Файл: Шаракшанэ, А. С. Испытания сложных систем учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы определить поздние сроки свершения событий, принима­ ем, что для конечного события tP = tu, т. е. полученное после рас­ чета tv {7) =il6приравниваем величине tu(7).

Значения tu для событий 5 и 6

tu{5)=ta{7)~t{5; 7)— 16— 7 = 9 ;

t*{6)=tu( 7 ) - W 7)= 1 6 -1 = 15.

Далее выбираем события, для которых уже определены поздние сроки свершения последующих событий: 4 я 3.

Определив tu для события 4, имеющего предшествующие собы­ тия 6 и 7, выбираем минимальное значение tu из двух возможных событий:

tll{4)=tu{6) - t{4] 6)= 1 5 -8 = 7;

 

 

 

 

 

 

7)— 16— 2 = 14.

 

 

 

 

Очевидно, в качестве tu для события 4 нужно

выбрать

первое

значение — 7 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2.3.1

Номер

У'>

У*>

Резерв времени

Номер

У ”

У'>

Резерв времени

события

каждого события

события

каждого события

 

i

 

 

P ( i ) - t u U ) - t p ( l )

i

 

 

p V ) - t u ( i ) - t p (i )

 

1

0

0

 

0

5

8

9

 

1

 

 

2

3

3

 

0

6

15

15

 

0

 

 

3

4

12

 

8

7

16

16

 

0

 

 

4

7

7

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2.3.2

 

Р а б о т а

 

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

7

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

"“ г*

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

1

 

 

 

а

«

-w

 

 

 

 

 

 

 

 

В

•**

 

1

}

 

 

 

 

 

7 ^

 

 

*■4

 

 

 

Л

i

 

 

35

 

 

 

 

 

 

' “ я

' " о

 

 

 

es. 1

«4.

1

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

0

3

0

 

3

 

0

0

 

1

3

0

2

10

 

12

 

10

2

 

2

3

3

4

и

 

12

 

8

0

 

2

4

3

7

3

 

7

 

0

0

 

2

5

3

8

4

 

9

 

1

0

 

3

6

4

7

12

 

15

 

8

0

4

6

7

15

7

 

15

 

0

0

 

5

7

8

15

9

 

16

 

1

0-

 

4

7

7

9

14

 

16

 

7

7

 

6

7

15

16

15

 

16

 

0

a

40


Аналогично проводится расчет и для всех остальных событий. Получив все значения iv и tu, легко подсчитать и все остальные

параметры, которые можно свести в табл. 2.3.1 и 2.3.2.

По полученным данным легко определить критический путь, который для рассматриваемого случая проходит через события

1—2—4—6—7.

§ 2.4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВВОДА В СТРОЙ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ НА БАЗЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ СПУ

Качественное управление процессом ввода в строй сложных систем обеспечивает выполнение всех работ в точном соответствии

•с намеченным планом (управление сводится к сбору информации о выполнении плана, ее анализу и принятию решений).

Рассматривая возможность' применения сетевых методов для достижения хорошей организации работ, следует помнить, что си­ стема СПУ, кроме сетевого планирования, т. е. представления все­ го комплекса работ в виде сетевой модели, должна предусматри­ вать вполне определенную организацию взаимодействия исполни­ телей и форму руководства, отражающую функции управления.

Для создания системы управления, дополняющей сетевое пла­ нирование, нельзя в полной мере использовать зарубежный опыт, так как структура и иерархичность взаимоотношений между раз-' личными ведомствами в нашей стране, существующие порядки, правила руководства и выдачи указаний, приказов, директив, фор­ мы и виды финансирования, функции, права и обязанности заказ­ чика и разработчика и множество других факторов, существенно отличаются от зарубежных.

Число событий в процессе ввода в строй сложной системы мо­

жет быть значительным, поэтому расчет

параметров, их

анализ

с учетом взаимосвязей и .распределения

ответственности

между

организациями сложны. Требуемая для управления оперативность

•обработки информации, ее анализа и принятия решения в этом

•случае может быть достигнута лишь за счет применения ЭВМ. Си­ стема СПУ должна базироваться таким образом на автоматизиро­ ванном комплексе обработки информации, включающем ЭВМ, вводные, выводные устройства и средства передачи информации. Создание подобного комплекса является достаточно сложной зада­ чей. Поэтому, вырабатывая определенные принципы управления при создании систем СПУ, следует прежде всего решить вопрос: каким образом будет обеспечена оперативность?

Большое значение для .достижения успеха имеет правильный выбор структурной схемы системы СПУ, доторый однозначно пре­ допределяет решение вопроса о системе руководства проводимы­ ми работами.

Прежде чем решать вопрос, связанный с выбором структурной схемы системы СПУ, необходимо выяснить нужна ли система СПУ

41


Комиссия Высшего руководства

Совет Центра

Центр

СПУ

Группа анализа

Вычислительный центр

Группа приема и пере­ дачи данных

Пункт приема и передачи

Техническая группа

Службы СПУ объектов (пред-

приятии)

Оперативная группа координации и анализа

Ответственные

исполнители

л

Организацииисполнители

Рис. 2.4.1

для ввода в строй данного объекта. Если объект не сложен, техно­ логия проводимых работ ясна, их взаимосвязь проста, длитель­ ность создания всего объекта 'относительно незначительна, а кол­ лектив исполнителей мал, то разумней прибегнуть к другим мето­

42

дам руководства, без создания специальной системы СПУ и ее служб.

Выбирая структуру системы СПУ, следует проанализировать и учесть структуру самого создаваемого объекта, характер связей между его элементами, существующую систему организации работ, количество организаций-исполнителей и их ведомственную под­ чиненность. Структура системы СПУ зависит от наличия техниче­ ских средств, с помощью которых можно обеспечить централизо­ ванное руководство.

Основу структурной схемы системы СПУ должны составлять объектовые службы (рис. 2.4.1), представляющие собой первый уровень руководства и охватывающие деятельность руководителей работ непосредственно на объектах. В их состав целесообразно ввести группы: оперативную координации и анализа; ответствен­ ных исполнителей; техническую. Возглавлять объектовую службу должно лицо, которому поручено руководство всеми работами на объекте (обычно это ответственный представитель головной разра­ батывающей или производственной организации) .

В работах по созданию сложных систем участвуют как отдель­ ные представители, так и группы (бригады) от различных фирм (разработчики, проектировщики, представители заводов-изготови- телей и поставщиков оборудования, руководящих органов и т. д.), которые должны входить в состав оперативной группы координа­ ции и анализа. Часто пытаются создать системы СПУ без охвата всего состава участников работ по теме. Такое обычно наблюдает­ ся, когда руководители наиболее компетентной организации (го­ ловной разрабатывающей организации) считают, что стоит им са­ мим составить сетевые графики, как будет налажено на их основе взаимодействие со всеми остальными участниками, и вопросы ор­ ганизации работ решатся автоматически. Но подобные графики не в состоянии учесть всех частных интересов остальных участников кооперации, их нужд, возможностей и ограничений, поэтому, как правило, оказываются мало реальными и не могут служить осно­ вой для сетевого планирования ^управления процессом создания объектов в целом. Неверно и то, когда некоторые коллективы пы­ таются разработать сетевые графики только для своих участков, так как сетевые графики без учета всех взаимосвязей с искусст­ венно исключенными работами, никоим образом не отражают дейстЁительной картины и по ним нельзя рассчитать параметры сете­ вой модели и проводить их анализ.

Оперативная группа координации и анализа предназначена для решения следующих задач:

1) проведения систематического анализа состояния и хода ра­ бот на объекте по результатам расчета параметров сетевой модели; 2) осуществления контроля за ходом выполнения сетевого гра­

фика непосредственными исполнителями; 3) разработки предложений и принятия необходимых мер, на­

43


правленных на предотвращение срывов в работах или на ускоре­ ние тех работ, которые находятся на критическом пути;

4) сбора и передачи информации о состоянии дел на объек в Центр СПУ.

Группа ответственных исполнителей назначается из числа наи­ более квалифицированных специалистов (главных настройщиков,, начальников бригад, прорабов, руководителей работ на отдельных участках и т. д.). Ответственные исполнители дают первоначаль­ ные варианты сетевых графиков по своим участкам, назначают временные оценки, участвуют в создании единой сетевой модели на весь процесс, т. е. разрабатывают технологию работ в целом для объекта и, по мере надобности, корректируют ее по результа­ там анализа параметров сетевой модели. Иногда в группу ответ­ ственных исполнителей включают других специалистов, считая, что перечисленная выше категория квалифицированных специалистов сильно перегружена. Подобные решения неприемлемы, так как со­ зданная таким образом группа будет представлять собой мало действенную группу плановиков-контролеров, все решения и пла­ ны которой будут'оторваны от реальной действительности.

Техническая группа предназначена для оформления техниче­ ской документации, сбора, подготовки и передачи информации, проведения подготовительных мероприятий к совещанию опера­ тивной группы координации и анализа, размножения документов и т. д.

Объектовая служба СПУ непосредственно подчиняется Центру СПУ, который представляет собой второй уровень руководства (см. рис. 2.4.1), охватывающий деятельность работников централь­ ных учреждений и организаций.

Всостав Совета Центра, утвержденный вышестоящим органом

всистеме СПУ, входят руководители организации-разработчиков, представители-кураторы от Центральных Управлений, участвую­ щих в создании объектов, министерств и ведомств, ответственные представители от заводов-поставщиков, предприятий и учрежде­ ний. Совет Центра рассматривает результаты обработки поступив­ шей информации, принимает решения, соответствующие его уров­ ню и компетенции, намечает перечень мероприятий, направленных на устранение причин срывов в работах, представляет вышестоя­ щему руководству свои предложения и проекты скорректирован­ ных сетевых графиков с целью ускорения процесса ввода в строй создаваемых объектов. Для оперативного рассмотрения возникаю­ щих вопросов и выработки решений по ним можно ограничиться заседаниями Совета, с периодичностью два раза в месяц. Длитель­ ность работы Совета Центра обычно не более 2—3 ч.

Группа анализа осуществляет организационное и научно-техни­ ческое руководство всей работой в системе СПУ. Эта группа созда­ ет службы, разрабатывает необходимую техническую документа­ цию, осуществляет методическое руководство при составлении и оптимизации сетевых графиков, проводит непрерывный анализ по­

44


ступающей информации, готовит рекомендации для Совета Цент­ ра, занимается подготовкой информации для расчета параметров на ЭВМ, осуществляет документирование и систематизацию мате­ риалов Совета Центра. Эта группа должна состоять из хорошо подготовленных, теоретически грамотных специалистов, знакомых

стехнологией проводимых работ.

Ввычислительном центре для оперативной обработки информа­ ции целесообразно создать автоматизированный комплекс, состоя­ щий из входных устройств, вычислительных средств, выходных устройств, средств документирования, хранения и записи и свя­ занный непосредственно с вводимыми объектами средствами систе­ мы передачи данных. При очень большой кооперации исполните­ лей непосредственная связь не только с вводимыми объектами, но и с заводами-поставщиками оборудования, значительно перегру­ жает и усложняет работу группы приема и передачи данных, по­ этому целесообразно предусмотреть создание промежуточных или кустовых центров, объединяющих и группирующих информацию по ведомственному признаку. Центр СПУ тогда будет поддержи­ вать непосредственную связь только с вводимыми объектами и кустовыми центрами.

Информацию, подготовленную объектовыми службами для

Центра СПУ, целесообразно передавать в виде: 1) кодовой, необ­ ходимой для непосредственного расчета сетевых графиков; 2) тек­ стовой с целью передачи дополнительных сведений поясняющего характера (причины задержек в работах, необходимые меры по­ мощи, просьбы, предложения и т. д.). Передаваемая информация должна подписываться обязательно всеми руководителями объек­ товой службы СПУ. При наличии разногласий необходимо, чтобы особое мнение отдельных представителей также было передано в Центр СПУ.

При вводе в строй очень крупных и сложных объектов, когда в работе участвуют многочисленные организации из различных ми­ нистерств и ведомств, необходимо создание третьего уровня руко­ водства— Комиссии Высшего Руководства (Группы Высшего Руководства), состоящей из ответственных представителей этих ми­ нистерств и ведомств. Центр СПУ готовит необходимые материа­ лы для рассмотрения на заседаниях Комиссии Высшего Руковод­ ства, разрабатывает предложения и рекомендации, обретающие силу приказов и директив при одобрении их на заседании Ко­ миссии.

Следовательно, внедрение функции управления на базе сетево­ го планирования составляет сущность системы СПУ и позволяет добиться высокой эффективности руководства. Наряду с этим пре­ имуществом, необходимо отметить также значительную экономию материальных затрат и сокращение сроков ввода объекта в' ре­ зультате предотвращения срывов, устранения неувязок и возни­ кающих затруднений, а также вследствие непрерывного поиска решений по упорядочению технологического процесса. При этом на

45