Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ваний к посадке

учащихся показали исследования

Н. Б. (Каратаевой

(1965) по изучению двигательной ак­

тивности, зрительно-моторных реакций, устойчивости прямостояния и других функциональных показателей у детей в динамике учебного дня при пользовании стола­ ми со стульями и партами. Изменения перечисленных выше показателей на протяжении учебных занятий за­ висят не от типа используемой мебели, а от учебной на­ грузки и вида деятельности детей. Изучение нарушений осанки и аномалий рефракции у школьников 1—4-х классов выявило одинаковый характер динамики этих отклонений у детей, обучающихся в школах, оборудо­ ванных как партами, так и столами со стульями. Но при пользовании последними необходим постоянный педаго­ гический контроль за позой детей и соблюдением пра­ вильной дистанции сиденья. Желательно также нали­ чие фиксаторов, устанавливающих правильное взаимоположение столов и стульев.

В результате анализа ростового состава учащихся начальной школы была определена потребность в но­

мерах мебели по классам

(табл. '20).

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 20

Потребность в номерах мебели (в процентах) по классам

 

 

начальной школы

 

 

 

 

 

 

Классы

 

 

 

Группа

подгото­

 

 

 

 

 

мебелн

1-П

2-й

3-й

 

4-Л

 

витель­

 

 

ные

 

 

 

 

 

А

95

70

40

15

 

_

Б

5

30

60

75

.

70

В

10

 

30

Размещение столов со стульями или парт зависит от конфигурации и размеров класса. В обычном традици­ онном классе двухместные столы и парты расставляют в три ряда. Одноместные столы и парты размещают в пять рядов при ширине класса 6,5 м и в шесть рядов при ширине 7 м и более (рис. 27). Независимо от схемы расстановки мебели существенное значение имеет вели­ чина интервалов между рядами парт, ширина проходов

145


27. Схемы расстановки мебели в классах.

I — трехрядная расстановка двухместных

столов; II — пятнрядная расстановка одноместных столов;

III — четырехрядная рас­

становка двухместных столов; а — столы

и стулья (парты) ученические; б —стол преподавателя;

в — шкаф; г — подставка

 

для проектора, а«35° .

 

'/ V/ /

5

1 = 7 //

 

 

V

/ /

 

 

 

 

 

 

 

 

' / V o

 

/

1' /

 

/

^

*

 

L-1ТГ"1

--- —11 ,'

 

 

28. Доска классная створчатая с хранилищем для таблиц. Проект

398-000.

между ними и наружной и внутренней стеной, между первым рядом и доской и между последним рядом и стеной. Представленные на рис. 27 схемы предусматри­ вают оптимальные размеры класса, эти размеры приве­ дены в главе II.

В педагогическом процессе существенную роль игра­ ет классная доска. Чем больше ее полезная площадь, тем разнообразнее и шире демонстрационные возмож­ ности. Научно-исследовательским институтом школьно­ го оборудования и технических средств обучения АПН

СССР разработан для начальных классов проект доски с четырьмя поворотными щитами размером 900X1000 мм (рис. 28). Щиты окрашены в зеленый цвет. Матовая по­ верхность щитов имеет разлиновку в соответствии с по­ требностями каждого класса. У одного из щитов магнитая поверхность, на которой но мере необходимости размещаются магнитные буквы, цифры, знаки. Под щи­ тами предусмотрено отделение для хранения таблиц, эк­ рана и чертежных инструментов. Над доской имеется приспособление для крепления экрана.

Для оборудования классов начальной школы необхо­ димы шкаф для наглядных пособий, ящик для таблиц, экспозиционные щиты для размещения таблиц, картин и

147


29. Столы ученические лабораторные.

Для кабинетов физики и биологии, проект 047-000 (вверху); для кабинета хи­ мии, проект 306-000 (внизу).

тематическсого оформления интерьера классов, а также экспонирования различных объемных и плоскостных по­ собий и ученических работ. Для этих целей удобны пер­ форированные экспозиционные щиты. На них легко ук­ репляются проволочные кронштейны, крючки, полочки. Для хранения таблиц используются ящики, расположен­ ные под доской.

Оборудование учебных кабинетов

Учебные кабинеты для учащихся 5—7-х и 8—10-х клас­ сов оборудуются двухместными ученическими столами со стульями, лаборатории физики, химии и биологии — двухместными лабораторными столами (см. рис. 26 и рис. 29). Применявшиеся одно время для оборудования лабораторий трехместные лабораторные столы, а так­ же двухместные со вспомогательными тумбами для санитарно-технического оборудования, идущими сплош­ ной лентой вдоль столов, оказались неудобными в прак­ тике использования и небезопасными в отношении трав­ матизма.

148

Для оборудования учебных кабинетов разработана универсальная классная раздвижная доска. Она состо­ ит из основного щита, представляющего собой магнит­ ный экран (он же используется для кино- и диапроекдии), двух направляющих брусков и четырех двусто­ ронних раздвижных щитов для письма мелом. В кабинете русского языка и литературы створки щитов мо­ гут иметь разлиновку в одну линейку, в кабинете ма­ тематики — в клетку; на один из щитов наносится ко­ ординационная сетка для вычерчивания графиков.

Для современной школы большое значение имеет ра­ циональное устройство столов для преподавателей.

149


С. Г. Шаповаленко (1971) отмечает, что 'конструкция столов для учителей и демонстрационных столов долж­ на учитывать все виды деятельности учителя: предо­ ставлять ему возможность удобно сидеть, писать, чи­ тать, демонстрировать опыты. Столы снабжаются отде­ лениями для хранения проигрывателя, магнитофона, кодоскопа, аудиовизуальных средств, набора таблиц и пособий к данному уроку. На столе должно .быть отве­ дено место для пульта дистанционного управления тех­ ническими средствами обучения (ГОСТ 18313-73). Как правило, стол' учителя располагается у первого ряда ученических столов, размещенных у наружной стены. Демонстрационный стол (рис. 30) стоит на возвышении у классной доски, его высота 900 мм. Расстояние от де­ монстрационного стола до щервых лабораторных столов составляет 1 м. Для изготовления демонстрационных столов принят ГОСТ 18607-73.

Для хранения пособий, коллекций, заданий для инди­ видуальных занятий, карт, таблиц и других демонстра­ ционных учебных пособий разработаны различные ва­ рианты шкафов с выдвижными ящиками, лотками, пе­ реставными полками (рис. 31).

Лабораторные столы изготавливаются трех размеров (ГОСТ 18314-73). Их высота соответствует высоте по­ следних трех номеров ученических столов (В, Г, Д).

Анализ ростовых показателей учащихся определил примерную потребность в школьной мебели по классам, а также ориентировочное распределение двухместных столов в учебных кабинетах в зависимости от количе­ ства последних (табл. 21).

Т а б л и ц а 21

Примерная потребность в школьной мебели по классам и кабинетам средней школы в процентах

Ростовая группа, см

Группа мебели

 

 

Класс

 

 

«С

*

*2

KS

«

О

in

со

N.

оо

О)

ОДИН

5—10-й

 

Кабинеты

 

два

 

три

in

8—10-й

«:

«

ш

N.

т

 

со

ОО

 

1

1

9—Ю-й|

Более

130—145

Б

35

10

_

_

_

 

5

10

_

15

_

 

»

145—160

В

60

70

55

30

16

10

40

60

15

65

35

00

»

160—'175

Г

5

20

40

60

70

70

46

30

70

20

55

70

»

175

Д

5

10

15

20

110

15

■10

20

150


U l 4 - H j

 

>■

1 -

у

 

 

Г i /

2

1

 

0

0 0 0 0 0 0

 

0

00 0 0 0 0

 

0

00 0 0 0 0

 

0

00 0 0 0 0

0 0 0 0

00 0 0 0

1

0

0 0 0 0 0 0

0 0 0 0 0 0

00 0 0 0 0

0 0 0 0 0 0

0

00 0 0 0 0

0 0 0 0 0 0

0

00 0 0 0 0

0 0 0 0 0 0

0

00 0 0 0 0

0 0 0 0 0 0

0 0 0 0 0 0 б|

R R R R R R

32. Варианты расстановки оборудования в учебных кабинетах и ла­ бораториях.

1— лаборатория; 2 — киноауднторня на два класса; 3 — киноауднторня на один класс; 4 —телекласс; 5 — лаборантские.

33. Шкафы-подставки передвижные.

а —ддя кинопроектора, проект 124-000; б — для кинопроектора с остекленным блоком, проект 125*000; в — для телевизора, проект 126—000.

Варианты расстановки оборудования в учебных ка­ бинетах и лабораториях показаны на рис. 32. Шкафы располагаются у задней стены кабинета в продольных классах и у внутренней .продольной стены — в классах шириной более 7 м.

Технические средства обучения, такие, как кино- и диапроекторы, телевизоры, магнитофоны, проигрывате­ ли, по рекомендациям Научно-исследовательского ин­ ститута школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР, хранятся при кабинете ТОО или непосредственно в учебных кабинетах в специальных передвижных шкафах-подставках (рис. 33). По разме­ рам шкафы-подставки для кинопроекционной аппара­ туры (ширина 400 мм, длина 900 мм) свободно разме­ щаются в проходах между рядами, что позволяет де­ монстрировать фильмы или диапозитивы в любом клас­ се. Благодаря наличию роликов аппараты легко пере­ возятся из одного кабинета в другой. Подставка для установки и перемещения телевизоров (типа «Ру­ бин-106», «Квант» и т. п.) состоит из металлического каркаса, снабженного поворотными роликами с рези­ новыми шинами, выдвижных кронштейнов, позволяю­ щих регулировать высоту телевизора, и столика для проигрывателя, магнитофона или 'радиоприемника. Раз­

меры

подставки

810 X 710 X 1320

мм. По данным

Е. К.

Глушковой

(1969), высота размещения телеэкра­

на должна быть

1,2—1,3 м от пола;

«аилучшая зона

просмотра телепередач при диагонали кинескопа 53— 59 см составляет 2,5—6,5 м, в связи с этим подставка с телевизором во время телевизионных уроков должна устанавливаться около классной доски.