Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
ваний к посадке |
учащихся показали исследования |
Н. Б. (Каратаевой |
(1965) по изучению двигательной ак |
тивности, зрительно-моторных реакций, устойчивости прямостояния и других функциональных показателей у детей в динамике учебного дня при пользовании стола ми со стульями и партами. Изменения перечисленных выше показателей на протяжении учебных занятий за висят не от типа используемой мебели, а от учебной на грузки и вида деятельности детей. Изучение нарушений осанки и аномалий рефракции у школьников 1—4-х классов выявило одинаковый характер динамики этих отклонений у детей, обучающихся в школах, оборудо ванных как партами, так и столами со стульями. Но при пользовании последними необходим постоянный педаго гический контроль за позой детей и соблюдением пра вильной дистанции сиденья. Желательно также нали чие фиксаторов, устанавливающих правильное взаимоположение столов и стульев.
В результате анализа ростового состава учащихся начальной школы была определена потребность в но
мерах мебели по классам |
(табл. '20). |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 20 |
|
Потребность в номерах мебели (в процентах) по классам |
||||||
|
|
начальной школы |
|
|
|
|
|
|
|
Классы |
|
|
|
Группа |
подгото |
|
|
|
|
|
мебелн |
1-П |
2-й |
3-й |
|
4-Л |
|
|
витель |
|
||||
|
ные |
|
|
|
|
|
А |
95 |
70 |
40 |
15 |
|
_ |
Б |
5 |
30 |
60 |
75 |
. |
70 |
В |
— |
— |
— |
10 |
|
30 |
Размещение столов со стульями или парт зависит от конфигурации и размеров класса. В обычном традици онном классе двухместные столы и парты расставляют в три ряда. Одноместные столы и парты размещают в пять рядов при ширине класса 6,5 м и в шесть рядов при ширине 7 м и более (рис. 27). Независимо от схемы расстановки мебели существенное значение имеет вели чина интервалов между рядами парт, ширина проходов
145
27. Схемы расстановки мебели в классах.
I — трехрядная расстановка двухместных |
столов; II — пятнрядная расстановка одноместных столов; |
III — четырехрядная рас |
становка двухместных столов; а — столы |
и стулья (парты) ученические; б —стол преподавателя; |
в — шкаф; г — подставка |
|
для проектора, а«35° . |
|
'/ V/ / |
5 |
1 = 7 // |
|
|
|
V |
/ / |
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
' / V o |
|
/ |
|
1' / |
|
/ |
^ |
* |
|
|
L-1ТГ"1 |
--- —11 ,' |
|
|
28. Доска классная створчатая с хранилищем для таблиц. Проект
398-000.
между ними и наружной и внутренней стеной, между первым рядом и доской и между последним рядом и стеной. Представленные на рис. 27 схемы предусматри вают оптимальные размеры класса, эти размеры приве дены в главе II.
В педагогическом процессе существенную роль игра ет классная доска. Чем больше ее полезная площадь, тем разнообразнее и шире демонстрационные возмож ности. Научно-исследовательским институтом школьно го оборудования и технических средств обучения АПН
СССР разработан для начальных классов проект доски с четырьмя поворотными щитами размером 900X1000 мм (рис. 28). Щиты окрашены в зеленый цвет. Матовая по верхность щитов имеет разлиновку в соответствии с по требностями каждого класса. У одного из щитов магнитая поверхность, на которой но мере необходимости размещаются магнитные буквы, цифры, знаки. Под щи тами предусмотрено отделение для хранения таблиц, эк рана и чертежных инструментов. Над доской имеется приспособление для крепления экрана.
Для оборудования классов начальной школы необхо димы шкаф для наглядных пособий, ящик для таблиц, экспозиционные щиты для размещения таблиц, картин и
147
29. Столы ученические лабораторные.
Для кабинетов физики и биологии, проект 047-000 (вверху); для кабинета хи мии, проект 306-000 (внизу).
тематическсого оформления интерьера классов, а также экспонирования различных объемных и плоскостных по собий и ученических работ. Для этих целей удобны пер форированные экспозиционные щиты. На них легко ук репляются проволочные кронштейны, крючки, полочки. Для хранения таблиц используются ящики, расположен ные под доской.
Оборудование учебных кабинетов
Учебные кабинеты для учащихся 5—7-х и 8—10-х клас сов оборудуются двухместными ученическими столами со стульями, лаборатории физики, химии и биологии — двухместными лабораторными столами (см. рис. 26 и рис. 29). Применявшиеся одно время для оборудования лабораторий трехместные лабораторные столы, а так же двухместные со вспомогательными тумбами для санитарно-технического оборудования, идущими сплош ной лентой вдоль столов, оказались неудобными в прак тике использования и небезопасными в отношении трав матизма.
148
Для оборудования учебных кабинетов разработана универсальная классная раздвижная доска. Она состо ит из основного щита, представляющего собой магнит ный экран (он же используется для кино- и диапроекдии), двух направляющих брусков и четырех двусто ронних раздвижных щитов для письма мелом. В кабинете русского языка и литературы створки щитов мо гут иметь разлиновку в одну линейку, в кабинете ма тематики — в клетку; на один из щитов наносится ко ординационная сетка для вычерчивания графиков.
Для современной школы большое значение имеет ра циональное устройство столов для преподавателей.
149
С. Г. Шаповаленко (1971) отмечает, что 'конструкция столов для учителей и демонстрационных столов долж на учитывать все виды деятельности учителя: предо ставлять ему возможность удобно сидеть, писать, чи тать, демонстрировать опыты. Столы снабжаются отде лениями для хранения проигрывателя, магнитофона, кодоскопа, аудиовизуальных средств, набора таблиц и пособий к данному уроку. На столе должно .быть отве дено место для пульта дистанционного управления тех ническими средствами обучения (ГОСТ 18313-73). Как правило, стол' учителя располагается у первого ряда ученических столов, размещенных у наружной стены. Демонстрационный стол (рис. 30) стоит на возвышении у классной доски, его высота 900 мм. Расстояние от де монстрационного стола до щервых лабораторных столов составляет 1 м. Для изготовления демонстрационных столов принят ГОСТ 18607-73.
Для хранения пособий, коллекций, заданий для инди видуальных занятий, карт, таблиц и других демонстра ционных учебных пособий разработаны различные ва рианты шкафов с выдвижными ящиками, лотками, пе реставными полками (рис. 31).
Лабораторные столы изготавливаются трех размеров (ГОСТ 18314-73). Их высота соответствует высоте по следних трех номеров ученических столов (В, Г, Д).
Анализ ростовых показателей учащихся определил примерную потребность в школьной мебели по классам, а также ориентировочное распределение двухместных столов в учебных кабинетах в зависимости от количе ства последних (табл. 21).
Т а б л и ц а 21
Примерная потребность в школьной мебели по классам и кабинетам средней школы в процентах
Ростовая группа, см
Группа мебели
|
|
Класс |
|
|
|
«С |
* |
*2 |
KS |
« |
О |
in |
со |
N. |
оо |
О) |
ОДИН
5—10-й
|
Кабинеты |
|
|
два |
|
три |
|
in |
8—10-й |
«: |
« |
ш |
N. |
||
т |
|
со |
ОО |
|
1 |
1 |
9—Ю-й|
Более |
130—145 |
Б |
35 |
10 |
_ |
_ |
_ |
|
5 |
10 |
_ |
15 |
_ |
|
» |
145—160 |
В |
60 |
70 |
55 |
30 |
16 |
10 |
40 |
60 |
15 |
65 |
35 |
00 |
» |
160—'175 |
Г |
5 |
20 |
40 |
60 |
70 |
70 |
46 |
30 |
70 |
20 |
55 |
70 |
» |
175 |
Д |
— |
— |
5 |
10 |
15 |
20 |
110 |
— |
15 |
— |
■10 |
20 |
150
U l 4 - H j
|
>■ |
1 - |
у |
■ |
|
|
Г i / |
2 |
1 |
|
0 |
0 0 0 0 0 0 |
||
|
0 |
00 0 0 0 0 |
||
|
0 |
00 0 0 0 0 |
||
|
0 |
00 0 0 0 0 |
||
0 0 0 0 |
■ |
00 0 0 0 |
1 |
|
0 |
0 0 0 0 0 0 |
|||
0 0 0 0 0 0 |
00 0 0 0 0 |
|||
0 0 0 0 0 0 |
0 |
00 0 0 0 0 |
||
0 0 0 0 0 0 |
0 |
00 0 0 0 0 |
||
0 0 0 0 0 0 |
0 |
00 0 0 0 0 |
||
0 0 0 0 0 0 |
0 0 0 0 0 0 б| |
R R R R R R
32. Варианты расстановки оборудования в учебных кабинетах и ла бораториях.
1— лаборатория; 2 — киноауднторня на два класса; 3 — киноауднторня на один класс; 4 —телекласс; 5 — лаборантские.
33. Шкафы-подставки передвижные.
а —ддя кинопроектора, проект 124-000; б — для кинопроектора с остекленным блоком, проект 125*000; в — для телевизора, проект 126—000.
Варианты расстановки оборудования в учебных ка бинетах и лабораториях показаны на рис. 32. Шкафы располагаются у задней стены кабинета в продольных классах и у внутренней .продольной стены — в классах шириной более 7 м.
Технические средства обучения, такие, как кино- и диапроекторы, телевизоры, магнитофоны, проигрывате ли, по рекомендациям Научно-исследовательского ин ститута школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР, хранятся при кабинете ТОО или непосредственно в учебных кабинетах в специальных передвижных шкафах-подставках (рис. 33). По разме рам шкафы-подставки для кинопроекционной аппара туры (ширина 400 мм, длина 900 мм) свободно разме щаются в проходах между рядами, что позволяет де монстрировать фильмы или диапозитивы в любом клас се. Благодаря наличию роликов аппараты легко пере возятся из одного кабинета в другой. Подставка для установки и перемещения телевизоров (типа «Ру бин-106», «Квант» и т. п.) состоит из металлического каркаса, снабженного поворотными роликами с рези новыми шинами, выдвижных кронштейнов, позволяю щих регулировать высоту телевизора, и столика для проигрывателя, магнитофона или 'радиоприемника. Раз
меры |
подставки |
810 X 710 X 1320 |
мм. По данным |
Е. К. |
Глушковой |
(1969), высота размещения телеэкра |
|
на должна быть |
1,2—1,3 м от пола; |
«аилучшая зона |
просмотра телепередач при диагонали кинескопа 53— 59 см составляет 2,5—6,5 м, в связи с этим подставка с телевизором во время телевизионных уроков должна устанавливаться около классной доски.