Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сведению текст согласованных выводов Специального ко­ митета по преференциям и решила изменить в духе-этих выводов рекомендацию ЮНКТАД относительно форму­ лировки соответствующего пункта программы второго Десятилетия развития ООН. Основное отличие новой формулировки заключается в том, что хотя она по-преж­ нему содержит ссылку на резолюцию 21(11) Делийской сессии конференции, но говорит уже не о всеобщей си­ стеме преференций, а только о «соглашениях по линии ЮНКТАД, касающихся установления обобщенного, не­ дискриминационного, невзаимного преференциального подхода к экспорту развивающихся стран на рынках развитых стран»60.

Начавшийся с 1971 года этап претворения в жизнь преференциальных систем подтвердил обоснованность опасений развивающихся стран относительно ограничен­ ного характера уступок, предоставляемых им империали­ стическими державами. Показательно, что в обусловлен­ ные сроки (до 1 января 1972 г.) преференции были уста­ новлены лишь рядом западных стран («общий рынок». Япония и Норвегия), с опозданием осуществили это ме­ роприятие Англия, Австрия, Дания, Швеция, Швейцария и некоторые другие страны, а такие крупные торговые державы, как США и Канада, ссылаясь на экономиче­ ские затруднения и сложности законодательного оформ­ ления преференций, и в 1973 году не подошли к стадии практических действий.

Все это вызвало резкую критику со стороны молодых государств, которые на конференции в Сантьяго постави­ ли вопрос как о немедленном предоставлении обещанных преференциальных уступок всеми развитыми странами, так и о полной отмене пошлин на все полуфабрикаты и готовые изделия, ликвидации нетарифных барьеров, ре­ шении проблемы реверсивных преференций. Однако вследствие открытой оппозиции Запада на третьей сес­ сии ЮНКТАД удалось согласовать лишь компромиссную резолюцию 77(III), в которой большинство требований развивающихся стран изложено в виде пожеланий, под­ лежащих дальнейшему изучению.

Какие выводы можно сделать о деятельности ЮНКТАД в данной области и какими в этой связи пред­ ставляются перспективы преференций для развивающих­ ся стран? Во-первых, надо признать, что, несмотря на все трудности, обусловленные сопротивлением западных

174

держав, и всю неполноту намеченных мероприятий, ЮНКТАД удалось добиться существенного прогресса в решении этого важного вопроса, во всяком случае, про­ гресса более заметного, чем по подавляющей части дру­ гих проблем. Еще в начале 1967 года западная пресса предрекала, что «в обозримом будущем вопрос о всеоб­ щих торговых преференциях в пользу развивающихся стран не будет фигурировать на международных конфе­ ренциях»61, а уже в конце того же года этот вопрос фак­ тически был предрешен.

Во-вторых, на примере преференций особенно отчет­ ливо проявилось стремление западных держав перенести решение вопросов по существу за рамки ЮНКТАД и ООН в целом, координируя свою деятельность по линии проимпериалисгических международных организаций ти­ па ОЭСР. Вместе с тем на этом же примере видно, что ' тактика превращения ЮНКТАД лишь в орган фиксации заранее выработанной позиции Запада увенчалась толь­ ко частичным успехом. В ряде вопросов империалистиче­ скому блоку пришлось отойти от своей первоначальной позиции, причем само существование ЮНКТАД, широ­ кий общественный резонанс этого представительного международного форума заставляют западные державы более полно учитывать пожелания развивающихся стран не только в ООН, но и вне ее.

В-третьих, сами по себе решения ЮНКТАД ,в отно­ шении преференций не дают еще основания считать, что битва полностью выиграна молодыми государствами. На­ меченная система еще во многом несовершенна, многие ее элементы подлежат дальнейшему уточнению н согла­ сованию. Более того, реальный эффект ограниченных преференциальных систем вряд ли будет столь значи­ тельным, как того ожидали развивающиеся страны. Да­ же по оценке западных источников, реальные выгоды от преференций могут составить лишь от 1 млрд, долл., как считает государственный департамент США62, до 1,3 млрд. долл, в год (по оцёнке Дж. Пинкаса)03. По нашему мнению, даже эти скромные цифры выглядят завышен­ ными, и непосредственный эффект от преференциального снижения пошлин вряд ли существенно превысит 0,5 млрд, долл., по крайней мере на первых порах.

Таким образом, вполне очевидно, что выборочный ха­ рактер преференций в сочетании с разветвленной систе­ мой торгово-политических препятствий доступу товаров

175


развивающихся стран на рынкй империалистических держав вовсе не сулит резкого улучшения внешнеторго­ вых позиций молодых государств, и кардинальное реше­ ние этой проблемы требует осуществления всего комп­ лекса мероприятий по прогрессивной перестройке между­ народного экономического сотрудничества. Однако фак­ том является то, что теперь западным державам прихо­ дится идти на предоставление каких-то, пусть даже ча­ стичных и малоэффективных, преференций развиваю­ щимся странам. Ныне этот процесс представляется уже необратимым, и в этом — главный итог деятельности ЮНКТАД в данной области, хотя предстоит еще немало сделать для более полного претворения в жизнь и совер­ шенствования преференциальных систем.

Подводя итог краткой характеристике основных на­ правлений работы ЮНКТАД, можно отметить, что дан­ ной организации при всей нерешенности ряда важных проблем удалось немало сделать для реализации постав­ ленных перед нею задач и бесспорно оправдать свое су­ ществование. Отнюдь не случайно идеологи неоколониа­ лизма, обеспокоенные ростом международного авторите­ та ЮНКТАД, направляют свой главный удар именно против этой организации, тщетно пытаясь доказать, что «путь ЮНКТАД достиг, вероятно, своей высшей точки, а может быть, даже миновал ее»64.

Иначе оценивают достижения ЮНКТАД прогрессив­ ные силы, которые определяют поступательное развитие этого представительного международного форума. Пози­ тивная роль ЮНКТАД нашла свое признание в посла­ нии Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косы­ гина третьей сессии этой организации, в котором отмеча­ лось, что «за годы своего существования ЮНКТАД внес­ ла полезный вклад в дело нормализации международ­ ной торговли, устранения в ней элементов дискримина­ ции и пережитков колониализма, упрочения равноправ­ ного и взаимовыгодного международного экономического сотрудничества между всеми странами мира, независимо от их общественного строя и уровня экономического развития»65.

Г л а в а 10. НЕРЕШЕННЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНА­ РОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Все более отчетливо выявляющиеся масштабы и слож­ ность внешнеэкономических проблем развивающихся стран, а также очевидная активизация международных

176

усилий на решении этих проблем закономерно подводят

квопросу об оценке итогов и перспектив международного сотрудничества в этой области. Накопленный опыт дея­ тельности международных экономических организаций ныне выглядит столь обширным, а нерешенные пробле­ мы — столь серьезными, что для определения дальней­ ших путей развития этого сотрудничества сейчас, как ни­ когда раньше, важно оценить достигнутый рубеж, подве-' сти итог реальным результатам в сопоставлении с сов­ ременными тенденциями международной торговли и эко­ номического развития молодых государств.

Каким к началу 70-х годов представляется баланс международного экономического сотрудничества по внешнеэкономическим проблемам развивающихся стран

ипрогрессивной перестройке мирохозяйственных связей в целом?

Вактив международного сотрудничества можно по­ ставить, в частности, следующее.

— Саму постановку проблемы перестройки междуна­ родных экономических отношений в духе современности с учетом новой расстановки сил на мировой арене и про­ грессивных тенденций мирового развития в свете револю­ ционных социально-экономических преобразований на подавляющей части нашей планеты. Значительным успе­ хом совместной борьбы социалистических и развиваю­ щихся стран можно считать широкое международное признание важности этой задачи, закрепление в качестве важнейших пунктов повестки дня крупнейших меж­ дународных организаций вопросов расширения равно­

правного и взаимовыгодного сотрудничества между стра­ нами в интересах социально-экономического прогресса всех государств, в том числе освободившихся стран.

— Формулирование и провозглашение новых, про­ грессивных принципов мировой торговли и международ­ ного экономического общения. Утверждение справедли­ вых норм международных экономических отношений, за­ крепление в ряде актов, представительных международ­ ных организаций многих принципов мирного сосущество­ вания — важный политический и экономический итог этой деятельности, серьезное поражение поборников им­ периализма и неоколониализма. Ныне центр тяжести пе­ реместился в область борьбы за претворение в жизнь провозглашенных демократических принципов, причем ропротивлецие западных держав реализации этих прищ

177


ципов никоим образом не умаляет значения прогрессив­ ных норм международного экономического общения, а лишь подчеркивает важность поставленной задачи.

— Создание организационного аппарата на высшем международном уровне, призванного содействовать прет­ ворению в жизнь прогрессивных принципов и координи­ ровать международные усилия для достижения этих це­ лей. Наряду с заметной активизацией всей деятельности ООН и ряда других международных организаций в ре­ шении проблем нормализации и расширения мирохозяй­ ственных связей, прежде всего мировой торговли, в инте­ ресах всех групп стран, особенно развивающихся, наи­ большее значение имеет создание и становление ЮНКТАД. Укрепление авторитета этой весьма предста­ вительной и достаточно демократичной международной организации, в значительной степени универсальной по своему составу и широкому кругу ведения в области ми­ ровой торговли и связанных с нею проблем экономиче­ ского развития, создает предпосылки для нового этапа международного сотрудничества. Значение этой органи­ зации состоит также в том, что в ней заложены возмож­ ности сочетания авторитетного мирового форума для по­ литического рассмотрения важнейших проблем междуна­ родного экономического сотрудничества, разоблачения политики империализма и неоколониализма в данной об­ ласти с действенным международным инструментом по осуществлению практических мероприятий для развития равноправной и взаимовыгодной мировой торговли.

— Выяснение сущности и масштаба проблем мировой торговли и внешнеэкономического развития молодых го­ сударств, разработку ряда конкретных путей и методов их решения. Многолетняя деятельность ряда организаций системы ООН, прежде всего ЮНКТАД, широкая дискус­ сия в сочетании с исследовательской работой вспомога­ тельных органов и большого аппарата экспертов способ­ ствовали расширению представлений о характере этих проблем, их конкретизации и подготовке практических международных мероприятий по нормализации и расши­ рению мировой торговли. Сегодня многие аспекты меж­ дународных экономических отношений, в частности внеш­ неэкономические проблемы развивающихся стран, пред­ ставляются значительно более разработанными в теоре­

тическом и практическом плане, чем в начале 60-х годов. В этом наряду с усилиями специалистов отдельных

178



стран, прежде всего представителей марксистской эконо­ мической науки, заключен немалый вклад международ­ ных экономических организаций системы ООН и состоит один из основных плодотворных итогов работы данных организаций.

— Улучшение и расширение общей экономической и статистической информации в области мировой экономи­ ки, международной торговли и внешнеэкономического по­ ложения отдельных стран, в первую очередь развиваю­ щихся. Международные экономические организации, прежде всего центральный аппарат ООН, его функцио­ нальные и региональные экономические комиссии, ЮНКТАД, а также специализированные учреждения ООН заметно активизировали свою деятельность по си­ стематизации, обобщению, обработке и публикации эко­ номической и статистической информации, по координа­ ции и унификации национальных усилий в этой области. Хотя в этой работе еще имеются существенные недостат­ ки, прежде всего методологического характера, в связи с преобладанием в аппарате международных организа­ ций специалистов из западных стран и соответствующим влиянием буржуазной экономической науки, однако нель­ зя отрицать, что за последние годы уровень экономиче­ ской и статистической деятельности этих организаций в целом заметно возрос.

Правда, в части практических мероприятий достигну­ тые результаты выглядят значительно более скромно и лишь в малой степени отвечают назревшим потребностям прогрессивной перестройки международных экономиче­ ских отношений. Однако не следует забывать, что именно при реализации имеющихся предпосылок этой перестрой­ ки сопротивление империалистических держав и между­ народных монополий является особенно ожесточенным, и здесь каждый, пусть даже незначительный сам по себе, успех в преодолении этого сопротивления может иметь далеко идущие последствия. С этой точки зрения сдела­ но не так уж мало, хотя и явно меньше, чем нужно.

Вэтой связи возникает вопрос об оценке тех сдвигов

вразвитии мировой торговли и внешнеэкономических от­ ношений молодых государств, которые можно хотя бы частично отнести за счет позитивных итогов работы меж­ дународных экономических организаций. Здесь можно

отметить следующее:

а) расширение торговли между странами с различ­

179