Файл: Степчков, А. А. Задачник по прикладной гидрогазовой динамике учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
поперечными размерами из-за малой допустимой загрузки рабочей
части трубы (при М = 2 загрузка = lusasas. 5%). Для того что
F раб.части
бы модель не «запирала» трубу, можно применить отсос части воздуха из области расположения модели. Определить, какое ко личество воздуха необходимо отобрать из рабочей части аэродина
мической трубы, с тем чтобы в районе модели |
было |
тоже |
число |
|
М. Труба рассчитана на М = 2, поперечные размеры |
150X200 мм2. |
|||
В трубе установлена удобообтекаемая модель |
диаметром |
62 мм. |
||
Труба работает на |
расширении атмосферного |
воздуха с |
Во — |
|
— 760 мм рт. ст. и |
Т* = 290 К. |
|
|
|
2.16. По магистральному газопроводу диаметром 0,7 м перека
чивается природный газ (— = 1,57; R = 189 дж/кг К ]. Определить,
\cv I
какова будет скорость на четвертом километре газопровода, если скорость на входе в трубопровод 25 м>1с, течение происходит при постоянной температуре Т — 300 К, коэффициент трения трубопро вода £ = 0,02. Определить также коэффициент давления а на длине 4 км.
2. 17. Для условий задачи 2. 16 определить, при какой скорости на входе в трубопровод поток разгонится до скорости звука в конце трубопровода длиною I = 4 км. Необходимый перепад дав ления имеется.
2.18. Определить тепловое сопротивление камеры сгорания от
F,
и отношение площадей на входе и выходе из камеры сгорания— ,
Л
если процесс подвода тепла осуществляется при постоянной ста тической температуре. На длине камеры сгорания к газу подведено 74,5 • 105 дж при расходе G = 10 кд'с, температура в начале каме ры Т * = 1400 К, Mi = 2,5. Показатель адиабаты k — 1,33 и тепло емкость ср= 1254 дж!кг К принять постоянными на всей длине камеры сгорания.
2.19.Решить задачу 2. 18 при условии, что подвод тепла в каме ре сгорания осуществляется при постоянном числе М = 2,5.
2.20.Используя в качестве исходных уравнения состояния, расхода, движения и энергии, записав их в общем виде, получите
уравнение типа (2. 1) зависимости давления в потоке от воздей ствий геометрического, расходного, теплового, механической рабо ты и работы трения.
2.21. Используя в качестве исходных уравнения состояния, рас хода, движения и энергии, записав их в общем виде, получите уравнение типа (2. 1) зависимости температуры потока от воздей ствий геометрического, расходного, теплового, механической рабо ты и работы трения.
2. 22. Используя в качестве исходных уравнения состояния, рас хода, количества движения и энергии, записав их в общем виде, получите уравнение типа (2. 1) зависимости плотности потока от
43
воздействий геометрического, расходного, теплового, механической
работы и работы трения. |
|
|
|
2. 23. По |
цилиндрической шероховатой трубе движется воздух |
||
с трением. |
Параметры |
'потока на |
входе в трубу известны: |
= 45 м]с\ |
7'i* = 600K. |
При этих условиях была найдена кри |
|
тическая длина грубы (а2— 1). Затем |
было решено с целью уве |
личения критической длины трубы отводить тепло по длине таким образом, чтобы оно в точности было равно теплу трения. Как при этом изменится критическая длина трубы, если коэффициент трения
W
X
2>
Рис. 2.5. Изменение |
при отноде тепла |
(к задаче 2. 23)
| = 0,02. Прокомментируйте полученный результат, для чего пред лагается определить температуру торможения в конце трубы
(рис. 2.5).
Г л а в а III. О П РЕД ЕЛ ЕН И Е РЕАКТИВНОЙ СИЛЫ
Величину реактивной силы R можно определить с помощью теории об изменении количества движения. Так, внутреннее усилие R, действующее на канал с движущейся по нему жидкостью, можно подсчитать по уравнению
R — G (w>2— Wi) -j- P2F2— piFu |
(3.1) |
G - - расход жидкости в кг/с.
Уравнение количества движения в приложении к воздушно-ре активному двигателю запишется следующим образом:
R = G„(wa — w„) + Cirwa j - (pt — p„) Fa, |
(3. Г). |
где Ge — расход воздуха;
Gtw a— количество движения, создаваемое топливом;
wa и ра— скорость и давление в выходном сечении двигателя; и ра — скорость и давление в набегающем потоке.
Для реактивного двигателя это уравнение несколько упрощает ся, так как окислитель и горючее находятся на борту летательного аппарата, поэтому реактивная сила R будет определяться только
выходным импульсом продуктов сгорания |
|
|||
|
R = (Goк 4 Gr) Wa+ |
(р„ — р„) Гл. |
(3. 1") |
|
Расчетным |
режимом |
истечения |
считается такой, |
при котором |
Р&~ Р\й тогда |
уравнения |
(3.1') и (3.1") упрощаются. |
Кроме того, |
усилие, создаваемое секундным количеством движения от топлива, составляет 1—3% от общей силы R, поэтому членом GTwa в урав нении (3. 1') часто пренебрегают.
Уравнение (3. 1) можно преобразовать, заменив в нем площади
1\ п Г2 через расход, |
а скорость записать ш = Я,йкр. |
Тогда при |
J\* — T2* уравнение |
(3.1) |
|
Я - С Я к р ^ - ^ г а * ) - * ^ , ) ] , |
(3.2) |
где
Gw + pF
? ( л )
GdKa~Н pKpFK
45
Газодинамическая функция z(k) характеризует полный относи тельный импульс газа в сечении F. Величина z (Я) затабулирована
и приведена в таблице Приложения. |
|
|
|
что по |
|||
Оперируя уравнением |
(3.2), |
необходимо иметь в виду, |
|||||
мимо сил, |
действующих на внутренние стенки канала |
от |
потока |
||||
жидкости, |
могут также |
действовать внешние |
силы |
давления, |
|||
если площади F\ и F2 отличаются одна от другой. Уравнение (3.2) |
|||||||
позволяет определить направление действия силы R, которое зави |
|||||||
сит от знака квадратной скобки. При z(k2) > г (Х i) сила |
/? > 0 и |
||||||
направлена против потока; при |
z(k2) <iz(ki) — внутренняя сила |
||||||
/ ( < 0 и направлена но потоку. |
|
|
|
и |
крити |
||
Если в уравнение (3.2) подставить значение расхода |
|||||||
ческой скорости звука через параметры торможения, |
то |
получим |
|||||
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
[2(*s )~ |
z(*,)] - |
|
(з-з) |
При этом надо иметь в виду, что
q(h)Fi = q(K2)F2^=FKP.
Уравнение (3. 3) интересно тем, что наглядно показывает зави симость внутреннего усилия от давления р* перед сечением, кото рое определяет расход и независимость силы от температуры Т*. Последняя повлияет на расход либо на размер проходных сечений.
При определении реактивной |
силы удобно пользоваться |
газо |
|
динамическими функциями f(k) |
и г (к). |
плотностью потока |
им |
Функцию f(k) называют приведенной |
|||
пульса |
ppw2 |
|
|
Gw + pF |
(!+>•*) P(>-). |
(3.4) |
|
p*F |
= |
||
P* |
|
|
Эту функцию можно записать через q(k) и z (Я):
1
*(*) *(*,). |
(3' 5) |
Функция г (к) есть отношение статического импульса к полному импульсу в том же сечении
pF |
_ |
р |
Т(к) |
(3.6) |
Gw -f- pF |
|
р -(- pw* |
1-f- к2 |
|
|
|
Функцию г (к) можно выразить через другие газодинамические функции
г (» = £ < « - _ |
|
1 |
1 |
(3.7) |
|
ИМ |
|
|
|
|
у (к) z(k)
46
В уравнения для реактивной силы входит в том или ином соче тании полный импульс, который можно записать через функции f(k) или г (к) :
|
|
Gw-\~pF = p * f ( k ) = ^ . |
|
(3.8) |
||||
Используя |
эти |
зависимости, |
уравнение для |
тяги |
двигателя |
|||
или воздушно-реактивного двигателя на |
старте |
(шн = |
0) можно |
|||||
записать через функции f(k) |
и г(к). Так как |
|
|
|||||
|
|
R = Gwt -} |
(pt — p„) Fa, |
|
|
|||
то, используя |
(3. 8), |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я = p lF J О',) — P„F,- |
|
|
||||
Вводя яс = — — степень расширения |
газа в сопле, получим |
|||||||
|
Р* |
R = P uFaК / (> -,)-!] |
|
(3.9) |
||||
или |
|
|
||||||
R = P«FaК /('а ) — 11 — GwH, |
|
(3.90 |
||||||
|
|
|||||||
а с помощью функции г (к) |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
R = РпРа |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
PttrQ-a) |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Рл |
|
|
Используя степень иерасчетности сопла п ~ — , получим |
||||||||
|
|
|
|
|
|
Рн |
|
|
|
|
R = p„Ft |
|
— 1 |
|
(3 .10) |
||
|
|
|
|
г |
( К ) |
|
|
|
Для ВРД |
в условиях |
полета |
уравнения (3.9) и |
(3.10) за |
||||
пишутся (без учета GTaya) |
п |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
1 |
Gw„. |
|
(3. юо |
|
|
|
R = Р*1"а |
|
|
Г 0 а)
ЗАДАЧИ
3.1. Баллон высокого давления и большой емкости установлен
на подставку для наполнения возду |
|
|
|
|||||
хом (рис. 3. 1). На какое усилие не |
|
|
|
|||||
обходимо рассчитывать хомуты, кре |
|
|
|
|||||
пящие |
баллон к |
раме, |
на |
случай |
|
|
|
|
обрыва |
воздухоподводящего |
трубо |
I |
S |
I S |
|||
провода диаметром |
40 мм при мак |
|||||||
б' / / / / / / / / / / / / / / / 7 , |
||||||||
симальном давлении в |
баллоне |
|||||||
|
|
|
||||||
250 бар? Внешние |
условия |
считать Ь'пс. 3. 1. Баллон |
сжатого воз |
|||||
стандартными. |
|
|
|
духа |
на подставке |
47
3.2. Определить размеры реактивного сопла (£>кр, Е>а), tflry двигателя на старте и скорость потока на срезе сопла дви гателя, у которого известны давление и температура в камере
сгорания рк — 20 |
бар, |
Т*к — 3000 К, |
расход |
продуктов |
сгорания |
|||||||
через сопло |
G = |
250 кг/с, |
газовая |
постоянная У? = 313 дж/кг К и |
||||||||
показатель адиабаты |
/е = |
1,25. |
За |
расчетный |
режим |
принять ра |
||||||
боту двигателя на земле |
(Во = |
760 мм рт. |
ст.). |
|
|
|
||||||
3.3. При |
каком |
числе М полета |
у |
земли (Го = 2 8 |
8 К, В0= |
|||||||
=-760 мм рт. |
ст.) |
тяга |
турбореактивного |
двигателя |
с |
простым |
соплом будет создаваться только за счет избытка давления на срезе реактивного сопла? Известно, что полная температура в реактив
ном сопле Г* = 900 К. Постоянные для реактивного сопла принять:
k |
1,33; |
R =287 |
дж/кг К- |
|
у |
земли |
(В0= 1 |
бар) |
имеет |
|
|
3.4. Двигатель, |
работающий |
||||||||
давление |
в камере сгорания |
рк = |
21 |
бар, температуру |
про |
|||||
дуктов сгорания Гк =2220 К |
и расход |
продуктов |
сгорания |
G — |
||||||
= |
10 кг/с. |
Определить идеальную тягу двигателя при полном рас |
||||||||
ширении в сопле и размеры |
сопла (DKp |
и |
Z)a), приняв А =1,25 |
иR — 295 дж/кг К.
3.5.Турбореактивный двигатель имеет простое сужающееся
сопло с площадью выходного сечения Fc — 0,3 м2, полное давление
в реактивном сопле рс = 3,2 бар, |
полная температура Г с = 1000К. |
||||
Определить |
тягу двигателя на старте, считая внешнее |
давление |
|||
р и= 1 бар. |
Как изменится тяга двигателя, |
если обеспечить полное |
|||
расширение газа в сопле, какова должна быть при этом |
площадь |
||||
выходного сечения сопла Га ? Постоянные величины |
для |
газа в |
|||
сопле принять: к =1,33; R — 287 дж/кг К. |
|
|
|
||
3.6. При скорости полета ин= |
1200 км/час на высоте #=7000 |
||||
полное давление в реактивном |
сопле рс = 3 ,6 бар, |
температура |
|||
ГС= 960 К , |
площадь выходного |
сечения |
простого |
сужающегося |
|
сопла Fc — 0,3 м2. Определить, какова потеря в тяге |
от неполного |
расширения газа в сопле на заданном режиме полета? Постоянные длй газа в сопле принять: /г = 1,4; У? = 287 дж/кгК.
3. 7. Давление и температура газа за турбиной турбореакти ного двигателя р* — 2,5 бар\ Т* = 1000 К. Двигатель имеет простое сужающееся сопло с площадью / ' = 0,4 м2. Определить тягу дви гателя при полете на высоте 15000 м со скоростью 1200 км/час. Как изменится тяга двигателя на заданном режиме полета, если обеспечить форсирование тяги за счет подвода тепла после турби
ны до Тф = 2000К, и как надо изменить площадь проходного сече ния сопла, чтобы сохранить тот же расход газа. Постоянные при нять: 6=1,33; R = 290 дою/кг К-
3.8. При испытании турбореактивного двигателя на стенде бы
ли замерены |
тяга R = 94 000 |
II, статическое давление на срезе |
|
сопла ра = 1,9 |
бар, |
температура торможения за турбиной 1050 К, |
|
площадь выходного |
сечения |
сопла Fа = 0,35 м2. Определить, до |
48