Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рентьева, 1969), показали, что подъем на 4—5-е этажи как у взрослых, так и у школьников вызывает сущест­ венные сдвиги в показателях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так, у 11—13-летних школьников при подъеме на 4-й этаж школьного здания пульс уча­ щался до 120—140 ударов в минуту и дыхание — до 20—24 в минуту, повышалось кровяное давление. Вре­ мя восстановления этих показателей у здоровых детей затягивалось до 6—7 мин, а у ослабленных — даже до 10—15 мин, т. е. занимало от '/в до ‘Л времени урока. При подъеме на 3-й этаж изменения показателей сер­ дечно-сосудистой и дыхательной систем у здоровых де­ тей были значительно меньшими; восстановительный период составлял 3—4 мин, т. е. был в пределах нормы.

На основе этих данных этажность городских школь­ ных зданий при пересмотре норм проектирования обще­ образовательных школ в 1962—1963 гг. была ограниче­ на тремя этажами. Строительство четырехэтажных школьных зданий допускается теперь лишь в крайне затесненных условиях городской застройки по специ­ альному согласованию с местными санитарными ор­ ганами.

С т р у к т у р а ш к о л ь н о г о з д а н и я . Исходя из педагогиче­

ских и гигиенических требований структура школьного здания должна обеспечить:

— максимальное расчленение

детского коллектива

на отдельные возрастные группы

для дифференциации

учебно-воспитательного процесса,

обусловленного осо­

бенностями развития и функционального состояния де­ тей; особое значение имеет выделение начальных клас­ сов, а среди них первых;

— отделение учебных помещений от общешкольных, являющихся источниками шума, пыли и других загряз­ нений воздуха (гимнастический и актовый залы, мас­ терские, пищеблок, административно-хозяйственные помещения);

.приближение учебных помещений к помещениям для отдыха детей (рекреациям) и санитарным узлам;

удобные и достаточно короткие связи учебных и рекреационных помещений, особенно начальных клас­ сов, с гардеробами и земельным участком, используе­ мым для отдыха детей в перемену;

— благоприятные условия естественного освещения и вентиляции учебных и рекреационных помещений;

38


— возможность изоляции отдельных групп детей в случае возникновения инфекционных заболеваний в це­ лях предупреждения их распространения на весь кол­ лектив и быстрой ликвидации очага.

Эти основные положения, определяющие структуру школьного здания, взаимное расположение отдельных его элементов, изложены во всех монографиях и руко­ водствах но гигиене детей и подростков. В них опреде­ ляются также условия размещения отдельных помеще­ ний (классов, лабораторий, гимнастического и актового залов, пищеблока, гардеробов), максимальное количе­ ство классов, обслуживаемых одной рекреацией, коли­ чество входов в здание и т. д.

Однако в практике школьного строительства до 50— 60-х годов эти требования выполнялись лишь частично. Наиболее распространенный в СССР тип школьного здания на 800 и 880 ученических мест имел один цен­ тральный вход с общим для всех учащихся гардеро­ бом, коридорные рекреации шириной 2,8—3 м, объеди­ няющие 6—8 учебных помещений для детей разного возраста. Гимнастический и актовый залы размеща­ лись на верхних этажах (2—3-м, а нередко и на 4—5-м), что затрудняло использование участков для занятий физкультурой и усложняло процесс доставки пищевых

продуктов

в пищеблок

(типовые

проекты

2-02-23;

2-02-07; 2-02-52)

(рис. 1).

Некоторые школы имели рас­

ширенные

рекреационные

помещения

зального

типа и

гимнастический зал на первом этаже

(типовой

проект

272 (рис.

2). В

связи

с

наличием

зальных

рекреа­

ций классы в таких зданиях ориентировались

на раз­

ные стороны горизонта,

так как размещались

с двух­

трех сторон от рекреационных помещений. Это ухудша­ ло условия естественного освещения и вентиляции учебных и рекреационных помещений и вызывало спра­ ведливую критику со стороны гигиенистов. Неудобным в этих двух типахшкольных зданий было и близкое соседство учебных и шумных общешкольных помеще­ ний. Наличие одной рекреации на 6—8 помещений не позволяло обеспечить дифференцированный в возраст­ ном аспекте режим учебных занятий. Потребность же в такой дифференциации очень велика, так как исследо­ вания гигиенистов давно показали необходимость уменьшения длительности уроков для учащихся началь­ ных классов с 45 до 35 мин. Особенно важно укороче-

39



1. Школа на 920 учащихся. Типовой проект 2-02-23. Гипрогражданпромстрой, 1955 г.

а — план

подвала;

б — план

1-го этажа:

в — план 2—3-го

эта­

жей: г — план

4-го

этажа;

1— классы;

2 — лаборатории;

3 —

актовый

зал;

4 — гимнастический зал;

5 — рекреации; 6 — пи­

онерская

комната;

7 — вестибюль; 8 — буфет; 9 — гардероб;

 

 

10 — санузел;

II — библиотека.

 

 

8

1---- 1 8

1

__ 1

 

"1

 

 

__ 1___1____

 

а 4

 

 

1

3

!_________! ________ 1]Г

1 -

1

11

Л-1-1 il-

I

1

1

1

2

Н

2. Шкала на 960 учащихся. Типовой проект 272 (Литовская ССР).

а — план 1-го этажа; б — план 2-го

этажа;

в '—план

З-го эта-

т а ; г — план

4-го

этажа; 1— класс;

2 — лаборатория:

3 — гим-

настическйй

зал;

4 — буфет;

5 — кухня;

6 — туалет;

7 — учи-

 

 

тельская;

8 — гардероб.

 

 


ние уроков для школьников первого года обучения, об­ ладающих повышенной возбудимостью и неспособных активно работать более 30—35 мин. Об этом свиде­ тельствуют данные В. М. Зубковой (1969). Она показа­ ла, что для учащихся первых классов необходимо обес­ печить ступенчатое повышение длительности уроков: с 30 мин в первой четверти до 35—40 мин — во второй

и в третьей и до 45. мин — в конце

первого

и начале

второго года обучения. При такой

уменьшенной про­

должительности уроков у 7—8-летних детей

удается

обеспечить сохранение достаточно высокого уровня ра­ ботоспособности на протяжении учебной недели и года,

но для этого и перемены у

учащихся первых классов

должны иметь

большую

продолжительность — от

25 мин в начале до 15 мин в конце учебного года.

В связи с необходимостью разработки

дифференци­

рованного режима

занятий

для учащихся

начальных,

особенно первых классов, и удаления учебных помеще­ ний от шумных общешкольных помещений А. Я. Гугкин еще в 50'-х годах предложил создать школы блоч­ ного типа. Елочная структура школьных зданий в то время уже начала приобретать популярность за рубе­ жом.

В Англии, Швеции, Финляндии, Франции и неко­ торых других странах строились школы, в которых уча­ щиеся начальных классов имели свои, изолированные от остальных возрастных групп, учебные и рекреацион­ ные помещения; зальная .группа выделялась в отдель­ ную группу — блок. В ряде стран с мягким, теплым, климатом эти последние помещения вообще располага­ лись в разных корпусах (децентрализованная за­ стройка).

В СССР вначале появились типовые проекты, в кото­ рых гимнастический зал и совмещенный актовые и обеденный залы пристраивались к основному корпусу, имевшему, как и прежде, прямоугольную конфигура­ цию, и коридорные либо небольшие зальные рекреации

(типовые проекты 2-02-49,

2-02-01АН, 2-02-75, 2ЛГ-

02-2, 2-02-08АН, Б-2-0-3) (рис.

3). Почти одновременно

стали строиться школьные здания, напоминающие фор­ му самолета или буквы «Н» (рис. 4), где четко выде­ лялся корпус, или блок учебных помещений, и блок общешкольных, зальных помещений, а в переходе меж­ ду ними размещался нередко вестибюль-гардероб (ти-

42