Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
тики социалистического государства. Взаимосвязь и взаи модействие экономических интересов, материальной заинте ресованности и экономического стимулирования есть выра жение взаимосвязи между базисными и надстроечными кате гориями. Поэтому отождествление экономических интересов со стимулами и даже представление стимула как формы про явления интереса вряд ли правомерно.
Стимул, по выражению В. И. Ленина, — это «побудитель, толчок». Экономическое стимулирование — это система ме роприятий в виде определенных условий и показателей, раз работанная государством, предприятиями и общественными организациями, регламентирующая и гарантирующая получе ние определенной доли производственного продукта пред приятием или отдельной личностью при выполнении конкрет ных заданий.
Механизм действия системы производственных отношений есть механизм действия экономических законов. Сам меха низм действия не может возникнуть из головы людей, он дан соответствующей системой производственных отношений в ви де экономических категорий. В этом и состоит его объектив ность. Но как этот механизм использовать, привести в дей ствие, чтобы он работал в интересах развития общественной экономики? Это уже всецело зависит от людей, насколько полно они познают экономические законы и организуют на основе их проявления действия по управлению обществен ным производством.
Так, в первые годы Советской власти В. И. Ленин с осо бой силой подчеркивал, что для налаживания и действия но ной системы экономических отношений нам необходимо: 1) проводить строжайший контроль за производством и по треблением, 2) превратить весь хозяйственный организм в од ну крупную машину, 3) работать по общему государствен ному плану64.
Практическое претворение в жизнь экономических зако нов как отражение экономических интересов требует не толь ко их познания, но и организации общественного действия. «Одного только познания, — писал Ф. Энгельс, — даже если оно идет дальше и глубже познания буржуазной политичес кой экономии, недостаточно для того, чтобы подчинить об щественные силы господству общества. Для этого необходи мо прежде всего общественное действие»65. Кто же органи зует это действие? При социализме такое действие организу ет само общество в лице коммунистической партии, государ ства, предприятий и общественных организаций посредством
системы |
народнохозяйственного |
планирования и экономиче- |
|||
6< |
С м . |
В . И . |
Л е н и н . П оли . собр . |
соч., |
т. 3 6 , стр. 127— 164. |
®5 |
К . |
М а р к с |
и Ф. Э н г е л ь с . С оч ., т. |
20, стр. 3 2 9 — 330. |
2* |
35 |
ского стимулирования как важнейших составных частей уп равления социалистическим производством. Именно здесь место экономическому стимулированию и экономическим сти мулам. Это подтверждается практикой социалистического строительства в нашей стране. Так, при переходе к нэпу В. И. Ленин придавал первостепенное значение увеличению производства сельскохозяйственных продуктов. Для того что бы заинтересовать крестьянина в производстве сельскохо зяйственных продуктов, необходимо было найти такой стимул, который бы побуждал крестьянина в большем производстве продуктов. Такой стимул В. И. Ленин видел в так называе мой свободе торговли. Для крестьянина свобода торговли своим хлебом есть стимул для увеличения производства про дуктов, в обмен на которые он мог получить промышленные товары. «Этот самый оборот — стимул, побудитель, толчок для крестьянина. Хозяин может и должен стараться, — пи сал В. И. Ленин, — за свой собственный интерес, потому что с него не возьмут всех излишков, а только налог, который, по возможности, нужно будет определить заранее. Основное — чтобы был стимул, побудитель, толчок мелкому земледель цу в его хозяйствовании»66. Из приведенного высказывания В. И. Ленина ясно видно, что выбор стимулов есть субъек тивный творческий акт людей. Хозяин должен стараться за свой интерес, но для этого необходим стимул, побудитель, толчок.
Таким образом, стимул — это есть не что иное, как по буждение осуществления материальной заинтересованности. И с этой стороны стимул есть общественное отношение лю дей, направленное на обеспечение материальной заинтересо ванности. В качестве же стимулов используются экономичес кие категории, присущие данному способу производства. По этому между интересом и стимулом имеет место самая непо средственная и тесная взаимосвязь. Если же потребность оп ределяет цель движения общественного производства, а ин терес вызывает побудительный мотив к достижению постав ленной цели и проявляется через материальную заинтересо ванность, то стимул оказывает непосредственное воздействие на претворение в жизнь материальной заинтересованности в процессе труда. Если стимул обеспечивает материальную за интересованность как форму проявления экономического ин тереса, то и процесс труда протекает в соответствующей фор ме, если же стимул «не работает», то и процесс труда не обеспечивает поставленной цели, ибо здесь нарушается прин цип материальной заинтересованности.
Некоторые экономисты, отождествляя категорию интере
сов со |
стимулами, интуитивно чувствуя уязвимость своей |
66 В. |
И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 43, стр. 71. |
36
позиции, пытаются подчеркнуть, что «осуществление интере сов и есть экономические стимулы»67. С определенным допу щением это верно. Здесь уже прямо подчеркивается, что осу ществление интересов достигается посредством стимулов. Эко номическое стимулирование — это механизм, разработанный людьми на основе познания экономических законов, с помо щью которого и претворяется в жизнь материальная заинте ресованность, а через нее и экономические интересы.
Следовательно, экономическое стимулирование — это раз работанная государством система мероприятий и условий, на правленная на осуществление экономических интересов. От того, насколько эта система соответствует объективным эко номическим условиям, имеют место и соответствующие ре зультаты производства. Известно, что в жизни имели место случаи, когда применение и использование тех или иных сти мулов приводило к противоположным результатам, к проти вопоставлению личных интересов общественным. Так, до эко номической реформы руководители предприятий и ИТР пре мировались за выполнение и перевыполнение производствен ных планов по валу, хотя нередко производимая продукция не пользовалась спросом населения и не приносила пользы обществу. Или в свое время работники лесхозов премирова лись за охрану леса из сумм полученных штрафов за лесонарушения. Государство, устанавливая эти штрафы, стреми лось сохранять леса от самовольных порубок, а работники лесхозов, как это ни странно, были заинтересованы, чтобы самовольных порубок было больше, ибо чем больше штрафов, тем выше премии. Это наносило не только материальный ущерб государству, но очень большой моральный ущерб.
Всем известно, как остро стоит вопрос о соблюдении до говорной дисциплины предприятиями. Но поскольку пред приятия-поставщики не несут полной ответственности за на несенный ущерб своему партнеру, а возмещают только стои мость не поставленной вовремя продукции, причем штрафы взимаются не с определенных лиц и даже не из фондов ма териального поощрения, а погашаются фактически за счет прибыли до ее распределения, то эта санкция (стимул с от рицательным знаком) экономически малоэффективна. Это подтверждается многочисленными фактами. На строительной площадке Рославльского завода «Автозапчасть» филиала объединения «МосавтоЗИЛ» в течение 1972 г. скопилось до 3 тыс. т металлоконструкций. Это больше, чем годовой их запас. Однако «Автозапчасть» не мог вести монтаж нового цеха из-за того, что Каунасский завод с заметным опереже нием отгружал заводу дорогие и тяжеловесные конструкции,
67 Я. А. К р о н р о д. Социально-экономическая структура социалисти ческого общества и экономические интересы. «Экономические науки», 1971, № 11, стр. 19.
37
но сдерживал поставку двадцати т конструкций мелких де талей. Поставщик за свою вольность ничем не поплатился. Штрафная санкция за непоставку 20 т мелких конструкций составила всего несколько десятков рублей. Но от этого об щество понесло огромные убытки68.
Как видим, во всех приведенных фактах стимулы рабо тали в обратном направлении и не обеспечивали сочетания интересов общества с личными и коллективными интересами, и в конечном счете они не способствовали развитию и со вершенствованию общественного производства.
На наш взгляд, посредством стимулов реализуется не только интересы и материальная заинтересованность, но и разрешается неантагонистическая их противоречивость.
В самом деле, если мы признаем неантагонистическую противоречивость экономических интересов при социализме, о чем подробно было сказано выше, то налицо должен быть и соответствующий механизм, с помощью которого можно было бы разрешать эту противоречивость. Эту задачу, по на шему мнению, и выполняют экономические стимулы. Стимулы дают разрешение, выход противоречию, внутренне присущему интересу.
-«Экономические стимулы, их использование осуществляют взаимосвязь и тем самым разрешают противоречивость как между различными интересами, так и внутреннюю взаимо связь, присущую каждому интересу. Посредством экономи ческих стимулов и* обеспечивается сочетание интересов об щества, коллектива и личности. Раскрытие этой стороны эко номических стимулов очень важно для практики коммуни стического строительства, ибо это дает ключ к разработке соответствующей системы стимулирования, развития и со вершенствования общественного производства.
Экономическое стимулирование призвано обеспечить ме ру удовлетворения интересов и потребностей общества, кол лектива и личности. А это и есть нечто иное, как способ раз решения противоречий, присущих экономическим интересам. Экономическое стимулирование обеспечивает органическое единство интересов общества, коллектива, личности. Только при этом будет осуществлен принцип «что выгодно общест ву, выгодно и предприятию». Именно через систему стимули рования общество и оказывает экономическое воздействие на развитие производства на предприятиях и привлечение людей
к труду.
Некоторые экономисты, признавая необходимость органи зации сочетания экономических интересов общества, пред приятий и личности посредством экономического стимулиро
88 «Правда», 24 июня 1973 г.
38
вания, считают, что «причины возникновения таких противо речий кроются, естественно, не в природе социализма, они являются следствием недочетов в практике хозяйственного руководства»69. Вряд ли с таким утверждением можно со гласиться. Если бы это было так, то руководство экономикой не представляло бы больших сложностей.
Экономическое стимулирование как непосредственная практическая деятельность людей по управлению обществен ным производством означает не что иное, как проникновение в сложный механизм действия экономических законов, кото рые проявляют свое действие через поступки и дела людей, побуждаемых определенными интересами. Органы управле ния общественным производством — государство, предприя тия, учитывая потребности и интересы, направленные на обес печение удовлетворения этих потребностей, стимулируют тру довую и общественную деятельность масс и тем самым пре творяют в жизнь требования экономических законов. Конеч но, одна система экономического стимулирования не может решить всех задач познания и использования экономических законов. Переоценка экономического стимулирования так же вредна, как и его недооценка. Экономическое стимулирование, не подкрепленное другими мероприятиями, необходимыми для решения поставленных задач, теряет свое стимулирующее воз действие на производство, а иногда превращается в прямую противоположность.
Таким образом, экономическое стимулирование должно применяться в комплексе мероприятий, обеспечивающих по вышение эффективности общественного производства. К со жалению, в практике использования экономического стимули рования имели место недостатки: разрабатываемые поощри тельные системы использовались односторонне, для реше ния отдельных частных проблем, а это приводило к тому, что не всегда сочетаются в достаточной мере интересы обще ства, коллектива и личности. Это подтверждается практикой, и в этой связи представляет определенный интерес проведен ное социологическое исследование сектором социальной струк туры и проблем управления Уральского филиала АН СССР70. Это во многом зависит от правильного взаимодействия и со гласованности нескольких применяемых на предприятиях си стем материального и морального поощрения, от единонаправленности их на более тесное сочетание коллективных, личных и общественных интересов.
При разработке системы стимулирования и выборе тех или иных стимулов следует иметь в виду, чтобы экономиче
09 Ф. С. В е с е л к о в . Материальное стимулирование трудящихся в
СССР, стр. 42.
70 «Правда», 24 июля 1968 г.
39