Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

градиенты температур воздух — ограждение, и повыше­ нием температуры воздуха помещений.

Необходимость повышения температуры остекления окон ленточного типа отмечена в работах Е. И. Семе­ новой (1962) и Э. X. Одельского (1964). Последний да­ же рекомендует применять электроподогрев подоконного пространства.

Результаты исследования радиационного теплообме­ на взрослых людей, а также данные Heughten, McDermot (1933), Jaglow (1938), Vernona (1962) и других авторов позволили М. С. Горомосову рекомендовать в качестве оптимального для жилищ градиент темпера­ туры воздуха и стеновых ограждений 3°. С. И. Ветош­ кин (1935) допускает возможность его увеличения до 5—6°. По-видимому, в школах с ленточным остеклени­ ем следует также нормировать температурный гради­ ент воздух — остекление, причем максимально допусти­ мая разница температуры остекления и воздуха в ра­ бочей зоне не должна превышать 6°. Температура ос­ текления в школах II климатической зоны должна быть не ниже 12—14°, а I зоны — 15—16°.

Оптимальные параметры температуры воздуха в шко­ лах с окнами ленточного типа могут быть определены, исходя из следующих соображений.

Стабилизация температуры кожи лба и конечностей, ‘свидетельствующая о тепловом комфорте, у школьников, занимающихся в рядовых классах, наблюдается при температуре воздуха 19—20°. В этих условиях большин­ ство детей оценивают свое теплоощущение как «ком­ форт»; радиационные теплопотери составляют в сред­ нем 45,3—46,5 ккал/м2 в 1 ч. У детей же, занимающихся в торцовых классах, аналогичная картина наблюдается

лишь при температуре воздуха 20—21°.

с ленточным

Эти данные позволили нам

для школ

остеклением рекомендовать

повышение

оптимальных

температурных параметров на

1° и их дифференциацию

в зависимости от количества

наружных

ограждений:

19—20° для рядовых классов средних этажей и 20—21° для торцовых учебных помещений нижних и верхних этажей. Эти рекомендации были приняты в 1967 г. Го­ сударственным комитетом по строительству при Совете Министров СССР и будут учтены при пересмотре Стро­ ительных норм и правил проектирования общеобразо­ вательных школ.

165


Весной и осенью в средней полосе Советского Союза резко возрастает инсоляция учебных помещений, ориен­ тированных согласно СНиП П-Л.4-62 на южные румбы горизонта как в школах с ленточным, так и с обычным остеклением. При этом температура воздуха повышает­ ся до 25—29°, а температура внутренней поверхности окон — до 26—32°, что обусловливает перегрев учащих­ ся. Напряжение терморегуляции у детей возрастает до умеренного и даже сильного уже при температуре воз­ духа 21—22°. Резкое изменение радиационных условий в помещениях с ленточным остеклением, помимо непосред­ ственного (в данный момент) воздействия на теплообмен детей, может оказывать влияние и на показатели забо­ леваемости.

Исследования Э. Я. Валдре (1958) и Э. Я. Стриж (1965) показали, что изменение стереотипа темпера­ турных воздействий на организм школьников способ­ ствует росту простудных заболеваний. Заболеваемость повышалась, когда менялись соотношения температур наружных и внутренних ограждений и колебания тем­ пературы воздуха в помещениях превышали 5°. Осо­ бенно неблагоприятной оказалась смена температуры ограждений при температуре воздуха помещений 24° и

выше.

Механизм этих

изменений, по

мнению

автора,

ссылающегося на работы А. Г. Пшоника (1949),

заклю­

чается

в возникновении

невротических

реакций

в связи

с изменением стереотипа воздействий (тепло вместо хо­ лода н наоборот).

Приведенные данные позволяют утверждать, что при­ менение ленточного остекления учебных помещений, ориентированных на южную сторону горизонта, даже в средних широтах Советского Союза недопустимо без

надежных

солнцезащитных

устройств. При этом,

как

показали

исследования А.

Г. Глущенко

(1968),

речь

должна идти не о шторах

и занавесях,

которые не

улучшают, а ухудшают микроклимат помещений и сни­ жают освещенность рабочих мест школьников, а о ре­ гулируемых жалюзи, конструкция которых, к сожале­

нию, до настоящего времени не освоена и не

внедрена

в практику массового, серийного производства.

 

Особое беспокойство вызывает применение новых ог­ раждающих конструкций при строительстве школьных зданий в условиях юга страны.

Работы С.-И. Ветошкина (1953) и П. М Лернера

166


(1961) свидетельствуют о существенном влиянии тол­ щины . наружных ограждений на микроклимат помеще­ ний в теплое время года. Правда, П. М. Лернер утверж­ дает, что перегрев жилищ в южных районах страны определяется в первую очередь теплопоступлениями через окна. Через стекло, даже двойное, проходит поч­ ти мгновенно 70—60% лучистого тепла, что способст­

вует

повышению температуры воздуха и ограждения.

Это

же подтверждают

данные

И. М. Геллера и

М. Д. Рахматулаевой,

изучавших

микроклимат поме­

щений и тепловое состояние детей в дошкольных уч­

реждениях Ташкента

и 'Самарканда, и материалы

А. И. Канчели и 3. 3.

Ковзиридзе (1955), В. В. Недевой

(1966), Г. Г. Никогосян (1959).

Весной и особенно

осенью в республиках Закавказья

иСредней Азии у школьников, занимающихся даже в классах с обычным остеклением, в связи с перегревом помещений снижается работоспособность (А. И. Канчели

и3. 3. Ковзиридзе, 1955; Г. Г. Никогосян, 1959). В на­ чале октября в Тбилиси температура воздуха в учебных помещениях достигает 28° даже при открытых окнах. Дети жалуются на головные боли, головокружение;

пульс во время занятий у них учащается на 8—12 уда­ ров в 1 мин, учащиеся теряют в весе от 400 до 800 г

.и более. На основании этих данных было выдвинуто об­ основанное предложение об изменении сроков начала учебного года в школах Закавказья с 1 сентября на 15 сентября и о применении солнцезащитных устройств.

Отсутствие эффективных солнцезащитных устройств и резкое ухудшение микроклимата помещений в шко­ лах с новыми ограждающими конструкциями вновь сделали дискуссионным вопрос об оптимальной ориен­ тации классных комнат (А. К- Чалдымов, Г. Д. Леладзе, 1963; Р. В. Силла, М. Э. Теосте, 1965; А. А. Колмовской, 1968; И. М. Геллер, Е. А. Семенцова, 1969). Отмечая преимущества южной ориентации, авторы под­ черкивают и ее существенные недостатки. Действитель­ но, южная ориентация обеспечивает наиболее высокие уровни естественного освещения (Н. М. Данциг, 1946; П. А. Золотов, 1958; А. Г. Глущенко, 1959; В. А. Поляк, 1960; М. А. Шарова, 1965). Солнечный свет, как из­ вестно, оказывает стимулирующее общебиологическое, в том числе и психологическое действие на организм; ультрафиолетовая его составляющая обладает мощным

167


бактерицидным, и антирахйтическим свойством. «Солнеч­ ное отопление» зимой дает положительный экономиче­ ский эффект! Однако еще Ф. Ф. Эрисман, рекомендо­ вавший длительное время южную ориентацию, в конце концов отказался от нее и пришел к убеждению о це­ лесообразности изменения ее на северную (для клас­ сных комнат). Южная ориентация резко ухудшает мик­ роклимат классных комнат в южных районах страны с февраля по ноябрь, т. е. в течение 8 учебных месяцев, а в средней полосе Советского Союза—с марта по октябрь (5—6 месяцев).

Ухудшается в солнечные дни и качество освещения: падение прямых солнечных лучей непосредственно на

рабочую поверхность (парты,

классная доска) вызыва­

ет чрезмерное увеличение

его

интенсивности (до

10 000 лк) и ощущение ослепления,

что резко ухудшает

зрительную работоспособность учащихся (А. Г. Глущен­ ко, Н. П. Слепушкина, 1965; М. А. Шарова и др., 1965). На работоспособности детей сказывается крайняя нерав­ номерность освещения помещений; при переменной об­ лачности освещенность рабочих площадей постоянно ме­ няется. Бактерицидное же действие солнечных лучей при закрытых окнах невелико и, по данным А. Г. Глу­ щенко, ограничено зоной, располагающейся на рассто­ янии до 1 м от остекления. Автор рекомендует в каче­ стве оптимальной для школ Украины юго-западную ориентацию, исключающую проникновение прямых сол­ нечных лучей на рабочие места учащихся при одно­ сменных занятих в школе. Однако, как известно, до на­ стоящего времени подавляющее большинство школ Советского Союза эксплуатируется в две смены, а в школах продленного дня дети будут находиться до 16— 20 ч. В южных районах страны западная ориентация помещений недопустима.

Исследования Б. 3. Вороновой (1972) в классах с ленточным остеклением и разной ориентацией светопроемов в Московской области показали, что в переход­ ные периоды года помещения, ориентированные на се­ вер, действительно, обеспечивают благоприятные ус­ ловия микроклимата и теплового состояния учащихся при сохранении достаточно высоких уровней освещения и улучшении его качества. В то же время зимой при температуре наружного воздуха ниже —15° в этих клас­ сах наиболее низкие уровни температуры воздуха, кро­

168


ме того, у школьников, занимающихся постоянно в этих помещениях, обнаружены высокие средние значения щелочной фосфатазы лейкоцитов крови, что свидетель­ ствует о более низкой сопротивляемости детей. Очевид­ но, во II строительно-климатической зоне северная ориентация классов даже при ленточном их остеклении недопустима. Поиски оптимальных решений должны идти по пути одновременного изменения ориентации и конфигурации учебных помещений, позволяющей осу­ ществлять дополительный подсвет классов (непосредст­ венный или через рекреацию). Такие школы уже по­ строены и в средней полосе и на юге страны, и работа по их оценке проводится. Так, по данным Е. А. Семенцовой (1970), ориентация основных светопроемов на се­ верные румбы горизонта при сохранении дополнитель­ ного подсвета с юга в классах поперечной и особенно квадратной конфигурации в условиях Ашхабада обе­ спечивает достаточный уровень освещенности, значи­ тельно улучшает радиационный режим помещений и тепловое состояние детей во все сезоны года.

Изменение конфигурации классов с продольной на квадратную уменьшает площадь основного остекления и позволяет увеличить расстояние от первого ряда парт до наружного ограждения, обеспечивая тем самым оп­ тимальное тепловое состояние детей, находящихся вблизи от остекления. Интенсивность же ультрафиоле­ тового излучения в переходные и теплые времена года (открытые окна) в классах, ориентированных основны­ ми светопроемами на север, идентичны ее значениям в условиях открытой атмосферы на затененных террито­ риях (И. М. Геллер, Е. А. Семенцова, 1969).

В южных районах страны северная ориентация клас­ сов, имеющих дополнительный подсвет с юга, по-види- мому, вполне допустима. Об этом свидетельствуют на­ турные исследования и расчеты, произведенные А. Т. Касумовым (1967).

Существенную роль в формировании микроклимата помещений в условиях юга страны играет высота поме­ щений и этажность зданий. Исследования, проведенные в жилищах, показали, что снижение высоты потолка с 3,5 до 2,7 м не только ухудшает температурный режим помещений (повышение температуры на 1—1,5°), но и, главное, радиационный теплообмен человека. В жили­ щах с малой высотой потолка отдача тепла излучением

169