Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
1. Если школа продленного дня, как и обычная обще образовательная школа, должна располагаться внутри микрорайона, в непосредственной близости от жилья, то для школы-интерната такое градостроительное реше ние нецелесообразно. Школа-интернат должна разме щаться. либо в пригородной зоне, либо на межмикрорайонных территориях, в зеленой зоне района, обеспе чивающей благоприятные условия внешней среды как на территории участка, так и в здании. Размещение школы-интерната внутри микрорайона противоречит и основным принципам градостроительства, так как ис
пользуется для размещения |
детей не только данного, |
но и соседних микрорайонов. |
Утверждение А. К- Чал- |
дымова, что в будущем школа-интернат станет основ ным типом школ и ею будут пользоваться все дети, уже в то время вызывало возражения гигиенистов. В на стоящее время оно полностью отвергнуто жизнью; ос новным типом постепенно становится школа продленно
го дня, |
школа — детский клуб. Очевидно, речь и в то |
время, |
да и теперь может идти лишь о создании школ |
с частичным интернированием небольшой группы детей, родители которых по тем или иным причинам временно
отсутствуют (болезнь, командировка, отпуск). |
|
для |
||||||||
2. Вместимость на 24—25 |
классов |
|
приемлема |
|||||||
общеобразовательной школы, но совершенно |
|
недопус |
||||||||
тима для школы-интерната. |
Это подтвердили |
работы |
||||||||
Н. Г. Дьячковой и Т. А. Яппо |
(1965), |
|
показавших, |
что |
||||||
даже в школах-интернатах |
на 560 детей |
(20 |
классов) |
|||||||
школьники страдают от «зарежнмленности» |
и «много |
|||||||||
людства». Вместе с тем организация |
школ |
растущего |
||||||||
типа предусматривает |
и еще большую |
вместимость — |
||||||||
1284, 1920 учащихся ' (проекты |
Научно-исследователь |
|||||||||
ского института общественных |
зданий |
и конструктор |
||||||||
ского бюро при Мосгорисполкоме, 1962). |
При |
органи |
||||||||
зации школы-интерната в |
зданиях такой |
вместимости |
||||||||
пришлось бы резко уменьшать число |
воспитанников, а |
|||||||||
экономичность такого решения весьма сомнительна. |
||||||||||
3. Для строительства школы «растущего» |
типа |
тре |
||||||||
буется заранее предусмотреть достаточный |
для интер |
|||||||||
ната участок; в условиях |
же городской |
застройки это |
||||||||
не всегда возможно. Как уже |
|
говорилось, |
увеличение |
|||||||
размеров участка необходимо и для |
организации шко-. |
|||||||||
лы продленного дня, |
которая |
по существу |
является |
|||||||
дневным интернатом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 Заказ №-75 |
33 |
4. Состав и взаимное расположение помещений об щеобразовательной школы, школы продленного дня и школы-интерната различны. Как показали исследова ния гигиенистов, а также разработки архитекторов, здания школы-интерната целесообразно проектировать по принципу учебно-жилой ячейки (для начальных клас
сов). Это позволяет более |
рационально |
организовать |
|
режим дня воспитанников |
и лучше использовать |
поме |
|
щения. Школы-интернаты |
и школы продленного |
дня |
|
должны иметь помещения |
для кружковой |
работы, от |
дыха и тихих игр учащихся начальных классов, распо лагаемые в учебном корпусе при классах.
Перестройка уже возведенного корпуса для созда ния классов-игровых, как это сделано в одном из ин тернатов Москвы, нарушает его структуру и требует значительных дополнительных затрат.
5.Пищеблок школы «растущего» типа должен зара нее предусматривать четырехразовое питание детей, но это нереально и вместе с большой площадью участка сводит на нет экономические преимущества очередности строительства. Пищеблок обычной общеобразователь ной школы мал для школы-интерната, не имеет загру зочных, достаточных по размеру кладовых, охлаждае мых камер и т. д.
6.Очередность строительства привела к тому, что школы «растущего» типа строились вначале без гимна стических залов. Возводились они через 3—5 лет и раз мещение их не всегда оказывалось удачным (пример школы Солигорска и др.).
Таким образом, идея строительства школ универ сального и «растущего» типа не оправдала себя ни с гигиенических, ни с экономических позиций. К счастью, она не успела получить очень широкого распростране ния, так как в 1966 г. в связи с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР1, направленным на дальнейшее улучшение воспитания й обучения подрас тающего поколения, в нашей стране было введено все общее десятилетнее образование. В соответствии с этим постановлением, как уже говорилось в главе I, была осуществлена перестройка системы народного об разования, было введено трехлетнее (вместо четы рехлетнего) начальное обучение, принято решение о
1 «Известия» № 274, 19/XI 1966 г.
34
широком развитии школ с группами продленного дня для части учащихся. Стремление повысить качество преподавания и обеспечить интенсификацию восприя тия огромного потока информации учащимися разных возрастов потребовало широкого применения в школах технических средств и новых методов обучения, а это привело к необходимости повсеместного перехода на кабинетную систему обучения, начиная с 4—5-х клас сов.
Т а б л и ц а 3
Типы общеобразовательных школ по вместимости и возрастным контингентам учащихся*
|
|
Соотно |
|
|
|
|
шение |
|
|
|
|
потоков |
|
|
|
|
учащихся |
|
|
Тип школы |
Количество |
первых— |
Число |
|
классов |
четвертых, |
учащихся |
||
|
пяты х- |
|||
|
|
восьмых |
|
|
|
|
девяты х- |
|
|
|
|
десятых |
|
|
|
|
классов |
|
|
Десятилетняя |
10 |
1:1:1 |
|
392 |
12 |
1:1:2 |
|
464 |
|
|
16 |
1:2:2 |
|
624 |
|
20 |
2:2:2 |
1 |
784 |
|
30 |
3:3:3 |
176 |
|
|
40 |
4:4:4 |
1 568 |
|
Восьмилетняя |
50 |
5:5:5 |
1 960 |
|
|
|
|
|
|
24 учащихся |
8 |
1:1:0 |
|
192 |
в классе |
|
|||
40 учащихся |
8 |
1:1:0 |
|
320 |
в классе |
|
|
|
|
Четырехлетние |
|
|
|
|
40 учащихся |
4 |
1:0:0 |
|
40 |
в классе |
|
|||
20 учащихся |
4 |
1:0:0 |
|
80 |
вклассе
*Задание на проектирование зданий общеобразовательных школ с про дленным днем для части учащихся. М.т 1968.
Изменения системы, средств и методов обучения обу словило создание школ нового типа в соответствии с «Заданием на проектирование зданий общеобразова тельных школ с продленным днем для части учащихся», утвержденным Государственным комитетом по граж данскому строительству и архитектуре при Госстрое
2* |
35 |
СССР (М., 1968) как дополнение к действующей главе СНиП П-Л. 4-621 (табл. 3). В зависимости от размеров населенных пунктов и микрорайонов предусматривается строительство семи типов десятилетних школ; для не больших сельских и поселкового типа населенных мест оставлено два типа восьмилетних и два типа четырех летних школ.
Приведенные данные показывают эволюцию типов школ, а следовательно, и номенклатуры типов школь ных зданий, которая произошла лишь за последние 10—12 лет под влиянием изменений в системе народно го образования и градостроительстве. В этой эволюции, которая продолжается и в настоящее время, гигиени стов могут и должны беспокоить два положения:
1)постоянно растущая максимальная вместимость , школьных зданий;
2)моральное старение действующих школ, т. е. не соответствие их задачам, выдвинутым перестройкой народного образования и возможностью использования старых зданий в новых условиях.
Однако прежде чем перейти к анализу этих положе ний, следует рассмотреть принципиальные вопросы, ка сающиеся этажности, состава помещений, структуры школьных зданий.
Планировочная структура зданий, состав и размеры помещений
Этажность и планировочная структура школьных зданий, состав, размеры и взаимное расположение ос новных и вспомогательных помещений должны обеспе
чить оптимальные условия |
для организации |
учебно- |
воспитательного процесса, |
способствовать сохранению |
|
и укреплению здоровья детей, поддержанию |
функцио |
|
нального состояния детей на высоком уровне. |
|
Этажность здания. Возможность систематического пребывания школьников во время перемен на откры том воздухе определяется, с одной стороны, степенью благоустройства земельного участка (о чем уже говори ли выше), с другой — этажностью и структурой здания, количеством входов и гардеробов.
1 Строительные нормы и правила. СНиП Н-Л.4-62. Общеобразо
вательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования. М., 1964.
36
Основные требования к этажности школьного зда ния сформулированы еще Ф. Ф. Эрисманом (1900), а затем обоснованы в работах П. М. Ивановского (1949) и в монографии А. Я- Гуткина (1962).
Здание школы должно быть малоэтажным — 1—2 этажа. При увеличении числа этажей до трех, а тем
более до четырех — пяти |
резко ухудшается |
связь зда |
|||
ния с участком и дети |
не |
могут |
пользоваться |
послед |
|
ним во время перемен. |
Так, по |
данным А. |
Я. |
Гуткина, |
чтобы обеспечить одновременно выход на участок
800—900 школьников из четырехэтажного |
здания при |
||||||
наличии двух лестниц и двух выходов, |
требуется 4 мин, |
||||||
поэтому за десятиминутную |
перемену дети |
|
могут по |
||||
быть на воздухе |
не более 2—4 мин. |
В многоэтажных |
|||||
зданиях удлиняются |
и усложняются |
пути следования |
|||||
в гимнастический |
и обеденный |
залы; |
на |
лестничных |
|||
клетках образуются встречные потоки детей. |
При уве |
||||||
личении этажности |
зданий |
школ |
повышается |
травма |
тизм детей, возрастает опасность в случае возникнове ния .пожара, так как усложняется эвакуация школьни ков из. здания.
Эти положения общеизвестны и не требуют особых разъяснений. В ряде зарубежных стран с мягким, теп лым климатом (Франция, Италия, ряд штатов Америки, Япония, Испания), а также в Финляндии, Англии, Шве ции, Норвегии многие школы размещаются в одно-двух- этажных зданиях. В Советском Союзе одно-двухэтаж- ные здания строятся лишь в сельских-населенных пунк тах, для школ небольшой вместимости. В условиях же городской застройки до 1963—1964 гг. общеобразова тельные школы размещались в четырех-пятиэтажных зданиях.
Увеличение этажности школьных зданий связано с повышением их вместимости и обусловливается ростом городов, укрупнением микрорайонов и кварталов, уве личением плотности застройки селитебной территории.
Тенденция к увеличению этажности школьных |
зданий |
||||||
четко |
определилась |
и в городах |
Западной |
Европы |
и |
||
Америки, однако она |
наметилась |
преимущественно |
в |
||||
отношении колледжей и лицеев, где обучаются |
11 —12- |
||||||
летние и более старшие дети. |
|
|
|
|
в |
||
Исследования, проведенные в нашей стране как |
|||||||
жилых |
(X. А. Заривайская, |
В. Е. Шинкаренко, 1964) |
|||||
так и в школьных зданиях |
(Н. Г. |
Дьячкова, |
Г. |
В. Те |
37