Файл: Морозова, Т. Г. Проблемы экономического районирования Восточной Сибири (учебное пособие).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
нефтехимии на базе НПЗ) и Канск (за счет энергоемких про
изводств) .
В Каиском районе предполагается строительство алюми ниевого завода,завода вискозного волокна, электрохимичес кого камбината на базе тасеевских солей, а также ряда ма шиностроительных заводов.
К югу от Центрально-Красноярского интегрального под района располагаются Хакасский (на левобережье), Мину синский (на правобережье) интегральные внутриобластные районы. Это важнейшая сельскохозяйственная база края, один из крупнейших районов по добыче руд черных, цветных и драгоценных металлов, по заготовке древесины и пушнины.
Хакасская автономная область — крупнейшая по числен ности населения и вторая но территории автономная область РСФСР. Это старый район по добыче руд различных метал лов и земледелия. На территории 61,9 тыс. кв. км (2,5% пло щади Красноярского края) проживает около 450 тыс. чел- (15% населения края). Область дает 25% краевой добычи уг ля (1968 г.), 15% заготовок древесины и всю добываемую з крае железную руду. Хакассия богата различными полезными ископаемыми (Абаканское, Тейское, Аязасское— железоруд ные; Сорское— молибденовое), имеет большие лесные массивы (они занимают 40% территории области) и значительные сельскохозяйственные угодья, занимает благоприятное эконо мико-географическое положение—рядом с индустриальным Кузбассом, на путях из Кузбасса в Восточную Сибирь, из Красноярского края в Туву. Все это нашло свое отражение в быстрых темпах хозяйственного развития Хакассии.
В 1920 г. здесь проживало всего 82 тыс. чел., не было ни одного города. В 1925 г. на территории Хакассии был создан Хакасский национальный округ, а в 1930 г. он был преобразо ван в автономную область, которая в настоящее время имеет 4 города и 16 поселков городского типа. За 50 лет население области увеличилось в 4,5 раза. Центр области г. Абакан име ет население более 100 тыс. человек. На основе Абакана фор мируется промышленный узел, включающий Черногорск ч пос. Усть-Абакан.
Абакан стоит в 4 км от Енисея на р. Абакан при пересече нии двух железных дорог (Южсиб и Ачинск-Абакан) и двух автомобильных трактов, идущих из Тувы (от Кызыла и Ак Довурака). В городе широко развита пищевая промышлен ность, перерабатывающая продукцию сельского хозяйства об ласти— мясокомбинат, мелькомбинат, молочный завод, завод соков и вин. Другие отрасли обрабатывающей промышленно сти здесь представлены уже упоминавшимся машинострои тельным заводом «Металлист» (дает оборудование для легкой и пищевой промышленности), обувной и трикотажной фабри ками.
132
Вторым по величине городом Абаканского узла и всей Хакассии является Черногорск — центр угольной промышленно сти. Для использования женских трудовых ресурсов здесь по строен камвольно-суконный комбинат и строится завод искус ственных кож. Из других предприятий города 'следует отме тить деревообрабатывающий комбинат, литейно-механический завод и комбинат железобетонных изделий. В пос. Усть-Аба- кан, стоящем к юго-востоку от Черногорска и в 15 км от Аба кана, работают лесозавод и гидролизный завод.
В перспективе это будет один из крупнейших машиностро ительных центров Восточной Сибири. Здесь уже ведется стро ительство крупнейшего в стране вагоностроительного завода, предполагается сооружение завода по обработке цветных ме таллов. После окончания строительства Саянской ГЭС воз можно будут построены и энергоемкие производства. Даль нейшее развитие получит легкая промышленность — будет по строена шерстомойная фабрика.
Из других промышленных пунктов Хакассии следует от метить г. Абазу, выросший на месте старого поселка, где с конца 19 века добывалась железная руда, а до 1926 г. работал чугунолитейный завод. Жизнь городу дал новый Абаканский рудник, поставляющий руду на дробильно-обогатительную фабрику, а с нее на Кузнецкий металлургический комбинат по железной дороге Абаза-Аскиз (построена в 1957 г.) и по Южсибу. Абаза является транспортными воротами в запад ные районы Тувы по новой автодороге Абаза — Ак-Довурак.
Другие города области: Аскиз, расположенный на Южсибе, где работает крупный деревообрабатывающий комбинат; Сорск — центр добычи молибдена и меди; Шира — центр мя со-молочной промышленности.
Климат Хакассии засушлив, здесь издавна применяется орошение, но его масштабы невелики. В перспективе намеча ется дальнейший рост орошаемого земледелия и обводнения пастбищ.
Минусинский внутриобластной район в отличие от Хакас сии лишь начинает формировать свой территориально-произ водственный комплекс, базируясь на два промышленных цен тра— Минусинск и новый город, который должен возникнут^ в нескольких десятках километров к востоку от Минусинска на берегу реки Тубы. В Минусинке развертывается сооруже ние первых заводов электротехнического профиля. Вступает в строй перчаточная фабрика.
Сельское хозяйство здесь носит зерново-животноводческий характер. В отличие от Хакассии, правобережье Енисея .полу чает большее количество осадков, и здесь возможности для земледелия такие же хорошие, как и на юге Алтайского края.
Минусинский район характеризуется наиболее благоприят ными в Сибири условиями для жизни населения, как в отно-
133
шении климата, так и по своим ландшафтам, по обеспеченно сти продовольственной базой, по удобствам транспортного положения и т. п. Обеспеченность связями во всех основных направлениях (железные дороги Тайшет—Абакан—Новокуз нецк, Абакан—Ачинск, водный путь по Енисею, автодорога в Центральную и Южную Туву) ; наличием дешевых энергети ческих ресурсов (черногорские угольные разрезы, энергия строящейся Саянской ГЭС, небольшая удаленность от Кан- ско-Ачинских месторождений) и близостью к центрам черной металлургии создает исключительно выгодные условия для формирования здесь вместе с Абаканом мощного машиностро ительного комплекса.
По имеющимся рроработкам проектных институтов в са мом Минусинке намечается создание ряда специализирован ных электротехнических заводов, которые в совокупности дол жны образовать отраслевой комплекс с тесными производст венными связями (подобно лесохимическому комплексу Е Красноярске).
Новый центр при Саяно-Шушенской ГЭС будет специали зироваться не только на производстве самой электроэнергии, но и на электроемких производствах, в частности, здесь пред полагается строительство алюминиевого завода. Вместе с тем, созданная строительная база и инженерные коммуникации, по-видимому, привлекут сюда и ряд предприятий других от раслей, как это имело место на Волжских ГЭС.
Такие перспективы промышленного развития Хакасского и Минусинского районов свидетельствуют о формировании на юге Красноярского края единого крупного территориально промышленного комплекса, известного под названием Саян ского, который следует рассматривать в качестве областного (в данном случае краевого) подрайона (Хакасско-Минусин ского), усиливающего специализацию Красноярского края на электроэнергетике и энергоемких производствах, дополняя состав его производственного комплекса машиностроением.
К северу от Красноярска формируется второй новый тер риториально-производственный комплекс внутриобластного района, известный под названием Красноярское Приангарье, или Приангарский. Он протянулся с юга на север на 150 км и с запада на восток на 500 км. Это ближайшая к освоенным районам Сибири северная территория Красноярского края, один из наиболее богатых природными ресурсами районов края. Здесь огромные массивы высококачественной древеси ны, колоссальные запасы полиметаллических руд (Горевское месторождение, расположенное у Ангары недалеко от ее устья), лучшее в стране месторождение магнезитов, которое можно разрабатывать открытым способом. В недрах Енисейского кряжа, известного прежде своими золотоносными месторож дениями, найдены сурьма, бокситы, тальк, флюориты. Здесь
134
же расположен железорудный бассейн с потенциальными за пасами в 5 млрд. т. Наконец, здесь находится уникальный ис точник гидроэнергии — соединенная мощь Ангары и Енисея, позволяющая построить станцию в 1,5 раза больше Краснояр ской по выработке электроэнергии. Кроме того, мощная ГЭС (типа Братской) может быть построена на Ангаре в восгоч ной части района около Богучан.
Центром района является город Енисейск, возникший еще в начале 17 века на пути землепроходцев в Восточную Сибирь. Здесь работают лесопильный завод и лесопильно-деревообра батывающий комбинат, судоверфь и другие предприятия. Од нако город не имеет предпосылок для своего роста, и новые предприятия размещаются южнее города. Между Енисейском и расположенном к югу от него Маклаково создается круп нейший в стране Маклаково-Енисейский лесопромышленный комплекс, в составе Маклаковского, Ново-Маклаковского и Ново-Енисейского лесопильно-деревообрабатывающих комби натов, которые затем будут дополнены мощными целлюлознобумажным комбинатом, гидролизным и канифольно-экстрак ционным заводами.
Из поселков городского типа следует отметить Подтесово, стоящий ниже Енисейска, где удобная стоянка для судов в зимнее время (это привело к созданию здесь судоремонтной базы); Мотыгино — поселок, расположенный в 119 км выше устья Ангары. Мотыгино выполняет важные функции торгово распределительного центра для глубинных районов Приан гарья, что связано с его транспортным положением — выше Мотыгино находится знаменитая шивера (каменистый пере кат) «Быки». Поэтому здесь производится перевалка грузов, поступающих по воде, на сухопутный транспорт.
Сельское хозяйство в районе развито слабо и не удовлет воряет местных потребностей населения не только в зерне, но и овощах и продуктах животноводства. С одной стороны, это связано с ограниченностью сельскохозяйственных угодий, так как только на левобережье Енисея имеются значительные участки пахотнопригодных земель, а с другой — с нехваткой рабочей силы.
Развитие промышленности Приангарья связано в первую очередь с развитием такой крупнотоннажной отрасли, как лесная, оказывающей серьезное влияние на развитие и кон фигурацию транспортной сети. Необходимость вовлечения в эксплуатацию лесных массивов на левобережье Енисея и сое динения района Маклаково-Енисейска с транспортной сетью страны привела к строительству железной дороги Ачинск— Абалаково. Освоение лесных массивов в среднем и нижнем течении Ангары и подготовка к освоению минеральных бо гатств Нижнего Приангарья сделали необходимой постройку дороги Решеты—Богучаны. В районе намечается создание
135
трех лесопромышленных комплексов. Одного — МаклаковоЕнисейского и двух в районе Богучан. Кроме того, лесная про мышленность в этих пунктах будет дополняться другими от раслями, что приведет к формированию крупных промышлен ных центров и узлов.
По масштабам лесопереработки Маклако-Енисейский про мышленный узел не будет иметь себе равных в стране — в год здесь будет перерабатываться до 11 млн. куб. м древеси ны, что в 1,5—2 раз больше, чем в Братске. Причем после строительства Осиновской и Игарской ГЭС, которые ликвиди руют перекаты на Енисее, сюда смогут проходить морские суда, и лшклаково станет международным портом.
Вторым направлением промышленности этого узла явится добыча и переработка руд крупнейшего в мире Горевского свинцово-цинкового месторождения, приангарских месторож дений магнезитов (на их основе возможна организация про изводства металлического магния) и других видов ценного сырья. На базе дешевой электроэнергии здесь возможна ор ганизация и алюминиевого производства. Наконец, имеются варианты размещения в этом районе нефтеперерабатывающе го завода, что, естественно, приведет к развитию здесь круп ных* нефтехимических производств.
Богучанский промышленный узел сформируется на базе лесных ресурсов Приангарья и проектируемой мощной ГЭС с выработкой в год до 20 млрд, квтч электроэнергии. Здесь намечается сооружение двух лесопромышленных комплексов (в Богучанах и к востоку от них в районе с. Болтурино) с пе реработкой 4—5 млн. куб. м древесины в каждом. Вместе с тем узел располагается на территории весьма перспективной для открытия здесь месторождений бокситов (в бассейнах рек Чадобец и Иркенеево). Учитывая наличие крупного источника дешевой электроэнергии (ГЭС), в перспективе здесь возмож но сооружение глиноземного и алюминиевого заводов.
Несмотря на намечаемые в перспективе темпы роста про мышленности Приангарья и близость его юго-западных про мышленных центров к Красноярску, этот внутриобластной район нельзя рассматривать в качестве составной части Цен трально-Красноярского подрайона, так как в силу более су ровых природных условий здесь производственные циклы (ле сопромышленный, пирометаллургический цветных металлов) в основном будут представлены лишь своими нижними «эта жами»— добычей и первичной переработкой сырья. Все бо лее трудоемкие стадии переработки будут размещаться в бо лее южных районах края.
Весьма своеобразная ситуация сложилась на севере Крас ноярского края. Более трети территории Красноярского края занимает Таймырский, или Долгано-Ненецкий национальный округ, в котором проживает около 40 тыс. чел. Географически
136