Файл: Волчкевич, Л. И. Автооператоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дель подается в шестую позицию — позицию загрузки. Затем цикл выгрузки повторяется, и следующее кольцо, снятое цангой, про­ толкнет предыдущее внутрь ее, откуда кольца поступают в отвод­ ной лоток.

Заготовка 2' загружается при движении продольного суппорта влево. После поворота шпиндельного блока свободный шпиндель поступает на позицию загрузки; шпиндель не вращается. При дви­

жении продольного суппорта влево к шпинделям

кронштейн 15

с приемником 18 и магазином также перемещаются

влево вслед­

ствие трения в направляющих. Дойдя до патрона, приемник с кронштейном останавливаются, а толкатель 16 продолжает пере­ мещаться через пружину 14 от кронштейна 11 и заталкивает за­ готовку 2' в патрон Г станка. Заготовка зажимается в патроне. При движении суппорта вправо кронштейн с приемником будут перемещаться до тех пор, пока упор 12 кронштейна 15 не упрется в упор 7 кронштейна 4. Толкатель 16 продолжает перемещаться вправо и освобождает место в приемнике для следующей заготовки. Таким образом, толкатель 16 одновременно служит и отсекателем. Далее поворачивается шпиндельный блок и цикл повторяется в описанной последовательности.

Система блокировки срабатывает тогда, когда толкатель, встретив на своем пути препятствие, не сможет дойти до крайнего левого положения при движении питателя к шпинделю. При оста­ новке толкателя 16 прекратят перемещение тяга 13 и собачка 8, а кронштейн 11 с упором 10, на который опирается собачка 8, продолжает перемещение влево, сжимая пружину 14. Собачка 8, освободившись от упора 10, примет вертикальное положение и при обратном перемещении питателя вправо, нажав на конечный вы­ ключатель 9, выключит станок.

Особенность автооператора системы А. Н. Мелкова и В. И. Гор­ бунова заключается в том, что загрузку заготовок и выгрузку об­ работанных колец выполняют его два узла, расположенных на разных позициях полуавтомата; это позволило сократить не только число двойных ходов, но и количество механизмов; весь цикл ра­ боты автооператора совершается за один двойной ход.

Автооператор смонтирован на продольном суппорте и не имеет специального механизма привода продольного перемещения. От­ сутствует и зажимной механизм автооператора со своим приводом, которые являются, как правило, источником наибольшего коли­ чества неполадок; отсутствует также механизм отсекания. В ре­ зультате рабочий цикл автооператора прост. Автооператор имеет небольшое количество деталей, причем большинство из них про­ стой формы, что значительно облегчает его сборку и монтаж на полуавтомате.

Расположение автооператора на двух верхних позициях яв­ ляется удобным, так как обработка ведется на четырех нижних позициях; поэтому стружка меньше попадает на механизмы авто­ оператора, и простои, связанные со стружкой, сокращаются.

73


Верхние позиции обеспечивают доступ для регулировки механиз­ мов автооператора. Предусмотрена автоблокировка в случае не­ срабатывания питателя. Возможна переналадка автооператора на обработку других колец; для этого необходимо заменить цангу у съемника и приемник у питателя.

При использовании автооператора данной конструкции не­ обходимы: правильная форма обрабатываемого кольца, отсутствие заусенцев, выступов, соосность систем съемник—патрон, пита­ тель—патрон.

Несоосность системы питатель—патрон может наступить из-за износа лотка. Кольца в вертикальном лотке (магазин), соединен­ ном с приемником, ничем не поддерживаются; когда приемник освобождается, кольца падают на дно. Если приемник сделан из мягкой стали, то на его дне образуется впадина. Она постепенно углубляется, пока несоосность не достигнет значительных раз­ меров.

Автооператор конструкции 11 ГПЗ к токарному полуавтомату 1261П, предназначенный для загрузки-выгрузки подшипниковых колец, монтируется на кронштейне, закрепленном на корпусе шпиндельного блока. Все движения механизмов автооператора осуществляются от гидравлической системы управления полуав­ томата. Автооператор (рис. 29) состоит из питателя и съемника, выполненных в виде двух механических рук, расположенных под углом друг к другу, с приводом от гидравлических цилиндров для подачи заготовок из магазина 1 в патрон шпинделя и передачи ее в отводной лоток 9.

Механические руки закреплены на плите 11, которая переме­ щается по колонкам 7, запрессованным в кронштейне 5. Механиче­ ские руки вместе с плитой И перемещаются в продольном направ­ лении штоком 6 гидравлического цилиндра, перемещение механиче­ ских рук в радиальном направлении регулируется упорами 3. Масло подается в полости цилиндров через полые двухканальные штоки 10. Захват заготовок и обработанных деталей осуществляют трехкулачковые патроны 4, кулачки которых постоянно нахо­ дятся в сжатом состоянии под действием пружин. Кулачки снаб­ жены скосами, благодаря которым они разводятся при перемещении механических рук по направлению к заготовке и, захватив, удер­ живают ее. Таким образом, специальный механизм для принуди­ тельного перемещения кулачков отсутствует.

Циклограмма работы автооператора приведена на рис. 29, б. После поворота шпиндельного блока шпиндель с обработанной деталью поступает на разгрузочную позицию, причем шпиндель продолжает вращаться; масло подается в гидравлический цилиндр механической руки 8 разгрузки (рис. 29, а), которая начинает пе­ ремещаться в направлении шпинделя до упора. Далее масло по­ дается в правую полость гидравлического цилиндра плиты 11, и она начинает перемещаться вместе с механическими руками влево. Во время перемещения влево патрон руки 8 находит на

74


обработанную деталь и зажимает ее, а патрон руки 2 зажимает заготовку, находящуюся в магазине 1. Происходит разжим зажим­ ного патрона шпинделя, плита 11 вместе с механическими руками, в патронах которых зажаты обработанная деталь и заготовка, отходит вправо. Механическая рука загрузки начинает переме­ щаться в обратном направлении до исходного положения и оста­ навливается. В это время рука 2, получая перемещение вперед, устанавливает заготовку соосно со шпинделем. Затем плита 11

З а ж и м но й пат ро н шпинделя

НИ

щ

С ъ е м н и к

Ѵ //Л

^

П а т р о н с ъ е м н и к а

і

1

П и т а т е л ь

 

 

Зажимной п а т р о н питателя

1

X

П л и т а

V/ 1 3

Ж ^ ____

 

 

6)

 

Рис. 29. Автооператор к токарному полуавтомату 1261П кон­ струкции 11 ГПЗ:

а — конструктивная схема; б — циклограмма работы

вместе с механическими руками вторично перемещается влево и переносит заготовку в патрон шпинделя, а обработанную деталь — в отводной лоток 9. Происходит зажим поданной заготовки в па­ троне шпинделя и отход плиты 11 вправо. Заготовка остается в па­ троне шпинделя, а обработанная деталь сбрасывается тремя крюч­ ками, смонтированными в отводном лотке. Механическая рука 2 загрузки возвращается в исходное положение. Начинается обра­ ботка. Цикл разгрузки, обработки и загрузки повторяется в опи­ санной последовательности. Особенностью рассмотренного авто­ оператора является наличие питателя и съемника, выполненных в виде двух механических рук. Конструктивно механические руки

выполнены одинаково, в виде перемещающихся гидравлических цилиндров. В автооператоре предусмотрена регулировка положе­ ния головок относительно шпинделя станка.

Преимуществом данной конструкции является то, что механиз­ мы загрузки-выгрузки выводятся из зоны обработки, поэтому уменьшается возможность попадания на них стружки. Некоторая сложность конструкции, наличие нескольких гидроцилиндров и

Патроны

Радиальное перемещение т ,

выгрузки

Осевое перемещение

и загрузки

Поворот автооператора

Патрон шпинделя Отсекатель

*)

1

1 і

 

Ш____ Ш

1

 

Рис. 30. Автооператор для многошпиндельных токарных полуавтоматов кон­ струкции В. Д. Демчинского:

а — принципиальная схема; 6 — циклограмма работы

направляющих повышают требования к монтажу автооператора на полуавтомате. Для нормальной работы автооператора требуется высокое давление в гидравлической системе.

Автооператор системы В. Н. Демчинского для многошпиндель­ ных токарных полуавтоматов предназначен для загрузки и вы­ грузки деталей типа дисков, обрабатываемых с одной стороны на многошпиндельных токарных полуавтоматах. Принципиальная схема автооператора и циклограмма его работы показаны на рис. 30. Особенностью конструкции является использование двух патронов 1 и 2, установленных на рычагах 3 механизма. Патрон 1 предназначен для захвата заготовок в окне подводящего лотка 4, а патрон 2 для снятия обработанной детали с патрона загрузочного

76


шпинделя в позиции IV. Операции выгрузки обработанной детали и загрузки новой заготовки в патрон шпинделя совмещены. Осе­ вое и радиальное перемещения патронов / и 2 осуществляются от гидроцилиндра 5 с подвижным штоком 6, часть которого выпол­ нена в виде шлицевого вала. Внутри штока проходят трубки 7, подводящие масло в гидроцилиндр 5. При подаче масла в полость А гидроцилиндра 5 он перемещается влево, а патроны — в радиаль­ ном направлении. По достижении гидроцилиндром втулки 8, установленной на штоке 6, один из патронов устанавливается со­ осно шпинделю, а другой — окну подводящего лотка 4 или окну отводящего лотка 9. Дальнейшее перемещение гидроцилиндра 5 влево приводит к сжатию пружины 10 и перемещению патронов в осевом направлении. При подаче масла в полость Б гидроци­ линдра 5 движения патронов совершаются в обратном порядке. Ограничение перемещения патронов в осевом направлении осу­ ществляется упором 11. Автооператор поворачивается от гидро­ цилиндра 12, шток-рейка которого зацепляется с зубчатым колесом, установленным на штоке 6 гидроцилиндра 5.

В исходном положении рычажная система сведена, патрон 1 расположен слева, а патрон 2 — справа; патроны пусты. После поворота шпиндельного блока шпиндель в загрузочной позиции IV останавливается. Патроны перемещаются сначала в радиальном, а затем в осевом направлениях. Патрон 1 заходит в окно выдачи подводящего лотка 4 и захватывает новую заготовку, а патрон 2 захватывает заготовку в патроне шпинделя. После разжима патрона шпинделя захваты автооператора с обработанной деталью и за­ готовкой отходят назад в осевом и радиальном направлениях и поворачиваются на определенный угол. Далее захваты автоопе­ ратора опять получают радиальное и осевое перемещения. Па­ трон 1 подает новую заготовку в патрон шпинделя, а патрон 2 — обработанную деталь в отводящий лоток 9. После зажима заго­ товки в патроне шпинделя захваты автооператора отходят назад в осевом и радиальном направлении и поворачиваются в исходное положение. Шпиндельный блок поворачивается, и цикл работы автооператора повторяется.

Преимуществом данной конструкции автооператора является то, что использование двух захватов (одного для выгрузки, дру­ гого для загрузки) позволяет значительно сократить время сраба­ тывания автооператора.

Автооператор 1 Т-151 к шестишпиндельному полуавтомату 1А240-6 предназначен для одновременной загрузки двух заготовок наружных колец конических роликоподшипников и их выгрузки после обработки на шестишпиндельном полуавтомате, работающем с двойной индексацией. Автооператор разработан на Киевском заводе станков-автоматов им. Горького.

Конструктивная схема и циклограмма работы автооператора приведены на рис. 31. Автооператор включает двойной подводящий лоток 1 с отсекателем 2 для поштучной выдачи заготовок. Пита­

77


тель 3 выполнен поворотным и имеет два кулачковых гидравличе­ ских патрона для зажима заготовки по внутреннему диаметру в приемных окнах подводящего лотка. Поворот питателя осуще­ ствляется от механизма рейка—зубчатое колесо, осевое переме­ щение от гидроцилиндра. Выгружатель 5 имеет две скалки, на концах которых установлены два цанговых патрона для зажима обработанных колец за наружную поверхность. Разгружатель

З а ж и м н о й пат рон

шп и н д е л я

Вы г р у ж а т е л ь

Пи т а т е л ь

За х б а т ы п и т а т е л я

О т се н а т е л ь

Ш §ш

і

т

Ж

%

2

6)

Рис. 31. Автооператор 1Т-151 к шестишпиндельному полуавтомату 1А240-6:

а — принципиальная схема; б циклограмма работы

получает продольное перемещение от гидроцилиндра 6. Лоток 4 служит для вывода обработанных деталей от станка. Управление работой питателя, его патронов и разгружателя осуществляется от конечных электровыключателей, управляющих работой элек­ тромагнитов золотников. Автооператор снабжен блокировочной системой, которая выключает станок при невыполнении рабочего цикла автооператором.

Циклограмма работы автооператора показана на рис. 31, б. В исходном положении питатель 3 повернут вверх и его патроны расположены соосно с окнами выдачи подводящих лотков 1\ вы-

78

гружатель 5 находится в крайнем правом положении. После окон­ чания обработки и поворота шпиндельного блока, шпиндели в V

иVI загрузочных позициях останавливаются; одновременно пи­ татель 3 и выгружатель 5 получают осевое перемещение к шпин­ делям. Патроны питателя входят в окна выдачи подводящего лотка

изажимают заготовки, а выгружатель подходит к патронам станка,

и его цанговые патроны захватывают обработанные кольца.

Вконце движения питателя срабатывают отсекатели, и заготовки

вподводящих лотках перемещаются на один шаг. После разжима патронов шпинделей выгружатель и питатель получают осевое перемещение вправо. При этом срабатывает отсекатель и новые заготовки поступают в освободившиеся приемные окна подводя­ щих лотков. Выгружатель перемещается вправо, обработанные кольца переносятся в отводящий лоток 4 и отводятся от станка. Затем питатель 3 поворачивается вниз на 120° и его патроны с за­ жатыми заготовками устанавливаются соосно с патронами шпин­ делей. Питатель 3 вновь перемещается влево, и заготовки подаются

впатроны шпинделей. После зажатия заготовок в патронах шпин­ делей и разжатия патронов питателя, питатель перемещается

вправо и поворачивается вверх в исходное положение. Автооператор 1Т-151 позволяет автоматизировать загрузку-

выгрузку подшипниковых колец при обработке их на многошпин­ дельном автомате в два потока. Конструкция автооператора проста. Питатель и выгружатель установлены на станке на значительном расстоянии от зоны резания и не загромождают рабочего простран­ ства, что обеспечивает свободный доступ к патронам шпинделей станка и к инструменту при наладке.

Загрузочное устройство конструкции Минского СКВ автома­ тических линий предназначено для загрузки и выгрузки деталей типа дисков, фланцев, зубчатых колес на станки с вертикальной осью вращения шпинделя (токарные многошпиндельные полуав­ томаты, зубодолбежные, зубофрезерные и другие станки).

Конструктивная схема и циклограмма работы загрузочного устройства показана на рис. 32, а. Загрузочное устройство имеет автооператор 1, подъемник 2 и перегружатель 3. Автооператор 1 монтируется на станке; он имеет питатель 4 с двумя захватами. Питатель 4 может совершать вертикальное перемещение и повора­ чиваться вокруг вертикальной оси. Один захват предназначен для снятия обработанной детали со шпинделя станка, другой — для загрузки заготовки. Вертикальное перемещение питателя и поворот захватов осуществляются от кулачков распределительного вала с использованием рычажной системы и механизма рейка—зубча­ тое колесо. Распределительный вал за один цикл работы автоопе­ ратора совершает один оборот; его привод состоит из редуктора и

электродвигателя.

Подъемник 2 предназначен для связи автооператора с располо­ женным внизу транспортером 5. Он выполнен в виде стойки с верти­ кальными направляющими, по которым перемещается столик 6,

79