Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
данным О. И. Гуторовой (1964), для приморских, даль невосточных районов с их сильными ветрами (до 14 м/с) и частой сменой заморозков и оттепелей толщина стен должна быть не 24 см, а 30—35 ом. Н. К. Девятова (1962) указывает, что в Свердловске при повышенной влажности неудовлетворительными оказываются тепло изоляционные качества панелей толщиной не только 28 см, «о и 35 см, поэтому ряд авторов считают необ ходимым дифференцированный в климатическом аспек те подход к определению толщины наружных ограж дений. В. Ф. Васильев (1957, 1-964) рекомендует для строительства в I и II климатических зонах трехслой
ные панели с эффективным утеплителем |
(пенополисти |
|
рол, минеральная |
вата с- фибролитом) |
толщиной 30— |
36 см, а для III и |
IV зон — панели из керамзитобетона, |
одно- и двухслойные. Аналогичные предложения выдви гает и Ф. В. Ушаков (1964): 25 см для южных, 30 см для центральных и до 35 см для холодных районрв.
Третья причина, наиболее часто определяющая не благоприятные микроклиматические условия помеще ний в зданиях из ячеистых бетонов в холодное время года, заключается в плохой герметизации стыков меж ду панелями (Д. Хмелюк, И. Н. Дужкин, 1964) и пане
лями и окнами (Schule, .1962; М. |
Галагия, 1963; |
Г. И. 'Константинов, И. А. Кожевников, |
1964, и др.). |
Недостаточное уплотнение стыков вызывает пониже ние температуры внутренней поверхности стен, их про мерзание, инфильтрацию холодного воздуха и резкое ухудшение микроклиматических условий жилых поме щений (В. А. Рудейко, М. И. Григорьева, 1961; X. А. Заривайская, 1964, и др.) Таким образом, теплоизоляцион ные качества наружных ограждений зависят не только (а иногда и не столько) от свойств строительных мате риалов, сколько от качества строительства, влажности и воздухопроницаемости ограждений в целом.
■Все сказанное имеет непосредственное отношение и к школьным зданиям и требует от санитарных врачей уси ления контроля за их строительством.
Применение ячеистых бетонов в школьном строитель стве осуществляется в последние 10—15 лет в связи с унификацией элементов ограждающих конструкций жи лых и общественных зданий. Индустриализация изготов ления ограждений и возведения зданий не только ускори ла процесс строительства школ, но и уменьшила его стои
160
мость, что особенно важно, учитывая огромную потреб ность в ученических местах. В связи с этим школьные здания из ячеистых бетонов стали строить повсеместно, зачастую без учета местных климатических условий и, главное, условий труда детей и специфики ограждающих конструкций в этих учреждениях.
Как уже отмечалось, унификация конструктивных, строительных деталей жилых и общественных зданий привела к снижению высоты потолка в помещениях школ с 3,3 до 3 м в чистоте, а следовательно, и к умень шению на 0,3 м высоты окон. Для компенсации площа ди остекления и обеспечения оптимальных уровней есте ственного освещения в школах из ячеистых панельных и каркасно-панельных конструкций применяется специфи ческое для школ ленточное остекление наружных ограж дений.
Как снижение высоты потолка, так и увеличение пло щади остекления в школах новой конструкции оказало отрицательное влияние на микроклимат учебных поме щений и тепловое состояние учащихся.
Светопроемы играют огромную роль в формировании микроклимата помещений и в холодное и в теплое вре мя года. Термическое сопротивление стекла и его тепло устойчивость очень низки: сопротивление теплопере
даче |
двойного остекления |
составляет |
всего 0,34 —■ |
0,38 |
м2- ч • град/ккал против |
1,27—1,48 |
м2- ч • град/ккал |
стеновых ограждений из ячеистых бетонов. Теплопотери через окна зимой достигают 50—80% общих потерь зда ния против 15—60% через стены и стыки панелей и блоков (В. И. Титов, 1964; Е. Ю. Брайнина, 1964). Кро ме того, теплоизоляционные свойства большинства при меняемых конструкций окон понижаются за счет боль шой их воздухопроницаемости вследствие недостаточной герметизации оконщ стыков панелей с окнами. При этом теплопотери помещений могут увеличиваться на 30— 35% (Е. И. Семенова, 1962; Roedler, Schiiter, 1963;
Н. Н. Разумов, 1964). Увеличению теплопотерь способ ствуют также применяющиеся повсеместно спаренные оконные переплеты.
Инфильтрация холодного воздуха через окна, особен но ленточного типа со спаренными переплетами, вызы вает резкое понижение температуры внутренней поверх ности наружных стен и стекол. Длительные исследова ния, проведенные В. В. Недевой (1966) в 6 школах,
6 Заказ № 75 |
161 |
Показали, что первый год эксплуатации зданий из ячеи стых бетонов с ленточным остеклением при температуре наружного воздуха ниже —15° температура наружных стеновых ограждений в отдельные дни опускалась до 6,2° (в среднем 12,9—14,4), а остекления — до 0° (в среднем 4,6—6°). Температура воздуха вблизи наруж ных ограждений понижалась даже по средним значе ниям до 13,5—7°. Это вызывало резкое увеличение го ризонтального температурного градиента. Разница тем
ператур воздуха |
у наружных стен и в рабочей зоне |
(у первого ряда) |
достигала 10—12°, подвижность воздуха |
в этой зоне составляет от 0,2 до 0,6 м/с. Во второй и третий год эксплуатации зданий в связи с гер метизацией стыков окон и стеновых ограждений и уменьшением влажности последних температура внут ренней поверхности стен была более высокой, однако температура остекления и воздуха вблизи наружных ограждений продолжала оставаться низкой. В отдель ные холодные, ветреные дни она по-прежнему опуска лась до 5,4—6,1°, в то время как в школах из кирпича и ячеистых бетонов с обычным остеклением при тех же наружных метеорологических условиях температура воз духа у наружных ограждений колебалась от 9,6 до 15,2°.
Низкие теплоизоляционные качества наружных ог раждений школ с ленточным остеклением неблагопри ятно сказываются на тепловом состоянии учащихся. По данным В. В. Недевой, при нормативной темпера туре воздуха (18—20°) у школьников, сидящих за пер вым рядом.парт, вблизи наружных ограждений с лен точным остеклением, несмотря на утепленную одежду, наблюдались явные признаки охлаждения, тогда как дети, сидящие в глубине класса, испытывали тепловой комфорт. Аналогичные данные были получены В. А. Рудейко и М. Й. Григорьевой (1961) у школьников, зани мавшихся приготовлением уроков вблизи наружных ог раждений жилых помещений зданий каркасно-панель
ных |
и |
|
панельных |
конструкций. |
Охлаждение |
|||
школьников, |
сидящих |
ежедневно |
во |
время |
занятий |
|||
вблизи наружных ограждений,'2/з которых (19 |
м2) |
со |
||||||
ставляет остекление, обусловлено сочетанием |
темпера |
|||||||
туры, подвижности воздуха и радиационными |
условия |
|||||||
ми. |
Уменьшение подвижности воздуха на рабочих местах |
|||||||
.учащихся |
за |
счет герметизации |
светопроемов |
резко |
||||
уменьшило |
число жалоб на дискомфорт. |
|
|
162
34. Теплоощущение школьников в зависимости от температуры воз духа и остекления учебных помещений и расстояния рабочих мест до наружных ограждении.
I — температура воздуха 18—19°; 11 — температура воздуха 20—21°; а — рас стояние от рабочего места до наружного ограждения 0,8—0,9 м; б — рассто яние от рабочего места до наружного ограждения 1,4—1,5 м; белый фон — теплоощущение, «комфорт», «тепло»; темный фон — теплоощущение «про хладно», «холодно».
При температуре воздуха 18—19° и температурных значениях остекления от 3 до 10—12° жалобы на ох лаждение отмечаются у детей, сидящих не только в не посредственной близости от остекления (0,8—0,9 м), но и у детей, находящихся на расстоянии 1,4—1,5 м от него.
По мере повышения температуры остекления количе ство школьников, оценивающих самочувствие как «про хладно» и «холодно», уменьшается. При температуре остекления 13° и выше жалобы на охлаждение прекра щаются (см. рис. 34, а, б). Данные анализа объективных
6* |
163 |
показателей теплового состояния полностью соответст вуют характеру теплоощущения детей.
При температуре же воздуха 20—21° охлаждение име ло место лишь среди детей, сидевших в непосредствен ной близости от остекления с температурой поверхно
сти ниже 3—7° (рис. 34). |
1 |
Изменения теплового самочувствия школьников в за висимости от температуры воздуха и остекления объясг няются различиями в уровнях лучистых теплопотерь. Проведенные нами исследования показали, что средние
их |
значения |
1 |
у детей не должны превышать |
43— |
45 |
ккал/м2 в |
ч; увеличение теплопотерь до |
52— |
|
54 |
ккал/м2 в |
1 |
ч уже вызывает умеренное напряжение |
терморегуляции.
Поскольку уровень лучистых теплопотерь зависит от сочетания температуры воздуха и остекления, а также определяется расстоянием от остекленной поверхности (табл. 24), эти сочетания могут варьировать.
Т а б л и ц а 24
Радиационные теплопотери у детей (в ккал/м2) в 1 ч в зависимости от температуры остекления и расстояния от него до рабочих мест (средние данные)
|
|
|
Температура воздуха. °С |
|||
Температура |
|
18-19 |
|
|
20-21 |
|
остекления, |
расстояние рабочих мест |
от остекления, м |
||||
°С |
||||||
|
|
|
|
|
||
|
0 ,8 — 0 ,9 |
1 .4 — 1 ,5 |
2 ,2 — 2 .4 |
0 .8 — 0 .9 |
1.4— 1,5 |
to to 1 to
До |
3 |
|
|
72,9 |
|
66,9 |
52,7 |
69,2 |
56,4 |
\ |
42,3 |
4—6 |
|
|
68,3 |
|
57,6 |
49,5 |
62,1 |
54,1 |
41,9 |
||
7—9 |
|
|
61,2 |
1 |
52,4 |
47,4 |
52,2 |
45,6 |
|
40,0 |
|
10—12 |
|
1 |
54,2 |
1 |
44,3 |
43,2 |
46,1 |
43,4 |
|
37,8 |
|
Выше |
12 |
|
48,3 |
|
42,9 |
40,7 |
43,8 |
37,1 |
|
35,7 |
П р и м е ч а н и е . Цифры в рамке характеризуют зону умерен ного напряжения терморегуляции; цифры, набранные полужирным,—
зону оптимума; цифры, набранные светлым, характеризуют зону дискомфорта.
Приведенные данные показывают, что сохранить оп тимальное тепловое состояние школьников, находящих ся вблизи наружных ограждений в помещениях с ок нами ленточного типа, можно двумя путями: повыше нием температуры остекления, что уменьшит
164