Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
градиенты температур воздух — ограждение, и повыше нием температуры воздуха помещений.
Необходимость повышения температуры остекления окон ленточного типа отмечена в работах Е. И. Семе новой (1962) и Э. X. Одельского (1964). Последний да же рекомендует применять электроподогрев подоконного пространства.
Результаты исследования радиационного теплообме на взрослых людей, а также данные Heughten, McDermot (1933), Jaglow (1938), Vernona (1962) и других авторов позволили М. С. Горомосову рекомендовать в качестве оптимального для жилищ градиент темпера туры воздуха и стеновых ограждений 3°. С. И. Ветош кин (1935) допускает возможность его увеличения до 5—6°. По-видимому, в школах с ленточным остеклени ем следует также нормировать температурный гради ент воздух — остекление, причем максимально допусти мая разница температуры остекления и воздуха в ра бочей зоне не должна превышать 6°. Температура ос текления в школах II климатической зоны должна быть не ниже 12—14°, а I зоны — 15—16°.
Оптимальные параметры температуры воздуха в шко лах с окнами ленточного типа могут быть определены, исходя из следующих соображений.
Стабилизация температуры кожи лба и конечностей, ‘свидетельствующая о тепловом комфорте, у школьников, занимающихся в рядовых классах, наблюдается при температуре воздуха 19—20°. В этих условиях большин ство детей оценивают свое теплоощущение как «ком форт»; радиационные теплопотери составляют в сред нем 45,3—46,5 ккал/м2 в 1 ч. У детей же, занимающихся в торцовых классах, аналогичная картина наблюдается
лишь при температуре воздуха 20—21°. |
с ленточным |
|
Эти данные позволили нам |
для школ |
|
остеклением рекомендовать |
повышение |
оптимальных |
температурных параметров на |
1° и их дифференциацию |
|
в зависимости от количества |
наружных |
ограждений: |
19—20° для рядовых классов средних этажей и 20—21° для торцовых учебных помещений нижних и верхних этажей. Эти рекомендации были приняты в 1967 г. Го сударственным комитетом по строительству при Совете Министров СССР и будут учтены при пересмотре Стро ительных норм и правил проектирования общеобразо вательных школ.
165
Весной и осенью в средней полосе Советского Союза резко возрастает инсоляция учебных помещений, ориен тированных согласно СНиП П-Л.4-62 на южные румбы горизонта как в школах с ленточным, так и с обычным остеклением. При этом температура воздуха повышает ся до 25—29°, а температура внутренней поверхности окон — до 26—32°, что обусловливает перегрев учащих ся. Напряжение терморегуляции у детей возрастает до умеренного и даже сильного уже при температуре воз духа 21—22°. Резкое изменение радиационных условий в помещениях с ленточным остеклением, помимо непосред ственного (в данный момент) воздействия на теплообмен детей, может оказывать влияние и на показатели забо леваемости.
Исследования Э. Я. Валдре (1958) и Э. Я. Стриж (1965) показали, что изменение стереотипа темпера турных воздействий на организм школьников способ ствует росту простудных заболеваний. Заболеваемость повышалась, когда менялись соотношения температур наружных и внутренних ограждений и колебания тем пературы воздуха в помещениях превышали 5°. Осо бенно неблагоприятной оказалась смена температуры ограждений при температуре воздуха помещений 24° и
выше. |
Механизм этих |
изменений, по |
мнению |
автора, |
ссылающегося на работы А. Г. Пшоника (1949), |
заклю |
|||
чается |
в возникновении |
невротических |
реакций |
в связи |
с изменением стереотипа воздействий (тепло вместо хо лода н наоборот).
Приведенные данные позволяют утверждать, что при менение ленточного остекления учебных помещений, ориентированных на южную сторону горизонта, даже в средних широтах Советского Союза недопустимо без
надежных |
солнцезащитных |
устройств. При этом, |
как |
|
показали |
исследования А. |
Г. Глущенко |
(1968), |
речь |
должна идти не о шторах |
и занавесях, |
которые не |
улучшают, а ухудшают микроклимат помещений и сни жают освещенность рабочих мест школьников, а о ре гулируемых жалюзи, конструкция которых, к сожале
нию, до настоящего времени не освоена и не |
внедрена |
в практику массового, серийного производства. |
|
Особое беспокойство вызывает применение новых ог раждающих конструкций при строительстве школьных зданий в условиях юга страны.
Работы С.-И. Ветошкина (1953) и П. М Лернера
166
(1961) свидетельствуют о существенном влиянии тол щины . наружных ограждений на микроклимат помеще ний в теплое время года. Правда, П. М. Лернер утверж дает, что перегрев жилищ в южных районах страны определяется в первую очередь теплопоступлениями через окна. Через стекло, даже двойное, проходит поч ти мгновенно 70—60% лучистого тепла, что способст
вует |
повышению температуры воздуха и ограждения. |
||
Это |
же подтверждают |
данные |
И. М. Геллера и |
М. Д. Рахматулаевой, |
изучавших |
микроклимат поме |
щений и тепловое состояние детей в дошкольных уч
реждениях Ташкента |
и 'Самарканда, и материалы |
А. И. Канчели и 3. 3. |
Ковзиридзе (1955), В. В. Недевой |
(1966), Г. Г. Никогосян (1959). |
|
Весной и особенно |
осенью в республиках Закавказья |
иСредней Азии у школьников, занимающихся даже в классах с обычным остеклением, в связи с перегревом помещений снижается работоспособность (А. И. Канчели
и3. 3. Ковзиридзе, 1955; Г. Г. Никогосян, 1959). В на чале октября в Тбилиси температура воздуха в учебных помещениях достигает 28° даже при открытых окнах. Дети жалуются на головные боли, головокружение;
пульс во время занятий у них учащается на 8—12 уда ров в 1 мин, учащиеся теряют в весе от 400 до 800 г
.и более. На основании этих данных было выдвинуто об основанное предложение об изменении сроков начала учебного года в школах Закавказья с 1 сентября на 15 сентября и о применении солнцезащитных устройств.
Отсутствие эффективных солнцезащитных устройств и резкое ухудшение микроклимата помещений в шко лах с новыми ограждающими конструкциями вновь сделали дискуссионным вопрос об оптимальной ориен тации классных комнат (А. К- Чалдымов, Г. Д. Леладзе, 1963; Р. В. Силла, М. Э. Теосте, 1965; А. А. Колмовской, 1968; И. М. Геллер, Е. А. Семенцова, 1969). Отмечая преимущества южной ориентации, авторы под черкивают и ее существенные недостатки. Действитель но, южная ориентация обеспечивает наиболее высокие уровни естественного освещения (Н. М. Данциг, 1946; П. А. Золотов, 1958; А. Г. Глущенко, 1959; В. А. Поляк, 1960; М. А. Шарова, 1965). Солнечный свет, как из вестно, оказывает стимулирующее общебиологическое, в том числе и психологическое действие на организм; ультрафиолетовая его составляющая обладает мощным
167
бактерицидным, и антирахйтическим свойством. «Солнеч ное отопление» зимой дает положительный экономиче ский эффект! Однако еще Ф. Ф. Эрисман, рекомендо вавший длительное время южную ориентацию, в конце концов отказался от нее и пришел к убеждению о це лесообразности изменения ее на северную (для клас сных комнат). Южная ориентация резко ухудшает мик роклимат классных комнат в южных районах страны с февраля по ноябрь, т. е. в течение 8 учебных месяцев, а в средней полосе Советского Союза—с марта по октябрь (5—6 месяцев).
Ухудшается в солнечные дни и качество освещения: падение прямых солнечных лучей непосредственно на
рабочую поверхность (парты, |
классная доска) вызыва |
|
ет чрезмерное увеличение |
его |
интенсивности (до |
10 000 лк) и ощущение ослепления, |
что резко ухудшает |
зрительную работоспособность учащихся (А. Г. Глущен ко, Н. П. Слепушкина, 1965; М. А. Шарова и др., 1965). На работоспособности детей сказывается крайняя нерав номерность освещения помещений; при переменной об лачности освещенность рабочих площадей постоянно ме няется. Бактерицидное же действие солнечных лучей при закрытых окнах невелико и, по данным А. Г. Глу щенко, ограничено зоной, располагающейся на рассто янии до 1 м от остекления. Автор рекомендует в каче стве оптимальной для школ Украины юго-западную ориентацию, исключающую проникновение прямых сол нечных лучей на рабочие места учащихся при одно сменных занятих в школе. Однако, как известно, до на стоящего времени подавляющее большинство школ Советского Союза эксплуатируется в две смены, а в школах продленного дня дети будут находиться до 16— 20 ч. В южных районах страны западная ориентация помещений недопустима.
Исследования Б. 3. Вороновой (1972) в классах с ленточным остеклением и разной ориентацией светопроемов в Московской области показали, что в переход ные периоды года помещения, ориентированные на се вер, действительно, обеспечивают благоприятные ус ловия микроклимата и теплового состояния учащихся при сохранении достаточно высоких уровней освещения и улучшении его качества. В то же время зимой при температуре наружного воздуха ниже —15° в этих клас сах наиболее низкие уровни температуры воздуха, кро
168
ме того, у школьников, занимающихся постоянно в этих помещениях, обнаружены высокие средние значения щелочной фосфатазы лейкоцитов крови, что свидетель ствует о более низкой сопротивляемости детей. Очевид но, во II строительно-климатической зоне северная ориентация классов даже при ленточном их остеклении недопустима. Поиски оптимальных решений должны идти по пути одновременного изменения ориентации и конфигурации учебных помещений, позволяющей осу ществлять дополительный подсвет классов (непосредст венный или через рекреацию). Такие школы уже по строены и в средней полосе и на юге страны, и работа по их оценке проводится. Так, по данным Е. А. Семенцовой (1970), ориентация основных светопроемов на се верные румбы горизонта при сохранении дополнитель ного подсвета с юга в классах поперечной и особенно квадратной конфигурации в условиях Ашхабада обе спечивает достаточный уровень освещенности, значи тельно улучшает радиационный режим помещений и тепловое состояние детей во все сезоны года.
Изменение конфигурации классов с продольной на квадратную уменьшает площадь основного остекления и позволяет увеличить расстояние от первого ряда парт до наружного ограждения, обеспечивая тем самым оп тимальное тепловое состояние детей, находящихся вблизи от остекления. Интенсивность же ультрафиоле тового излучения в переходные и теплые времена года (открытые окна) в классах, ориентированных основны ми светопроемами на север, идентичны ее значениям в условиях открытой атмосферы на затененных террито риях (И. М. Геллер, Е. А. Семенцова, 1969).
В южных районах страны северная ориентация клас сов, имеющих дополнительный подсвет с юга, по-види- мому, вполне допустима. Об этом свидетельствуют на турные исследования и расчеты, произведенные А. Т. Касумовым (1967).
Существенную роль в формировании микроклимата помещений в условиях юга страны играет высота поме щений и этажность зданий. Исследования, проведенные в жилищах, показали, что снижение высоты потолка с 3,5 до 2,7 м не только ухудшает температурный режим помещений (повышение температуры на 1—1,5°), но и, главное, радиационный теплообмен человека. В жили щах с малой высотой потолка отдача тепла излучением
169