Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Лишь тот'несомненный факт, Что развивающиеся страны в результате снижения пошлин в рамках этого мероприя тия получили значительно меньше выгод, чем развитые капиталистические державы, а их положение в системе таможенных тарифов империализма еще более ухудши лось. Так, при среднем снижении пошлин на 36% тамо женные тарифы в главных империалистических держа вах (США, Англия, Япония и страны «общего рынка») на товары, представляющие интерес для молодых госу дарств, снизились лишь на 25%, а на прочие товары — на 41 %51По промышленным изделиям, составлявшим ос нову «раунда Кеннеди», тарифы для развитых стран бы ли уменьшены на 38%, а для развивающихся стран — лишь на 29%.
Таким образом, не отрицая определенного влияния на расширение международной торговли столь крупного сни жения таможенных пошлин — самого большого за по слевоенный период, необходимо подчеркнуть явное ущемление интересов развивающихся стран, степень дискриминации которых в таможенном режиме импе риалистических держав еще более возросла. В свете этих фактов неудивительна та резкая реакция, которую выз вали у развивающихся стран итоги переговоров «раунда Кеннеди». Даже Генеральный директор ГАТТ У. Уайт был вынужден официально признать, что «в ряде случа ев принятые меры не оправдали ожиданий развиваю щихся стран»52, а Генеральный секретарь ЮНКТАД Р. Пребиш прямо заявил, что «раунд Кеннеди» приведет к дальнейшему снижению относительной доли развиваю щихся стран в мировой торговле53. Справедливое недо вольство молодых государств этой «сделкой богачей», как ее окрестила западная пресса, нашло свое отраже ние в оценке «раунда Кеннеди» и Генеральным секрета рем ООН У Таном, признавшим, что «со стороны разви вающихся стран может быть. только разочарование в связи с тем, что полученные ими выгоды намного мень ше, чем выгоды развитых стран»54.
В этих условиях, поскольку итоги «раунда Кеннеди» во многом скомпрометировали позицию империалистиче ских держав, Запад переменил тактику и на второй сес сии ЮНКТАД наряду с восхвалением деятельности ГАТТ основной упор сделал на вопросе о таможенных префе ренциях, отводя ему роль главного козыря в наборе сво их предложений. Частично эта тактика принесла свои
167
Плоды. Столкнувшись с явным нежеланием развитых ка питалистических стран предпринимать дальнейшие шаги по либерализации торговли готовыми изделиями сверх обещанной системы преференций, а также возлагая оп ределенные надежды на реализацию этой системы, моло дые государства были вынуждены согласиться на весьма скромную резолюцию по проблеме доступа промышлен ных товаров на рынки стран-импортеров. Рекомендация 25 (II) под громким названием «Программа либерализа ции и расширения торговли готовыми изделиями и полу фабрикатами» фактически обошла проблему либерали зации и свелась лишь к пожеланию провести исследова ние того отрицательного воздействия на промышленный экспорт развивающихся стран, которое вытекает из ме тодов «ограничения свободы экономической деятельно сти, используемых частными предприятиями развитых стран»55.
После Делийской конференции Комитет по промыш ленным товарам и Совет по торговле и развитию также не добились многого в решении проблемы либерализа ции. В качестве очередной уловки западные державы пошли на ускорение намеченных по «раунду Кеннеди» таможенных уступок в пользу молодых государств, про ведя по ряду товаров снижение тарифов единовременно вместо обусловленных пяти ежегодных этапов. Однако эта мера, эквивалентная лишь 2,7%' стоимости промыш ленного экспорта развивающихся стран, вряд ли могла служить достаточной компенсацией за фактическую кон сервацию проблемы либерализации.
Следующая сессия ЮНКТАД хотя и не много дала для облегчения доступа промышленных товаров молодых государств на рынки западных держав, однако привлек ла внимание к ряду новых аспектов этой проблемы, преж де всего к отрицательным последствиям деятельности международных монополий и экономической политики империалистических держав. Такую во многом антимо нополистическую направленность имеет резолюция 73(111), осуждающая проводимую международными кор порациями практику ограничения свободы экономической деятельности. Элементы прогрессивного подхода имеют ся также в резолюции 74(111). о расширении привлече ния развивающихся стран к международным субподря дам при производстве промышленной продукции, хотя западным державам и удалось отклонить первоначаль-
168
мое требование молодых государств о защите их интере сов от диктата иностранных компаний. Некоторые меры для расширения промышленного экспорта молодых госу дарств намечены в резолюциях 72(111) и 75(111), однако рекомендация 76(111) непосредственно по вопросу о ли берализации нетарифных барьеров оказалась весьма ос лабленной из-за сопротивления Запада, делавшего упор иащыгоды от системы преференций и от будущих пере говоров в ГАТТ.
Таким образом, в целом трудно признать, что дея тельность ЮНКТАД существенно способствовала облег чению доступа промышленных товаров молодых госу дарств на рынки империалистических держав, во всяком случае по линии мероприятий, не связанных с преферен циями. Главным положительным итогом этой работы можно считать выяснение сущности и масштабов данной проблемы, особенно в части нетарифных препятствий, а также решение ряда технических аспектов, таких как пе реклассификация таможенных тарифов и систематиза ция нетарифных барьеров.
Проблема преференций занимает одно из ведущих мест в работе ЮНКТАД, ибо эта область относится к числу наиболее активных участков борьбы развивающих ся стран за улучшение своего внешнеторгового положе ния, причем именно здесь сопротивление мирового импе риализма особенно велико. Женевская конференция не смогла преодолеть этого сопротивления, и сам принцип преференций оказался единственным, по которому было прямо зафиксировано отсутствие договоренности.
Дальнейший путь решения этой проблемы оказался длительным и весьма тернистым. Значительное время ушло на согласование организационных вопросов, преж де чем Совет ЮНКТАД, Комитет по промышленным то варам и созданная при нем Специальная группа по пре ференциям перешли к изучению возможных контуров бу дущей преференциальной системы. Хотя постепенно идея преференций все более пробивала себе дорогу в органах ЮНКТАД, однако империалистические державы, пред видя неизбежность в конечном счете каких-то уступок в пользу развивающихся стран, сосредоточили свои усилия вне рамок данной организации, Сепаратно решая данный вопрос по линии ОЭСР.
Делийская конференция явилась переломным этапом если не в части принятия конкретных мер, то, по край
7 Зак . 3202 |
169 |
ней мере, в признании самого принципа преференций. Накануне этой конференции в декабре 1967 года ОЭСР приняла решение, которым провозглашалось официаль ное согласие западных держав с идеей преференций и намечались основные черты преференциальной системы. Хотя сам по себе этот факт являлся существенным, при том вынужденным, шагом Запада навстречу пожеланиям развивающихся стран, однако его значение не следует переоценивать, тем более что на конференции определи лись значительные расхождения в позициях этих двух групп государств.
В Дели развивающиеся страны настаивали на том, чтобы будущая система преференций охватывала все го товые изделия, в том числе обработанное сельскохозяй ственное и промышленное сырье, предусматривала мини мальное количество исключений, обеспечивала не просто снижение, а полную отмену импортных пошлин. В проти вовес этому империалистические державы, выступавшие на общей платформе предложений ОЭСР, считали необ ходимым ограничить преференции только отдельными, по своему выбору, промышленными товарами, притом без обработанного сырья, выдвигали различные защититель ные оговорки, направленные на приостановление тамо женных льгот в случае угрозы продуктам собственной промышленности. Кроме того, некоторые страны во гла ве с США потребовали, чтобы в обмен на систему префе ренций те молодые государства, которые предоставляют отдельным развитым державам таможенные льготы в рамках замкнутых торговых зон, распространили эти льготы на все остальные развитые страны. Так возникла новая проблема встречных (реверсивных) преференций, которая противоречит одобренному еще в Женеве прин ципу невзаимности при предоставлении торгово-полити ческих льгот развитыми странами развивающимся.
В этих условиях конференция ограничилась приняти ем во многом компромиссной резолюции 21(11), фикси рующей желательность «общей системы преференций на невзаимной и недискриминационной основе» и отмечаю щей, что «по некоторым связанным с этой проблемой ос новным вопросам не оказалось возможным добиться удовлетворительных результатов»56. Единственным прак тическим мероприятием было учреждение при ЮНКТАД Специального комитета по преференциям (вместо груп пы по преференциям), которому поручалось изучить воп
170
рос и подготовить свои предложения для заключения преференциальных соглашений.
После Дели работа по подготовке конкретного проек та системы преференций затянулась почти на три года, причем весьма существенно, что эта работа проводилась не столько в рамках ЮНКТАД, сколько свелась к па раллельной деятельности ОЭСР и ЮНКТАД: позиция западных держав вырабатывалась сначала в ОЭСР и уже потом в качестве официальных документов этой ор ганизации соответствующие предложения направлялись в ЮНКТАД для рассмотрения всеми заинтересованными странами.
Несмотря на длительное затягивание обсуждения, вы годное западным державам, последние в конечном счете были вынуждены пойти на некоторые уступки, поскольку в преддверии второго Десятилетия развития ООН они для обеспечения политической инициативы оказались за интересованными хотя бы в создании видимости согла сованного решения вопроса. Такой подход диктовался отсутствием в арсенале Запада каких-либо весомых кон структивных предложений, кроме обещанной системы преференций. Руководствуясь подобными соображения ми, страны ОЭСР представили в сентябре 1970 года свои пересмотренные предложения, которые были обсуждены на IV сессии Специального комитета по преференциям и легли в основу его согласованных выводов по вопросу о преференциях.
Основные положения пересмотренной платформы стран ОЭСР весьма примечательны. Во-первых, запад ные державы по существу отказались от идеи единой си стемы преференций, предложив вместо этого систему раз розненных мероприятий, состоящую из разнотипных пре ференций, предоставляемых каждой развитой капитали стической страной. Как отмечалось в официальном пись ме Генерального секретаря ОЭСР при направлении этих предложений в ЮНКТАД, «оказалось невозможным до стичь соглашения относительно единой системы префе ренций или об индивидуальных схемах, которые были бы единообразны во всех своих основных элементах. Страны ОЭСР решили поэтому пойти по линии индивидуальных схем, однако будут стараться принять такие схемы, кото рые будут, насколько возможно, гармоничными»57.
Во-вторых, Специальному комитету не удалось ре шить ряда существенных вопросов, касающихся даже нн-
7* |
171 |
дивидуалы-іых преференциальных схем. Так, остался пол ностью несогласованным вопрос о встречных (реверсив ных) преференциях, что было связано главным образом с давлением со стороны США. В этом пункте проявились острые разногласия между США и «общим рынком», ко торые не удалось сгладить в рамках ОЭСР, ибо, отказав шись в конечном счете от требований встречных префе ренций, США не хотят примириться с существованием та ких льгот для своих западноевропейских партнеров.
Также не решен фактически вопрос о компенсации тех возможных потерь, которые могут понести отдельные развивающиеся страны, пользующиеся специальными преференциями в пределах замкнутых торговых зон, в результате распространения преференций на все моло дые государства. В данном случае уже западным держа вам удалось использовать в своих интересах расхожде ния в позициях развивающихся стран, вытекающие из привязанности ряда молодых государств к рынкам быв ших метрополий. В решении Комитета довольно неопре деленно сказано лишь о том, что страны, ныне пользую щиеся специальным режимом, «будут рассчитывать на новые возможности доступа на рынки развитых держав для получения условий расширения экспорта, способных по крайней мере дать им компенсацию»58.
В-третьих, империалистические державы оставили се бе многочисленные лазейки для обхода намечаемых пре ференциальных мероприятий. Они предусмотрели различ ные защитительные оговорки «для сохранения определен ной степени контроля со стороны дающих преференции стран над торговлей», в частности право по своему ус мотрению снижать или отменять преференции, устанав ливать квоты импорта и г. д.59 Кроме того, срок действия преференциальных схем установлен в соответствии с по желаниями развитых, а не развивающихся стран и опре делен в 10 вместо 20 лет.
Наконец, что наиболее важно, сам круг преференци альных товаров настолько ограничен, а размер уступок зачастую так мал, что это ставит под сомнение возмож-' ность крупного реального эффекта преференциальных схем. Почти все западные державы исключили из своих списков будущих преференций такие важнейшие статьи промышленного экспорта молодых государств, как тек стиль, обувь, а также большинство сельскохозяйственно го и минерального сырья в обработанном виде. Преду
172
смотрен довольно жесткий количественный лимит префе ренциального импорта, который, например по японской схеме, не должен превышать 10% общего ввоза промыш ленных товаров. Ряд империалистических стран под пре ференциями понимает отнюдь не полную отмену пошлин, а лишь весьма незначительное их снижение. Так, допол нительный список «общего рынка» предлагает устано вить преференциальную пошлину на банановую муку в размере 12% со’стоимости против обычной ставки в 17%, ңа готовые изделия из зерновых — 10 против 13%, кон сервированные бычьи языки — 21 против 26 %', обрабо танные креветки — 16 против 20%.
Развивающиеся страны, выразив свою удовлетворен ность тем, что наконец удалось сдвинуть дело с мертвой точки и достичь ясности в ряде существенных вопросов, подчеркнули при принятии решения по согласованным выводам Специального комитета по преференциям, что многие важные проблемы еще ждут своего решения, осо бенно в части более широкого охвата товаров. Социали стические страны, обратив внимание на некоторые оче видные слабости достигнутого решения и его во многом ограниченный характер, наряду с этим положительно оценили роль ЮНКТАД и особо отметили значение это го решения как примера претворения в жизнь принципов, отстаиваемых данной организацией.
Кроме того, социалистические страны Восточной Ев ропы (Болгария, Венгрия, Польша, СССР и Чехослова кия) выступили в Специальном комитете по преференци ям с совместной декларацией, в которой они, выразив поддержку самой идеи преференциального режима для молодых государств, заявили о своей готовности осущест вить конкретные мероприятия в их пользу. Они указали, в частности, что намерены всемерно расширять импорт промышленных товаров из развивающихся стран, вклю чая обработанное сырье, предоставить этим странам пре ференциальный таможенный режим (в тех случаях, когда существуют импортные пошлины на товары молодых го сударств), учитывать в своих планах и экономической по литике меры по созданию благоприятных условий для увеличения ввоза и потребления этих товаров, приобре тать промышленные изделия создаваемых с их помощью предприятий в молодых государствах в порядке погаше ния кредитов и т. п.
IV специальная сессия Совета ЮНКТАД приняла к
173