Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ской и спортивной работы, общественно полезного тру да, оздоровительных мероприятий среди детей.
В действующих нормах проектирования общеобразо вательных школ (СНиП П-Л.4-62) по настоянию гиги енистов уже сделан 'первый, шат в этом направлении. По сравнению с прежними ориентировочными рекомен дациями размеры школьных участков увеличены почти вдвое — с 1—1,5 до 1,7—3 га. В зависимости от вме стимости здания площадь участка на одного учащегося колеблется от 20,6 до 53,1 м2, что превышает соответст вующие нормы, действующие в ЧССР, Франции, Ита лии, Китае, ФРГ, и полностью соответствуют аналогич ным нормам ГДР, Польши, Румынии. Лишь в Англии и США, да и то только в средних школах типа коллед жей и лицеев, где часть детей находится круглосуточно (А. Я- Гуткин, 1958; Я- Н. Косицкий, 1962, и др.), нор ма площади участка на „одного ребенка выше (48— 100 м2). Колледжи и лицеи с частичным интернирова нием детей имеют большие площади участков и в таких странах, как Франция, Швеция. Они достигают в от дельных случаях 6—16 га (Youven, Gaudin, Feildel, 1963,
и др.). В нашей стране в соответствии со СНиП П-Л.4-62 площади земельных участков в школах-интер натах колеблются в зависимости от их вместимости от 50 до 71,4 м2 на одного воспитанника. Так как школа продленного дня по существу представляет собой днев ной интернат, очевидно, в ближайшем будущем разме ры участка должны приблизиться к указанным для ин терната нормативам. Для школы на 30 классов это со ставит около 6—8 га. Дальнейшее увеличение размеров участка едва ли возможно, так как школа продленного дня располагается в условиях городской застройки, в микрорайоне. *
Увеличение размеров участков особенно необходимо в III и IV строительно-климатических зонах, где на от крытом воздухе может круглогодично проводиться ряд занятий и других режимных моментов школы продлен ного дня. В этих климэтических условиях на участках обязательно должны быть классы на открытом воздухе.
В I же строительно-климатической зоне размеры земельных участков школ могут быть уменьшены в связи с тем, что значительную часть учебного года использование их затруднено из-за крайне неблагопри ятных метеорологических условий. Сокращение разме-
121
23. Примерное решение участка общеобразовательной школы на 640 учащихся.
А — здание школы; |
Б — здание хозяйственного корпуса; В —теплица; Г — |
||
теневой навес; I — учебно-опытная зона; II — спортивная |
зона; III — зона |
||
отдыха; IV — внутрихозяйственная |
зона. |
|
|
ров земельных |
участков школ может |
быть |
достигнуто |
за счет исключения агробиологической учебной зоны и некоторого сокращения зоны отдыха, а также зоны зе леных насаждений.
Узаконенное СНиП П-Л.4-62 увеличение размеров участков городских школ позволяет улучшить их зони рование и состав отдельных зон (табл. 13 и рис. 23).
Увеличение площади участка произошло в первую очередь за счет расширения спортивной зоны (до 8— 20 м2 на учащегося) и отчасти учебно-опытной зоны. В дальнейшем же потребуется увеличение зоны отдыха и учебно-опытной зоны, размеры которой в общеобра зовательной школе могут достигать 5000 м2 и более.
В заключение следует остановиться на озеленении и благоустройстве школьных участков. Хорошо известно,
122
Т а б л и ц а 13
Примерный состав и площади элементов и зон участков школ по нормам 1962 г. (СНиП 11-Л.4-62)
Зоны и элементы |
Площади |
участков |
Планировочные |
участков |
школ на |
8—32 клас |
требования |
|
са, |
MJ |
|
Учебно-опытная |
|
1100—2700 |
|
В том числе: |
|
200—400 |
|
участок |
овощных и |
||
полевых культур |
|
|
|
участок плодового са |
250—750 |
||
да и ягодников |
|
|
|
участок |
питомника |
200—500 |
|
участок |
коллекцион |
50—100 |
|
но-селекционный |
|
|
|
парники |
|
|
20— 100 |
теплица |
|
пло |
40—60 |
зоологическая |
50—100 |
||
щадка |
|
|
|
участок цветочно-де Не нормируется коративных растений
метеорологическая и 50—100 географическая пло щадки
площадка |
для |
заня |
60 |
тий на воздухе |
(с на |
|
|
весом) |
для |
1—4-х |
40—160 |
участок |
|||
классов |
|
|
|
Спортивная зона |
|
7900—10 300 |
Располагается вблизи участка для 1—4-х клас сов
Располагается на хоро шо инсолируемых местах
Размещается вдали от спортивных площадок, ближе к плодовому са-
ДУ
Располагаются вблизи от хозяйственного двора, на инсолируемых и в защи щенных от ветра местах. Покрытие зооплощадок должно быть щебенча тым или асфальтовым
Размещается на откры том месте вдали от спор тивной площадки, а от зданий не менее чем на 35 м; покрытие травяное
Располагается в саду
Запрещается размещать со стороны окон учебно го помещения
В том числе: |
легкоатле- |
4900 |
Продольные |
оси |
спор |
||
площадка |
тивных площадок |
реко |
|||||
- тическая |
|
|
|
мендуется располагать в |
|||
|
|
|
|
|
направлении север—юг |
||
площадки |
для спор |
2950 |
Площадки для игр в мяч |
||||
тивных |
игр |
(футбол, |
|
и метания |
размещаются |
||
ручной |
мяч) |
и легко- |
|
в удалении от окон |
зда- |
123
Зоны и элементы |
Площади |
участков |
Планировочные |
участков |
школ на |
8—32 клас |
требования |
|
са, |
м2 |
|
атлетического мета ния (средняя) площадка для спор тивных игр и легкоат летического метания (■малая)
площадка для гимнас тики комбинированная пло щадка для волейбола и баскетбола
то же для младших классов
площадка для на стольного тенниса
Зона отдыха
В том числе:
площадка для подвиж ных игр учащихся I—2-х классов
то же для 3—4-х классов
то же для 5—8-х классов
площадка для тихого отдыха
Двор хозяйственный
нпй (не ближе 8 м) и от учебно-опытной зоны или 1950 отделяются от них за щитной зеленой полосой По согласованию с мини стерствами просвещения союзных республик в оп ределенных условиях до пускается устройство от крытого плавательного бассейна и других соору
жений
600
540
480
162По периметру блоков спортивных площадок ус траивается живая изго родь
600—2300
200—800 Располагается вблизи выходов из учебных сек ций и блоков
200—800
100—400
100—300 Располагается в удале нии от спортивных пло щадок и площадок под вижных игр
500Располагается со стороны входа в производст венные помещения пище блока, смежно с учебноопытной зоной. Должен иметь непосредственный въезд с улицы
124
Зоны |
и элементы |
Площади |
участков |
|
Планировочные |
||
участков |
икол на |
8—32 клас |
|
требования |
|||
|
|
са, |
м2 |
|
|
|
|
Защитная |
зеленая поло- |
40—50% |
Ширина |
зеленой |
полосы |
||
са и зеленые насажде- |
площади |
по периметру |
участка |
||||
ння |
|
участка |
должна |
быть не менее |
|||
|
|
|
|
1,5 м, а со стороны ули |
|||
|
|
|
|
цы 6—40 м. Расстояние |
|||
|
|
|
|
зданий |
|
от деревьев не |
|
|
|
|
|
менее 10 м, от кустарни |
|||
|
|
|
|
ков — 5 м |
|
Посадка деревьев и кус тарников с ядовитыми плодами, а около спор тивных площадок — ко лючих кустарников и плодовых деревьев не до пускается
Проезды |
Входят в пло |
|
щади отдельных |
|
зон |
И т о г о . . . |
20 000—30 000 |
что зеленые насаждения оказывают смягчающее дейст вие на микроклимат территорий, увлажняя воздух, уменьшая силу ветра и интенсивность инсоляции, по вышают на 29—34% содержание в воздухе легких ионов, проявляют антибактериальную активность (П. Н. Жи лин и др., 1948; Д. И. Калюжный и др., 1959; А. И. Вой ков, Н. И. Ананьев, 1968; С. Д. Соколов, 1970; Е. С. Лахно, В. Ф. Докучаева, 1971). Озеленение участков школ имеет огромное психологическое и учебно-воспитатель ное значение. Велика защитная роль зеленых насажде ний. Известно, что они существенно снижают запылен ность, шум и загазованность воздуха. В крупных зеле ных массивах задержание ныли может доходить до 52% (В. Ф. Докучаева, 1949), а зеленые полосы шириной 10—20 м снижают содержание пыли в воздухе на 20— 40% (В. И. Федынский, Р. А. Бабаянц, 1950). Соглас но И. Л. Карагодиной, Г. Л. Осипову и И. А. Шишкину (1964), полоса плотного кустарника шириной 20 м уменьшает шум примерно на 5—8 дБ. По нашим дан ным (табл. 14), полоса зеленых насаждений, состоящая из высокоствольных деревьев с широким лиственным
125
Защитная роль зеленых насаждений
|
Степень снижения |
|
||
содержания в воздухе СО |
||||
(% к исходному уровню) |
||||
Расположение |
зоной |
зданияу школы |
учебномв |
помещении |
зеленойза |
||||
школы |
|
|
|
|
Т а б л и ц а 14
Степень сниже ния пыли (% к исходному уровню)
за зеленой зоной |
у здания школы |
На межквартальном |
29,3 |
44,9 |
75,8 |
51,8 |
30,9 |
проезде |
|||||
На внутриквартальном |
|
|
|
59,8 |
53,0 |
проезде |
____ |
— |
— |
||
На внутриквартальной |
|
|
|
|
|
территории вблизи га |
|
|
|
|
|
ража на 56 машин и |
28,9 |
67,4 |
78,7 |
75,7 |
47,7 |
пешеходном проезде |
|||||
покровом, густого |
кустарника и газона |
шириной не |
менее 10—15 м, способствует значительному снижению концентрации окиси углерода в атмосферном воздухе на участке вблизи здания школ и в учебных помеще ниях.
В зависимости от ширины и характера зеленой защит ной полосы содержание окиси углерода в точках, оди наково удаленных от источика загрязнения (в 15 и 25 м от транспортных проездов или гаражей для индивиду альных легковых автомобилей), снижалось на 28,9— 78,7%'от исходного.
Изменения запыленности воздуха имели другую тен денцию. Защитная роль зеленых насаждений оказалась очень высокой (снижение концентрации пыли на 51,8— 75,7%), однако абсолютное содержание пыли в воздухе на проездах было значительным—в 10—16 раз выше предельно допустимых значений для атмосферного воздуха (0,5 мг/м3). Кроме того, как видно из табл. 14, после весьма существенного (более чем в 2 раза) сни жения запыленности за зеленой зоной она вновь воз растала у зданий школ, причем тем сильней, чем ниже была степень благоустройства территории (грунтовое покрытие площадок перед школой).
■Приведенные данные, с одной стороны, свидетельству ют об огромном значении защитных зеленых полос на
126
границах участков школ, а с другой — о необходимости обращать особое внимание на благоустройство террито рий вблизи здания школы. Между тем, как показал проведенный нами анализ результатов обследования более 300 школ различных республик и областей Совет ского Союза, этим вопросам не уделяется должного внимания. Благоустройство школьных участков, осуще ствляемое в процессе строительства, ограничивается в лучшем случае устройством спортивных площадок и асфальтированием проездов и территорий, прилежа щих к зданию школы (игровые площадки, хозяйствен ный двор). Озеленение проводится позднее силами са мой школы (учащиеся, педагоги, родители) без всяко го контроля со стороны органов санитарного надзора и зачастую без учета гигиенических рекомендаций и ме стных климатических условий. Так, в ряде школ Арме нии, Грузии и республик Средней Азии здания разме щаются на совершенно открытых, не защищенных де ревьями, полностью асфальтированных площадках. Это оказывает крайне неблагоприятное влияние на микро климат территорий и тепловое состояние детей, так как температура асфальта за счет его высокой теплоемко сти и низкого альбедо летом в этих районах достигает 50—60° (И. М. Геллер, 1965). При такой температуре в воздушный бассейн вблизи здания школы поступают из асфальта токсические вещества. Чрезмерное увлече ние асфальтированием территорий участков школ не допустимо даже во II и III строительно-климатических зонах — оно отрицательно сказывается на тепловом со стоянии детей. Даже спокойная прогулка детей по от крытым инсолируемым асфальтированным дорожкам при температуре воздуха 24—25° и температуре ас фальта 35° вызывает существенное ухудшение их тепло вого состояния по сравнению с детьми, гуляющими на озелененной территории. Приведенные данные свиде тельствуют о необходимости сокращения до минимума асфальтированных покрытий вблизи зданий школ. Они должны быть ограничены отмостками у самих зданий, проездами и переходными дорожками к площадкам для игр и отдыха.
Площадки для отдыха детей во время перемен, как и футбольное поле, лучше всего засеивать трудновытаптываемыми смесями трав (клевер, тимофеевка, райграс, луговой мятлик и др.).
127
В качестве покрытия вместо асфальта могут приме няться крупные бетонные плиты (50x50 см); 5—7-сан тиметровые разрывы между ними засеивают травой. Та кое покрытие меньше перегревается, не ухудшает соста ва воздуха и более удобно в дождливые дни, так как вода, стекая между плитами, поглощается травой и поч вой. Между площадками и зданием школы и вокруг них следует широко использовать партерное озеленение (тра ва, цветники, кустарники). Асфальтные покрытия могут применяться на игровых площадках лишь в тех случаях, когда они закрыты навесами или выступающими частя ми здания, образующими крытые дворики (типа patio). Устройство таких двориков широко применяется в шко лах Франции, Италии, Швейцарии и т. д. Они защища
ют детей как от ветра, так |
и от чрезмерной |
инсоляции |
и позволяют пользоваться |
свежим воздухом |
во время |
перемен во все сезоны года. В нашей стране они с ус пехом могли бы применяться во всех без исключения районах строительства. Для этого достаточно перекрыть часть игровых площадок, примыкающих к зданию, меж ду блоками или корпусами навесом или козырьком (только со стороны рекреации или вестибюля).
(Правильное благоустройство и озеленение территорий школ особенно важны в IV климатическом районе. Для обеспечения оптимального микроклимата участков и зданий в этих районах рекомендуются групповые посад ки высококронных деревьев (Н. В. Бобохидзе, 1965; И. С. Кирьянова, 1965, и др.). Они обладает экраниру ющим свойством, существенно понижают температуру воздуха и радиаццонную температуру и вместе с тем не препятствуют проветриванию территории, поэтому кро ны деревьев не должны смыкаться со зданиями (€. Д. Соколов, 1970). На площадках для отдыха детей и около игровых площадок целесобразно устройство зе леных перголл-галерей.
Озеленение участков школ в I подрайоне I климати ческого района крайне затруднительно, однако и здесь оно должно проводиться (кустарники, трава, цветы и низкорослые деревья). Психологическое его влияние на детей, лишенных возможности 3Д года видеть зеленые растения и цветы, огромно.