Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Если школа продленного дня, как и обычная обще­ образовательная школа, должна располагаться внутри микрорайона, в непосредственной близости от жилья, то для школы-интерната такое градостроительное реше­ ние нецелесообразно. Школа-интернат должна разме­ щаться. либо в пригородной зоне, либо на межмикрорайонных территориях, в зеленой зоне района, обеспе­ чивающей благоприятные условия внешней среды как на территории участка, так и в здании. Размещение школы-интерната внутри микрорайона противоречит и основным принципам градостроительства, так как ис­

пользуется для размещения

детей не только данного,

но и соседних микрорайонов.

Утверждение А. К- Чал-

дымова, что в будущем школа-интернат станет основ­ ным типом школ и ею будут пользоваться все дети, уже в то время вызывало возражения гигиенистов. В на­ стоящее время оно полностью отвергнуто жизнью; ос­ новным типом постепенно становится школа продленно­

го дня,

школа — детский клуб. Очевидно, речь и в то

время,

да и теперь может идти лишь о создании школ

с частичным интернированием небольшой группы детей, родители которых по тем или иным причинам временно

отсутствуют (болезнь, командировка, отпуск).

 

для

2. Вместимость на 24—25

классов

 

приемлема

общеобразовательной школы, но совершенно

 

недопус­

тима для школы-интерната.

Это подтвердили

работы

Н. Г. Дьячковой и Т. А. Яппо

(1965),

 

показавших,

что

даже в школах-интернатах

на 560 детей

(20

классов)

школьники страдают от «зарежнмленности»

и «много­

людства». Вместе с тем организация

школ

растущего

типа предусматривает

и еще большую

вместимость —

1284, 1920 учащихся ' (проекты

Научно-исследователь­

ского института общественных

зданий

и конструктор­

ского бюро при Мосгорисполкоме, 1962).

При

органи­

зации школы-интерната в

зданиях такой

вместимости

пришлось бы резко уменьшать число

воспитанников, а

экономичность такого решения весьма сомнительна.

3. Для строительства школы «растущего»

типа

тре­

буется заранее предусмотреть достаточный

для интер­

ната участок; в условиях

же городской

застройки это

не всегда возможно. Как уже

 

говорилось,

увеличение

размеров участка необходимо и для

организации шко-.

лы продленного дня,

которая

по существу

является

дневным интернатом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Заказ №-75

33


4. Состав и взаимное расположение помещений об­ щеобразовательной школы, школы продленного дня и школы-интерната различны. Как показали исследова­ ния гигиенистов, а также разработки архитекторов, здания школы-интерната целесообразно проектировать по принципу учебно-жилой ячейки (для начальных клас­

сов). Это позволяет более

рационально

организовать

режим дня воспитанников

и лучше использовать

поме­

щения. Школы-интернаты

и школы продленного

дня

должны иметь помещения

для кружковой

работы, от­

дыха и тихих игр учащихся начальных классов, распо­ лагаемые в учебном корпусе при классах.

Перестройка уже возведенного корпуса для созда­ ния классов-игровых, как это сделано в одном из ин­ тернатов Москвы, нарушает его структуру и требует значительных дополнительных затрат.

5.Пищеблок школы «растущего» типа должен зара­ нее предусматривать четырехразовое питание детей, но это нереально и вместе с большой площадью участка сводит на нет экономические преимущества очередности строительства. Пищеблок обычной общеобразователь­ ной школы мал для школы-интерната, не имеет загру­ зочных, достаточных по размеру кладовых, охлаждае­ мых камер и т. д.

6.Очередность строительства привела к тому, что школы «растущего» типа строились вначале без гимна­ стических залов. Возводились они через 3—5 лет и раз­ мещение их не всегда оказывалось удачным (пример школы Солигорска и др.).

Таким образом, идея строительства школ универ­ сального и «растущего» типа не оправдала себя ни с гигиенических, ни с экономических позиций. К счастью, она не успела получить очень широкого распростране­ ния, так как в 1966 г. в связи с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР1, направленным на дальнейшее улучшение воспитания й обучения подрас­ тающего поколения, в нашей стране было введено все­ общее десятилетнее образование. В соответствии с этим постановлением, как уже говорилось в главе I, была осуществлена перестройка системы народного об­ разования, было введено трехлетнее (вместо четы­ рехлетнего) начальное обучение, принято решение о

1 «Известия» № 274, 19/XI 1966 г.

34


широком развитии школ с группами продленного дня для части учащихся. Стремление повысить качество преподавания и обеспечить интенсификацию восприя­ тия огромного потока информации учащимися разных возрастов потребовало широкого применения в школах технических средств и новых методов обучения, а это привело к необходимости повсеместного перехода на кабинетную систему обучения, начиная с 4—5-х клас­ сов.

Т а б л и ц а 3

Типы общеобразовательных школ по вместимости и возрастным контингентам учащихся*

 

 

Соотно­

 

 

 

 

шение

 

 

 

 

потоков

 

 

 

 

учащихся

 

 

Тип школы

Количество

первых—

Число

классов

четвертых,

учащихся

 

пяты х-

 

 

восьмых

 

 

 

 

девяты х-

 

 

 

 

десятых

 

 

 

 

классов

 

 

Десятилетняя

10

1:1:1

 

392

12

1:1:2

 

464

 

16

1:2:2

 

624

 

20

2:2:2

1

784

 

30

3:3:3

176

 

40

4:4:4

1 568

Восьмилетняя

50

5:5:5

1 960

 

 

 

 

24 учащихся

8

1:1:0

 

192

в классе

 

40 учащихся

8

1:1:0

 

320

в классе

 

 

 

 

Четырехлетние

 

 

 

 

40 учащихся

4

1:0:0

 

40

в классе

 

20 учащихся

4

1:0:0

 

80

вклассе

*Задание на проектирование зданий общеобразовательных школ с про­ дленным днем для части учащихся. М.т 1968.

Изменения системы, средств и методов обучения обу­ словило создание школ нового типа в соответствии с «Заданием на проектирование зданий общеобразова­ тельных школ с продленным днем для части учащихся», утвержденным Государственным комитетом по граж­ данскому строительству и архитектуре при Госстрое

2*

35


СССР (М., 1968) как дополнение к действующей главе СНиП П-Л. 4-621 (табл. 3). В зависимости от размеров населенных пунктов и микрорайонов предусматривается строительство семи типов десятилетних школ; для не­ больших сельских и поселкового типа населенных мест оставлено два типа восьмилетних и два типа четырех­ летних школ.

Приведенные данные показывают эволюцию типов школ, а следовательно, и номенклатуры типов школь­ ных зданий, которая произошла лишь за последние 10—12 лет под влиянием изменений в системе народно­ го образования и градостроительстве. В этой эволюции, которая продолжается и в настоящее время, гигиени­ стов могут и должны беспокоить два положения:

1)постоянно растущая максимальная вместимость , школьных зданий;

2)моральное старение действующих школ, т. е. не­ соответствие их задачам, выдвинутым перестройкой народного образования и возможностью использования старых зданий в новых условиях.

Однако прежде чем перейти к анализу этих положе­ ний, следует рассмотреть принципиальные вопросы, ка­ сающиеся этажности, состава помещений, структуры школьных зданий.

Планировочная структура зданий, состав и размеры помещений

Этажность и планировочная структура школьных зданий, состав, размеры и взаимное расположение ос­ новных и вспомогательных помещений должны обеспе­

чить оптимальные условия

для организации

учебно-

воспитательного процесса,

способствовать сохранению

и укреплению здоровья детей, поддержанию

функцио­

нального состояния детей на высоком уровне.

 

Этажность здания. Возможность систематического пребывания школьников во время перемен на откры­ том воздухе определяется, с одной стороны, степенью благоустройства земельного участка (о чем уже говори­ ли выше), с другой — этажностью и структурой здания, количеством входов и гардеробов.

1 Строительные нормы и правила. СНиП Н-Л.4-62. Общеобразо­

вательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования. М., 1964.

36


Основные требования к этажности школьного зда­ ния сформулированы еще Ф. Ф. Эрисманом (1900), а затем обоснованы в работах П. М. Ивановского (1949) и в монографии А. Я- Гуткина (1962).

Здание школы должно быть малоэтажным — 1—2 этажа. При увеличении числа этажей до трех, а тем

более до четырех — пяти

резко ухудшается

связь зда­

ния с участком и дети

не

могут

пользоваться

послед­

ним во время перемен.

Так, по

данным А.

Я.

Гуткина,

чтобы обеспечить одновременно выход на участок

800—900 школьников из четырехэтажного

здания при

наличии двух лестниц и двух выходов,

требуется 4 мин,

поэтому за десятиминутную

перемену дети

 

могут по­

быть на воздухе

не более 2—4 мин.

В многоэтажных

зданиях удлиняются

и усложняются

пути следования

в гимнастический

и обеденный

залы;

на

лестничных

клетках образуются встречные потоки детей.

При уве­

личении этажности

зданий

школ

повышается

травма­

тизм детей, возрастает опасность в случае возникнове­ ния .пожара, так как усложняется эвакуация школьни­ ков из. здания.

Эти положения общеизвестны и не требуют особых разъяснений. В ряде зарубежных стран с мягким, теп­ лым климатом (Франция, Италия, ряд штатов Америки, Япония, Испания), а также в Финляндии, Англии, Шве­ ции, Норвегии многие школы размещаются в одно-двух- этажных зданиях. В Советском Союзе одно-двухэтаж- ные здания строятся лишь в сельских-населенных пунк­ тах, для школ небольшой вместимости. В условиях же городской застройки до 1963—1964 гг. общеобразова­ тельные школы размещались в четырех-пятиэтажных зданиях.

Увеличение этажности школьных зданий связано с повышением их вместимости и обусловливается ростом городов, укрупнением микрорайонов и кварталов, уве­ личением плотности застройки селитебной территории.

Тенденция к увеличению этажности школьных

зданий

четко

определилась

и в городах

Западной

Европы

и

Америки, однако она

наметилась

преимущественно

в

отношении колледжей и лицеев, где обучаются

11 —12-

летние и более старшие дети.

 

 

 

 

в

Исследования, проведенные в нашей стране как

жилых

(X. А. Заривайская,

В. Е. Шинкаренко, 1964)

так и в школьных зданиях

(Н. Г.

Дьячкова,

Г.

В. Те­

37