Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
тении температуры и влажности воздуха плохо про ветриваемых помещений.
Основные выводы комиссии сводились к следующему:
1)колебания температуры и ощущение движения воздуха оказываются положительно на самочувствии детей и стимулируют их вазомоторные реакции;
2)нанлучшей для школ следует считать вентиляцию
неподогретым воздухом;
3)малая скорость движения холодного воздуха даже при меньшей аэрации помещений более благоприятна, чем большая подвижность при вентиляции подогретым воздухом;
4)наиболее целесообразен для школ ‘пассивный, не организованный приток неподогретого воздуха при обя зательной активной (с тепловым или механическим по буждением) вытяжке;1
5)в классах допускается полная рециркуляция воз
духа, однако при обязательной его фильтрации.
В 30-е годы и в СССР, и в странах Европы (Герма ния, Англия) предложения Нью-Йоркской комиссии и рекомендации Чикагской конференции были подверг нуты широкому обсуждению. Обследования, проведен ные в школах Англии, Германии и СССР с приточно вытяжной вентиляцией, показали, что эти системы до роги, и, главное; сложны в эксплуатации, а поэтому в большинстве случаев бездействуют (Л. И. Винокуров, С. М. Кальмансон, 1930; Д. Д. Бекарюков, 1933; Н. А. Самойлов, 1935). Резко критикуя эту систему, ав торы указывали, что она приводит к' рафинированию воздуха, проходящего по каналам, делает его «варе
ным» |
(П. И. Васильева, |
1929; В. |
К. |
Варищев, 1932; |
( Д. Д. |
Бекарюков, 1933; Н. |
А. Самойлов, |
1935). |
|
Одновременно изучались |
различные способы подачи |
|||
в учебные помещения неподогретого |
воздуха — приточ |
|||
ные короба (Д. Д. Бекарюков, 1933; |
Н. А. Самойлов, |
|||
1935), |
приточные отверстия за радиаторами (Л. И.' Ви |
нокуров, С. М. Кальмансон, 1930).
Все исследователи пришли к выводу о необходимости широкой аэрации учебных помещений и децентрализован ной подачи в классы неподогретого воздуха с обяза тельной канальной вытяжной вентиляцией на естествен ном или механическом, побуждении. Эта система венти ляции и была положена в основу проектирования типо вых школ.
175
Положительное значение широкой аэрации классов во время занятий хорошо известно. Речь идет не только о благоприятном, близком к атмосферному, химическом составе воздуха, но и о возникновении пульсирующих его токов, способствующих закаливанию детей, повы шению ионизации воздуха. Аэрация классов применя ется повсеместно в Западной Европе, в странах с мяг ким и относительно теплым климатом, в США и скан динавских странах при условии утепления одежды школьников.
Однако значит ли это, что данная система может применяться повсеместно в Советском Союзе с его раз нообразными климатическими условиями?
Еще в 30-е годы, в период интенсивных исследований воздухообмена учебных помещений, Н. А. Самойлов ука зывал, что в Москве зимой фрамуги во время уроков можно держать скрытыми лишь при лучистом, панель ном или потолочно-польном отоплении. Это положение в то время не было подкреплено натурными исследо ваниями, и о нем вскоре забыли. Во всяком случае, во всех руководствах отмечалась лишь необходимость ши рокой аэрации учебных помещений, хотя это требова ние практически не выполнялось, так как было нереаль ным в холодное время года. Лишь в 1947 г. на XIII съезде гигиенистов в докладе П. М. Ивановского в свя зи с оценкой лучистого отопления вновь прозвучал те зис о возможности аэрации классов только при нали чии источников теплового излучения — инсолируемые классы южной ориентации, классы с лучистым отопле нием.
В 1949 г. А. И. Шафир, рассматривая вопрос о вен тиляции классных помещений, указывал, что аэрация в школах, расположенных в умеренном климате, возмож на зимой только при значительном увеличении производительноости отопительных систем и увеличении теп лоизоляции ограждающих '"’конструкций. Как показали расчеты, количество тепла, необходимого для подогрева воздуха, поступающего в помещения при кратности воз духообмена 1,5 в 1 ч (что явно недостаточно, но име ется повсеместно в школах зимой), составляет «120% по отношению к теплопотерям здания. В результате аэрации при поступлении в класс 15 м3/ч на учащегося теплоиотерн эти возрастут еще на 75%, что явно неэко номично.
176
Конечно, вопросы экономики при строительстве и экс плуатации школьных зданий не должны быть само целью, когда речь идет о здоровье детей. Однако чрез мерное увеличение притока неподогретого воздуха в учебные помещения /может оказать вместо положитель ного отрицательное влияние на тепловое состояние на ходящихся в них детей.
Изменение системы остекления и высоты учебных помещений еще больше усложнило проблему вентиля ции школьных зданий и выдвинуло ее в разряд первооче редных. Происшедшее за последние 15—£0 лет сниже
ние высоты |
классных |
комнат |
с 4,6 |
до 3 м в чистоте |
||||
уменьшило их кубатуру |
с 270 |
до 150 |
м3, т. е. почти в |
|||||
2 раза. |
Расчетная |
кратность воздухообмена |
(по угле |
|||||
кислоте) |
в |
новых |
условиях должна |
быть увеличена с |
||||
3—4 до 8—10 в 1 |
ч, т. е. в класс |
должно |
поступать |
1200—1500 м3 воздуха в 1 ч. Теоретически достичь это го за счет аэрации помещений возможно, особенно ес ли учесть возросшую воздухопроницаемость ограждений. Однако это вызовет резкое охлаждение помещений и потребует. огромных дополнительных затрат на отоп ление.
Обилие спорных и неразрешенных вопросов в проек тировании санитарно-технических систем, обеспечиваю щих оптимальные условия воздушной среды в учебных помещениях школ,, заставило нас обратиться к их из учению в условиях изменения структуры здания, вы соты помещений, системы остекления и т. д.
Задача заключалась в изучении эффективности двух систем вентиляции:
1) неорганизованный местный приток и канальная система вытяжки с естественным и механическим побуж дением (для удобства условно названа вытяжной венти ляцией) ;
2) организованный приток свежего воздуха в двух вариантах: децентрализованный с неподогретым возду хом и централизованный, совмещенный с отоплением (условно названа приточной вентиляцией).
Изучались состояние воздушной среды и физиологи ческие реакции учащихся школ-новостроек Москвы, Московской области, Норильска, Ашхабада. Отдельные исследования были проведены также в школе Первоуралька (поселок Диас). Наряду с натурными проводи лись лабораторные исследования системы вентиляции
177
Т а б л и ц а 26
Результаты исследования температуры воздуха при аэрации классов с ленточным остеклением, спаренными пе реплётами фрамуг и высотой потолка 3 м в чистоте (средние данные) (ветер со стороны рекреации
0,6—1,1 м/с)
Темпера-
ружпого воздуха,°С
0— 5
Ми н у с 5 — 10
»10— '15
Н и ж е м и н у с 15
|
К |
|
Школа с обычными окнами |
|
Школа |
с двусторонним ленточным остеклением |
|||||
|
га |
|
|
||||||||
|
ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= С( |
|
у ок |
'пер |
вто |
тре |
|
у ок |
пер |
вто |
тре |
|
V |
0J |
|
|
||||||||
|
|
|
рой |
тий |
|
|
вый |
рой |
тий |
||
! § |
п |
на |
вый |
п |
на |
||||||
< |
г |
|
|
ряд |
ряд |
ряд |
|
|
ряд |
ряд |
ряд |
I* |
2 |
18,2 |
18,5 |
19,7 |
19,1 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
п * |
2 |
10,2 |
12,1 |
15,0 |
15,1 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
у п о л а |
|
|
|
|
|
|
I |
|
— |
— |
— |
— |
— |
7 |
17,5 |
20 ,6 |
20 ,4 |
21,0 |
п |
|
— |
— |
— |
— |
— |
7 |
10,3 |
11,5 |
18,0 |
20 ,3 |
I |
|
4 |
17,3 |
18,1 |
18,6 |
19,2 |
1 |
16,8 |
19,1 |
19,6 |
20 ,9 |
п |
|
4 |
7 ,4 |
11,3 |
17,9 |
18,2 |
1 |
8,4 |
12,4 |
17,8 |
20 ,6 |
п |
|
— |
— |
— |
— |
— |
2 |
15,9 |
17,8 |
19,0 |
19,7 |
II |
— |
— |
— |
— |
— |
.2 |
6,7 |
10,1 |
18,0 |
18,2 |
I —до аэрации; II — после двухмннутной аэрации.
методом гидравлической аналогии (В. Е. Константно:
ва, Г. Г. Шамциян, 1965).
Вытяжная вентиляция. Оценка вытяжной вентиляции проводилась в школе Подольска с двусторонним лен точным остеклением учебных помещений и наличием фрамуг в двух уровнях при различных режимах воз духообмена и в школе Москвы с односторонним рас положением обычных светопроемов.
В школах с неорганизованным притоком через фра муги и форточки, как показали наши исследования, при высоте потолка 3 м аэрация классов в присутствии уча щихся практически исключается даже при температуре атмосферного воздуха 0—6°, так как уже через П/2— 2 мин температура воздуха у окна снижается на 8,9— 9°, а у первого ряда парт— 6,4°, что вызывает жалобы на охлаждение как со стороны учащихся, так и со сто роны педагогов (табл. 26). На фоне существенного пони жения температуры воздуха в близкой к светонесущей стене части класса при кратковременном проветри вании не уменьшается содержание углекислоты, особен но в классах 3-го этажа. Максимальное снижение кон центрации углекислоты в центре класса 'составляло 0,03%, в 8 случаях из 11 концентрация ее после аэра ции колебалась от 0,07 до 0,10%.
Аналогичные данные получены под нашим руковод ством А. И. Андриановой в детских дошкольных уч реждениях. При температуре наружного воздуха ниже 0° и высоте потолка 2,5 м проветривание помещений в присутствии детей оказалось невозможным.
Проверка распределения воздушных потоков в поме щениях с различной высотой потолка (4,5, 3,5, 3 и 2,5 м), проведенная на гидромоделях, показала, что при высоте потолка 3—2,5 м поток холодного воздуха из! фрамуги устремляется в помещение широкой струей, омывая сразу все помещение, тогда как при большей высоте он идет по потолку и лишь у противоположной стены опускается в зону пребывания детей.
Такое распределение воздушных потоков объясняется не только высотой помещений и снижением уровня расположения нижнего края фрамуги (на 30—40 см), но и изменением конструкции последней. Классическая фрамуга, открывающаяся одной створкой наружу — снизу вверх, а другой — внутрь (сверху вниз), обеспе чивала направление потока воздуха к потолку. Однако
179
такая фрамуга давно не применяется в школах, по су ществу она заменена обычной форточкой, только пово рачивающейся на горизонтальной оси (обе створки от крываются сверху вниз и не выполняют своего основ ного назначения создать направленный ток воздуха в помещение), поэтому поток холодного воздуха сразу опускается в зону пребывания учащихся и тем быстрее, чем ниже потолок.
Итак, в школах с высотой помещения 3 м в присут ствии детей кратковременная аэрация классов с по мощью фрамуг возможна лишь при температуре на ружного воздуха до 0—5°, а это значит, что в условиях Крайнего Севера проветривание учебных помещений в присутствии детей исключается в течение всего учебно го года.
При использовании только канальной вытяжной вен тиляции на естественном побуждении без периодического проветривания класса, даже при наличии в классе 6—12 отверстий каждое живым сечением 240 мм2, градиен те температур внутреннего и наружного воздуха 40° и значительном ветровом напоре из класса удаляется 146—310 м3 воздуха в 1 ч, т. е. обеспечивается в луч шем случае 1,9—2-кратный обмен воздуха вместо 4—8-кратного, нормируемого по углекислоте (исходя из предельно допустимой ее концентрации 0,1%). При меньших градиентах внутренних и наружных темпера тур количество удалямого через каналы воздуха снижа ется до 100—150 м3/ч. Естественно, что в таких усло виях даже после интенсивного и продолжительного про ветривания учебных помещений во время перемен (10— 30 мин) содержание углекислоты и газовых примесей в воздухе начинает расти с первых минут урока, достигая уже к 15-й мин предельно допустимого уровня и превы шая его к концу урока в 172—3 раза. В то же время вытяжная вентиляция на естественном побуждении по существу не влияет на температурно-влажностный ре жим помещений. Температура воздуха в классах за счет тепловыделений учащихся повышается в течение урока на 3—4°. Это вполне понятно. Если считать, что школьник выделяет в среднем 40 ккал/ч тепла, то в классе на 40 учащихся будет образовываться ежечасно 1600 ккал. Расчет показывает, что для создания в клас се оптимальной температуры воздуха 18—20° путем удаления тепловыделений учащихся через систему вы-
180
тяжной вентиляции при температуре наружного воздуха,
близкой к 0°, необходимо удалить около |
300 м3/ч, |
при |
||
температуре 0 + 10° около |
700—750 |
м3/ч и только |
при |
|
температуре 0—10° около 100—150 |
м3/ч. Так |
как |
||
обычно при естественном |
побуждении, |
количество уда |
||
ляемого воздуха в час из класса |
не превышает |
100— |
200 м3, создаются условия для повышения температур в классе. Удаление тепловыделений учащихся может быть обеспеченно только при низких значениях температуры наружного воздуха (ниже —10°).
■Включение механического побудителя вытяжной вен тиляции в классе во время перемен, как предусмотрено заданием на проектирование, при условии аэрации ко ридоров во время уроков и классов в перемену улуч шает процесс вентиляции зданий. Так, если во время перемен в учебных помещениях 3-го этажа за счет сквозного проветривания удается снизить концентра цию углекислоты в среднем до 0,06%, то при дополни тельном включении механической вентиляции она сни жается в среднем до 0,04%. При хорошем проветрива нии всего здания во время перемен дополнительное включение механической вентиляции на 10 мин в се
редине урока или 2 раза по 5 мин па 15-й и |
30-й |
ми |
|
нуте улучшает воздушный режим помещений. За |
10 |
мин |
|
работы вентилятора из класса удаляется |
|
от |
367 |
до 607 м3 воздуха и концентрация углекислоты сни
жается на 0,05—0,07%, |
благодаря чему |
содержание |
ее в воздухе классов в |
конце урока не |
превышает |
0, 11% .
Однако в период работы механической вытяжки уча щиеся и педагоги жалуются на «дутье» по ногам, так как воздух поступает в класс не только из рекреаций через щель под дверью со скоростью 0,3—0,6 м/с, но и через неплотности окон, что резко усиливает движение воздуха у первого ряда парт («дутье» из окон). Ско рость движения воздуха в проходе между окнами и пер вым рядом парт, не ощутимая при малых кратностях воздухообмена, при включенной механической вытяж ной вентиляции легко определяется даже крыльчатым анемометром и составляет в зависимости от темпера туры наружного воздуха, скорости и направления вет ра от 0,3 до 0,8 м/с. Это оказывает существенное вли яние на тепловое состояние учащихся, сидящих вблизи остекления.
181