Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4

Ё

3

 

 

J

f t

U4UI.JiЧ Н— 1 ь 71

6

Г1 1

............i 12

3. Школа на 960 учащихся. Типовой проект 2-02-08 АН Азгоспроект, 1960 г.

а — план 1*го

этажа; б — план 2-го

этажа; в — план 3-го

эта­

жа; г — план

4-го этажа;

I — класс; 2 — лаборатория; 3 — ак­

товый зал; 4

— гимнастический зал;

5 — кухня; 6 — мастерская;

7 — библиотека; 8 — кабинет

домоводства;

9 — рекреация;

10 —

учительская;

11—комната

ручного

труда;

12 — вестибюль и

 

гардероб.

 

 

 

I

[7 ;

a

4. Школа на 964 учащихся. Типовой проект 2М-02-2С. Молдгипрострой, 1962 г.

а — план

1-го этажа;

б — план 2-го этажа; в — план 3-го

этажа;

1 — класс;

2 — лаборатория; 3 — столовая;

актовый зал;

4 — гим­

настический

зал; 5 — учительская;

6 — рекреация.

 


и

дня

актовый зал

продленного

Вход в

группу

5. Школа на 920 учащихся. Типовой проект 5736/11. ' Молдпромстрой, 1961 г.

а — план 1-го

этажа; б — план 2-го

этажа; в — план 3-го

эта­

жа; 1 — класс;

2 — кабинет физики;

3 — кабинет химии;

4 —

актовый зал; 5 — гимнастический зал; 6 — кабинет черчения; 7 — кабинет биологии; 8—аудитория; 9—кабинет машиноведения; 10 — столовая; 11— живой уголок; 12 — вестибюль с гардеробом; 13 — учительская; 14 — рекреация.

повые проекты 2-02-960у, У2-111-2, 2М-02-2С) или мас­ терские и административные помещения (типовые про­ екты 2Р-02-1, 2-02-659 и др.).

В части проектов здание имело П-образную форму: в основном длинном блоке размещались учебные поме­ щения, а в крыльях — общешкольные, зальные, адми­ нистративные помещения, а также мастерские, лабора­ тории (типовые проекты АС-35, 2-02-964у, 5736/11 и др.) (рис. 5).

Блочная структура школьного здания отвечала по­ требностям более или менее четкого деления его на отдельные группы помещений с разным функциональ­ ным назначением: блок учебных и рекреационных по­ мещений, блок или группа общешкольных помещений— спортивных, административно-хозяйственных, помещений трудового обучения, лабораторных, зальных, клубных помещений (обеденный и актовый залы). Но существен­ ным недостатком таких зданий по-прежнему оставалось наличие общей рекреации для учебных помещений 2—3 смежных возрастных групп учащихся.

Таким образом, блочная структура школьных зданий еще не решала проблему возрастной дифференциации учебного режима. Лишь в начале 60-х годов благодаря настоятельным требованиям гигиенистов появилась идея создания в учебных блоках специальных учебных

секций, рассчитанных на

одну — две

смежные

воз­

растные группы детей. Эта

идея была

вначале вопло­

щена в экспериментальных,

а затем (с

1963—1964

гг.)

и в типовых проектах школ, так как была сформулиро­

вана в нормах проектирования

(СНИП П-Л.4-62). При­

мером таких школьных зданий

блочной

и секционной

структуры могут служить экспериментальная

школа

№ 918 Москвы, район Тушино

(рис. 6),

а также

типо­

вые проекты 2-02А-01, 2-02-13, 2-02-14АН, где секционность и блочность зданий выражена еще более четко. Конфигурация зданий в этих последних проектах раз­ лична — от простой П-образной (проекты 2-02А—01, 2-02-14-АН) до сложной (с переходами) (рис. 7 и 8). Общим для них является полная изоляция в отдельном корпусе залов и мастерских, поэтому такие проекты оказались перспективными в первую очередь для юж­ ных городов страны, где дети могут в течение всего го­ да переходить из корпуса в корпус в обычной школь­ ной форме. В средней же полосе Советского Союза

46


i k i ь

 

 

Шг

с г

 

5

 

 

o jo j o ] 1

------- 1

1 2

И

птт

н ■1

f t 1

1 2

 

 

 

 

н

1—

 

 

 

1

1

1

1

[ у

ш

. 1

1

 

1

 

 

1

olctolf 1

12

 

 

 

-

1 HO

1 2

o,gf»j1

------1

1

i f f l

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l

ц >-----

 

 

 

. ~ -

 

rl |------

 

1

i

 

i

2

1

I

1

 

 

 

1

6.

Экспериментальный проект школы на 960 мест, Москва.

а — план

1-го этажа;

б — план

2-го этажа;

в — план 3-го

этажа;

1— класс;

2 — лаборатория;

3 — актовый

зал—столовая;

4 — гимнастический

зал; 5 —

библиотека;

6 — учительская;

7 — мастерские; 8 — кухня; 9 — вестибюль и гар­

 

 

дероб;

10 — аудитория; 11— туалет; 12 — рекреация.

 

развитие получили школы с типами зданий, аналогичными представленным на рис. 6.

Учебная секция в таких зданиях состоит из 3—4 учеб­ ных помещений, объединенных коридорной или зальной

47


7. Учебный корпус школы на 920 учащихся. Типовой проект 2-02А-01. Армжилгражданстрой, 1961 г.

а — план

1-го этажа; б — план 2-го этажа;

в — план 3-го этажа

1—класс;

2 — лаборатория; 3 — аудитория;

4 — класс-кабннет;

5 — актовый зал; б — библиотека; '7 — столовая; 8 — вестибюль и гардероб; 9 — рекреация.

48

8. Школа на 960 учащихся. Типовой проект 2-02-13, Гру­ зинская ССР.

а — план

1-го этажа;

б — план 2-го

этажа;

в —зальный

корпус;

1 — класс;

2 — лаборатория; 3 — актовый зал;

4 — гимнастический

зал; 5 — библиотека;

6 — мастерская;

7 — учительская; 8

— рекре­

 

ация;

9 — вестибюль

и гардероб.

 

49


рекреацией, и санитарных узлов. Благодаря этому в одной секции размещается либо по три параллели клас­ сов (одного возраста), либо по две параллели классов двух смежных возрастов (1-й и 2-й,- 3-й и 4-й и т. д.). Такая структура здания получила высокую оценку ги­ гиенистов и педагогов," так как позволила обеспечить дифференцированный режим труда и отдыха учащихся разных возрастов и надежно изолировала учебные по­ мещения от шумных общешкольных. Недостатком этих

школ осталась удаленность ряда

учебных

помещений

от гардероба и входа в здание:

для того

чтобы выйти

на участок в перемену, школьники

по-прежнему были

вынуждены

пользоваться

общим входом,

хотя в.пред­

ставленных

на рис. 6, 7,

8 проектах

имелась реальная

возможность устройства дополнительных выходов пря­ мо из учебных секций (хотя бы на первом этаже, где размещается начальные классы). Необходимость со­ здания децентрализованных гардеробов и раздельных входов для учащихся разных возрастов, как и потреб­ ность в четком делении зданий на блоки и секции, воз­ растает по мере увеличения вместимости школьных зданий.

Блочная, секционная структура школьных зданий прочно вошла в нашей стране в практику школьного строительства последних лет как наиболее перспектив­ ная и отвечающая гигиеническим и педагогическим тре­ бованиям. В настоящее время эта структура применя­ ется при проектировании школьных зданий для любых климатических районов. Меняется лишь в зависимости от условий строительства степень компактности зданий: от компактных зданий с минимальным количеством блоков в северных районах страны до полностью де­ централизованной застройки в южных, где, как уже го­

ворилось, блоки

превращаются

нередко в отдельные

корпуса.

 

школ .блочной

структуры

получило

Строительство

широкое распространение

и за

рубежом,

особенно в

странах народной демократии. Чешские

и

болгарские

архитекторы широко

пропагандируют

проектирование

и строительство школьных зданий

из отдельных функ­

циональных блоков.

Созданы

специальные

каталоги

типовых

функциональных

блоков

(блоки классных по­

мещений,

учебных кабинетов

и лабораторий, -зальных

помещений и мастерских и т. д.).

При

необходимости

50