Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скорость колебаний характеристик механизма, амортизации и фун­ дамента, а также оптимальный подбор этих характеристик для обе­ спечения минимального потока колебательной энергии в фундамент­ ные конструкции значительно упрощается.

Когда виброизолирующая система представляет собой набор одинаковых амортизаторов т и совершает мало связанные вдоль различных направлений линейные колебания (практически важный частный случай), выражения (2.63) для каждого направления пре­ образуются следующим образом:

°Qio =

°2,-о9/эФФ Н“ °Фо

 

Q i = / П ^ Лм (] г зфф

-j- m Z i i

{q /ф’ Ц £) Ц /ф. эфф;

 

 

(^9*ф)^эфф

^^ч7Лф^£ф. эфф,

(2.64)

°Q ^i — ° 2 (ф? /ф. эфф*

 

где Z?"A„, г'иАмф, Z/Тафль

г'г'"Аф — обычные входные и

переход­

ные механические сопротивления амортизаторов четырехполюсни­ ков [41 ].

Пространственный коэффициент корреляции вибрационных ско­

ростей R (qtф, q()

на входе и

выходе

виброизолирующей системы

в общем случае

колебаний

определяется по формуле

 

о , '

ф

Ч ч*

 

R /ф> Я i)

т Я ;ф. эффЯ <эфф

При однонаправленных колебаниях

%ф + ^ » А Ф

Д(?/Ф.<7<) =

т ^ПАФМ

Я 1’Ф- эфф }

(2.65)

Я гэфф

 

где первый множитель — комплексное отношение колебательных скоростей на входе и выходе амортизатора, установленного на фун­ даменте с сопротивлением °Z(^//n.

Поэтому выражение (2.65) для

R (д(ф, ^£) можно представить

в виде

0 7 I „ 7 п п

 

i arg

2 1 ф + т 2 И А ф

т7ПП

Я(<7*Ф. 4t) = e

т ^ПАФМ

 

Первую строку уравнения (2.64) можно записать следующим образом:

°С*о= (% о+ % с)5„ФФ.

(2-66)

где °Z(C — эффективное входное сопротивление системы амортиза­ ция—фундаментные конструкции.

79



При работе на амортизаторах, сопротивление которых значи­ тельно меньше сопротивления фундамента, °Z,C равно суммарному входному сопротивлению амортизаторов в режиме холостого хода

Оу

7 /tfl

 

Тогда

с — Ш А > ц а . х . х*

 

 

 

QiO = ( Z[0 “Ь mZila. х. х) CJ, эфф

(2.67)

Если колебательный процесс в системе имеет стационарный слу­ чайный характер, то матричные уравнения, характеризующие энер­ гетические соотношения в системе механизм—виброизолирующая конструкция—фундамент, принимают вид

s{Q0,q) = Z0s(q,q) + s(Q,q),

 

s (Q, q) = ZAMs(q, q) -f- ZAM0s (q$, q),

(^.bo)

— •

—- — • •

— — . .

^*(Фф» Яф)

^АФМ^ i 9ф)

^Аф^ (.9ф\ 9ф)»

 

Н<2ф, ?Ф) = ^ ф5(9ф,?ф)-

Спектральная плотность колебательной энергии в каком-либо сечении определяется как сумма диагональных членов матрицы вза­ имных спектральных плотностей динамических сил и скоростей в данном сечении

~s(WM) = Sps(Q0,q),

s(WMM) = Sp[Z0s(q,q)},

(2.69)

s(W^) = Spl(Q,q),

5 ( # ф) = 5 р5 ((? ф,9 ф ).

Эффективные сопротивления и спектральная плотность обобщенной эффективной силы при стационарном случайном характере вибрационных процессов

°z,.= A

s(Wi)

.

(2.70)

,

»

 

[ s(<? [Эфф)]2

 

 

s (°Qi)

_

sO^i)

 

(2.71)

 

s (? 1'эфф)

 

 

 

 

 

где s (qi m ) = У ± S ps yqt, qt) ■— усредненное

(по квадратичному

закону) по периметру сечения эффективное значение спектральной плотности колебательной скорости.

Для стационарных случайных колебаний уравнения, включающие эффективные сопротивления и спектральные плотности обобщенных эффективных сил, аналогичны выражениям (2.63) и (2.64) (с исполь­ зованием соответствующих обозначений).

Введение обобщенных эффективных сил и эффективных сопро­ тивлений (наряду с резким упрощением уравнений, описывающих

80


колебаний сложной активной механической системы) облегчает про­ цесс экспериментального их определения. Эффективное сопроти­ вление фундамента можно определить экспериментально при работе механизма и при отсутствии механизма на фундаменте. Например, когда имеется т одинаковых амортизаторов под работающим меха­ низмом, величину °Z(-ф (со) можно вычислить по данным измерений вибрационных скоростей на входе и выходе амортизаторов по фор­ муле

 

S (^ /1'АФм(<0) Ак + ^ CiАф (ш) [ Ч?ф. эфф]"}

°2,-ф(С0):

ft=l

(2.72)

 

 

 

S [ 9/ф .эфф ]"

где Д* = ki (м) — перепад

А = 1

скоростей на k-м амортизаторе.

Ч1ф(“)

 

 

До

установки механизма на фундамент эффективное сопротивле­

ние

можно определить при искусственном возбуждении фунда-

 

1

Рис. 23. Схема установки для измерения эффективных сопротивлений конструкций.

мента с помощью специального устройства (рис. 23). Оно имеет жест­ кую конструкцию — балку 2 с установленными на ней вибраторами 1. Устройство крепится к опорной поверхности фундамента через амортизаторы 3 с известными механическими сопротивлениями. Вибраторы возбуждают примерно равномерное поле вибрации на опорной поверхности балки.

При работе вибраторов производят измерение перепадов скорости вибрации на входе и выходе амортизаторов и по формуле (2.72) рассчитывают °Z,ф (со) или °Z,^ (Дсо). Практика показывает, что на средних и высоких частотах, когда механизм не колеблется как це­ лое тело, для получения достоверных значений °Z;$ с помощью этого устройства достаточно обеспечить равномерное поле сил и вибрации на опорной поверхности балки.

Аналогично экспериментально определяют и эффективное сопро­ тивление свободного механизма °Zl0. Механизм подвешивают; и

6 В. И. Попков

81


к его опорной поверхности крепят устройство для измерения °Z/0. После измерения перепадов на амортизаторах расчет °ZiQ произво­ дят по формуле (2.72).

В диапазоне частот 1— 10 000 Гц можно построить обобщенную характеристику эффективного сопротивления судовых механизмов. Общий вид этой характеристики (с условными значениями частот) представлен на рис. 24. На низких частотах Im°Z,0 = /сотм. После антирезонанса и до частоты / с мнимая часть сопротивления носит упругий характер: lm°Zi0 =

I, дин-cjcu

Рис. 24. Обобщенная частотная характеристика эффективного сопротивления механизмов.

/ — модуль | °Zio |; 2 — действительная часть сопротивления °Z1().

Выше fc сопротивление °Zl0 активно и не зависит от частоты. На частоте /с модуль |°Zl0| определяют по формуле

^эфф

1%о1 2л/с *

где 5 Эфф /?iaSCp,

та— число амортизаторов под механизмом;

SCp = £ Sjp:

i —1

р— число участков опорного фланца механизма между реб­ рами жесткости или число лап (для механизмов типа

электродвигателя);

S ( — жесткость опорной пластины отдельного участка.

E

h j

Ь ,

S, = ■

i

7i

W

 

На рис. 25 представлены возможные конструкции опорного фланца механизмов. Буквами а, в и h обозначены размеры опорной

82

пластины механизма. Значения коэффициента (3£ приведены ниже

Vf

2 , 0

1,5

1,4

1 , 2

1 , 0

P f

0,078

0,106

0 , 1 1 2

0,127

0,14

У1

0,833

0,714

0 , 6 6 6

0,5

0,333

P i

0,151

0,1575

0,16

0,1646

0,166

Частоту

/с можно

рассчитать по формуле

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

Ъ п

 

 

 

 

i=

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Причем

f t = 2п

V -

—j— >

если

опорный фланец корпуса

механизма представляет собой пластину с ребрами жесткости

Рис. 25. Возможные конструкции опор­

 

 

 

ного фланца механизмов: а — опорная

 

 

 

пластина

с

ребрами

жесткости;

б

 

 

 

рамная

коробчатая

конструкция.

 

 

 

(рис. 25, а),

и /; =

1 23 96

/ ” ^ .

если опорный

фланец

-^------ 'т~Л/

——>

 

 

 

гп aj

у

рЛ£

 

 

представляет

собой

рамную коробчатую

конструкцию (рис.

25, б),

В данных формулах Dc представляет собой изгибную жесткость опорной пластины i-ro участка. Способ определения действительной части сопротивления °Z£0 ясен из графика рис. 24.

6*

83