ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
Названный принцип сводится к формированию методов; разрешения дел в арбитраже и оказывает существенное воз
действие на весь арбитражный процесс. Понятие арбитриро-
вания дается в п. 17 Положения о государственном арбитраже-
при Совете Министров СССР54, где содержится комплекс
норм, регламентирующих организацию органа хозяйственной
юрисдикции, а также определяющих порядок рассмотрения и-
разрешения дел.
Организационные нормы устанавливают включение участ
ников спора через'представителей в орган, разбирающий дан
ный конфликт, и наделяют их равными полномочиями как по-
рассмотрению, так и по разрешению дела. Но арбитр зани мает здесь особое, главенствующее положение, состоящее в-
том, что он руководит заседанием арбитража, а в случае недо
стижения соглашения сторонами обладает |
исключительным |
правомочием единоличного разрешения спора. |
|
Процессуальная сторона ■ арбитрирования |
заключается в |
том, что стороны могут и обязаны активно использовать пре
доставленные им права во время разбирательства дела: они
совместно с арбитром обсуждают все обстоятельства спора и- участвуют в принятии решения. Стороны, включенные в со
став арбитража, принимают самое непосредственное и актив
ное участие в рассмотрении и разрешении хозяйственного спо ра. Поэтому не совсем правильно связывать арбитрирование
только с результатами разрешения дела (единолично арбит
ром или же совместно со сторонами). В таком случае арбитри рование неправомерно сводится только к участию представи
телей в вынесении решения.
Процессуальная норма арбитрирования регулирует также-
правила вынесения постановления арбитража и его форму. Оно выносится либо всеми членами арбитражной коллегии — арбитром и представителями сторон (в этом случае оно име нуется соглашением), либо единолично арбитром (тогда оно-
именуется решением).
Арбитрирование регламентирует и задачи заседания
арбитража, поскольку деятельность участников заседания
должна быть направлена к достижению соглашения о закон ных условиях ликвидации хозяйственного спора55. Тесная
54 СП СССР, !'974, № 4, ст. 19.
55 См.: Логинов П. В. Арбитрирование — метод разрешения хозяй ственных споров. — «Советское государство и право», 1970, № 3, с. 89—90-
140
взаимосвязь и взаимообусловленность организационных и про цессуальных норм, регламентирующих арбитрирование, а так
же множественность 5тих норм, объединяемых единой целью,
дает основание считать его институтом советского арбитраж ного процесса.
Будучи методом разбирательства хозяйственного спора,
оно оказывает существенное влияние на ряд положений
арбитражного процесса, что выражается, прежде всего, в не
разработанности процедуры проведения заседания. В Прави лах .содержатся только указания на то, что оно должно про
водиться в порядке, обеспечивающем всестороннее и объек
тивное выяснение прав и обязанностей сторон, всех обстоя
тельств спора и причин его возникновения, и в направлении, -способствующем достижению сторонами законного соглаше
ния и вынесению правильного решения (п. 75 Правил).
Поскольку стороны входят в состав арбитража, то деталь
ная регламентация последовательности совершения процес суальных действий сковывала бы их инициативу в арбитриро-
вании, вносила бы элементы ничем неоправданного формализ ма в арбитражное разбирательство.
Неразработанность процедурных правил заседания и раз
бирательство дела методом арбитрирования объединяют вое дино рассмотрение и разрешение дела. В арбитражном про
цессе, в отличие от судопроизводства, нельзя четко различить
этапы юрисдикционной деятельности, что превращает заседа
ние в своеобразное совещание хозяйственников. Однако
арбитрирование не исключает необходимости регламентиро
вания последовательности процессуальных действий. Жела
тельно, чтобы в новое законодательство были включены нор мы, выработанные многолетней практикой и способствующие
лучшей организации разбирательства хозяйственных спо
ров56.
Арбитрирование делает ненужным ряд процессуальных
институтов, известных судоустройству и судопроизводству.
Так, в арбитражном процессе нет и не может быть отвода
арбитра, поскольку он является одним из трех лиц, разре
шающих спор. И если представители сторон, заинтересован
ные в исходе дела, все-таки включаются в состав органа, раз
решающего спор, то нет надобности исключать из него и
арбитра. Отсутствие института отвода арбитра объясняется
86Cm. но данному вопросу: Абова Т. E., Тадевосян В. С. Указ, работа, с. 115.
141
также и тем, что субъектами спора, составляющего предмет
разбирательства, являются не граждане, а организации,
строящие свои взаимоотношения на основе единого народно
хозяйственного плана, на базе принципа сотрудничества и
взаимопомощи в его выполнении. Поэтому отвод арбитру с
целью передать дело в другой орган неправомерен. Такое по
ложение делает ненужным подробное протоколирование засе дания арбитража. Поскольку нет точной последовательности в совершении процессуальных действий, а число их ограниче но, отсутствует необходимость вести развернутый протокол.
Наличие урегулирования хозяйственных споров, в ходе кото
рого формируются и документируются позиции спорящих
организаций, а также отсутствие в арбитражном процессе
средств доказывания в устной форме тоже делает нецелесооб
разным подробное протоколирование. Как показывает прак тика, вполне достаточно краткого протокола заседания, сли
вающегося с решением арбитража.
Арбитрирование обусловливает характер и виды предста вительства, в частности ответственного представительства.
Так как стороны принимают участие в вынесении решения, то, очевидно, не нужны, особые правила для этого. Например, нет
надобности окружать тайной процесс вынесения арбитражного
постановления.
Далее. Арбитрирование делает ненужным обжалование
решений, подобное кассационному производству в суде. Если
сами заинтересованные организации разрешали свой спор,
зачем нужно предоставлять им право его обжалования? Для
исправления ошибок, допускаемых при разрешении споров
единолично арбитром, достаточно пересмотра дел по вновь
открывшимся обстоятельствам и в порядке надзора.
Таким образом, метод разрешения хозяйственных споров,
будучи нормативным выражением принципа арбитрирования,
формирует ряд институтов арбитражного процесса.
Арбитрирование отражает сущность данной формы защиты прав. Оно позволяет быстро, оперативно и правильно разре шать различные хозяйственные споры, способствует укрепле
нию сотрудничества организаций в выполнении планов и до говоров, служит одним из процессуальных средств борьбы с
местничеством и ведомственными тенденциями. Для того, что
бы оно стало действенным методом разбирательства хозяйст
венных споров, необходим ряд условий: а) чтобы заинтересо
ванные организации участвовали в заседаниях арбитража;
б) чтобы стороны были представлены достаточно полномоч-
142
Л*
ними представителями, которые совместно с арбитром смогли
бы разрешить все возникающие в ,ходе разбирательства вопро сы как правового, так экономического и производственного характера; в) чтобы все члены арбитражной коллегии, пра
вильно понимая задачи и сущность хозяйственной юрисдикции,
прилагали необходимые усилия к заключению законных со
глашений.
Кроме того, арбитрирование допустимо при разбиратель
стве споров, вытекающих из правоотношений, лишь частично
урегулированных нормами права, а также в случаях, когда
норма, па основе которой разрешается спор, имеет альтерна
тивную санкцию. В настоящее время таким методом возмож
но рассмотрение, главным образом, преддоговорных споров по протоколу разногласий, где организации могут предла гать несколько вариантов правомерного разрешения опреде
ленных вопросов57.
То отрицательное значение, какое имеют хозяйственные
споры для экономики конфликтующих организаций и народ
ного хозяйства страны в целом, обусловливает наличие двух
принципов — срочности арбитражного производства и актив
ной помощи арбитра в защите государственных и обществен
ных интересов.
Процессуальный принцип срочности непосредственно по рожден срочностью защищаемых спорных прав организаций и тем, что оперативно работающим организациям необходимо такое же оперативное разрешение их споров. Именно поэтому
одной из задач законодательства является своевременность разрешения хозяйственных споров (п. 2 Правил, постановле
ние Совета Министров СССР № 646 от 7 августа 1970 г. «О по вышении роли органов государственного арбитража и арбит
ражей министерств и ведомств)»58.
Своевременность разбирательства дела в арбитраже до стигается путем реализации принципа срочности, который по
содержанию представляет собой установление точных, опти
мально коротких процессуальных сроков в арбитражном про-
57 Более подробно данный вопрос освещен в кн.: Зайцев И. Μ. Ар битражное рассмотрение преддоговорных споров. Изд-во Сарат. ун-та,
1973, с. 69.
58 Быстрота является задачей и гражданского судопроизводства (cτ.' 2 ГПК РСФСР). Но средства выполнения ее в арбитражном процессе спе цифичны, в силу чего К. С. Юдельсон (см. его: Советское гражданское про цессуальное право. Μ., «Юридическая литература», 1965) и Р. Ф. Каллистратова (см. ее: Государственный арбитраж. Автореф. докт. дисс. Μ., 1972) выделяют его в самостоятельное начало арбитражного производства.
143