ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
где LT, Lt;, L„. x — работа |
турбины компрессора и |
насосных |
ходов дизеля в ккал/кг; |
топлива |
|
Ни— низшая |
теплотворная способность |
в ккал/кг;
(paL0—действительное количество воздуха в кг на 1 кг топлива с учетом продувки (коэффи циент ср).
Индикаторный к. п. д. при наддуве понижается в результате уменьшения степени повышения давления К (о чем будет сказа но подробнее в гл. IV), несмотря на увеличение давления сго рания р:. С целью снижения термических и динамических на грузок на детали максимальное давление должно ограничи ваться. Это осуществляется за счет некоторого уменьшения угла впрыска или степени сжатия и соответствующего повышения степени предварительного расширения р1Г. р. Индикаторный
У Д с Л Ь Н Ы И р П С Х О Д ТО П ЛИ ВА
632
получается завышенным. Некоторая компенсация этого увеличе ния получается благодаря увеличению а.
Исследования рабочего процесса тракторных дизелей с тур бонаддувом и неразделенными камерами показывает, что при среднем эффективном давлении р,.= 8.5 кгс/см2 индикаторный расход топлива равен примерно 135 г/л.с.-ч. Однако из форму лы (16) следует, что индикаторный к. n-д. является лишь одним из параметров, определяющих эффективный к. п.д.
Эффективный к. п.д. зависит от механического к. п.д. tjm, который зависит от среднего давления механических потерь рм. 1Г п среднего индикаторного давления:
Среднее давление механических потерь рм. п с изменением среднего эффективного давления рс изменяется незначительно. Однако, как будет сказано в глIV, это исследовано только при относительно небольших давлениях рс, имеющих место в дизелях без наддува. С увеличением равленпя рс до величии, получаемых при наддуве, можно ожидать рост механических потерь. Одно-
П
временно при наддуве и отношении — > I происходит уменьше-
Рг
ние механических потерь за счет снижения потерь на насосные ходы. Это учитывается вторым членом уравнения (16), в кото ром, кроме разности работы газов в турбине и потребляемой работы на сжатие воздуха в компрессоре, есть еще слагаемое,
представляющее работе насосных ходов. Эта работа при — <
Рг
<1 отрицательна и потому уменьшает эффективный к. п.д.
С увеличением — работа насосных ходов уменьшается п эф-
Рг
фектпвпый к. п.д. возрастает. При — > 1 работа насосных ходов
Рг
становится положительной и еще более увеличивает гр- В ре зультате эффективный расход топлива при турбонаддуве
032
§е
|
|
|
|
|
Л, 1!и |
|
|
|
|
|
|
получается лучше, чем у дизеля без наддува- |
Так, для большип- |
||||||||||
■ства тракторных дизелей с |
наддувом |
минимальный |
удельный |
||||||||
|
|
|
|
эффективный расход топлива состав |
|||||||
|
|
|
|
ляет примерно 170 г/л. с-ч, что па 2— |
|||||||
|
|
|
|
3 г/л. с -ч ниже, |
чем |
соответствую |
|||||
|
|
|
|
щий расход топлива дизелей без над |
|||||||
|
|
|
|
дува. Однако значительное преимуще |
|||||||
|
|
|
|
ство наддува в топливной экономично |
|||||||
|
|
|
|
сти |
получается |
при |
работе |
на |
частич |
||
|
|
|
|
ных нагрузках, |
которые |
составляют |
|||||
|
|
|
|
значительную долю |
времени |
работы |
|||||
|
|
|
|
трактора. Приведенные па рис. 26 от |
|||||||
|
|
|
|
носительные |
нагрузочные |
характери |
|||||
|
|
|
|
стики дизеля Д-75 [18] с наддувом и |
|||||||
|
|
|
|
без него, в которых за 100% |
приняты |
||||||
|
|
|
|
поминальные мощности, показывают, |
|||||||
|
|
|
|
что если минимальный удельный эф |
|||||||
Рис. 26. Относительные на |
фективный расход топлива при надду |
||||||||||
грузочные характеристики |
ве меньше на |
|
3—5 г/л. с-ч, |
то уже |
|||||||
дизеля СМД-14 с наддувом |
при |
50% N,. |
выигрыш |
составляет |
|||||||
н без |
него: |
л. |
г..; |
15 |
г/л. с-ч. В |
среднем |
механический |
||||
-------- с наддувом, |
Arf,“ 100 |
к. п. д. дизелей с турбопаддувом выше |
|||||||||
---------- без наддува. ;Vp = 75 |
л. |
с. |
|||||||||
|
|
|
|
механического к. п. д. дизеля без над |
|||||||
|
|
|
|
дува (в %): |
|
|
|
|
|
|
При полной загрузке н а ....................................... |
6 |
|
» 50%-ной |
» |
10 |
» 25%-нон |
» |
15 |
Пример форсирования наддувом тракторного дизеля с нераз деленной камерой. В качестве примера рассмотрим влияние па параметры рабочего процесса форсирования наддувом дизеля с неразделенной камерон. Применяемая па некоторых тракторных дизелях камера в поршне типа ЦНИДИ обеспечивает создание автономного вихря воздушного заряда при сжатии и не требует закрутки воздушного заряда ео впускном канале перед входом в цилиндр. Практика показывает, что объем этой камеры V'K
должен соответствовать отношению — - яэ 0,8, где 1% — объем
П
всей камеры сжатия- В соответствии с этим в ИДТИ была спро-
52
ектирована камера ЦНИДП для дизеля с диаметром цилиндра 130 мм и ходом поршня 140 мм применительно к дизелям ЛМЗ, обеспечивающая степень сжатия 8 = 16. Форма камеры показана штриховой линией на рис. 27. При правильно подобранном за-
тня е= 16 применение умеренного наддува дает увеличение pz и снижение жесткости процесса dp/dy па всем диапазоне иссле дованных углов опережения впрыска. При этом выигрыш в топ ливной экономичности gc составляет примерно 5 г/'л. с-ч.
Рис. 28. Влияние угла опережения впрыска на давление сгорания и жест кость процесса при степени сжатия е=16:
— О — без н а д д у в а : ------ |
X ------- |
при наддуве с кл к =1,35 кгс/см2 |
Для обеспечения постоянства нагрузок на детали степень сжатия в была снижена до 14,5 путем расточки камеры до раз меров, показанных сплошной линией на рис. 27. Влияние сни жения степени сжатия па удельный расход топлива и на тем пературу отработавших газов, определяющую работу газов в турбине, видно из рис. 29. показывающего зависимость указан ных параметров от давления наддува при двух степенях сжа тия. Эти данные иллюстрируют малое влияние на приведенные параметры изменения степени сжатия от 16 до 14,5. Снижение удельных расходов топлива в сравнении с расходами, показам-
53
иымн на рис. 28, объясняется отсутствием датчика для нндпцированпя, ухудшающего процесс. Вместе с тем снижение степени сжатия позволило получить при наддуве с рк = 1,35 кгс/см2 па раметры процесса, представленные на рис30. Для сравнения здесь же нанесены результаты при е= 16.
2
г
Рис. 29. Влияние давления наддува на показатели рабо
чего процесса |
(tr и g e) |
при разных степенях |
сжатия: |
|
Р- —S к г с / с м - ; |
р —1 |
— О — £ = 1 -1 .5 ; |
X |
e = 1G,0 |
=0.8; |
Рк~1
Как видно, при переходе на степень сжатия 14,5 во всем диапазоне обследованных углов впрыска наблюдается снижение p z примерно на 5—6 кгс/см2. Жесткость процесса также умень шилась, но только при больших углах опережения впрыска.
р г, кгс/см2 кгс/(см2 град )
L -
Г |
1 |
|
|
|
- 4 |
|
|
|
|
||
6 0 |
1 |
-----------------------— |
2Е |
|
|
1— |
24--- |
-------26 в,----град |
|||
22 |
24 |
26 в,град |
2 |
Рис. 30. Влияние утла опережения впрыска на давле ние сгорания и жесткость процесса при различных степенях сжатия:
Рк =1.35 кгс/см3; ------ |
X ------- |
е= 16.0; |
----- О ------ |
£=14,5 |
Таким образом, снижение степени сжатия позволило сохра нить рг = 80 кгс/см2 при угле опережения впрыска 26°, что обес
печивает также сохранение жесткости, соответствующей степени сжатия, равной 16.
54
Индикаторные расходы топлива gy при работе с наддувом и без него в зависимости от среднего индикаторного давления Pi и коэффициента избытка воздуха а показаны на рис. 31. При веденные данные показывают, что индикаторные расходы топли ва при наддуве и одинаковых значениях а, как уже упомина лось ранее, повышаются в сравнении с расходами без наддува.
дь г/и.п.с.ч
Рис. 31. Влияние наддува при пониженной степени сжатия на индика торный удельный расход топлива g c
---------- с наддувом р к —1.35 кгс/см:; ---------------без наддува
При одинаковых средних индикаторных давлениях наблюдается обратное явление — расходы при наддуве ниже, что является следствием повышения а.
Понижение степени сжатия при наддуве следует определять только с учетом обеспечения требуемых пусковых качеств ди зеля.
5. ОСНОВЫ РАСЧЕТА ФОРМЫ И РАЗМЕРОВ РАДИАЛЬНОЙ ИМПУЛЬСНОЙ ТУРБИНЫ ТУРБОКОМПРЕССОРА
Одним из приближенных методов расчета радиальной им пульсной турбины является метод ЦНИДИ, при котором исхо дят из условий работы турбины при постоянном давлении. В качестве расчетных принимают средние значения секундного расхода газа Gc. г п напора Ят.ад, умноженные на соответствую щие коэффициенты Kg и Ки. В тракторной промышленности применяется разработанная НАТИ приближенная методика рас чета центростремительных турбин газотурбинных двигателей с использованием поправочных коэффициентов, полученных экспе риментально на тракторных дизелях. Недостатком расчета тур бины по средним параметрам газа является невозможность оце пить ее действительный к. п.д.
В связи с этим разработан более сложный метод определе ния к. п.д. турбины по мгновенным значениям давления и тем пературы отработавших газов дизеля, базирующийся на исполь зовании электронно-вычислительной техники.
Приближенный расчет начинают с определения параметров компрессора. Секундный расход воздуха на входе в дизель
^... N,gPа -14,4 m
б/с.В — 6 C.D Фир — |
"ГПП |
Ч>ПР’ |
55
где фпр — коэффициент продувки дизеля;
G'c. „ — секундный расход воздуха, участвующего в сго рании.
|
Плотность воздуха на входе в компрессор |
|
|
п _ |
Ро ^Рпо |
|
ГМ-- |
§т0Ro |
|
|
|
где |
Арво — разрежение, создаваемое воздухоочистителем; |
|
|
Ро, Т0, Ro~ параметры воздуха на входе в компрессор. |
|
|
Плотность воздуха па входе в дизель |
|
|
Рк |
Gc п- 120Юз |
|
gV,Mv |
Показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре
к — 1 Чк.ад
’lK.il
Степень повышения давления в компрессоре
Адиабатический напор в компрессоре
( ы
я к.з д = № , 5 T 0\ n Kk - 1
По расчетным напору и расходу воздуха в соответствии с ГОСТом 9658—66 можно выбрать диаметр колеса компрессора, а следовательно, и турбины, поскольку они обычно равны. За тем рассчитывают параметры турбины.
Секундный расход газа через турбину в кг/с
^ |
сс ■1 4 ,4 -j- |
1 |
|
|
Ос.г ■—Uc.b |
~ ; |
. |
|
|
|
|
а - 14,4 |
|
|
Напор турбины |
|
|
|
|
н - г.вд = |
Я к .ад |
— |
, |
(17)» |
|
|
°с.г |
|
|
где Цтк — к. п.д. турбокомпрессора, которым |
необходимо пред |
|||
варительно задаться. |
|
|
|
|
Задаться значением гуп,- можно, исходя из того, что к. п.д. турбокомпрессора равен произведению адиабатического к. п.д.. компрессора г|к.0д па эффективный к. п.д. турбины (т]ой,т. е.
Лтк = Йк.зд'Чое- |
(18)> |
Обе величины, входящие в правую часть уравнения (18), ре гламентируются ГОСТом па турбокомпрессоры тракторных ди зелей. В первом приближении эти величины выбирают по ГОСТу, а в дальнейшем величина Ят. ад по формуле (17) может быть уточнена методом последовательных приближений.
Затем определяют параметры газа в турбине. Относительный адиабатический перепад температур газов в турбине
л7 — Ят-ад
Шт пя - Ш-Тт
где Гт — температура отработавших газов.
Степень расширения газов в турбине ят определяется по таблицам газодинамических функций в зависимости от значе ния Д7Т. ад-
Давление газов перед турбиной
Pi' Рг^т
Плотность газов перед турбиной
Плотность газов за турбиной
___________ Рг___________ |
(19) |
|
рГ |
(1 — ДГт . адт1„) R r |
|
g T r |
|
Входящий в уравнение (19) к. п.д. турбины па окружности колеса т)„ является одним из основных показателей правильно сти выбора конструктивных параметров колеса турбины. Зада ча расчета сводится к тому, чтобы обеспечить наибольшее зна чение тщ. Для определения значения р,- достаточно принять ц и — = 0,75—0,80, уточнив его последующим расчетом. Поскольку у большинства турбокомпрессоров тракторных дизелей диаметры колеса компрессора и турбины равны, одинаковыми будут и окружные скорости у обоих колес нт= пк. Окружная скорость колеса
и,.. =■- |
/ |
S^K.an |
|
V |
■ н |
||
|
где II — коэффициент напора, который для центробежных ком прессоров обычно лежит в пределах 0,57—0,63.
По окружной скорости можно определить диаметры обоих колес и сравнить их со значениями, рекомендуемыми ГОСТом (Dr = D.„). Теоретическая окружная скорость
C» = V 2gH т.ад ■
Отсюда относительная окружная скорость
«т |
[ |
г^к.ад |
я к. ад |
|
|
|
|||
I |
т£~ |
V2//т.ад Н ■ |
||
|
||||
|
г7 |
^<*"т.пд |
Относительную окружную скорость лучше выразить через расходы воздуха и газа. Проводя приближенный расчет по ме тодике ЦНИДИ, в это уравнение следует ввести поправочный коэффициент напора К„, принимаемый для четырехтактных ди зелей равным 1,12Тогда
.г .к
2К„ Щ.» '
Предварительно определенные величины дают возможность перейти к анализу основного расчетного уравнения, связывающе го к. п.д. на окружности колеса тр, с геометрическими парамет рами проточной части турбины. Для этой цели используется уравнение Балтера, преобразованное для удобства графо-анали тического анализа:
|
|
Д, = |
2х |
|
: |
ф- cos'- оц |
|
|
||
|
|
у |
(1 — ф-) + Ф2 cos2 cq ■ Л |
|
|
|||||
X |
/ |
1 - ( 1 - р 2)х 2- |
|
|
ссрф ctg Р2 — Р2-'-' |
(20) |
||||
|
|
|
|
sin2 (П |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
|
|
|
|
скорости в направляющем аппарате; |
|||||
Ф — коэффициент |
||||||||||
d |
— угол выхода |
потока |
из направляющего |
аппарата; |
||||||
Цср |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р = —g------степень радиальности колеса; |
|
|
||||||||
здесь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А:р = |
|
D I - А |
|
средний диаметр колеса турбины; |
|
|||||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
■коэффициент; |
|
|
|||
|
|
2'КР2 ~ 4 ) |
|
|
|
|
|
|||
1 = |
|
Д.г *0 |
|
|
осзразмер[гая величина; |
|
|
|||
т-2 ~г D?oPrg |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
/Сс=1,08 — поправочный |
коэффициент |
для четы- |
||||||
|
|
|
|
|
рехцнлппдрового дизеля; |
выходе |
из |
|||
|
|
т 2 = 0,95 — коэффициент |
стеснения па |
|||||||
|
|
/ |
^пт |
|
колеса; |
|
.. |
|
|
|
|
|
|
|
|
втулочный диаметр; |
|
||||
|
|
“ пт ~ |
~----- относительный |
|
|
58