Файл: Морозова, Т. Г. Проблемы экономического районирования Восточной Сибири (учебное пособие).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ратуры тоже примерно одинаковы. Но зато в Туве больше продолжительность периода без заморозков. В Кызыле 128 дней против 119 в Красноярске и 116 в Минусинке.
Однако более благоприятная температурная обстановка ухудшается малым количеством влаги. Если в летний период район Красноярска получает в среднем 266 мм осадков, Ми нусинска 268, то в Кызыле — лишь 168 мм. С учетом мало снежных зим это означает необходимость ведения орошаемого земледелия в центральных частях котловин. При условии оро шения могут быть получены хорошие урожаи не только зер новых, но и овощей, бахчевых культур.
Как уже отмечалось, характер развития экономики Тувин ской республики объясняется историческими условиями. В 1921 г. Тува, после ее освобождения от белогвардейцев в ходе гражданской войны, была провозглашена Тувинской Народ ной Реопубликой, в 1944 году она вошла в состав СССР, пер воначально как автономная область РСФСР, а с октября 1961 г. стала автономной республикой.
Советский Союз оказывал Тувинской республике постоян ную и всестороннюю помощь- В 1930 т. с участием русских ученых была создана тувинская письменность, в Туве был по строен ряд предприятий. Правда, это были небольшие пред приятия, рассчитанные на удовлетворение местных потребно стей, что объясняется малым населением республики.
После вхождения Тувы в состав СССР происходит резкое повышение темпов ее экономического развития. За 25 лет (1946—1971 гг.) выпуск промышленной продукции в респуб лике увеличился в 42 раза. Если в 1945 г. было выработано всего 0,9 млн. квтч электроэнергии, то в 1971 г. — 212 млн. квтч, добыча угля возросла за эти годы с 6,5 тыс. т до 598 тВіс.
т, |
посевная площадь всех сельскохозяйственных |
культур — с |
61 |
тыс. до 353 тыс. га, поголовье овец и коз — с |
539 тыс. до |
1128 тыс.
Произошло существенное изменение и в численности насе ления. Если в 1931 г. в республике проживало 82,2 тыс. чел., причем в городах 3,7%, то к началу 1972 г. население соста вило 242 тыс. человек, из них 94 тыс. городского населения и 148 тыс. человек сельского. Всего к началу 1972 г. в Туве бы ло 5 городов- и 2 поселка городского типа. Центром республи ки является город Кызыл, в котором проживает 57 тыс. жи телей.
Впромышленности Тувинской АССР главными отраслями являются цветная металлургия, добыча асбеста и переработ ка сельскохозяйственного сырья.
Впоследние годы в республике построены первые крупные комбинаты — «Тувакобальт» в поселке Хову-Аксы (к юго-за паду от Кызыла) и «Туваасбест» в г. Ак-Довураке (в запад ной части республики).
$9
Строительство асбестового комбината привело к необхо димости создания специальной автомагистрали Ак-Довурак— Абаза (в Хакассии). Строительство этой магистрали имеет большое значение для Тувы, т. к. помимо сокращения втрое расходов на перевозку асбеста, она дает второй выход к же лезным дорогам страны, в дополнение к старому Усинскому тракту (Кызыл—Минусинск).
Второй главной отраслью промышленности является пере работка сельскохозяйственного сырья. Предприятия этой от расли, как правило, создаются в центрах сельских админист ративных районов.
Ведущей отраслью сельского хозяйства в республике яв ляется животноводство, а в нем — овцеводство и козоводст во. Если количество скота на душу, населения в Восточной Си бири принять за 100%, то обеспеченность в Туве по поголовью овец и коз составит 370%, по крупному рогатому скоту, в том числе и по коровам — 185%. Лишь по свиноводству и птице водству, новым для республики видам животноводства, по казатели будут ниже 100%.
Однако производство шерсти и молока в республике в ра счете на одного жителя ниже, чем по Восточной Сибири в це лом. Это объясняется пониженной продуктивностью крупного рогатого скота из-за природных условий и низкопородностью стада. Так, в Восточной Сибири на одного жителя произво дится 296 кг молока, а в Туве — 238. То же можно сказать и об овцеводстве.
В 1971 г. настриг шерсти с одной овцы в Туве составлял 2,2 кг, против 3,8 кг в Красноярском крае и 3,2 в среднем по Восточной Сибири. Поэтому производство шерсти в республи ке достигает всего 2,3 тыс. т. Учитывая, что мощность совре менной шерстомойной фабрики 5 тыс. т шерсти и в связи с удаленностью республики от железных дорог, предприятия по переработке шерсти здесь отсутствуют. Йз предприятий, пе рерабатывающих продукцию животноводства в республике су ществуют лишь масло- и молокозаводы, мясокомбинат и ко- жевенно-пимокатный завод в Кызыле. Наряду с животновод ством, в республике развито земледелие. В расчете на одного жителя посевная площадь составляет 1,5 га, а в среднем по Восточной Сибири 1 га. Основными сельскохозяйственными культурами Тувы являются зерновые, и среди них — пшеница. Кроме того, здесь выращивают картофель и овощи. Зерном республика обеспечена полностью.
Переработка продукции земледелия представлена муко мольной промышленностью. Наиболее крупное предприятие— Кызылский мелькомбинат.
Помимо главных отраслей промышленности в Туве возник ряд обслуживающих отраслей. В первую очередь это топлив но-энергетическая промышленность, представленная Чадан-
9Ѳ
ской ТЭЦ, работающей на местных углях, и наиболее крупной в республике электростанцией в Кызыле, работающей на уг лях,Ка-Хемского разреза, расположенного на окраине горо да. Для удовлетворения потребностей населения в Кызыле построен ряд предприятий местной промышленности — швей ный комбинат, мебельная фабрика, а также пивоваренный за вод. Во всех районных центрах созданы хлебозаводы, выпу
скающие одновременно и кондитерские изделия. |
, |
В последние годы осуществляется большая работа |
по соз |
данию в Тувинской АССР собственной строительной базы. В Кызыле вступили в действие первые мощности по сборному железобетону, организовано изготовление столярных изделий на лесокомбинате, действуют местные стройбазы в других го родах республики, где ведутся значительные работы. Однако состав и мощность строительной индустрии в республике еще недостаточны. Особенно большие трудности с доставкой це мента, который перевозгітся, как и все другие грузы, авто транспортом на расстоянии в 300—500 км.
Внутри республики дороги на основных направлениях име ют твердое покрытие, в большинстве своем недавно построе ны и можно считать их вполне удовлетворительными.
С учетом сложного географического положения, в Туве особо важная роль принадлежит воздушному транспорту. Кы зыл связан рейсами быстроходных самолетов Як-40 с Красно ярском и Абаканом. Внутри Тувы авиаторы летают и в другие уголки республики.
Необходимо отметить новое явление в экономике Тувин ской АССР—приток в республику значительного числа тури стов. Развитие туризма, создание баз для отдыха — одно из весьма перспективных направлений для развития и повыше ния эффективности хозяйства. Особенно привлекательны здесь для туризма горные районы (спуск по горным рекам Хамсара и другим), а также прекрасный автомаршрут по Саянско му кольцу: Абакан—Абаза—Ак-Довурак—Кызыл—Мину синск. Важное место должны в будущем занять и минераль ные источники, которыми так богата Тува и которые могут стать хорошей основой для создания нового лечебно-курортно го района Сибири.
Пример ускоренного развития производительных сил Ту винской АССР практически показывает большое внимание и последовательность в решении вопросов выравнивания эконо мического уровня районов страны с учетом их национальных особенностей.
Иркутская область занимает второе место в Восточной Си бири по территории (767,9 тыс. кв. км), численности населения (2,3 млн. чел.) и абсолютному уровню экономического разви тия. На западе область граничит с Красноярским краем, на
91
юго-западе — с Тувинской АССР, на юге и востоке — с Бу рятской АССР и Читинской областью.
Если сравнить Иркускую область с Красноярским краем, то в целом ее положение следует считать менее благоприят ным из-за большей удаленности от наиболее экономически развитых западных районов страны. В то же время этот не достаток в значительной мере перекрывается положением об ласти на стыке путей, по которым осуществлялись и осуще ствляются связи южных районов Сибири с таежными района ми Приангарья, Южной Якутии и Забайкалья (важнейших поставщиков пушнины и ценного минерального сырья). Не случайно, поэтому, именно Иркутск, а не Красноярск, был в свое время губернским центром.
Это своеобразие положения области нашло свое отраже ние в географии транспортных путей. Иркутская область од ной из первых в Восточной Сибири получила вторую широт ную железнодорожную магистраль (Тайшет—Лена), открыв шую доступ к ресурсам Среднего Приангарья и Верхней Ле вы.. Среди ряда причин, обусловивших ее строительство, не последнюю роль сыграла необходимость создания более де шевого транспортного пути для доставки грузов в Якутию. Для связей с Бурятией, кроме Байкала, используется и Култукский тракт, от которого по одноименной котловине идет в Монголию Тункинский тракт.
Иркутская область существенно отличается от Краснояр ского края не только экономико-географическим положением, но и своими природными условиями. Эти отличия во многом определяются строением поверхности — преобладанием горно го рельефа. Равнинные участки, наиболее удобные для хозяй ственной деятельности, приуроченные к межгорным пониже ниям и речным долинам, занимают сравнительно незначитель ную площадь.
Преобладание горного рельефа и близость к Центральной Азии, где зимой формируется мощный антициклон, обуслови ли повышенную континентальность климата и его большую суровость (по сравнению с теми же широтами в Красноярском крае).
В отличие от Красноярского края, Иркутская область не имеет запасов руд цветных металлов. Лишь к северу от Бай кала выявлены проявления никеля. Но зато в области нахо дятся месторождения слюды, золота, апатитов, плавикового шпата. Из месторождений слюды следует отметить Слюдян ское и Майское.
Слюдянское месторождение (слюда—флогопит) находит ся на юго-востоке области. Месторождение имеет небольшие запасы расположенной близко к поверхности слюды, добыча которой экономична. Транспортно-географическое положение месторождения очень удобно.
S2
Мамеко-Чуйское месторождение, расположенное в бассей не рек Мамы и Чуи, содержит слюду мусковит.
Месторождения золота залегают в метаморфических поро дах Патомского нагорья. Они представлены и коренными к россыпными месторождениями. Месторождения объединяют ся под общим названием Ленские прииски, или Бодайбинский золотодобывающий район.
Иркутская область является вторым районом страны (пос ле Кольского полуострова), где обнаружены промышленные запасы апатитов в сочетании с другими ценными компонен тами— Белозиминское месторождение комплексных руд. Это месторождение намечено к освоению. Недалеко от Белозиминского месторождения недавно открыто крупное месторож дение плавикового шпата (флюорита). Освоение этого место рождения позволит сократить расходы по перевозке флюори та в западные районы страны и на алюминиевые заводы Цен тральной Сибири (сейчас он поставляется из Читинской обла сти).
До последних лет Иркутская область была наиболее круп ным районом в Восточной Сибири по добыче соли в УсольеСибирском, где расположено Усолье-Булайское месторожде ние. Запасы соли здесь 4,4 млрд, т, что составляет около 4% от общесоюзных запасов. Но добыча соли обходится дорого — 20 руб. за тонну.
За последнее десятилетие геологами открыт так называе мый Ангаро-Ленский соленосный бассейн, простирающийся от Красноярского края через Иркутскую область в Якутию. В пределах этого бассейна на территории области разведано Тыретское месторождение, расположенное у станции Тыреть. Хотя оно и меньше Усольского по запасам — 600 млн. т, — но содержит более высококачественную соль, залегающую на глубине всего 500 м. Месторождение только подготавливается к эксплуатации, но по расчетам, добыча соли обойдется здесь дешевле, чем в Усолье-Сибирском.
Значение этого месторождения возрастает в связи с перс пективами расширения в области ресурсов углеводородного сырья —либо за счет подачи из Западной Сибири, либо за счет добычи нефти и газа в перспективных районах области. В сочетании с наличием водных ресурсов и дешевого энерге тического топлива это открывает большие перспективы раз вития соответствующих энергоемких химических производств.
Другое отличие от Красноярского края заключается втом, что в области сравнительно небольшие запасы угля. Сосредо точены они на юго-востоке в Иркутском бассейне, где нахо дятся Азейское, Каранцайское, Ново-Метелкинское, Черем ховское и другие месторождения, а также на северо-западе области, куда заходит Тунгусский бассейн. Наибольшее зна чение имеет Иркутский бассейн, в котором добываются раз-
93