Файл: Степчков, А. А. Задачник по прикладной гидрогазовой динамике учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поперечными размерами из-за малой допустимой загрузки рабочей

части трубы (при М = 2 загрузка = lusasas. 5%). Для того что­

F раб.части

бы модель не «запирала» трубу, можно применить отсос части воздуха из области расположения модели. Определить, какое ко­ личество воздуха необходимо отобрать из рабочей части аэродина­

мической трубы, с тем чтобы в районе модели

было

тоже

число

М. Труба рассчитана на М = 2, поперечные размеры

150X200 мм2.

В трубе установлена удобообтекаемая модель

диаметром

62 мм.

Труба работает на

расширении атмосферного

воздуха с

Во —

760 мм рт. ст. и

Т* = 290 К.

 

 

 

2.16. По магистральному газопроводу диаметром 0,7 м перека­

чивается природный газ (— = 1,57; R = 189 дж/кг К ]. Определить,

\cv I

какова будет скорость на четвертом километре газопровода, если скорость на входе в трубопровод 25 м>1с, течение происходит при постоянной температуре Т — 300 К, коэффициент трения трубопро­ вода £ = 0,02. Определить также коэффициент давления а на длине 4 км.

2. 17. Для условий задачи 2. 16 определить, при какой скорости на входе в трубопровод поток разгонится до скорости звука в конце трубопровода длиною I = 4 км. Необходимый перепад дав­ ления имеется.

2.18. Определить тепловое сопротивление камеры сгорания от

F,

и отношение площадей на входе и выходе из камеры сгорания— ,

Л

если процесс подвода тепла осуществляется при постоянной ста­ тической температуре. На длине камеры сгорания к газу подведено 74,5 • 105 дж при расходе G = 10 кд'с, температура в начале каме­ ры Т * = 1400 К, Mi = 2,5. Показатель адиабаты k — 1,33 и тепло­ емкость ср= 1254 дж!кг К принять постоянными на всей длине камеры сгорания.

2.19.Решить задачу 2. 18 при условии, что подвод тепла в каме­ ре сгорания осуществляется при постоянном числе М = 2,5.

2.20.Используя в качестве исходных уравнения состояния, расхода, движения и энергии, записав их в общем виде, получите

уравнение типа (2. 1) зависимости давления в потоке от воздей­ ствий геометрического, расходного, теплового, механической рабо­ ты и работы трения.

2.21. Используя в качестве исходных уравнения состояния, рас­ хода, движения и энергии, записав их в общем виде, получите уравнение типа (2. 1) зависимости температуры потока от воздей­ ствий геометрического, расходного, теплового, механической рабо­ ты и работы трения.

2. 22. Используя в качестве исходных уравнения состояния, рас­ хода, количества движения и энергии, записав их в общем виде, получите уравнение типа (2. 1) зависимости плотности потока от

43


воздействий геометрического, расходного, теплового, механической

работы и работы трения.

 

 

2. 23. По

цилиндрической шероховатой трубе движется воздух

с трением.

Параметры

'потока на

входе в трубу известны:

= 45 м]с\

7'i* = 600K.

При этих условиях была найдена кри­

тическая длина грубы (а2— 1). Затем

было решено с целью уве­

личения критической длины трубы отводить тепло по длине таким образом, чтобы оно в точности было равно теплу трения. Как при этом изменится критическая длина трубы, если коэффициент трения

W

X

2>

Рис. 2.5. Изменение

при отноде тепла

(к задаче 2. 23)

| = 0,02. Прокомментируйте полученный результат, для чего пред­ лагается определить температуру торможения в конце трубы

(рис. 2.5).

Г л а в а III. О П РЕД ЕЛ ЕН И Е РЕАКТИВНОЙ СИЛЫ

Величину реактивной силы R можно определить с помощью теории об изменении количества движения. Так, внутреннее усилие R, действующее на канал с движущейся по нему жидкостью, можно подсчитать по уравнению

R — G (w>2Wi) -j- P2F2piFu

(3.1)

G - - расход жидкости в кг/с.

Уравнение количества движения в приложении к воздушно-ре­ активному двигателю запишется следующим образом:

R = G„(wa — w„) + Cirwa j - (pt — p„) Fa,

(3. Г).

где Ge — расход воздуха;

Gtw a— количество движения, создаваемое топливом;

wa и ра— скорость и давление в выходном сечении двигателя; и ра — скорость и давление в набегающем потоке.

Для реактивного двигателя это уравнение несколько упрощает­ ся, так как окислитель и горючее находятся на борту летательного аппарата, поэтому реактивная сила R будет определяться только

выходным импульсом продуктов сгорания

 

 

R = (Goк 4 Gr) Wa+

(р„ р„) Гл.

(3. 1")

Расчетным

режимом

истечения

считается такой,

при котором

Р&~ Р\й тогда

уравнения

(3.1') и (3.1") упрощаются.

Кроме того,

усилие, создаваемое секундным количеством движения от топлива, составляет 1—3% от общей силы R, поэтому членом GTwa в урав­ нении (3. 1') часто пренебрегают.

Уравнение (3. 1) можно преобразовать, заменив в нем площади

1\ п Г2 через расход,

а скорость записать ш = Я,йкр.

Тогда при

J\* — T2* уравнение

(3.1)

 

Я - С Я к р ^ - ^ г а * ) - * ^ , ) ] ,

(3.2)

где

Gw + pF

? ( л )

GdKapKpFK

45


Газодинамическая функция z(k) характеризует полный относи­ тельный импульс газа в сечении F. Величина z (Я) затабулирована

и приведена в таблице Приложения.

 

 

 

что по­

Оперируя уравнением

(3.2),

необходимо иметь в виду,

мимо сил,

действующих на внутренние стенки канала

от

потока

жидкости,

могут также

действовать внешние

силы

давления,

если площади F\ и F2 отличаются одна от другой. Уравнение (3.2)

позволяет определить направление действия силы R, которое зави­

сит от знака квадратной скобки. При z(k2) > г (Х i) сила

/? > 0 и

направлена против потока; при

z(k2) <iz(ki) — внутренняя сила

/ ( < 0 и направлена но потоку.

 

 

 

и

крити­

Если в уравнение (3.2) подставить значение расхода

ческой скорости звука через параметры торможения,

то

получим

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

[2(*s )~

z(*,)] -

 

(з-з)

При этом надо иметь в виду, что

q(h)Fi = q(K2)F2^=FKP.

Уравнение (3. 3) интересно тем, что наглядно показывает зави­ симость внутреннего усилия от давления р* перед сечением, кото­ рое определяет расход и независимость силы от температуры Т*. Последняя повлияет на расход либо на размер проходных сечений.

При определении реактивной

силы удобно пользоваться

газо­

динамическими функциями f(k)

и г (к).

плотностью потока

им­

Функцию f(k) называют приведенной

пульса

ppw2

 

 

Gw + pF

(!+>•*) P(>-).

(3.4)

p*F

=

P*

 

 

Эту функцию можно записать через q(k) и z (Я):

1

*(*) *(*,).

(3' 5)

Функция г (к) есть отношение статического импульса к полному импульсу в том же сечении

pF

_

р

Т(к)

(3.6)

Gw -f- pF

 

р -(- pw*

1-f- к2

 

 

Функцию г (к) можно выразить через другие газодинамические функции

г (» = £ < « - _

 

1

1

(3.7)

ИМ

 

 

 

у (к) z(k)

46


В уравнения для реактивной силы входит в том или ином соче­ тании полный импульс, который можно записать через функции f(k) или г (к) :

 

 

Gw-\~pF = p * f ( k ) = ^ .

 

(3.8)

Используя

эти

зависимости,

уравнение для

тяги

двигателя

или воздушно-реактивного двигателя на

старте

(шн =

0) можно

записать через функции f(k)

и г(к). Так как

 

 

 

 

R = Gwt -}

(pt — p„) Fa,

 

 

то, используя

(3. 8),

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

Я = p lF J О',) — P„F,-

 

 

Вводя яс = — — степень расширения

газа в сопле, получим

 

Р*

R = P uFaК / (> -,)-!]

 

(3.9)

или

 

 

R = P«FaК /('а ) — 11 — GwH,

 

(3.90

 

 

а с помощью функции г (к)

 

 

 

 

 

 

 

 

R = РпРа

 

 

1

 

 

 

 

 

PttrQ-a)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рл

 

 

Используя степень иерасчетности сопла п ~ — , получим

 

 

 

 

 

 

Рн

 

 

 

 

R = p„Ft

 

1

 

(3 .10)

 

 

 

 

г

( К )

 

 

 

Для ВРД

в условиях

полета

уравнения (3.9) и

(3.10) за­

пишутся (без учета GTaya)

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Gw„.

 

(3. юо

 

 

R = Р*1"а

 

 

Г 0 а)

ЗАДАЧИ

3.1. Баллон высокого давления и большой емкости установлен

на подставку для наполнения возду­

 

 

 

хом (рис. 3. 1). На какое усилие не­

 

 

 

обходимо рассчитывать хомуты, кре­

 

 

 

пящие

баллон к

раме,

на

случай

 

 

 

обрыва

воздухоподводящего

трубо­

I

S

I S

провода диаметром

40 мм при мак­

б' / / / / / / / / / / / / / / / 7 ,

симальном давлении в

баллоне

 

 

 

250 бар? Внешние

условия

считать Ь'пс. 3. 1. Баллон

сжатого воз­

стандартными.

 

 

 

духа

на подставке

47


3.2. Определить размеры реактивного сопла (£>кр, Е>а), tflry двигателя на старте и скорость потока на срезе сопла дви­ гателя, у которого известны давление и температура в камере

сгорания рк — 20

бар,

Т*к — 3000 К,

расход

продуктов

сгорания

через сопло

G =

250 кг/с,

газовая

постоянная У? = 313 дж/кг К и

показатель адиабаты

/е =

1,25.

За

расчетный

режим

принять ра­

боту двигателя на земле

(Во =

760 мм рт.

ст.).

 

 

 

3.3. При

каком

числе М полета

у

земли (Го = 2 8

8 К, В0=

=-760 мм рт.

ст.)

тяга

турбореактивного

двигателя

с

простым

соплом будет создаваться только за счет избытка давления на срезе реактивного сопла? Известно, что полная температура в реактив­

ном сопле Г* = 900 К. Постоянные для реактивного сопла принять:

k

1,33;

R =287

дж/кг К-

 

у

земли

(В0= 1

бар)

имеет

 

3.4. Двигатель,

работающий

давление

в камере сгорания

рк =

21

бар, температуру

про­

дуктов сгорания Гк =2220 К

и расход

продуктов

сгорания

G —

=

10 кг/с.

Определить идеальную тягу двигателя при полном рас­

ширении в сопле и размеры

сопла (DKp

и

Z)a), приняв А =1,25

иR — 295 дж/кг К.

3.5.Турбореактивный двигатель имеет простое сужающееся

сопло с площадью выходного сечения Fc — 0,3 м2, полное давление

в реактивном сопле рс = 3,2 бар,

полная температура Г с = 1000К.

Определить

тягу двигателя на старте, считая внешнее

давление

р и= 1 бар.

Как изменится тяга двигателя,

если обеспечить полное

расширение газа в сопле, какова должна быть при этом

площадь

выходного сечения сопла Га ? Постоянные величины

для

газа в

сопле принять: к =1,33; R — 287 дж/кг К.

 

 

 

3.6. При скорости полета ин=

1200 км/час на высоте #=7000

полное давление в реактивном

сопле рс = 3 ,6 бар,

температура

ГС= 960 К ,

площадь выходного

сечения

простого

сужающегося

сопла Fc — 0,3 м2. Определить, какова потеря в тяге

от неполного

расширения газа в сопле на заданном режиме полета? Постоянные длй газа в сопле принять: /г = 1,4; У? = 287 дж/кгК.

3. 7. Давление и температура газа за турбиной турбореакти ного двигателя р* — 2,5 бар\ Т* = 1000 К. Двигатель имеет простое сужающееся сопло с площадью / ' = 0,4 м2. Определить тягу дви­ гателя при полете на высоте 15000 м со скоростью 1200 км/час. Как изменится тяга двигателя на заданном режиме полета, если обеспечить форсирование тяги за счет подвода тепла после турби­

ны до Тф = 2000К, и как надо изменить площадь проходного сече­ ния сопла, чтобы сохранить тот же расход газа. Постоянные при­ нять: 6=1,33; R = 290 дою/кг К-

3.8. При испытании турбореактивного двигателя на стенде бы

ли замерены

тяга R = 94 000

II, статическое давление на срезе

сопла ра = 1,9

бар,

температура торможения за турбиной 1050 К,

площадь выходного

сечения

сопла Fа = 0,35 м2. Определить, до

48