Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
ными общественными системами, некоторую нормаліізйцию мировой торговли и уменьшение дискриминации по политическим мотивам. С одной стороны, активизирова лись экономические связи между развитыми капитали стическими странами и социалистическими государства ми66, что сопровождалось частичным ослаблением огра ничений в западных странах на торговлю с миром социа лизма. Наряду с растущей заинтересованностью Запада в расширении этой торговли большую роль здесь сыгра ла борьба социалистических стран, в том числе по линии международных организаций, за разрядку международ ной напряженности, за нормализацию мировой торговли.
С другой стороны, резко расширилось экономическое сотрудничество социалистических стран с молодыми го сударствами67. Этому процессу, который является зако номерным отражением последовательной линии социа листических стран на развитие подлинно равноправных экономических отношений с освободившимися странами, во многом способствовала деятельность международных организаций, прежде всего ЮНКТАД. Социалистические страны подали пример претворения в жизнь женевских принципов мировой торговой политики, создав макси мально благоприятные условия для расширения торгов ли молодых государств. Важное значение, в частности, имеет проводимая по линии ЮНКТАД работа, в ходе ко торой уточняются отдельные проблемы в торговле между миром социализма и «третьим миром», разрабатываются конкретные мероприятия по расширению этой торговли. Это помогает молодым государствам лучше понять взаи мовыгодный характер подлинно равноправного экономи ческого сотрудничества, предлагаемого им миром социа лизма, ознакомиться с особенностями плановой системы ведения хозяйства и внешней торговли и содействует тем странам, которые заинтересованы в расширении этого сотрудничества, создавать, со своей стороны, соответст вующие условия для увеличения товарооборота с социа листическими государствами;
б) стабилизацию и расширение экспортных доходов развивающихся стран, прежде всего при помощи между народных товарных соглашений по отдельным видам сырья. Хотя пока число таких соглашений сравнительно невелико и они несовершенны и зачастую недостаточно эффективны, их результаты важны не столько сами по себе, сколько по сравнению с тем, если бы подобные сог
180
лашения вовсе отсутствовали. К началу 70-х годов меж дународные товарные соглашения охватывали около Vs всей капиталистической сырьевой торговли (без нефти), и выгоду развивающихся стран от их действия можно гипотетически оценить в 1,1—1,4 млрд, долл., что равня лось примерно 3% их средней экспортной выручки;
в) либерализацию торгово-политического режима, снижение таможенных пошлин в большинстве стран, особенно в развитых капиталистических государствах. К 1972 году средний уровень импортных пошлин на про мышленные товары в этих странах снизился (в соответ ствии с договоренностью по «раунду Кеннеди») до 9% против 14% в 1967 году. Общую выгоду молодых госу дарств от этой либерализации (без учета преференций) можно определить в 0,3—0,4 млрд. долл, в год. Менее значительны сдвиги в области сырьевых, особенно сель скохозяйственных, товаров и полуфабрикатов. Однако нужно иметь в виду косвенную выгоду от либерализации за счет вероятного расширения экспорта, который по всем товарам может возрасти примерно на 0,5—1,0 млрд, долл, в год.
Следует заметить, что тенденция к либерализации внешнеторгового режима, пробивающая себе дорогу, не смотря на рецидивы протекционизма, является прежде всего отражением растущей интернационализации хозяй ственной жизни, и с этой точки зрения заслуга междуна родных организаций не столь уж велика — в конечном счете они лишь фиксируют этот процесс, придают ему должное организационное оформление. К тому же наи большую активность в области практических мероприя тий по снижению пошлин проявляет как раз та организа ция (ГАТТ), которая не входит в систему ООН и приспо соблена главным образом для решения внешнеторговых проблем развитых капиталистических стран.
Однако нельзя также отрицать положительного влия ния ЮНКТАД на либерализацию торговли в интересах молодых государств. Если реальные плоды деятельности ЮНКТАД здесь еще не очень велики, то в заслугу этой организации можно поставить утверждение ныне обще признанного принципа односторонних невзаимных торго во-политических уступок со стороны развитых держав в пользу развивающихся стран;
г) положительное решение вопроса о таможенных преференциях на промышленные изделия и полуфабрика-
181
ты из развивающихся стран. Эта проблема представляет особое значение не только сама по себе, но и как наибо лее наглядный пример, показывающий возможности и пределы современной стадии международного экономи ческого сотрудничества.
В этой области весьма знаменателен тот успех, кото рым увенчалась длительная и упорная борьба развиваю щихся стран, начавшаяся при создании ЮНКТАД с ка тегорического отрицания империалистическими держава ми самого принципа преференций и заставившая Запад в конечном счете согласиться на осуществление практи ческих мероприятий в данной области.
Однако, уступая давлению развивающихся стран, им периалистические державы смогли направить решение этого вопроса в относительно приемлемое для себя русло, как добившись многолетней затяжки практического ре шения, так и вынудив молодые государства примириться с более ограниченными преференциальными мероприя тиями по сравнению с намечавшейся ранее единой систе мой преференций. Поэтому если в части утверждения са мого принципа преференций победа прогрессивных сил представляется очевидной, то в практическом плане реальные выгоды развивающихся стран не столь уж ве лики. Непосредственный эффект от ограниченной систе мы преференций составит, вероятно, около 0,5 млрд. долл, в год, что равно лишь 1 % всей суммы их экспортной вы ручки. Кроме того, следует учитывать еще и косвенный эффект от преференций, поскольку снижение пошлин приведет к увеличению объема торговли промышленны ми товарами развивающихся стран, вероятно, на 15— 20%, то есть примерно на 1,0—1,5 млрд. долл, в год;
д) некоторый прогресс в отношении объема и условий экономической помощи, решения проблем «невидимой торговли», морского судоходства и других аспектов внеш неэкономической деятельности развивающихся стран. - Хотя по линии международных организаций здесь уда лось достичь не очень многого, однако не подлежит сом нению положительное влияние как принципиальной по становки вопросов, так и практических действий социали стических стран, пример которых поневоле заставляет Запад несколько улучшать условия экономического, фи нансового и научно-технического содействия развиваю щимся странам;
е) формулирование долгосрочных программ между-
182
народного сотрудничества в области экономического раз вития молодых государств. При всех очевидных недостат ках и неполноте, программы второго Десятилетия разви тия ООН эта международная акция в целом является определенным шагом вперед по сравнению с первой про граммой такого рода, отличаясь от нее более широким охватом проблем, конкретизацией путей их решения и закреплением ряда прогрессивных принципов.
Таким образом, суммируя плюсы международного экономического сотрудничества, можно констатировать, во-первых, немалые достижения в принципиальной поста новке вопросов и их политическом решении и, во-вторых, реальные выгоды .развивающихся стран от осуществления согласованных через международные организации, прежде всего ЮНКТАД, практических мероприятий в об ласти мировой торговли. Эти прямые выгоды (фактиче ские и потенциальные) можно оценить величиной поряд ка 2—2,5 млрд. долл, в год, что равно 4—5% стоимости экспорта развивающихся стран (не считая косвенных выгод от вероятного увеличения экспорта примерно в том же размере благодаря снижению и отмене пошлин по линии либерализационных и преференциальных ме роприятий).
Много это или мало? К ответу на этот вопрос лучше будет подойти после выявления нерешенных проблем, оп ределения пассивной стороны баланса, оценки задач и перспектив международного экономического сотрудниче ства.
В претворении в жизнь прогрессивных рекомендаций Женевской конференции ЮНКТАД, прежде всего прин ципов мировой торговой политики, пока что, как пред ставляется, пройдена лишь меньшая часть пути от про возглашения до реализации этих принципов всеми стра нами, особенно империалистическими державами.
В вопросе нормализации мировой торговли и устране ния дискриминации в торговых отношениях между стра нами с различными общественными системами опреде ленное ослабление дискриминации со стороны западных держав, являющееся естественным следствием оживле ния деловых связей между Востоком и Западом в усло виях разрядки международной напряженности, еще не дает оснований рассчитывать на беспрепятственное развитие этой тенденции, которой противодействуют оп ределенные империалистические круги. Международные
183
экономические организации широкого демократического состава, особенно ЮНКТАД, многое могут сделать для оздоровления общего климата мировой торговли. Важ ным условием решения этой задачи следует считать ак тивную поддержку развивающимися странами борьбы социалистических стран против дискриминации, осозна ние всеми молодыми государствами, что успех этой борьбы в полной мере отвечает и их интересам.
В области улучшения условий доступа товаров разви вающихся стран на рынки империалистических держав особенно мало реальных результатов достигнуто пока в отношении сырьевых, прежде всего сельскохозяйствен ных, товаров, составляющих основу экспорта развиваю щихся стран. Решение этой задачи тем более важно, что сохранение доминирующей роли сырьевого экспорта ве роятно еще в течение длительного времени, по крайней мере в обозримом будущем, порядка нескольких десяти летий.
Наряду с либерализацией внешнеторговой политики развитых капиталистических стран первоочередное зна чение для решения проблем сырьевого экспорта имеет стабилизация торговли сырьем при помощи международ ных товарных соглашений, расширение круга и совер шенствование механизма этих соглашений. Этот путь представляется наиболее реальным и перспективным.
Согласие западных держав на предоставление пре ференций отнюдь не дает оснований считать проблему расширения промышленного экспорта развивающихся стран полностью решенной, поскольку ограниченный ха рактер преференций уже сейчас представляется доста точно очевидным, а их последующее функционирование еще в большей мере выявит недостаточность преферен циальных мероприятий. Самое же главное состоит в том, что одно лишь предоставление преференций, даже в иде альном виде, не решает кардинальным образом пробле мы индустриализации и всестороннего развития конку рентоспособного промышленного экспорта молодых госу дарств. Для этого необходимы как серьезные социальноэкономические преобразования в развивающихся стра нах, так и действенные меры по изменению подчиненного положения этих стран в системе международного капита листического разделения труда. Успех деятельности меж дународных организаций в этой области будет во многом зависеть от того, насколько им, а также самим развиваю
щимся странам удастся сконцентрировать свое внима ние на этой основной проблеме, не распыляя силы на ре шение второстепенных, зачастую чисто технических во просов торговли.
В отношении общих вопросов внешнего финансирова ния экономического развития, выходящих за пределы те матики настоящей работы, уместно отметить нерешен ность многих аспектов, касающихся объема и условий фи нансовой помощи, деятельности иностранного, в первую очередь частного, капитала в развивающихся странах, их растущей внешней задолженности. Главные препятст вия на этом пути обусловлены политикой империалисти ческих держав, направленной на обеспечение позиций иностранного капитала в экономике развивающихся стран. Недостаточно последовательная позиция самих молодых государств осложняет решение этой проблемы на основе прогрессивных принципов.
Что же касается тех аспектов внешнего финансирова ния, которые непосредственно связаны с задачами рас ширения торговли развивающихся стран, то и в данной
области остается немалое поле деятельности |
для меж |
дународного экономического сотрудничества |
(финанси |
рование программ диверсификации хозяйства и экспорта, буферных запасов по международным товарным согла шениям и др.).
Очевидно, что только на пути внесения принципи альной ясности в эти вопросы, установления ответст венности империализма и неоколониализма за финансо вую компенсацию хотя бы части причиненного молодым государствам ущерба можно достичь наиболее ощути мых практических результатов.
Несмотря на определенные достижения в области ор ганизационных вопросов совершенствования междуна родного экономического сотрудничества, существующие международные организации еще не в полной мере вы полняют свои задачи, их работа страдает недостаточной результативностью, обилием не всегда плодотворных дискуссий, обсуждениё коренных проблем нормализации мировой торговли зачастую подменяется рассмотрением второстепенных вопросов. Вместе с тем. еще не в полной мере решена проблема определения характера и направ ления работы такой важнейшей организации, как ЮНКТАД, ее места в системе международных экономи ческих организаций. Упрочению ЮНКТАД мешает тен
185
денция рассматривать ее как орган только по внешнеэко номическим проблемам развивающихся стран, тогда как она призвана заниматься вопросами всей мировой тор говли, комплексное решение которых необходимо для обеспечения интересов прежде всего самих молодых го сударств. Столь же сомнительна расширительная трак товка функций ЮНКТАД, попытки охватить в ней все ■проблемы экономического развития, в том числе и те, ко торые не связаны с внешней сферой, с международной торговлей.
Отмечая первоочередное значение сплочения прогрес сивных сил как главного фактора развития подлинно рав ноправного международного экономического сотрудниче ства, нельзя закрывать глаза на те элементы непоследо вательности в позиции молодых государств, которые в ко нечном счете оборачиваются против их собственных ин тересов. В ряде случаев развивающиеся страны склонны подходить к проблемам торговли и экономического раз вития с излишним практицизмом, отдавая приоритет пусть маленьким, но зато конкретным и быстродостижи мым целям по сравнению с решением больших прин ципиальных вопросов. Такой прагматический подход вполне устраивает Запад. Ценой мелких уступок ему удается в подобных случаях добиваться компромисса со стороны развивающихся стран по более общим вопросам принципиального значения.
Таким образом, с учетом всех этих противоречивых факторов можно подвести баланс международного сотрудничества в области мировой торговли и внешнеэко номических проблем развивающихся стран. С формаль ной точки зрения, сальдо этого баланса следовало бы признать отрицательным, поскольку имеющиеся достиже ния выглядят более скромно, чем та сумма проблем, ко торые еще предстоит решить. Однако такой подход здесь вряд ли уместен, поскольку даже этих небольших дости жений не было бы, если бы вообще отсутствовало между народное сотрудничество. Поэтому баланс можно счи тать все-таки положительным.
Такая оценка итогов международного экономического сотрудничества, вклада организаций системы ООН, прежде всего ЮНКТАД, в решение проблем мировой торговли как бы раскрывает одну из сторон общей прин ципиальной оценки работы ООН, данной Генеральным Секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым, который указң-
вал, что, «несмотря на все свои кедостаткй и слабости, Организация Объединенных Наций внесла полезный вклад в осуществление целей и принципов, провозгла шенных в ее Уставе... Ее позиция, ее действия лишь отра жают определенное соотношение сил между государст вами мира, некую господствующую тенденцию в между народной жизни. Но именно поэтому мы смотрим на бу дущее ООН оптимистически»68.
В области мировой торговли и внешнеэкономических проблем развивающихся стран перспективы междуна родного сотрудничества представляются в целом благо приятными. Опыт показывает, что империализм не сдает добровольно своих позиций в международной экономиче ской жизни, в хозяйстве молодых государств. Решение многообразных задач построения подлинно самостоя тельной национальной экономики этих стран зависит прежде всего от их готовности всемерно мобилизовать внутренние ресурсы, идти по пути социального прогресса, внося свой вклад в укрепление всемирного фронта анти империалистической борьбы.
Весомую помощь в осуществлении этих задач может оказать общая нормализация мш£)овой торговли, созда ние такого климата в международных экономических от ношениях, который в максимальной степени способство вал бы реализации планов хозяйственного развития моло дых государств и расширению равноправного, взаимовы годного сотрудничества между всеми странами. Только при этом условии мировая торговля будет в полной мере выполнять свою роль эффективного инструмента эконо мического прогресса, реального средства роста взаимо понимания и сотрудничества между странами, важного фактора укрепления мира и международной безопас ности.
Итоги международного сотрудничества в области ми ровой торговли и экономического развития молодых го сударств показывают важность и перспективность той борьбы за претворение в жизнь принципов мирного со существования, за оздоровление и прогрессивную пере стройку международных экономических отношений, ко торую ведут прогрессивные силы во главе с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Сопо ставление реального процесса экономического возрожде ния освободившихся государств и деятельности ООН по координации международных мероприятий в этой облас
187
ти весьма поучительно. Оно показывает силу я слабость международного экономического сотрудничества, свиде тельствует об определенном несоответствии между ре зультатами затраченных усилий и большими потенци альными возможностями ООН. Совершенствование этой работы, повышение ее эффективности будут способство вать дальнейшему развитию международного экономи ческого сотрудничества, призванного внести существен ный вклад в дело социально-экономического прогресса всех стран и укрепления мира между народами. Как под черкнул в своей речи на Всемирном конгрессе миролю бивых сил в Москве в октябре 1973 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, «мы выступаем за такое сотрудничество еще и потому, что видим в нем способ надежного материального закрепления мирных отношений между государствами»69.