Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ными общественными системами, некоторую нормаліізйцию мировой торговли и уменьшение дискриминации по политическим мотивам. С одной стороны, активизирова­ лись экономические связи между развитыми капитали­ стическими странами и социалистическими государства­ ми66, что сопровождалось частичным ослаблением огра­ ничений в западных странах на торговлю с миром социа­ лизма. Наряду с растущей заинтересованностью Запада в расширении этой торговли большую роль здесь сыгра­ ла борьба социалистических стран, в том числе по линии международных организаций, за разрядку международ­ ной напряженности, за нормализацию мировой торговли.

С другой стороны, резко расширилось экономическое сотрудничество социалистических стран с молодыми го­ сударствами67. Этому процессу, который является зако­ номерным отражением последовательной линии социа­ листических стран на развитие подлинно равноправных экономических отношений с освободившимися странами, во многом способствовала деятельность международных организаций, прежде всего ЮНКТАД. Социалистические страны подали пример претворения в жизнь женевских принципов мировой торговой политики, создав макси­ мально благоприятные условия для расширения торгов­ ли молодых государств. Важное значение, в частности, имеет проводимая по линии ЮНКТАД работа, в ходе ко­ торой уточняются отдельные проблемы в торговле между миром социализма и «третьим миром», разрабатываются конкретные мероприятия по расширению этой торговли. Это помогает молодым государствам лучше понять взаи­ мовыгодный характер подлинно равноправного экономи­ ческого сотрудничества, предлагаемого им миром социа­ лизма, ознакомиться с особенностями плановой системы ведения хозяйства и внешней торговли и содействует тем странам, которые заинтересованы в расширении этого сотрудничества, создавать, со своей стороны, соответст­ вующие условия для увеличения товарооборота с социа­ листическими государствами;

б) стабилизацию и расширение экспортных доходов развивающихся стран, прежде всего при помощи между­ народных товарных соглашений по отдельным видам сырья. Хотя пока число таких соглашений сравнительно невелико и они несовершенны и зачастую недостаточно эффективны, их результаты важны не столько сами по себе, сколько по сравнению с тем, если бы подобные сог­

180

лашения вовсе отсутствовали. К началу 70-х годов меж­ дународные товарные соглашения охватывали около Vs всей капиталистической сырьевой торговли (без нефти), и выгоду развивающихся стран от их действия можно гипотетически оценить в 1,1—1,4 млрд, долл., что равня­ лось примерно 3% их средней экспортной выручки;

в) либерализацию торгово-политического режима, снижение таможенных пошлин в большинстве стран, особенно в развитых капиталистических государствах. К 1972 году средний уровень импортных пошлин на про­ мышленные товары в этих странах снизился (в соответ­ ствии с договоренностью по «раунду Кеннеди») до 9% против 14% в 1967 году. Общую выгоду молодых госу­ дарств от этой либерализации (без учета преференций) можно определить в 0,3—0,4 млрд. долл, в год. Менее значительны сдвиги в области сырьевых, особенно сель­ скохозяйственных, товаров и полуфабрикатов. Однако нужно иметь в виду косвенную выгоду от либерализации за счет вероятного расширения экспорта, который по всем товарам может возрасти примерно на 0,5—1,0 млрд, долл, в год.

Следует заметить, что тенденция к либерализации внешнеторгового режима, пробивающая себе дорогу, не­ смотря на рецидивы протекционизма, является прежде всего отражением растущей интернационализации хозяй­ ственной жизни, и с этой точки зрения заслуга междуна­ родных организаций не столь уж велика — в конечном счете они лишь фиксируют этот процесс, придают ему должное организационное оформление. К тому же наи­ большую активность в области практических мероприя­ тий по снижению пошлин проявляет как раз та организа­ ция (ГАТТ), которая не входит в систему ООН и приспо­ соблена главным образом для решения внешнеторговых проблем развитых капиталистических стран.

Однако нельзя также отрицать положительного влия­ ния ЮНКТАД на либерализацию торговли в интересах молодых государств. Если реальные плоды деятельности ЮНКТАД здесь еще не очень велики, то в заслугу этой организации можно поставить утверждение ныне обще­ признанного принципа односторонних невзаимных торго­ во-политических уступок со стороны развитых держав в пользу развивающихся стран;

г) положительное решение вопроса о таможенных преференциях на промышленные изделия и полуфабрика-

181


ты из развивающихся стран. Эта проблема представляет особое значение не только сама по себе, но и как наибо­ лее наглядный пример, показывающий возможности и пределы современной стадии международного экономи­ ческого сотрудничества.

В этой области весьма знаменателен тот успех, кото­ рым увенчалась длительная и упорная борьба развиваю­ щихся стран, начавшаяся при создании ЮНКТАД с ка­ тегорического отрицания империалистическими держава­ ми самого принципа преференций и заставившая Запад в конечном счете согласиться на осуществление практи­ ческих мероприятий в данной области.

Однако, уступая давлению развивающихся стран, им­ периалистические державы смогли направить решение этого вопроса в относительно приемлемое для себя русло, как добившись многолетней затяжки практического ре­ шения, так и вынудив молодые государства примириться с более ограниченными преференциальными мероприя­ тиями по сравнению с намечавшейся ранее единой систе­ мой преференций. Поэтому если в части утверждения са­ мого принципа преференций победа прогрессивных сил представляется очевидной, то в практическом плане реальные выгоды развивающихся стран не столь уж ве­ лики. Непосредственный эффект от ограниченной систе­ мы преференций составит, вероятно, около 0,5 млрд. долл, в год, что равно лишь 1 % всей суммы их экспортной вы­ ручки. Кроме того, следует учитывать еще и косвенный эффект от преференций, поскольку снижение пошлин приведет к увеличению объема торговли промышленны­ ми товарами развивающихся стран, вероятно, на 15— 20%, то есть примерно на 1,0—1,5 млрд. долл, в год;

д) некоторый прогресс в отношении объема и условий экономической помощи, решения проблем «невидимой торговли», морского судоходства и других аспектов внеш­ неэкономической деятельности развивающихся стран. - Хотя по линии международных организаций здесь уда­ лось достичь не очень многого, однако не подлежит сом­ нению положительное влияние как принципиальной по­ становки вопросов, так и практических действий социали­ стических стран, пример которых поневоле заставляет Запад несколько улучшать условия экономического, фи­ нансового и научно-технического содействия развиваю­ щимся странам;

е) формулирование долгосрочных программ между-

182

народного сотрудничества в области экономического раз­ вития молодых государств. При всех очевидных недостат­ ках и неполноте, программы второго Десятилетия разви­ тия ООН эта международная акция в целом является определенным шагом вперед по сравнению с первой про­ граммой такого рода, отличаясь от нее более широким охватом проблем, конкретизацией путей их решения и закреплением ряда прогрессивных принципов.

Таким образом, суммируя плюсы международного экономического сотрудничества, можно констатировать, во-первых, немалые достижения в принципиальной поста­ новке вопросов и их политическом решении и, во-вторых, реальные выгоды .развивающихся стран от осуществления согласованных через международные организации, прежде всего ЮНКТАД, практических мероприятий в об­ ласти мировой торговли. Эти прямые выгоды (фактиче­ ские и потенциальные) можно оценить величиной поряд­ ка 2—2,5 млрд. долл, в год, что равно 4—5% стоимости экспорта развивающихся стран (не считая косвенных выгод от вероятного увеличения экспорта примерно в том же размере благодаря снижению и отмене пошлин по линии либерализационных и преференциальных ме­ роприятий).

Много это или мало? К ответу на этот вопрос лучше будет подойти после выявления нерешенных проблем, оп­ ределения пассивной стороны баланса, оценки задач и перспектив международного экономического сотрудниче­ ства.

В претворении в жизнь прогрессивных рекомендаций Женевской конференции ЮНКТАД, прежде всего прин­ ципов мировой торговой политики, пока что, как пред­ ставляется, пройдена лишь меньшая часть пути от про­ возглашения до реализации этих принципов всеми стра­ нами, особенно империалистическими державами.

В вопросе нормализации мировой торговли и устране­ ния дискриминации в торговых отношениях между стра­ нами с различными общественными системами опреде­ ленное ослабление дискриминации со стороны западных держав, являющееся естественным следствием оживле­ ния деловых связей между Востоком и Западом в усло­ виях разрядки международной напряженности, еще не дает оснований рассчитывать на беспрепятственное развитие этой тенденции, которой противодействуют оп­ ределенные империалистические круги. Международные

183


экономические организации широкого демократического состава, особенно ЮНКТАД, многое могут сделать для оздоровления общего климата мировой торговли. Важ­ ным условием решения этой задачи следует считать ак­ тивную поддержку развивающимися странами борьбы социалистических стран против дискриминации, осозна­ ние всеми молодыми государствами, что успех этой борьбы в полной мере отвечает и их интересам.

В области улучшения условий доступа товаров разви­ вающихся стран на рынки империалистических держав особенно мало реальных результатов достигнуто пока в отношении сырьевых, прежде всего сельскохозяйствен­ ных, товаров, составляющих основу экспорта развиваю­ щихся стран. Решение этой задачи тем более важно, что сохранение доминирующей роли сырьевого экспорта ве­ роятно еще в течение длительного времени, по крайней мере в обозримом будущем, порядка нескольких десяти­ летий.

Наряду с либерализацией внешнеторговой политики развитых капиталистических стран первоочередное зна­ чение для решения проблем сырьевого экспорта имеет стабилизация торговли сырьем при помощи международ­ ных товарных соглашений, расширение круга и совер­ шенствование механизма этих соглашений. Этот путь представляется наиболее реальным и перспективным.

Согласие западных держав на предоставление пре­ ференций отнюдь не дает оснований считать проблему расширения промышленного экспорта развивающихся стран полностью решенной, поскольку ограниченный ха­ рактер преференций уже сейчас представляется доста­ точно очевидным, а их последующее функционирование еще в большей мере выявит недостаточность преферен­ циальных мероприятий. Самое же главное состоит в том, что одно лишь предоставление преференций, даже в иде­ альном виде, не решает кардинальным образом пробле­ мы индустриализации и всестороннего развития конку­ рентоспособного промышленного экспорта молодых госу­ дарств. Для этого необходимы как серьезные социальноэкономические преобразования в развивающихся стра­ нах, так и действенные меры по изменению подчиненного положения этих стран в системе международного капита­ листического разделения труда. Успех деятельности меж­ дународных организаций в этой области будет во многом зависеть от того, насколько им, а также самим развиваю­

щимся странам удастся сконцентрировать свое внима­ ние на этой основной проблеме, не распыляя силы на ре­ шение второстепенных, зачастую чисто технических во­ просов торговли.

В отношении общих вопросов внешнего финансирова­ ния экономического развития, выходящих за пределы те­ матики настоящей работы, уместно отметить нерешен­ ность многих аспектов, касающихся объема и условий фи­ нансовой помощи, деятельности иностранного, в первую очередь частного, капитала в развивающихся странах, их растущей внешней задолженности. Главные препятст­ вия на этом пути обусловлены политикой империалисти­ ческих держав, направленной на обеспечение позиций иностранного капитала в экономике развивающихся стран. Недостаточно последовательная позиция самих молодых государств осложняет решение этой проблемы на основе прогрессивных принципов.

Что же касается тех аспектов внешнего финансирова­ ния, которые непосредственно связаны с задачами рас­ ширения торговли развивающихся стран, то и в данной

области остается немалое поле деятельности

для меж­

дународного экономического сотрудничества

(финанси­

рование программ диверсификации хозяйства и экспорта, буферных запасов по международным товарным согла­ шениям и др.).

Очевидно, что только на пути внесения принципи­ альной ясности в эти вопросы, установления ответст­ венности империализма и неоколониализма за финансо­ вую компенсацию хотя бы части причиненного молодым государствам ущерба можно достичь наиболее ощути­ мых практических результатов.

Несмотря на определенные достижения в области ор­ ганизационных вопросов совершенствования междуна­ родного экономического сотрудничества, существующие международные организации еще не в полной мере вы­ полняют свои задачи, их работа страдает недостаточной результативностью, обилием не всегда плодотворных дискуссий, обсуждениё коренных проблем нормализации мировой торговли зачастую подменяется рассмотрением второстепенных вопросов. Вместе с тем. еще не в полной мере решена проблема определения характера и направ­ ления работы такой важнейшей организации, как ЮНКТАД, ее места в системе международных экономи­ ческих организаций. Упрочению ЮНКТАД мешает тен­

185


денция рассматривать ее как орган только по внешнеэко­ номическим проблемам развивающихся стран, тогда как она призвана заниматься вопросами всей мировой тор­ говли, комплексное решение которых необходимо для обеспечения интересов прежде всего самих молодых го­ сударств. Столь же сомнительна расширительная трак­ товка функций ЮНКТАД, попытки охватить в ней все ■проблемы экономического развития, в том числе и те, ко­ торые не связаны с внешней сферой, с международной торговлей.

Отмечая первоочередное значение сплочения прогрес­ сивных сил как главного фактора развития подлинно рав­ ноправного международного экономического сотрудниче­ ства, нельзя закрывать глаза на те элементы непоследо­ вательности в позиции молодых государств, которые в ко­ нечном счете оборачиваются против их собственных ин­ тересов. В ряде случаев развивающиеся страны склонны подходить к проблемам торговли и экономического раз­ вития с излишним практицизмом, отдавая приоритет пусть маленьким, но зато конкретным и быстродостижи­ мым целям по сравнению с решением больших прин­ ципиальных вопросов. Такой прагматический подход вполне устраивает Запад. Ценой мелких уступок ему удается в подобных случаях добиваться компромисса со стороны развивающихся стран по более общим вопросам принципиального значения.

Таким образом, с учетом всех этих противоречивых факторов можно подвести баланс международного сотрудничества в области мировой торговли и внешнеэко­ номических проблем развивающихся стран. С формаль­ ной точки зрения, сальдо этого баланса следовало бы признать отрицательным, поскольку имеющиеся достиже­ ния выглядят более скромно, чем та сумма проблем, ко­ торые еще предстоит решить. Однако такой подход здесь вряд ли уместен, поскольку даже этих небольших дости­ жений не было бы, если бы вообще отсутствовало между­ народное сотрудничество. Поэтому баланс можно счи­ тать все-таки положительным.

Такая оценка итогов международного экономического сотрудничества, вклада организаций системы ООН, прежде всего ЮНКТАД, в решение проблем мировой торговли как бы раскрывает одну из сторон общей прин­ ципиальной оценки работы ООН, данной Генеральным Секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым, который указң-

вал, что, «несмотря на все свои кедостаткй и слабости, Организация Объединенных Наций внесла полезный вклад в осуществление целей и принципов, провозгла­ шенных в ее Уставе... Ее позиция, ее действия лишь отра­ жают определенное соотношение сил между государст­ вами мира, некую господствующую тенденцию в между­ народной жизни. Но именно поэтому мы смотрим на бу­ дущее ООН оптимистически»68.

В области мировой торговли и внешнеэкономических проблем развивающихся стран перспективы междуна­ родного сотрудничества представляются в целом благо­ приятными. Опыт показывает, что империализм не сдает добровольно своих позиций в международной экономиче­ ской жизни, в хозяйстве молодых государств. Решение многообразных задач построения подлинно самостоя­ тельной национальной экономики этих стран зависит прежде всего от их готовности всемерно мобилизовать внутренние ресурсы, идти по пути социального прогресса, внося свой вклад в укрепление всемирного фронта анти­ империалистической борьбы.

Весомую помощь в осуществлении этих задач может оказать общая нормализация мш£)овой торговли, созда­ ние такого климата в международных экономических от­ ношениях, который в максимальной степени способство­ вал бы реализации планов хозяйственного развития моло­ дых государств и расширению равноправного, взаимовы­ годного сотрудничества между всеми странами. Только при этом условии мировая торговля будет в полной мере выполнять свою роль эффективного инструмента эконо­ мического прогресса, реального средства роста взаимо­ понимания и сотрудничества между странами, важного фактора укрепления мира и международной безопас­ ности.

Итоги международного сотрудничества в области ми­ ровой торговли и экономического развития молодых го­ сударств показывают важность и перспективность той борьбы за претворение в жизнь принципов мирного со­ существования, за оздоровление и прогрессивную пере­ стройку международных экономических отношений, ко­ торую ведут прогрессивные силы во главе с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Сопо­ ставление реального процесса экономического возрожде­ ния освободившихся государств и деятельности ООН по координации международных мероприятий в этой облас­

187


ти весьма поучительно. Оно показывает силу я слабость международного экономического сотрудничества, свиде­ тельствует об определенном несоответствии между ре­ зультатами затраченных усилий и большими потенци­ альными возможностями ООН. Совершенствование этой работы, повышение ее эффективности будут способство­ вать дальнейшему развитию международного экономи­ ческого сотрудничества, призванного внести существен­ ный вклад в дело социально-экономического прогресса всех стран и укрепления мира между народами. Как под­ черкнул в своей речи на Всемирном конгрессе миролю­ бивых сил в Москве в октябре 1973 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, «мы выступаем за такое сотрудничество еще и потому, что видим в нем способ надежного материального закрепления мирных отношений между государствами»69.