Файл: Гурьев, Д. В. Становление общественного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
пункт, и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления» '.
В своем единстве данные категории выра жают диалектический метод исследования — восхождение от абстрактного к конкретному. Сначала человек в познании предмета пере ходит от чувственно-конкретного обыденного знания к образованию , отдельных абстрак ций, отражающих те или иные стороны пред мета порознь, а потом на базе этой первой стадии теоретического познания осуществля ет конкретное отражение путем синтеза абст ракций в единую систему, теорию. «На пер вом пути,— указывает К. Маркс,— полное представление подверглось испарению путем превращения его в абстрактные определения, на втором пути абстрактные определения ве дут к воспроизведению конкретного посред ством мышления». Другими словами, метод, восхождения от абстрактного к конкретному есть «способ, при помощи которого мышле ние усваивает себе конкретное, воспроизво дит его как духовно конкретное» 1.2
Отметим и другой аспект, на который об ращал внимание К. Маркс: мысленное вос хождение от абстрактного к конкретному от ражает не только процесс синтезирования абстракций в единое целое, но и процесс действительного движения (развития) дан ного предмета от простого к сложному. Так, сопоставив стоимость, деньги и другие сторо ны капиталистического производства с темп
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 37. 2 Там же, стр. 37—38.
12
Же сторонами феодального и рабовладельче ского способов производства, К. Маркс при ходит к выводу, что в первом они стали более развитыми, конкретными. «В этом смысле,— пишет он,— ход абстрактного мышления, восходящего от простейшего к сложному, со ответствует действительному... историческо му процессу» Далее он иллюстрирует спра ведливость данного вывода на примере такой фундаментальной категории, как труд. Как всеобщая простейшая категория труд приоб ретает в буржуазном обществе новую форму абстрактного труда. «Этот пример с тру дом,— подчеркивает К. Маркс,— убедитель но показывает, что даже самые абстрактные категории, несмотря на то, что они — именно благодаря своей абстрактности — имеют силу для всех эпох, в самой определенности этой абстракции представляют собой в такой же мере и продукт исторических условий и об ладают полной значимостью только для этих условий и в их пределах» 1.2
Категории логического и исторического в марксистской литературе имеют различное толкование. Мы разделяем ту точку зрения, согласно которой историческое есть, с одной стороны, объективный - процесс развития предмета в единстве его внутренней и внеш ней сторон. Один и тот же закономерный процесс может в зависимости от условий его протекания проявляться в различных фор
1 |
К. Маркс и |
Ф. Энгельс. Соч., т. 40, ч. I, |
стр. 39. |
42. |
|
2 |
Там же, стр. |
13
мах, приостанавливаться, отклоняться в сто рону и т. д.
С другой стороны, историческое представ ляет собой теоретическое отображение слож ного реального процесса. Как и всякое тео ретическое познание, историческое, при всех его особенностях, в конечном счете выража ет объективную логику, закономерный ход развития предмета и в этом отношении сов падает с логическим, которое отражает сущ ность исторического процесса в чистом виде.
Логическое, по Ф. Энгельсу, есть «отраже ние исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отра жение исправленное, но исправленное соот ветственно законам, которые дает сам дейст вительный исторический процесс...» *.
Применение диалектического метода в ис следовании генезиса любых явлений, в том числе и производства, позволяет отразить внутреннюю логику их развития и тем самым избежать односторонности и схематизма или поверхностного описания событий, не за трагивающего внутренней связи их друг с другом.
Но как осуществить логическое и истори ческое познание предмета? Трудность здесь состоит прежде всего в том, что действитель ное начало предмета невозможно установить, не зная его сущности. И наоборот, мы не мо жем осмыслить сущность предмета, не опре делив его начало...1
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, стр. 497.
14
Разработанный К. Марксом метод логичес кого и исторического дает ученым ключ к ре шению проблемы. Согласно К. Марксу, по знание сущности и происхождения предмета должно начинаться с всестороннего анализа его зрелого состояния, его состава, функций и структуры. Именно исследование уже сфор мировавшегося предмета дает возможность представить в общих чертах его историю, так как в предмете сохраняются «обломки и эле менты» его предшествующих состояний. Про анализировав буржуазное общество, К. Маркс приходит к выводу, что «категории, выража ющие его отношения, понимание его струк туры, дают вместе с тем возможность загля нуть в структуру и производственные отно шения всех тех погибших форм общества, из обломков и элементов которых оно было по строено» 1, а значит, и возможность устано вить его исходное начало.
Следующий шаг в исследовании развива ющегося объекта — сопоставление обнару женных в нем простейших моментов с анало гичными моментами предшествующих ему явлений, что позволяет выявить предпосылки возникновения данного предмета, его исход ный пункт.
Предварительное знание сущности пред мета, полученное в результате логического анализа, и определение его тенденций разви тия позволяют исследователю представить в общих чертах его предысторию. Познание же
последней способствует более |
точному рас-1 |
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сот., |
т. 46, ч. I, стр. 42. |
15
крытию сущности изучаемого предмета и т. Д. Г
Рассматриваемые нами категории диалек тики имеют всеобщий характер. Оценивая ре зультаты применения их к анализу капитала, В. И. Ленин сделал следующий вывод: «Если применение материализма к анализу и объяс нению одной общественной формации дало такие блестящие результаты... совершенно естественно, что необходимость такого метода распространяется и на остальные обществен ные формации, хотя бы и не подвергшиеся специальному фактическому изучению и де тальному анализу...» 1.2
Для раскрытия логики становления про изводства особое значение имеет категория становления. Остановимся на ней более под робно.
§ 2. Категория становления
Категория становления, выражающая в общей форме развитие любых явлений, в об щих чертах была разработана еще Гегелем. Он выделял в становлении явлений три глав ных момента: начало, собственно процесс становления и его результат — сформировав шееся, готовое явление. Гегель сумел рас крыть ййутреннюю противоречивость начала нового явления: оно всегда бессодержатель
1См. П. В. Копнин. Философские пдеп В. И. Ле нина и логика. М., 1969, стр. 208—211.
2В. И. Ленин._Цо1Ш. собр. соч., т. 1, стр. 143.
но, абстрактно, так как в нем отсутствует сущность будущего явления. Поэтому Гегель назвал начало чистым бытием. В то же время это начало не бессодержательно, конкретно, ибо оно заключает в себе тенденции и воз можности появления именно данного, а не какого-либо иного явления. Гегель в целом верно представил процесс становления ново го явления из его потенциального начала, становления, которое протекает в борьбе за рождающейся сущности нового явления с его началом и собственной незрелостью.
К. Маркс использовал положительные мо менты гегелевского понимания становления, преодолев его недостатки — идеализм, абст рактность, схематизм и др. В процессе работы над «Капиталом» он наполнил категорию ста новления новым содержанием, четко выделил в становлении четыре внутренне взаимосвя занных этапа (предпосылки нового явления, его зачаток, собственно процесс становления и его результат — ставшее явление). И хотя рассматриваемая категория в «Капитале» специально не исследуется, тем не менее она достаточно ясно прорисовывается в его логи ке. В соответствии с задачами нашей работы попытаемся выявить хотя бы основные мо менты марксового понимания становления.
В соответствии с задачей нашего исследо вания, нас будут интересовать не конкретные результаты марксового анализа становления капитала, а то, как К. Маркс с помощью ука занных категорий диалектики устанавливает основные его этапы и раскрывает их главные
особенности, |
? .... ............. |
|
|
|
|
Г®с. публи1 |
|
|
|
яаучяо-тбхни |
* ' |
|
1 |
библиотека ССЫ» |
| |
|
амярмпляр |
|
Общие и специфические предпосылки возникновения явления
Чтобы раскрыть природу капитала, К. Марксу потребовалось предварительно сравнить его с другими формами производ ства. Опираясь на свое учение об обществен но-экономической формации, К. Маркс уста новил историческое место капиталистическо го производства как одной из преходящих стадий развития производства вообще, пред ставляющего собой совокупность определе ний, общих «всем ступеням производства, ко торые фиксируются мышлением как все
общие» Всесторонний анализ капиталистического
производства показал, что оно имеет две главные стороны: производство прибавочной стоимости, выражающее его сущность, и бо лее простые его моменты труд, разделение труда и др., представляющие собой глубин ную основу первой. В самом деле, без целе сообразного использования работниками средств производства, т. е. без изготовления нужных людям потребительных стоимостей, нет производства стоимости вообще (това ров) и прибавочной стоимости в частности.
Сопоставление капитала с предшествовав шими ему формами производства привело К. Маркса к выводу о том, что более простые
моменты капиталистического |
производства1 |
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., |
т. 46, ч. I, стр. 24. |
18
(труд, разделение труда) присущи всем пред шествовавшим ему производствам и являют ся всеобщими определениями производства вообще. В этом отношении К. Маркс обраща ет особое внимание на труд, который как «це лесообразная деятельность для созидания по требительных стоимостей» представляет со бой «вечное естественное условие человече ской жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напро тив, одинаково общ всем ее общественным формам» ‘.
Вот эти древнейшие и простейшие момен ты производства К. Маркс квалифицировал как общие предпосылки возникновения капи тала. Их прогресс и определяет, в конечном счете, развитие общества. Они образуют как бы продольные связи, которые объединяют различные эпохи в единое целое и готовят по явление новой формации.
Среди общих предпосылок К. Маркс вы деляет труд, развитие которого играет реша ющую роль в зарождении нового способа производства.
Таким образом, самые общие предпосыл ки капитала в виде труда, его разделения ме жду группами производителей, областями, странами и т. д. созревали в недрах предшест вовавших ему форм производства. Их следу ет назвать потенциальным началом буржуаз ного производства, ибо они создавали лишь возможность его появления. Эти предпосыл ки можно, по нашему мнению, обозначить и1
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 195,
19