Файл: Волчкевич, Л. И. Автооператоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответственно вероятность возникновения отказов длитель­ ностью 1—2 мин будет Р 02 = 15,5- ІО-4 и т. д. Суммарная вероят­ ность возникновения отказа любой длительности Ро-т есть не что иное, как параметр потока отказов (в рабочих циклах) со:

р°-~ = “ = - І Ш Г = 31'7 ' 10-4-

Для построения диаграммы надежности достаточно лишь «сменить шкалу» в диаграмме длительности единичных простоев; разделив числа по ординате на общее количество срабатываний, при которых возможны отказы (рис. 22, б). Таким образом, диа­ грамма надежности отражает и безотказность (суммарная заштри­ хованная площадь со), и ремонтопригодность (положение «центра тяжести» Ѳср).

Построив в одном масштабе диаграммы надежности однотипных механизмов и устройств различных автоматических линий (или любых других систем и подсистем), можно получить наглядное сравнение их эксплуатационной надежности.

Показатели допустимые и фактические; анализ надежности.

Анализ и оценка показателей надежности возможны лишь при срав­ нении их с другими одноименными показателями надежности, тре­ буемыми и фактическими.

Сравнение фактических значений показателей надежности с допустимыми позволяет определить, отвечают ли данные системы или элементы требованиям к надежности, целесообразно ли их применение в данных конкретных условиях при проектировании новых машин и автоматических линий или модернизации суще­ ствующих. Таким образом, можно объективно оценивать резуль­ таты производственных и лабораторных испытаний на надежность отдельных узлов и механизмов, в том числе автооператоров.

Допустимые значения показателей надежности, как показано выше (стр. 38—51), являются вполне определенными; значения фактических показателей надежности как случайные величины численно зависят от объема проведенных испытаний. В этом слу­ чае задачу анализа и оценки надежности исследуемых механизмов и устройств можно сформулировать следующим образом: какое количество испытаний необходимо провести, чтобы с высокой до­ стоверностью ответить на вопрос, соответствует или не соответ­ ствует данный исследованный объект требуемому уровню надеж­ ности, т. е. принять правильное техническое решение. Так как до­ стоверность полученных численных значений х зависит прежде всего от объема выборки, задача оценки технической достовер­ ности сводится к отысканию такой минимальной величины вы­ борки п, при которой с достоверностью, близкой к единице, можем утверждать (даже не зная характеристик генеральной совокуп­ ности), что А ^ X или Х{ ^ Xj.

Техническая достоверность может быть оценена с помощью метода доверительных интервалов, для чего достаточно вычислить

60


одну границу — верхнюю или нижнюю. Доверительный интервал— это интервал, который с заданной доверительной вероятностью а накрывает оцениваемый параметр. При экспоненциальном законе распределения случайной величины, который справедлив при простейшем потоке отказов, доверительный интервал для мате­ матического ожидания (v1xi; v 2xt) определяется выражением

( П )

При этом

( 12)

где п — объем выборки;

2п = k — число степеней свободы;

ѵх — оценка нижней границы доверительного интервала; ѵ2 — оценка верхней границы доверительного интервала;

— математическое ожидание оцениваемого параметра х,

лу — математическое ожидание параметра х по данной выборке П[.

Оценка достоверности [11, 14] сводится к определению матема­ тического ожидания и одной из доверительных границ (нижней и верхней) — нарастающим итогам по мере увеличения количества испытаний (объема выборки).

Впервом случае (при сравнении практических параметров на­ дежности с требуемыми) расчеты необходимо продолжать до тех пор, пока не будет получено равенство ѵх{ = А. Объем выборки, при котором достигнуто настоящее равенство, и будет минимально необходимым для достоверного ответа на вопрос, удовлетворяет ли данная система или элемент требованиям надежности.

Вкачестве примера оценим достоверность результатов испыта­

ний на надежность автооператора токарного многошпиндельного автомата типа КА-76. Минимально допустимая наработка на отказ kH= 890 циклов (см. стр. 51). При исследовании работоспособ­ ности автооператора было зафиксировано 96 интервалов безотказ­ ной работы, т. е. 96 реализаций случайной величины (лу), в сле­

дующей последовательности: 20, 122, 234, 73, 10,

15,

28,

3030,

28,

496,.441,

 

43, 880,

612,

1480,

735,

194,

86,

390,

1140,

640,

2700,

820,

530,

850,

 

84,

173,

61,

780,

145, 40,

680,

42,

 

1660,

470,

52,

630,

730,

11,

58,

176,

 

142,

1530,

650,

 

79,

107,

40,

680,

30,

340,

410,

130,

730,

2057,

50,

450,

685,

100,

158,

380,

518,

 

89,

17,

20,

1253,

1032,

106,

36,

152,

8,

11,

164,

2,

 

2230,

 

97,

 

1153,

 

462,

1075,

774,

69,

207,

66,

 

5,

11,

555,

280,

40,

714,

 

469,

 

189,

744,

 

91,

 

1436,

1144,

42,

158.

 

Математическое

ожидание

длительности

безотказной

работы

(средняя фактическая наработка на отказ) для всей выборки xt = = 482 цикла. Необходимо определить, какой объем испытаний автооператора нужно выполнить, чтобы с доверительной вероят-

61


ностью а = 0,99 утверждать, что фактический уровень надежности автооператора не соответствует требованиям к надежности.

Для расчета границ доверительных интервалов воспользуемся таблицами, которые приводятся во многих работах по теории ве­ роятностей и математической статистике. С помощью таблиц [11, 14] для любого объема наблюдений (і испытаний), зная математи­ ческое ожидание случайной величины, можно определить нижнюю (лу,г2) и верхнюю (x,-,rj) границы доверительного интервала.

Рис. 23. Диаграмма для сопоставления допустимых пока­ зателей надежности с фактическими и определения необ­ ходимой длительности испытаний на надежность

Для автооператора автомата КА-76:

 

а)

і =

10;

S

Xt = 4056;

= 405; по таблицам

[14] находим

 

 

 

 

1

 

 

гі

=

9,42;

Г2

— .

0,50;

= 405-2,42 = 980; Xi r 2

= 405-0,5 =

=

202;

 

 

=

 

 

 

 

 

 

15

б) і = 15; Я Xi = 7512;

^ ’ II сл о

= 2,01; r 2 = 0,56; х{гг =

= 501 -2,01 = 1006; луг2 = 501 -0,56 = 281.

Таким образом, уже после 20 зафиксированных отказов с ве­ роятностью 0,99 можно сказать, что средняя наработка на отказ автооператора будет меньше, чем тысяча циклов. Однако так как допускаемое значение &Hmln = 890 циклов, исследования необ­

ходимо продолжить, обрабатывая результаты выше указанным методом и рассчитывая границу доверительного интервала (xtr) последовательно для значений і = 25, 30, 35 и т. д.

Результаты расчетов с использованием таблиц х2 сведены в табл. 7 и представлены на рис. 23. После п = 30 отказов с до­ стоверностью, практически равной единице, можно утверждать, что автооператор не отвечает требованиям к надежности. Даль-

62


Таблица 7

Расчет доверительных интервалов для оценки надежности авто оператора автомата КА-76

і

1

~х і

Г 1

Гг

Ѵ і

V .

 

 

 

 

 

 

 

10

4 056

405

2,42

0,50

980

202

15

7 512

501

2,01

0,56

1006

281

20

10 057

503

1,81

0,60

911

302

25

15 597

624

1,68

0,64

1046

400

30

16 840

562

1,60

0,66

900

371

35

19 732

564

1,55

0,68

875

383

40

21 213

531

1,50

0,70

796

372

45

23 790

528

1,46

0,72

771

380

50

24 987

499

1,43

0,73

714

365

55

28 364

515

1,4

0,74

721

381

60

30 137

502

1,38

0,75

693

376

65

32 034

493

70

33 368

476

75

35 872

478

80

39 387

492

1,32

0,78

650

389

85

40 231

473

 

 

 

 

 

нейшие 65 испытаний имеют значение лишь для уточнения факти­ ческих параметров надежности (например, абсолютной величины средней наработки на отказ тх). Следовательно, исследование надежности автооператора показало, что необходимо провести конструкторско-технологические мероприятия, направленные на повышение его надежности. Одним из наиболее распространенных видов отказов является недогрузка колец в зажимной патрон из-за возникающей несоосности между осями шпинделя и питателя ав­ тооператора. После того как на предшествующей операции обра­ ботки (выдавливание стаканчика) была введена операция образо­ вания наружной фаски, частота отказов существенно уменьшилась. На рис. 24 приведены диаграммы надежности автооператора ав­ томата КА-76 по результатам исследований, проведенных до и после введения операции получения фаски в штампе. Частота

отказов

автооператора значительно снизилась (&н, =

492, kn2 =

= 750

циклов),

т. е. надежность доведена до уровня, близкого

к допустимому.

фактические значения показателей

надежности

Сравнивать

с допустимыми необходимо при оценке результатов испытаний ме­ ханизмов на надежность, сдаче-приемке автоматических линий, определении пригодности станков для встраивания в линии и т. д. Сравнение показателей надежности механизмов и устройств оди­ накового функционального назначения позволяет определить, какая конструкция является наиболее надежной. Такое сравнение

63


не может выполняться по частным показателям (например, по безотказности), так как механизмы с малой интенсивностью отка­ зов могут иметь большое время восстановления работоспособности.

Наиболее простым и удобным показателем для сравнения на­ дежности являются внецикловые потери іп — технические простои на единицу продукции; графическая наглядность может быть до­ стигнута с помощью диаграмм надежности, метод построения ко­ торых описан на стр. 59. Построив в одном масштабе по обеим осям

Рис. 24. Диаграмма сравнительной надежности автооператора подан­ ным исследования разных лет:

а — 1964 г., t n = 0,00203; б — 1966 г., t n = 0,00133

координат диаграммы для всех сравниваемых устройств, получим диаграмму сравнительной надежности.

В качестве примера на рис. 25 приведена диаграмма сравни­ тельной надежности для автооператоров к многошпиндельным ав­ томатам 1265П8, обрабатывающим в два потока подшипниковые кольца (см. стр. 118). Все четыре автооператора имеют одинаковое целевое назначение. Следовательно, важнейшим параметром сравнения их качества является надежность в работе.

Для каждого автооператора приведены характеристики как интенсивности потока отказов со (суммарная заштрихованная площадь), так и ремонтопригодности («положение центра тяжести» Ѳср). Среднее время обнаружения отказов у трех конструкций, за исключением автооператора 21ТБ, почти одинаково. Автоопе­ ратор ЗТ имеет и наибольшую интенсивность отказов и наиболь­ шую длительность их устранения.

64

Р-10.

Волчкевич .И . Л 3

 

 

*

 

*

Рис. 25. Диаграмма сравнительной надежности работы различных конструкций

автооператоров с переверткой деталей:

-автооператор 21 ТБ; р„ = 0,0092; *н =

109;

б — аптооператор

5ТА: р 0 = 0,011;

*н = 87; в — автооператор ЮТ: р0 = 0,0158,

=

G3;

г — автооператор

ЗТ р 0 — 0,0164, к =

60