Файл: Бирзниекс, Л. В. Импульсные преобразователи постоянного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
Средние значения |
напряжений и |
Токов |
в Схемах на |
рис. 4-1 |
||||
Вели |
|
0 < |
7 < 1 |
|
|
|
|
|
чина |
|
|
1 = 0 |
|
11 |
О |
||
и |
£ |
|
1 — Y |
Е |
- / Л |
|
Е - |
21Л |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
і л |
Е - І Л |
|
2 ( £ — 2 / Л ) |
||
|
1 — Y |
|
( 1 - Л ) 2 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Е |
|
|
|
|
|
|
В о |
|
1 - Y |
E - ( R + R 0) /„ |
2 E - { W + R 0) / 0 |
||||
|
|
|
||||||
|
\ (1 — у ) 2 + ^ о ] 7» |
|
|
|
|
|
||
* = ' и |
|
/ . |
|
|
/о |
|
2 / „ |
|
|
1 - Y |
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||
/ в |
тѴ - |
|
0 |
|
/о |
|
||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и я : |
I. U отрицательных значения не имеет. |
|
4-1,а равно |
|||||
2. Напряжение накопительного конденсатора UCq в |
схеме на рис. |
ления весьма существенно влияют на среднее значение выходного напряжения и поэтому пренебречь ими нельзя.
На рис. 4-3 показаны |
кривые зависимостей (4-4) — |
|
(4-8) |
при UROi = IQR0/E = 0,l, URм* = 0 (непрерывные ли |
|
нии) |
и Urm„ — I0R/E = 0,1 |
(прерывистые линии). Из этого |
рисунка следует, что если падение напряжения на оми
ческом сопротивлении источника |
питания в начале про |
|
цесса регулирования составляет |
10% (т. е. |
С/Нм* = 0,1), |
то выходное напряжение можно |
повысить |
только до |
2,5-кратного значения по отношению к э. д. с. источника питания.
На рис. 4-4 в качестве иллюстрации показаны зави симости выходного напряжения от коэффициента запол нения при разных значениях начального падения напря жения на омическом сопротивлении источника питания
0,05; 0,10; 0,15; 0,2; 0,25.
92
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4-1 |
|
г = 1 |
|
R = о |
|
|
|
Яо = 0 |
R =До= 0 |
|
0 |
|
Е |
|
|
|
|
/оR |
Е |
(см. примечание |
1 ) |
|
|
Ь |
|
I — Y |
||
|
|
|
|
|
||||
Неопределенное |
|
Е |
|
|
Е |
|
І Л |
Е |
|
1 - Y |
|
|
1 — Y |
|
О - Y ) 2 |
1 — Y |
|
|
|
|
|
|
||||
То же |
Е |
|
г |
’ |
Е |
|
/ Л |
Е |
|
1 — Y |
( 1 - Y ) 2 |
1 — Y |
|||||
1 __ Y |
|
0 |
||||||
СО |
|
|
|
|
|
/о |
|
|
|
|
|
|
1 |
- |
Y |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
со |
|
|
|
|
|
t |
/ |
|
|
|
|
|
1 |
— Y у° |
|
||
Uq— l//(I — ?), а в схеме на рис. 4-1,6 Uqq = Н0— U = t/f/ ( I —т)• |
|
|||||||
Исследуя функцию (4-6) на максимум, т. е. опреде |
||||||||
ляя производную |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dU0* |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
dl |
— (I — Y)2 |
(1 - f ) 3 |
V |
||||
и приравнивая ее нулю |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
1 |
|
2^Ям‘ |
_ |
о |
|
(1 — Тм )2 ~ ' ( і - Т м) 3
можно показать, что коэффициент заполнения ум, при котором выходное напряжение максимально £/оМакс*, иа_ ходится в следующей зависимости от UЛм*:
уи=1 —2£/ям.= 1—2IoRIE. |
(4-10) |
Подставляя это значение коэффициента |
заполнения |
в (4-6), находим, что |
|
E/OMa«c.=0,25/yH„*= £ /4 /o Ä , |
(4-11) |
|
93 |
ИЛ И
^Омакс—-S'2/4/оЙ.
Из этой зависимости следует, что повышение выход
ного напряжения |
возможно |
только |
в |
случае, |
если |
па- |
|||||
|
|
|
чальное |
падение |
напряже |
||||||
|
|
|
ния на омическом |
сопротив |
|||||||
|
|
|
лении источника питания не |
||||||||
|
|
|
превышает 25% э д. с. |
ис |
|||||||
|
|
|
точника питания, а 10-крат |
||||||||
|
|
|
ное повышение напряжения |
||||||||
|
|
|
можно получить, если это |
||||||||
|
|
|
падение |
напряжения |
равно |
||||||
|
|
|
2,5% э. д. с. источника пи |
||||||||
|
|
|
тания (рис. 4-5). |
|
|
|
|||||
|
|
|
При этом необходимо от |
||||||||
|
|
|
метить, что если от одного |
||||||||
Рмс. 4-3. Зависимости средних |
источника |
питания с сопро |
|||||||||
значений токов и напряжении |
тивлением R питаются не |
||||||||||
(в относительных единицах) от |
сколько |
(т) |
параллельных |
||||||||
коэффициента заполнения |
при |
цепей (как это имеет место, |
|||||||||
отсутствии (непрерывные кри |
|||||||||||
вые) и наличии (прерывистые |
например, на электропо- |
||||||||||
кривые) омического сопротив |
движиом составе), то паде |
||||||||||
ления в цепи источника пита |
ние |
напряжения |
UHM* уве |
||||||||
ния. |
|
|
личивается в т раз. |
|
|
||||||
|
|
|
В этом случае в выраже- |
||||||||
|
|
|
пнях |
(4-4) —(4-8) |
к величи |
||||||
|
|
|
не Uим* добавляется мно |
||||||||
|
|
|
житель т п, например, вы |
||||||||
|
|
|
ражение |
(4-6) |
с учетом, |
что |
|||||
|
|
|
Uity\*= IoR/E, |
может |
быть |
||||||
|
|
|
представлено |
как |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
mI0R/E |
|
||
|
|
|
или |
|
|
|
|
(1 -г )2 |
’ |
||
|
|
|
|
__!_______ /о* |
|
||||||
|
|
|
и* |
|
|||||||
|
|
|
1— у |
(1-Y)2 |
’ |
||||||
|
|
|
|
|
|||||||
Рнс. 4-4. Зависимость среднего |
где |
|
|
|
|
|
(4-12) |
||||
значения выходного |
напряже |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ния преобразователя |
(в относи |
|
|
Т |
__ . ШІЛ |
|
|
||||
тельных единицах) от коэффи |
|
|
о* |
е /R ' |
|
|
|||||
циента заполнения при разных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
относительных величинах |
оми |
Выражение (4-12) |
может |
||||||||
ческого сопротивления в |
цепи |
||||||||||
быть |
использовано для |
по- |
|||||||||
источника питания. |
|
|
94
строения внешних (нагрузочных) характеристик преоб разователя при разных коэффициентах заполнения. Эти характеристики показаны на рис. 4-6. Из них следует, что чем больше выходное напряжение U0... и соответст венно коэффициент заполнения у, тем мягче внешняя характеристика преобразователя. Это в отдельных слу
чаях может способтюствовать |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
защите |
тяговых |
двигателей |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
при круговом огне на коллек |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
торе, так 'как, например, при |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
коэффициенте |
|
заполнения |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
у = 0,8, |
|
когда |
выходное |
на |
|
|
|
|
|
|
|
||||
пряжение |
в |
5 |
раз |
больше |
|
|
|
|
|
|
|
||||
э. д. с. |
источника питания, ток |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
на выходе импульсного пре |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
образователя /о не может |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
быть больше 20% тока ко |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
роткого замыкания |
источни |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ка питания EjnvR (рис. 4-6). |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Анализируемые схемы на |
Рис. |
4-5. Зависимость макси |
|||||||||||||
рис. 4-1,а, б, |
соответствую |
мально |
возможного |
выходного |
|||||||||||
щая им расчетная схема за |
напряжения |
преобразователя |
|||||||||||||
мещения на рис. 4-2 и выра |
и |
коэффициента |
заполнения, |
||||||||||||
при котором выходное напря |
|||||||||||||||
жения в табл. 4-1 относятся |
жение максимально от относи |
||||||||||||||
также к случаю импульсно |
тельной |
величины |
омического |
||||||||||||
го рекуперативного или рео |
сопротивления в цепи источни |
||||||||||||||
статного торможения, когда |
ка |
питания. |
|
|
|
||||||||||
входное напряжение меньше’ |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
выходного |
напряжения |
U0. |
|
н * |
|
|
|
|
|||||||
В этом |
случае |
в |
схемах на |
|
|
|
|
|
|||||||
рис. 4-1,а, |
б и 4-2: Е — э. д. с. |
|
V |
=0,8 |
|
|
|
||||||||
двигателей, |
работающих в |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
генераторном |
|
(тормозном) |
|
|
|
|
|
||||||||
режиме; |
R — омическое |
со |
|
^ 6 \ |
|
|
|
|
|||||||
противление |
цепи |
двигате |
|
|
■- |
|
|
|
|||||||
лей; |
/ — ток |
|
двигателей; |
|
|
|
|
|
|||||||
Ео — э. д. с. приемника энер |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
гии (контактной |
сети |
или |
|
f |
r |
|
|
|
Iff* |
||||||
аккумуляторной |
батареи); |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Ro — омическое |
сопротивле |
О |
|
0.1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 0,1 |
||||||||
ние цепи приемника энергии; |
Рис. 4-6. Внешние характери |
||||||||||||||
/о —ток |
приемника |
энергии. |
|||||||||||||
В отличие от предыдуще |
стики |
импульсного |
преобразо |
||||||||||||
вателя |
при |
разных |
значениях |
||||||||||||
го случая, |
когда |
в расчетах |
коэффициента заполнения. |
95
известными являются э. д. с. источника питания Е и за данный пусковой ток тяговых двигателей, а определяе мыми— ток источника питания I, выходное напряжение Uо и э. д. с. двигателей Е0, в этом случае в качестве из вестных могут быть приняты противо-э. д. с. приемника энергии Е0 и заданный тормозной ток двигателей /, а искомыми функциями можно считать зависимости тока приемника энергии І0, выходного напряжения U0 и э. д. с. двигателей Е от коэффициента заполнения у.
Зависимость тока |
приемника энергии / 0 |
от у, так же |
как в предыдущем |
случае, определяется |
выражением |
(4-1), т. е. /0= (1—у)/, а зависимость выходного напря жения от коэффициента заполнения согласно схеме за
мещения |
(рис. 4-2) может быть представлена |
как |
|
t/ 0 = £o+/otfo = £ o + (l—y)IRo- |
(4-13) |
Электродвижущую силу двигателей Е соответственно |
||
с учетом |
(4-2) и (4-13) можно выразить как |
|
|
£ = [/+ //? = (1 —-у) (/<,+//? = |
|
|
= I R + ( \ —y)E0+ ( \ - y ) 4 R 0. |
(4-14) |
Вслучае, когда па общий приемник энергии работает
тпараллельных цепей двигателей, падение напряжения в омическом сопротивлении приемника !Raувеличивается в т раз и, следовательно, выражения (4-13) и (4-14) имеют вид:
£/„= £„+(1—y)tnIRo', |
(4-15) |
E = I R + ( \ —y)E0+ (l - y )* m IR 0, |
(4-16) |
а выражение (4-1)
/0 = ( 1 - у ) т / . |
(4-17) |
В некоторых случаях при рекуперативно-реостатном торможении с последовательно включенным омическим сопротивлением с целью ограничения напряжения на коллекторах генерирующих машин сопротивление Ra не должно превышать определенное значение, которое мо жет быть найдено из (4-16) при у = 0 как
Яодод= і г ( E™ ^ ° - - R y |
(4-18) |
96
В |
качестве |
примера |
|
|
|
|
|
А |
|||
рассмотрим |
четыре |
ха |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
mo |
||||||
рактерных варианта реку |
|
|
|
|
|
||||||
перативного, |
|
рекупера |
|
|
|
|
|
|
|||
тивно-реостатного и рео |
|
|
|
|
|
1200 |
|||||
статного торможения, ко |
|
|
|
|
|
|
|||||
торые, в частности, могут |
|
|
|
|
|
soo |
|||||
иметь место на контактно |
|
|
|
|
|
|
|||||
аккумуляторном |
элек |
|
|
|
|
|
m |
||||
тропоезде типа ЭР2-А6. |
|
|
|
|
|
|
|||||
На |
этом |
поезде |
с |
о |
0.2 |
|
ом |
ом |
1,0 |
||
шестью |
параллельными |
0,4 |
|||||||||
цепями |
тяговых двигате |
Рис. 4-7. Зависимости выходного |
|||||||||
лей при помощи тиристор |
|||||||||||
напряжения <Uo |
(непрерывные ли |
||||||||||
ных импульсных преобра |
нии) и выходного тока Іо (преры |
||||||||||
зователей могут быть осу |
вистые линии) при рекуперативном |
||||||||||
ществлены следующие ва |
торможении |
на |
контактную |
сеть |
|||||||
рианты |
электрического |
(7), |
аккумуляторную |
батарею (2) |
|||||||
и при рекуперативно-реостатном |
|||||||||||
торможения. |
|
|
|
(3) |
и реостатном |
(4) |
торможении. |
Вариант 1 — рекупе ративное торможение на контактную сеть, когда при
ближенно можно принять, что -Ro=0 и согласно (4-15)
и (4-16)
Uo— E0;
E = I R + ( l —y)E0.
Вариант 2 — рекуперативное торможение на общую аккумуляторную батарею. В этом случае при т = 6 ; Ей=
|
|
|
|
|
= |
2 500 В; 7? = 0,832 Ом; |
/ = |
|||
|
— |
|
|
|
= |
200 А |
и |
£'доп=3 500 |
В, |
|
|
Е 351 OB |
|
|
|
омическое |
сопротивление |
||||
|
|
|
|
|
аккумуляторной |
батареи |
Ro |
|||
|
|
4 |
|
|
по (4-18) не должно превы |
|||||
|
|
|
|
сить 0,7 |
Ом. |
|
|
|
||
|
|
ЪС 2 |
■3 |
|
|
Вариант 3 — рекупера |
||||
|
|
|
тивно-реостатное торможе |
|||||||
|
|
|
к , ¥ |
ние двигателей каждого мо |
||||||
|
|
|
|
|
торного |
вагона |
( т = 2 ) |
на |
||
|
|
108 |
|
аккумуляторную |
батарею |
|||||
|
|
|
одного |
прицепного вагона |
||||||
О |
0.2 |
0,4 |
0.6 |
О.В 1, |
с э. д. с. £ 0 = 833 |
В и после |
||||
Рис. 4-8. Зависимости э. д. с. |
довательно |
включенным |
ре |
|||||||
зистором Ra= 6,3 ом. |
|
|||||||||
генерирующих |
машин |
Е для |
|
|||||||
показанных на рис. 4-7 четырех |
|
Вариант 4 — реостатное |
||||||||
случаев торможения. |
|
торможение двигателей каж- |
7—271 |
97 |