Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
При низких стульях преобладают позы, когда во всех сочленениях конечностей углы сгибания меньше 90°. При высоте сиденья стульев, равной длине голени вме сте со стопой в обуви или выше их на 2 см, все иссле дуемые углы больше 90°. При пользовании высокими стульями угол сгибания в тазо-бедренном и голено стопном суставах снова становится менее 90°, но при этом наблюдаются сползание бедер вперед и как вто ричное явление — наклон тазовой области.
При всех исследованных вариантах высоты сиденья стульев отмечается значительная подвижность конеч ностей и корпуса. Наименее устойчива поза при край них вариантах высоты сиденья. При этих же вариан тах школьники жалуются на неудобство позы, чувство
давления |
в области седалищных бугров при низких и |
в нижней |
части бедер — при высоких стульях. |
Таким образом, наибольшее удобство позы при чте нии и письме за столом обеспечивает высота сиденья, соответствующая длине голени со стопой в обуви. Из менения высоты сиденья в пределах 2 см (особенно в сторону его повышения) существенно не влияют на ха рактер и удобство позы.
Вторым функциональным размером, влияющим на позу учащегося, является высота стола. Она складыва ется из высоты стула и дифференции. В расчетах дифференции существует много расхождений. Ряд авторов (Ф. Ф. Эрисмап, 1959, и др.) рекомендуют при опреде лении величины дифференции к значению высоты локте вой точки над сиденьем добавлять 2—6 см. М. И. Корсунская (1928), устанавливая дифференцию, измеряла высоту локтя, не прижатого к телу, а выдвинутого впе ред на 10 см, и к этой величине прибавляла 2—6 .см. Исследование соотношения углов наклона корпуса, ко лебаний центра тяжести и биоэлектрической активно
сти мышц спины |
при пяти вариантах дифференции |
(Л. В. Михайлова, |
Г. А. Шаршаткина, 1972) выявило, |
что поза детей и функциональные показатели не одина ковы при разной величине дифференции (табл. 17).
При работе за высоким столом (дифференция равна высоте локтевой точки плюс 9—10 см) отмечает ся большой наклон тазовой области, более сильный на клон головы, меньшее расстояние от глаз до рабочей поверхности, чем в средних группах, из-за чего общее положение корпуса приближается к позе с большим на-
135
Т а б л и ц а 17
Углы наклона частей корпуса, расстояние от глаз до поверхности стола и амплитуда колебаний центра тяжести учащихся при работе за столом разной высоты
Величина днфференцин
|
Изучаемый параметр |
||
наклон головы к горизонтали |
груднойнаклон |
наклон тазовой области к го ризонтали |
расстояние от глаз до поверх- -ности стола, см |
в градусахчастипозвоночникакгоризонтали |
ампл> туда колеб аинй центра тяже-
стн, мм
к |
|
о) я |
О ? |
3 к |
|
я я |
ч | а |
т о |
2 5 ° |
О |
« 1) 2 |
я ч |
2 я <о |
и о |
-е-u н |
о я |
Л *+1—2 |
см |
28 |
41 |
95 |
29 |
5—20 |
1—16 |
|
Л + 3 —4» |
42 |
51 |
97 |
34 |
3—20 |
4—20 |
||
Л +S— 6 |
» |
42 |
51 |
92 |
35 |
5—6 |
1,5—3 |
|
Л ~Ь 7— |
» |
43 |
50 |
98 |
36 |
3— 15 |
2— |
18 |
Л +9—10» |
33 |
48 |
85 |
31 |
5—40 |
1— |
10 |
* Л — высота от сиденья до локтя, прижатого к телу.
клоном. Положение корпуса за низким столом также соответствует позе с большим наклоном. При этом центр тяжести переносится вперед, и в связи с этим возрастает мышечное напряжение для удержания тя жести тела, о чем свидетельствует увеличение амплиту ды миограмм крестцово-остистой мышцы с середины урока. Как при большой, так и при малой дифференции отмечается неустойчивость позы и неравномерная ам плитуда физиологического тремора, асимметрия в по ложении плеч.
При высоте столов, где дифференция равна высоте локтя над сиденьем плюс 5—б см, более благоприятны соотношения углов наклона корпуса, более устойчива поза, в 2 раза меньше число случаев асимметрии позы, чем при высоких (дифференция равна Л + 9—10 см) или низких (дифференция равна Л + 1 —2 см) столах.
Изменения дифференции от средней (Л + 5 —6 см) на ±2 см практически на позу школьников не влияют. . - Удобство позы в большой мере зависит от формы и конструкции спинки и сиденья стула. Еще в прошлом веке в работах Fahrner (1863),Meyer (1867), Ф. Ф. Эрис-
мана (1959) на основе изучения формы поясничной ча сти позвоночника для школьной парты была предложе
136
на крестцово-поясничная спинка. М. И. Корсунская (1928) рекомендовала в качестве спинки закругленный брусок высотой 6—8 см, расположенный в области по ясничного лордоза.
По данным Л. В. Михайловой и Г. А. Шаршаткиной (1971), для школьной мебели наиболее удобны профи лированная поясничная и пояснично-подлопаточная спинка с отклонением верхней ее части на 12—18° и горизонтальное профилированное сиденье. Удобство по зы определяется также соотношениями в положении сто ла и стула по горизонтали, т. е. характером и величи
ной дистанции. |
Для учебных |
занятий, |
связанных |
с |
письмом, край |
стула должен заходить под край стола |
|||
(отрицательная |
дистанция) на |
4—5 см в |
маленьких |
и |
на 6—8 см в больших номерах.
Уже в первых работах по обоснованию размеров ме бели был принят ростовой принцип подбора мебели (М. И. Корсунская, 1928; О. В. Флеров, 1953).
Анализ данных антропометрических исследований по следних лет, охвативших более 10 тыс. школьников (Л. В. Михайлова, 1968), выявил выраженную корреля тивную зависимость размеров тела, определяющих функ циональные размеры мебели, от роста учащихся. Пря мую тесную связь с длиной тела имеют высота голени (коэффициент корреляции +0,96) и высота локтевой точки над сиденьем (+0,78). Эти данные подтвердили правильность ростового принципа подбора мебели.
До 1971 г. выпускалась школьная мебель семи номе
ров (с 6-го по |
12-й) с ростовым интервалом 10 см |
(ГОСТ 5994-64 |
«Парты школьные»; ГОСТ 11015-64 |
«Столы ученические»; ГОСТ 11016-64 «Стулья учениче ские»), Изучение практики производства и использо вания школьной мебели показало, что в школы постав
лялся |
неполный |
комплект мебели |
с 6-го по 12-й но |
мер, в |
лучшем |
случае три'или два |
номера, особенно |
это касалось столов и стульев. Большие трудности со здавались при оборудовании мебелью кабинетов. Так как рост учащихся 5—10-х классов варьирует в преде лах 135—185 см, для обеспечения учащихся мебелью в соответствии с ростом при ростовом интервале между номерами мебели в 10 см в кабинетах необходимо иметь от четырех до пяти номеров мебели. В 5-м, 7-м и 10-м классах процентное распределение одних и тех же ро стовых групп совершенно различно. При наличии в шко
137
ле одного кабинета, даже при оборудовании его че тырьмя номерами мебели, несоответствие мебели росту учащихся составляет 40—'60%. При наличии двух но меров мебели (что чаще встречается в практике обору дования кабинетов) несоответствие доходит в отдель ных классах до 80%.
Выходом из данной ситуации могло быть использо вание для оборудования кабинетов трансформируемой мебели с. тем, чтобы каждый учащийся до начала за нятий мог привести высоту сиденья и стола в соответ ствие со своим ростом. Однако до настоящего времени не разработано сколько-нибудь удовлетворительной кон-" струкции школьной мебели, которая позволяла бы про сто и надежно менять размер (3—4 раза за одий учеб ный день), обладала бы при этом должной прочностью, устойчивостью и не выходила из лимита стоимости ра бочего места школьника. Большинство образцов уни версальной мебели рассчитано на изменение' размеров 1—2 раза на протяжении учебного года — при измене нии контингента учащихся в данной школе и по мере их роста.
Все это неизбежно привело к укрупнению ростовых групп. Для выяснения допустимости и гигиенической целесообразности -изменения ростовой группировки школьной мебели был проведен анализ данных антро пометрических и физиологических исследований, посвя щенных этому вопросу (М. В. Антропова, Л. В. Михай лова, 1971). Сравнение основных анатомических вели
чин, определяющих размер мебели, |
и их |
изменчивости |
|
у школьников внутри ростовых групп |
показало, |
что |
|
расширение границ ростовых групп с |
10 до 15 см |
не |
влечет за собой существенного увеличения их вариа
бельности. И при той, |
и при другой группировке для |
||
68—'86% школьников |
(число |
детей, |
имеющих величину |
тех или иных параметров в |
пределах значений М ±1— |
||
1,5 а) изменчивость высоты |
голени |
и локтевой точки |
не выходит за пределы 2,2 см. По данным Л. В. Ми хайловой (1972), средние квадратические отклонения высоты голени при группировках по 10 см меняются от 1,23 до 2,1, а при группировке по 15 см варьируют в пределах 1,64—2,03; сигмальные отклонения высоты локтя над сиденьем меняются соответственно от 1,36 до 2,2 и от 1,5 до 2,1. Это свидетельствует о том, что как при старой, так и при новой группировке практически
138
одинаковому проценту детей при правильном подборе мебели обеспечивается соответствие функциональных размеров ее анатомическим параметрам, варьирующим в пределах ± 2 см (табл. 18).
Т а б л и ц а 18
Средние величины некоторых антропометрических показателей в ростовых группах школьников (в сантиметрах)
|
|
|
|
|
Рост, |
С М |
|
|
|
|
Изучаемые |
115129 |
130--144 |
145-159 |
160--174 |
175—189 |
|||||
параметры |
м О |
м а |
|
|
м 1 а |
|
|
|||
|
М |
а |
М | а |
|||||||
Высота голе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ни со стопой |
30,53 |
1,64 34,65 |
1,8 |
38,69 |
1,68 42,68 |
2,03 |
46,06 |
1,74 |
||
без обуви |
||||||||||
То же в |
31,7 |
1.7 |
35,95 |
1,9 |
40,19 |
1,7 |
44,68 |
2,1 |
47,56 |
1,8 |
обуви |
||||||||||
Высота голе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ни со сто |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пой до ко |
39,32 |
1,7 |
44,46 |
2,3 |
49,41 |
4,95 |
53,9 |
|
57,64 |
1,8 |
лена |
2,0 |
|||||||||
Длина бедра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
до подколен |
30,02 |
1,48 34,91 |
2,16 39,47 |
2,8 |
45,35 |
2,20 |
48,45 |
1,7 |
||
ной ямки |
||||||||||
Длина бедра |
38,96 |
1,74 44,39 |
2,3 |
49,3 |
2,35 55,81 |
2,5 |
59,75 |
1,58 |
||
до колена |
||||||||||
Высота от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сиденья до |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
локтя, при |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жатого к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
телу |
16,46 |
1,5 |
17,92 |
1,75 |
19,75 |
1,72 21,67 |
2,1 |
23,24 |
2,05 |
|
Высота от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сиденья до |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
локтя в по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ложении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
письма |
21,5 |
1,6 |
23,9 |
1,77 |
25,75 |
1,75 |
27,67 |
2,1 |
29,24 |
2,1 |
Анализ длины тела более чем 6000 учащихся различ ных областей Р1СФСР и других республик выявил, что для оборудования всех классов мебелью, соответству ющей росту, при интервале ростовых групп 15 см, с уче том полного диапазона изменения длины тела школь ников в возрасте от 7 до 17 лет необходимо пять раз меров мебели. Минимальный рост учащихся 1-х клас сов составляет 115—116 см, поэтому первая ростовая группа с учетом интервала 15 см включает детей ро
139