Файл: Морозова, Т. Г. Проблемы экономического районирования Восточной Сибири (учебное пособие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нефтехимии на базе НПЗ) и Канск (за счет энергоемких про­

изводств) .

В Каиском районе предполагается строительство алюми­ ниевого завода,завода вискозного волокна, электрохимичес­ кого камбината на базе тасеевских солей, а также ряда ма­ шиностроительных заводов.

К югу от Центрально-Красноярского интегрального под­ района располагаются Хакасский (на левобережье), Мину­ синский (на правобережье) интегральные внутриобластные районы. Это важнейшая сельскохозяйственная база края, один из крупнейших районов по добыче руд черных, цветных и драгоценных металлов, по заготовке древесины и пушнины.

Хакасская автономная область — крупнейшая по числен­ ности населения и вторая но территории автономная область РСФСР. Это старый район по добыче руд различных метал­ лов и земледелия. На территории 61,9 тыс. кв. км (2,5% пло­ щади Красноярского края) проживает около 450 тыс. чел- (15% населения края). Область дает 25% краевой добычи уг­ ля (1968 г.), 15% заготовок древесины и всю добываемую з крае железную руду. Хакассия богата различными полезными ископаемыми (Абаканское, Тейское, Аязасское— железоруд­ ные; Сорское— молибденовое), имеет большие лесные массивы (они занимают 40% территории области) и значительные сельскохозяйственные угодья, занимает благоприятное эконо­ мико-географическое положение—рядом с индустриальным Кузбассом, на путях из Кузбасса в Восточную Сибирь, из Красноярского края в Туву. Все это нашло свое отражение в быстрых темпах хозяйственного развития Хакассии.

В 1920 г. здесь проживало всего 82 тыс. чел., не было ни одного города. В 1925 г. на территории Хакассии был создан Хакасский национальный округ, а в 1930 г. он был преобразо­ ван в автономную область, которая в настоящее время имеет 4 города и 16 поселков городского типа. За 50 лет население области увеличилось в 4,5 раза. Центр области г. Абакан име­ ет население более 100 тыс. человек. На основе Абакана фор­ мируется промышленный узел, включающий Черногорск ч пос. Усть-Абакан.

Абакан стоит в 4 км от Енисея на р. Абакан при пересече­ нии двух железных дорог (Южсиб и Ачинск-Абакан) и двух автомобильных трактов, идущих из Тувы (от Кызыла и Ак Довурака). В городе широко развита пищевая промышлен­ ность, перерабатывающая продукцию сельского хозяйства об­ ласти— мясокомбинат, мелькомбинат, молочный завод, завод соков и вин. Другие отрасли обрабатывающей промышленно­ сти здесь представлены уже упоминавшимся машинострои­ тельным заводом «Металлист» (дает оборудование для легкой и пищевой промышленности), обувной и трикотажной фабри­ ками.

132


Вторым по величине городом Абаканского узла и всей Хакассии является Черногорск — центр угольной промышленно сти. Для использования женских трудовых ресурсов здесь по­ строен камвольно-суконный комбинат и строится завод искус­ ственных кож. Из других предприятий города 'следует отме­ тить деревообрабатывающий комбинат, литейно-механический завод и комбинат железобетонных изделий. В пос. Усть-Аба- кан, стоящем к юго-востоку от Черногорска и в 15 км от Аба­ кана, работают лесозавод и гидролизный завод.

В перспективе это будет один из крупнейших машиностро­ ительных центров Восточной Сибири. Здесь уже ведется стро­ ительство крупнейшего в стране вагоностроительного завода, предполагается сооружение завода по обработке цветных ме­ таллов. После окончания строительства Саянской ГЭС воз­ можно будут построены и энергоемкие производства. Даль­ нейшее развитие получит легкая промышленность — будет по­ строена шерстомойная фабрика.

Из других промышленных пунктов Хакассии следует от­ метить г. Абазу, выросший на месте старого поселка, где с конца 19 века добывалась железная руда, а до 1926 г. работал чугунолитейный завод. Жизнь городу дал новый Абаканский рудник, поставляющий руду на дробильно-обогатительную фабрику, а с нее на Кузнецкий металлургический комбинат по железной дороге Абаза-Аскиз (построена в 1957 г.) и по Южсибу. Абаза является транспортными воротами в запад­ ные районы Тувы по новой автодороге Абаза — Ак-Довурак.

Другие города области: Аскиз, расположенный на Южсибе, где работает крупный деревообрабатывающий комбинат; Сорск — центр добычи молибдена и меди; Шира — центр мя­ со-молочной промышленности.

Климат Хакассии засушлив, здесь издавна применяется орошение, но его масштабы невелики. В перспективе намеча­ ется дальнейший рост орошаемого земледелия и обводнения пастбищ.

Минусинский внутриобластной район в отличие от Хакас­ сии лишь начинает формировать свой территориально-произ­ водственный комплекс, базируясь на два промышленных цен­ тра— Минусинск и новый город, который должен возникнут^ в нескольких десятках километров к востоку от Минусинска на берегу реки Тубы. В Минусинке развертывается сооруже­ ние первых заводов электротехнического профиля. Вступает в строй перчаточная фабрика.

Сельское хозяйство здесь носит зерново-животноводческий характер. В отличие от Хакассии, правобережье Енисея .полу­ чает большее количество осадков, и здесь возможности для земледелия такие же хорошие, как и на юге Алтайского края.

Минусинский район характеризуется наиболее благоприят ными в Сибири условиями для жизни населения, как в отно-

133


шении климата, так и по своим ландшафтам, по обеспеченно­ сти продовольственной базой, по удобствам транспортного положения и т. п. Обеспеченность связями во всех основных направлениях (железные дороги Тайшет—Абакан—Новокуз­ нецк, Абакан—Ачинск, водный путь по Енисею, автодорога в Центральную и Южную Туву) ; наличием дешевых энергети­ ческих ресурсов (черногорские угольные разрезы, энергия строящейся Саянской ГЭС, небольшая удаленность от Кан- ско-Ачинских месторождений) и близостью к центрам черной металлургии создает исключительно выгодные условия для формирования здесь вместе с Абаканом мощного машиностро­ ительного комплекса.

По имеющимся рроработкам проектных институтов в са­ мом Минусинке намечается создание ряда специализирован­ ных электротехнических заводов, которые в совокупности дол­ жны образовать отраслевой комплекс с тесными производст­ венными связями (подобно лесохимическому комплексу Е Красноярске).

Новый центр при Саяно-Шушенской ГЭС будет специали­ зироваться не только на производстве самой электроэнергии, но и на электроемких производствах, в частности, здесь пред­ полагается строительство алюминиевого завода. Вместе с тем, созданная строительная база и инженерные коммуникации, по-видимому, привлекут сюда и ряд предприятий других от­ раслей, как это имело место на Волжских ГЭС.

Такие перспективы промышленного развития Хакасского и Минусинского районов свидетельствуют о формировании на юге Красноярского края единого крупного территориально­ промышленного комплекса, известного под названием Саян­ ского, который следует рассматривать в качестве областного (в данном случае краевого) подрайона (Хакасско-Минусин­ ского), усиливающего специализацию Красноярского края на электроэнергетике и энергоемких производствах, дополняя состав его производственного комплекса машиностроением.

К северу от Красноярска формируется второй новый тер­ риториально-производственный комплекс внутриобластного района, известный под названием Красноярское Приангарье, или Приангарский. Он протянулся с юга на север на 150 км и с запада на восток на 500 км. Это ближайшая к освоенным районам Сибири северная территория Красноярского края, один из наиболее богатых природными ресурсами районов края. Здесь огромные массивы высококачественной древеси­ ны, колоссальные запасы полиметаллических руд (Горевское месторождение, расположенное у Ангары недалеко от ее устья), лучшее в стране месторождение магнезитов, которое можно разрабатывать открытым способом. В недрах Енисейского кряжа, известного прежде своими золотоносными месторож­ дениями, найдены сурьма, бокситы, тальк, флюориты. Здесь

134


же расположен железорудный бассейн с потенциальными за­ пасами в 5 млрд. т. Наконец, здесь находится уникальный ис­ точник гидроэнергии — соединенная мощь Ангары и Енисея, позволяющая построить станцию в 1,5 раза больше Краснояр­ ской по выработке электроэнергии. Кроме того, мощная ГЭС (типа Братской) может быть построена на Ангаре в восгоч ной части района около Богучан.

Центром района является город Енисейск, возникший еще в начале 17 века на пути землепроходцев в Восточную Сибирь. Здесь работают лесопильный завод и лесопильно-деревообра­ батывающий комбинат, судоверфь и другие предприятия. Од­ нако город не имеет предпосылок для своего роста, и новые предприятия размещаются южнее города. Между Енисейском и расположенном к югу от него Маклаково создается круп нейший в стране Маклаково-Енисейский лесопромышленный комплекс, в составе Маклаковского, Ново-Маклаковского и Ново-Енисейского лесопильно-деревообрабатывающих комби­ натов, которые затем будут дополнены мощными целлюлознобумажным комбинатом, гидролизным и канифольно-экстрак­ ционным заводами.

Из поселков городского типа следует отметить Подтесово, стоящий ниже Енисейска, где удобная стоянка для судов в зимнее время (это привело к созданию здесь судоремонтной базы); Мотыгино — поселок, расположенный в 119 км выше устья Ангары. Мотыгино выполняет важные функции торгово­ распределительного центра для глубинных районов Приан­ гарья, что связано с его транспортным положением — выше Мотыгино находится знаменитая шивера (каменистый пере­ кат) «Быки». Поэтому здесь производится перевалка грузов, поступающих по воде, на сухопутный транспорт.

Сельское хозяйство в районе развито слабо и не удовлет­ воряет местных потребностей населения не только в зерне, но и овощах и продуктах животноводства. С одной стороны, это связано с ограниченностью сельскохозяйственных угодий, так как только на левобережье Енисея имеются значительные участки пахотнопригодных земель, а с другой — с нехваткой рабочей силы.

Развитие промышленности Приангарья связано в первую очередь с развитием такой крупнотоннажной отрасли, как лесная, оказывающей серьезное влияние на развитие и кон­ фигурацию транспортной сети. Необходимость вовлечения в эксплуатацию лесных массивов на левобережье Енисея и сое­ динения района Маклаково-Енисейска с транспортной сетью страны привела к строительству железной дороги Ачинск— Абалаково. Освоение лесных массивов в среднем и нижнем течении Ангары и подготовка к освоению минеральных бо­ гатств Нижнего Приангарья сделали необходимой постройку дороги Решеты—Богучаны. В районе намечается создание

135


трех лесопромышленных комплексов. Одного — МаклаковоЕнисейского и двух в районе Богучан. Кроме того, лесная про­ мышленность в этих пунктах будет дополняться другими от­ раслями, что приведет к формированию крупных промышлен­ ных центров и узлов.

По масштабам лесопереработки Маклако-Енисейский про­ мышленный узел не будет иметь себе равных в стране — в год здесь будет перерабатываться до 11 млн. куб. м древеси­ ны, что в 1,5—2 раз больше, чем в Братске. Причем после строительства Осиновской и Игарской ГЭС, которые ликвиди­ руют перекаты на Енисее, сюда смогут проходить морские суда, и лшклаково станет международным портом.

Вторым направлением промышленности этого узла явится добыча и переработка руд крупнейшего в мире Горевского свинцово-цинкового месторождения, приангарских месторож­ дений магнезитов (на их основе возможна организация про­ изводства металлического магния) и других видов ценного сырья. На базе дешевой электроэнергии здесь возможна ор­ ганизация и алюминиевого производства. Наконец, имеются варианты размещения в этом районе нефтеперерабатывающе­ го завода, что, естественно, приведет к развитию здесь круп­ ных* нефтехимических производств.

Богучанский промышленный узел сформируется на базе лесных ресурсов Приангарья и проектируемой мощной ГЭС с выработкой в год до 20 млрд, квтч электроэнергии. Здесь намечается сооружение двух лесопромышленных комплексов (в Богучанах и к востоку от них в районе с. Болтурино) с пе­ реработкой 4—5 млн. куб. м древесины в каждом. Вместе с тем узел располагается на территории весьма перспективной для открытия здесь месторождений бокситов (в бассейнах рек Чадобец и Иркенеево). Учитывая наличие крупного источника дешевой электроэнергии (ГЭС), в перспективе здесь возмож­ но сооружение глиноземного и алюминиевого заводов.

Несмотря на намечаемые в перспективе темпы роста про­ мышленности Приангарья и близость его юго-западных про­ мышленных центров к Красноярску, этот внутриобластной район нельзя рассматривать в качестве составной части Цен­ трально-Красноярского подрайона, так как в силу более су­ ровых природных условий здесь производственные циклы (ле­ сопромышленный, пирометаллургический цветных металлов) в основном будут представлены лишь своими нижними «эта­ жами»— добычей и первичной переработкой сырья. Все бо­ лее трудоемкие стадии переработки будут размещаться в бо­ лее южных районах края.

Весьма своеобразная ситуация сложилась на севере Крас­ ноярского края. Более трети территории Красноярского края занимает Таймырский, или Долгано-Ненецкий национальный округ, в котором проживает около 40 тыс. чел. Географически

136