Файл: Волчкевич, Л. И. Автооператоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, по обеим частным характеристикам (безотказ­ ности и ремонтопригодности) наименее надежной конструкцией является автооператор типа ЗТ. В тех случаях, когда сравнитель­ ные оценки по безотказности и ремонтопригодности не совпадают, следует по диаграммам надежности рассчитать величины внецикловых потерь tn и сравнить их между собой.

Сравнительные испытания на надежность автооператоров оди­ накового технологического назначения показали, что автоопера­ тор типа 21ТБ работает в 3,5 раза надежнее автооператора типа ЗТ.

АВТООПЕРАТОРЫ К СТАНКАМ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ТИПА КОЛЕЦ

АВТООПЕРАТОРЫ К СТАНКАМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ

Станки для предварительной обработки заготовок деталей типа дисков, колец и втулок работают в наиболее трудных усло­ виях и поэтому имеют наибольшее количество неполадок и простоев. Неполадки и простои объясняются тем, что на обработку поступают необработанные заготовки с отклонениями размеров и геометрической формы. Предварительная обработка заготовок де­ талей типа дисков, колец и втулок производится на одношпин­ дельных и многошпиндельных токарных автоматах и полуавтома­ тах. Наиболее сложны автооператоры к многошпиндельным полу­ автоматам. Одновременная обработка на нескольких позициях приводит к образованию большого количества стружки и застав­ ляет устанавливать автооператор далеко от зоны обработки. Авто­ оператор обычно выполняют двухходовым, так как сбрасывать детали в лоток непосредственно возле шпинделя невозможно; отсюда громоздкость конструкции и сложный цикл работы авто­ оператора. Наиболее широко разрабатываются новые конструкции автооператоров в подшипниковой промышленности, где накоплен большой опыт.

Автооператоры к многошпиндельным токарным автоматам и полуавтоматам. Основная особенность автооператоров к много­ шпиндельным токарным автоматам и полуавтоматам состоит в том, что цикл работы автооператора совмещен с обработкой и это поз­ воляет снизить требования к быстроте срабатывания автоопера­ торов. Автооператор к токарному полуавтомату 1262П (9 ГПЗ), используемый для обработки подшипниковых колец, устанавли­ вают на четвертой позиции. Схема автооператора показана на рис. 26, а. Магазин 1 автооператора закреплен на поперечном суп­ порте полуавтомата. Отсекатель 2 для поштучной выдачи заготовок управляется путевым кулачком во время перемещения суппорта с магазином. Питатель 5 с кулачками 4, скалка которого переме­ щается во втулке, приводится в движение через рычажную си­ стему 6, 7 и 14 от рычага, жестко связанного с осью 9 и получаю­ щего движение от кулачка распределительного вала полуавтомата. Кулачки 4 имеют гидравлическое управление. Блокирующая система состоит из рычага И, золотника 12 и пружины 13. Цикло­ грамма работы автооператора показана на рис. 26, б. После окон­ чания обработки и поворота шпиндельного блока питатель 5 (рис. 26, а) перемещается справа налево, захватывает кулачками 4

3*

67


обработанное кольцо и при обратном ходе сбрасывает его в отвод­ ной лоток 15. После отхода питателя вправо магазин 1 переме­ щается в радиальном направлении и устанавливает заготовку соосно со шпинделем. При втором ходе влево головка питателя захватывает поданную заготовку и отводит назад. В это время магазин перемещается в исходное верхнее положение и освобо­ ждает проход для головки автооператора. Затем питатель пере-

 

Т

щ

З а ж и м н о й пат ро н ш п и н д е л я

I

[

1

П и т а т е л ь

т ш ? ,. ш

З а ж и м ной п а т р о н п и т а т е л я

 

 

О т секат ель

 

5

М а г а з и н

 

я

б)

 

 

Рис. 26. Автооператор к токарному

полуавтомату 1262П (9ГПЗ):

а — принципиальная схема; б — циклограмма

работы

мещается дальше влево и передает заготовку в патрон шпинделя 3, где она зажимается; питатель отходит в исходное правое поло­ жение.

Питатель 5 перемещается влево через рычажную систему 6, 7, 14, сектор 10, рычаг 11 от пружины 13 следующим образом. Ры­ чаг 7 свободно насажен на оси 9; в ушках рычага 7 установлен сек­ тор 10, левая сторона которого опирается на регулируемый упор, установленный в рычаге 14, жестко закрепленном на оси 9\ пружина 13 через рычаг И и ролик давит на сектор 10 и прижимает рычаг через упор 8 влево к рычагу 14, поэтому при повороте ры­ чага 14 влево пружина 13 через рычаг 11 и сектор 10 давит на ры­ чаг 7, который через рычаг 6 перемещает головку. Скалка пита­ теля перемещается вправо от кулачка посредством рычага 14, который получает вращение вправо и через упор 8 передает дви-

68


жепие рычагам 7 и 6. Если при ходе влево питатель встретит пре­ пятствие и не будет перемещаться, то рычаг 14, продолжая вра­ щаться влево, нажмет упором на левую сторону сектора 10 и по­ дожмет его. Рычаг И повернется вокруг своей оси, преодолевая силу пружины, золотник 12 выключит станок. Питатель переме­ щается в сторону шпинделя с помощью пружины 13, поэтому устраняется возможность его жесткого заклинивания в случае неполадок. Перемещением хомута, закрепленного на скалке, можно регулировать величину продольного перемещения пита­ теля.

Автооператор работает в цикле автомата, т. е. все перемещения механизмов осуществляются от кулачков распределительного вала. Конструктивной особенностью автооператора является то, что магазин выполнен отдельным узлом и закреплен на верхнем суппорте. Магазин — подвижный и при каждом рабочем ходе выводится из зоны обработки, а это позволяет уменьшить вероят­ ность попадания в магазин стружки. Улучшаются условия отвода стружки, а также наладки механизмов полуавтомата.

Надежность работы данной конструкции автооператора может быть повышена введением механизма регулировки соосности го­ ловки автооператора относительно патрона шпинделя и заменой золотника 12, подающего сигнал на отключение станка, конечным выключателем.

Автооператор к токарному полуавтомату 1261П предназначен для загрузки деталей типа втулок. Автооператор устанавливают на шестую загрузочную позицию. Схема автооператора показана на рис. 27. Автооператор состоит из питателя 1 с электромагнитным захватом, подводящего лотка 2 с отсекателрм для поштучной вы­ дачи заготовок, кронштейна 3, в котором монтируется передняя опора питателя, упоров 6 и 8, пружины 7 и задней опоры 9 пита­ теля. Питатель автооператора получает движение от кулачка 4 через рычажную систему, кронштейн 3 и упор 8. Захват втулки осуществляется электромагнитом, вмонтированным в переднюю часть головки питателя 1. Циклограмма работы автооператора показана на рис. 27, б. После поворота шпиндельного блока авто­ оператор получает перемещение влево, головка питателя 1 (см. рис. 27, а) подходит к заготовке, зажатой в шпинделе, включается электромагнит, и патрон освобождает заготовку. При перемещении питателя в обратном направлении заготовка захватывается элек­ тромагнитом и переносится в отводной лоток 10. Питатель продол­ жает перемещаться в обратном направлении; срабатывает отсекатель и новая заготовка поступает в приемник подводящего лотка, после чего подается ток в электромагнит и заготовка удерживается на торце головки питателя. Далее питатель вновь перемещается в направлении к шпинделю и переносит заготовку в патрон. После зажатия заготовки в патроне шпинделя электромагнит головки питателя отключается и питатель перемещается в исходное поло­ жение.

6 9



Автооператор снабжен блокирующим механизмом, который срабатывает, если питатель по какой-либо причине не доходит до крайнего левого положения. Если при загрузке заготовки головка питателя встретила препятствие и остановилась, кронштейн 3, продолжая перемещаться влево, сжимает пружину 7. Конечный выключатель 5 также перемещается и находит на упор питателя, в результате чего автомат выключается.

4

З а ж и м н о й п а т р о н ш п и н д ел я

П и т а т е л ь

Щ ».

irr

 

Э л е к т р о м а г н и т п и т а т е л я

 

 

.... Jr z r

О т с е к а т е л ь

 

 

 

*)

Рис. 27. Автооператор к токарному полуавтомату 1261П с элек­ тромагнитным захватом.

а ~ принципиальная схема; б — циклограмма работы

В качестве захватного органа на торце скалки питателя уста­ новлен электромагнит, притягивающий заготовку. Автооператор можно использовать при обработке заготовок деталей различных размеров и форм, причем к заготовке не предъявляют высоких тре­ бований.

Проведенные наблюдения за работой автооператора с электро­ магнитным захватом питателя показали, что основным источником отказов является нецентральное положение заготовки в момент загрузки в шпиндель. Это объясняется прежде всего тем, что ось заготовки в исходном положении в лотке практически всегда не совпадает с осью шпинделя из-за нестабильности размеров заго­ товки, недостаточной жесткости лотковой системы и т. д.

В автооператорах с механическими захватами происходит центрирование заготовки зажимным механизмом автооператора,

70

а при электромагнитном захвате этого центрирования пет. Ча­ стично влияние несоосности можно исключить выполнением на детали специальной фаски, которая облегчает установку заго­ товки в патрон шпинделя, а также использованием на головке пи­ тателя специальных центрирующих упоров.

Автооператор системы М.Н. Мелкова — В. И. Горбунова к то­ карному полуавтомату 1261П используют для загрузки подшип­ никовых колец и устанавливают на продольном суппорте полуав­ томата. Автооператор состоит из двух узлов и занимает две по­ зиции — одну для выгрузки обработанных деталей и другую для загрузки заготовок. Имеются две модификации конструкции авто­ оператора — для полуавтоматов первой и второй операций обра­ ботки. Одинаковые конструкции в разных условиях эксплуатации имеют различную надежность в работе; при этом условия обработки на второй операции значительно легче. Следовательно, конструк­ цию автооператоров для полуавтоматов второй операции, где ба­ зирование производится по обработанной поверхности, можно упростить.

Конструктивная схема автооператора для полуавтомата пер­ вой операции показана на рис. 28. Зажатие заготовки на полуав­ томате первой операции осуществляется за наружную поверх­ ность. Автооператор выполнен из двух узлов: съемника и пита­ теля. Съемник установлен на пятой позиции полуавтомата и пред­ назначен для съема обработанного кольца. Съемник имеет цангу 3, закрепленную в кронштейне 4, который может перемещаться по направляющим продольного суппорта, и отводящий лоток 5.

Питатель установлен на шестой позиции и предназначен только для загрузки заготовок в патрон шпинделя. Питатель состоит из магазина с приемником 18, который закреплен на кронштейне 15. В приемнике 18 расположен толкатель 16, который поджимается пружиной 14, находящейся на тяге 13. Заготовки загружаются в магазин, откуда они поступают по одной в приемник, где удержи­ ваются от выпадения рычагами 17.

Циклограмма работы автооператора приведена на рис. 28, б. После поворота шпиндельного блока обработанное кольцо посту­ пает на пятую позицию, и вращение шпинделя прекращается. Продольный суппорт перемещается влево и подводит оба узла ав тооператора к шпинделям. Обработанное кольцо 2 выгружается следующим образом (см. рис. 28, а). При движении продольного суппорта влево цанга 3 наезжает на обработанное кольцо и, раз­ жимаясь, захватывает его. Патрон 1 освобождает кольцо, и при обратном ходе суппорта вправо оно забирается цангой. При дви­ жении суппорта вправо кронштейн 4 останавливается раньше окончания хода суппорта, так как упор 6 упирается в стенку ста­ нины станка и останавливает кронштейн для гарантии захвата кольца цангой, чтобы при прямом ходе продольного суппорта цанга подошла к шпинделю несколько раньше узла загрузки. Далее происходит поворот шпиндельного блока и свободный шпин-

71