Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ской и спортивной работы, общественно полезного тру­ да, оздоровительных мероприятий среди детей.

В действующих нормах проектирования общеобразо­ вательных школ (СНиП П-Л.4-62) по настоянию гиги­ енистов уже сделан 'первый, шат в этом направлении. По сравнению с прежними ориентировочными рекомен­ дациями размеры школьных участков увеличены почти вдвое — с 1—1,5 до 1,7—3 га. В зависимости от вме­ стимости здания площадь участка на одного учащегося колеблется от 20,6 до 53,1 м2, что превышает соответст­ вующие нормы, действующие в ЧССР, Франции, Ита­ лии, Китае, ФРГ, и полностью соответствуют аналогич­ ным нормам ГДР, Польши, Румынии. Лишь в Англии и США, да и то только в средних школах типа коллед­ жей и лицеев, где часть детей находится круглосуточно (А. Я- Гуткин, 1958; Я- Н. Косицкий, 1962, и др.), нор­ ма площади участка на „одного ребенка выше (48— 100 м2). Колледжи и лицеи с частичным интернирова­ нием детей имеют большие площади участков и в таких странах, как Франция, Швеция. Они достигают в от­ дельных случаях 6—16 га (Youven, Gaudin, Feildel, 1963,

и др.). В нашей стране в соответствии со СНиП П-Л.4-62 площади земельных участков в школах-интер­ натах колеблются в зависимости от их вместимости от 50 до 71,4 м2 на одного воспитанника. Так как школа продленного дня по существу представляет собой днев­ ной интернат, очевидно, в ближайшем будущем разме­ ры участка должны приблизиться к указанным для ин­ терната нормативам. Для школы на 30 классов это со­ ставит около 6—8 га. Дальнейшее увеличение размеров участка едва ли возможно, так как школа продленного дня располагается в условиях городской застройки, в микрорайоне. *

Увеличение размеров участков особенно необходимо в III и IV строительно-климатических зонах, где на от­ крытом воздухе может круглогодично проводиться ряд занятий и других режимных моментов школы продлен­ ного дня. В этих климэтических условиях на участках обязательно должны быть классы на открытом воздухе.

В I же строительно-климатической зоне размеры земельных участков школ могут быть уменьшены в связи с тем, что значительную часть учебного года использование их затруднено из-за крайне неблагопри­ ятных метеорологических условий. Сокращение разме-

121

23. Примерное решение участка общеобразовательной школы на 640 учащихся.

А — здание школы;

Б — здание хозяйственного корпуса; В —теплица; Г —

теневой навес; I — учебно-опытная зона; II — спортивная

зона; III — зона

отдыха; IV — внутрихозяйственная

зона.

 

ров земельных

участков школ может

быть

достигнуто

за счет исключения агробиологической учебной зоны и некоторого сокращения зоны отдыха, а также зоны зе­ леных насаждений.

Узаконенное СНиП П-Л.4-62 увеличение размеров участков городских школ позволяет улучшить их зони­ рование и состав отдельных зон (табл. 13 и рис. 23).

Увеличение площади участка произошло в первую очередь за счет расширения спортивной зоны (до 8— 20 м2 на учащегося) и отчасти учебно-опытной зоны. В дальнейшем же потребуется увеличение зоны отдыха и учебно-опытной зоны, размеры которой в общеобра­ зовательной школе могут достигать 5000 м2 и более.

В заключение следует остановиться на озеленении и благоустройстве школьных участков. Хорошо известно,

122


Т а б л и ц а 13

Примерный состав и площади элементов и зон участков школ по нормам 1962 г. (СНиП 11-Л.4-62)

Зоны и элементы

Площади

участков

Планировочные

участков

школ на

8—32 клас­

требования

 

са,

MJ

 

Учебно-опытная

 

1100—2700

В том числе:

 

200—400

участок

овощных и

полевых культур

 

 

участок плодового са­

250—750

да и ягодников

 

 

участок

питомника

200—500

участок

коллекцион­

50—100

но-селекционный

 

 

парники

 

 

20— 100

теплица

 

пло­

40—60

зоологическая

50—100

щадка

 

 

 

участок цветочно-де­ Не нормируется коративных растений

метеорологическая и 50—100 географическая пло­ щадки

площадка

для

заня­

60

тий на воздухе

(с на­

 

весом)

для

1—4-х

40—160

участок

классов

 

 

 

Спортивная зона

 

7900—10 300

Располагается вблизи участка для 1—4-х клас­ сов

Располагается на хоро­ шо инсолируемых местах

Размещается вдали от спортивных площадок, ближе к плодовому са-

ДУ

Располагаются вблизи от хозяйственного двора, на инсолируемых и в защи­ щенных от ветра местах. Покрытие зооплощадок должно быть щебенча­ тым или асфальтовым

Размещается на откры­ том месте вдали от спор­ тивной площадки, а от зданий не менее чем на 35 м; покрытие травяное

Располагается в саду

Запрещается размещать со стороны окон учебно­ го помещения

В том числе:

легкоатле-

4900

Продольные

оси

спор­

площадка

тивных площадок

реко­

- тическая

 

 

 

мендуется располагать в

 

 

 

 

 

направлении север—юг

площадки

для спор­

2950

Площадки для игр в мяч

тивных

игр

(футбол,

 

и метания

размещаются

ручной

мяч)

и легко-

 

в удалении от окон

зда-

123


Зоны и элементы

Площади

участков

Планировочные

участков

школ на

8—32 клас­

требования

 

са,

м2

 

атлетического мета­ ния (средняя) площадка для спор­ тивных игр и легкоат­ летического метания (■малая)

площадка для гимнас­ тики комбинированная пло­ щадка для волейбола и баскетбола

то же для младших классов

площадка для на­ стольного тенниса

Зона отдыха

В том числе:

площадка для подвиж­ ных игр учащихся I—2-х классов

то же для 3—4-х классов

то же для 5—8-х классов

площадка для тихого отдыха

Двор хозяйственный

нпй (не ближе 8 м) и от учебно-опытной зоны или 1950 отделяются от них за­ щитной зеленой полосой По согласованию с мини­ стерствами просвещения союзных республик в оп­ ределенных условиях до­ пускается устройство от­ крытого плавательного бассейна и других соору­

жений

600

540

480

162По периметру блоков спортивных площадок ус­ траивается живая изго­ родь

600—2300

200—800 Располагается вблизи выходов из учебных сек­ ций и блоков

200—800

100—400

100—300 Располагается в удале­ нии от спортивных пло­ щадок и площадок под­ вижных игр

500Располагается со стороны входа в производст­ венные помещения пище­ блока, смежно с учебноопытной зоной. Должен иметь непосредственный въезд с улицы

124

Зоны

и элементы

Площади

участков

 

Планировочные

участков

икол на

8—32 клас­

 

требования

 

 

са,

м2

 

 

 

 

Защитная

зеленая поло-

40—50%

Ширина

зеленой

полосы

са и зеленые насажде-

площади

по периметру

участка

ння

 

участка

должна

быть не менее

 

 

 

 

1,5 м, а со стороны ули­

 

 

 

 

цы 6—40 м. Расстояние

 

 

 

 

зданий

 

от деревьев не

 

 

 

 

менее 10 м, от кустарни­

 

 

 

 

ков — 5 м

 

Посадка деревьев и кус­ тарников с ядовитыми плодами, а около спор­ тивных площадок — ко­ лючих кустарников и плодовых деревьев не до­ пускается

Проезды

Входят в пло­

 

щади отдельных

 

зон

И т о г о . . .

20 000—30 000

что зеленые насаждения оказывают смягчающее дейст­ вие на микроклимат территорий, увлажняя воздух, уменьшая силу ветра и интенсивность инсоляции, по­ вышают на 29—34% содержание в воздухе легких ионов, проявляют антибактериальную активность (П. Н. Жи­ лин и др., 1948; Д. И. Калюжный и др., 1959; А. И. Вой­ ков, Н. И. Ананьев, 1968; С. Д. Соколов, 1970; Е. С. Лахно, В. Ф. Докучаева, 1971). Озеленение участков школ имеет огромное психологическое и учебно-воспитатель­ ное значение. Велика защитная роль зеленых насажде­ ний. Известно, что они существенно снижают запылен­ ность, шум и загазованность воздуха. В крупных зеле­ ных массивах задержание ныли может доходить до 52% (В. Ф. Докучаева, 1949), а зеленые полосы шириной 10—20 м снижают содержание пыли в воздухе на 20— 40% (В. И. Федынский, Р. А. Бабаянц, 1950). Соглас­ но И. Л. Карагодиной, Г. Л. Осипову и И. А. Шишкину (1964), полоса плотного кустарника шириной 20 м уменьшает шум примерно на 5—8 дБ. По нашим дан­ ным (табл. 14), полоса зеленых насаждений, состоящая из высокоствольных деревьев с широким лиственным

125


Защитная роль зеленых насаждений

 

Степень снижения

 

содержания в воздухе СО

(% к исходному уровню)

Расположение

зоной

зданияу школы

учебномв

помещении

зеленойза

школы

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

Степень сниже­ ния пыли (% к исходному уровню)

за зеленой зоной

у здания школы

На межквартальном

29,3

44,9

75,8

51,8

30,9

проезде

На внутриквартальном

 

 

 

59,8

53,0

проезде

____

На внутриквартальной

 

 

 

 

 

территории вблизи га­

 

 

 

 

 

ража на 56 машин и

28,9

67,4

78,7

75,7

47,7

пешеходном проезде

покровом, густого

кустарника и газона

шириной не

менее 10—15 м, способствует значительному снижению концентрации окиси углерода в атмосферном воздухе на участке вблизи здания школ и в учебных помеще­ ниях.

В зависимости от ширины и характера зеленой защит­ ной полосы содержание окиси углерода в точках, оди­ наково удаленных от источика загрязнения (в 15 и 25 м от транспортных проездов или гаражей для индивиду­ альных легковых автомобилей), снижалось на 28,9— 78,7%'от исходного.

Изменения запыленности воздуха имели другую тен­ денцию. Защитная роль зеленых насаждений оказалась очень высокой (снижение концентрации пыли на 51,8— 75,7%), однако абсолютное содержание пыли в воздухе на проездах было значительным—в 10—16 раз выше предельно допустимых значений для атмосферного воздуха (0,5 мг/м3). Кроме того, как видно из табл. 14, после весьма существенного (более чем в 2 раза) сни­ жения запыленности за зеленой зоной она вновь воз­ растала у зданий школ, причем тем сильней, чем ниже была степень благоустройства территории (грунтовое покрытие площадок перед школой).

■Приведенные данные, с одной стороны, свидетельству­ ют об огромном значении защитных зеленых полос на

126


границах участков школ, а с другой — о необходимости обращать особое внимание на благоустройство террито­ рий вблизи здания школы. Между тем, как показал проведенный нами анализ результатов обследования более 300 школ различных республик и областей Совет­ ского Союза, этим вопросам не уделяется должного внимания. Благоустройство школьных участков, осуще­ ствляемое в процессе строительства, ограничивается в лучшем случае устройством спортивных площадок и асфальтированием проездов и территорий, прилежа­ щих к зданию школы (игровые площадки, хозяйствен­ ный двор). Озеленение проводится позднее силами са­ мой школы (учащиеся, педагоги, родители) без всяко­ го контроля со стороны органов санитарного надзора и зачастую без учета гигиенических рекомендаций и ме­ стных климатических условий. Так, в ряде школ Арме­ нии, Грузии и республик Средней Азии здания разме­ щаются на совершенно открытых, не защищенных де­ ревьями, полностью асфальтированных площадках. Это оказывает крайне неблагоприятное влияние на микро­ климат территорий и тепловое состояние детей, так как температура асфальта за счет его высокой теплоемко­ сти и низкого альбедо летом в этих районах достигает 50—60° (И. М. Геллер, 1965). При такой температуре в воздушный бассейн вблизи здания школы поступают из асфальта токсические вещества. Чрезмерное увлече­ ние асфальтированием территорий участков школ не­ допустимо даже во II и III строительно-климатических зонах — оно отрицательно сказывается на тепловом со­ стоянии детей. Даже спокойная прогулка детей по от­ крытым инсолируемым асфальтированным дорожкам при температуре воздуха 24—25° и температуре ас­ фальта 35° вызывает существенное ухудшение их тепло­ вого состояния по сравнению с детьми, гуляющими на озелененной территории. Приведенные данные свиде­ тельствуют о необходимости сокращения до минимума асфальтированных покрытий вблизи зданий школ. Они должны быть ограничены отмостками у самих зданий, проездами и переходными дорожками к площадкам для игр и отдыха.

Площадки для отдыха детей во время перемен, как и футбольное поле, лучше всего засеивать трудновытаптываемыми смесями трав (клевер, тимофеевка, райграс, луговой мятлик и др.).

127

В качестве покрытия вместо асфальта могут приме­ няться крупные бетонные плиты (50x50 см); 5—7-сан­ тиметровые разрывы между ними засеивают травой. Та­ кое покрытие меньше перегревается, не ухудшает соста­ ва воздуха и более удобно в дождливые дни, так как вода, стекая между плитами, поглощается травой и поч­ вой. Между площадками и зданием школы и вокруг них следует широко использовать партерное озеленение (тра­ ва, цветники, кустарники). Асфальтные покрытия могут применяться на игровых площадках лишь в тех случаях, когда они закрыты навесами или выступающими частя­ ми здания, образующими крытые дворики (типа patio). Устройство таких двориков широко применяется в шко­ лах Франции, Италии, Швейцарии и т. д. Они защища­

ют детей как от ветра, так

и от чрезмерной

инсоляции

и позволяют пользоваться

свежим воздухом

во время

перемен во все сезоны года. В нашей стране они с ус­ пехом могли бы применяться во всех без исключения районах строительства. Для этого достаточно перекрыть часть игровых площадок, примыкающих к зданию, меж­ ду блоками или корпусами навесом или козырьком (только со стороны рекреации или вестибюля).

(Правильное благоустройство и озеленение территорий школ особенно важны в IV климатическом районе. Для обеспечения оптимального микроклимата участков и зданий в этих районах рекомендуются групповые посад­ ки высококронных деревьев (Н. В. Бобохидзе, 1965; И. С. Кирьянова, 1965, и др.). Они обладает экраниру­ ющим свойством, существенно понижают температуру воздуха и радиаццонную температуру и вместе с тем не препятствуют проветриванию территории, поэтому кро­ ны деревьев не должны смыкаться со зданиями (€. Д. Соколов, 1970). На площадках для отдыха детей и около игровых площадок целесобразно устройство зе­ леных перголл-галерей.

Озеленение участков школ в I подрайоне I климати­ ческого района крайне затруднительно, однако и здесь оно должно проводиться (кустарники, трава, цветы и низкорослые деревья). Психологическое его влияние на детей, лишенных возможности 3Д года видеть зеленые растения и цветы, огромно.