Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
скорость колебаний характеристик механизма, амортизации и фун дамента, а также оптимальный подбор этих характеристик для обе спечения минимального потока колебательной энергии в фундамент ные конструкции значительно упрощается.
Когда виброизолирующая система представляет собой набор одинаковых амортизаторов т и совершает мало связанные вдоль различных направлений линейные колебания (практически важный частный случай), выражения (2.63) для каждого направления пре образуются следующим образом:
°Qio = |
°2,-о9/эФФ Н“ °Фо |
|
|
Q i = / П ^ Лм (] г зфф |
-j- m Z i i |
{q /ф’ Ц £) Ц /ф. эфф; |
|
|
(^9*ф)^эфф |
^^ч7Лф^£ф. эфф, |
(2.64) |
°Q ^i — ° 2 (ф? /ф. эфф* |
|
||
где Z?"A„, г'иАмф, Z/Тафль |
г'г'"Аф — обычные входные и |
переход |
ные механические сопротивления амортизаторов четырехполюсни ков [41 ].
Пространственный коэффициент корреляции вибрационных ско
ростей R (qtф, q() |
на входе и |
выходе |
виброизолирующей системы |
|
в общем случае |
колебаний |
определяется по формуле |
||
|
о , ' |
-ч |
ф |
Ч ч* |
|
R (Я /ф> Я i) |
-ф |
т Я ;ф. эффЯ <эфф
При однонаправленных колебаниях
%ф + ^ » А Ф
Д(?/Ф.<7<) =
т ^ПАФМ
Я 1’Ф- эфф } |
(2.65) |
Я гэфф |
|
где первый множитель — комплексное отношение колебательных скоростей на входе и выходе амортизатора, установленного на фун даменте с сопротивлением °Z(^//n.
Поэтому выражение (2.65) для |
R (д(ф, ^£) можно представить |
в виде |
0 7 I „ 7 п п |
|
|
— i arg |
2 1 ф + т 2 И А ф |
т7ПП |
|
Я(<7*Ф. 4t) = e |
т ^ПАФМ |
|
Первую строку уравнения (2.64) можно записать следующим образом:
°С*о= (% о+ % с)5„ФФ. |
(2-66) |
где °Z(C — эффективное входное сопротивление системы амортиза ция—фундаментные конструкции.
79
При работе на амортизаторах, сопротивление которых значи тельно меньше сопротивления фундамента, °Z,C равно суммарному входному сопротивлению амортизаторов в режиме холостого хода
Оу |
7 /tfl |
|
Тогда |
с — Ш А > ц а . х . х* |
|
|
|
|
QiO = ( Z[0 “Ь mZila. х. х) CJ, эфф |
(2.67) |
Если колебательный процесс в системе имеет стационарный слу чайный характер, то матричные уравнения, характеризующие энер гетические соотношения в системе механизм—виброизолирующая конструкция—фундамент, принимают вид
s{Q0,q) = Z0s(q,q) + s(Q,q), |
|
||
s (Q, q) = ZAMs(q, q) -f- ZAM0s (q$, q), |
(^.bo) |
||
— • |
—- — • • |
— — . . |
|
^*(Фф» Яф) |
^АФМ^ {Яi 9ф) |
^Аф^ (.9ф\ 9ф)» |
|
Н<2ф, ?Ф) = ^ ф5(9ф,?ф)-
Спектральная плотность колебательной энергии в каком-либо сечении определяется как сумма диагональных членов матрицы вза имных спектральных плотностей динамических сил и скоростей в данном сечении
~s(WM) = Sps(Q0,q),
s(WMM) = Sp[Z0s(q,q)}, |
(2.69) |
s(W^) = Spl(Q,q),
5 ( # ф) = 5 р5 ((? ф,9 ф ).
Эффективные сопротивления и спектральная плотность обобщенной эффективной силы при стационарном случайном характере вибрационных процессов
°z,.= A |
s(Wi) |
. |
(2.70) |
|
, |
» |
|||
|
[ s(<? [Эфф)]2 |
|
|
|
s (°Qi) |
_ |
sO^i) |
|
(2.71) |
|
s (? 1'эфф) |
|
||
|
|
|
|
|
где s (qi m ) = У ± S ps yqt, qt) ■— усредненное |
(по квадратичному |
закону) по периметру сечения эффективное значение спектральной плотности колебательной скорости.
Для стационарных случайных колебаний уравнения, включающие эффективные сопротивления и спектральные плотности обобщенных эффективных сил, аналогичны выражениям (2.63) и (2.64) (с исполь зованием соответствующих обозначений).
Введение обобщенных эффективных сил и эффективных сопро тивлений (наряду с резким упрощением уравнений, описывающих
80
колебаний сложной активной механической системы) облегчает про цесс экспериментального их определения. Эффективное сопроти вление фундамента можно определить экспериментально при работе механизма и при отсутствии механизма на фундаменте. Например, когда имеется т одинаковых амортизаторов под работающим меха низмом, величину °Z(-ф (со) можно вычислить по данным измерений вибрационных скоростей на входе и выходе амортизаторов по фор муле
|
S (^ /1'АФм(<0) Ак + ^ CiАф (ш) [ Ч?ф. эфф]"} |
|
°2,-ф(С0): |
ft=l |
(2.72) |
|
||
|
|
S [ 9/ф .эфф ]" |
где Д* = ki (м) — перепад |
А = 1 |
|
скоростей на k-м амортизаторе. |
||
Ч1ф(“) |
|
|
До |
установки механизма на фундамент эффективное сопротивле |
ние |
можно определить при искусственном возбуждении фунда- |
|
1 |
Рис. 23. Схема установки для измерения эффективных сопротивлений конструкций.
мента с помощью специального устройства (рис. 23). Оно имеет жест кую конструкцию — балку 2 с установленными на ней вибраторами 1. Устройство крепится к опорной поверхности фундамента через амортизаторы 3 с известными механическими сопротивлениями. Вибраторы возбуждают примерно равномерное поле вибрации на опорной поверхности балки.
При работе вибраторов производят измерение перепадов скорости вибрации на входе и выходе амортизаторов и по формуле (2.72) рассчитывают °Z,ф (со) или °Z,^ (Дсо). Практика показывает, что на средних и высоких частотах, когда механизм не колеблется как це лое тело, для получения достоверных значений °Z;$ с помощью этого устройства достаточно обеспечить равномерное поле сил и вибрации на опорной поверхности балки.
Аналогично экспериментально определяют и эффективное сопро тивление свободного механизма °Zl0. Механизм подвешивают; и
6 В. И. Попков |
81 |
к его опорной поверхности крепят устройство для измерения °Z/0. После измерения перепадов на амортизаторах расчет °ZiQ произво дят по формуле (2.72).
В диапазоне частот 1— 10 000 Гц можно построить обобщенную характеристику эффективного сопротивления судовых механизмов. Общий вид этой характеристики (с условными значениями частот) представлен на рис. 24. На низких частотах Im°Z,0 = /сотм. После антирезонанса и до частоты / с мнимая часть сопротивления носит упругий характер: lm°Zi0 =
I, дин-cjcu
Рис. 24. Обобщенная частотная характеристика эффективного сопротивления механизмов.
/ — модуль | °Zio |; 2 — действительная часть сопротивления °Z1().
Выше fc сопротивление °Zl0 активно и не зависит от частоты. На частоте /с модуль |°Zl0| определяют по формуле
^эфф
1%о1 2л/с *
где 5 Эфф /?iaSCp,
та— число амортизаторов под механизмом;
SCp = £ Sjp:
i —1
р— число участков опорного фланца механизма между реб рами жесткости или число лап (для механизмов типа
электродвигателя);
S ( — жесткость опорной пластины отдельного участка.
E |
h j |
Ь , |
S, = ■ |
i |
7i |
W |
|
На рис. 25 представлены возможные конструкции опорного фланца механизмов. Буквами а, в и h обозначены размеры опорной
82
пластины механизма. Значения коэффициента (3£ приведены ниже
Vf |
2 , 0 |
1,5 |
1,4 |
1 , 2 |
1 , 0 |
|
P f |
0,078 |
0,106 |
0 , 1 1 2 |
0,127 |
0,14 |
|
У1 |
0,833 |
0,714 |
0 , 6 6 6 |
0,5 |
0,333 |
|
P i |
0,151 |
0,1575 |
0,16 |
0,1646 |
0,166 |
|
Частоту |
/с можно |
рассчитать по формуле |
|
|||
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
Ъ п |
|
|
|
|
|
/с |
i= |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Причем |
f t = 2п |
V - |
—j— > |
если |
опорный фланец корпуса |
механизма представляет собой пластину с ребрами жесткости
Рис. 25. Возможные конструкции опор |
|
|
|
||||
ного фланца механизмов: а — опорная |
|
|
|
||||
пластина |
с |
ребрами |
жесткости; |
б — |
|
|
|
рамная |
коробчатая |
конструкция. |
|
|
|
||
(рис. 25, а), |
и /; = |
1 23 96 |
/ ” ^ . |
если опорный |
фланец |
||
-^------ 'т~Л/ |
——> |
||||||
|
|
|
гп aj |
у |
рЛ£ |
|
|
представляет |
собой |
рамную коробчатую |
конструкцию (рис. |
25, б), |
В данных формулах Dc представляет собой изгибную жесткость опорной пластины i-ro участка. Способ определения действительной части сопротивления °Z£0 ясен из графика рис. 24.
6* |
83 |