Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
сведению текст согласованных выводов Специального ко митета по преференциям и решила изменить в духе-этих выводов рекомендацию ЮНКТАД относительно форму лировки соответствующего пункта программы второго Десятилетия развития ООН. Основное отличие новой формулировки заключается в том, что хотя она по-преж нему содержит ссылку на резолюцию 21(11) Делийской сессии конференции, но говорит уже не о всеобщей си стеме преференций, а только о «соглашениях по линии ЮНКТАД, касающихся установления обобщенного, не дискриминационного, невзаимного преференциального подхода к экспорту развивающихся стран на рынках развитых стран»60.
Начавшийся с 1971 года этап претворения в жизнь преференциальных систем подтвердил обоснованность опасений развивающихся стран относительно ограничен ного характера уступок, предоставляемых им империали стическими державами. Показательно, что в обусловлен ные сроки (до 1 января 1972 г.) преференции были уста новлены лишь рядом западных стран («общий рынок». Япония и Норвегия), с опозданием осуществили это ме роприятие Англия, Австрия, Дания, Швеция, Швейцария и некоторые другие страны, а такие крупные торговые державы, как США и Канада, ссылаясь на экономиче ские затруднения и сложности законодательного оформ ления преференций, и в 1973 году не подошли к стадии практических действий.
Все это вызвало резкую критику со стороны молодых государств, которые на конференции в Сантьяго постави ли вопрос как о немедленном предоставлении обещанных преференциальных уступок всеми развитыми странами, так и о полной отмене пошлин на все полуфабрикаты и готовые изделия, ликвидации нетарифных барьеров, ре шении проблемы реверсивных преференций. Однако вследствие открытой оппозиции Запада на третьей сес сии ЮНКТАД удалось согласовать лишь компромиссную резолюцию 77(III), в которой большинство требований развивающихся стран изложено в виде пожеланий, под лежащих дальнейшему изучению.
Какие выводы можно сделать о деятельности ЮНКТАД в данной области и какими в этой связи пред ставляются перспективы преференций для развивающих ся стран? Во-первых, надо признать, что, несмотря на все трудности, обусловленные сопротивлением западных
174
держав, и всю неполноту намеченных мероприятий, ЮНКТАД удалось добиться существенного прогресса в решении этого важного вопроса, во всяком случае, про гресса более заметного, чем по подавляющей части дру гих проблем. Еще в начале 1967 года западная пресса предрекала, что «в обозримом будущем вопрос о всеоб щих торговых преференциях в пользу развивающихся стран не будет фигурировать на международных конфе ренциях»61, а уже в конце того же года этот вопрос фак тически был предрешен.
Во-вторых, на примере преференций особенно отчет ливо проявилось стремление западных держав перенести решение вопросов по существу за рамки ЮНКТАД и ООН в целом, координируя свою деятельность по линии проимпериалисгических международных организаций ти па ОЭСР. Вместе с тем на этом же примере видно, что ' тактика превращения ЮНКТАД лишь в орган фиксации заранее выработанной позиции Запада увенчалась толь ко частичным успехом. В ряде вопросов империалистиче скому блоку пришлось отойти от своей первоначальной позиции, причем само существование ЮНКТАД, широ кий общественный резонанс этого представительного международного форума заставляют западные державы более полно учитывать пожелания развивающихся стран не только в ООН, но и вне ее.
В-третьих, сами по себе решения ЮНКТАД ,в отно шении преференций не дают еще основания считать, что битва полностью выиграна молодыми государствами. На меченная система еще во многом несовершенна, многие ее элементы подлежат дальнейшему уточнению н согла сованию. Более того, реальный эффект ограниченных преференциальных систем вряд ли будет столь значи тельным, как того ожидали развивающиеся страны. Да же по оценке западных источников, реальные выгоды от преференций могут составить лишь от 1 млрд, долл., как считает государственный департамент США62, до 1,3 млрд. долл, в год (по оцёнке Дж. Пинкаса)03. По нашему мнению, даже эти скромные цифры выглядят завышен ными, и непосредственный эффект от преференциального снижения пошлин вряд ли существенно превысит 0,5 млрд, долл., по крайней мере на первых порах.
Таким образом, вполне очевидно, что выборочный ха рактер преференций в сочетании с разветвленной систе мой торгово-политических препятствий доступу товаров
175
развивающихся стран на рынкй империалистических держав вовсе не сулит резкого улучшения внешнеторго вых позиций молодых государств, и кардинальное реше ние этой проблемы требует осуществления всего комп лекса мероприятий по прогрессивной перестройке между народного экономического сотрудничества. Однако фак том является то, что теперь западным державам прихо дится идти на предоставление каких-то, пусть даже ча стичных и малоэффективных, преференций развиваю щимся странам. Ныне этот процесс представляется уже необратимым, и в этом — главный итог деятельности ЮНКТАД в данной области, хотя предстоит еще немало сделать для более полного претворения в жизнь и совер шенствования преференциальных систем.
Подводя итог краткой характеристике основных на правлений работы ЮНКТАД, можно отметить, что дан ной организации при всей нерешенности ряда важных проблем удалось немало сделать для реализации постав ленных перед нею задач и бесспорно оправдать свое су ществование. Отнюдь не случайно идеологи неоколониа лизма, обеспокоенные ростом международного авторите та ЮНКТАД, направляют свой главный удар именно против этой организации, тщетно пытаясь доказать, что «путь ЮНКТАД достиг, вероятно, своей высшей точки, а может быть, даже миновал ее»64.
Иначе оценивают достижения ЮНКТАД прогрессив ные силы, которые определяют поступательное развитие этого представительного международного форума. Пози тивная роль ЮНКТАД нашла свое признание в посла нии Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косы гина третьей сессии этой организации, в котором отмеча лось, что «за годы своего существования ЮНКТАД внес ла полезный вклад в дело нормализации международ ной торговли, устранения в ней элементов дискримина ции и пережитков колониализма, упрочения равноправ ного и взаимовыгодного международного экономического сотрудничества между всеми странами мира, независимо от их общественного строя и уровня экономического развития»65.
Г л а в а 10. НЕРЕШЕННЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНА РОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Все более отчетливо выявляющиеся масштабы и слож ность внешнеэкономических проблем развивающихся стран, а также очевидная активизация международных
176
’усилий на решении этих проблем закономерно подводят
квопросу об оценке итогов и перспектив международного сотрудничества в этой области. Накопленный опыт дея тельности международных экономических организаций ныне выглядит столь обширным, а нерешенные пробле мы — столь серьезными, что для определения дальней ших путей развития этого сотрудничества сейчас, как ни когда раньше, важно оценить достигнутый рубеж, подве-' сти итог реальным результатам в сопоставлении с сов ременными тенденциями международной торговли и эко номического развития молодых государств.
Каким к началу 70-х годов представляется баланс международного экономического сотрудничества по внешнеэкономическим проблемам развивающихся стран
ипрогрессивной перестройке мирохозяйственных связей в целом?
Вактив международного сотрудничества можно по ставить, в частности, следующее.
— Саму постановку проблемы перестройки междуна родных экономических отношений в духе современности с учетом новой расстановки сил на мировой арене и про грессивных тенденций мирового развития в свете револю ционных социально-экономических преобразований на подавляющей части нашей планеты. Значительным успе хом совместной борьбы социалистических и развиваю щихся стран можно считать широкое международное признание важности этой задачи, закрепление в качестве важнейших пунктов повестки дня крупнейших меж дународных организаций вопросов расширения равно
правного и взаимовыгодного сотрудничества между стра нами в интересах социально-экономического прогресса всех государств, в том числе освободившихся стран.
— Формулирование и провозглашение новых, про грессивных принципов мировой торговли и международ ного экономического общения. Утверждение справедли вых норм международных экономических отношений, за крепление в ряде актов, представительных международ ных организаций многих принципов мирного сосущество вания — важный политический и экономический итог этой деятельности, серьезное поражение поборников им периализма и неоколониализма. Ныне центр тяжести пе реместился в область борьбы за претворение в жизнь провозглашенных демократических принципов, причем ропротивлецие западных держав реализации этих прищ
177
ципов никоим образом не умаляет значения прогрессив ных норм международного экономического общения, а лишь подчеркивает важность поставленной задачи.
— Создание организационного аппарата на высшем международном уровне, призванного содействовать прет ворению в жизнь прогрессивных принципов и координи ровать международные усилия для достижения этих це лей. Наряду с заметной активизацией всей деятельности ООН и ряда других международных организаций в ре шении проблем нормализации и расширения мирохозяй ственных связей, прежде всего мировой торговли, в инте ресах всех групп стран, особенно развивающихся, наи большее значение имеет создание и становление ЮНКТАД. Укрепление авторитета этой весьма предста вительной и достаточно демократичной международной организации, в значительной степени универсальной по своему составу и широкому кругу ведения в области ми ровой торговли и связанных с нею проблем экономиче ского развития, создает предпосылки для нового этапа международного сотрудничества. Значение этой органи зации состоит также в том, что в ней заложены возмож ности сочетания авторитетного мирового форума для по литического рассмотрения важнейших проблем междуна родного экономического сотрудничества, разоблачения политики империализма и неоколониализма в данной об ласти с действенным международным инструментом по осуществлению практических мероприятий для развития равноправной и взаимовыгодной мировой торговли.
— Выяснение сущности и масштаба проблем мировой торговли и внешнеэкономического развития молодых го сударств, разработку ряда конкретных путей и методов их решения. Многолетняя деятельность ряда организаций системы ООН, прежде всего ЮНКТАД, широкая дискус сия в сочетании с исследовательской работой вспомога тельных органов и большого аппарата экспертов способ ствовали расширению представлений о характере этих проблем, их конкретизации и подготовке практических международных мероприятий по нормализации и расши рению мировой торговли. Сегодня многие аспекты меж дународных экономических отношений, в частности внеш неэкономические проблемы развивающихся стран, пред ставляются значительно более разработанными в теоре
тическом и практическом плане, чем в начале 60-х годов. В этом наряду с усилиями специалистов отдельных
178
стран, прежде всего представителей марксистской эконо мической науки, заключен немалый вклад международ ных экономических организаций системы ООН и состоит один из основных плодотворных итогов работы данных организаций.
— Улучшение и расширение общей экономической и статистической информации в области мировой экономи ки, международной торговли и внешнеэкономического по ложения отдельных стран, в первую очередь развиваю щихся. Международные экономические организации, прежде всего центральный аппарат ООН, его функцио нальные и региональные экономические комиссии, ЮНКТАД, а также специализированные учреждения ООН заметно активизировали свою деятельность по си стематизации, обобщению, обработке и публикации эко номической и статистической информации, по координа ции и унификации национальных усилий в этой области. Хотя в этой работе еще имеются существенные недостат ки, прежде всего методологического характера, в связи с преобладанием в аппарате международных организа ций специалистов из западных стран и соответствующим влиянием буржуазной экономической науки, однако нель зя отрицать, что за последние годы уровень экономиче ской и статистической деятельности этих организаций в целом заметно возрос.
Правда, в части практических мероприятий достигну тые результаты выглядят значительно более скромно и лишь в малой степени отвечают назревшим потребностям прогрессивной перестройки международных экономиче ских отношений. Однако не следует забывать, что именно при реализации имеющихся предпосылок этой перестрой ки сопротивление империалистических держав и между народных монополий является особенно ожесточенным, и здесь каждый, пусть даже незначительный сам по себе, успех в преодолении этого сопротивления может иметь далеко идущие последствия. С этой точки зрения сдела но не так уж мало, хотя и явно меньше, чем нужно.
Вэтой связи возникает вопрос об оценке тех сдвигов
вразвитии мировой торговли и внешнеэкономических от ношений молодых государств, которые можно хотя бы частично отнести за счет позитивных итогов работы меж дународных экономических организаций. Здесь можно
отметить следующее:
а) расширение торговли между странами с различ
179