Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Г л а в а VI
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА ШКОЛЬНЫХ
ЗДАНИИ
Микроклимат жилых и общественных зданий опреде ляется, как известно, с одной стороны, 'наружными ме теорологическими условиями, ■а с- другой — качеством ограждающих конструкций, систем вентиляции и отоп ления. На темгаературно-влажностный режим помеще ний могут оказывать существенное влияние их ориен тация и высота, этажность зданий, озеленение и благо устройство прилегающих территорий. Изучению этих вопросов посвящено большое количество научных ис следований в области гигиены жилищ. На основе их данных можно определить основные гигиенические тре бования к средствам обеспечения оптимального микро климата как жилых, так й общественных зданий (в том числе и школьных) в зависимости от климатиче ских условий строительства. Вместе с тем вследствие специфических условий организации труда и размеще ния учащихся в классах не всегда можно механически переносить данные, полученные при исследовании жи
лых зданий, на |
школьные здания — для этого |
необхо |
|
димо проведение специальных |
исследований. Число их, |
||
к сожалению, |
до -настоящего |
времени весьма |
ограни |
чено. В руководствах по гигиене детей и подростков преобладают ссылки на данные, полученные для жилья 20—30 лет назад, хотя и в жилищном, и школьном строительстве давно произошли весьма существенные изменения.
На основе изложенных в главе I принципов гигиени ческого нормирования нами были обоснованы опти
153
мальные для школьников параметры температуру, влажности и подвижности воздуха, а также допусти мые пределы их колебаний в разные сезоны года в раз ных климатических районах нашей страны (табл. 22,
табл. 23).
Т а б л и ц а 22
Температурные границы зон теплового комфорта и умеренного на пряжения терморегуляции младших школьников, находящихся в ус
ловиях |
мышечного |
покоя и характерной для каждого сезона года |
|||||
|
|
|
|
одежде |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зона |
|
|
|
|
|
|
Зона |
умерен |
|
|
Климатический |
Сезби |
ного |
Одежда |
|
|||
теплового |
напря |
|
|||||
район |
|
года |
комфорта. |
жения |
в единицах |
|
|
|
|
|
|
“С |
термо |
clo |
|
|
|
|
|
|
регуляции, |
|
|
|
|
|
|
|
°С |
|
|
Холодный |
1 |
Зима |
21—22 |
18—23 |
1.0— |
1,3 |
|
Умеренный |
} |
18—20 |
17—22 |
1.0— |
1,1 |
||
Жаркий |
' |
J |
|
17—19 |
16—21 |
1,0—1,1 |
|
Умеренный |
] |
Весна |
18—22 |
17—23 |
1,0—1,1 |
|
|
Жаркий |
|
/ |
23—24 |
20—26 |
0,6—0,8 |
|
|
Умеренный |
) |
Осень |
16—22 |
15—23 |
0,3—1,0 |
|
|
Жаркий |
|
| |
24—26 |
20—28 |
0,5—0,7 |
|
■В основу нормирования положено изучение теплового состояния детей, проживающих постоянно в определен ных климатических условиях, и его изменений в зави симости от микроклимата учебных помещений. Коле бания температуры воздуха в пределах соответствую щих зон теплового комфорта вызывают незначительное напряжение терморегуляции у детей: изменения темпе ратуры кожи не выходят за пределы физиологических при максимальной вариабельности индивидуальных их значений, постоянстве теплопродукции, минимальной активности потовых желез и максимальной лабильно сти кожно-сосудистых реакций после локального ох лаждения; субъективно более 85% школьников в этих условиях отмечают тепловой комфорт. ч
Умеренное напряжение терморегуляции, допустимое
ицелесообразное для детей, характеризуется существен ными изменениями теплоотдачи с' конечностей при поч ти постоянных значениях температуры кожи туловища
итеплопродукции, небольшой активности потовых же
154
лез. (Количество тепла, удаляемого из организма за счет испарения в условиях умеренного напряжения терморе гуляции, не превышает 45% общих теплопотерь;. более 65% детей отмечают тепловой комфорт.
Различия температурных параметров, характеризую щих зоны теплового комфорта (собственно норму) и умеренного напряжения терморегуляции (допустимые пределы колебаний) в разных климатических районах,
определяются как особенностями |
теплообмена детей, |
|
так и радиационным режимом помещений. |
руководством |
|
• Исследования, проведенные под нашим |
||
В. €. ЗалевскиМ' (1967), показали, |
что в |
одинаковых |
температурных условиях у акклиматизированных детей
в возрасте 7 ^ 8 и 12—13 лет в теплое время |
года наи |
более высокие уровни теплообразования и |
теплоотда |
чи наблюдаются в Воркуте (I зона), наиболее низкие — в Ашхабаде, особенно в Батуми (IV зона). Если при нять за 100% теплопродукцию у школьников Москвы, то в одних и тех же метеорологических условиях у 7—8-летних детей в Воркуте она выше на 1,3—3,9%, а в Ашхабаде ниже на 0,6—4,6%. У 12—13-летних школь ников различия выражены еще сильнее. Эти данные полностью совпадают с результатами аналогичных ис следований, проведенных на взрослых (Almedia, 1919; Sundstroem, 1927; И. А. Кассирский, 1935; 3. И. Умидова, П. И. Федорова, 1939; Wilson, 1956; И. С. Кандрор, К. А. Раппопорт, 1957; Bollerund, 1957; Е. М. Ратнер, 1967; А. Д. Слоним, 1967). Очевидно, как и у взрослых, низкие уровни теплообразования у детей в жарком климате являются своего рода приспособлением, позво ляющим легче поддерживать постоянство температуры тела в условиях нагревающего микроклимата. По-ви димому, этим же определяются и более высокие в IV зоне уровни температур, характеризующих зону тепло вого комфорта и умеренного напряжения терморегуля ции весной и осенью. i
У лиц, постоянно проживающих в условиях Крайне го Севера и систематически подвергающихся охлажде нию, адаптивное повышение теплопродукции особенно выражено в холодное время тода. Однако проведенные нами исследования показали, что это последнее поло жение неправомерно в отношении школьников. Зимой в учебных помещениях наиболее высокие средние зна чения теплопродукции наблюдались у детей, постоянно
155
проживающих в Ереване (IV |
зона), а наиболее низ |
кие— в Норильске (I зона). |
По сравнению с москов |
скими школьниками уровни теплообразования у детей
Норильска |
в среднем ниже на 6,3%. |
а у детей Ерева |
||
н а— выше |
на 5,5%. Можно |
полагать, |
что характер |
ак |
климатизационных сдвигов |
обменных |
процессов у |
де |
тей зимой определяется не столько температурным, сколько радиационным режимом местности. Низкий уровень обменных процессов в период полярной ночи
многие авторы отмечали и у взрослых |
(Lindhard, |
1910; |
||
А. |
И. Эдель-Смольников, 1934; |
И. 1П. |
Байченко, |
1937; |
А. |
Д. Слоним, 1952; Р. П. Ольнянская, |
Э. С. Руттен- |
||
бург, 1955). У школьников зимой |
уровень теплообразо |
вания соответствует интенсивности и длительности инсо ляции в разных 'климатических зонах. Существенное влияние на характер их теплообмена оказывают и ра диационный режим помещений, возможность пребыва ния в условиях открытой атмосферы.
Суммарные теплопотери излучением и конвекцией у школьников Норильска (особенно при температуре воз
духа 21—22°) выше, |
чем у московских и ереванских де |
|
тей. Это сказалось |
на средних |
значениях температу |
ры кожи; она ниже |
(особенно на открытых участках |
|
тела) у норильских |
школьников. |
Эти закономерности |
становятся понятны при анализе радиационных условий учебных помещений. При одинаковой температуре воз духа средняя температура ограждений в школах Но рильска, как правило, ниже, чем в школах Еревана и Ашхабада, причем если в последних она всегда близка к температуре воздуха, то в Норильске радиационная обстановка существенно меняется в зависимости от на ружной температуры и скорости ветра. При наружной температуре ниже —30° или при температуре —10 —20° и скорости ветра 5—10 м/с температура ограждений ниже температуры воздуха помещений на 0,7—3,0°, и дети при температуре помещения 17—20° жалуются на охлаждение.
Низкие уровни теплообразования и теплоотдачи у но рильских школьников могут быть связаны также с ги подинамией и малой длительностью пребывания на от
крытом воздухе. |
показал, что в районах |
|
Проведенный нами анализ |
||
Енисейского Севера, куда относится Норильск, в |
связи |
|
с крайне неблагоприятными |
метеорологическими |
усло |
156
виями число дней, в которые возможны 20—40-минут ные прогулки школьников, в течение трех зимних меся цев (91 день), составляет лишь 62—67; для дошколь ников это число еще меньше — 7—33 дня. Остальное время дети вынуждены находиться в помещениях, про ветривать которые в их присутствии практически не возможно. Двигательная активность школьников резко ограничена в условиях открытой атмосферы весом верх ней одежды, а в школах — недостаточными размерами помещений. Наши материалы и данные литературы сви детельствуют о понижении общего тонуса организма детей в период полярной ночи, недостаточной трениро ванности и закаленности школьников и позволяют при соединиться к мнению Л. А. Тарасова, что полная нейт рализация неблагоприятного влияния климатических факторов Заполярья на здоровье детей еще не достиг нута. .Одной из причин этого следует считать перечи сленные выше факторы, которые можно отнести к раз ряду социальных, так как они характеризуют непосред ственно условия жизни школьников.
На основе данных литературы и материалов собст венных исследований мы, помимо температурных па раметров, определили оптимальные уровни и допусти мые пределы колебаний влажности и подвижности воз
духа учебных помещений в холодное время года |
и в' |
Т а б л и ц а |
23 |
Оптимальные параметры влажности и подвижности воздуха в учеб ных помещениях при температуре зоны теплового комфорта
|
|
Относительная |
Подвижность |
||
|
|
влажность |
|||
|
Климатн- |
воздуха, % |
воздуха, м/с |
||
года |
ческнй |
опти |
допус |
опти |
допус |
|
район |
||||
|
|
маль |
тимая |
маль |
тимая |
|
|
ная |
|
ная |
|
Зима |
Холодный |
| 30- -50 |
25—60 |
0,06—0,25 |
До 0,3 |
|
Умеренный |
||||
|
Жаркий |
|
|
|
|
Переход |
Холодный |
| |
25—60 |
0,06—0,25 |
До 0,3 |
ные перио |
Умеренный |
[ 30—50 |
В зависи- |
До 0,4 |
До 1,0 |
ды года |
Жаркий |
1 |
мости от вла |
0,6—0,8 |
До 1,0 |
|
|
|
жности ат |
|
|
мосферного
воздуха
157
переходные периоды для I, II и IV климатических рай онов (табл. 23), а также изменения температурных границ зоны теплового комфорта в зависимости от вида деятельности школьников, уточнили температурные нормы для рекреационных помещений, мастерских, спален.
•В помещениях, где дети находятся в условиях дви гательной активности (рекреации, гимнастический зал) и выполняют физическую работу, повышающую уров ни теплообразования, зона теплового комфорта харак теризуется более низкими температурными параметра ми: от 14 до 16°. Аналогичная температура (15—17°) обеспечивает и тепловой комфорт школьников во вре мя сна (Н. И. Володина^ 1969).
Широкое применение в школьном строительстве ноных строительных и отделочных материалов, изменение конструктивных решений зданий и ограждений, санитар но-технического оборудования требуют уточнения ряда гигиенических нормативов.
Обеспечение теплового комфорта
школьников в зданиях
с новыми ограждающими конструкциями
Ограждающие конструкции зданий играют ведущую роль в формировании микроклимата помещений. Подоб но одежде, они защищают человека от неблагоприятных воздействий внешней среды и позволяют ему практиче ски жить в любых климатических условиях земного ша ра. Однако степень смягчения наружных метеорологиче ских условий зависит от качества этих конструкций. Теплоизоляционные их свойства определяют мощность
истоимость отопительных систем.
В последние 30—40 лет наряду е кирпичом и дере
вом для строительства жилых и общественных зданий как в СССР, так и за рубежом (США, Швеция, Анг лия, Франция, ФРГ, Польша, Чехословакия и др.) стали широко .применяться облегченные материалы — панели и блоки из легких ячеистых бетонов: пенобетон, пемзо бетон, силикатобетон, газосиликатобетон, керамзитобетон и др. Они обладают большой пористостью, что обеспечивает высокие технические и гигиенические-каче ства ограждений: малый объемный вес, высокое терми ческое сопротивление, низкий коэффициент теплоусвое-
158
ййя в сочетании с хорошими теплоизоляционными каче ствами. Применение этих материалов определяется и экономическими предпосылками — легкостью получения и дешевизной исходного сырья, возможностью уменьше ния толщины наружных ограждений (поскольку за счет пористости термическое сопротивление стен из ячеистых бетонов в П/2 раза выше, чем из кирпича) и, главное, возможностью серийного производства крупных деталей на индустриальной базе.
' Исследования, проведенные в жилых зданиях из ячеи стых бетонов в средней полосе Советского Союза в хо лодное время года, показали, что наружные огражде ния из этих материалов действительно обладают хоро шими теплоизоляционными свойствами (И. А,- Телегина,
Е. |
М. |
Саргина, |
1962; Е. Г. Переплетчиков, 1964; |
Э. |
М. |
Шпилевский, |
1964; С. В. 'Сапожникова, 1966). |
(По данным ряда авторов, уменьшение -толщины на ружных ограждений с 45—50 см в кирпиче до 23—25 см в новых конструкциях не влияет на теплоизоляционные их свойства, а в ряде случаев даже повыщаетих (Н. Ка заков и Н. Линьков, 1961). Однако в натурных услови ях в жилых зданиях из ячеистых бетонов иногда созда ется и неблагоприятный микроклимат (В. А. Рудейко, 1961; X. А. Заривайская, Л. И. Тибалова, 1964; М. Гала тия, 1968). Это объясняется рядом причин. Первая при чина заключается в том, что данные лабораторных ис следований панелей и блоков из ячеистых бетонов за частую не совпадают с результатами, полученными в натурных условиях при исследовании наружных ограж
дений в целом |
(В. Ф. Васильев, |
1964; Г. И. Константи |
||
нов, |
И. А. |
Кожевников, |
1964). |
Отклонения |
фактического сопротивления теплопередаче панелей из ячеистых бетонов от нормируемых и расчетных могут до стигать от 47 до 180% (Н. В. Морозов, 1964). Эти рас
хождения особенно ощутимы в первые 2 года |
эксплуа |
тации зданий, что связано в первую очередь с |
высокой |
«отпускной влажностью» изделий — 20—30% |
вместо |
15% максимально допустимых (И. А. Телегина, Е. М. Саргина, 1962; Н. К. Девятова, 1962, и др.). Высокая влажность стеновых ограждений понижает их термичес кое сопротивление и температуру поверхности.
Второй причиной неудовлетворительных микроклима тических условий зданий в отдельных климатических районах может явиться и малая толщина стен. Так, по
159