Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

данным О. И. Гуторовой (1964), для приморских, даль­ невосточных районов с их сильными ветрами (до 14 м/с) и частой сменой заморозков и оттепелей толщина стен должна быть не 24 см, а 30—35 ом. Н. К. Девятова (1962) указывает, что в Свердловске при повышенной влажности неудовлетворительными оказываются тепло­ изоляционные качества панелей толщиной не только 28 см, «о и 35 см, поэтому ряд авторов считают необ­ ходимым дифференцированный в климатическом аспек­ те подход к определению толщины наружных ограж­ дений. В. Ф. Васильев (1957, 1-964) рекомендует для строительства в I и II климатических зонах трехслой­

ные панели с эффективным утеплителем

(пенополисти­

рол, минеральная

вата с- фибролитом)

толщиной 30—

36 см, а для III и

IV зон — панели из керамзитобетона,

одно- и двухслойные. Аналогичные предложения выдви­ гает и Ф. В. Ушаков (1964): 25 см для южных, 30 см для центральных и до 35 см для холодных районрв.

Третья причина, наиболее часто определяющая не­ благоприятные микроклиматические условия помеще­ ний в зданиях из ячеистых бетонов в холодное время года, заключается в плохой герметизации стыков меж­ ду панелями (Д. Хмелюк, И. Н. Дужкин, 1964) и пане­

лями и окнами (Schule, .1962; М.

Галагия, 1963;

Г. И. 'Константинов, И. А. Кожевников,

1964, и др.).

Недостаточное уплотнение стыков вызывает пониже­ ние температуры внутренней поверхности стен, их про­ мерзание, инфильтрацию холодного воздуха и резкое ухудшение микроклиматических условий жилых поме­ щений (В. А. Рудейко, М. И. Григорьева, 1961; X. А. Заривайская, 1964, и др.) Таким образом, теплоизоляцион­ ные качества наружных ограждений зависят не только (а иногда и не столько) от свойств строительных мате­ риалов, сколько от качества строительства, влажности и воздухопроницаемости ограждений в целом.

■Все сказанное имеет непосредственное отношение и к школьным зданиям и требует от санитарных врачей уси­ ления контроля за их строительством.

Применение ячеистых бетонов в школьном строитель­ стве осуществляется в последние 10—15 лет в связи с унификацией элементов ограждающих конструкций жи­ лых и общественных зданий. Индустриализация изготов­ ления ограждений и возведения зданий не только ускори­ ла процесс строительства школ, но и уменьшила его стои­

160


мость, что особенно важно, учитывая огромную потреб­ ность в ученических местах. В связи с этим школьные здания из ячеистых бетонов стали строить повсеместно, зачастую без учета местных климатических условий и, главное, условий труда детей и специфики ограждающих конструкций в этих учреждениях.

Как уже отмечалось, унификация конструктивных, строительных деталей жилых и общественных зданий привела к снижению высоты потолка в помещениях школ с 3,3 до 3 м в чистоте, а следовательно, и к умень­ шению на 0,3 м высоты окон. Для компенсации площа­ ди остекления и обеспечения оптимальных уровней есте­ ственного освещения в школах из ячеистых панельных и каркасно-панельных конструкций применяется специфи­ ческое для школ ленточное остекление наружных ограж­ дений.

Как снижение высоты потолка, так и увеличение пло­ щади остекления в школах новой конструкции оказало отрицательное влияние на микроклимат учебных поме­ щений и тепловое состояние учащихся.

Светопроемы играют огромную роль в формировании микроклимата помещений и в холодное и в теплое вре­ мя года. Термическое сопротивление стекла и его тепло­ устойчивость очень низки: сопротивление теплопере­

даче

двойного остекления

составляет

всего 0,34 —■

0,38

м2- ч • град/ккал против

1,27—1,48

м2- ч • град/ккал

стеновых ограждений из ячеистых бетонов. Теплопотери через окна зимой достигают 50—80% общих потерь зда­ ния против 15—60% через стены и стыки панелей и блоков (В. И. Титов, 1964; Е. Ю. Брайнина, 1964). Кро­ ме того, теплоизоляционные свойства большинства при­ меняемых конструкций окон понижаются за счет боль­ шой их воздухопроницаемости вследствие недостаточной герметизации оконщ стыков панелей с окнами. При этом теплопотери помещений могут увеличиваться на 30— 35% (Е. И. Семенова, 1962; Roedler, Schiiter, 1963;

Н. Н. Разумов, 1964). Увеличению теплопотерь способ­ ствуют также применяющиеся повсеместно спаренные оконные переплеты.

Инфильтрация холодного воздуха через окна, особен­ но ленточного типа со спаренными переплетами, вызы­ вает резкое понижение температуры внутренней поверх­ ности наружных стен и стекол. Длительные исследова­ ния, проведенные В. В. Недевой (1966) в 6 школах,

6 Заказ № 75

161


Показали, что первый год эксплуатации зданий из ячеи­ стых бетонов с ленточным остеклением при температуре наружного воздуха ниже —15° температура наружных стеновых ограждений в отдельные дни опускалась до 6,2° (в среднем 12,9—14,4), а остекления — до 0° (в среднем 4,6—6°). Температура воздуха вблизи наруж­ ных ограждений понижалась даже по средним значе­ ниям до 13,5—7°. Это вызывало резкое увеличение го­ ризонтального температурного градиента. Разница тем­

ператур воздуха

у наружных стен и в рабочей зоне

(у первого ряда)

достигала 10—12°, подвижность воздуха

в этой зоне составляет от 0,2 до 0,6 м/с. Во второй и третий год эксплуатации зданий в связи с гер­ метизацией стыков окон и стеновых ограждений и уменьшением влажности последних температура внут­ ренней поверхности стен была более высокой, однако температура остекления и воздуха вблизи наружных ограждений продолжала оставаться низкой. В отдель­ ные холодные, ветреные дни она по-прежнему опуска­ лась до 5,4—6,1°, в то время как в школах из кирпича и ячеистых бетонов с обычным остеклением при тех же наружных метеорологических условиях температура воз­ духа у наружных ограждений колебалась от 9,6 до 15,2°.

Низкие теплоизоляционные качества наружных ог­ раждений школ с ленточным остеклением неблагопри­ ятно сказываются на тепловом состоянии учащихся. По данным В. В. Недевой, при нормативной темпера­ туре воздуха (18—20°) у школьников, сидящих за пер­ вым рядом.парт, вблизи наружных ограждений с лен­ точным остеклением, несмотря на утепленную одежду, наблюдались явные признаки охлаждения, тогда как дети, сидящие в глубине класса, испытывали тепловой комфорт. Аналогичные данные были получены В. А. Рудейко и М. Й. Григорьевой (1961) у школьников, зани­ мавшихся приготовлением уроков вблизи наружных ог­ раждений жилых помещений зданий каркасно-панель­

ных

и

 

панельных

конструкций.

Охлаждение

школьников,

сидящих

ежедневно

во

время

занятий

вблизи наружных ограждений,'2/з которых (19

м2)

со­

ставляет остекление, обусловлено сочетанием

темпера­

туры, подвижности воздуха и радиационными

условия­

ми.

Уменьшение подвижности воздуха на рабочих местах

.учащихся

за

счет герметизации

светопроемов

резко

уменьшило

число жалоб на дискомфорт.

 

 

162


34. Теплоощущение школьников в зависимости от температуры воз­ духа и остекления учебных помещений и расстояния рабочих мест до наружных ограждении.

I — температура воздуха 18—19°; 11 — температура воздуха 20—21°; а — рас­ стояние от рабочего места до наружного ограждения 0,8—0,9 м; б — рассто­ яние от рабочего места до наружного ограждения 1,4—1,5 м; белый фон — теплоощущение, «комфорт», «тепло»; темный фон — теплоощущение «про­ хладно», «холодно».

При температуре воздуха 18—19° и температурных значениях остекления от 3 до 10—12° жалобы на ох­ лаждение отмечаются у детей, сидящих не только в не­ посредственной близости от остекления (0,8—0,9 м), но и у детей, находящихся на расстоянии 1,4—1,5 м от него.

По мере повышения температуры остекления количе­ ство школьников, оценивающих самочувствие как «про­ хладно» и «холодно», уменьшается. При температуре остекления 13° и выше жалобы на охлаждение прекра­ щаются (см. рис. 34, а, б). Данные анализа объективных

6*

163

показателей теплового состояния полностью соответст­ вуют характеру теплоощущения детей.

При температуре же воздуха 20—21° охлаждение име­ ло место лишь среди детей, сидевших в непосредствен­ ной близости от остекления с температурой поверхно­

сти ниже 3—7° (рис. 34).

1

Изменения теплового самочувствия школьников в за­ висимости от температуры воздуха и остекления объясг няются различиями в уровнях лучистых теплопотерь. Проведенные нами исследования показали, что средние

их

значения

1

у детей не должны превышать

43—

45

ккал/м2 в

ч; увеличение теплопотерь до

52—

54

ккал/м2 в

1

ч уже вызывает умеренное напряжение

терморегуляции.

Поскольку уровень лучистых теплопотерь зависит от сочетания температуры воздуха и остекления, а также определяется расстоянием от остекленной поверхности (табл. 24), эти сочетания могут варьировать.

Т а б л и ц а 24

Радиационные теплопотери у детей (в ккал/м2) в 1 ч в зависимости от температуры остекления и расстояния от него до рабочих мест (средние данные)

 

 

 

Температура воздуха. °С

Температура

 

18-19

 

 

20-21

остекления,

расстояние рабочих мест

от остекления, м

°С

 

 

 

 

 

 

0 ,8 — 0 ,9

1 .4 — 1 ,5

2 ,2 — 2 .4

0 .8 — 0 .9

1.4— 1,5

to to 1 to

До

3

 

 

72,9

 

66,9

52,7

69,2

56,4

\

42,3

4—6

 

 

68,3

 

57,6

49,5

62,1

54,1

41,9

7—9

 

 

61,2

1

52,4

47,4

52,2

45,6

 

40,0

10—12

 

1

54,2

1

44,3

43,2

46,1

43,4

 

37,8

Выше

12

 

48,3

 

42,9

40,7

43,8

37,1

 

35,7

П р и м е ч а н и е . Цифры в рамке характеризуют зону умерен­ ного напряжения терморегуляции; цифры, набранные полужирным,—

зону оптимума; цифры, набранные светлым, характеризуют зону дискомфорта.

Приведенные данные показывают, что сохранить оп­ тимальное тепловое состояние школьников, находящих­ ся вблизи наружных ограждений в помещениях с ок­ нами ленточного типа, можно двумя путями: повыше­ нием температуры остекления, что уменьшит

164