Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
4 |
Ё |
|
3 |
||
|
||
|
J |
|
f t |
U4UI.JiЧ Н— 1 ь 71 |
6 |
Г1 1 |
............i 12 |
3. Школа на 960 учащихся. Типовой проект 2-02-08 АН Азгоспроект, 1960 г.
а — план 1*го |
этажа; б — план 2-го |
этажа; в — план 3-го |
эта |
||
жа; г — план |
4-го этажа; |
I — класс; 2 — лаборатория; 3 — ак |
|||
товый зал; 4 |
— гимнастический зал; |
5 — кухня; 6 — мастерская; |
|||
7 — библиотека; 8 — кабинет |
домоводства; |
9 — рекреация; |
10 — |
||
учительская; |
11—комната |
ручного |
труда; |
12 — вестибюль и |
|
|
гардероб. |
|
|
|
I
[7 ;
a
4. Школа на 964 учащихся. Типовой проект 2М-02-2С. Молдгипрострой, 1962 г.
а — план |
1-го этажа; |
б — план 2-го этажа; в — план 3-го |
этажа; |
|
1 — класс; |
2 — лаборатория; 3 — столовая; |
актовый зал; |
4 — гим |
|
настический |
зал; 5 — учительская; |
6 — рекреация. |
|
и |
дня |
актовый зал |
продленного |
Вход в |
группу |
5. Школа на 920 учащихся. Типовой проект 5736/11. ' Молдпромстрой, 1961 г.
а — план 1-го |
этажа; б — план 2-го |
этажа; в — план 3-го |
эта |
жа; 1 — класс; |
2 — кабинет физики; |
3 — кабинет химии; |
4 — |
актовый зал; 5 — гимнастический зал; 6 — кабинет черчения; 7 — кабинет биологии; 8—аудитория; 9—кабинет машиноведения; 10 — столовая; 11— живой уголок; 12 — вестибюль с гардеробом; 13 — учительская; 14 — рекреация.
повые проекты 2-02-960у, У2-111-2, 2М-02-2С) или мас терские и административные помещения (типовые про екты 2Р-02-1, 2-02-659 и др.).
В части проектов здание имело П-образную форму: в основном длинном блоке размещались учебные поме щения, а в крыльях — общешкольные, зальные, адми нистративные помещения, а также мастерские, лабора тории (типовые проекты АС-35, 2-02-964у, 5736/11 и др.) (рис. 5).
Блочная структура школьного здания отвечала по требностям более или менее четкого деления его на отдельные группы помещений с разным функциональ ным назначением: блок учебных и рекреационных по мещений, блок или группа общешкольных помещений— спортивных, административно-хозяйственных, помещений трудового обучения, лабораторных, зальных, клубных помещений (обеденный и актовый залы). Но существен ным недостатком таких зданий по-прежнему оставалось наличие общей рекреации для учебных помещений 2—3 смежных возрастных групп учащихся.
Таким образом, блочная структура школьных зданий еще не решала проблему возрастной дифференциации учебного режима. Лишь в начале 60-х годов благодаря настоятельным требованиям гигиенистов появилась идея создания в учебных блоках специальных учебных
секций, рассчитанных на |
одну — две |
смежные |
воз |
растные группы детей. Эта |
идея была |
вначале вопло |
|
щена в экспериментальных, |
а затем (с |
1963—1964 |
гг.) |
и в типовых проектах школ, так как была сформулиро
вана в нормах проектирования |
(СНИП П-Л.4-62). При |
||
мером таких школьных зданий |
блочной |
и секционной |
|
структуры могут служить экспериментальная |
школа |
||
№ 918 Москвы, район Тушино |
(рис. 6), |
а также |
типо |
вые проекты 2-02А-01, 2-02-13, 2-02-14АН, где секционность и блочность зданий выражена еще более четко. Конфигурация зданий в этих последних проектах раз лична — от простой П-образной (проекты 2-02А—01, 2-02-14-АН) до сложной (с переходами) (рис. 7 и 8). Общим для них является полная изоляция в отдельном корпусе залов и мастерских, поэтому такие проекты оказались перспективными в первую очередь для юж ных городов страны, где дети могут в течение всего го да переходить из корпуса в корпус в обычной школь ной форме. В средней же полосе Советского Союза
46
i k i ь |
|
|
Шг |
с г |
|
5 |
|
|
o jo j o ] 1 |
------- 1 |
1 2 |
И |
птт |
н ■1 |
f t 1 |
1 2 |
— |
||
|
|
|
|
н |
1— |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
[ у |
ш |
. 1 |
1 |
|
1 |
|
|
1 |
olctolf 1 |
12 |
|
|
|
- |
1 HO |
1 2 |
o,gf»j1 |
|
------1 |
1 |
i f f l |
1 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
l |
ц >----- |
|
|
|
. ~ - |
|
rl |------ |
||
|
1 |
i |
|
i |
2 |
1 |
I |
1 |
|
|
|
|
1 |
||||||
6. |
Экспериментальный проект школы на 960 мест, Москва. |
||||||||
а — план |
1-го этажа; |
б — план |
2-го этажа; |
в — план 3-го |
этажа; |
1— класс; |
|||
2 — лаборатория; |
3 — актовый |
зал—столовая; |
4 — гимнастический |
зал; 5 — |
|||||
библиотека; |
6 — учительская; |
7 — мастерские; 8 — кухня; 9 — вестибюль и гар |
|||||||
|
|
дероб; |
10 — аудитория; 11— туалет; 12 — рекреация. |
|
развитие получили школы с типами зданий, аналогичными представленным на рис. 6.
Учебная секция в таких зданиях состоит из 3—4 учеб ных помещений, объединенных коридорной или зальной
47
7. Учебный корпус школы на 920 учащихся. Типовой проект 2-02А-01. Армжилгражданстрой, 1961 г.
а — план |
1-го этажа; б — план 2-го этажа; |
в — план 3-го этажа |
1—класс; |
2 — лаборатория; 3 — аудитория; |
4 — класс-кабннет; |
5 — актовый зал; б — библиотека; '7 — столовая; 8 — вестибюль и гардероб; 9 — рекреация.
48
8. Школа на 960 учащихся. Типовой проект 2-02-13, Гру зинская ССР.
а — план |
1-го этажа; |
б — план 2-го |
этажа; |
в —зальный |
корпус; |
1 — класс; |
2 — лаборатория; 3 — актовый зал; |
4 — гимнастический |
|||
зал; 5 — библиотека; |
6 — мастерская; |
7 — учительская; 8 |
— рекре |
||
|
ация; |
9 — вестибюль |
и гардероб. |
|
49
рекреацией, и санитарных узлов. Благодаря этому в одной секции размещается либо по три параллели клас сов (одного возраста), либо по две параллели классов двух смежных возрастов (1-й и 2-й,- 3-й и 4-й и т. д.). Такая структура здания получила высокую оценку ги гиенистов и педагогов," так как позволила обеспечить дифференцированный режим труда и отдыха учащихся разных возрастов и надежно изолировала учебные по мещения от шумных общешкольных. Недостатком этих
школ осталась удаленность ряда |
учебных |
помещений |
|||
от гардероба и входа в здание: |
для того |
чтобы выйти |
|||
на участок в перемену, школьники |
по-прежнему были |
||||
вынуждены |
пользоваться |
общим входом, |
хотя в.пред |
||
ставленных |
на рис. 6, 7, |
8 проектах |
имелась реальная |
возможность устройства дополнительных выходов пря мо из учебных секций (хотя бы на первом этаже, где размещается начальные классы). Необходимость со здания децентрализованных гардеробов и раздельных входов для учащихся разных возрастов, как и потреб ность в четком делении зданий на блоки и секции, воз растает по мере увеличения вместимости школьных зданий.
Блочная, секционная структура школьных зданий прочно вошла в нашей стране в практику школьного строительства последних лет как наиболее перспектив ная и отвечающая гигиеническим и педагогическим тре бованиям. В настоящее время эта структура применя ется при проектировании школьных зданий для любых климатических районов. Меняется лишь в зависимости от условий строительства степень компактности зданий: от компактных зданий с минимальным количеством блоков в северных районах страны до полностью де централизованной застройки в южных, где, как уже го
ворилось, блоки |
превращаются |
нередко в отдельные |
||||||
корпуса. |
|
школ .блочной |
структуры |
получило |
||||
Строительство |
||||||||
широкое распространение |
и за |
рубежом, |
особенно в |
|||||
странах народной демократии. Чешские |
и |
болгарские |
||||||
архитекторы широко |
пропагандируют |
проектирование |
||||||
и строительство школьных зданий |
из отдельных функ |
|||||||
циональных блоков. |
Созданы |
специальные |
каталоги |
|||||
типовых |
функциональных |
блоков |
(блоки классных по |
|||||
мещений, |
учебных кабинетов |
и лабораторий, -зальных |
||||||
помещений и мастерских и т. д.). |
При |
необходимости |
50