Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Г л а в а V
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ
Переход на кабинетную систему обучения, введение активных методов преподавания и технических средств обучения обусловили необходимость пересмотра обору дования и мебели школ. Утвержденная в 1968 г. номен клатура включает около 5 тыс. наименований, в том числе около тысячи новых предметов учебного оборудо вания. Применение нового оборудования требует рас ширения ассортимента школьной мебели и совершенст вования ее конструкций. Необходимы подставки для те левизоров, кино- и диапроекторов, приспособленные для перемещения из класса в класс, так как школа еще не располагает возможностями оборудовать каждый класс или кабинет полным набором технических средств обу чения.
Классная доска в настоящее время используется не только для записей текстов и решений задач учителем и учащимися, но и для демонстрации наглядных посо бий, в качестве экрана при проецировании диапозити вов, слайдов учебных диафильмов.
Повысились требования и к столу учителя, и к демон страционному столу. В последнем предусматриваются емкости для размещения магнитофона или проигрыва теля, комплекта учебных пособий или аудиовизуальных средств, используемых на уроках, пульт управления техническими средствами обучения. В связи с увеличе нием числа наглядных пособий, таблиц, карт, аудиови зуальных средств, магнитных лент, кино- и диафильмов и другого оборудования, большая часть которого хра нится в классах и учебных кабинетах, необходимо уст ройство в каждом классе и учебном кабинете удобных
5 Заказ № 75 |
129 |
в Эксплуатации мест хранения учебного оборудования. Существенно возросли требования к школьной мебели. Она должна не только обеспечивать удобную физиоло гическую позу детей во время занятий, но и позволять легко изменять ее, свободно вставать с рабочих мест, подходить к доске, демонстрационному столу, удобно размещать индивидуальные пособия, ставить несложные опыты на рабочих местах.
Все изложенное обусловило необходимость проведения научных исследований, направленных на уточнение гиги енических и педагогических требований к мебели и пред метам оборудования школы, к их размерам и конструк* тивным особенностям, размещению в классе или кабине* те, условиям использования.
Гигиенические обоснования размеров
школьной мебели и поза учащихся
во время занятий
Проблема рациональной позы во время занятий и школьной мебели была предметом изучения специали
стов |
многих профилей |
(Fahrner, |
1863; Meyer, |
1867; |
М. И. Корсунская, 1928; |
М. В. Антропова, 1951, 1971; |
|||
Я. В. |
Владимиров, 1951, |
1972; О. |
В. Флеров, |
1953; |
Ф. Ф. Эрисман, 1959; А. Г. Сухарев, 1960; Ц. Л. Уси-
щева, 1964; Н. Б. Каратаева, 1965; В. Н. Шихеев, |
1965; |
|||||||
Б. В. Нешумов, 1966; |
М. И. Чурьянова, 1966, и др.). |
|||||||
На |
основании |
изучения |
пропорций тела |
и |
||||
определения |
центра |
|
тяжести при разных положе |
|||||
ниях |
корпуса наиболее |
целесообразной |
была |
|||||
признана прямая поза |
(Fahrner, |
1863; |
Meyer, |
1867; |
||||
О. В. Флеров, |
1953; |
Ф. |
Ф. Эрисман, |
1959). |
При прямой |
посадке центр тяжести корпуса располагается над пло скостью опоры, что делает позу более устойчивой и эко номной в отношении энерготрат по сравнению с на клонной позой.
Более поздние работы, включавшие физиологические исследования, в частности миографию мышц спины и шеи (Lundervold, 1951; А. Г. Сухарев, 1960; В. С. Гур-
финкель, Я. М. Коц, М. Л. Шик, 1965; Н. Б. Каратаева, 1965; Л. В. Михайлова, Г. А. Шаршаткина, 1970), а также фотогониометрию (Л. В. Михайлова, Г. А. Шар шаткина, 1970), внесли существенные коррективы в оп ределение физиологической позы.
130
Поза школьников во время занятий при отсутствии строгой ее регламентации характеризуется разнообра зием положений туловища, головы и конечностей. Для чтения и письма типичны позы с различной степенью наклона корпуса вперед («передняя поза»). Выпрям ленное положение корпуса или отклонение его назад («задняя поза») встречается при выслушивании объяс нений, не сопровождающихся записями, рассмотрении демонстрационного материала, в моменты отдыха.
Впроцессе занятий увеличивается наклон туловища
иголовы, что служит проявлением утомления позных мышц спины и шеи, осуществляющих функцию разги бания позвоночника и противостоящих гравитационным силам. Кроме того, периодически меняется поза детей,
причем наибольшие изменения отмечаются в положении головы и конечностей.
Исследования позной активности и регуляции позы (В. С. Гурфинкель, Я. М. Коц, М. Л. Шик, 1965) пока зали, что характерной чертой удержания активной позы является наличие тремора, а также крупных колебаний центра тяжести. В позах, более выгодных с точки зре ния биомеханики, амплитуда колебаний центра тяже сти меняется в пределах 0,5—3 мм для мелких и от 3 до 10 мм для основных колебаний. При большом на клоне корпуса вперед с существенным смещением цент ра тяжести требуются значительные мышечные напря жения — величина статических мышечных усилий со ставляет по О. А. Зальцгебер 476,4 кг/см2 против 118 кг/см2 в обычной позе. В связи с этим амплитуда мелких ко лебаний центра тяжести возрастает до 2—7 мм, круп ных— до 5—15 мм.
На основании анализа под этим углом зрения дан ных, полученных Л. В. Михайловой и Г. А. Шаршатки-
ной (1970), и результатов |
изучения |
ряда |
показате |
лей при различных позах |
учащихся |
на |
протяжении |
урока (табл. 15) можно дать объективную оценку раз ных поз.
Позы с большим наклоном корпуса, когда угол на клона грудной части по отношению к поясничной со ставляет около 145°, наиболее утомительны и неустой чивы и неблагоприятны для зрительной работы, так как расстояние от глаз до рабочей поверхности сокра щается до 27—28 см, а у школьников небольшого ро ста— до 22—23 см.
5* |
131 |
Т а б л и ц а 15
Изменение наклона (I), диапазона колебаний грудной части позво ночника (II), расстояния глаз от поверхности стола (III) и откло нений центра тяжести ( I V— V) на протяжении опытного урока в различных позах (средние данные)
|
|
Показа |
|
Продолжительность |
|
|
Поза |
|
исследований |
(минуты) |
|
|
тели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-15 |
16-30 |
31-45 |
Малый наклон |
I |
\ ъ \ |
168 |
163 |
|
|
|
н |
14 |
29 |
29 |
|
|
ш |
38 |
37 |
33 |
|
|
IV |
3—5 |
3—10 |
5—8 |
|
|
V |
1,5—2 |
2—3 |
1,5-2 |
Средний |
наклон |
I |
160 |
158 |
155 |
|
|
II |
33 |
26 |
36 |
|
|
III |
34 |
33 |
29 |
|
|
IV |
3 - 5 |
3—7 |
3—5 |
|
|
V |
0,5—2 |
2—3 |
2—5 |
Большой |
наклон |
I |
145 |
146 |
144 |
|
|
II |
40 |
49 |
46 |
|
|
III |
28 |
28 |
27 |
|
|
IV |
5—10 |
5—8 |
7—15 |
|
|
V |
2—7 |
2—10 |
5—10 |
Прямая |
регламентиро- |
I |
175 |
|
|
ванная |
|
II |
13 |
|
|
|
|
III |
47 |
|
|
|
|
IV |
4—10 |
|
|
|
|
V |
2—6 |
|
|
'Позы с легким и средним наклоном (угол наклона грудной части 160—170°) по биомеханическим свойст вам можно характеризовать как благоприятные. Проек ция центра тяжести корпуса не выходит за пределы плоскости опоры, отсутствуют значительные сдавления внутреннних органов и крупных сосудов; расстояние от стола до глаз в большинстве случаев соответствует ги гиеническим рекомендациям. Эти позы, особенно поза с легким наклоном, отличаются устойчивостью.
Выпрямленная поза не может быть отнесена к благо приятной. Учащиеся отмечают неудобство и утомитель ность вынужденной прямой позы; наблюдается боль шой диапазон колебаний центра тяжести и амплитуды физиологического тремора. Число перемещений корпуса приближается к таковому в позе с большим наклоном
132
Углы наклона в град.
24. Изменение наклона грудной части корпуса в произвольных и за данной позах в процессе урока.
1— заданная |
прямая |
поза; 2 — произвольная со |
средним |
наклоном; 3 — про |
|||
извольная с |
малым |
наклоном; |
4 — произвольная |
поза |
с |
большим наклоном. |
|
(рис. 24). |
Недостатком |
выпрямленной |
|
(позы является |
|||
также то, |
что |
у школьников |
оказывается большим (в |
||||
среднем 48 см) |
расстояние от |
глаз |
до |
рабочей поверх |
ности, что делает затруднительным чтение и письмо. Признаки мышечного утомления у школьников отмеча ются в выпрямленном положении и по показателям миографии: наблюдается асимметрия миограмм крест цово-остистой мышцы правой и левой половины тела и увеличение амплитуды миограмм всех исследованных мышц к 10—12-й мин урока (рис. 25).
Таким образом, нередко предъявляемое в педагоги ческой практике требование к учащимся сохранять на уроках неподвижную выпрямленную позу нефизиоло гично. Школьникам во время занятий необходимо ме нять положение тела. Школьная мебель должна обе спечивать удобство позы как при наклоне вперед во время чтения и письма, так и при отклонении корпуса назад во время отдыха и выслушивания объяснений.
Удобство позы во многом зависит от размеров учеб ной мебели, которые обосновываются пропорциями те ла учащихся. Одним из важных функциональных раз меров учебной мебели является высота сиденья. В от-
133
25. Электрическая актив ность спинных мышц при на пряженной (а) позе.
1— трапециевидная |
мышца; |
|
2 — широчайшая мышца |
спины; |
|
3 — крестцово-остистая |
правая; |
|
4 — крестцово-остистая |
левая; |
|
б —удобная |
поза. |
|
ношении этого размера рекомендации разноречивы. Некоторые исследователи считают, что высота сиденья должна быть меньше длины голени со стопой в обуви на 1—0 . см (М. И. 'Корсунская, 1928; О. В. Флеров, 1953), на 2,5 см (1 дюйм) (Martin, 1955) и даже на
5 см (Akerblom, 1948). Встречаются мнения противопо ложного характера, свидетельствующие о неудобстве заниженных сидений (Lundervold, 1951; Schoberth, 1962).
Это обстоятельство обусловило необходимость специ ального изучения позы детей при пользовании стульями разной высоты (Л. В. Михайлова, Г. А. Шаршаткина, 1972) (табл. 16).
Т а б л и ц а 16
Соотношение углов сгибания в тазо-бедренном, коленном и голено стопном суставах и амплитуды колебаний центра тяжести при поль зовании стульями разной высоты
Высота сиденья*
|
Углы сгибания |
Амплитуда |
||
|
колебаний |
|||
|
(в градусах) |
центра тяжести, |
||
|
в суставе |
|
|
мм |
тазо бедрен ном |
колен ном |
голено стоп ном |
основные коле бания |
физио логиче ский тремор |
Меньше длины голени |
89 |
86 |
85 |
2—20 |
1—20 |
|
на 3—4 см |
||||||
Меньше длины голени |
90 |
80 |
85 |
2—15 |
1—12 |
|
на 2 см |
|
|||||
Больше длины голени |
94 |
98 |
100 |
3—10 |
1—4 |
|
на 2 см |
|
|||||
Больше длины голени |
88 |
91 |
84 |
3—15 |
1—5 |
|
на 3—4 см |
||||||
Равная |
длине голени |
92 |
95 |
92 |
5—6 |
1,5—3,5 |
* По |
отношению к длине |
голени |
со стопой |
в обуви. |
|
|
134