Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
рентьева, 1969), показали, что подъем на 4—5-е этажи как у взрослых, так и у школьников вызывает сущест венные сдвиги в показателях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так, у 11—13-летних школьников при подъеме на 4-й этаж школьного здания пульс уча щался до 120—140 ударов в минуту и дыхание — до 20—24 в минуту, повышалось кровяное давление. Вре мя восстановления этих показателей у здоровых детей затягивалось до 6—7 мин, а у ослабленных — даже до 10—15 мин, т. е. занимало от '/в до ‘Л времени урока. При подъеме на 3-й этаж изменения показателей сер дечно-сосудистой и дыхательной систем у здоровых де тей были значительно меньшими; восстановительный период составлял 3—4 мин, т. е. был в пределах нормы.
На основе этих данных этажность городских школь ных зданий при пересмотре норм проектирования обще образовательных школ в 1962—1963 гг. была ограниче на тремя этажами. Строительство четырехэтажных школьных зданий допускается теперь лишь в крайне затесненных условиях городской застройки по специ альному согласованию с местными санитарными ор ганами.
С т р у к т у р а ш к о л ь н о г о з д а н и я . Исходя из педагогиче
ских и гигиенических требований структура школьного здания должна обеспечить:
— максимальное расчленение |
детского коллектива |
на отдельные возрастные группы |
для дифференциации |
учебно-воспитательного процесса, |
обусловленного осо |
бенностями развития и функционального состояния де тей; особое значение имеет выделение начальных клас сов, а среди них первых;
— отделение учебных помещений от общешкольных, являющихся источниками шума, пыли и других загряз нений воздуха (гимнастический и актовый залы, мас терские, пищеблок, административно-хозяйственные помещения);
—.приближение учебных помещений к помещениям для отдыха детей (рекреациям) и санитарным узлам;
—удобные и достаточно короткие связи учебных и рекреационных помещений, особенно начальных клас сов, с гардеробами и земельным участком, используе мым для отдыха детей в перемену;
— благоприятные условия естественного освещения и вентиляции учебных и рекреационных помещений;
38
— возможность изоляции отдельных групп детей в случае возникновения инфекционных заболеваний в це лях предупреждения их распространения на весь кол лектив и быстрой ликвидации очага.
Эти основные положения, определяющие структуру школьного здания, взаимное расположение отдельных его элементов, изложены во всех монографиях и руко водствах но гигиене детей и подростков. В них опреде ляются также условия размещения отдельных помеще ний (классов, лабораторий, гимнастического и актового залов, пищеблока, гардеробов), максимальное количе ство классов, обслуживаемых одной рекреацией, коли чество входов в здание и т. д.
Однако в практике школьного строительства до 50— 60-х годов эти требования выполнялись лишь частично. Наиболее распространенный в СССР тип школьного здания на 800 и 880 ученических мест имел один цен тральный вход с общим для всех учащихся гардеро бом, коридорные рекреации шириной 2,8—3 м, объеди няющие 6—8 учебных помещений для детей разного возраста. Гимнастический и актовый залы размеща лись на верхних этажах (2—3-м, а нередко и на 4—5-м), что затрудняло использование участков для занятий физкультурой и усложняло процесс доставки пищевых
продуктов |
в пищеблок |
(типовые |
проекты |
2-02-23; |
||
2-02-07; 2-02-52) |
(рис. 1). |
Некоторые школы имели рас |
||||
ширенные |
рекреационные |
помещения |
зального |
типа и |
||
гимнастический зал на первом этаже |
(типовой |
проект |
||||
272 (рис. |
2). В |
связи |
с |
наличием |
зальных |
рекреа |
ций классы в таких зданиях ориентировались |
на раз |
|||||
ные стороны горизонта, |
так как размещались |
с двух |
трех сторон от рекреационных помещений. Это ухудша ло условия естественного освещения и вентиляции учебных и рекреационных помещений и вызывало спра ведливую критику со стороны гигиенистов. Неудобным в этих двух типахшкольных зданий было и близкое соседство учебных и шумных общешкольных помеще ний. Наличие одной рекреации на 6—8 помещений не позволяло обеспечить дифференцированный в возраст ном аспекте режим учебных занятий. Потребность же в такой дифференциации очень велика, так как исследо вания гигиенистов давно показали необходимость уменьшения длительности уроков для учащихся началь ных классов с 45 до 35 мин. Особенно важно укороче-
39
1. Школа на 920 учащихся. Типовой проект 2-02-23. Гипрогражданпромстрой, 1955 г.
а — план |
подвала; |
б — план |
1-го этажа: |
в — план 2—3-го |
эта |
|
жей: г — план |
4-го |
этажа; |
1— классы; |
2 — лаборатории; |
3 — |
|
актовый |
зал; |
4 — гимнастический зал; |
5 — рекреации; 6 — пи |
|||
онерская |
комната; |
7 — вестибюль; 8 — буфет; 9 — гардероб; |
||||
|
|
10 — санузел; |
II — библиотека. |
|
|
8 |
1---- 1 8 |
1 |
__ 1 |
|
"1 |
|
|
|
__ 1___1____ |
|
а 4 |
|
|
1 |
3 |
!_________! ________ 1]Г |
||
1 - |
1 |
11 |
|
Л-1-1 il- |
I |
1 |
1 |
1 |
2
Н
2. Шкала на 960 учащихся. Типовой проект 272 (Литовская ССР).
а — план 1-го этажа; б — план 2-го |
этажа; |
в '—план |
З-го эта- |
|||
т а ; г — план |
4-го |
этажа; 1— класс; |
2 — лаборатория: |
3 — гим- |
||
настическйй |
зал; |
4 — буфет; |
5 — кухня; |
6 — туалет; |
7 — учи- |
|
|
|
тельская; |
8 — гардероб. |
|
|
ние уроков для школьников первого года обучения, об ладающих повышенной возбудимостью и неспособных активно работать более 30—35 мин. Об этом свиде тельствуют данные В. М. Зубковой (1969). Она показа ла, что для учащихся первых классов необходимо обес печить ступенчатое повышение длительности уроков: с 30 мин в первой четверти до 35—40 мин — во второй
и в третьей и до 45. мин — в конце |
первого |
и начале |
второго года обучения. При такой |
уменьшенной про |
|
должительности уроков у 7—8-летних детей |
удается |
обеспечить сохранение достаточно высокого уровня ра ботоспособности на протяжении учебной недели и года,
но для этого и перемены у |
учащихся первых классов |
||
должны иметь |
большую |
продолжительность — от |
|
25 мин в начале до 15 мин в конце учебного года. |
|||
В связи с необходимостью разработки |
дифференци |
||
рованного режима |
занятий |
для учащихся |
начальных, |
особенно первых классов, и удаления учебных помеще ний от шумных общешкольных помещений А. Я. Гугкин еще в 50'-х годах предложил создать школы блоч ного типа. Елочная структура школьных зданий в то время уже начала приобретать популярность за рубе жом.
В Англии, Швеции, Финляндии, Франции и неко торых других странах строились школы, в которых уча щиеся начальных классов имели свои, изолированные от остальных возрастных групп, учебные и рекреацион ные помещения; зальная .группа выделялась в отдель ную группу — блок. В ряде стран с мягким, теплым, климатом эти последние помещения вообще располага лись в разных корпусах (децентрализованная за стройка).
В СССР вначале появились типовые проекты, в кото рых гимнастический зал и совмещенный актовые и обеденный залы пристраивались к основному корпусу, имевшему, как и прежде, прямоугольную конфигура цию, и коридорные либо небольшие зальные рекреации
(типовые проекты 2-02-49, |
2-02-01АН, 2-02-75, 2ЛГ- |
02-2, 2-02-08АН, Б-2-0-3) (рис. |
3). Почти одновременно |
стали строиться школьные здания, напоминающие фор му самолета или буквы «Н» (рис. 4), где четко выде лялся корпус, или блок учебных помещений, и блок общешкольных, зальных помещений, а в переходе меж ду ними размещался нередко вестибюль-гардероб (ти-
42