Файл: Морозова, Т. Г. Проблемы экономического районирования Восточной Сибири (учебное пособие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сюда входит и город Норильск, но административно он под­ чиняется непосредственно Красноярскому крайисполкому, а согласно государственной статистике его население не отно­ сится к Таймырскому округу.

Таймырский округ специализируется на оленеводстве (здесь сосредоточено 2/3 оленьего стада края), рыболовстве (на округ приходится около 1/4 улова края), пушном промыс­ ле (в тундре — песец, в лесотундре —белка, в реках и озе­ рах— ондатра). Экономическим и административным центром округа является г. Дудинка, где проживает около 20 тыс. чел. — половина всего населения округа. Промышленность в городе представлена рыбозаводом и холодильником, создан­ ным на вечномерзлом грунте. Такие же рыбзаводы построены в Усть-Порте и Хатанге. Дудинка и Хатанга — важные пор­ товые центры морского и речного судоходства; Дудинка, свя­ занная с Норильском железной дорогой, является транспорт­ ными воротами этого крупнейшего промышленного центра на крайнем севере Сибири.

Жизнь Норильску дали богатые месторождения медно-ни­ келевых руд, а также месторождение каменного угля — север­ ное крыло Тунгусского бассейна. Об этих богатствах было из­ вестно еще с середины 19 века, но точные сведения были по­ лучены в 20—30-х годах экспедицией Н. Н. Урванцева. В 30-х годах было принято решение о строительстве Норильского гор­ нометаллургического комбината, давшего первый уголь Ени­ сейскому и арктическому флоту в 1939 г., а первый никель в 1942 г.

Постепенно здесь сформировался значительный промыш­ ленный узел с тесными производственными связями. В посел­ ках Валек, Кайеркан, Медвежий, Талнах и Угольный работа­ ют рудники и шахты. Руда поступает после обогащения на плавильные заводы, энергию которым дает Норильская ТЭЦ. Параллельно с медью и никелем получают кобальт, платину, селен, теллур и другие металлы, содержащиеся в руде, а так­ же ряд химических продуктов. Из-за удаленности Норильска от промышленных центров страны и отсутствия железнодо­ рожной связи с ними пришлось создавать широкий комплекс обслуживающих производств — ремонтные предприятия, це­ ментный завод и другие предприятия строительных материа­ лов.

В связи с электроемкостью плавильного производства и постоянным увеличением его размеров, благодаря открытию новых месторождений руд (Талнах, Октябрьское), потреб­ ность Норильска в электроэнергии неуклонно растет. Для удовлетворения этих нужд построена Хантайская ГЭС, при которой создан город Снежногорск. Мощность станции 350 тыс. квтч.

Потребности Норильска в топливе вызвали к жизни Мессо-

137


яхский газопромысел, и, таким образом, на базе Норильска по существу сформирован не только промышленный узел (го род и рудники), но и промышленный район, включающий в себя Снежногорск и Мессояху.

Для экономического развития всего Азиатского севера

СССР важное значение имеет порт Диксон — опорная база Северного морского пути. Он является административным центром одноименного района.

Вместе с тем влияние Норильска и Дудинки на «глубин­ ные» районы Таймыра сказывается лишь через обслуживание местного населения. То есть по существу Таймырский округ представляет собой пока ареал, а не внутриобластной инте тральный район, хотя в его состав и входит промышленный узел и даже промышленный район. Но в далекой перспективе эта ситуация, по-видимому, изменится в связи с развитием на Таймыре газовой, а возможно и других отраслей добывающей промышленности, что создаст в районе необходимое внутрен­ нее экономическое единство.

Между Таймырским и Приангарским районами находится Туруханский район Красноярского края. По сравнению с Тай­ мыром он характеризуется иным экономико-географическим положением, иными природными условиями, другой структу­ рой хозяйства. Вследствие более южного положения здесь царство тайги — только на севере в районе Игарки распола­ гается лесотундра. Пока используется лишь богатство животього мира этих лесов. Лесозаготовительная промышленность здесь по существу отсутствует (лесозаготовки ведутся в не­ больших размерах только для местных нужд).

Главное занятие немногочисленного населения — рыболов ство и охота. В последние годы получило развитие клеточное звероводство (преимущественно серебристочерных лисиц), а в некоторых колхозах — разведение молочного скота. Из-за суровых природных условий и транспортной оторванности бо­ гатства этого района — железо, каменный уголь, полиметал­ лы, фосфориты и колоссальные гидроресурсы — практически не используются. Промышленность здесь представлена рыбо­ заводами в Туруханске и Игарке, Игарской судоверфью, а главное — Игарским лесным портом.

Возникновение города Игарки было связано с необходи­ мостью организации экспорта высококачественной ангарской древесины с целью скорейшего получения валюты для обес­ печения планов индустриализации страны в годы первых пя­ тилеток. Выбор Игарки.для такого порта объясняется тем, что это крайний пункт на Енисее, куда могут заходить морские суда. Город начал строиться в 1929 г. Сейчас там работают три лесозавода, но они используют не местную древесину, а ангарскую. О размерах Игарского лесного порта можно су­ дить по тому, что за короткую навигацию отсюда уходит с

138



круглым лесом и пиломатериалами более 100 морских лесово­ зов в разные страны.

Перспективы промышленного развития района связаны со строительством Осиновской и Нижне-Тунгусской ГЭС, а так­ же железной дороги Норильск—Абалаково вдоль Енисея. Но это объекты более далекой перспективы, нежели Богучанская ГЭС в Приангарье. Учитывая, что Игарка не имеет производ­ ственных связей с окружающими территориями, Туруханский район также следует рассматривать в качестве внутриобласт­ ного ареала.

Если Енисейский Север, как это следует из самого назва­ ния, вытянулся сравнительно неширокой полосой вдоль Ени­ сея, то к востоку от него расположен другой внутриобластной ареал края — Эвенкийский национальный округ или сокра­ щенно Эвенкия. На его обширной территории (767,6 тыс. кв. км), расположенной в основном бассейне Нижней и Подка­ менной Тунгуски, проживает 12 тыс. чел., из которых около 3,5 тыс. чел. составляют эвенки, более 800 — якуты. Кроме то­ го, из коренных народностей Севера проживают кеты и дол­ гане.

Эвенкия занимает Средне-Сибирское плоскогорье, для которого характерны выровненные водоразделы, покрытые тайгой, и многочисленные реки, протекающие в глубоких до­ линах с отвесными скалами. Главное богатство недр Эвен­ кии— Тунгусский угольный бассейн, Курейское и Ногинское месторождения графита. В настоящее время разрабатывает­ ся лишь Ногинское месторождение высококачественного аморфного графита, содержащего до 90% углерода. Пласт вы­ ходит к берегу невысоко над уровнем воды, поэтому в поло­ водье затапливается. Добыча ведется в штольнях лишь при низкой воде и зимой. Добытый графит лежит здесь до лета, когда по высокой воде в баржах вывозится в Красноярск на графитную фабрику. Это обходится дорого. Только высокое качество графита оправдывает его добычу.

Главное богатство Эвенкии — это пушнина, заготавливае­ мая в тайге. Тайгой покрыто 4/5 территории района. Эвенкия является основным поставщиком соболя, белки, колонка, гор­ ностая в Красноярском крае. Это — ее основная отрасль спе­ циализации, имеющая общесоюзное значение. На севере Эвен­ кии имеется до 10 млн. га оленьих пастбищ, которые исполь­ зуются пока недостаточно, по имеющимся расчетам поголовье оленей в Эвенкии, составляющее уже теперь 1/3 от оленьего стада в крае, можно увеличить в 2—3 раза.

В Эвенкии большое внимание уделяется разведению пуш ных зверей — чернобурых лисиц и голубых песцов. Значитель­ ная работа ведется в округе по развитию земледелия, несмот­ ря на короткое, сухое и прохладное лето (лишь на юге средне­ июльская температура превышает 17°), бедные почвы, частые

139


заморозки. Однако изучение природных условий Эвенкии по­ казало, что на южных склонах создается микроклимат, поз­ воляющий при соответствующей агротехнике и подборе сор­ тов получать хорошие урожаи картофеля и нетеплолюбивых овощей.

Туруханский, Эвенкийский и Таймырский ареалы могут быть объединены в Северный областной ареал.

Тувинскую АССР в экономико-географическом отношении обычно подразделяют на три части — центральную, южную и восточную.

Центральная часть, занимающая Тувинскую котловину, наиболее освоенная территория республики; здесь проживает 80% населения и производится более 90% промышленной продукции, сосредоточена основная часть разведанных мине­ ральных богатств. Кроме упоминавшихся уже промышленных пунктов (Ак-Довурак, Хову-Аксы, Чадан, Кызыл), следует от­ метить город Шагонар, лежащий на половине пути от Кызы­ ла в Ак-Довурак (по автодороге Кызыл-Тэли). Около него расположены месторождения флюорита, киновари (минерала, содержащего ртуть), химически чистых известняков, строи­ тельных материалов, а также каменного угля.

Центральная часть Тувы орошается Енисеем, а на запа­ де— его притоком Хемчиком. Кроме них имеется ряд более мелких рек. Приенисейская часть этого района попадает в зо­ ну влияния Саянской ГЭС, и после ее строительства здесь по­ явится сплошной глубоководный путь, повысится уровень во­ ды в Енисее, что облегчит его использование для орошения близлежащих засушливых земель (пока имеющиеся ороси­ тельные системы ориентированы на небольшие реки).

Важным фактором развития района является сооружение автодороги Ак-Довурак—Абаза, соединившей западные райо­ ны Тувинской котловины с Хакассией.

Южная часть Тувы занята горами Танну-Ола, нагорьем Сангилен и лежащими за ними полупустынными районами Убсунурской котловины. Здесь открыты некоторые месторож­ дения полезных ископаемых (железистых кварцитов, нефели­ нов, графита, а также крупное Дус-Дагское месторождение каменной соли, пласты которого выходят прямо на поверх­ ность), но их эксплуатация возможна лишь в перспективе, когда коренным образом будут улучшены транспортные связи этого района. Пока связи с центральными районами респуб­ лики осуществляются по автодороге Нарын—Кызыл, пред ставляющей собой продолжение Усинского тракта (Мину­ синск—Туран—Кызыл).

Основная отрасль экономики южной части Тувы овцевод­ ство, преимущественно тонкорунное и полутонкорунное, а так­ же козоводство. Из-за засушливого климата земледелие воз­ можно только при орошении, которое на местных маломощ-

140