Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

klt3 = -----волновое число изгибных колебаний

балки DC.

Для определения сопротивления 2Z0K(со) рассмотрим крутиль­ ные колебания балки ВС под действием крутящего момента в ее начальном сечении (х = / х; у = 0). Это сопротивление не оказы­ вает значительного влияния на изгибные колебания балки ВС, поэтому при расчете 2Z0K(со), как и 3Z0F (со), допустим, что угол

поворота

конечного

сечения

балки

=

/ х;

у /2) равен нулю.

В таком

случае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

% K H

=

/ ^ c

t g £

K2/2-

(5.14)

Переходное

сопротивление

балки ВС

 

*znF(«>) =/• W ? ,2 (С2— 5 а) (cos кП2у) +

(С2 +

5 а — 1) sin kn2y +

 

 

 

 

 

 

А„— 1

 

 

 

 

-J- (<S2 С24-

1) sh к}\2у .

(5.15)

Выражение

для

резонансных частот

конструкции имеет вид

 

 

 

сор = Асо +

У (Дмf +

иор,

(5.16)

где

соОр = ~

— резонансная частота свободной балки АВ\

 

 

а = ( 4 п - 1 ) ± .

 

В общем случае

Асо — комплексная величина

 

 

 

Асо = Д©х -\- j Дсо2 =

 

 

 

Im 2ZOF(co) + - ^ I m 2ZOK(со)

+

 

 

11

 

 

+

/ Re2Z0f(w) + ~уг Re2Z0K.(со)

(5.17)

 

 

‘I

 

Из уравнения (5.17) видно, что А©! характеризует сдвиг круговой резонансной частоты при присоединении к балке А В нагрузки, а А©2 — увеличение ширины резонансной кривой, т. е. величину внесенного дополнительного затухания колебаний. Величины Д©х и А©2 оценивают по известным сопротивлениям нагрузки.

158


В центре балки АВ приложен изгибающий момент М. В этом случае входное и переходное сопротивления конструкции

% м (")

l z n. И ( “

2

С\ — 5^

(5.18)

 

/со 1+ А

)

j '2EiJi^hi X

 

 

ш

 

Сх —

^ ____—_____________________ i___ ±—_________________ _______

(Ci — Sj) (sin k\\\X -j- sh k}iiX) -f- (1 — Ai — Si) cos кщХ-j- (1 — -(- Si) chk^x (5.19)

Переходная податливость Мп ы(со гу) от места действия момента

до любого сечения балки ВС

 

М„. н К

_________ ~Z0f (ш)__________

(5.20)

У) = !Zn. м (со, а: = 1у, у = 0)2Zn/r (ш,;/)

Входящие в это

уравнение коэффициенты 2Z0F (со),

ZnF (со, у)

вычисляют по формулам (5.9) и (5.15).

действии

Сопротивление 3Z0F (со) в этом случае определяют при

на граничные сечения равных, но противофазных перерезывающих сил

32 0г (со) =

W « 3 sin Аиз^з

^нз^з cos ^нз^з sh ^«3/3 sin£ц3^з sh £ц3/3

1— cos Аиз/з ch £из^з

 

 

(5.21)

Резонансные колебания опорной конструкции возможны на частотах

_

«м

■^1^1

соор

,2

 

Ч

рА

при а м л* (4/г + 1)

 

 

Из сравнения коэффициентов а и а м видно, что резонансные частоты конструкции при действии изгибающего момента располо­ жены на более высоких частотах, чем при возбуждении силой.

§22 Способы уменьшения передачи вибрации по корпусам механизмов

Виброизолирующие подшипниковые опоры.. В машиностроении давно используют демпфирующие вкладыши для снижения вибрации роторов вблизи критической частоты вра­ щения. В качестве примера можно упомянуть упруго-демпферные опоры П. Л. Капицы, Б. А. Антипенкова, демпферную опору Парсона. Внося в систему значительное трение, демпфирующие вкладыши, однако, не обеспечивают заметной виброизоляции ротора от корпуса ввиду большой собственной жесткости. В последнее время для

159



получения виброизолирующего эффекта

конструкторы

прибегают

к значительному снижению жесткости

подшипниковых

опор [25,

36], вплоть до перевода ротора в закритический режим работы. Осуществить это удается введением в подшипниковые опоры специаль­

ных упругих элементов.

Упругие элементы в подшипниковых опорах (или в других частях корпуса) разделяют корпус механизма на две колебательные системы. На высоких частотах упругие виброизолирующие элементы кор­ пуса маханизма и амортизаторы во многих случаях работают изо­ лированно и поэтому общий виброизолирующий эффект можно

определить

как сумму виброизоляции на каждом упругом слое.

На низких

частотах образуется вибрационная система: масса т х

(в случае расположения упругих элементов в подшипниках т х равна массе ротора т р); упругие элементы, масса /п2; амортизация (упругость); фундамент. Проанализируем зависимость виброизо­ лирующего эффекта этой системы от жесткости упругих элементов. В общем случае виброизолирующие свойства корпуса механизма и амортизации ВИ (со) характеризуются соотношением колебатель­ ных энергий, излучаемых в фундамент при наличии средств изо­

ляции (упругие элементы, амортизация) вибрации в системе

WK+a (со)

и отсутствии их

(со),

 

 

ВИ<“ >= Т & Л 5 Г

<5'22>

Вдецибельном выражении виброизолирующий эффект корпуса

иамортизации складывается из виброизолирующего эффекта соб­ ственно корпуса LbHk (со) и виброизолирующего эффекта собственно амортизации LBHa (со)

L b H (со) — ^-ВИк (Ш) +

^ВИа (“ )',

W » ) = 1 0 1 g g $ ;

£виа(й) = *0 [2

'

При однонаправленных низкочастотных колебаниях механизма, имеющего внутренние упругие элементы,

 

ReZ<j,(со)

са2т1

 

| Мф(ш) |2 х

 

 

ш

"5 Г

 

Шсот//Ц. — SjCO

 

X

, .. ,

. , .

 

 

Sa

Ф

"I- I Sj/nг— со2т1т2-|-Sjm,,

(5.23)

^-ви (со) = 10 lg

Re,

 

 

/ ^ - + Мф(со)

 

со

 

 

 

/ 5~ + Л,ф(<°),

 

Si

 

 

 

 

 

сот,

 

 

X М Ф (и) Ч

 

 

 

 

/ s lin i — со2т хт 2 -J- Sjpu

 

160


где

и Sa — жесткость упругих элементов в корпусе механизма

иамортизации соответственно.

Вдецибельном исчислении для однонаправленных колебаний виброизолирующий эффект по энергии равен виброизолирующему эффекту системы, определенному как 20 lg отношения колебатель­ ных скоростей фундамента до и после использования средств изо­ ляции.

При

необходимости учета влияния трения

коэффициенты 5 г

и Sa рассматривают как комплексные величины

S x = (1 +

/т]1) |5 1.|

и Sa

=

(1 + /г)а) | S a|, где г]! и г)а — коэффициенты потерь

в упру­

гих

элементах и амортизации.

 

 

Допустим, податливость механизма и амортизации значительно больше податливости фундамента. В диапазоне частот колебания механизма как целого это условие во многих случаях соблюдается.

Тогда

 

 

т2+ оц

ВИ (со) =

SiSa

со2

 

 

Sa

Минимальна виброизоляция

системы механизм— амортизация

на частотах

 

 

 

Первая частота со0 примерно соответствует частоте собственных колебаний механизма как твердого тела на амортизаторах соа. Если

Si/Sa <

1,5, величина со0

сдвинута относительно соа

в сторону

низких

частот. Например,

при S J S a = 0,6 этот сдвиг

составляет

около 10%. Вторая частота сс»! обусловлена наличием в механизме дополнительного упругого слоя и зависит от жесткости упругих элементов и соотношения масс т 1 и т 2 корпуса механизма.

На рис. 68 и 69 приведены частотные характеристики вибро­ изолирующего эффекта однонаправленных вертикальных низко­ частотных колебаний для нескольких значений отношения масс

и т 2, а также жесткостей S x и Sa.

По оси абсцисс отложено безраз­

мерное значение параметра а = со/соа.

Виброизоляция

минимальна

при а

0 = со/со0 и

= с о / с о У

судовых механизмов

отношение

массы

ротора

к массе

корпуса

=

0,2ч-0,4. Жесткость упругих

элементов в

подшипниковых опорах

 

 

S 1^ 2 - 0 ,3 S a.

Из рис. 68 видно, что при m-Jm2 = 0,5 и S 1/Sa = 0,6 минимумы виброизолирующей эффективности вертикальных колебаний сле­

дует ожидать на

частотах

со0 =

0,9

соа ^соа = |

/

и

«! =

= 1,9 соа. Если

S 1/Sa = 2, со0 *=»

юа,

о»! = 3,Зсоа.

 

 

крепления

Выбор жесткостей опор

ротора и

амортизирующего

производят, чтобы обеспечить работу

механизма

вне

резонансных

11 В. И. Попков

161