Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в 2—3 раза меньше, чем с большой, и перегрев насту­ пает при более низкой температуре воздуха (С. И. Ве­ тошкин, 1955; Б. Г. Багиров, X. И. Кулиев, 1962; М. С. Горомосов, 1963). Аналогичные данные получены Е. А. Семенцовой (1970) в отношении школьников. Оче­ видно, школы южных районов страны должны иметь большую, чем в средней полосе, высоту помещений, и снижение ее до 3 м в чистоте нецелесообразно.

Улучшению микроклимата в условиях юга страны способствует и снижение этажности зданий (С. И. Ве­ тошкин, 1965; И. М. Геллер, М. Д. Рахматулаева, 1965). Температура воздуха помещений детских учреждений на первом этаже всегда на 1—2° ниже за счет благопри­ ятного влияния температуры почвы и затенения, созда­ ваемого озеленением прилегающей территории.

Таким образом, строительство шкО|П с ленточным ос­ теклением в южных районах страны может быть допу­ щено лишь в виде исключения и только при условии изменения конфигурации, ориентации помещений и уве­ личения их площади и высоты.

В условиях Крайнего Севера и Сибири недопустимо применение ленточного остекления учебных помещений из-за резкого ухудшения микроклиматических условий помещений и теплового состояния детей при темпера­

туре наружного воздуха ниже

—15°. По данным

Н. П. Богачановой, полученным

в

школах Свердлов­

ска с аналогичными ограждающими

конструкциями, и,

по нашим наблюдениям, проведенным в школе поселка Диас Свердловской области, при наружной температуре —25 —35° температура воздуха в учебных помещениях колебалась от плюс 4 до 16°, и 96,7% школьников, оде­ тых в утепленную одежду, жаловались на охлаждение.

В школах умеренных широт европейской территории Советского Союза с учетом возможности повышения уровней естественного освещения учебных помещений ленточное остекление может применяться при условии:

— повышения температуры воздуха помещений диф­ ференцированно в зависимости от количества наружных ограждений;

повышения температуры остекления до 13—14°;

исключения токов холодного воздуха путем гер­ метизации стыков стеновых ограждений с окнами;

обязательного применения солнцезащитных уст­

ройств.

170


Вентиляция и отопление школьных зданий

Обеспечить оптимальные климатические условия по­ мещений можно лишь при наличии в здании эффектив­ ных и надежных в эксплуатации систем вентиляции и отопления. Об этом еще около 100 лет назад писал проф. Н. Ф. Зденкауэр (1895). В те годы (1895) в Рос­ сии был создан специальный комитет, занимавшийся рассмотрением способов вентиляции помещений приме­ нительно к климатическим условиям России. Большое внимание вопросам отопления и 'вентиляции зданий уделяли Русское общество охраны народного здоровья, журнал «Здоровье», издаваемый под руководством А. П. Доброславина. В развитии отопительной и венти­ ляционной техники огромную роль сыграло тесное со­

дружество

передовых врачей-гигиенистов (Ф. Ф,- Эрис-

ман, А. П.

Доброславин, Г. В. Хлопин и др.)

с инжене­

рами

(И.

Д. Флавицкий, С. Я- Тихомович и др.). Еще

в те

годы

А. П. Доброславин

справедливо

указывал,

что гигиенист обязан не только

создавать

нормативы,

но и активно внедрять их в жизнь всеми путями, в том числе и через санитарную технику.

После Великой Октябрьской социалистической рево­ люции работа по научному обоснованию наиболее эф­ фективных средств вентиляции и отопления школьных зданий получила широкое развитие. Особенно много этими вопросами занимались в 30-х годах (А. Д. Бекарюков, 1933; В. А. Левицкий, 1933, и др.). Однако в последующие годы внимание к этой проблеме, к сожа­ лению, было ослаблено. Гигиенисты в большинстве слу­ чаев лишь констатировали нарастание уровня углеки­ слоты, температуры, влажности и бактериальной за­ грязненности воздуха на протяжении занятий (во время урока и от урока к уроку). В то же время число ис­ следований, посвященных непосредственно гигиениче­ ской оценке средств вентиляции и отопления и разра­ ботке мероприятий по их улучшению и изменению, бы­ ло ограничено. Исследовалось преимущественно влияние аэрации классов на здоровье и работоспособ­ ность учащихся (М. А. Шарова, 1956; О. И. Дедабришвили, 1960; 3. П. Громова, 1963), хотя ограниченные ее воз­ можности в условиях средней полосы Советского Сою­ за были показаны еще П. М. Ивановским (1949). Иск­ лючение представляют исследования гигиенических ка­

171


честв воздуха классов с лучистым отоплением, но и онй были проведены Г. П. Сальниковой еще в 1940 г. Это объясняется как догматическим признанием действую­ щих норм, в частности воздухообмена, так и уменьше­ нием в эти годы творческой связи между гигиенистами и инженерами-сантехниками, которая принесла в свое вре­ мя столько пользы.

Анализ гигиенической и технической литературы, проведенный нами в 1962 г., показал, что по существу вопросы вентиляции и отопления школьных зданий до настоящего времени остаются спорными, а действую­ щие нормативы научно не обоснованы. На это в 1949 г. указывали А. И. Шафир и П. А. Коузов (1949).

Воздухообмен учебных помещений

Воздух закрытых помещений, в том числе и учебных, изменяет физические, химические и биологические ка­ чества за счет поглощения тепло- и влаговыделений де­ тей, выделений углекислоты и различных химических соединений — продуктов жизнедеятельности. Пребыва­ ние в условиях плохо проветриваемых помещений рез­ ко снижает работоспособность учащихся, ухудшает са­ мочувствие. В связи с этим .одной из существенных за­

дач

является

организация ‘ воздухообмена,

т. е.

удаление загрязненного воздуха и замена его

чистым

воздухом. Рекомендации в отношении количества пода­ ваемого в помещение воздуха, необходимого для созда­ ния оптимальных условий воздушной среды или кратнос­ ти воздухообмена, который также рядом авторов положен в основу нормирования, весьма разноречивы

(табл. 25).

Как видно из табл. 25, количество воздуха, рекомен­

дуемого

на одного

человека, колеблется от 6 до 60 м3

в 1 ч, а

кратность

воздухообмена — от 0,5 до 3. Это

объясняется отсутствием достаточно четких и объектив­ ных критериев определения эффективности вентиляции

школьных зданий.

Кратность воздухообмена, как и кубатура помеще-

•ний, обычно нормируется по углекислоте. По концент­ рации углекислоты со времен М. Петтенкофера судят о чистоте воздуха и эффективности вентиляции. Между тем она служит лишь косвенным показателем загрязне­ ния воздуха, так как повышенная ее концентрация в по-

172


Таблица 25

Рекомендации разных авторов в отношении вентиляции помещений

Автор

Год

Количество воз­

Кратность

духа на одного

воздухообмена

 

 

человека, м?в 1 ч.

 

М. Петтепкофер

1858

60

 

А. П. Доброслашш

1882

54

1,0

Г. В. Хлопин

1923

 

Ф. Ф. Эрисман

1912

6—12

1,0

Д. Д. Бекарюков

1933—1935

0,5

ОСТ 3231-66

1935

25—30

Л. К. Хоцянов

1949

2,5—3,0

А. Н. Марзеев

1951 •

 

О. И. Дедабришвнли

1955—1962

 

2,0—3,0

3. П. Громова

1957

 

2,0—3,0

Задание на проектиро­

 

 

1,5 во вре­

вание школ

1960

 

мя уроков

 

 

и 5 в перемену

мещениях может быть обусловлена не недочетами вен­ тиляции, а плохой гигиенической характеристикой воз­ духа большого города за счет загрязнения продуктами сгорания топлива.

Исследования последних лет показали, что малые концентрации двуокиси углерода не всегда свидетель­ ствуют о чистоте воздуха помещений. В детских учреж­ дениях она может оставаться низкой при значительном загрязнении воздуха пылью и бактериями.

Низкие показатели содержания углекислоты, как будто свидетельствующие о чистоте воздуха, не отра­ жают степени его загрязнения выделениями различных химических примесей современными отделочными сред­ ствами.

Неадекватность использования углекислоты в каче­ стве показателя загрязнения воздушной среды в совре­ менных жилых и общественных зданиях подчеркивает и Ф. Л. Кальманович (1968). Автор указывает, что при­ менение в строительстве новых отделочных материалов приводит к резкому увеличению содержания в воздухе органических веществ, концентрация которых не всегда возрастает параллельно двуокиси углерода.

Очевидно, -для оценки воздушной среды и эффектив­ ности вентиляции исследования одной двуокиси углеро­ да недостаточно. Еще М. Рубнер (1897) и И. Флаг иц-

173


кий

(1884) возражали против нормирования воздуш­

ной

среды и воздухообмена помещений

без

учета вла-

го-

и тепловыделений присутствующих

в

них людей.

Это положение особенно важно при исследованиях воз­ душной среды в школах.

Тепловыделения ребенка школьного возраста колеб­ лются в пределах 30—70 ккал/ч. При отсутствии или недостаточной вентиляции это избыточное тепло вызы­ вает повышение температуры воздуха помещений, по­ этому динамика температуры и влажности воздуха (А. И. Шасрнр, 1949) учебных помещений может слу­ жить более надежным критерием при нормировании воздухообмена помещений ш оценке санитарно-техниче­ ских систем. Одновременно необходимо учитывать уве­ личение в воздухе пылевой, бактериальной загрязнен­ ности, концентрации углекислоты и изменение иониза­ ции воздуха—константу исчезновения ионов (В. Ф. Ки­ риллов, 1964).

Оптимальная кратность воздухообмена, обеспечиваю­ щая благоприятные как химические, так и физические свойства воздуха, может быть установлена лишь на

основании комплексной оценки

среды

с учетом

всех

перечисленных критериев. В

то

же

время следу­

ет учесть, что условия воздушной

 

среды,

в

том

чис­

ле и микроклиматические, зависят не только

от

коли­

чественной, но и от качественной

стороны

воздухооб­

мена.

В школах Советского Союза повсеместно применя­ ется система вентиляции, рекомендованная Чикагской конференцией, специально посвященной вопросам школь­

ной вентиляции (1921).

В основу рекомендаций были положены материалы Нью-йоркской комиссии, которая состояла из врачей и инженеров и с 1913 по 1923 г. занималась натурными (216 школ) и лабораторными исследованиями различ­ ных вентиляционных устройств.

Основываясь на работах НШ (1942) и Fluge (1950), комиссия считала, что наиболее важным критерием при выборе системы вентиляции для школ должна служить не концентрация углекислоты, а изменения температу­ ры и влажности воздуха, так как причиной снижения работоспособности и возникновения повышенной утом­ ляемости и заболеваемости детей являются нарушения терморегуляции, возникающие при значительном повы-

174