Файл: Бирзниекс, Л. В. Импульсные преобразователи постоянного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По характеру основного процесса перезаряда коммутирующего конденсатора С одно-, двух- и трехоперационные прерыватели могут

быть разделены на следующие две группы:

прерыватели, в которых продолжительность основного перезаряда коммутирующей емкости и, следовательно, продолжительность прило­ жения напряжения к тяговому двигателю зависят от величины тока нагрузки,

прерыватели, в которых такая зависимость отсутствует.

Первые из них обладают мягкой внешней характеристикой, т. е.

зависимостью U 0 — f ( l о), так

как при увеличении тока нагрузки /о,

среднее значение выходного

напряжения прерывателя U0 уменьшает­

ся. Это обусловлено тем, что продолжительность приложения напря­ жения U к двигателю уменьшается из-за ускорения процесса пере­

заряда коммутирующего конденсатора. Вторая группа прерывателей имеет жесткую виешнуюю характеристику, так как основной процесс перезаряда коммутирующего конденсатора осуществляется не через цепь нагрузки, а через специальный контур обратного тока.

8-1. ОДНООПЕРАЦИОННЫЕ ПРЕРЫВАТЕЛИ

Рассмотрим основные схемы одиооперационных прерывателей на рис. 8 -1 . Во всех этих схемах после подачи отпирающего сигнала на

главный тиристор 77 происходит процесс заряда — разряда или двой­ ного перезаряда коммутирующего конденсатора, в конечной стадии которого к главному тиристору 77 прикладывается обратное напря­ жение и его запирающие свойства восстанавливаются,

В схеме на рис. 8-1,а после отпирания тиристора 77 к нагрузке

прикладывается напряжение,

протекание тока

в

диоде

Д

прекра­

щается и происходит заряд

конденсатора С

по

цепи

7 7

L — C.

Напряжение на конденсаторе С при этом может достичь двойного значения входного напряжения U. Через тиристор Т протекает полусинусоида прямого тока, и после уменьшения этого тока до нуля к нему прикладывается обратное напряжение, равное разности на­ пряжения на конденсаторе и входного напряжения U. Разряд кон­ денсатора С происходит через нагрузку по цепи С — Я OB С.

Определенным недостатком этой схемы можно считать то, что кон­ денсатор должен быть выбран на двойное значение входного напря­ жения. Это может быть устранено в схеме на рис. 8 -1 ,6 , где конден­ сатор С подключен параллельно тиристору Т1. Может быть реализо­

вана также схема, в которой параллельно тиристору 77 подключают­ ся коммутирующая емкость С и индуктивность L. Однако в этом

случае происходит скачкообразное нарастание тока в тиристоре 77 после его отпирания и конденсатор С при втором перезаряде по цепи С — L Я OB U — С заряжается до большего напряжения, чем входное напряжение U, из-за наличия в цепи индуктивности L. После

этого следует

затухающий

колебательный

процесс частичного разря­

д а — заряда

конденсатора

С

по цепи С — U Д L С

[Л. 1],

который может быть устранен

включением

дополнительного

вентиля

в цепи между прерывателем и источником питания.

Коммутационные процессы з первых трех схемах (рис. 8 -1 ,а — в)

подробно рассмотрены в [Л. 79] и поэтому здесь не анализируются. Схемы на рис. 8-1,а — в обладают относительно мягкой внешней ха­

рактеристикой, так как основной процесс перезаряда коммутирующе­ го конденсатора С происходит по цепи нагрузки и его продолжитель­

ность зависит от величины тока двигателя / 0.

Этот недостаток может

12*

179


71

' L

fä­

 

Jä-

i-YV\

/Y V 4 .

U

G

Я

ll

А "

Рис. 8 -1 . Схемы однооперациоиных прерывателей.


быть устранен, если применить цепь обратного перезаряда, например, по схеме на рис. 8-1,г. При этом дроссель целесообразно включить последовательно с главным тиристором Т І (рис. 8-1,и) или по схеме

на рис. 8-1,к. В первом случае дроссель перезаряда служит также для ограничения скорости нарастания тока в главном тиристоре ТІ,

а во втором случае, кроме того, устраняются перенапряжения на нагрузке (мгновенные значения напряжения, приложенного к цепи двигателя, не превышают входного напряжения U ) .

Коммутационные процессы -в этих схемах (рис. 8-1,и и к) более

подробно рассмотрены в следующей главе.

Как показано в (Л. 1], в однооперациоиных прерывателях могут быть использованы также дроссели насыщения (рис. 8-1,0 — з). Эти схемы были разработаны в основном для усилителен небольшой мощности [Л. 122]. Целесообразность применения дросселей насыще­ ния вместо обычных дросселей перезаряда (без сердечника) в преры­ вателях средней и большой мощности в каждом конкретном случае можно оценить на основе соответствующего технико-экономического сравнения. Однако, принимая во внимание то, что дроссели прерыва­ теля должны ограничить также скорость нарастания тока в тиристо­ рах, во многих случаях особенно при высоком входном напряжении целесообразнее использовать дроссели перезаряда без сердечника.

Коммутационные

процессы в схеме

с дросселем насыщения

(рис. 8-1,5) отличаются от процессов

в подобной схеме с обычным

дросселем

перезаряда

(рис. 8 - 1 ,г) тем,

что

после

отпирания главного

тиристора

ТІ перезаряд конденсатора

по цепи С

Т І Д Н — С на­

чинается не сразу, а после определенного промежутка времени, в те­ чение которого происходит насыщение сердечника дросселя Д Н . Вто­ рой, обратный перезаряд конденсатора по цепи С Д Н Д І С также задерживается на время, необходимое для насыщения Д Н.

Оба перезаряда происходят со сравнительно высокой частотой собст­ венных колебаний, которая определяется индуктивностью рассеяния обмотки дросселя Д Н . Индуктивность рассеяния обмотки дросселя

насыщения обычно значительно меньше индуктивности дросселя без сердечника, и поэтому в тиристоре ТІ и обратном диоде Д І могут

иметь место всплески тока с весьма большой амплитудой, особенно при высоком входном напряжении. Как показано в [Л. 1], эти всплес­ ки тока могут быть устранены, если параллельно дросселю насыще­ ния Д Н подключить дроссель без сердечника L и диод Д 2 (рис. 8-1,е).

В этой схеме первый перезаряд конденсатора С происходит по цепи

с — ті —ь — дг —с.

Вопрос

о

целесообразности

наличия дросселя насыщения Д Н и

диода Д 2

в

этой схеме (рис.

8-1,е) можно считать дискуссионным.

Ввиду наличия некоторой индуктивности рассеяния обмоток дрос­ селя насыщения Д Н в схемах на рис. 8-1,5 и е, так же как в схемах ■на рис. 8 -1 ,<з, г, коммутирующий конденсатор заряжается до большего напряжения, чем U. Этого можно избежать, если дроссель насыщения

включить так, как показано на рис. 8-1,яг. Если, кроме того, на сер­ дечнике дросселя насыщения разместить обмотки в несколько витков с. током цепи нагрузки (рис. 8 -1 ,з), то продолжительность времени

насыщения и, следовательно, продолжительность импульса выходного напряжения прерывателя становятся функцией тока нагрузки. Это может способствовать ограничению аварийных и перегрузочных сверхтоков в цепи нагрузки. Коммутационные процессы одноопера­ ционных прерывателей с дросселями насыщения (рис. 8-1,5—з) бо­

лее подробно рассмотрены в (Л. 1].

181


8-2. ДВУХ- И ТРЕХОПЕРАЦИОННЫЕ ОДНОФАЗНЫЕ ПРЕРЫВАТЕЛИ

а) Схемы с трансформаторной коммутацией

Два примера схем с трансформаторной коммутацией показаны на рис. 8-2,а и б. В этих схемах цепь принудительного запирания глав­ ного тиристора Т1 гальванически отделена от основной цепи и пи­

тается от отдельного источника питания постоянного тока с напря-

Рис. 8-2. Схемы двухоперационных прерывателей с трансформаторной (а, б) и последовательно-ин­

дуктивной (в) коммутацией.

182

жением U и. В схеме на рнс. 8-2 тиристоры 77 н ТЗ отпираются одновременно. При этом к нагрузке Я OB прикладывается напря­ жение U, а коммутирующий конденсатор С заряжается через дрос­ сель L. Запирание главного тиристора 77 осуществляется после отпи­ рания Т2, когда происходит разряд конденсатора С через первичную обмотку импульсного трансформатора Тр. Схема на рис. 8-2,6 [Л. 36]

отличается от предыдущей тем, что коммутирующий конденсатор С имеет независимый подготовительный заряд и запирание главного

тиристора 77 осуществляется при

разряде конденсатора С по цепи

С — Т2 оу!. Применение тиристорных прерывателей с

трансформа­

торной коммутацией

может оказаться

целесообразным

в установках

с высоким входным

напряжением

и

небольшим током

нагрузки и,

наоборот, в низковольтных схемах с большими токами нагрузки. В этих случаях питание узла коммутации напряжением другой вели­ чины может обеспечить лучшее использование коммутационных тири­ сторов и диодов по току и напряжению и, следовательно, привести

к уменьшению габаритов и веса вспомогательных элементов преобра­ зователя. Однако для этого требуется независимый источник постоян­ ного тока и поэтому применение трансформаторной коммутации на транспортных средствах затруднено. Ряд исследований в этой обла­ сти отражен в [Л. 98, 36].

б) Схема с последовательно-индуктивной коммутацией

Так называемая последовательно-индуктивная коммутация по своему принципу в некоторой степени подобна трансформаторной коммута­ ции (рис. 8-2,б). Здесь последовательно с главным тиристором 77 (который в данном случае-включен после нагрузки) вместо обмотки трансформатора включена индуктивность Ы , к которой при переза­ ряде коммутирующего конденсатора С по цепи С — Т2 L2 ■L1 С

прикладывается напряжение, обеспечивающее обратное напряжение на главном тиристоре 77. В [Л. 132] подробно рассмотрены комму­ тационные процессы в этой схеме и показано, что основным недо­ статком последовательно-индуктивной коммутации является то, что

при перезаряде коммутирующего

конденсатора

С но цепи С— ТІ

L2Ы — С к главному тиристору

77 в прямом

направлении прило­

жена сумма входного напряжения U и напряжения на индуктивно­ сти L1. Суммарное напряжение может достичь тройного значения

входного напряжения. Схемы с последовательно-индуктивной комму­ тацией нашли применение в низковольтных машиностроительных приводах с широким диапазоном регулирования скорости.

б) Схемы с параллельно-емкостной коммутацией

Наиболее широкое развитие и применение получили двухоперациониые тиристорные прерыватели с так называемой параллельно-емкост­ ной коммутацией. При этом, так же как в однооперационных преры­ вателях, коммутирующая емкость С может быть подключена либо

параллельно нагрузке, либо параллельно основным тиристорам

(схе­

мы на рис.

8-1,а, 8-3,а — в и схемы на рис.

8-1,6 — г, 8-3,г — е).

 

Заряд

коммутирующего конденсатора

С

в схемах

на рнс.

8-3,а

и б происходит по цепи 7 7 — Д 2 L после

отпирания

главного ти­

ристора 77,

и напряжение на конденсаторе

при этом может достичь

183


двойного входного напряжения U. Запирание тиристора 77 происхо­

дит после отпирания Т2, и конденсатор С при этом

разряжается

через

нагрузку

по цепи

С — Т2 Я OB — С. Этот

разряд

может

быть

ускорен

подключением

обратного

диода Д І (рис.

8-3,6)

или

цепи Д І L1

(рис. 8-3,а). Работа схемы

на рис. 8-3,а

более

подроб­

но изложена в [Л. 56],

а схема на рис.

8-3,6 описана

в [Л.

125,

74].

В схеме па рис. 8-3

конденсатор С подключен параллельно на­

грузке

(по

цепи

С L2 ТЗ) только при

подготовительном

пере­

заряде.

Во

время

основного

перезаряда

он

при помощи

тиристора

Т2 подключается

параллельно запираемому

главному

тиристору

77

[Л. 56]. Для получения более жесткой внешней характеристики эта схема также может иметь независимую от тока нагрузки цепь пере­ заряда L 1 Д І . Основным недостатком схем на рис. 8-3,о — а, где

коммутирующий конденсатор подключен параллельно нагрузке, мож­ но считать то, что при этом конденсатор должен быть выбран на напряжение, вдвое превышающее U. Этот недостаток устранен з по­

следующих схемах, где конденсатор включен параллельно основным тиристорам и заряжается только до величины входного напряжения U (за исключением схем на рис. 8-4,6 — г и ж).

В схеме на рис. 8-3,г подготовительный перезаряд конденсатора

происходит

по цепи

С — 77 — L2 Д 2 С, а основной перезаряд —

через цепь

нагрузки

или по контуру С Т2 L1 Д І . Коммута­

ционные процессы в схеме па рис. 8-3,г рассмотрены в [Л. 8 ], а прин­ цип действия схемы с независимым контуром перезаряда L 1 — Д І

описан в [Л. 131].

В рассмотренных схемах (рис. 8-3,а — г) напряжение к цепи дви­ гателя приложено II во время подготовительного перезаряда (заря­ да) коммутирующего конденсатора. Этим перезарядом (зарядом) ограничивается минимально возможная продолжительность импульса выходного напряжения прерывателя и, следовательно, ограничивается диапазон регулирования при заданной частоте. Подготовительный пе­ резаряд коммутирующего конденсатора можно исключить в схеме на рис. 8-3,6 ]Л. 129], однако для этого требуется большее количество тиристоров. Поэтому целесообразно перемести подготовительный пе­ резаряд на интервал паузы, что может быть осуществлено при помо­ щи трехоперационной схемы, приведенной на рис. 8-3 [Л. 118]. Однако в этой схеме необходим дополнительный тиристор ТЗ, а вспо­ могательный тиристор Т2 должен быть рассчитан на двойное входное напряжение U. Кроме того, в схеме на рис. 8-3,е, так же как в схе­ мах на рис. 8-3,s и г, для получения более жесткой внешней харак­

теристики необходимы два дросселя перезаряда. На рис. 8-3,ж, з показаны два варианта схем, где независимая от тока нагрузки цепь перезаряда может быть образована при помощи одного дросселя перезаряда. Так, в схеме на рис. 8-3,ж одновременно с главным ти­ ристором 77 отпирается тиристор ТЗ и подготовительный перезаряд конденсатора происходит по цепи С Т І L ТЗ С.

Второй, основной, перезаряд конденсатора осуществляется по це­ пи С Т2 L Г4 С. В трехоперациочной схеме на рис. 8-3,з,

так же как в схеме на рис. 8-3,е, подготовительный перезаряд кон­

денсатора

может

быть осуществлен во время паузы

по цепи

С

L ТЗ С. При

запирании главного тиристора 77

перезаряд

кон­

денсатора

происходит

по цепи

С — Т2 — Д І L С.

В данной

схе­

ме (рис.

8-3,з ),

так

же как

в схеме на рис. 8-3,е,

тиристоры Т2

должны быть рассчитаны на двойное входное напряжение U, которое к ним прикладывается по цепи U СТ2 Д U после подгото-

184