Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(причем v = у при у = 1, 2, 3, 6, v = 2 и 4 при у = 4, v = 1 и 5

при у = 5).

На средних и высоких частотах связью между колебаниями участков контакта механизма с опорными и неопорными связями зачастую можно пренебречь. Обоснуем возможность упрощения общих уравнений колебаний механизма на основании результатов экспериментальных исследований. Для наглядности преобразуем уравнения (1.15) применительно к линейным составляющим:

m1

6

Е

Е "Qr (to) Ж ОИ = ? :• » [1 + ЛСо (О))Z'llа. х. х (03)] +

11=1 г = 1

тб

+

Е

Е < ‘о (®) Е ?v (со) Z&. х. х (со), 1 = 1, 2, 3

(1.17)

 

/г=1 /= 1

V

 

(причем v — j

при / = 1,

2, 3, 6, у ф г при k = п, v = 2 и

4 при

у = 4, v =

1 и 5 при у =

5).

 

Первый член уравнения содержит точечные механические сопро­ тивления и податливости амортизатора и механизма в том участке и направлении, в котором оценивается скорость вибрации. Второй член характеризует степень влияния сил реакции в других точках

контакта и направлениях на уровень вибрации q'l (со).

Степень переноса сопротивлений амортизаторов k в район рассмат­ риваемого n-го участка контакта механизма характеризуется отно­

шением коэффициентов податливости М/Ц (со) и М""о (со),

где k Ф п.

Механические сопротивления п-го амортизатора по

отношению

к у'-м обобщенным силам Q" (со) также влияют на уровни £-й соста­

вляющей вибрации ql (со). Роль конструкций механизма в переносе этих реакций определяется отношением коэффициентов М'}[о (со) и

М"1о (со) при у Ф г.

На рис. 4—6 приведены частотные характеристики отношения входных и переходных податливостей конструкций свободных

механизмов (электродвигателей.) Коэффициенты М% (а)/Мззо (со),

Музо (со)/уИззо (со) измерялись экспериментально, т. е. исследова­ лось влияние сил реакций в различных участках опоры механизма на вертикальную вибрацию n-го участка его опорной поверхности.

Результаты

исследований

показали,

что

отношение

Mfзо (со)/7Иззо (со)

(см. рис. 4) при у = 4, 5, 6

значительно меньше

единицы. Малы также коэффициенты М "зо (со)/Мззо (со) (у = 4, 5, 6) для одного участка контакта механизма с опорами (рис. 5).

Таким образом, моменты реакции, возникающие в районе креп­ ления амортизаторов к механизму, в малой степени влияют на вер­ тикальные составляющие вибрации его опорной поверхности. Анализ соотношений уровней вертикальной и поворотной вибрации (рис. 7) опор судовых механизмов, а также соотношений механических со­ противлений амортизаторов по отношению к силам и моментам пока­ зывает, что в среднем

йз (со) ZS& (со) « ifi (со) Z% (со) (у = 4, 5, 6).

21


Рис. 6. Частотная характеристика отношения

22

4‘>,s,elj i

10

J

1

0,3

0,1

11ICM

о

0

* - 1

— 2

о

 

o - J

 

о—4

д

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

д 0

 

 

 

 

 

-Й°

0

00

Д

 

 

 

а

 

°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

° А

О Д

-п ж

____

 

 

 

»4«"

□о

 

 

 

 

с5х

°

 

 

X

 

 

 

Л " * *

°х

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

жХх

к

 

 

 

 

АX

 

Я

<]

х

*

 

 

□ >хх

XX

 

 

ха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

--- ----------- п--------

 

 

 

ОХ

X

 

 

 

 

А

 

 

0,03

10

10г

10J

f,r<j

Рис. 7. Соотношение уровней поворотных и линейных составляющих виб­ рации механизмов.

/ — газовая турбина; 2 — дизель; 3 — дизель-генератор; 4 — паровая турбина; 5 — электродвигатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

* - 1

 

 

 

 

 

10

 

X

 

 

 

 

 

о —2

 

 

 

°х

'

°

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

XX

о х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

X

 

 

X

о

 

3.0 ______ 5_______

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

о

XX

 

о

 

о

 

 

:<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

о

Оо

°

 

 

о X ~х ° Xох

 

 

хо

 

 

 

X X

 

1.0

 

X *о _ о_

 

 

*--Г5-- °----------------

Оо

° ХО OOUу'го-сГ"х5---°----------

 

х *

°

Xо Xojl

 

хо X

X

 

>

о

о

О

 

 

 

 

 

X

 

 

0о о

 

х

 

 

х °° Xх

 

 

.3J

 

0

0

0

о

 

 

 

 

 

 

 

>

0

 

 

 

0,3

 

лО X

 

"

х

о

Ох

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5------------ ---егх------

 

 

 

 

 

X

 

X

 

о

 

 

о

X

 

0,1

 

 

 

 

 

э

 

о

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

0,03 10

 

 

 

 

10г

 

 

 

 

10°

 

 

f,f4

Рис. 8.

Соотношение

линейных

составляющих

вибрации

механизмов.

 

 

 

 

 

 

I —

чЗЧз, 2 — Чг/чь-

 

 

 

 

23


Из этого можно заключить, что допустимо пренебрегать влия­ нием сопротивления амортизаторов по отношению к моментам на ве­ личину нормальной опорам вибрации механизма.

Аналогичны выводы и для других линейных составляющих. Поэтому в уравнениях (1.15), (1.16) и (1.17) при £=1, 2, 3 индекс j можно варьировать только в пределах 1; 2; 3.

Горизонтальные силы реакции лучше передаются через конст­ рукции механизма и оказывают большее влияние на уровни верти­ кальной вибрации. На низких частотах горизонтальные силы реак­

ции (см. рис. 4) почти полностью передаются

конструкциями

меха­

низма в соседние участки контакта. На

частотах выше 500 Гц зна­

чение

коэффициента М% (со)/Мззо (со)

и

М%10 (со)/Мззо (со)

при

у'=1,

2 составляет все же величину, не превышающую 0,1. Таким

образом, на средних и высоких частотах в некоторых случаях также следует ожидать минимального влияния горизонтальных сил реак­ ции опорных и неопорных связей на уровни вертикальной вибрации. В некоторых случаях такое влияние мало и на низких частотах. Дело в том, что на низких частотах сопротивление амортизирующих креплений по отношению к горизонтальным силам обычно в два-три раза меньше сопротивления по отношению к вертикальным силам. Поэтому при приблизительно одинаковых уровнях линейных соста­ вляющих вибрации (рис. 8)

(со) q3* (со) Дззоа. .х. х (со) » М%>(со) qf (со) Z%. х. х (со) ( / = 1 , 2 ) .

 

С учетом упомянутого, для расчета вертикальной

вибрации

по­

лучаем

следующие приближенные

уравнения:

 

 

 

 

 

т1

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

"Qr (со) " К 30 (со) = qS (со) [1 + Мззо (со) Z&. х. х (со)] +

 

 

и=1

г—1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ 2

Мззо (со) (со) ZAk . х. X(со);

 

 

(1.18)

 

 

 

*=i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кФп

 

 

 

 

 

 

т и 6

 

 

 

т

 

 

 

 

 

2

2 "Qr (со) %0 (со) =

'qnz (со) + £

М £’о (со) 'ql (со) Z§L

х. х (со). (1.19)

н=1 г=1

 

 

 

й=1

 

 

 

 

 

 

Аналогичные уравнения молено использовать и для других ли­

нейных составляющих вибрации.

 

 

 

 

 

 

Уравнение (1.16) для

переходной податливости

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

КМ% о (со) = ИМ% (со) +

£

M ftо(со) "Мкп (со) Z?A. *. х (со)

(£ =

1, 2,

3).

 

 

 

 

к=1

 

 

 

( 1.20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если рабочий узел расположен симметрично относительно точек

крепления

механизма

к

опорам и

Z™a. х. х (со)

= Z?,*. х. х (со),

то

в

первом

приближении

"М",- (со)

= "Mki (со).

Тогда

уравнение

24


(1.20) можно записать в виде

т

"Mnri о (и) = "Мп (со) 1+ z?L X(со) 2 Mfto (со) ( / =1 , 2, 3). (1.21)

л = 1

На рис. 6 приведены отношения входных и переходных податли­ востей конструкций электродвигателя при воздействии вертикаль­ ных сил в районе крепления механизма к амортизаторам. Видно, что только на высоких частотах (выше 2—3 кГц) входная податли­ вость конструкций механизма значительно больше переходных по­ датливостей между участками контакта с амортизаторами.

На этих частотах выражения (1.15), (1.19) для расчета верти­ кальной вибрации еще более упрощаются

тн

б

2

2 "Qr N 'Хзо N = q'i (СО) [1 + Мззо (СО) Z3Ta. X. X(со)]. (1.22)

н=1 г=1

Переходная податливость от источника единичной вибрационной силы до опор

Ж .30 (со) = *М%(со) [1 + М330 (СО) z z . X. X(со)].

(1.23)

i

 

Таким образом, анализируя соотношения входных и переходных податливостей конструкций механизма конкретного типа по отно­ шению к различным силам, можно значительно упростить общие довольно громоздкие уравнения связи между силами и уровнями вибрации и привести их к виду, позволяющему выполнять нагляд­ ный анализ влияния характеристик корпусов механизма, а также опорных и неопорных связей на уровни вибрации. Приближенные уравнения, отражающие физику колебательного процесса, позво­ ляют выбрать правильное направление при проектировании мало­ шумных механизмов. Например, из уравнения (1.23) видно, что лю­ бые мероприятия по конструированию корпуса механизма, поз­ воляющие уменьшить на высоких частотах вибропроводимость от

источника до опор в свободном состоянии "Mrio (со), проявятся в полной мере при установке механизма на штатном креплении,

если произведение Мззо (со) Z&fa. х. х(со) не изменится и не прибли­ зится к единице.

В настоящем параграфе рассмотрена возможность упрощения, общих уравнений на примере исследования характеристик конструк­ ций корпусов электродвигателей. Однако, как показывает практика, полученные зависимости приемлемы и для других судовых механиз­ мов (с некоторыми отступлениями в отдельных частных случаях).

Проиллюстрируем использование приведенных уравнений для решения не­ которых вопросов колебаний механизмов на нескольких примерах.

Пример. Определим вертикальную вибрацию в районе одного из узлов креп­ ления механизма к амортизатору q\ на частоте f при изменении конструкции кор­

пуса. В рабочих узлах механизма действуют силы 1Q3 (со); 2Q3 (со) = /•3 1Q3 (co) и 3Q3 (со) = iQ, (со), т . е. 2Q3 (со) опережает по фазе 1Q3 (со) и 3Q3 (со) на 90°. На уровни

вертикальной вибрации механизма влияют только вертикальные силы реакции

25


амортизаторов. Механизм установлен на четырех амортизаторах с сопротивлением

*. х (ю) = 3 .107 + /.9 .1 0 7.

Фундамент не влияет на уровни вибрации механизма.

Переходные податливости от точек действия сил до амортизаторов:

— первоначальная

конструкция

 

корпуса (индекс I)

 

 

(“ ) = ^330 (“) =

=

^ „ ( ш ) =

^ззо (ш) =

— 3у^ззо (и ) =

5 • 10 11— /-5 .1 0 10|

— новая

конструкция корпуса

(индекс II)

 

 

'Л С (“) = 22М?з'(! (<о) =

(со) = 5- Ю-11 - / ■Ю-10.

Податливости конструкций механизма в районе опорной поверхности между

участками контакта с амортизаторами:

 

 

— первоначальная

конструкция

 

 

 

 

 

Л^О1 (со) =

1(Г9 -(- / • 5 ■10- 9 ,

 

 

(со) = 5-10 ~ 10 + у ■2 -1 0- 9 п р и Л ^ п ;

— новая

конструкция

 

 

 

 

 

^ззо 1 (т ) =

 

Ю—10 + /■ 1,5-10 9 ,

 

/w330Mknll (со) =5.10_10 + /-5-Ю“ 10

при k=t=n.

Использовав уравнение (1.19) с учетом действия в данном случае нескольких сил, запишем систему уравнений (безотносительно к варианту конструкции корпуса механизма). Индексы 33 исключим, так как в уравнения входят только коэффи­ циенты, характеризующие вертикальную вибрацию,

+

2Q2M'q + 3Q3/Wj = g al (1 +

< Z

” ) +

+ k\M fZ?+ q\M l'Z?+

 

 

+ 2Q 4 + 3Q3Mg=

+ q\ (1 + Mf z f ) + ?3M32Z33 + q*Mgz",

lQlMl + № 0 + 3Q3Mg = q[M«zll + q2A 3z f +

(l

+Mf zf ) + q\M fz\\

W + 2Q-M*+ 3Q X = я А о Ч 1+ й1M lA + q lM fzf + q* (l + M$Z«).

Свободные члены этой системы уравнений представим следующим образом:

'Q'Mg + 2q'A + 3Q3K

= ]Q"Ka-

 

 

'0д-

Изменение вертикальной вибрации в

районе первого амортизатора

Д

,

Д1

4а

<?а‘ д д11- iV

Безотносительно к варианту конструкции корпуса механизма определители

~ Х(?'М\д

lQ " K A

д.1 =

ид

O’ 1

d

d

d ~

 

e

d

d

d ~

е

d

d

Д =

d

e

d

d

 

 

 

 

 

 

 

d

e

d

)

d

d

e

d

 

d

d

e

 

d

d

d

e

26