проверка достоверности полученных значений необхо дима потому, что объем наблюдений, который достаточен для оценки производительности и надежности системы в целом, может
Рис. 20. Статистическая и вероятностная функции надежности автооператора автомата КА-76
оказаться недостаточным для достоверного определения численных значений показателей надежности отдельных конструктивных эле ментов, в том числе автооператоров.
Степень несовпадения статистической и вероятностной функций надежности характеризует достоверность полученных значений, в первую очередь достаточность накопленного объема информации. Проверим соответствие статистической функции надежности авто оператора автомата КА-76 принятому экспоненциальному закону
спомощью критерия %2 Пирсона (табл. 6).
Втабл. 6 заносим номера интервалов, их границы (для которых
иопределены значения функции надежности), а также значения теоретической статистической функции надежности, согласно приведенным выше расчетам. Для удобства расчетов значения обе их функций удобно выражать не в долях единицы, а в процентах.
Вграфу 2 заносим значения статистической функции надежности
P' (t), в графу 3 — теоретические вероятностные значения Р (і) с округлением до целых процентов.
56
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 6 |
|
Теоретическое |
и статистическое распределения |
|
|||
|
|
по критерию согласия |
|
|
||
|
Значение функции |
|
|
|
||
Граница |
надежш )СТИ |
в % |
|
|
(Р' — Р ) г |
|
|
|
|
( Р ’ - Р ) |
(Р' — Р )2 |
||
интервала |
статисти |
вероятно |
Р |
|||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|||
|
ческой |
|
стной |
|
|
|
1 |
2 |
|
3 |
4 |
5 |
6 |
0 |
100 |
|
100 |
0 |
0 |
0 |
180 |
51 |
|
68,0 |
17 |
289 |
4,25 |
360 |
45 |
|
48,0 |
3 |
9 |
0,2 |
540 |
33,0 |
|
33,0 |
0 |
0 |
0 |
720 |
24 |
|
23 |
1 |
1 |
0,04 |
900 |
14 |
|
16 |
2 |
4 |
0,25 |
1080 |
12 |
|
11 |
1 |
1 |
0,1 |
1260 |
8 |
|
7 |
1 |
1 |
0,14 |
1440 |
5 |
|
5 |
0 |
0 |
0 |
Поинтервальная проверка по критерям согласия дает хорошие результаты только тогда, когда число случаев, попавших в данный интервал, не менее четырех-пяти. Поэтому число интервалов со кращают, объединяя численные значения крайних, интервалов
водин или опуская их. Так, для автооператора автомата КА-76
винтервалах, начиная с десятого, содержится либо один случай попадания в интервал, либо ни одного; поэтому табл. 6 ограничим девятью интервалами, которые содержат 96% всех отмеченных случаев бесперебойной работы. В графу 4 заносим значения аб солютной разности статистической и вероятностной функций на дежности для каждого из интервалов, в графу 5 — квадрат этой разности. Так, для шестого интервала Р' = 14%, Р = 16%, аб солютная разность между ними 2%, ее квадрат — 4. В графу 6 заносим для каждого интервала значение квадрата разности, де ленное на теоретическое значение. Так, для шестого интервала
\ Р ' — Р \ 2
Р
I14 — 16 I2
—16
Суммируя данные графы 6 по всем интервалам, получаем сум марную меру расхождения %2 = 4,98.
Число степеней свободы равно числу интервалов минус число дополнительных связей — условий, которые необходимо выпол нить. Так как таких условий не задано, то число степеней свободы 2г = 9. Отсюда для %2 = 4,9 и 2г = 9 получаем Р = 0,85, т. е. с вероятностью 85% можно утверждать, что принятый экспонен циальный закон не противоречит действительности.
5 этап» Расчет средней длительности единичных простоев для обнаружения и устранения отказов. Расчет производится по той же
57
методике, как и для средней длительности безотказной работы: группирование результатов по интервалам, расчет среднестатис тических значений и их отклонений, аппроксимация с помощью теоретических распределений и т. д. (см. этапы 1—4). Средняя длительность единичного простоя
£ |
ДАМ |
Ѳср = |
( 10) |
|
N |
где N — общее число |
случаев; |
АN t — количество случаев, попавших в дан ный интервал; оно может быть выра жено не только в абсолютных вели чинах, но и в относительных, напри мер, в процентах; середина г-го интервала; количество интервалов.
1 2 |
3 |
U |
5 6 |
7 |
8 t мин |
-1.5 Время единичного прост оя
Рис. 21. Диаграмма распределе ния длительности единичных простоев автомата КА-76 для
обнаружения и устранения отказов автооператора
Диаграмма распределения длительности единичных простоев
автооператора автомата КА-76 |
представлена на рис. 21; |
здесь |
|||
N = |
100%; АЛД = 23%; АN 2 |
= 22% и т. д.; |
Ѳх = |
0,25 |
мин; |
Ѳ2 = |
0,75 мин и т. д .; вычисляя, получим Ѳср = |
1,5 мин. |
|
||
6 |
этап* Расчет внецикловых потерь. Оценка эксплуатационной |
||||
надежности восстанавливаемых систем с помощью двух частных |
|||||
показателей со и Ѳср не всегда |
удобна, так как |
оба |
показателя |
равноправны. Поэтому необходимо пользоваться комплексными показателями — внецикловыми потерями t „ . или В { . Для автома
тической линии в целом и отдельных станков, встроенных в ли нию, внецикловые потери могут определяться непосредственно из баланса затрат фонда времени. Для отдельных элементов линии (механизмов, устройств, инструментов, аппаратуры управления и т. д.), работоспособность которых в общем балансе затрат фонда времени отразить затруднительно, внецикловые потери
В |
tn, |
Ѳср |
|
mcp |
|
|
|
5 8
Так, для |
автооператора |
автомата |
КА-76: k„ = 486; Ѳгп = |
||
= 1,5 мин; |
Т = 4,0 с: |
|
|
|
|
|
tпі = |
= |
3,06-10- |
мин/шт; |
|
|
В, |
3,06 - ІО“3-60 |
4 |
,6 . іо-2. |
|
|
|
|
7 этап« Построение диаграммы надежности. Графически сравне ние надежности однотипных механизмов может быть проведено с помощью диаграмм надежности, которые отражают обе характе ристики надежности — безотказность и ремонтопригодность.
Рассмотрим методику построения диаграммы сравнительной надежности на примере шаговых транспортеров. Диаграмма рас пределения длительности единичных простоев шагового транспор тера показана на рис. 22, а; было зафикисровано шесть случаев с продолжительностью простоев до 1 мин, 20 случаев с продолжи тельностью от 1 до 2 мин и т. д. Среднее время единичного простоя согласно формуле (10) будет ѲсР = 2,5 мин. Диаграмма на рис. 22, а отражает только ремонтопригодность, так как неизвестно, за ка кой период произошло данное количество отказов (N = 39 слу чаев). Согласно тем же протоколам линия за период наблюдения отработала 12 270 рабочих циклов. Следовательно, вероятность того, что при каждом срабатывании возникает отказ длительностью 0— 1 мин, составит
Р01 |
6 |
_ |
4,9-ІО-4. |
12 270 |
~ |
59