Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Длительная и холодная зима с частыми туманами и метелями на всей территории I климатического района резко сокращает возможность и длительность пребыва­ ния детей на открытом воздухе. Наиболее неблагопри­ ятные условия создаются в циклонических областях этого района — прибрежных районах Северного Ледо­ витого и Тихого океанов и северных районах бассейна Енисея (IA, 1Б, 1Г подрайоны). Низкая температура воздуха зимой сочетается здесь с ветром, достигающим 10—12 м/с и более, а число дней с метелями и пургой в полярную ночь составляет до 16—25 в месяц. Все это резко осложняет посещение школы, особенно для детей младшего возраста. Наши наблюдения показали, что вес теплой одежды дошкольников и младших школьников в этих условиях возрастает от 2,8 до 5,3 и даже 6,5 кг, что резко снижает скорость передвижения детей и не всегда спасает их от чрезмерного охлаждения, а иногда и от отморожений. В ветреные дни затрудняет передви­ жение ребенка и возрастающее давление воздуха. Так, при увеличении скорости ветра от 3 до 12 м/с оно воз­ растает от 0,2 до 3,5 кг, а при ветре 20—<25 м/с дости­ гает 11 —15 кг, т. е. составляет почти '/з веса младшего школьника (Л. Г. Назарова, 1967). Увеличение скоро­ сти ветра повышает и возможность переохлаждения де­ тей. Например, для 6—9-летних детей 20—40-минутное пребывание на открытом воздухе без опасности охлаж­ дения возможно в штилевую погоду при температуре воздуха —15—22° (Г. В. Терентьева, Е. И. Кореневская, 1970).

Приведенные данные и физиологические исследования, проведенные Г. И. Муравьевой (1964), позволили ста­ вить вопрос о необходимости сокращения радиусов об­ служивания школ на всей территории I климатического района, особенно в I подрайоне. Они были узаконены в 1966 г. в «Указаниях по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в северной строительно-климатической зоне» СН 353-66. В соответ­ ствии с этим документом «наибольшее расстояние пе­

шеходной

доступности

школ»

определяется для уча­

щихся 1—8-х классов в I подзоне в 0,3 км, а во II под­

зоне— 0,4

км, для учащихся

9—10-х классов

0,4 и

0,5 км соответственно.

 

 

в Таш­

Работа, проведенная И. С. Кирьяновой (1965)

кенте, свидетельствует

также

о необходимости

сокра­

116


щения радиусов обслуживания дошкольных учреждений и школ в IV климатическом районе. Основываясь на результатах физиологических исследований теплообме­ на и реакций сердечно-сосудистой системы детей и взрослых, автор рекомендует сокращение радиусов об­ служивания школ до 0,4 км. При большем расстоянии до школы весной и осенью у детей наблюдаются четко выраженные сдвиги в функциональных показателях сердечно-сосудистой и дыхательной систем и увеличе­ ние периода их восстановления.

Взаимное размещение школ

и дошкольных учреждений

При разработке генеральных планов микрорайонов архитекторы в большинстве случаев размещают на внутриквартальной территории в непосредственной бли­ зости от школы и дошкольные учреждения. При таком их расположении удается выполнить гигиенические требования в отношении размещения каждого учрежде­ ния, сократить до минимума радиусы их обслуживания, изолировать их от групп жилых домов, так как извест­ но, что и школы, и дошкольные учреждения сами яв­ ляются источником бытового внутриквартального шу­ ма. Однако при этом не учитывается взаимовлияние этих учреждений друг на друга. Между тем режим ра­ боты их различен и близкое соседство групповыхпло­ щадок дошкольных учреждений к зданиям школ может оказать неблагоприятное влияние на шумовой режим учебных заведений.

Исследования, проведенные нами в одной из школ, расположенной внутриквартально в 25 м от групповых площадок дошкольного учреждения, выявили, что во время пребывания на них 65—80 детей в классах, об­ ращенных к дошкольному учреждению, уровни шума резко возратают, превышая допустимые более чем в П/г—2 раза (табл. 12).

|Как видно из табл. 12, уровни шума в классах, обра­ щенных к игровым площадкам, используемым для про­

гулки

детей

дошкольного

возраста, во

время

занятий

(письменная

контрольная

работа) при закрытых окнах

были

на И —18 дБА, а

при открытых

окнах

на 25—

42 дБА выше допустимых уровней, т. е. игровые пло­ щадки рядом расположенного дошкольного учреждения дают такой же шумовой эффект, как и межкварталь-

117


Т а б л и ц а 12

Уровни шума на детских площадках и в учебных помещениях школы, расположенной от них в 25 м (во время учебных занятий)

 

 

Режим использования площадок

 

без детей

во время

Место

прогулок детей

 

уровни шума, дБА

 

исследования шума

 

 

 

мини­

макси­

мини­

макси­

 

мальные

мальные

мальные

мальные

Детские площадки

50,0

61,0

57,3

80,6

Учебные помещения:

46,0

59,0

57,0

73,0

окна закрыты

окна открыты

52,0

60,0

60,0

77,0

ные проезды с интенсивностью движения транспорта в 100 машин и более. Эти факты должны учитываться органами санитарного надзора при согласовании гене­ ральных планов микрорайонов и .проектов привязки детских учреждений. Очевидно, следует и в строитель­ ные нормы внести пункт, запрещающий размещение до­ школьных учреждений со стороны окон учебных поме­ щений школ и строго регламентирующий минимально допустимое расстояние групповых площадок до границ участков школ (25 м).

Изложенные рекомендации в отношении размещения школ на селитебной территории едины для всех кли­ матических районов нашей страны и должны соблю­ даться при строительстве школьных зданий в городах и сельских населенных пунктах так же строго, как и рекомендации в отношении обеспечения необходимых зон санитарных разрывов от промышленных предприя­ тий.

Вместе с тем не следует забывать и необходимость климатической дифференциации рекомендаций, регла­ ментирующих размещение школ в городской застройке. Она не ограничивается различными для I, II, III и IV климатических районов радиусами обслуживания. Так, в I климатическом районе следует учитывать ветровой режим района строительства. В I подрайоне этого рай­ она школы должны размещаться внутри кварталов, на территориях, хорошо защищенных от ветра жилыми до­ мами, а иногда и соединяться с ними теплыми перехо­ дами (Г. И. Муравьева, 1964; Л. Ф. Туликова, 1968).

118


В IV климатическом районе, наоборот, должны быть созданы условия для максимальной аэрации зданий и земельных участков и защиты их от чрезмерной инсо-' лядии. Наилучшие условия в этой зоне обеспечиваются при расположении школ вблизи микрорайонных зеле­ ных массивов и водоемов (И. С. Кирьянова, 1965). Раз­ мещение же их внутри кварталов с замкнутой с трех сторон многоэтажной застройкой недопустимо.

Школьный участок

Значение школьного участка и отдельных элементов его очень четко и полно освещено крупными отечествен­ ными гигиенистами (П. М. Ивановский, 1932; А. Я- Гуткин, 1952, и др.). Ими определена значимость земель­ ного участка школы не только для воспитания здорово­ го, закаленного подрастающего поколения, но и под­ черкнута роль в осуществлении физического воспита­ ния, политехнического трудового обучения и эстетиче­ ского воспитания школьников. Оздоровительная роль земельного участка, его положительное влияние на здоровье, работоспособность детей как в процессе ра­ ционального отдыха на воздухе, так и в организации занятий подчеркнуты и доказаны многими исследовате­ лями (Л. В. Михайлова, 1954; Н.Т. Лебедева, 1967; Ц. Л! Усищева, 1969; А. Н. Николаева, 1971).Исследования по­ следних лет лишь подтверждают неоспоримость оздо-~ ровительного и закаливающего влияния пребывания де­ тей на открытом воздухе во время занятий и перемен, особенно в условиях низких температур, о котором в свое время так много говорили и писали (А. В. Мольков, 1928Г-П. М. Ивановский, 1932, и др.).

Остается лишь высказать сожаления, что важнейшие рекомендации, касающиеся использования школьных участков во время перемен и уроков, почти забыты и санитарными, и школьными врачами и тем более педа­ гогами. Во многих школах выход детей на участок во время перемен вообще запрещается дирекцией школы во избежание загрязнения обуви и помещений.

Растущая учебная нагрузка детей не только в обще­ образовательной школе, но и вследствие дополнитель­ ных занятий значительной части школьников музыкой, языком или обучением в спецшколах-интернатах приво­ дит к резкому сокращению пребывания их на свежем

119


воздухе и увеличению длительности пассивного мало­ подвижного состояния—'гиподинамии. Это касается школьников даже младшего возраста и, безусловно, является одной из важнейших причин низких показате­ лей здоровья и функционального состояния различных систем организма школьников. Хорошо известно, что школьники-спортсмены, дети, занимающиеся в спортив­ ных кружках и секциях, особенно на открытом воздухе,

имеют

значительно более

высокие и

антропометриче­

ские, и

функциональные'

показатели

(А. Г. Сухарев,

1972, и др.). И это не случайно, так как уровень мы­ шечной активности детей в конечном счете определяет функциональные возможности сердца, легких, мозга (И. А. Аршавский, 1966). Двигательная активность, особенно в благоприятных условиях среды, способству­ ет совершенствованию моторно-висцеральных рефлек­ сов, роль которых сводится к осуществлению адаптации висцеральных функций к условиям существования ор­ ганизма (М. Р. Могендович, 1961), усиливает у детей вагусные влияния и совершенствование процессов тор­ можения в коре, а это в свою очередь благоприятству­ ет более экономному расходованию энергии в организ­ ме и увеличивает разрыв между оптимальным (в усло­ виях мышечного покоя) и максимальным (в условиях деятельности) уровнями всех функций.

В условиях школы, где дети проводят большую часть своей жизни, интенсивная двигательная активность ре­ ально возможна лишь на земельных участках при осу­ ществлении трудовых процессов, организации занятий по физкультуре, проведении перемен с включением под­ вижных игр,соревнований.

Роль школьных участков должна и будет возрастать по мере превращения школы из учебного в учебно-во­ спитательное учреждение. Уже сейчас в связи с посто­ янным увеличением числа групп и классов продленного дня школьный участок все шире используется для

отдыха

и труда детей во вторую

половину

дня

(Л. И.

Александрова).

В недалеком

будущем школа

должна

стать центром

воспитательной

работы

среди

всех детей микрорайона, их «вторым, домом», где они будут получать не только необходимые знания, но и проводить досуг в кружках и секциях. Это требует уве­ личения размеров и повышения благоустройства участ­ ка, предусматривающего зоны для проведения юннат­

120