ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
фнциенты избытка воздуха. В то же время известно, что умень шением наружного диаметра ротора турбины, а следовательно, и момента его инерции можно существенно сократить время его разгона. Расчеты показывают, что при правильно подобранном турбокомпрессоре время его разгона может быть таким же (при
мерно 1 с), как и |
время |
разгона дизеля. Опыты, проведенные |
на дизеле СМД-14- |
с турбокомпрессором ТКР-8,5, показали, что |
|
запаздывания нарастания |
давления наддува не наблюдается. |
Рис. 24. Время разгона трактора па различ ных передачах:
а — без нагрузки; б — нагрузка Р К1)=1000 кгс (О — дизель с наддувом: • — дизель без наддува)
Испытания проводились на двух тракторах Т-74, одни из ко. торых имел дизель СМД-14А мощностью 90 л. с. с турбоком
прессором ТКР-8,5, а |
второй — тот же дизель, но |
форсирован |
ный до 85 л. с. путем |
увеличения подачи топлива |
[ 13J. Неболь |
шая разница в мощности дизелей не могла сказаться на резуль татах опытов, так как дизели загружались не более чем на 80%. На рис. 24 приведены результаты замера времени разгона на IV—IX передачах в обоих сравниваемых случаях как без на грузки, так и с нагрузкой на крюке 1000—1100 кгс. Приведен ные данные показывают одинаковую приемистость сравнивае мых тракторов. Наиболее близкими к условиям рядовой эк сплуатации являются опыты по вспашке плугом ПН-4-35С с тя говым сопротивлением 3000 кгс. При этом коэффициент сниже
ния частоты вращения составил |
(в %): |
|
|
|
на V передаче: |
на VI передаче: |
|
|
|
у дизеля |
е наддувом................ 5 |
у дизеля с наддувом . . |
. . |
.1 8 |
у дизеля |
без наддува.................7 |
у дизеля без наддува . . |
. . . |
62 |
Таким образом, на VI передаче у дизеля с турбонаддувом была получена даже более высокая приемистость, чем у дизеля без него. Эти и другие опыты, проведенные в HATH, показали,
47
что при плавном нагружении дизеля с турбонаддувом в течение 2—3 с от холостого хода до полной нагрузки отставания роста
давления наддува от роста частоты вращения и нагрузки ire на блюдается.
4. ВЛИЯНИЕ ТУРБОНАДДУВА НА ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ
Особенности рабочего процесса четырехтактного дизеля с турбонаддувом иллюстрируются теоретической индикаторной диаграммой, представленной па рис. 25. На этой диаграмме со
|
вмещены |
рабочие циклы |
|||
|
дизеля, |
газовой |
турбины |
||
|
и нагнетателя и показана |
||||
|
их взаимосвязь. |
|
|
||
|
Рабочий цикл, прохо |
||||
|
дящий в цилиндре дизе |
||||
|
ля, изображается |
инди |
|||
|
каторной |
диаграммой |
|||
|
aczz'b. |
Выталкивание |
га |
||
|
зов из |
цилиндра |
харак |
||
|
теризуется |
линией |
ак. |
||
|
У дизеля |
без |
наддува |
||
|
процесс |
выталкивания |
по |
||
Рис. 25. Теоретический цикл дизеля с газо |
линии ак |
происходит |
при |
||
турбинным наддувом |
давлении |
больше |
атмо |
||
|
сферного с большей поте |
рей теплоты, составляющей в общем тепловом балансе дизеля примерно 28%. Применение турбонаддува позволяет исполь зовать часть теплоты, обычно теряемой с отработавшими газами. Так, процесс истечения и расширения отработавших газов происходит в выпускных клапанах, трубопроводах и в направляющем аппарате турбины, что определяется линией bb'e; расширение газов на рабочих лопатках турбины опреде ляется линией ее'. Смещение на диаграмме линии ее' влево от линии bb' объясняется «температурным скачком» — некоторым увеличением температуры газов перед колесом турбины, поэто му площадь b'ee'b'' характеризует прирост мощности в резуль тате «температурного скачка». Вся же работа газа в турбине характеризуется площадью ее'т'т.
Одновременно происходит компрессорный цикл в нагнета теле, подающем сжатый воздух в цилиндры дизеля. Состояние воздуха перед сжатием в компрессоре изображается па диа грамме точкой а'. По линии а'а происходит сжатие воздуха в нагнетателе. Таким образом, работа, затрачиваемая на сжатие воздуха в нагнетателе, характеризуется площадью k'a'ak", ai точка а определяет состояние воздуха после компрессора.
48
По давлению наддува ри условно различают три вида над дува: умеренный наддув при рк^1>5 кгс/см2, повышенный над дув при рк= 1,5-=-2 кгс/см2 и высокий наддув при рк> 2 кгс/см2. На тракторных дизелях, находящихся на производстве и форси руемых турбонаддувом, наиболее широко применяют умерен ный наддув, так как тепловые и механические нагрузки при этом возрастают незначительно.
Повышенный наддув имеют отдельные модели дизелей, при
меняемые на мощных промышленных тракторах. |
параметров, |
||||
Давление наддува ри кгс/см2 зависит от |
ряда |
||||
рабочего процесса: |
РеТка |
|
|
|
|
|
Р,Тка |
|
|
|
|
|
ру = С -LL-— = |
С --------- |
|
|
|
где |
с — коэффициент пропорциональности, |
; |
|
||
Pi — среднее индикаторное давление в |
кгс/см2; |
||||
Тк — температура в К воздуха, входящего |
в |
цилиндр;, |
|||
а — коэффициент избытка воздуха; |
|
|
|
||
1],- — индикаторный к. п. д.; |
|
|
|
|
|
т|у — коэффициент наполнения; |
кгс/см2 |
и услов |
|||
ре и 11м |
— среднее эффективное |
давление в |
|||
|
ный механический к. п. д. дизеля. |
|
|
|
Приведенная формула дает зависимость давления наддуваРи от основных параметров, характеризующих рабочий процесс дизеля. При постоянном значении р,, г),-, -щ-, гщ относительное изменение давления ри зависит от относительного изменения значений Тк и а:
Рк = Т ка,
и от принятого относительного изменения степеней сжатия е'п- повышения давления Я и максимального давления сгорания р~
При постоянном значении е и Я максимальное давление сго рания pz зависит только от относительных значений Тк и а:
|
Рг = |
«■ |
|
|
рн~ |
||
На тракторных дизелях |
при |
умеренном наддуве |
|||||
= 1,5 кгс/см2, |
температура воздуха |
после |
компрессора |
обычно- |
|||
находится в пределах 100° С, |
а давление сгорания р, при объем |
||||||
но-пленочном |
смесеобразовании |
и |
непосредственном |
впрыске |
|||
топлива — в |
пределах 80—90 |
кгс/см3, что |
существенно |
отли |
чается от значений р2в дизелях без наддува.
Как видно из последней формулы, охлаждение воздуха после компрессора перед входом в цилиндры, а также снижение ко эффициента избытка воздуха а путем улучшения смесеобразо-
49-
вапия приводит к снижению потребного давления ри и давле ния pz. Поэтому при степени повышения давления наддувоч ного воздуха более 1,7 (повышенный наддув) целесообразно применять промежуточное охлаждение воздуха после компрес сора.
Повышение мощности дизеля при наддуве при условии со хранения коэффициента избытка воздуха пропорционально мас се воздуха, поступающего в цилиндры дизеля. При умеренном наддуве плотность воздуха увеличивается примерно на 30%. Если же учесть повышение действительного коэффициента на полнения дизеля при наддуве на 8—10% (без учета продувки надпоршневого пространства при перекрытии клапанов), то уве
личение массы воздушного заряда составит |
38—40%. Одна ко |
при наддуве необходимо иметь повышенный |
коэффициент из |
бытка воздуха а, чтобы сохранить теплонапряженность деталей цилиндро-поршневой группы в необходимых пределах. Поэтому расход топлива увеличивается в меньшей мере, чем расход воз духа, и прирост мощности при умеренном наддуве составляет примерно 25—30% от мощности без наддува. Этому повышению соответствует увеличение среднего эффективного давления ре до 8—9 кгс/см2. На высокофорсированных тракторных дизелях за счет высокого наддува (рк~2,5 кгс/см2) с промежуточным охлаждением увеличение мощности может быть равным 80—■ 90% от мощности без наддува, а эффективное давление дости гает 11 —12 кгс/см2.
Одновременно с увеличением массы заряда воздуха при тур бонаддуве происходит и увеличение противодавления на выпу ске рп создаваемого турбиной. Значительное увеличение рг мо жет ухудшить очистку камеры сгорания (увеличивается коэф фициент остаточных газов), а следовательно, и индикаторные показатели дизеля. Поэтому необходимо увеличивать отношение Рк/Рг, что достигается улучшением проточной части турбины и компрессора и повышением их к. п. д. По данным НАТИ, па четырехцплиидровых тракторных дизелях на режиме номиналь ной мощности удавалось получить ри/рг= 1,05-н 1,08, что обеспе чивало хорошую продувку камеры сгорания, низкие механиче ские потери и повышение коэффициента наполнения.
Одним из важных 'показателей рабочего процесса дизеля с наддувом является его топливная экономичность. Экономичность характеризуется значениями тц- и т)м, по с повышением давления
наддува на нее оказывают все более существенное |
влияние |
к. п. д. компрессора ?]к и турбины г)т: |
|
П Ч т - — - ± П ,.х Л „ .х |
|
Че = Т|/Т1м -1----------------------------- - |
(16) |
_"И_ |
|
TctZ-o |
|
50