Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
в 2—3 раза меньше, чем с большой, и перегрев насту пает при более низкой температуре воздуха (С. И. Ве тошкин, 1955; Б. Г. Багиров, X. И. Кулиев, 1962; М. С. Горомосов, 1963). Аналогичные данные получены Е. А. Семенцовой (1970) в отношении школьников. Оче видно, школы южных районов страны должны иметь большую, чем в средней полосе, высоту помещений, и снижение ее до 3 м в чистоте нецелесообразно.
Улучшению микроклимата в условиях юга страны способствует и снижение этажности зданий (С. И. Ве тошкин, 1965; И. М. Геллер, М. Д. Рахматулаева, 1965). Температура воздуха помещений детских учреждений на первом этаже всегда на 1—2° ниже за счет благопри ятного влияния температуры почвы и затенения, созда ваемого озеленением прилегающей территории.
Таким образом, строительство шкО|П с ленточным ос теклением в южных районах страны может быть допу щено лишь в виде исключения и только при условии изменения конфигурации, ориентации помещений и уве личения их площади и высоты.
В условиях Крайнего Севера и Сибири недопустимо применение ленточного остекления учебных помещений из-за резкого ухудшения микроклиматических условий помещений и теплового состояния детей при темпера
туре наружного воздуха ниже |
—15°. По данным |
|
Н. П. Богачановой, полученным |
в |
школах Свердлов |
ска с аналогичными ограждающими |
конструкциями, и, |
по нашим наблюдениям, проведенным в школе поселка Диас Свердловской области, при наружной температуре —25 —35° температура воздуха в учебных помещениях колебалась от плюс 4 до 16°, и 96,7% школьников, оде тых в утепленную одежду, жаловались на охлаждение.
В школах умеренных широт европейской территории Советского Союза с учетом возможности повышения уровней естественного освещения учебных помещений ленточное остекление может применяться при условии:
— повышения температуры воздуха помещений диф ференцированно в зависимости от количества наружных ограждений;
—повышения температуры остекления до 13—14°;
—исключения токов холодного воздуха путем гер метизации стыков стеновых ограждений с окнами;
—обязательного применения солнцезащитных уст
ройств.
170
Вентиляция и отопление школьных зданий
Обеспечить оптимальные климатические условия по мещений можно лишь при наличии в здании эффектив ных и надежных в эксплуатации систем вентиляции и отопления. Об этом еще около 100 лет назад писал проф. Н. Ф. Зденкауэр (1895). В те годы (1895) в Рос сии был создан специальный комитет, занимавшийся рассмотрением способов вентиляции помещений приме нительно к климатическим условиям России. Большое внимание вопросам отопления и 'вентиляции зданий уделяли Русское общество охраны народного здоровья, журнал «Здоровье», издаваемый под руководством А. П. Доброславина. В развитии отопительной и венти ляционной техники огромную роль сыграло тесное со
дружество |
передовых врачей-гигиенистов (Ф. Ф,- Эрис- |
|||
ман, А. П. |
Доброславин, Г. В. Хлопин и др.) |
с инжене |
||
рами |
(И. |
Д. Флавицкий, С. Я- Тихомович и др.). Еще |
||
в те |
годы |
А. П. Доброславин |
справедливо |
указывал, |
что гигиенист обязан не только |
создавать |
нормативы, |
но и активно внедрять их в жизнь всеми путями, в том числе и через санитарную технику.
После Великой Октябрьской социалистической рево люции работа по научному обоснованию наиболее эф фективных средств вентиляции и отопления школьных зданий получила широкое развитие. Особенно много этими вопросами занимались в 30-х годах (А. Д. Бекарюков, 1933; В. А. Левицкий, 1933, и др.). Однако в последующие годы внимание к этой проблеме, к сожа лению, было ослаблено. Гигиенисты в большинстве слу чаев лишь констатировали нарастание уровня углеки слоты, температуры, влажности и бактериальной за грязненности воздуха на протяжении занятий (во время урока и от урока к уроку). В то же время число ис следований, посвященных непосредственно гигиениче ской оценке средств вентиляции и отопления и разра ботке мероприятий по их улучшению и изменению, бы ло ограничено. Исследовалось преимущественно влияние аэрации классов на здоровье и работоспособ ность учащихся (М. А. Шарова, 1956; О. И. Дедабришвили, 1960; 3. П. Громова, 1963), хотя ограниченные ее воз можности в условиях средней полосы Советского Сою за были показаны еще П. М. Ивановским (1949). Иск лючение представляют исследования гигиенических ка
171
честв воздуха классов с лучистым отоплением, но и онй были проведены Г. П. Сальниковой еще в 1940 г. Это объясняется как догматическим признанием действую щих норм, в частности воздухообмена, так и уменьше нием в эти годы творческой связи между гигиенистами и инженерами-сантехниками, которая принесла в свое вре мя столько пользы.
Анализ гигиенической и технической литературы, проведенный нами в 1962 г., показал, что по существу вопросы вентиляции и отопления школьных зданий до настоящего времени остаются спорными, а действую щие нормативы научно не обоснованы. На это в 1949 г. указывали А. И. Шафир и П. А. Коузов (1949).
Воздухообмен учебных помещений
Воздух закрытых помещений, в том числе и учебных, изменяет физические, химические и биологические ка чества за счет поглощения тепло- и влаговыделений де тей, выделений углекислоты и различных химических соединений — продуктов жизнедеятельности. Пребыва ние в условиях плохо проветриваемых помещений рез ко снижает работоспособность учащихся, ухудшает са мочувствие. В связи с этим .одной из существенных за
дач |
является |
организация ‘ воздухообмена, |
т. е. |
удаление загрязненного воздуха и замена его |
чистым |
воздухом. Рекомендации в отношении количества пода ваемого в помещение воздуха, необходимого для созда ния оптимальных условий воздушной среды или кратнос ти воздухообмена, который также рядом авторов положен в основу нормирования, весьма разноречивы
(табл. 25).
Как видно из табл. 25, количество воздуха, рекомен
дуемого |
на одного |
человека, колеблется от 6 до 60 м3 |
в 1 ч, а |
кратность |
воздухообмена — от 0,5 до 3. Это |
объясняется отсутствием достаточно четких и объектив ных критериев определения эффективности вентиляции
школьных зданий.
Кратность воздухообмена, как и кубатура помеще-
•ний, обычно нормируется по углекислоте. По концент рации углекислоты со времен М. Петтенкофера судят о чистоте воздуха и эффективности вентиляции. Между тем она служит лишь косвенным показателем загрязне ния воздуха, так как повышенная ее концентрация в по-
172
Таблица 25
Рекомендации разных авторов в отношении вентиляции помещений
Автор |
Год |
Количество воз |
Кратность |
духа на одного |
воздухообмена |
||
|
|
человека, м?в 1 ч. |
|
М. Петтепкофер |
1858 |
60 |
|
А. П. Доброслашш |
1882 |
54 |
1,0 |
Г. В. Хлопин |
1923 |
|
|
Ф. Ф. Эрисман |
1912 |
6—12 |
1,0 |
Д. Д. Бекарюков |
1933—1935 |
0,5 |
|
ОСТ 3231-66 |
1935 |
25—30 |
|
Л. К. Хоцянов |
1949 |
2,5—3,0 |
|
А. Н. Марзеев |
1951 • |
|
|
О. И. Дедабришвнли |
1955—1962 |
|
2,0—3,0 |
3. П. Громова |
1957 |
|
2,0—3,0 |
Задание на проектиро |
|
|
1,5 во вре |
вание школ |
1960 |
|
мя уроков |
|
|
и 5 в перемену |
мещениях может быть обусловлена не недочетами вен тиляции, а плохой гигиенической характеристикой воз духа большого города за счет загрязнения продуктами сгорания топлива.
Исследования последних лет показали, что малые концентрации двуокиси углерода не всегда свидетель ствуют о чистоте воздуха помещений. В детских учреж дениях она может оставаться низкой при значительном загрязнении воздуха пылью и бактериями.
Низкие показатели содержания углекислоты, как будто свидетельствующие о чистоте воздуха, не отра жают степени его загрязнения выделениями различных химических примесей современными отделочными сред ствами.
Неадекватность использования углекислоты в каче стве показателя загрязнения воздушной среды в совре менных жилых и общественных зданиях подчеркивает и Ф. Л. Кальманович (1968). Автор указывает, что при менение в строительстве новых отделочных материалов приводит к резкому увеличению содержания в воздухе органических веществ, концентрация которых не всегда возрастает параллельно двуокиси углерода.
Очевидно, -для оценки воздушной среды и эффектив ности вентиляции исследования одной двуокиси углеро да недостаточно. Еще М. Рубнер (1897) и И. Флаг иц-
173
кий |
(1884) возражали против нормирования воздуш |
||
ной |
среды и воздухообмена помещений |
без |
учета вла- |
го- |
и тепловыделений присутствующих |
в |
них людей. |
Это положение особенно важно при исследованиях воз душной среды в школах.
Тепловыделения ребенка школьного возраста колеб лются в пределах 30—70 ккал/ч. При отсутствии или недостаточной вентиляции это избыточное тепло вызы вает повышение температуры воздуха помещений, по этому динамика температуры и влажности воздуха (А. И. Шасрнр, 1949) учебных помещений может слу жить более надежным критерием при нормировании воздухообмена помещений ш оценке санитарно-техниче ских систем. Одновременно необходимо учитывать уве личение в воздухе пылевой, бактериальной загрязнен ности, концентрации углекислоты и изменение иониза ции воздуха—константу исчезновения ионов (В. Ф. Ки риллов, 1964).
Оптимальная кратность воздухообмена, обеспечиваю щая благоприятные как химические, так и физические свойства воздуха, может быть установлена лишь на
основании комплексной оценки |
среды |
с учетом |
всех |
||
перечисленных критериев. В |
то |
же |
время следу |
||
ет учесть, что условия воздушной |
|
среды, |
в |
том |
чис |
ле и микроклиматические, зависят не только |
от |
коли |
|||
чественной, но и от качественной |
стороны |
воздухооб |
мена.
В школах Советского Союза повсеместно применя ется система вентиляции, рекомендованная Чикагской конференцией, специально посвященной вопросам школь
ной вентиляции (1921).
В основу рекомендаций были положены материалы Нью-йоркской комиссии, которая состояла из врачей и инженеров и с 1913 по 1923 г. занималась натурными (216 школ) и лабораторными исследованиями различ ных вентиляционных устройств.
Основываясь на работах НШ (1942) и Fluge (1950), комиссия считала, что наиболее важным критерием при выборе системы вентиляции для школ должна служить не концентрация углекислоты, а изменения температу ры и влажности воздуха, так как причиной снижения работоспособности и возникновения повышенной утом ляемости и заболеваемости детей являются нарушения терморегуляции, возникающие при значительном повы-
174