Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
снизило трудоемкость работ и сделало применение гофрированных выгородок экономически эффективным во всем диапазоне рассмат риваемых толщин.
Все конструктивные и технико-экономические показатели плос ких выгородок, пересекающих набор палубных перекрытий, опреде
ляются |
его шпацией. |
В то ж е время |
конструктивные |
элементы |
|||
гофрированных выгородок |
не связаны |
со |
шпацией набора |
палуб, |
|||
от которой зависит только |
расстановка |
книц по стенке |
комингса. |
||||
Поэтому для таких выгородок различие в допустимых |
толщинах |
||||||
может |
быть значительным . |
|
|
|
|
|
|
Сравнение массы и трудоемкости изготовления плоских и го |
|||||||
фрированных выгородок показывает, что, как правило, чем |
больше |
||||||
снижение массы, тем меньше сокращение трудоемкости |
работ. |
||||||
Поэтому величина комплексного относительного показателя |
|||||||
|
|
бСо т „ = С п л ~ С г о ф р |
, |
|
( I I I . 5 ) |
||
|
|
|
lit . С П Л |
|
|
|
|
где Спл и Сгофр — условная |
себестоимость |
соответственно |
плоских |
||||
и гофрированных выгородок, при изменении размеров |
элементов |
||||||
выгородок и смежных |
корпусных конструкций почти не |
меняется, |
но существенно зависит от назначения выгородки: для опорных
выгородок 6 С о т п = 164-23%, дл я легких |
выгородок 5 С 0 т н = 8 - = - 1 6 % . |
|||||
Эти |
результаты |
близки к |
фактическим |
данным, |
полученным |
при |
з а м е н е плоских |
выгородок |
гофрированными на больших рыболов |
||||
ных |
т р а у л е р а х |
типа «Маяковский» (по |
данным |
завода - строителя |
||
по |
судну в целом 6 С 0 т п = П , 5 % , что составляет |
около 1,7% |
себе |
стоимости постройки всего металлического корпуса с у д н а ) . Они приведены для гофрированных выгородок, штамповка гофров кото рых осуществлялась заводом - строителем . После перехода на изго товление выгородок из поставляемых гофрированных листов эко номическая эффективность замены плоских выгородок гофриро ванными повысилась и может достигать значений б С 0 Т н = 15-^35% в зависимости от назначения и конструктивного оформления вы городок.
Различие в относительной эффективности замены плоских выго родок гофрированными при разном их использовании в составе опорного контура палубных перекрытий указывает, что гофриро ванные выгородки, пересекающие подпалубный набор, в макси мально возможной степени целесообразно использовать в качестве опорных. В этом случае практически без усложнения и утяжеления конструкций выгородок представляется возможным уменьшить раз меры и массу набора палубных перекрытий, что особенно суще ственно дл я судов с развитыми надстройками и рубками .
С ростом высоты профиля гофров относительная эффективность выгородок увеличивается, повышается их прочность и устойчивость
163
и уменьшается вибрация [17], [76], что позволяет расширить диапазон их применения. Полученные на основе результатов тех
нико-экономических расчетов |
средние диапазоны |
целесообразного |
||||||||
использования |
гофрированных |
(высота |
гофров |
30—60 мм) |
и плос |
|||||
ких выгородок |
в |
зависимости |
от |
высоты междупалубных помеще |
||||||
ний показаны на |
рис. 43. Разумеется, конкретные особенности су |
|||||||||
|
|
довых помещений (количество и вза |
||||||||
|
|
имное расположение |
крупных |
вырезов |
||||||
|
|
в |
выгородках, |
параметры |
палубных |
|||||
|
|
перекрытий, |
насыщенность |
выгородок |
||||||
|
|
фундаментами |
и другими |
приварными |
||||||
|
|
деталями) |
могут |
существенно |
изме |
|||||
|
|
нить указанные границы их примене |
||||||||
|
|
ния |
и привести |
к особым конструктив |
||||||
|
|
ным |
решениям . |
|
|
|
|
|
Рис. 43. Диапазоны экономи чески эффективного использо вания плоских (/) п гофриро ванных (2) выгородок.
/ — толщина полотнища выгородки; я — междупалубное расстояние.
Р е з у л ь т а т ы технико-экономических расчетов были положены в основу раз
работки |
технических |
условий |
и |
ГОСТ на |
поставку |
унифицирован |
ных гофрированных листов, по кото рым осуществляется их изготовление и поставка металлургической про мышленностью. Оптимальные конст рукции выгородок внесены в отрасле вую нормативную документацию и широко используются при проектиро вании и постройке судов.
§ 13. Выбор узлов соединений корпусных конструкций
Номенклатура различных конструктивных узлов и элементов корпуса судна чрезвычайно широка, а их оформление во многом определяет технологичность и работоспособность конструкций. По этому рациональное проектирование узлов приобретает особое зна
чение, а |
некоторые наиболее |
в а ж н ы е требования включены в |
Пра |
|||
вила классификационных обществ. Однако П р а в и л а |
допускают |
|||||
различные варианты |
решений |
д а ж е для одного узла |
или |
элемента, |
||
позволяя |
проектанту |
в к а ж д о м конкретном случае |
выбрать |
опти |
||
мальную |
конструкцию. |
|
|
|
|
В настоящей книге не представляется возможным дать исчер пывающий обзор и анализ всех узлов корпуса. Поэтому ниже приводятся лишь отдельные примеры, иллюстрирующие основные положения оптимального проектирования узлов корпусных кон струкций.
Применение накройных узлов |
соединения набора корпуса. |
В практике мирового судостроения |
наряду с широким распростра- |
164
нением стыковых соединении сохраняются накройные соединения
деталей корпуса. При этом |
в П р а в и л а х |
классификационных |
об |
||
ществ нет единого подхода |
к вопросу |
о применении последних, |
хотя |
||
в принципе они разрешены |
в том или |
ином |
объеме. |
|
|
Основные доводы в пользу |
накройных |
соединений заключаются |
в упрощении работ по сборке конструкций, особенно на стапеле. Вместе с тем в литературе приводятся некоторые данные о том, что надежность накройных соединений, особенно в районах повышен ной вибрации, ниже, чем стыковых.
Работоспособность накройных соединений в узлах корпусных конструкций неоднократно исследована как при статической, так и при переменной нагрузках [12], [13], [40], [70], [96], [117]. На основании результатов испытаний авторы приходят к противоречи вым выводам о допустимости применения накройных соединений в обследованных узлах . Объяснить это можно тем, что испытания проводились в несопоставимых условиях: в одних случаях — при растягивающих нагрузках, в других — накройные соединения вос принимали только усилия среза. При растяжении в отдельных точ ках соединения коэффициент концентрации напряжений может до
стигать трех и более в зависимости от |
геометрических параметров |
|
соединения |
(длины перекроя, размеров |
сварных швов и т. п.), в то |
время как |
при действии срезывающих |
усилий конструктивная кон |
центрация напряжений относительно невелика. Поэтому во втором случае следует о ж и д а т ь удовлетворительных показателей работо
способности |
конструкции, |
если |
ничто |
не |
препятствует |
качествен |
||
ному ее выполнению. Это и подтверждается |
экспериментальными |
|||||||
данными . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Одной |
из |
в а ж н ы х причин |
отказа |
от |
накройных |
соединений |
||
в узлах корпуса считается возможность |
развития щелевой коррозии |
|||||||
д а ж е при |
незначительных |
дефектах |
сварных |
швов |
(непроваров, |
свищей) . Появление щелевой коррозии наиболее вероятно внутри
цистерн, |
особенно |
тех, которые предназначены |
д л я агрессивных |
||
сред (сырой нефти, морской воды |
и д р . ) . В этом |
случае |
коррози |
||
онные повреждения могут привести к нарушению |
непроницаемости |
||||
и порче |
груза с |
вытекающими |
отсюда экономическими |
послед |
|
ствиями. |
Д а н н ы е |
о работоспособности конструкций, эксплуатируе |
|||
мых при |
наличии |
агрессивных сред, крайне ограничены. |
Поэтому |
необходимы комплексные исследования условий развития щелевой
коррозии, влияния |
ее |
на предельную и усталостную |
прочность |
узлов при разном характере нагружения и р а з р а б о т к а |
эффектив |
||
ных средств защиты |
от |
коррозии. |
|
В целом имеющиеся противоречивые д а н н ы е требуют установ ления объективных количественных критериев целесообразности и допустимости использования накройных соединений при современ ных методах постройки сварных судов. В первую очередь следует
165
в ы я в и ть |
те узлы, в которых могут быть реализованы технологиче |
||||
ские |
преимущества |
накройных |
соединений перед |
стыковыми, и |
|
лишь д л я них проводить анализ |
работоспособности |
конструктивных |
|||
узлов |
в |
различных |
условиях |
эксплуатации . |
|
Основное достоинство накройных соединений заключается в том, |
|||||
что з а |
счет величины |
перекроя могут быть компенсированы недопу |
стимые отклонения от номинальных размеров и геометрии сопря жения деталей, неточности сборки и остаточные сварочные дефор мации. Иначе говоря, накройное соединение представляет собой размерный компенсатор, п р е д о т в р а щ а ю щ и й выполнение пригоноч
ных работ. |
Поскольку |
накройные |
соединения |
осуществляются |
|||
только |
по |
плоскости |
перекроя, |
они |
могут |
выполнять функции |
|
размерной |
компенсации только |
в линейных |
или |
плоских цепях, |
|||
а т а к ж е |
в тех пространственных |
цепях, в которых |
отклонение двух |
соединяемых деталей от их общей теоретической плоскости не превышает величины сварочного зазора . Это обстоятельство обу словливает определенные границы возможного (с точки зрения
технологии |
постройки |
корпуса) |
применения |
накройных соеди |
нений. |
|
|
|
|
Вместе |
с тем в а ж н о |
определить |
область не |
только возможного, |
но и рационального использования накройных соединений. Оценку
экономической |
целесообразности применения |
этого |
типа |
соедине |
ний можно установить путем анализа лишь |
одной |
составляющей |
||
в в ы р а ж е н и и |
(1.11) — т р у д о е м к о с т и изготовления, сборки |
и сварки |
конструкции, включающей рассматриваемый узел. Различие в тру
доемкости сборки стыковых и накройных соединений |
определяется |
||||||||
не |
только |
точностью, достигнутой на предыдущих |
операциях, |
но |
|||||
и |
этапом |
ее |
выполнения |
(предварительной |
сборкой |
узлов |
и |
сек |
|
ций, |
сборкой |
блоков, стапельной сборкой) . При |
этом |
в а ж н у ю |
|||||
роль |
играет технологическая последовательность сборки и |
сварки, |
|||||||
и включение |
деталей соединения в определенную секцию [30]. |
|
|||||||
|
Н а р я д у |
с |
изложенным |
д л я установления |
рациональных обла |
стей применения накройных соединений необходимо рассмотреть общую классификацию узлов соединения корпусных конструкций и
соответствующие к а ж д о м у |
типу у з л а |
виды в о з м о ж н ы х пригоночных |
работ. |
|
|
П е р в а я группа узлов |
включает |
стыковые и накройные соеди |
нения балок одного направления в |
общем перекрытии (рис. 44). |
Пригонка требуется только д л я м о н т а ж н ы х соединений и заключа
ется в сведении концов балок в одну плоскость и |
(только д л я |
сты |
||||||||
ковых соединений) удалении монтажного припуска. |
|
|
|
|
||||||
Накройные |
соединения могут |
быть |
в |
принципе |
выполнены |
|||||
в двух вариантах — непосредственное |
(рис. |
44, |
б) |
и с |
помощью |
|||||
дополнительных |
деталей (рис. 44, |
в). |
В |
обоих |
случаях |
в |
районе |
|||
выполнения сборочно-сварочных |
операций |
в узле |
(т. |
е. |
в |
зоне |
166
вероятных технологических дефектов, особенно в монтажных сое динениях) создается дополнительная конструктивная концентрация
напряжений, недопустимая не только при циклическом, |
но д а ж е и |
при статическом нагружении . Р а з л и ч н ы е способы ее |
уменьшения |
приводят к столь резкому увеличению трудоемкости работ, что стыковые соединения, несмотря на определенный объем пригонки, становятся экономически целесообразнее накройных как для несим
метричных, |
т а к и особенно |
для |
симметричных |
профилей. Таким |
|
а) |
В) |
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
} |
- r |
i |
Рис. 44. Соединение балок одного направления в общем перекрытии: а — |
|||||
стыковое; |
б — непосредственное |
накройное: в — накройное |
с помощью |
||
|
накладных |
планок. |
|
|
образом, для узлов первой группы применение накройных соеди нений рекомендовать не следует.
Ко второй группе узлов относятся связи |
взаимно перпендику |
лярных или расположенных под некоторым |
углом друг к другу |
v |
|
Рис. 45. Непосредственное соединение связен разных пере |
|
крытий при расположении |
их в общей плоскости: а — сты |
ковое; |
б — накройное. |
перекрытий. Если балки л е ж а т в общей плоскости, основная при |
гоночная операция заключается в сведении их концов, которое не обходимо для следующих конструктивных вариантов узлов:
— соединение непосредственным переходом балок (рис. 45) встык и внакрой; д л я монтажных стыковых соединений требуется удаление припуска, а накройные соединения приводят к смещению теоретических линий балок и, следовательно, к дополнительной концентрации напряжений; пониженная работоспособность узлов такого типа и отсутствие заметных технологических преимуществ перед стыковыми свидетельствуют о необходимости их исключения,
167