Файл: Морозова, Т. Г. Проблемы экономического районирования Восточной Сибири (учебное пособие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ратуры тоже примерно одинаковы. Но зато в Туве больше продолжительность периода без заморозков. В Кызыле 128 дней против 119 в Красноярске и 116 в Минусинке.

Однако более благоприятная температурная обстановка ухудшается малым количеством влаги. Если в летний период район Красноярска получает в среднем 266 мм осадков, Ми­ нусинска 268, то в Кызыле — лишь 168 мм. С учетом мало снежных зим это означает необходимость ведения орошаемого земледелия в центральных частях котловин. При условии оро­ шения могут быть получены хорошие урожаи не только зер­ новых, но и овощей, бахчевых культур.

Как уже отмечалось, характер развития экономики Тувин­ ской республики объясняется историческими условиями. В 1921 г. Тува, после ее освобождения от белогвардейцев в ходе гражданской войны, была провозглашена Тувинской Народ­ ной Реопубликой, в 1944 году она вошла в состав СССР, пер­ воначально как автономная область РСФСР, а с октября 1961 г. стала автономной республикой.

Советский Союз оказывал Тувинской республике постоян­ ную и всестороннюю помощь- В 1930 т. с участием русских ученых была создана тувинская письменность, в Туве был по­ строен ряд предприятий. Правда, это были небольшие пред­ приятия, рассчитанные на удовлетворение местных потребно­ стей, что объясняется малым населением республики.

После вхождения Тувы в состав СССР происходит резкое повышение темпов ее экономического развития. За 25 лет (1946—1971 гг.) выпуск промышленной продукции в респуб­ лике увеличился в 42 раза. Если в 1945 г. было выработано всего 0,9 млн. квтч электроэнергии, то в 1971 г. — 212 млн. квтч, добыча угля возросла за эти годы с 6,5 тыс. т до 598 тВіс.

т,

посевная площадь всех сельскохозяйственных

культур — с

61

тыс. до 353 тыс. га, поголовье овец и коз — с

539 тыс. до

1128 тыс.

Произошло существенное изменение и в численности насе­ ления. Если в 1931 г. в республике проживало 82,2 тыс. чел., причем в городах 3,7%, то к началу 1972 г. население соста­ вило 242 тыс. человек, из них 94 тыс. городского населения и 148 тыс. человек сельского. Всего к началу 1972 г. в Туве бы­ ло 5 городов- и 2 поселка городского типа. Центром республи­ ки является город Кызыл, в котором проживает 57 тыс. жи­ телей.

Впромышленности Тувинской АССР главными отраслями являются цветная металлургия, добыча асбеста и переработ­ ка сельскохозяйственного сырья.

Впоследние годы в республике построены первые крупные комбинаты — «Тувакобальт» в поселке Хову-Аксы (к юго-за­ паду от Кызыла) и «Туваасбест» в г. Ак-Довураке (в запад­ ной части республики).

$9


Строительство асбестового комбината привело к необхо­ димости создания специальной автомагистрали Ак-Довурак— Абаза (в Хакассии). Строительство этой магистрали имеет большое значение для Тувы, т. к. помимо сокращения втрое расходов на перевозку асбеста, она дает второй выход к же­ лезным дорогам страны, в дополнение к старому Усинскому тракту (Кызыл—Минусинск).

Второй главной отраслью промышленности является пере­ работка сельскохозяйственного сырья. Предприятия этой от расли, как правило, создаются в центрах сельских админист­ ративных районов.

Ведущей отраслью сельского хозяйства в республике яв­ ляется животноводство, а в нем — овцеводство и козоводст­ во. Если количество скота на душу, населения в Восточной Си бири принять за 100%, то обеспеченность в Туве по поголовью овец и коз составит 370%, по крупному рогатому скоту, в том числе и по коровам — 185%. Лишь по свиноводству и птице­ водству, новым для республики видам животноводства, по­ казатели будут ниже 100%.

Однако производство шерсти и молока в республике в ра­ счете на одного жителя ниже, чем по Восточной Сибири в це­ лом. Это объясняется пониженной продуктивностью крупного рогатого скота из-за природных условий и низкопородностью стада. Так, в Восточной Сибири на одного жителя произво­ дится 296 кг молока, а в Туве — 238. То же можно сказать и об овцеводстве.

В 1971 г. настриг шерсти с одной овцы в Туве составлял 2,2 кг, против 3,8 кг в Красноярском крае и 3,2 в среднем по Восточной Сибири. Поэтому производство шерсти в республи­ ке достигает всего 2,3 тыс. т. Учитывая, что мощность совре­ менной шерстомойной фабрики 5 тыс. т шерсти и в связи с удаленностью республики от железных дорог, предприятия по переработке шерсти здесь отсутствуют. Йз предприятий, пе­ рерабатывающих продукцию животноводства в республике су­ ществуют лишь масло- и молокозаводы, мясокомбинат и ко- жевенно-пимокатный завод в Кызыле. Наряду с животновод­ ством, в республике развито земледелие. В расчете на одного жителя посевная площадь составляет 1,5 га, а в среднем по Восточной Сибири 1 га. Основными сельскохозяйственными культурами Тувы являются зерновые, и среди них — пшеница. Кроме того, здесь выращивают картофель и овощи. Зерном республика обеспечена полностью.

Переработка продукции земледелия представлена муко мольной промышленностью. Наиболее крупное предприятие— Кызылский мелькомбинат.

Помимо главных отраслей промышленности в Туве возник ряд обслуживающих отраслей. В первую очередь это топлив­ но-энергетическая промышленность, представленная Чадан-


ской ТЭЦ, работающей на местных углях, и наиболее крупной в республике электростанцией в Кызыле, работающей на уг­ лях,Ка-Хемского разреза, расположенного на окраине горо­ да. Для удовлетворения потребностей населения в Кызыле построен ряд предприятий местной промышленности — швей­ ный комбинат, мебельная фабрика, а также пивоваренный за­ вод. Во всех районных центрах созданы хлебозаводы, выпу­

скающие одновременно и кондитерские изделия.

,

В последние годы осуществляется большая работа

по соз­

данию в Тувинской АССР собственной строительной базы. В Кызыле вступили в действие первые мощности по сборному железобетону, организовано изготовление столярных изделий на лесокомбинате, действуют местные стройбазы в других го­ родах республики, где ведутся значительные работы. Однако состав и мощность строительной индустрии в республике еще недостаточны. Особенно большие трудности с доставкой це­ мента, который перевозгітся, как и все другие грузы, авто­ транспортом на расстоянии в 300—500 км.

Внутри республики дороги на основных направлениях име­ ют твердое покрытие, в большинстве своем недавно построе­ ны и можно считать их вполне удовлетворительными.

С учетом сложного географического положения, в Туве особо важная роль принадлежит воздушному транспорту. Кы­ зыл связан рейсами быстроходных самолетов Як-40 с Красно­ ярском и Абаканом. Внутри Тувы авиаторы летают и в другие уголки республики.

Необходимо отметить новое явление в экономике Тувин­ ской АССР—приток в республику значительного числа тури­ стов. Развитие туризма, создание баз для отдыха — одно из весьма перспективных направлений для развития и повыше­ ния эффективности хозяйства. Особенно привлекательны здесь для туризма горные районы (спуск по горным рекам Хамсара и другим), а также прекрасный автомаршрут по Саянско­ му кольцу: Абакан—Абаза—Ак-Довурак—Кызыл—Мину­ синск. Важное место должны в будущем занять и минераль­ ные источники, которыми так богата Тува и которые могут стать хорошей основой для создания нового лечебно-курортно го района Сибири.

Пример ускоренного развития производительных сил Ту­ винской АССР практически показывает большое внимание и последовательность в решении вопросов выравнивания эконо­ мического уровня районов страны с учетом их национальных особенностей.

Иркутская область занимает второе место в Восточной Си­ бири по территории (767,9 тыс. кв. км), численности населения (2,3 млн. чел.) и абсолютному уровню экономического разви­ тия. На западе область граничит с Красноярским краем, на

91


юго-западе — с Тувинской АССР, на юге и востоке — с Бу­ рятской АССР и Читинской областью.

Если сравнить Иркускую область с Красноярским краем, то в целом ее положение следует считать менее благоприят­ ным из-за большей удаленности от наиболее экономически развитых западных районов страны. В то же время этот не­ достаток в значительной мере перекрывается положением об­ ласти на стыке путей, по которым осуществлялись и осуще­ ствляются связи южных районов Сибири с таежными района­ ми Приангарья, Южной Якутии и Забайкалья (важнейших поставщиков пушнины и ценного минерального сырья). Не случайно, поэтому, именно Иркутск, а не Красноярск, был в свое время губернским центром.

Это своеобразие положения области нашло свое отраже­ ние в географии транспортных путей. Иркутская область од­ ной из первых в Восточной Сибири получила вторую широт­ ную железнодорожную магистраль (Тайшет—Лена), открыв шую доступ к ресурсам Среднего Приангарья и Верхней Ле­ вы.. Среди ряда причин, обусловивших ее строительство, не последнюю роль сыграла необходимость создания более де­ шевого транспортного пути для доставки грузов в Якутию. Для связей с Бурятией, кроме Байкала, используется и Култукский тракт, от которого по одноименной котловине идет в Монголию Тункинский тракт.

Иркутская область существенно отличается от Краснояр­ ского края не только экономико-географическим положением, но и своими природными условиями. Эти отличия во многом определяются строением поверхности — преобладанием горно­ го рельефа. Равнинные участки, наиболее удобные для хозяй­ ственной деятельности, приуроченные к межгорным пониже­ ниям и речным долинам, занимают сравнительно незначитель­ ную площадь.

Преобладание горного рельефа и близость к Центральной Азии, где зимой формируется мощный антициклон, обуслови­ ли повышенную континентальность климата и его большую суровость (по сравнению с теми же широтами в Красноярском крае).

В отличие от Красноярского края, Иркутская область не имеет запасов руд цветных металлов. Лишь к северу от Бай­ кала выявлены проявления никеля. Но зато в области нахо­ дятся месторождения слюды, золота, апатитов, плавикового шпата. Из месторождений слюды следует отметить Слюдян­ ское и Майское.

Слюдянское месторождение (слюда—флогопит) находит­ ся на юго-востоке области. Месторождение имеет небольшие запасы расположенной близко к поверхности слюды, добыча которой экономична. Транспортно-географическое положение месторождения очень удобно.

S2


Мамеко-Чуйское месторождение, расположенное в бассей­ не рек Мамы и Чуи, содержит слюду мусковит.

Месторождения золота залегают в метаморфических поро дах Патомского нагорья. Они представлены и коренными к россыпными месторождениями. Месторождения объединяют­ ся под общим названием Ленские прииски, или Бодайбинский золотодобывающий район.

Иркутская область является вторым районом страны (пос­ ле Кольского полуострова), где обнаружены промышленные запасы апатитов в сочетании с другими ценными компонен­ тами— Белозиминское месторождение комплексных руд. Это месторождение намечено к освоению. Недалеко от Белозиминского месторождения недавно открыто крупное месторож­ дение плавикового шпата (флюорита). Освоение этого место­ рождения позволит сократить расходы по перевозке флюори­ та в западные районы страны и на алюминиевые заводы Цен­ тральной Сибири (сейчас он поставляется из Читинской обла­ сти).

До последних лет Иркутская область была наиболее круп­ ным районом в Восточной Сибири по добыче соли в УсольеСибирском, где расположено Усолье-Булайское месторожде­ ние. Запасы соли здесь 4,4 млрд, т, что составляет около 4% от общесоюзных запасов. Но добыча соли обходится дорого — 20 руб. за тонну.

За последнее десятилетие геологами открыт так называе­ мый Ангаро-Ленский соленосный бассейн, простирающийся от Красноярского края через Иркутскую область в Якутию. В пределах этого бассейна на территории области разведано Тыретское месторождение, расположенное у станции Тыреть. Хотя оно и меньше Усольского по запасам — 600 млн. т, — но содержит более высококачественную соль, залегающую на глубине всего 500 м. Месторождение только подготавливается к эксплуатации, но по расчетам, добыча соли обойдется здесь дешевле, чем в Усолье-Сибирском.

Значение этого месторождения возрастает в связи с перс­ пективами расширения в области ресурсов углеводородного сырья —либо за счет подачи из Западной Сибири, либо за счет добычи нефти и газа в перспективных районах области. В сочетании с наличием водных ресурсов и дешевого энерге­ тического топлива это открывает большие перспективы раз­ вития соответствующих энергоемких химических производств.

Другое отличие от Красноярского края заключается втом, что в области сравнительно небольшие запасы угля. Сосредо­ точены они на юго-востоке в Иркутском бассейне, где нахо­ дятся Азейское, Каранцайское, Ново-Метелкинское, Черем­ ховское и другие месторождения, а также на северо-западе области, куда заходит Тунгусский бассейн. Наибольшее зна­ чение имеет Иркутский бассейн, в котором добываются раз-

93