Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а V

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

Переход на кабинетную систему обучения, введение активных методов преподавания и технических средств обучения обусловили необходимость пересмотра обору­ дования и мебели школ. Утвержденная в 1968 г. номен­ клатура включает около 5 тыс. наименований, в том числе около тысячи новых предметов учебного оборудо­ вания. Применение нового оборудования требует рас­ ширения ассортимента школьной мебели и совершенст­ вования ее конструкций. Необходимы подставки для те­ левизоров, кино- и диапроекторов, приспособленные для перемещения из класса в класс, так как школа еще не располагает возможностями оборудовать каждый класс или кабинет полным набором технических средств обу­ чения.

Классная доска в настоящее время используется не только для записей текстов и решений задач учителем и учащимися, но и для демонстрации наглядных посо­ бий, в качестве экрана при проецировании диапозити­ вов, слайдов учебных диафильмов.

Повысились требования и к столу учителя, и к демон­ страционному столу. В последнем предусматриваются емкости для размещения магнитофона или проигрыва­ теля, комплекта учебных пособий или аудиовизуальных средств, используемых на уроках, пульт управления техническими средствами обучения. В связи с увеличе­ нием числа наглядных пособий, таблиц, карт, аудиови­ зуальных средств, магнитных лент, кино- и диафильмов и другого оборудования, большая часть которого хра­ нится в классах и учебных кабинетах, необходимо уст­ ройство в каждом классе и учебном кабинете удобных

5 Заказ № 75

129


в Эксплуатации мест хранения учебного оборудования. Существенно возросли требования к школьной мебели. Она должна не только обеспечивать удобную физиоло­ гическую позу детей во время занятий, но и позволять легко изменять ее, свободно вставать с рабочих мест, подходить к доске, демонстрационному столу, удобно размещать индивидуальные пособия, ставить несложные опыты на рабочих местах.

Все изложенное обусловило необходимость проведения научных исследований, направленных на уточнение гиги­ енических и педагогических требований к мебели и пред­ метам оборудования школы, к их размерам и конструк* тивным особенностям, размещению в классе или кабине* те, условиям использования.

Гигиенические обоснования размеров

школьной мебели и поза учащихся

во время занятий

Проблема рациональной позы во время занятий и школьной мебели была предметом изучения специали­

стов

многих профилей

(Fahrner,

1863; Meyer,

1867;

М. И. Корсунская, 1928;

М. В. Антропова, 1951, 1971;

Я. В.

Владимиров, 1951,

1972; О.

В. Флеров,

1953;

Ф. Ф. Эрисман, 1959; А. Г. Сухарев, 1960; Ц. Л. Уси-

щева, 1964; Н. Б. Каратаева, 1965; В. Н. Шихеев,

1965;

Б. В. Нешумов, 1966;

М. И. Чурьянова, 1966, и др.).

На

основании

изучения

пропорций тела

и

определения

центра

 

тяжести при разных положе­

ниях

корпуса наиболее

целесообразной

была

признана прямая поза

(Fahrner,

1863;

Meyer,

1867;

О. В. Флеров,

1953;

Ф.

Ф. Эрисман,

1959).

При прямой

посадке центр тяжести корпуса располагается над пло­ скостью опоры, что делает позу более устойчивой и эко­ номной в отношении энерготрат по сравнению с на­ клонной позой.

Более поздние работы, включавшие физиологические исследования, в частности миографию мышц спины и шеи (Lundervold, 1951; А. Г. Сухарев, 1960; В. С. Гур-

финкель, Я. М. Коц, М. Л. Шик, 1965; Н. Б. Каратаева, 1965; Л. В. Михайлова, Г. А. Шаршаткина, 1970), а также фотогониометрию (Л. В. Михайлова, Г. А. Шар­ шаткина, 1970), внесли существенные коррективы в оп­ ределение физиологической позы.

130


Поза школьников во время занятий при отсутствии строгой ее регламентации характеризуется разнообра­ зием положений туловища, головы и конечностей. Для чтения и письма типичны позы с различной степенью наклона корпуса вперед («передняя поза»). Выпрям­ ленное положение корпуса или отклонение его назад («задняя поза») встречается при выслушивании объяс­ нений, не сопровождающихся записями, рассмотрении демонстрационного материала, в моменты отдыха.

Впроцессе занятий увеличивается наклон туловища

иголовы, что служит проявлением утомления позных мышц спины и шеи, осуществляющих функцию разги­ бания позвоночника и противостоящих гравитационным силам. Кроме того, периодически меняется поза детей,

причем наибольшие изменения отмечаются в положении головы и конечностей.

Исследования позной активности и регуляции позы (В. С. Гурфинкель, Я. М. Коц, М. Л. Шик, 1965) пока­ зали, что характерной чертой удержания активной позы является наличие тремора, а также крупных колебаний центра тяжести. В позах, более выгодных с точки зре­ ния биомеханики, амплитуда колебаний центра тяже­ сти меняется в пределах 0,5—3 мм для мелких и от 3 до 10 мм для основных колебаний. При большом на­ клоне корпуса вперед с существенным смещением цент­ ра тяжести требуются значительные мышечные напря­ жения — величина статических мышечных усилий со­ ставляет по О. А. Зальцгебер 476,4 кг/см2 против 118 кг/см2 в обычной позе. В связи с этим амплитуда мелких ко­ лебаний центра тяжести возрастает до 2—7 мм, круп­ ных— до 5—15 мм.

На основании анализа под этим углом зрения дан­ ных, полученных Л. В. Михайловой и Г. А. Шаршатки-

ной (1970), и результатов

изучения

ряда

показате­

лей при различных позах

учащихся

на

протяжении

урока (табл. 15) можно дать объективную оценку раз­ ных поз.

Позы с большим наклоном корпуса, когда угол на­ клона грудной части по отношению к поясничной со­ ставляет около 145°, наиболее утомительны и неустой­ чивы и неблагоприятны для зрительной работы, так как расстояние от глаз до рабочей поверхности сокра­ щается до 27—28 см, а у школьников небольшого ро­ ста— до 22—23 см.

5*

131


Т а б л и ц а 15

Изменение наклона (I), диапазона колебаний грудной части позво­ ночника (II), расстояния глаз от поверхности стола (III) и откло­ нений центра тяжести ( I V— V) на протяжении опытного урока в различных позах (средние данные)

 

 

Показа­

 

Продолжительность

 

Поза

 

исследований

(минуты)

 

тели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-15

16-30

31-45

Малый наклон

I

\ ъ \

168

163

 

 

н

14

29

29

 

 

ш

38

37

33

 

 

IV

3—5

3—10

5—8

 

 

V

1,5—2

2—3

1,5-2

Средний

наклон

I

160

158

155

 

 

II

33

26

36

 

 

III

34

33

29

 

 

IV

3 - 5

3—7

3—5

 

 

V

0,5—2

2—3

2—5

Большой

наклон

I

145

146

144

 

 

II

40

49

46

 

 

III

28

28

27

 

 

IV

5—10

5—8

7—15

 

 

V

2—7

2—10

5—10

Прямая

регламентиро-

I

175

 

 

ванная

 

II

13

 

 

 

 

III

47

 

 

 

 

IV

4—10

 

 

 

 

V

2—6

 

 

'Позы с легким и средним наклоном (угол наклона грудной части 160—170°) по биомеханическим свойст­ вам можно характеризовать как благоприятные. Проек­ ция центра тяжести корпуса не выходит за пределы плоскости опоры, отсутствуют значительные сдавления внутреннних органов и крупных сосудов; расстояние от стола до глаз в большинстве случаев соответствует ги­ гиеническим рекомендациям. Эти позы, особенно поза с легким наклоном, отличаются устойчивостью.

Выпрямленная поза не может быть отнесена к благо­ приятной. Учащиеся отмечают неудобство и утомитель­ ность вынужденной прямой позы; наблюдается боль­ шой диапазон колебаний центра тяжести и амплитуды физиологического тремора. Число перемещений корпуса приближается к таковому в позе с большим наклоном

132


Углы наклона в град.

24. Изменение наклона грудной части корпуса в произвольных и за­ данной позах в процессе урока.

1— заданная

прямая

поза; 2 — произвольная со

средним

наклоном; 3 — про­

извольная с

малым

наклоном;

4 — произвольная

поза

с

большим наклоном.

(рис. 24).

Недостатком

выпрямленной

 

(позы является

также то,

что

у школьников

оказывается большим (в

среднем 48 см)

расстояние от

глаз

до

рабочей поверх­

ности, что делает затруднительным чтение и письмо. Признаки мышечного утомления у школьников отмеча­ ются в выпрямленном положении и по показателям миографии: наблюдается асимметрия миограмм крест­ цово-остистой мышцы правой и левой половины тела и увеличение амплитуды миограмм всех исследованных мышц к 10—12-й мин урока (рис. 25).

Таким образом, нередко предъявляемое в педагоги­ ческой практике требование к учащимся сохранять на уроках неподвижную выпрямленную позу нефизиоло­ гично. Школьникам во время занятий необходимо ме­ нять положение тела. Школьная мебель должна обе­ спечивать удобство позы как при наклоне вперед во время чтения и письма, так и при отклонении корпуса назад во время отдыха и выслушивания объяснений.

Удобство позы во многом зависит от размеров учеб­ ной мебели, которые обосновываются пропорциями те­ ла учащихся. Одним из важных функциональных раз­ меров учебной мебели является высота сиденья. В от-

133

25. Электрическая актив­ ность спинных мышц при на­ пряженной (а) позе.

1— трапециевидная

мышца;

2 — широчайшая мышца

спины;

3 — крестцово-остистая

правая;

4 — крестцово-остистая

левая;

б —удобная

поза.

 

ношении этого размера рекомендации разноречивы. Некоторые исследователи считают, что высота сиденья должна быть меньше длины голени со стопой в обуви на 1—0 . см (М. И. 'Корсунская, 1928; О. В. Флеров, 1953), на 2,5 см (1 дюйм) (Martin, 1955) и даже на

5 см (Akerblom, 1948). Встречаются мнения противопо­ ложного характера, свидетельствующие о неудобстве заниженных сидений (Lundervold, 1951; Schoberth, 1962).

Это обстоятельство обусловило необходимость специ­ ального изучения позы детей при пользовании стульями разной высоты (Л. В. Михайлова, Г. А. Шаршаткина, 1972) (табл. 16).

Т а б л и ц а 16

Соотношение углов сгибания в тазо-бедренном, коленном и голено­ стопном суставах и амплитуды колебаний центра тяжести при поль­ зовании стульями разной высоты

Высота сиденья*

 

Углы сгибания

Амплитуда

 

колебаний

 

(в градусах)

центра тяжести,

 

в суставе

 

 

мм

тазо­ бедрен­ ном

колен­ ном

голено­ стоп­ ном

основные коле­ бания

физио­ логиче­ ский тремор

Меньше длины голени

89

86

85

2—20

1—20

на 3—4 см

Меньше длины голени

90

80

85

2—15

1—12

на 2 см

 

Больше длины голени

94

98

100

3—10

1—4

на 2 см

 

Больше длины голени

88

91

84

3—15

1—5

на 3—4 см

Равная

длине голени

92

95

92

5—6

1,5—3,5

* По

отношению к длине

голени

со стопой

в обуви.

 

 

134