Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Длительная и холодная зима с частыми туманами и метелями на всей территории I климатического района резко сокращает возможность и длительность пребыва ния детей на открытом воздухе. Наиболее неблагопри ятные условия создаются в циклонических областях этого района — прибрежных районах Северного Ледо витого и Тихого океанов и северных районах бассейна Енисея (IA, 1Б, 1Г подрайоны). Низкая температура воздуха зимой сочетается здесь с ветром, достигающим 10—12 м/с и более, а число дней с метелями и пургой в полярную ночь составляет до 16—25 в месяц. Все это резко осложняет посещение школы, особенно для детей младшего возраста. Наши наблюдения показали, что вес теплой одежды дошкольников и младших школьников в этих условиях возрастает от 2,8 до 5,3 и даже 6,5 кг, что резко снижает скорость передвижения детей и не всегда спасает их от чрезмерного охлаждения, а иногда и от отморожений. В ветреные дни затрудняет передви жение ребенка и возрастающее давление воздуха. Так, при увеличении скорости ветра от 3 до 12 м/с оно воз растает от 0,2 до 3,5 кг, а при ветре 20—<25 м/с дости гает 11 —15 кг, т. е. составляет почти '/з веса младшего школьника (Л. Г. Назарова, 1967). Увеличение скоро сти ветра повышает и возможность переохлаждения де тей. Например, для 6—9-летних детей 20—40-минутное пребывание на открытом воздухе без опасности охлаж дения возможно в штилевую погоду при температуре воздуха —15—22° (Г. В. Терентьева, Е. И. Кореневская, 1970).
Приведенные данные и физиологические исследования, проведенные Г. И. Муравьевой (1964), позволили ста вить вопрос о необходимости сокращения радиусов об служивания школ на всей территории I климатического района, особенно в I подрайоне. Они были узаконены в 1966 г. в «Указаниях по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в северной строительно-климатической зоне» СН 353-66. В соответ ствии с этим документом «наибольшее расстояние пе
шеходной |
доступности |
школ» |
определяется для уча |
|
щихся 1—8-х классов в I подзоне в 0,3 км, а во II под |
||||
зоне— 0,4 |
км, для учащихся |
9—10-х классов |
0,4 и |
|
0,5 км соответственно. |
|
|
в Таш |
|
Работа, проведенная И. С. Кирьяновой (1965) |
||||
кенте, свидетельствует |
также |
о необходимости |
сокра |
116
щения радиусов обслуживания дошкольных учреждений и школ в IV климатическом районе. Основываясь на результатах физиологических исследований теплообме на и реакций сердечно-сосудистой системы детей и взрослых, автор рекомендует сокращение радиусов об служивания школ до 0,4 км. При большем расстоянии до школы весной и осенью у детей наблюдаются четко выраженные сдвиги в функциональных показателях сердечно-сосудистой и дыхательной систем и увеличе ние периода их восстановления.
Взаимное размещение школ
и дошкольных учреждений
При разработке генеральных планов микрорайонов архитекторы в большинстве случаев размещают на внутриквартальной территории в непосредственной бли зости от школы и дошкольные учреждения. При таком их расположении удается выполнить гигиенические требования в отношении размещения каждого учрежде ния, сократить до минимума радиусы их обслуживания, изолировать их от групп жилых домов, так как извест но, что и школы, и дошкольные учреждения сами яв ляются источником бытового внутриквартального шу ма. Однако при этом не учитывается взаимовлияние этих учреждений друг на друга. Между тем режим ра боты их различен и близкое соседство групповыхпло щадок дошкольных учреждений к зданиям школ может оказать неблагоприятное влияние на шумовой режим учебных заведений.
Исследования, проведенные нами в одной из школ, расположенной внутриквартально в 25 м от групповых площадок дошкольного учреждения, выявили, что во время пребывания на них 65—80 детей в классах, об ращенных к дошкольному учреждению, уровни шума резко возратают, превышая допустимые более чем в П/г—2 раза (табл. 12).
|Как видно из табл. 12, уровни шума в классах, обра щенных к игровым площадкам, используемым для про
гулки |
детей |
дошкольного |
возраста, во |
время |
занятий |
(письменная |
контрольная |
работа) при закрытых окнах |
|||
были |
на И —18 дБА, а |
при открытых |
окнах |
на 25— |
42 дБА выше допустимых уровней, т. е. игровые пло щадки рядом расположенного дошкольного учреждения дают такой же шумовой эффект, как и межкварталь-
117
Т а б л и ц а 12
Уровни шума на детских площадках и в учебных помещениях школы, расположенной от них в 25 м (во время учебных занятий)
|
|
Режим использования площадок |
||
|
без детей |
во время |
||
Место |
прогулок детей |
|||
|
уровни шума, дБА |
|
||
исследования шума |
|
|
||
|
мини |
макси |
мини |
макси |
|
мальные |
мальные |
мальные |
мальные |
Детские площадки |
50,0 |
61,0 |
57,3 |
80,6 |
Учебные помещения: |
46,0 |
59,0 |
57,0 |
73,0 |
окна закрыты |
||||
окна открыты |
52,0 |
60,0 |
60,0 |
77,0 |
ные проезды с интенсивностью движения транспорта в 100 машин и более. Эти факты должны учитываться органами санитарного надзора при согласовании гене ральных планов микрорайонов и .проектов привязки детских учреждений. Очевидно, следует и в строитель ные нормы внести пункт, запрещающий размещение до школьных учреждений со стороны окон учебных поме щений школ и строго регламентирующий минимально допустимое расстояние групповых площадок до границ участков школ (25 м).
Изложенные рекомендации в отношении размещения школ на селитебной территории едины для всех кли матических районов нашей страны и должны соблю даться при строительстве школьных зданий в городах и сельских населенных пунктах так же строго, как и рекомендации в отношении обеспечения необходимых зон санитарных разрывов от промышленных предприя тий.
Вместе с тем не следует забывать и необходимость климатической дифференциации рекомендаций, регла ментирующих размещение школ в городской застройке. Она не ограничивается различными для I, II, III и IV климатических районов радиусами обслуживания. Так, в I климатическом районе следует учитывать ветровой режим района строительства. В I подрайоне этого рай она школы должны размещаться внутри кварталов, на территориях, хорошо защищенных от ветра жилыми до мами, а иногда и соединяться с ними теплыми перехо дами (Г. И. Муравьева, 1964; Л. Ф. Туликова, 1968).
118
В IV климатическом районе, наоборот, должны быть созданы условия для максимальной аэрации зданий и земельных участков и защиты их от чрезмерной инсо-' лядии. Наилучшие условия в этой зоне обеспечиваются при расположении школ вблизи микрорайонных зеле ных массивов и водоемов (И. С. Кирьянова, 1965). Раз мещение же их внутри кварталов с замкнутой с трех сторон многоэтажной застройкой недопустимо.
Школьный участок
Значение школьного участка и отдельных элементов его очень четко и полно освещено крупными отечествен ными гигиенистами (П. М. Ивановский, 1932; А. Я- Гуткин, 1952, и др.). Ими определена значимость земель ного участка школы не только для воспитания здорово го, закаленного подрастающего поколения, но и под черкнута роль в осуществлении физического воспита ния, политехнического трудового обучения и эстетиче ского воспитания школьников. Оздоровительная роль земельного участка, его положительное влияние на здоровье, работоспособность детей как в процессе ра ционального отдыха на воздухе, так и в организации занятий подчеркнуты и доказаны многими исследовате лями (Л. В. Михайлова, 1954; Н.Т. Лебедева, 1967; Ц. Л! Усищева, 1969; А. Н. Николаева, 1971).Исследования по следних лет лишь подтверждают неоспоримость оздо-~ ровительного и закаливающего влияния пребывания де тей на открытом воздухе во время занятий и перемен, особенно в условиях низких температур, о котором в свое время так много говорили и писали (А. В. Мольков, 1928Г-П. М. Ивановский, 1932, и др.).
Остается лишь высказать сожаления, что важнейшие рекомендации, касающиеся использования школьных участков во время перемен и уроков, почти забыты и санитарными, и школьными врачами и тем более педа гогами. Во многих школах выход детей на участок во время перемен вообще запрещается дирекцией школы во избежание загрязнения обуви и помещений.
Растущая учебная нагрузка детей не только в обще образовательной школе, но и вследствие дополнитель ных занятий значительной части школьников музыкой, языком или обучением в спецшколах-интернатах приво дит к резкому сокращению пребывания их на свежем
119
воздухе и увеличению длительности пассивного мало подвижного состояния—'гиподинамии. Это касается школьников даже младшего возраста и, безусловно, является одной из важнейших причин низких показате лей здоровья и функционального состояния различных систем организма школьников. Хорошо известно, что школьники-спортсмены, дети, занимающиеся в спортив ных кружках и секциях, особенно на открытом воздухе,
имеют |
значительно более |
высокие и |
антропометриче |
ские, и |
функциональные' |
показатели |
(А. Г. Сухарев, |
1972, и др.). И это не случайно, так как уровень мы шечной активности детей в конечном счете определяет функциональные возможности сердца, легких, мозга (И. А. Аршавский, 1966). Двигательная активность, особенно в благоприятных условиях среды, способству ет совершенствованию моторно-висцеральных рефлек сов, роль которых сводится к осуществлению адаптации висцеральных функций к условиям существования ор ганизма (М. Р. Могендович, 1961), усиливает у детей вагусные влияния и совершенствование процессов тор можения в коре, а это в свою очередь благоприятству ет более экономному расходованию энергии в организ ме и увеличивает разрыв между оптимальным (в усло виях мышечного покоя) и максимальным (в условиях деятельности) уровнями всех функций.
В условиях школы, где дети проводят большую часть своей жизни, интенсивная двигательная активность ре ально возможна лишь на земельных участках при осу ществлении трудовых процессов, организации занятий по физкультуре, проведении перемен с включением под вижных игр,соревнований.
Роль школьных участков должна и будет возрастать по мере превращения школы из учебного в учебно-во спитательное учреждение. Уже сейчас в связи с посто янным увеличением числа групп и классов продленного дня школьный участок все шире используется для
отдыха |
и труда детей во вторую |
половину |
дня |
|
(Л. И. |
Александрова). |
В недалеком |
будущем школа |
|
должна |
стать центром |
воспитательной |
работы |
среди |
всех детей микрорайона, их «вторым, домом», где они будут получать не только необходимые знания, но и проводить досуг в кружках и секциях. Это требует уве личения размеров и повышения благоустройства участ ка, предусматривающего зоны для проведения юннат
120